Владимир Мячин. Служба в 171 ОБрПЛ

myachin_002

Владимир Мячин.

В 171 ОБрПЛ на Марчекан я прибыл служить по собственному желанию.

Нас из Камня-на-Оби (Алтайский край) призывалось трое. Одного на медкомиссии комиссовали по здоровью, а мы вместе с Геннадием Лобовым прошли и попали на учебу в 51 учебный отряд во Владивостоке. В 51 учебном отряде я обучался специальности – машинист.

На мою беду в учебный отряд приехал покупатель, капитан 3 ранга Шестов. Он отбирал личный состав в штаб флота. Просмотрев документы и обнаружив наличие у меня образования, капитан предложил мне проходить службу в штабной роте. Служить в штабе флота я не хотел и мне предоставили выбор – либо сразу проходить службу в штабе, либо (в случае отказа) после дисбата. Вот так вот, в добровольно-приказном порядке я попал в штаб флота. И не раз я ещё вспоминал капитана 3 ранга Шестова недобрым словом, так как служить в штабе флота у меня не было никакого желания.

В штабную роту я попал на должность писаря. Командиром был контр-адмирал Сидорин, моим прямым начальником – капитан 1 ранга Щербаков.

myachin_009

Письмо о награждении Владимира Мячина нагрудным знаком «Отличник Военно-Морского флота».

В штабе я отслужил почти год и попросил о переводе. Можно было, конечно, и дальше служить в таком тихом и уютном месте, но мне хотелось другого. Было раньше такое слово – патриотизм, вот он и позвал меня от сытой кормушки поближе к реальной службе.

Отношения в штабе были хорошие, к нам относились не только как к подчиненным. После моей просьбы Щербаков предложил перевод в любую бригаду, любое соединение – хоть в береговую, хоть в подводные, но с условием, что моя должность останется такая же – писарь (военного образования у меня не было, а специальность в учебке получить я так и не успел).

Я посмотрел по документам и попросился в 171 бригаду под командованием капитана 1 ранга Кириенко Виктора Яковлевича, которая только обосновывалась в Магадане. Начальником штаба в то время был капитан 2 ранга Кодес Александр Александрович. По боевой подготовке начальником был капитан 2 ранга Зеленцов, а по политической части – капитан 2 ранга Воронцов.

Дорога и КПП 171 ОБрПЛ (1964-66 года).

Дорога и КПП 171 ОБрПЛ (1964-1966 года).

Бригада базировалась на Марчекане, возле судоремонтного цеха МРМЗ. Там же базировался 455 дивизион охраны водного района, гражданские сейнера и рыбацкая плавбаза (возможно речь идет о плавбазе «Днепр» – О.В.)

Когда я пришел служить в бригаду, то в её составе были три ПЛ 613 проекта. Одна из них – С-173 под командованием капитана 2 ранга Христова.

Плавбаза «Север».

Плавбаза «Север».

Личный состав бригады жил на плавбазе «Север», офицеры и мичмана жили в городе, им выделяли жилье. За время службы мой командир капитан-лейтенант Лев Крупнов несколько раз приглашал меня в город к себе, в свою семью, в гости. На время учений офицеры и мичмана из города перебирались на плавбазу «Север», к месту несения службы.

Ремонтировались наши лодки во Владивостоке. Помню, как одна из лодок при всплытии повредила легкий корпус и помяла рубку о ледяное поле. После этого происшествия, ПЛ ушла во Владивосток на ремонт. Все основное материально-техническое обеспечение бригады шло с Находки.

Лёд не один раз доставлял хлопот бригаде. Помимо повреждения лодки при всплытии, были и другие случаи.

Несчастный случай произошел в 455 дивизионе. Во время сильного отлива началась подвижка льда. Сыграли боевую тревогу. Все стремились занять свои места согласно боевому расписанию. В то время только вводили использование капроновых канатов. Один матрос не успел пробежать по палубе, в этот момент лопнул канат и концом ударило матроса о башенную установку. Матрос умер на месте…

Весной лодки бригады уходили на Камчатку, там загружались боевыми торпедами и уходили в автономное плавание к берегам Японии. После выполнения боевой службы, сдавали на Камчатке боезапас и возвращались на базу. В то время в Магадане были только учебные и тактические торпеды.

За время моей службы было несколько случаев, когда топили и теряли учебные торпеды, а это уже было ЧП. А что там – проморгал, не успел поднять – торпеда продулась и потерялась. Благо, если место известно, и водолазы найдут. А если нет? Вряд ли уже найдешь её вслепую…

Ледоколы проекта 97А «Ерофей Хабаров» и «Георгий Седов» в Татарском проливе.

Ледоколы проекта 97А «Ерофей Хабаров» и «Георгий Седов» в Татарском проливе.

Ледоколов в бригаде не было. При необходимости помощь оказывали гражданские ледоколы или суда ледокольного типа.  Они выводили наши лодки в открытое море или обеспечивали прибытие их на базу. Чаще всего этим занимался ледокол «Ерофей Хабаров», который числился в Дальневосточном морском пароходстве и обслуживал Магаданский порт.

Зиму лодки проводили у причала или плавбазы, вмороженные в лёд. Зимой «Север» обеспечивал подводные лодки паром, электричество на ПЛ подавалось с пирса.

Зимнее первенство бригады среди всех кораблей. Игра в разгаре. Магадан.

Зимнее первенство бригады среди всех кораблей. Игра в разгаре. Магадан.

Экипажи лодок во время зимовки жили на плавбазе «Север». В зимнее время поле льда служило морякам как в качестве плаца (все построения и разводы происходили там), так и в качестве футбольного поля, где моряки устраивали матчи между экипажами.

Построение личного состава 171 ОБрПЛ на зимнем плаце.

Построение личного состава 171 ОБрПЛ на зимнем плаце (1964-1966 года).

Основная же деятельность бригады начиналась уже весной (примерно в мае месяце), ближе к лету, когда из бухты уходил лед, и лодки освобождались от ледяного плена. ПЛ 171 ОБрПЛ уходили на отработку задач, стрельбы (рядом с базой) и на Камчатку, для несения боевой службы и автономок.

На борту плавбазы «Север».

На борту плавбазы «Север».

Наша плавбаза «Север» была водоизмещением 6-7 тысяч тонн, бывший гражданский тихоходный пароход. Со стороны он смотрелся как обычный гражданский пароход, внешне ничего не напоминало о его боевом назначении. Даже на борту во время моей службы был нанесен не тактический номер, а просто название судна – СЕВЕР.

На плавбазе «Север» жили не только экипажи ПЛ, но и базировалось командование бригады.

На корме плавбазы «Север».

На корме плавбазы «Север».

На этой же плавбазе служил в свое время герой Советского Союза Вилков – на корабле висел транспарант: «Вы входите на корабль, на котором служил герой Советского Союза Вилков». Нам показывали помещения, где он работал и отдыхал, рассказывали о нем и его подвиге.

Гости на борту плавбазы «Север».

Гости на борту плавбазы «Север».

Нашу бригаду посещало не только руководство из КТОФа, но и частыми гостями было руководство города и области, проводили экскурсии по плавбазе и лодкам.

Какое то время в бригаде пошли разговоры, что должны прийти АПЛ и будут базироваться в Магадане. Местом для базирования должна была стать бухта Гертнера в районе Старой или Новой Веселой. В 1965 году командование бригады выезжало на места будущей возможной дислокации АПЛ для осмотра.

На рейд бухты Нагаева несколько раз подходили ПЛ других бригад, возвращавшихся из автономки. Но к нам, на Марчекан, они не заходили. По очертаниям корпусов они были похожи на лодки серии «Б».

Уже после моей демобилизации со своих постов сняли командира бригады Кириенко и начальника штаба Кодеса за упущения в работе. Мое личное мнение, что одним из факторов (если не решающим) послужила гибель пяти военнослужащих бригады в результате ДТП.

А дело было так. Летом 1966 года я был в Магадане, мы втроем стояли напротив ресторана Магадан (нас было трое – Московцев Юра, Хохлов Женя и я). Смотрим, мимо нас идет похоронная процессия, читаем – старший лейтенант Назыков медицинская служба (какой лодки уже не помню), старший лейтенант Пущинский, моряк (фамилию не помню, он должен был демобилизоваться после меня)… В общей сложности погибших было человек пять и все из нашей бригады. Позже мне сказали, что гробы доставили в аэропорт 56 км и отправили по домам в последний путь.

Бывшие сослуживцы мне рассказали, что матросы и офицеры погибли в ДТП, когда они ехали на береговую базу, 9 км. В то время на 9 км располагались учебные классы, в частности гидроакустиков. Там же были склады снабжения и другие службы. Вот они и поехали – матросы на занятия, офицеры по своим делам на хозяйке ГАЗ-66 с брезентовым верхом. На выезде из Магадана (примерно на 6 километре) у ГАЗ-66 оторвался передний мост, и машина перевернулась. Четыре человека погибли на месте в результате этого происшествия, ещё несколько остались инвалидами. Правда, был среди них и везунчик – чудом уцелел матрос, который вцепился в тюк с тряпками, он проехал по асфальту метров 10-15 и не получил даже царапины, в рубашке родился.

Из воспоминаний Владимира Мячина.