Аэропорт Сеймчан

Рейсовый Ан-24 на перроне Сеймчанского аэропорта.

Рейсовый Ан-24 на перроне Сеймчанского аэропорта.

Впервые река Колыма в Среднеканском районе с удивлением лицезрело самолет, творение рук человеческих, в 1935 году. А уже в 1942 году бомбардировщики, истребители и транспортные самолёты садились на грунтовую ВПП аэродрома Сеймчан.

Сеймчанский аэропорт является одним из старейших на территории области, официальное статус аэродрома он получил в 1943 году, когда стал промежуточным аэродромом на особой перегоночной авиатрассе Алсиб и местом постоянного базирования 3 ПАП.

Многое повидал аэропорт за эти годы… И рев взлетающих бомбардировщиков и посадки истребителей. Шумный гомон провожающих и уходящие в небо самолеты с пассажирами на борту. Яркие вертолеты лесоохраны и неутомимого труженика Ан-2, который по сей день бороздит колымское небо… Были годы запустения и полной безнадеги…

Сейчас отцы области обещают этому аэропорту вторую жизнь и полную модернизацию ВВП, для возможности приемки самолетов этого века. Ведь когда-то аэропорт Сеймчан был связующим звеном при полетах в Якутию и на Чукотку. Поживем – увидим… Я очень надеюсь, что аэропорт не разделит судьбу других своих колымских собратьев и поселков и будет жить.

А сейчас я хочу обратиться к истории возникновения и становления Сеймчанского аэропорта, к его жизни.

Первые летчики Дальстроя - верхний ряд: П. Карп, М. Сергеев, Я. Корф. нижний ряд: Н.С. Снежков, Д. Тарасов

Первые летчики Дальстроя – верхний ряд: П. Карп, М. Сергеев, Я. Корф. нижний ряд: Н.С. Снежков, Д. Тарасов

Поиски площадки, пригодной для аэродрома, в Сеймчанской долине началась в 1931 году. В то время в поселке Сеймчан проживал только один русский. Он знал якутский и юкагирский языки. Поэтому ему пришлось быть проводником у людей, приехавших с побережья Охотского моря, и толмачом между ними и местным населением. Этим проводником и переводчиком был первый учитель района Панкратий Иович Борисов. «Целью приезда летчиков (так они себя называли) – вспоминал Панкратий Иович, – было подобрать посадочную площадку для сухопутного аэродрома».

Много пришлось исходить Борисову с летчиками по болотам и лесам Сеймчанской долины. Они вели топографическую съемку местности, брали пробы грунта. И, наконец, работы были завершены. Выбрали три места для постройки аэродрома: площадку на запад от поселка, на сопке, за полями совхоза «Среднеканский», вторую – на месте полей, за средней школой, курсом на перевал и ту, где и находится аэропорт в настоящее время.

Гидросамолет Ш-2 на реке Большой Олой. 1936 год.

Ш-2 (АШ-2) — первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов.

 25 марта 1935 года летчик П.С. Карп вылетев из Магадана за несколько часов полета на самолете Ш-2 перелетел  через Яблоновый хребет и произвел посадку на реке Колыма в Среднеканском районе.

Северная воздушная экспедиция, для установления воздушной связи с островом Врангеля. Выделены были самолеты Ю-13 борт RR-DAS и Савойя S-16 (летчики Кошелев и Лухт).Самолет Ю-13.

Для строительства аэродрома требовались большие средства, поэтому легче было использовать природные площадки или водоемы со спокойной водой. Первыми самолетами летающими на Сеймчан были  Ю-13, Р-5, У-2. Но они не могли удовлетворить возрастающих потребностей осваиваемого Севера.

Самолет П-5 «Х-39» авиаотряда Дальстроя.

Самолет П-5 «Х-39» авиаотряда Дальстроя.

Вновь, в 1939 году, начинаются изыскания пригодных под аэродромы площадок. И вновь останавливаются на том месте, где сейчас находится аэродром. В 1939 году трестом Дальстрой было принято решение о строительстве аэродрома Сеймчан. Оно пору­чалось Юго-Западному горно­промышленному управлению (ЮЗ ГПУ). Изыскательские работы, смет­ная документация на сооружение аэродрома разработаны в 1940 году проектно-изыскательским от­делом Дальстроя.

Весной 1940 года для установления круглогодичной авиалинии Магадан-ЮЗГПУ в посёлке Нижний Сеймчан началось строительство аэродрома. В распоряжении №13 от 23 марта 1940 г. по ГУСДС отмечалось: «В связи с оторванностью предприятий ЮЗГПУ от основной трассы и наступающей распутицей. Предлагаю:

  1. Начальнику ЮЗГПУ т. Ткачеву оборудовать аэродром на Нижнем Сеймчане для посадки самолетов к 01. 05. 1940 года;
  2. Начальнику Авиаотряда т. Шимичу командировать в ЮЗГПУ своего работника для выбора места аэродрома и руководства строительством;
  3. Срок ввода в эксплуатацию 10. 05. 1940 года.

Были начаты работы по строительству летного поля и объектов аэродрома. Осуществля­лись они силами и под руковод­ством отдела капитального строи­тельства ЮЗ ГПУ. Работы предстояло немало: срубить вековую тайгу, выкорчевать пни, срезать кочку, снять наносный грунт до твердой гальки. Большую часть работ предстояло сделать вручную… Аэродром был введен в строй согласно плана.

Весной 1940 года Сеймчанский аэродром был принят в эксплуатацию.

Схема маршрутов авиаотряда на 1941 год.

Схема маршрутов авиаотряда на 1941 год.

В плане маршрутов авиаотряда Дальстроя на 1941 год аэродром Нижний Сеймчан уже значится в списке действующих, стационарных аэродромов.

Своей следующей реконструкции и превращению из аэродрома в аэропорт Сеймчанский аэродром обязан начавшейся войне. Если быть точнее – то воздушной трассе Аляска-Сибирь (АлСиб).

Текст постановления №ГКО-739с о создании Красноярской воздушной линии. 9 октября 1941 года.Текст постановления №ГКО-739с о создании Красноярской воздушной линии. 9 октября 1941 года.

9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота под началом генерал-майора Молокова В.В.. Было изучено несколько различных маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д.Е. Чусов. 13 октября была сформирована, а 16-го вылетела в Иркутск первая группа специалистов.

17 июня 1941 года президент Ф. Рузвельт писал И.В. Сталину: «Посол Литвинов информировал меня, что Вы одобрили переброску американских самолетов через Аляску и Северную Сибирь на западный фронт, и я был рад узнать об этом».

Полковник И. Прянишников, подполковник А. Пушкарский, подполковник А. Мельников, полковник И. Мазурук в штабе дивизии

Полковник И. Прянишников, подполковник А. Пушкарский, подполковник А. Мельников, полковник И. Мазурук в штабе дивизии.

Из воспоминаний заслуженного полярного летчика СССР, героя Советского Союза И.П. Мазурука: «Для организации авиатрассы нужно было сделать очень много. По существу, ее надо было создать заново: изыскать в труднодоступных местах площадки для строительства аэродрома, доставлять строительные материалы, оборудование, возводить жилье и служебные помещения, организовать питание летного и технического состава, завести на аэродромы большое количество бензина, создать различные службы и решить многие другие вопросы. Все это требовалось сделать в короткие сроки».

Аэродромы Алсиба

Аэродромы Алсиба.

Аэропорт Сеймчан стал важным звеном трассы. Он находился на середине между Фербенксом и Красноярском. Здесь базировался один из перегоночных авиаполков. Для аэропорта комиссия выбрала место недалеко от устья реки Сеймчан, впадающей в Колыму, в 3 км от поселка геологов Сеймчан на месте существующего аэродрома Дальстроя. Удобство этого места заключалось в наличии автогужевой дороги с Магаданом и телефонной связи с Магаданом и Берелёхом и ВПП для самолетов типа У-2 и Р-5.

Хочется отметить, что в тексте постановления №ГКО-739с о создании Красноярской воздушной линии от 9 октября 1941 года Сеймчан сперва был указан как запасной аэродром, а основным должен был стать Берелёх (Берелях). Но после оценки всех факторов – от рельефа до климатических условий, именно Сеймчанский аэродром стал основным и на нём дислоцировался 3 ПАП. Берелёх (Берелях) стал запасным аэродромом. Это нашло отражение в приказе № 0092 15 июня 1943 года.

Приказ о создании воздушной магистрали Москва – Уэлькаль.

№ 0092 15 июня 1943 г.

Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны № ГОКО-3551сс от 11.6.1943 г. приказываю: …

4. Сформировать:

1-ю перегоночную авиационную дивизию и иметь ее в составе:

Аэропорты 1-го класса Казань, Свердловск (Кольцове), Омск, Новосибирск (Толмачево), Красноярск, Киренск, Якутск, Сеймчан, Марково, Уэлькаль и содержать их по штату № 020/376;

Аэропорты 2-го класса Муром (Савослейка), Янаул, Курган, Олекминск, Оймякон, Берелех и содержать их по штату № 020/377.

7. Начальников аэропортов 1-го класса приравнять в правовом и материальном отношениях к командирам авиаполков.

Хочу отметить, что аэропорты 1-го класса были базовыми, 2-го класса – запасными.

На Дальстрой НКВД было возложено строительство двух базовых аэропортов — Сеймчана и Уэлькаля, а также запасных аэропортов Оймякон, Зырянка и Берелех (Сусуман). Это составляло львиную долю в создании первой очереди АлСиба.

Из приказа №64 по Главному Управлению строительства Дальнего Севера НКВД СССР от 25 сентября 1942 года. г. Магадан

СОДЕРЖАНИЕ: О строительстве Дальстроя.

В целях форсирования работ ввода в эксплуатацию аэродромов на территории деятельности по строительству аэродромов и ускорению их
приказываю:

Сеймчанский аэродром:
Построить бараки, казармы и переоборудовать лагерь. Т. Груша к 28 сентября сообщить мне срок проведения проработки, согласовать его с заказчиком.
к 1 октября – дом пилотов, гараж;
к 5 октября – столовую, здание радиостанции.

Начальник ГУСДС НКВД СССР Комиссар Госбезопасности III ранга Никишов.

Дальстрой НКВД был надеждой и опорой АлСиба на самом трудном его участке — колымском. Начальник ГУ ГВФ Ф.А. Астахов вместе с начальником трассы И. П. Мазуруком направили 28 мая 1943 года А.И. Микояну докладную записку: «Трасса на участке от Марково до Верхоянского хребта не может существовать без участия Дальстроя НКВД, т. к. для авиабаз Сеймчан, Зырянка, Берелех, Оймякон завоз авиабензина, продовольствия и спецгрузов осуществляется только по путям сообщения и транспортом, принадлежащими Дальстрою, других организаций там нет.

До настоящего времени Дальстрой НКВД оказывал трассе огромную помощь — построил в труднейших условиях четыре аэродрома… и был весьма внимателен к нуждам трассы, рассматривая ее не как ведомственную деятельность, а большой важности работу по помощи фронту. Просим Вас принять вносимые предложения и обязать Дальстрой к 1 декабря с.г. построить посадочную площадку в Кегали, построить на аэродроме Сеймчан ангар-тепляк и мастерскую, а также осуществлять прием и хранение в порту Магадан грузов и их транспортировку до пунктов назначения…».

Аэропорт Сеймчан. Ангар был построен в 1942 году.

 Аэропорт Сеймчан. Ангар, построенный в тяжелейших условиях в 1942 году. 

Докладной записке дали ход. Очередным постановлением ГКО № 3557 от 11 июня 1943 года было предусмотрено построить еще пять промежуточных аэродромов, два поручили Дальстрою — Теплый Ключ (Хандыга) и Омолон (Кегали). Они должны были возникнуть в самых труднодоступных местах Якутии и Колымы. Оба эти аэродрома, ангары и авиамастерские в Сеймчане и Якутске были построены Дальстроем к 1 ноября 1943 года.

На АМСГ Сеймчан в годы войны работало много ярких личностей, написавших впоследствии свои воспоминания.

Из воспоминаний Вера Ивановна Гришко: «В Сеймчане еще не было аэродрома. Он строился в 3 км от поселка геологов Сеймчан. Строительство аэродрома велось днем и ночью. Когда мы прилетели в Сеймчан, то действовала небольшая летная полоса для приема самолетов типа Ли-2.

Службы аэропорта размещались в одном домике. Здесь были диспетчерская, радиосвязь, кодировочная, метеостанция и администрация. Заканчивалось строительство столовой, общежития и 3 финских домиков для сотрудников. АМСГ отвели небольшую комнату, где располагались начальник станции, синоптик, наблюдатели, техники-наносители и, как правило, там еще толпилось много летчиков. Одни из них ожидали прогноза погоды для вылета, другие – хорошей погоды при закрытом маршруте. Позднее для АМСГ командование полка предоставило отдельный небольшой домик».

Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской.

Американский бомбардировщик B-25J-30 с советскими опознавательными знаками в полете над Аляской.

В июле 1942 в Сеймчане приземлился самолет Б-25, пилотируемый летчиком В.К. Коккинаки, направлявшийся из Москвы в США за правительственной комиссией для доставки в Москву на согласование вопросов по организации перегонки самолетов к фронту по трассе Ном – Уэлькаль – Красноярск. Беспосадочный полет этого самолета из Сеймчана в Ном выпала честь обслуживать мне. Несколько дней спустя мы встречали в Сеймчане самолет Коккинаки, направлявшийся в Москву с делегацией из США».

Николай Яковлевич Филиппович, который впоследствии много лет руководил метеообеспечением авиации в Якутском УГМС2, написал: «В январе 1942 года гидрометслужба Дальстроя перевела меня из Берелеха в Сеймчан для организации метеостанции строящегося аэропорта. По сути, я перешел в ведение трассы, а затем в Якутское УГМС.

Подбор места метеоплощадки и ориентиров видимости, установка приборов, решение вопросов связи проходило одновременно со строительством аэродрома. В мае строительные работы по аэропорту и аэродромным сооружениям, в том числе для метеостанции, завершились. По прибытии из Якутска синоптика Василия Григорьевича Иванова, старшего техника Константина Александровича Соловьева, радиста Пелагеи Никодимовны Тетериной и с установкой радиооборудования открылась прогностическая АМСГ».

 ЧТЗ-60. С 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы «Сталинец-60» (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе.

ЧТЗ-60. С 1933 года, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины. Это были гусеничные тракторы «Сталинец-60» (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работающие на лигроиновом топливе.

В Сеймчане полосу делали грунтово-гравийную. Там работали тракторы ЧТЗ-60, арендованные у Дальстроя. Затрудняли строительство сложное геологическое строение, вечная мерзлота. Аэродром сооружали на берегу реки Сеймчан, неподалеку от впадения ее в Колыму — регулярное пароходное движение, хороший водный путь завоза грузов. Зимой с Магаданом связывали автогужевые дороги Дальстроя.

Технический надзор строительства аэропорта Сеймчана осуществляли представители ГВФ М.В. Самохвалов и инженер Е.А. Макаров.

Сложные геологические условия и вечная мерзлота потребовали при строительстве грунтовой взлетно-посадочной полосы огромных трудовых затрат. Было снято и вывезено 37 500 кубометров торфа, после чего строители освоили еще 44 200 кубометров земляных работ.

Работа не затихала ни на минуту. Достраивалась взлетно-посадочная полоса, возводились жилые и служебные помещения. Уже четко были определены границы авиагарнизона. По современным меркам они не велики: от котельной №2 до старой гостиницы.

Так выглядела гостиница для пилотов, построенная во времена Алсиба.

Так выглядела гостиница для пилотов, построенная во времена Алсиба.

Четкую бесперебойную работу авиаполка во многом обеспечили коллектив ЮЗ ГПУ и колхозники района. Они участвовали в строительстве посадочной полосы в Сеймчане, предоставили жилье для личного состава авиаполка, построили здание авиавокзала, гостиницу и другие служебные помещения. Сеймчанцы часто проводили воскресники, выходили на строительство полосы и в вечернее время. Организовали питание, оказывали бытовые услуги. Шили для своих друзей теплые рукавицы, чижи (теплые носки).

Н.Я. Филиппович: «В конце июня 1942 года комиссия по строительству трассы приняла в эксплуатацию аэропорт «Сеймчан». Одновременно начальник отдела службы прогнозов Якутского УГМС М.А. Бондарь, входивший в состав комиссии, проверил готовность АМСГ».

В конце июня 1942 года аэропорт Сеймчан был официально принят в эксплуатацию.

В.М. Васильев: «Одновременно с приближением завершения строительства аэродромов и других объектов стала формироваться авиадивизия. Впервые с командиром дивизии Ильей Павловичем Мазуруком я встретился осенью 1942 года, который в задушевных беседах рассказывал о предстоящих объемах полетов на новой трассе. Он утверждал, что трасса и создаваемые аэропорты будут важны в будущем. Так оно и произошло».

С поставленной задачей строители аэропорта справились. Аэропорту Сеймчан Управления воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль ГВФ был присвоен номер в\ч 78727-В.

На трассе Алсиба. Аэродром Сеймчан

На трассе Алсиба. Аэродром Сеймчан.

На аэродроме Сеймчан с одной стороны взлетно-посадочной полосы находилось два засыпных дома-общежития, с противоположной – административное здание 3-го перегоночного полка и авиабазы. Другие общежития, столовую, клуб строили еще заключенные печально известного ГУЛАГа. Пока жилье не было готово, летный состав размещался в бараках лагеря.

В Сеймчанском, Якутском и Киренском аэропортах взлетно-посадочные полосы покрыли гудроном.

Трассу открыли единичные полеты с командным и инженерным составом, направляемым для приемки самолетов на авиазаводе в Фербенксе. Затем пошли на восток рейсы с летным составом в качестве пассажиров до аэродрома Ном.

7 октября 1942 года считается   началом полетов по трассе США – Уэлькаль – Марково – Анадырь – Сеймчан и далее через Якутск, Иркутск до Красноярска. 7926 боевых и транспортных самолетов получили советские ВВС по ленд-лизовскому соглашению между США и СССР.  Регулярные полеты по перегонке самолетов из США начались с начала 1943 года.

Занималась ей 1 – я перегоночная авиадивизия, которая состояла из пяти авиаполков и одного транспортного. Командиром «Особой Воздушной Линии» и 1–й перегоночной авиадивизии был Герой Советского Союза Заслуженный Полярный летчик Илья Павлович Мазурук.

С 1942 по 1954 около 8000 самолетов P-63 «Кингкобра» были поставлены по Ленд-лизу из США в СССР.С 1942 по 1954 около 8000 самолетов P-63 «Кингкобра» были поставлены по Ленд-лизу из США в СССР.

7926 американских военных самолетов было отправлено из Гор-Фильда (штат Монтана) в Советский Союз. Среди них истребителей Р-39 «Аэрокобра» – 2618, Р-63 «Кингкобра» – 2397, Р-40 «Киттихаук» – 48, Р-47 «Тандерболт» – 3, средних бомбардировщиков А-20 «Бостон» – 1363, Б-25 – 732, транспортных самолетов С-47 «Дуглас» – 710, один транспортный самолет C-46 «Коммандо» и 54 учебных самолета Т-6 «Тексан».

А-20G «Бостон».

А-20G «Бостон».

В Сеймчане стал базироваться 3-ий перегоночный авиаполк (ПАП). Он обслуживал участок трассы протяженностью 1200 км, который заканчивался в Якутии. Этот участок был самым напряженным на трассе. Он был самым нелегким на всей трассе, ибо пролегал над высокогорной территорией, а также над Оймяконским районом полюса холода. Летчикам приходилось летать на больших высотах, с применением кислородных масок, при очень низких температурах. Полет длился около четырех часов, причем почти все самолеты не имели отопления…

3 ПАП. Командир 3 ПАП подполковник Федор Арсентьевич Твердохлебов

3 ПАП. Командир 3 ПАП подполковник Федор Арсентьевич Твердохлебов.

Командиром 3-го ПАП был полковник Твердохлебов (в 1945 году погиб в бою с японцами), а затем майор Б. Фролов. Начальником штаба – майор Редькин. Одновременно была организована 3-я авиабаза (командир майор Смертин, начальник штаба – старший лейтенант Болотов). На базе этих частей организовался Сеймчанский аэропорт. Его начальником и командиром Сеймчанского авиагарнизона стал депутат Верхнего Совета СССР полковник Скоробогатов. Были организованы все службы.

 

Аэропорт Сеймчан, окруженный со всех сторон красивыми горами Эзоп в голубоватой дымке, зимой утопал в снегу, полосу беспрерывно чистили, по бокам ее высились огромные сугробы — Эзоп в миниатюре. Морозы достигали 50 градусов. Начальник ГУ ГВФ Астахов с начальником трассы Мазуруком в докладной записке Микояну от 28 марта 1943 года отмечали: «Сеймчан — одна из самых холодных точек на трассе, в этом пункте зимой происходят наибольшие задержки в перегонке самолетов из-за неисправности материальной части по причине низких температур».

А.А. Липилин служил в 3-м перегоночном полку, обслуживавший участок трассы от Сеймчана до Якутска

А.А. Липилин служил в 3-м перегоночном полку, обслуживавший участок трассы от Сеймчана до Якутска, а также в 5-м перегоночном полку, обслуживавший участок трассы от Киренска до Красноярска. С января 1943 года был в должности командира эскадрильи, а с октября 1944 года – заместителем командира авиаполка №5.

В 1943 году Сеймчан прибыл Герой Советского Союза А.А. Липилин. В качестве командира эскадрильи 3-го перегоночного полка ему пришлось летать по всей особой воздушной трассе, бывая на Колыме и Чукотке.

Впервые после войны он побывал в Магадане с группой однополчан 7 июня 1990 года. С теплым чувством вспоминали бывшие бойцы 3-го ПАП Сеймчанский авиагарнизон, воинскую дружбу, морозные ночи, согретые победами Советской Армии. В этих победах есть и часть их труда. Перегонка шла днем и ночью, летом и зимой.

Труд авиаторов Сеймчана высоко оценило Советское правительство. В телеграмме от 7 сентября 1943 года Народного Комиссара внешней торговли А.И. Микояна говорилось: «Правительство Советского Союза наградило 80 лучших из лучших Вашего коллектива орденами и медалями. От всей души поздравляю весь коллектив и награжденных товарищей. Желаю в дальнейшем успеха в Вашей трудной работе на пользу фронту»

Вице-президента США Генри Уоллес с воздушными асами-полковниками: советским - И. П. Мазуруком и американским -Ричардом Т. Кайтом.

Вице-президента США Генри Уоллес с воздушными асами-полковниками: советским – И.П. Мазуруком и американским -Ричардом Т. Кайтом.

В мае 1944 года по воздушной линии Красноярск – Уэлькаль обслуживаемой 1-ой перегоночной авиадивизией ГВФ, в Магадан прибыл вице-президент США Генри Уоллес. Он посетил предприятия и учреждения Колымы, в том числе познакомился с работой аэропортов Сеймчан и Берелех.

Аэропорт Сеймчан. Ли-2 уходит в рейс. На переднем плане ангар, построенный во время реконструкции аэродрома во время подготовки Алсиба.

Аэропорт Сеймчан. Ли-2 уходит в рейс. На переднем плане ангар, построенный во время реконструкции аэродрома во время подготовки Алсиба.

Из воспоминаний  вице-президента США Генри Уоллеса: «Мы улетали обратно в Сеймчан, который, как и Уэлькаль, расположен на основной авиатрассе «Алсиб». Как и Берелёх, Сеймчан — горняцкий поселок на реке Колыме, по которой перевозится основная часть горнодобывающей промышленности летом. Как и Магадан, это новый поселок, построенный в 1936 году.

Дальстрой имеет парк транспортных самолётов,— сказал Никишов и добавил: — Мы не смогли бы без них работать. Пилотом в нашем незапланированном маршруте был известный русский воздушный ас, полковник (сейчас генерал) Илья Павлович Мазурук, который в 1937 году на одном из четырёх самолётов высадил русских исследователей на льдину Северного полюса.

За этот подвиг Мазуруку было присвоено звание Героя Советского Союза. Он получил и другие награды, одна из них за работу на линии перевозок по маршруту «Алсиб». Илья Maзурук близко подружился с полковником Ричардом Т. Кайтом, пилотом нашего «Скаймастера».

Памятная доска Мазуруку И.П. на стене аэровокзала. Аэропорт Сеймчан.

Памятная доска Мазуруку И.П. на стене аэровокзала. Аэропорт Сеймчан.

В честь Героя Советского Союза Ильи Maзурука была названа улица в посёлке Сеймчан, на которой стоит аэровокзал. На здании аэровокзала была установлена табличка, посвященная  командиру 1-й перегоночной авиационной дивизии Алсиба.

Открытие обелиска в память о военных лётчиках в сквере аэропорта Сеймчана. 1983 год.

Открытие обелиска в память о военных лётчиках в сквере аэропорта Сеймчана. 1983 год.

Спустя 40 лет от этих событий, в 1983 году,  в поселке Сеймчан Среднеканского района в сквере аэропорта был открыт обелиск в память о военных лётчиках, погибших на территории района во время перегонки самолётов по Особой воздушной трассе АЛСИБ во время Великой Отечественной войны. Проект памятника был разработан энтузиастами-краеведами и представлял из себя три стелы, связанные кубом, на гранях которого – мемориальные доски с фамилиями и датами гибели лётчиков.

Все работы: изготовление бетона, заливка, шлифовка – были сделаны вручную. Мемориальные доски изготовили из эбонита. На одной из них надпись: «Никто не забыт и ничто не забыто! Через Среднеканский район в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. проходила Особая воздушная трасса Красноярск–Уэлькаль. Правительственное задание выполнял 3-й перегоночный авиационный полк. Личный состав полка проявлял мужество и героизм ради Победы над немецким фашизмом. Не все вернулись с боевого задания. В память о погибших воздвигнут этот обелиск. 1983 год».

Напряженная деятельность авиа­трассы продолжалась и после ка­питуляции гитлеровской Герма­нии, когда Советский Союз, вер­ный союзническому долгу, всту­пил в войну с империалистиче­ской Японией. После капитуляции Японии авиатрасса через некоторое вре­мя прекратила свое более чем трехлетнее существование. Пер­вая перегоночная дивизия была расформирована. Но аэродромы, оборудование, а также опыт, при­обретенный авиаторами, весьма пригодились гражданской авиа­ции в процессе дальнейшего ос­воения Севера.

В начале 1946 года было смонтировано центральное отопление в Сеймчанском аэропорту.

В 1946 году аэропорт Сеймчан был передан в подчинение Якутскому территориальному управлению ГВФ и до января 1953-го функционировал, как аэропорт МВЛ, не имея своих самолетов.

В июле 1947 года Дальневосточное управление ГВФ организовало Чукотское авиазвено с базированием в г. Анадыре и пос. Сеймчане. Его первым командиром был Алексашин Михаил Иванович.

У самолета Ан-2 в Сеймчане. 1953 год

У самолета Ан-2 в Сеймчане. 1953 год

В январе 1953 года из Магада­на в Сеймчан перебазировался 3-й авиаотряд треста Дальстрой со всем личным составом и тех­никой (самолеты Ан-2, командир отряда Б.А. Поляков).

Приказом ГУ ГВФ от 16 ноября 1953 года № 0174 образована Магаданская авиагруппа Дальневосточного территориального управления ГВФ на базе Управления воздушного транспорта Дальстроя.

В 1954 Совет Министров СССР обязал Главное Управление ГВФ представить в Правительство положение о передаче авиации Дальстроя в ведение ГУ ГВФ, а также разработать и провести мероприятия по улучшению обслуживания перевозок пассажиров на авиалиниях Магаданской области, особенно в период отпусков трудящихся.

Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 22 февраля 1955 № 299 приказом ГУ ГВФ от 28 апреля 1955 года № 555 на должность командира Магаданской авиагруппы Дальневосточного ТУ ГВФ назначен Борисов Василий Александрович.

С апреля 1955 года в Сеймчане базировалась 2АЭ самолетов Ли-2 с подчинением авиаотряду ДВТУ ГВФ (командир Герой Со­ветского Союза Л.В. Дема).

Приказом ГУ ГВФ от 30 апреля 1955 года № 051 в состав Магаданской авиагруппы ДВТУ ГВФ включены 185-й, 149-й и 150-й авиационные отряды; аэропорт 1 класса Магадан, аэропорт 3 класса Сеймчан; аэропорты 4 класса Петропавловск, Елизово, Уэлькаль, Бухта Провидения, Бухта Лаврентия, Марково, Гижига, Каменское, Омсукчан, Северо-Эвенск, Залив Креста, Певек, Байково, Омолон; авиаремонтные мастерские АРМ-73.

В мае 1955 года прекратил свое существование трест Даль­строй и его ведомственная авиация была передана в ГВФ. Третий отряд, базировавшийся в Сеймчане, перешел в подчинение 185-го летного отряда (Магадан).

26 сентября 1956 года на базе этих подразделений бы­ло организовано летное предприя­тие Магаданской отдельной авиа­группы ГВФ. В объединенный авиаотряд вошли аэропорт Сейм­чан (начальник А.П. Матвеев), авиаэскадрилья самолетов Ли-2 (командир Н.А. Конорезов) и авиаэскадрилья самолетов Ан-2 (командир О.А. Альпин). Командиром авиаотряда внача­ле был назначен Л.В. Дема, за­тем – А.П. Прокуроров и Н.П. Цыплаков.

В ноябре 1957 года организовано УТО-23. Приказом ГУ ГВФ от 16 декабря 1957 года в авиагруппу вошли аэропорт 2 класса Сеймчан и аэропорт 3 класса Гижига.

Магаданская область. Аэропорт Сеймчан. Пассажиры у самолета Ил-12П 1-го Хабаровского ОАО. 1950 годы.

Магаданская область. Аэропорт Сеймчан. Пассажиры у самолета Ил-12П 1-го Хабаровского ОАО. 1950 годы.

Есть заслуга сеймчанских авиаторов в разведке и освоении золотых запасов Чукотки. Сеймчанские геологи внесли большой вклад в открытие Билибинского месторождения драгоценного металла, а авиаторы помогли им в этом, и аэропорт Билибино в 1957 году был приписным аэропортом Сеймчанского авиапредприятия. Личный состав Сеймчанского авиапредприятия провел большую работу по оснащению базового и приписных аэропортов современными средствами связи и самолетовождения, что обеспечило переход к эксплуатации качественно новых видов авиационной техники – переходу от поршневой авиации (самолеты Ли-2, Ил-14, Як-12, вертолеты Ми-1, Ми-4) к турбовинтовой (самолеты Ан-26, и вертолеты Ми-8).

Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.

Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.

В 1958 году для аэропорта Сеймчана началась эпоха перемен. Аэропорт Сеймчана имел  короткую грунтовую взлетно-посадочную полосу, а в авиации приходило время более мощных лайнеров, предъявляющих к взлетно-посадочным полосам уже совсем другие, более строгие, требования. Так описывает эту ситуацию колымский хирург Юрий Шапиро:  «…удар  через несколько лет нанесло КБ Ильюшина, создав самолёт ИЛ-18, который в 1958 году появился на пассажирских линиях… Аэродром потерял своё значение, большие самолёты на его полосу не садились, а ЛИ-2 и Илы выработали свой ресурс и были сняты и с производства и из эксплуатации…».

Можно сказать, что роль основного связующего звена для полетов в Якутию и на Чукотку Сеймчанским аэропортом была утрачена по этим причинам. Но на этом история аэропорта не закончилась. Вторую жизнь в деятельность предприятия вдохнула Северо-Восточная база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.

Ан-26 RA-26011 Лесоохраны Сеймчана.

Ан-26 RA-26011 лесоохраны Сеймчана.

Северо-Восточная база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства была организована в 1962 году в порядке выделения из Дальневосточной авиабазы на основании приказа Главлесхоза РСФСР № 211 от 12.07.1962 и приказа Центральной авиабазы № 376 от 04.12.1962 с местом базирования в городе Магадане. В год образования Северо-Восточной авиабазы работали два оперативных отделения – Сеймчанское и Оротуканское (впоследствии было переименовано в Ягоднинское). Авиалесоохранные полеты выполнялись эпизодически и в основе своей имели пассивный характер. Цель – обнаружение и предоставление информации о действующих пожарах.

Приказом ГУ ГВФ от 18 июля 1963 года организованы:
• Магаданский объединенный авиаотряд в составе: аэропорт Магадан 2 класса и 185-й летный отряд 3 класса;
• Сеймчанский объединенный авиаотряд: аэропорт Сеймчан 3 класса и 194-й Л0 4 класса;
• Анадырский объединенный авиаотряд: аэропорт Анадырь 3 класса и 150-й Л0 4 класса;
• Чаунский объединенный авиа-отряд: аэропорт Певек и 151-й Л0 4 класса.

В декабре 1963 года в связи с преобразованием ГУ ГВФ в ми­нистерство гражданской авиации 194-й объединенный авиаотряд был переименован в Сеймчанское авиапредприятие гражданской авиации.

В 1963 году были открыты Сеймчанское, Берелехское, Магаданское, Тенькинское, Ороекское (Глухаринское), Омсукчанское, Северо-Эвенское, Ягоднинское отделения Северо-Восточная база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства на территории Магаданской области и Мильковкое, Козыревское, Петропавловское отделения на Камчатке. В первый год работы было ликвидировано 109 пожаров.

Ан-2. Сеймчан. Лесоохрана.

Ан-2. Сеймчан. Лесоохрана.

В дальнейшем под авиационной охраной находилось 37 миллионов гектаров лесов государственного лесного фонда и 61 миллион гектаров оленьих пастбищ.

В первые годы работы (1963 – 1964 гг.) авиабазы использовались самолеты Ан-2, вертолеты  для десантирования парашютистов-пожарных  Ми-1 и Ми-4. Воздушные суда арендовались во 2 Магаданском ОАО, Сеймчанском ОАО, а по мере расширения охраняемой территории были задействованы Анадырский ОАО, Билибинская отдельная авиаэскадрилья (в последствии Билибинский ОАО) и Чаунский ОАО.

Ми-8. Авиалесоохрана на работе.

Ми-8 авиалесоохраны. Трудовые будни.

Основная нагрузка ложилась на 2 Магаданский и Сеймчанский ОАО. Со временем парк ВС менялся. Были сняты с эксплуатации Ми-1 и Ми-4. Им на смену пришли вертолеты Ми-8Т, Ми-8МТВ.

18 февраля 1968 года совершил первый рейс лайнер Ан-12 по трассе Магадан – Сеймчан. Полётное время составило 37 минут. Пилотировал самолёт командир авиаподразделения Г.М. Бахметьев.

Сеймчанский аэропорт. Ан-12

Сеймчанский аэропорт. Ан-12.

В 1970 году в СОАО входили приписные аэропорты: Омолон, Омсукчан и приписные площадки: Глухариное, Балыгычан, позднее Солнечный, Лунный… В 1970 году в командиром СОАО был Суздалев, потом Иванов Ю.С..

1990 – 1991 годы. Приказом МГА от 7 марта 1991 года № 48 «О внесении изменений в приказ МГА» от 9 октября 1990 г. № 233-статус государственного предприятия представлен структурным единицам Магаданского управления ГА: Сеймчанскому ОАО.

К 1991 году в состав Магаданского управления гражданской авиации входило 6 крупных авиапредприятий, в том числе Магаданский объединенный авиаотряд, Второй Магаданский объединенный авиаотряд, Сеймчанский объединенный авиаотряд, Анадырский объединенный авиаотряд, Чаунский объединенный авиаотряд, Билибинский объединенный авиаотряд. В состав этих авиаотрядов входило 18 приписных аэропортов.

Приказом МГА от 7 марта 1991 года № 48 «О внесении изменений в приказ МГА от 9 октября 1990 года № 233 «О создании МАК»:

• на базе структурных подразделений Магаданского объединенного авиаотряда создаются государственные авиапредприятия «Северо-Восточные грузовые авиалинии» (самолеты Ан-12, Ил-76, Ан-24), «Полет» (Ту-154) и авиакомпания «Магаданаэрогруз» (Ан-12, Ил-76);
• статус государственных предприятий представлен структурным единицам Магаданского управления ГА: Второму Магаданскому ОАО, Сеймчанскому ОАО, Анадырскому ОАО, Чаунскому ОАО, Билибинскому ОАО, аэропорту Мыс Шмидта;
• утвержден состав МАК. Предприятия – учредители: 2 МОАО, СОАО, АОАО, ЧОАО, БОАО, аэропорт Мыс Шмидт, авиапредприятие «СВГАЛ», авиапредприятие «Полет», авиапредприятие «Магаданаэрогруз» и структурные единицы: УТЦ-23, ОМТС, Медико-санитарная служба, Центральное агентство воздушных сообщений.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 октября 1991 года № 543 «Об управлении воздушным транспортом РСФСР» в ведение Министерства транспорта РСФСР принят Магаданский авиаконцерн «МАК» в составе:
• Анадырское авиационное предприятие;
• Сеймчанское авиационное предприятие;
• 2-е Магаданское авиационное предприятие;
• Чаунское авиационное предприятие;
• Билибинское авиационное предприятие;
• Авиационное предприятие «Полет»;
• Авиационное предприятие «Северо-Восточные грузовые авиа-линии»;
• Авиационное предприятие «Магаданаэрогруз»;
• Авиационная компания «КолымаАвиа»;
• Аэропорт «Магадан»(Сокол);
• Аэропорт «Мыс Шмидта»;
• Магаданский центр технического обслуживания «Авиатехника»;
• Предприятие «Аэроснарп»;
• «Центральное агентство воздушных сообщений»;
• Учебно-тренировочный центр – 23 (структурная единица);
• Отдел материально-технического снабжения.

Приказом генерального директора МАК ГА от 30 декабря 1991 года № 1/л «О реорганизации аппарата Магаданского УГА в дирекцию Магаданского авиаконцерна» Магаданское УГА МГА СССР реорганизовано в Магаданский авиаконцерн ДВТ Минтранса России, а аппарат управления – в исполнительную дирекцию авиаконцерна. В состав концерна включены следующие структурные единицы: Магаданский ОАО, 2 Магаданский ОАО, Сеймчанский ОАО, Билибинский ОАО, Чаунский ОАО, Анадырский ОАО, аэропорт Мыс Шмидта, ОМТС, ЦАВС, УТЦ и Медико-санитарная часть.

С момента построения аэропорт «Омсукчан» был приписан к Сеймчанскому объединенному авиаотряду. Но в марте 1992 года в связи с ухудшением экономического положения Сеймчанского авиаотряда была проведена реорганизация, в результате которой создалось новое предприятие – «Северные Крылья». Начальником аэропорта «Омсукчан» тогда был Н.Н. Хлыстов.

До 1992 года аэропорт Сеймчана  работал в круглосуточном режиме, через него проходили рейсы на Чукотку и в Якутию. Из сеймчанского аэропорта поднимались вертолеты Ми-8, выполнявшие авиационные работы при строительстве Колымской ГЭС.

 avia_soao_ekip_218

Благодаря настойчивости и дальновидности начальника авиабазы Бориса Вячеславовича Хобты, все самолеты Ан-2 2 МОАО вместе с летным и инженерно-техническим составом были зачислены 6 июня 1994 года в штат авиабазы. Это стало вехой для создания отряда «Лесной авиации», авиапарк которого насчитывает 11 самолетов Ан-2, два Ан-3, 8 вертолетов Ми-8Т, один Ми-8МТВ и 3 самолета Ан-26. Так в составе отряда «Лесавиа» появился базовый аэропорт «Сеймчан», имеющий многолетние авиационные традиции. Около 150 авиаторов поселка Сеймчан получили возможность вновь заниматься своим любимым делом.

В 1996 году прекратило свое существование Сеймчанское авиапредприятие. Вертолеты Ми-8 и 2 самолета Ан-26 переданы на баланс ГП «СВАБОЛ». Аэропорт Сеймчан также перешел в подчинение ГП «СВАБОЛ».

В 2000-х годах Сеймчан был переведен в аэропорт 3-го класса, где базировались самолеты и вертолеты для выполнения лесоавиационных работ. Он также использовался в качестве запасного аэродрома при полетах на Чукотку и в Якутию.

Рейсовый Ан-28 на фоне аэровокзала Сеймчан.

Рейсовый Ан-28 на фоне аэровокзала Сеймчан.

С июля 2011 года стали осуществляться авиаперевозки пассажиров по маршруту Магадан – Сеймчан – Магадан на самолёта Ан-28, с частичным финансированием из областного бюджета. Несмотря на то что регулярное авиасообщение прерывалось более чем на пятнадцать лет, здесь больших трудностей с возобновлением полетов не было, ведь все это время сеймчанский аэропорт оставался полноценным, действующим объектом. 

С 2012 года Сеймчанский аэропорт вошел в федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера», которое создано распоряжением Правительства России от 2 ноября 2007 года путем изменения вида и наименования ранее действовавшего государственного унитарного предприятия «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)». Предприятие объединяет более 20 аэропортов на территории региона. По словам генерального директора ФКП «Аэропорты Севера», все планы предприятия подчинены достижению единственной цели – сохранению и развитию наземной инфраструктуры для авиационного обслуживания населения и отраслей экономики в районах Крайнего Севера.

Несмотря на то что аэропорт Сеймчана отошел к предприятию, находящемуся на территории соседней республики, расположен он все же на Колыме, поэтому по поручению губернатора Магаданской области Владимира Печеного мониторинг того, что происходит в колымских аэропортах, проводит министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи.

Руководитель управления дорожного хозяйства и транспорта областного министерства Сергей Ерохин сообщил, что программа модернизации аэропортов рассчитана до 2018 г. На реконструкцию аэропорта Сеймчан выделено 1 млрд. 713 млрд. рублей из средств федерального бюджета.

uaz_aer_sever

Как сообщила пресс-секретарь ФКП «Аэропорты Севера» Ирина Сторожева, общий план реконструкции в аэропортах Сеймчана и Эвенска предполагает прежде всего проведение реконструкции взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона, систем электро и теплоснабжения, строительство вододренажной системы ВДС и очистных сооружений поверхностных стоков. Также в аэропортах до 2018 года будет произведено устройство ограждения с инженерными средствами охраны в соответствии с требованиями транспортной и авиационной безопасности.

Но и это еще не весь перечень работ. За это время в аэропортах будут построены расходные склады ГСМ, стояночные боксы для автотехники. Обновление поселковых воздушных причалов предполагает и разработку проектной документации по строительству служебно-пассажирских зданий пропускной способностью 35 пас./ч, сблокированных с командно-диспетчерским пунктом, инженерным обеспечением и метеооборудованием.

Как бы избито это ни звучало, но без авиации современность уже не представляется, поэтому ей уделяется большое внимание. Прежде всего это связано с обеспечением транспортной доступности населению. Чего только стоит Северо-Эвенский район, жители которого могут попасть в областной центр лишь по воздуху. Да и при проведении геологоразведочных работ, мониторинге природных пожаров авиация становится незаменимой…

Будем надеяться, что у Сеймчанского аэропорта будет не только славное прошлое, но и светлое будущее. Я очень хочу, чтобы моя Родина – Магаданская область возродилась, как Феникс из пепла, куда ее отправили господа демократы…

Здание аэровокзала. Аэропорт Сеймчан. 2017 год.

Здание аэровокзала. Аэропорт Сеймчан. 2017 год.

13.02.2014. Здание аэровокзала в аэропорту поселка Сеймчан на Колыме, построенное в 1942 году для обслуживания экипажей самолетов, переправляемых с Аляски в СССР, будет передано администрации Среднеканского района и получит статус памятника истории, сообщил РИА Новости директор аэропорта Сеймчан Владимир Кудрявцев.

«Это единственное такое здание, сохранившееся в аэропортах трассы АЛСИБ. Разумеется, оно уже обветшало и не может больше служить аэропорту, но сносить его нельзя. Поэтому мы решили передать его, как и памятник погибшим во время войны летчикам в нашем аэропорту, администрации района», — сказал собеседник агентства.

История аэропорта Сеймчана в фотографиях.

При написании были использованы материалы и источники:

  • http://seymchan.ru/
  • http://www.kolyma.ru/
  • http://www.odnoklassniki.ru
  • http://vk.com
  • http://my.mail.ru/

Хочу выразить свою признательность и благодарность историкам и исследователям Магаданской области – Райзману Д.И. и Навасардову А.С.

Огромная благодарность Виталию Сорокину за помощь при работе с фотографиями, редактирование текста статьи, за свежие идеи и просто большое спасибо за потраченное время над разделом, посвященному аэропорту (аэродрому) Сеймчан.

Один комментарий к “Аэропорт Сеймчан”

  1. В 74 г.после училища пришел на АН2 второй пилот Федюшин Ю.И.. Потом была авария АН2.Был списан с летной работы. Работал инструктором на тренажере АН2. Затем нач.штаба л.о.. Умер. Не найду концов когда и как.Учились вместе в Сасове. Может что узнаете. Напишите пожалуйста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *