Аэропорт Магадан 13 км

Магадан. Аэропорт 13 км. Настоящее время

Промышленное освоение огромной территории, подведомственной Дальстрою, требовал базовых стационарных аэродромов.

Аэродром в бухте Нагаева и взлетная площадка в районе будущего 31 квартала уже не могли обеспечить в полной мере возросший грузопоток и бесперебойную работу летного отряда Дальстроя. Был поставлен вопрос о строительства нового аэродрома для Магадана..

Магадан. Аэропорт 13 км

По воспоминаниям заслуженного  строителя РСФСР, почетного гражданина города Магадана И.И. Лукина в  апреле 1938 года создали комиссию для выбора площадки под строительство аэродрома  в районе 20-30 км от Магадана, в состав которой вошли начальник отдела капитального строительства Дальстроя П.М. Раевский, начальник стройуправления сектора изысканий И.Г. Наседкин, начальник стройуправления Н.В. Митасов, старший инженер аэродромной службы С.А. Чадов, штурман – летчик О.Г. Меньшиков, летчик Н.М. Кузнецов.

После предварительных изысканий комиссия предложила расположить аэропорт на 13 – км основной трассы. «Близость аэропорта от административного центра, наличие гравийно–песчаных карьеров, свободные подходы к порту с северной стороны были основными аргументами при утверждении этого предложения. Изыскания и проект были закончены к сентябрю 1938 года, а подготовительные работы на территории  будущего аэропорта начались и того раньше – в июне 1938 года», – писал И.И. Лукин.

Начальник Дальстроя К.А. Павлов  почти ежедневно проверял работу строителей, как рассказывал Иван Иванович, первым делом он потребовал, чтобы они построили… теплый туалет. Все здания эксплуатационных служб и полосу возводила Магаданская стройконтора, руководимая В.Н. Акимовым и главным инженером А.И. Сизовым.

Шандор Иштванович Шимич

Шандор Иштванович Шимич.

В конце 1939 года руководителем авиационного подразделения Дальстроя назначили  Шандора Иштвановича Шимича. Не смотря на юный возраст – 18 лет он был активным участником революционных событий в Венгрии в 1919 году. После падения советской власти в Венгерской республике,  был арестован и приговорен к 15-летнему тюремному заключению. Но по особому указанию В.И. Ленина группу в 49 самых активных венгерских революционеров, в состав которых был включен и Ш.И. Шимич, в 1921 году  обменяли на группу венгерской знати, воевавшей в армии Колчака и оказавшейся в советском плену.

По рекомендации руководителя бывшей Венгерской Советской республики Бела Куна  его направили учиться в Борисоглебскую военную школу летчиков.  Затем Ш.И. Шимич закончил  школу воздушного боя в Серпухове и служил на различных командных должностях в Киеве,  Харькове, Москве в качестве командира звена, эскадрильи, отряда. Командиром авиаотряда Дальстроя был с 15 сентября 1939 года по 1942 год, то есть,  то самое горячее время, когда строили аэродром 13-го км и готовили его к эксплуатации.

В начале февраля 1940 года аэродром на 13-м км основной трассы близ Магадана был сдан в эксплуатацию.

В приказе по Дальстрою (февраль 1940 г.) указывалось: «За успешное выполнение  срочных заданий по перевозке  в район эпидемии медицинских работников, медикаментов и витаминизированных продуктов объявить благодарность  летному и начальствующему составу авиаотряда: Шимичу Ш.И., Фастрицкому А.С, Кириллову Г.Я., Новицкому А.С., Чернову А.В., Клепацкому Н.А.» Все перечисленные  в приказе летчики оказали огромную помощь медицинским работникам в ликвидации эпидемии гриппа.

Учитывая его участие в создании стратегического объекта аэропорта 13 км и выполнение авиаотрядом народнохозяйственных задач Ш.И. Шимича наградили медалью «За трудовую доблесть» (11.01.1942 г.).

В конце февраля 1940 года с аэродрома 13 км было организовано почтовое и пассажирское сообщение по трассе Магадан – Хабаровск с посадкой в Охотске, Николаеве, Комсомольске.

27 октября 1953 вторник. В Магаданском аэропорту «13 км» после взлёта в 6 км от аэропорта в 11.18 разбился самолёт Ил-12 СССР-Л1765 Дальневосточного территориального управления ГВФ (КВС Назаров Фёдор Алексеевич, пилот-инструктор Алтасин Александр Михайлович, второй пилот Журавель Василий Терентьевич, бортмеханик Приезжев Виктор Васильевич, бортрадист Ступин Александр Степанович), направляющийся в Хабаровск, рейс № 783. Погибли все 5 членов экипажа, 17 пассажиров (12 взрослых и 5 детей) из 27 (18 взрослых и 9 детей).

10 марта 1954 года, сообщает об открытии регулярного воздушного сообщения Москва – Магадан. Каждый день самолеты Ил-12 взлетали с аэропорта на 13-м км. Тогда полет длился 48 часов.Расписание полетов Ли-2 по маршруту Магадан — Москва — Магадан.

Расписание полетов Ли-2 по маршруту Магадан — Москва — Магадан в 1955 году.

13 июля 1956 пятница. В Магаданском аэропорту «13 км» впервые приземлился пассажирский поршневой 2-моторный самолёт Ил-14, пилотируемый старейшим дальневосточным лётчиком И.М. Хоменко.

С 6 сентября 1955 года введены ежедневные рейсы по маршруту Москва (Б) – Новосибирск – Якутск – Магадан.

5 ноября 1955 года было введено в эксплуатацию здание аэровокзала аэропорта 13 км.

С 1956 года введены ежедневные рейсы по маршруту Москва (В) – Якутск – Магадан и Хабаровск – Магадан на самолёте Ил-12.

В 1957 году силами монтажного управления «Магадангорстрой» была произведена реконструкция Аэропорт-13 км.

В 1961 году на 13 км в новые здания переехал из авиамастерских в бухте Нагаева 73 авиаремонтный завод, ведущий свою историю с 1936 года. Часть зданий аэропорта 13 км, построенных еще в 1940-х годах была передана заводу.

Аэропорт 13 км активно использовался и до 1960-х годов принимал регулярные пассажирские рейсы на Ил-14, до момента ввода в строй в Магадане аэропорта «Сокол».

В начале 1963-го года руководством ГУ ГВФ было принято решение о перебазировании материальной части и личного состава 185-го ОАО (командир Кучерявый И.В.) из аэропортов «13-ый» и «47-ой км» в аэропорт «Магадан-56 км».

Долгое время аэропорт был базой лёгких самолетов и вертолётного парка Второго Магаданского объединённого авиаотряда. В день вылетало до 15 самолетов и 5–6 вертолётов во все концы области и за её пределы.

В 2002 году произведена реконструкция аэровокзального комплекса. До сих пор аэропорт «Магадан–13» служит базой малой авиации области.

29 июня 2015 года пресс-служба регионального правительства сообщила, что губернатор Владимир Печеный поручил ведомствам подготовить план мероприятий по возрождению аэропорта «Магадан–13».

«Колыме необходимо развивать региональную малую авиацию, для чего важно иметь базовый аэропорт. Первый шаг к этому уже сделан. Из городской собственности в областную государственную передана взлетно-посадочная полоса и места стоянки самолетов», – сказал В.Печеный.

Он отметил, что в настоящий момент насущной задачей является разработка плана по дальнейшему восстановлению аэропорта, решение правовых вопросов передачи собственности, привлечение авиаперевозчиков, реконструкция помещения для регистрации и оформления пассажиров, организация охраны объекта и прочее.

При подготовке статьи использованы материалы:

Моя благодарность и признательность за помощь в поисках и предоставленную информацию Александру Глущенко и Борису Пищейко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *