К вопросу о репрессированных и реабилитированных аборигенах Северо–Востока России

Давид Исумурович Райзман

Давид Исумурович Райзман.

Среди жертв массовых политических репрессий, содержавшихся на Колыме и Чукотке в 30-50-х гг. ХХ века, были люди 61 национальности, уроженцы  десятков государств Европы, Азии и  Америки, в том числе и представители малочисленных народов и этнических групп Севера Дальнего Востока.

26 апреля 1994 года Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин издал Указ № 834 «О восстановлении справедливости в отношении репрессированных в 20-30-е годы представителей якутского народа», в котором отмечалось: «В целях восстановления исторической справедливости в отношении представителей якутского народа, репрессированных осенью 1927 года в связи с обвинением по делу так называемой «младо – якутской национальной советской социалистической партии середняцко – бедняцкого крестьянства  конфедералистов»,  а так же подвергшихся репрессиям, вызванным постановлением Политбюро ЦК ВКПб «О положении в Якутской организации» от 9 августа 1928 года и в соответствии с выводами Комиссии Президента Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий постановляю: 1.Осудить политические репрессии в отношении якутского народа в 20 – 30-е годы. Признать нарушающими основные гражданские права человека репрессии, проводившиеся в отношении участников событий осени 1927 года на основании необоснованных обвинений». Заметим, что слова Президента прозвучали в адрес только  репрессированных в 20 – 30 –х годах коренных северян  в Якутии.

В связи с тем, что  коренные северяне должны были по ленинскому плану переустройства  их  образа жизни, за несколько лет  пройти путь от родовых, общинных отношений до новых социалистических, предпринимались меры по ускорению этого  процесса, в частности, по коллективизации сельского и промыслового хозяйства, культурной  революции, то в среде охотников, оленеводов, рыбаков, морских зверобоев возникали  протесты против  политики советской власти и правящей партии большевиков – коммунистов. Естественно, ломка их традиционного образа жизни  проходила не без жертв в их среде. Но чаще всего, учитывая менталитет аборигенов Севера, массовых активных выступлений против советской власти и партийного влияния на социально – экономические процессы в регионе, не было. Однако реакция на существование рядом с их местами традиционного природо- пользования исправительно – трудовых лагерей Севвостлага и Берлага была.

А.И. Солженицин отмечал в своем знаменитом исследовании «Архипелаг ГУЛАГ»: «Колыма, хоть и не остров, а горше острова: оторванный кусок, куда убежишь с Колымы? Тут бегут только от отчаяния. Когда – то, правда, якуты хорошо относились к заключенным и брались: «Девять солнц – я тебя в Хабаровск отвезу». И отвозили на оленях. Но потом блатари в побегах стали грабить якутов, и якуты переменились к беглецам, выдавали их.
Враждебность окружного населения, подпитываемая властями, стала главной помехой побегам. Власти не скупились награждать поимщиков (это к тому же было и политическим воспитанием). И народности, населявшие места вокруг ГУЛАГа, посте- пенно привыкали, что поймать беглеца – это праздник, обогащение, это как добрая охота или как найти небольшой самородок. Тунгусам, комякам, казахам платили мукой, чаем, а где ближе к жилой густоте, заволжским жителям около Буреломского и Унженского лагерей платили за каждого пойманного по два пуда муки, по восемь метров мануфактуры и по несколько килограммов селедки».

Подобное было  на Колыме и Чукотке. Еще в приказе Э.П.Берзина № 038 от 5 ноября 1935 г. отмечались результаты поисковой операции беглых заключенных: «Несмотря на трудные условия операции, на тяжелые условия обнаружения и преследования преступников в тайге, на слабую изученность местности, преступники при активной помощи местного населения были обнаружены и главари банды в перестрелке убиты». Как выяснили исследователи А.Козлов и И. Бацаев, в связи с этим были премированы, награждены ценными подарками и денежными суммами 15 чел, участвовавших в разгроме банды, а 33-м  объявлена благодарность.

И все же находились краеведы,  не соглашающиеся сей факт признать реальностью, утверждая: «Нет в архивах Магадана указаний НКВД об оплате услуг аборигенов в поимке беглецов – заключенных». И даже ссылались на письменный ответ отдела реабилитации и архивной информации Информационного Центра УВД Магаданской области, в котором говорилось: «На ваше заявление, поступившее в УВД Магаданской области, сообщаем, что приказ (распоряжение, указание), позволявший, чтобы местные жители, проживающие в регионах, обслуживаемых Дальстроем, убивали беглых заключенных, а также получали за это денежное вознаграждение, не издавался. Основание: приказы УСВИТЛа Севвостлага, находящиеся на хранении в УВД Магаданской области с 1936 по 1950 гг.».

Ответ найдем в выводах, сделанных И.Д. Бацаевым, исследователем проблем лагерной истории на Колыме: «Работа по данной тематике осложняется тем, что в 1953, 1958 и 1961 гг. огромное количество архивных документов было уничтожено».

Не очень – то афишировали карательные органы советской власти свое отношение  к подобной провокации, умело скрыли официальные документы, хотя свидетельств тому в памяти коренного населения и ветеранов освоения Колымы сохранилось немало.

Как писал Варлаам Шаламов: «У пойманных беглецов на Колыме отрубали ладони, чтобы не возиться с телом, с трупом. Отрубленные руки можно было увезти в портфеле, в полевой сумке, ибо паспорт человека на Колыме – вольняшки ли заключенного – беглеца – один: узор его пальцев».

По свидетельству Г.Д. Кусургашева, бывшего колымского заключенного, в 1940 году содержавшегося на лесоповале вблизи поселка Эсчан, «…местным жителям – оленеводам и охотникам было велено беглецов стрелять на месте. За убитого устанавливалась плата 250 рублей. Для получения вознаграждения следовало представить руководству кисть правой руки».

Этнограф – лингвист, доктор филологических наук А.А. Бурыкин из Санкт – Петер бурга в 1993 году опубликовал в магаданской газете «Восточный экспресс» материалы бесед с жителями Омсукчанского района нашей области  и Охотского района Хабаровского края, где  также получил свидетельства о роли местных жителей в преследовании беглых заключенных. Одна из его собеседниц вспоминала: «Мне больше двадцати лет было, я часто ездила по делам одна на нарте до Омсукчана. Мне дали карабин, сказали: «Если увидишь в тундре убежавшего – стреляй!». А.А. Бурыкин  переспросил: « Много было беглых?». – Много, – ответила женщина. – Весной, как снег растает, по всей тундре лежали, как мусор –  тукаргачин…

Житель Охотского района Хабаровского края в интервью А.А. Бурыкина рассказывал:  «Я мальчишкой был. Помню, бегали из лагерей в районе Магадана часто, и бегали в нашу сторону, наверное, хотели добраться до железной дороги. Часто нападали на эвенов, отбирали продукты, оружие, многих убивали. Им были нужны документы. Один раз двоих поймали, а они у эвенов документы взяли. Говорят: «Мы эвены!». Мы их по – своему спрашиваем: « Кто вы такие?». А они молчат, языка – то нашего не понимают. Ну, потом увезли их куда – то».

Примечателен и другой факт, о котором сообщила газета «Магаданская правда». В декабре 1996 года в милицию одного из поселков Колымы, доставили двух хулиганов: одного восьмидесяти годов, другого – на десяток лет помоложе. Обвинение было типичным: «нанесение телесных повреждений после распития спиртных напитков». Причиной ссоры явилось прошлое драчунов, когда младший из них почти все сороковые годы отсидел в Севвостлаге, а старший с 1939 по 1948 годы, работая охотником, не брезговал и…беглыми заключенными. Как доказательство успешной охоты у него принимали отрезанные уши и пальцы. Заказчиком выступала админи- страция лагеря. Ссора же возникла, как  рассказывал журналист А.Павлов, когда старый киллер начал с ностальгией вспоминать времена, когда за одного убитого заключенного давали 360 рублей, в то время как председатель райисполкома получал всего лишь 210 рублей. И бывший зэк не выдержал…

А.А. Сидоров, известный магаданский ученый, заслуженный деятель науки РФ, член – корр. РАН  в своих воспоминаниях о командировках по Чукотке, приводит подобный факт варварского обращения с беглецами в районе Восточного разведрайона, недалеко от Певека, вблизи Гыргычана, поселка – лагеря, где добывали урановую руду. Он рассказывал о молодом геологе, обнаружившем в тундре два разложившихся трупа и сообщившем оперативникам о страшной находке.
«Геолог повел лейтенанта к чернеющим вдали кустикам. Лейтенант внимательно осмотрел трупы здоровенного белобрысого парня и светлорусого остроносого мужика. Затем достал из рюкзака топор и деловито отрубил кисти рук у того и другого. От неожиданности таких действий геолога стошнило.
-Господи. Что ты делаешь?
-Таков порядок. Не попру же я эти трупы в Певек на себе. Транспорта не дают, а отпечатки пальцев требуют немедленно. Иначе никто и никогда их не опознает».

Но этих свидетельств действий органов НКВД не признавали в ХХI веке ни ряд исследователей данной проблемы из СВКНИИ, ни судебные инстанции в Магадане, так как документального подтверждения столь вопиющих фактов в местных архивах они не нашли. Однако, как видим, такая практика все же была, и властные структуры поощряли такую «помощь» в поиске лагерных беглецов, как представителям коренных народов Севера, так  и другим  добровольцам из числа вольнонаемных дальстроевцев.

Понятна реакция коренного населения на такие явления, как об этом сообщают документы: «…беглецы, совершившие побеги из лагерей Дальстроя, особенно в райо- нах Якутской АССР и Чаунском, Анадырском районах Камчатского округа, грабят и истребляют колхозный скот,…организуют банды, терроризуют местное население».

Закономерен вывод магаданского историка, доктора наук А.И.Широкова: «Подобная тоталитарная политическая практика, проводившаяся администрацией «Дальстроя» на колонизуемых территориях, растлевала аборигенное население, подрывала нравственные устои складывавшегося в течение столетий патриархально – общинного образа жизни северных народностей».  Добавим, не только аборигенов Севера, но и вольнонаемное население, дальстроевцев.

Социальная политика в СССР в отношении аборигенного населения Северо – Востока явилась, по определению магаданского экономиста и журналиста В.И.Задорина, результатом «жесткого государственного патронажа, под идеей перевода се- верных аборигенов из  состояния первобытно – общинного строя в коммунизм при многих недостатках, обеспечивающих определенный статус – кво».

Многие из упомянутых представителей народностей Севера до сих пор не знают о реабилитации своих близких, ибо списки реабилитированных печатались очень маленькими тиражами в магаданских газетах. В книге «За нами придут корабли» (Магадан,1999), ставшей уже библиографической редкостью, так же представлена не вся  информация о пострадавших аборигенах, не в каждой районной библиотеке она на сегодня имеется, не говоря о национальных поселках.

Один комментарий к “К вопросу о репрессированных и реабилитированных аборигенах Северо–Востока России”

  1. В Коми было тоже самое. Я когда 17-20 лет назад промышлял на Печоре, добывал пушнину. имел общение с аборигенами – коми и зырянами. И вот один дед с ностальгией и гордостью вспоминал свое детство-взросление. когда он с отцом и дедом были “охотниками за головами” – вели на Уральском хребте, в Уральской тайге, летом-осенью охоту на тех, кто бежал с шахт Воркуты, Инты (Вокуталага, Минлага. Печорлага) на юг по отрогам Уральских гор. Рассказывал что кисти рук отрубали и за них органы НКВД платило деньгами. продуктами, патронами, оружием. Хвастался что лично он на этой охоте добыл 100 рук.

Добавить комментарий для промышленник Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *