Речной транспорт Дальстроя в 1932 – 1937 годах

Экспедиция И. Ф. Молодых исследовала р. Колыму в 1929 году и доказала возможность регулярного судоходства на р. Колыме от устья до Колымских порогов, а также выработала план организации судоходства и схему снабжения Колымско-Индигирского края. По итогам экспедиции принято решение: организовать Колымское речное управление. В 1931 году состоялся перегон речного буксирного парохода «Ленин» с р. Лена на р. Колыма.

С образованием треста Дальстрой началась новая страница в освоении Колымско-Индигирского края.

В конце 1931 года трест Дальстрой поставил вопрос перед Наркомводом о резком увеличении снабжения района Колымы товарами и оборудованием через Северный морской путь для ускоренного развития горнодобывающей промышленности. 23 января 1932 года принято решение об организации Северо-Восточной полярной экспедиции Норкомвода. Перед ней ставились задачи: доставить к устью р. Колымы 11 тысяч тонн различных грузов (фактически 5848 тонн), провести на буксире 4 баржи и 2 буксира, перевезти вольнонаемных и около 200 заключенных для работы в Колымском речном управлении, обеспечить фактории продовольствием и товарами. Помимо этого участники экспедиции должны были провести работы по изучению ледового режима и метеорологических условий Восточно-Сибирского моря.

Выполняя решение правительства, Дальневосточная контора Совторгфлота отобрала из состава действующего флота наиболее приспособленные суда к плаванию в ледовых условиях. В экспедицию были включены суда построенные на Балтийском заводе в 1931 году специально для плавания во льдах.

В состав экспедиции вошли: ледорез «Ф. Литке», пароходы: «Север», «Сучан», «Анадырь», а так же суда типа лесовоз, не приспособленные для плавания во льдах: пароходы «Урицкий», «Микоян», «Красный партизан» и парусно-моторная шхуна «Темп».

Суда экспедиции были укомплектованы высококвалифицированными судоводителями и научными работниками. Возглавил экспедицию Н.И. Евгенов, заместителем был А.П. Бочек. Командовали судами капитаны: А.О. Шмидт, Я.Л. Спрингс, П.И. Хренов, А.Д. Рябоконь, В.М. Стехов, В.П. Сиднев и П.П. Караянов.

Суда вышли из Владивостока в конце июня 1932 года и прибыли к устью р. Колымы на рейд мыса Медвежий 4 сентября, где в сложных гидрометеорологических условиях, начали выгрузку на берег бухты Амбарчик.

Одновременное прибытие шести судов при недостаточном количестве плавсредств затрудняло выгрузку. Было выгружено 2,5 тысяч тонн грузов, когда 16 сентября начался сильный шторм, который прервал работы. 23 сентября суда ушли на зимовку в Чаунскую губу.

По природно-климатическим и навигационным условиям бухта Амбарчик не пригодна для строительства морского порта, но промышленное освоение золота в верховьях р. Колымы заставило строить порт в устье р. Колымы. 22 декабря 1932 года организовано Колымское речное управление треста Дальстррой с дислокацией в бухте Амбарчик. В ноябре того же года здесь началось строительство причалов и причальных сооружений. Было построено три пирса около 50 метров каждый и склады вместимостью 3050 тонн.

Летом 1933 года в бухте Амбарчик выгружен остаток груза Северо-Восточной экспедиции Наркомвода в количестве 2724 тонн. В этом году в бухте Амбарчик построены мастерские, склады, радиостанция, гражданские постройки.

Развитие судоходства потребовало создание опорных баз для флота по р. Колыме. В связи с этим в 1933 году в затоне Лабуя, началось строительство мастерских, складов, эстакад. Эти работы выполнялись рабочей силой (в основном заключенными) в «400-500 человек в первом полугодии и 720 человек во втором».

В навигацию 1933 году совершен первый рейс из Амбарчика в Среднекан. Пароходы «Якут» и «Партизан» вышли из Амбарчика 22 июня, а прибыли в Среднекан 10 июля. В Среднекан было доставлено 500 тонн различных грузов. Кроме этого выполнен рейс с баржей 240 тонн в Родчево (Верхнеколымск).

В августе месяце в г. Качуг на реке Лена началось строительство судоверфи треста Дальстрой для сборки речных судов.

Зимой 1932 – 1933 годов в КРУДС передано Зырянское месторождение углей. Здесь работало 14 рабочих. К 1 апреля 1933 года в Верхнеколымск было доставлено гужевым транспортом 40 тонн угля. Добыча угля проводилась в 80 км от устья р. Зырянка.

В 1933 году в г. Горьком началась сборка деталей корпусов речных пароходов, предназначенных тресту Дальстрой. Суда в разобранном виде доставлялись на Ленскую судоверфь в г. Качуг. В это время на судоверфи были собраны первые пять речных судов: «Революционный», «ДС-1», «ДС-2», «Колхозник», «Леонгард». В этом же году организована специальная Лено-Колымская экспедиция для проводки этих судов и 6 барж с грузом 1453 тонны (в основном детали и оборудование) с р. Лена на р. Колыму. Руководителем экспедиции был назначен П.Г. Миловзоров. 14 августа экспедиция вышла из бухты Тикси. В море Лаптевых вследствие шторма затонул пароход «Революционный», а все баржи потеряны. Спасена лишь часть груза (238 тонн). 4 парохода во главе с «Лениным» 31 августа 1933 года пришли в бухту Амбарчик.

В навигацию 1933 года в порт Амбарчик судами «Свердловск», «Лейтенант Шмидт», «Хабаровск, «Монгол» доставлено 4017 тонн различного груза.

Навигация 1933 года выявила особенности судоходства на р. Колыме: наличие двух паводков, резко выраженная сезонность перевозок, короткий срок навигации осложнили эксплуатацию речного флота. В связи с этим река Колыма была разделена на три основных участка (верхний, средний и нижний) имеющих различные глубины, разные скорости течения, ширину русла и др.

В начале 1934 года в КРУДС входили следующие подразделения: отдел снабжения, отдел пути и строительства, затон Лабуя, участок Амбарчик, совхоз Родчево, Зырянское угольное смотрительство и др.

В навигацию 1934 году КРУДС должен был осуществить грузоперевозки в район горных работ, а также обеспечивать нужды местных организаций.

В 1934 году судами 2-й Северо-Восточной экспедиции («Сучан», «Лейтенант Шмидт», «Смоленск», «Микоян») завезено в порт Амбарчик 6700 тонн различных грузов. Перевезено по реке судами КРУДС 7197 тонн. В Среднекан доставлено 895 тонн.

В эту навигацию началось оборудования судоходного фарватера. Было выставлено 288 знаков.

В 1934 году организована 2-я Лено-Колымская экспедиция в составе: пароходов «Ленин» – флагман, «Ягода», «Э.Берзин», «Памяти 20 августа» и «ДС-3» и 3 баржи. Экспедицией руководил П. Миловзоров. 31 августа суда экспедиции достигли бухты Амбарчик.

Зима 1933-1934 года прошла в неблагоприятных условиях. Суда зимовали в 2-х затонах и 8-ми случайных местах по реке Колыме на протяжении 1000 км.

В 1934 года установлено два промежуточных пункта на реке Колыме для захода судов (ремонт, бункеровка углем и др.) Среднеколымск (Лабуя) и Верхнеколымск (Родчево).

Проводившаяся в это время эксплуатация Зырянского угольного месторождения имела не значительные размеры. Основной задачей угледобычи было обеспечение топливом парохода «Ленин» для рейса из бухты Амбарчик в бухту Тикси за пополнением речного флота. Весной уголь доставлялся сплавом по р. Зырянка на карбазах, зимой гужевым транспортом.

В 1934 году в Зырянку доставлено 475 тонн угля.

Состав заключенных ОЛПа КРУДС в 1934 году был 923 человек.

В 1934 году реформировано КРУДС. В «Положении об КРУДС», говорилось: «Управление Колымским речным пароходством имеет своей задачей: а) эксплуатацию принадлежащего Дальстрою речного пароходства и прочих палавсредств по внутренним водным путям колымского бассейна, б) обслуживание управлений Дальстроя и прочих организаций, находящихся в районе деятельности Дальстроя, грузопассажирскими перевозками по внутренним путям Колымского бассейна».

В 1934 году состав флота КРУДС насчитывал 13 парохода и 4 катера. Не самоходный флот – 18 единиц.

Значительная часть грузов, направлявшихся из Владивостока в Колымский район, доставлялся во Владивосток из европейской части СССР южными морскими путями или по железной дороге. Так, как путь Мурманск – Колыма (2800 морских миль) в четыре с половиной раза короче пути Одесса – Владивосток (12700 морских миль), то естественно, встал вопрос о завозе части грузов не из Владивостока, а Северным морским путем. Первый рейс из Мурманска совершил в 1935 году пароход «Рабочий» (капитан Я. Панфилов), который после разгрузке в Амбарчике в том же году вернулся в Мурманск. Помимо этого в бухту Амбарчик прибыло 5 пароходов 3-ей Северо-Восточной экспедиции. Первые суда пришли в Амбарчик 19 августа 1935 года.Грузооборот порта Амбарчик составил 14138 тонн. Вывоз грузов вверх по реке Колыме составил 10372 тонн.

В навигацию 1935 года организована 3-я Лено-Колымская экспедиция под руководством А.П. Бочека. Экспедиция вышла из бухты Тикси 16 августа в составе пароходов: «Ленин» (капитан И.Л. Миронов), «Эвен», «Ламут» (капитан И.П. Караянов), «Ороч» (капитан А.П. Бочек), «Самородок» и 6 барж. На случай вынужденной зимовки экспедиция имела запас продовольствия, одежды инвентаря и др. Способ проводки речных судов был выбран, тот же, что и в 1933-1934 годах. 21 августа экспедиция попала в шторм, но все обошлось и суда пришли в устье Колымы в полном составе.

В навигацию 1935 года для обозначения фарватера на реке выставлено 1240 знаков. Основная работа флота была сконцентрирована на трех участках: бухта Амбарчик – Зырянка, Лабуя – Утиная, Столбовая – переправа через реку Колыму. На всем пути от Столбовой на пристанях Среднекан, Запятая, Сеймчан, Утинка, переправа через реку Колыму не было причальных линий и постоянных мест причала судов. Команда парохода сама выбирала место причаливания. Кроме того, осуществлены экспедиционные рейсы по притокам реки Колымы: реке Ясачной на протяжении 50 км и реке Омолон на 400 км. В этом же году шхуна «Темп» осуществляла гидрографические работы в Восточно-Сибирском море. В конец 1935 года на балансе КРУДС находилось: 17 пароходов, 12 катеров, 45 не самоходных плавсредств.

В марте 1935 года в ОЛПе КРУДС было 890 заключенных. 1 мая 1935 года – 888 заключенных. 1 июня 1935 года: 487 – вольнонаемных, 396 заключенных. Среднесписочный состав ОЛПа КРУДС в 1935 году насчитывал 1192 человека.
В навигацию 1936 года КРУДС осуществлял перевозки грузов из порта Амбарчик в горные управления треста Дальстрой и обслуживал нужды местных кооперативных организаций.

В этом году в устье реки Колымы с запада шли три парохода «Рабочий», «Володарский», «Правда», а из Владивостока 3 судна. Тяжелая ледовая обстановка в Восточно-Сибирском море и плохие метеоусловия в устье реки задержали приход Северо-Западной экспедиций. Суда Северо-Восточной экспедиции пришли в Амбарчик 28 июля. Поэтому КРУДС располагал только 54 сутками (с 4 июня по 28 июля) для вывоза грузов из порта Амбарчик вверх по реке Колыме. За это время было вывезено 2070 тонн различных грузов. Поздний приход Северно-Западной экспедиции (22 сентября) не только уменьшил общее количество вывезенных из Амбарчика грузов, но и обусловил не полную разгрузку судов. Из 7578 тонн груза – разгружено 6246,1 тонн. 1 октября 1936 года опасаясь зимовки, суда экспедиции прекратили разгрузку и снялись с якоря.

В 1936 году грузооборот порта Амбарчик составил 13056 тонн. Вывезено судами КРУДС вверх по реке Колыме 9928 тонн грузов.В это же время служба пути обставила знаками 1057 км судоходного фарватера. На балансе КРУДС находилось: 17 пароходов, 10 катеров, не самоходных плавсредств – 54 единицы.

В 1936 году проведена структурная реорганизация КРУДС. В «Положении о КРУДС», говорилось: «§ 1. Управление КРУДС является судоходно-транспортным предприятием и имеет свои задачи: а) эксплуатацию принадлежащих Дальстрою воднотранспортных средств и прочих плавсредств по внутренним путям бассейна, для грузов Дальстроя и грузов местных организаций, а также для выполнения заданий экспедиционного характера, б) организацию и непосредственное осуществление речного судостроения, а также гражданского, дорожного и гидротехнического строительства для нужд пароходств, в) эксплуатацию Зырянских угольных месторождений и перевозку угля на берег реки Колымы, г) Эксплуатацию вспомогательных и подсобных производств, развитие местной продовольственной базы (подробнее о структурной реорганизации КРУДС см. в приложении)».

Летом 1936 года организована гидрографическая партия для разработки мероприятий по улучшению судоходных качеств верхнего плеса реки Колымы и строительства «пристанского, складского и затонного хозяйства КРУДС». Предполагалось возведение пристань в Сеймчане, Среднекане, Запятой и др. В этом же году Управление КРУДС перенесено из Амбарчика в п. Зырянка.

В 1936 году в КРУДС было направлено 953 заключенных, убыло из лагеря 154 человека. Всего же в ОЛПе КРУДС в этом году находилось 2065 заключенных.
В 1937 году в устье реки Колымы из Архангельска и Мурманска направлено 5 пароходов. Из них 4 достигли порта Амбарчик. На обратном пути два парохода («Правда», «Крестьян») зазимовали в проливе Вилькицкого, другие два вышли в Тихий океан. В это же время пароходы: «Урицкий» и «Сталинград» доставили из Владивостока в устье Колымы груз продовольствия и оборудования, а ледорез «Ф. Литке» привел за собой новые буксирные суда для пополнения речного флота «В. Молотов» и «С. Леваньевский».

В 1937 году проведена 4-я Лено-Колымская экспедиция. В бухту Амбарчик приведено 3 парохода и 6 барж. Грузооборот порта Амбварчик составил 23000 тонн.

В 1937 году в связи с экономией горюче-смазочных материалов 15 пароходов КРУДС были переведены с жидкого топлива на уголь. На балансе КРУДС находилось: 20 пароходов, 21 катер, не самоходный флот – 54 единицы, вспомогательный флот – 17. В этом же году по заказу треста Дальстрой Ижорский завод в г. Ленинграде построил два винтовых буксирных парохода «Шквал» и «Бурун». Буксиры были предназначены для рейдовых операций в бухте Амбарчик. Встал вопрос о доставке пароходов на Колыму. Наиболее реальным был перегона судов через Северный морской путь. Осенью 1937 года организован перегон парохода «Бурун» (длина 29 м, ширина 4,5 м, судовая установка 200 л. с.) по этому маршруту. Из-за тяжелых ледовых условий пароход зазимовал в районе Диксона.

За относительно короткий отрезок времени с 1932 по 1937 год на Сверо-Востоке России были созданы: Колымское речное пароходство треста Дальстрой, рейдовый порт в бухте Амбарчик, оборудованы речные затоны и пристани. Это расширило возможности массового завоза на Колыму промышленных грузов, продовольствия на прииски.

Суда Колымского речного пароходства осуществляли перевозки в горные управления Дальстроя, обслуживали нужды местных организаций. Эксплуатация речного транспорта сочеталась с изучением гидрологических, ледовых, метеорологических свойств рек бассейна Колымы (Омолон, Большой и Малый Анюй и др.). Строительство рейдового порта Амбарчик, речных затонов (Среднеколымск, Зырянка, Верхнеколымск, Столбовая и др.) проходило параллельно с их эксплуатацией.

Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *