Меренга (Меринга)

Школа в посёлке Меринга, в верховьях реки Вилига. 1939 год. Фото из газеты«Советская Колыма».Школа в посёлке Меринга, в верховьях реки Вилига. 1939 год. Фото из газеты«Советская Колыма».

Меренга или Меринга?

При работе над историей посёлка (села) Меренга пришлось не один раз столкнуться с замечаниями по поводу правильности написания названия посёлка. Чтобы далее не было непонимания хочу прояснить свою точку зрения. В документах и распоряжениях Дальстроя, газетных заметках той поры, написание название посёлка — Меринга. Трансформация из Меринги в Меренгу произошла гораздо позже. В этом случае оба названия имеют право на существование. Далее по тексту будем стараться придерживаться нового варианта, но при цитировании документов будет упоминать первоначальный вариант.

Историю национального посёлка Меренга условно можно разделить на две части: история первого (старого) посёлка Меринга и история Меренги, перенесённой на новое место.

Национальный центр, посёлок, село

За время своего существования Меренга (Меринга) несколько раз меняла свой статус от национального центра до села. Документов о том, когда именно происходила смена статуса найдено не было, оставалось только ориентироваться на немногочисленные упоминания в приказах и газетных заметках. Условно их можно разделить на следующие периоды:

  • национальный центр с 1934 по 1940 годы;
  • посёлок с 1940 по 1957 годы;
  • село с 1957 года и по 2024 год.

Старая Меринга

1933

Первые найденные упоминания о посёлке Меренга встречаются в планах дорожного строительства на 1933 год: «... проводится санная тропа для оленей с Элекчана до Меринги по маршруту: Элекчан — Талая — Буюнда — Купка — Буксунда — перевал Яблонового хребта — р. Меринга и селение Меринга (700 км)».

1935

В 1935 году пожаром была уничтожено здание начальной школы Меренги. Новая школа села была построена в короткие сроки по типовому проекту и уже 1 сентября 1935 года открыла свои двери для учеников.

Из заметки Любашевского в газете «Советская Колыма» от 21 ноября 1936 года: «В Меринге в 1935 году сгорела школа, но сейчас уже выстроена новая. Местные жители проявили большую заинтересованность в строительстве. Вне плана завезли лес, выделили своих пильщиков, заготовили финстружку на все объекты. Уже в 1936 году начнётся в Меринге строительство колхозных домиков».

1936

В Отчёте управления уполномоченного Далькрайисполкома II межрайонному съезду Советов Колымы на 1 октября 1936 года, говорится о том, что в посёлке Меринга закончено строительство национального центра. 

Из заметки Любашевского в газете «Советская Колыма» от 21 ноября 1936 года: «Вот и Меринга — один из самых отдалённых сельсоветов края, в 100 километрах от Вилиги. В селенье только одна семья русских — педагога Морозова. Встречают на редкость гостеприимно. Меринга в полном смысле слова медвежий уголок. Месяцами нет газет, поэтому хозяева предъявляют законное требование выкладывать новости.

… Маленький рубленый домик пахнет тёплым хлебом. Входим. У печи орочелка Вера Зыбина. Она одна из первых в несколько месяцев овладела искусством хлебопечения. С гордостью показывает нам хлеб.

Почти всё мужское население села в европейской одежде, кроме обуви. О национальном костюме напоминает иногда лишь звон колокольчика — украшения национального одеяния — проходящей мимо орочелки. Но и они охотно меняют его на более удобные европейские шелка и шерсть, оставаясь и тут верными любви к яркой расцветке ткани».

1940

В феврале 1940 года в национальные центры Меренгу и Таватум (Северо-Эвенский район) было доставлено несколько фильмов. Заведующий наяханским клубом Бобрусов, он же — киномеханик, продемонстрировал картины «В город входить нельзя», «Девушка спешит на свидание».

В марте 1940 году было принято решение о переносе посёлка Меренга в устье реки Вилиги. Это вызвано тем, что старое место расположения посёлка было выбрано неудачно и находилось в стороне от водных путей.

В первую очередь было решено перенести школу, однако для этой цели одних транспортных средств Вилигинского колхоза было недостаточно. Исполнительный комитет Северо-Эвенского райсовета обязался решить вопрос о выделении транспорта. На новом месте предстояло построить свыше десятка новых жилых домов.

В августе 1940 года колхозники-рыбаки, работающие на летних рыбных промыслах побережья залива Шелехова, закончив план лова, возвращались с семьями в национальные центры.

В эвенскую деревню Меренга вышли бригады колхоза «Красный луч», которые должны были приступить к подготовительным работам по переносу посёлка на новое место.

С первым снегом строения, находящиеся в Меренге, планировали перевезти оленьим транспортом на 60 километров вниз по реке Вилиге, где решено строить новый национальный центр.

В шести километрах от рыбного промысла, в красивой долине, планировалось возвести здания сельсовета, школы, клуба, больницы, колхозных домов. Здесь же готовились развернуть дополнительное строительство.

С переносом Меренги на новое место отпадали трудности, связанные с транспортировкой грузов и продовольствия. Новое село должна была связать просёлочная дорога с продуктовой базой Наяханского промхоза в устье Вилиги.

К концу 1940 года колхоз «Красный луч» должен был перевезти и построить на новом месте строения Меренги.

Новая Меренга

1940

В ноябре 1940 года в долине реки Вилиги развернулось строительство нового национального села, куда силами колхозников артели «Красный луч» переводили старую Меренгу. На месте строительства нового национального центра собрали здания медицинского пункта и колхозного дома, было перевезено значительное количество строений.

Снабжение строительства необходимыми материалами и продовольствием возложено на промысел «Вилига» Наяханского промхоза.

Однако руководитель промысла Рытов абсолютно не чувствовал ответственности за порученное ему дело. Строительство нового посёлка велось от магазина промысла в 5 километрах. Сообщение только пешеходное и то в хорошие дни. Таким образом, колхозники, не имеющие возможности прийти в магазин, вынуждены были оставаться без свежего хлеба и продуктов. Отведённое помещение для магазина на строительстве до сих пор пустовало. 

В том же году открылась начальная школа. 

1941

Дальнейшее развитие в 40-х годах ХХ-го века было неразрывно связано с началом строительства в 1940 году трассы Пёстрая Дресва — Омсукчан и началом её эксплуатации в 1941 году.

Стоит сказать, что строительство трассы сыграло немалую роль в жизни посёлка. Если ранее, по замыслу руководства Дальстроя, Меренга должна была стать национальным центром, то в конце 1941 года Меренге в планах Дальстроя отводилась роль одного из центров будущей трассы.

В итоге произошло объединение мелких сельскохозяйственных артелей «Красный луч» и «Новый путь» объединились в совхоз (сельскохозяйственную артель) «Новый путь» с центральной базой в посёлке Таватум, куда и переселились все коренные жители Меренги.

А в Меренге разместился участок дорожного строительства, были построены базисные склады для грузов, поступающих из бухты Пёстрая Дресва, образована Меринговская снаббаза.

Дело в том, что до осени 1942 года трасса Пёстрая Дресва — Омсукчан состояла из двух участков. Участок Пёстрая Дресва — Меренга в основном эксплуатировался в период навигации (в летнее время), по ней автомашинами грузы доставлялись из бухты до Меренги. Далее по зимнику с Меренги грузы доставлялись в Омсукчан тракторами. При такой организации работы трассы, наличие снаббазы в Меренге было единственным решением.

За период с 1941 по 1942 в Меренге было построено большое количество производственных и складских строений, продолжалось и строительство посёлка, строительный бум закончился к лету 1942 года.

1942

В течение зимы 1941-1942 года базисные склады Меренги и само посёлок снабжал углём Омсукчанский угольный район.

В 1942 году Меренге базируется автобаза Омсукчанского комбината, ремонтные мастерские, базисные склады Колымснаба, дорожно-эксплуатационный участок.

В связи с окончанием строительства (очень условным, строительные работы велись ещё длительное время — О.В.) и сдачей в эксплуатацию в 1942 году дороги Пёстрая Дресва — Омсукчан, дорожно-строительный Омсукчанский участок был ликвидирован. С того времени  в Меренге прекращает базирование участок ДСУ, а в посёлке обосновались дорожники, входившие в ДЭУ, подчинённого Омсукчанскому олово-рудному комбинату.

Со сдачей в эксплуатацию дороги Пёстрая Дресва — Омсукчан в Меренге произошло ещё одно событие.  Согласно распоряжению № 490 по ГУСДС от 27 октября 1942 года, Мерингская снаббаза Колымснаба была переведена из Меренги в Омсукчан.

В течение 1942 года жители Меренги активно участвовали в сборе теплых вещей и подарков для Красной армии.

Женщины Меренги

Большую помощь в окончании строительства и благоустройстве посёлка в 1942 году оказывали женщины. Стараясь не отвлекать рабочую силу на хозяйственные работы, они решили своими силами покрыть финской стружкой крыши жилых домов вновь выстроенного поселка и очистить территорию от строительного мусора. 

Общественницы активно участвовали в жизни посёлка — каждую пятидневку Пучкина, Гришина и другие выпускали производственный бюллетень, отражая в нем строительство. Также принимали по радио информацию ТАСС, размножали её и рассылали по прорабствам. (В посёлке в то время была расположена радиостанция, другой связи не было — О.В.).

1943

В 1943 году одним из градообразующих предприятий Меренги была автобаза. Из заметки в газете «Советская Колыма» от 15 июля 1943 года: «Автотранспортники далекого Омсукчанского комбината, стремясь не отстать от шоферов основных автобаз Дальстроя, переходят на лунинские методы ухода за машинами. 

Первым откликнулся шофер меринговской автобазы Рыбка. Он взялся весь профилактический, заявочный и первый ремонты проводить сам.

Почин стахановца нашел поддержку со стороны других шофёров. Сразу же последовали примеру газогенераторщик Черный, шофер Вахрушев и многие другие».

1945

В 1945 году работа водителей Меринговской автобазы, ремонтников и эксплуатационщиков неоднократно отмечалась руководством ЮЗГПУ и Дальстроя. Из заметки в газете «Советская Колыма» от 9 мая 1945 года: «В первом квартале коллектив автодорожников Омсукчана завоевал переходящее красное знамя управления, политотдела и общеприискома Юго-Запада. В апреле автодорожники повысили темпы и добились еще лучших результатов. План грузоперевозок выполнен автопарком да 131 проц., газогенераторными автомобилями — на 135 проц. Себестоимость грузоперевозок снижена на 9 проц.

Авторемонтные мастерские в апреле значительно улучшили качество работы и выполняли месячный план на 112 проц.

Дорожники Омсукчана не отстают от транспортников. В суровых условиях зимы они вложили в полотно дороги 2 тысячи кубометров грунта, успешно боролись со снежными заносами, перевыполняя технические нормы. В честь побед героической Красной Армии дорожники решили, во что бы то ни стало, закончить ремонт дороги к 1 июля и таким образом проложить путь к морю. Нет сомнения, что слово свое они сдержат». 

1946

Художественная самодеятельность Меренги

В марте 1946 года с большим успехом прошла на клубной сцене в поселке Меринга (Омсукчанская автобаза) пьеса В. Гусева «Слава». Для этого коллективу художественной самодеятельности пришлось преодолеть много трудностей  一 отсутствие реквизита, небольшие габариты сцены и т. п., создав хороший, красочный спектакль.

Постановка первой большой пьесы было серьезным событием в жизни молодого драмколлектива, утвердившего свое право работать над серьёзными постановками. Планировалось показать спектакль «Слава» горнякам рудников Омсукчанского комбината, куда коллектив собирался на гастроли. 

Хорошо справились со своими ролями в пьесе электросварщик Переверзев, экономист Герасимов, бухгалтер Николаева, бухгалтер Соколова, механик Пятаковский, домохозяйка Попова и другие. Зрители отметили и игру 12-летней Лиды Репиной, которая сыграла роль пионерки.

Победы автодорожников

В настоящее время при современной технике и трассах уже сложно представить, в каких условиях работали водители и дорожники тех лет. Короткие и сухие фразы приказов и распоряжений об этом рассказывают мало. Только в репортажах и статья газет можно почерпнуть немного информации, естественно, что многое на страницы газет не попадало. О том, как готовили трассу Омсукчан 一 Пёстрая Дресва дорожники к работе на период навигации как осуществлялся вывоз из бухты Пёстрая Дресва можно узнать из газетной заметки в «Советской Колыме» от 25 ноября 1946 года: «Незаконченная строительством автотрасса, связывающая бухту Пестрая Дресва с промышленными предприятиями Омсукчанского комбината, тянется на многие десятки километров. Весь путь имеет чрезвычайно тяжелый профиль, и предельная скорость автомашины с грузом достигает лишь 13 километров в час. Горные потоки беспрерывно приносят сюрпризы: размыв дороги, снос мостов и т. д. Дорога идет среди бесчисленных сопок, и передвижение автотранспорта часто затрудняется. Постоянные ветры беспощадно оголяют насыпь до камней, которые, как бритвенные ножи, режут покрышки автомобилей.

Подготовку дороги дорожники начали ещё в апреле. Ещё стояли лютые морозы. Ветры достигали 10-12 баллов, местами снег лежали глубиною до 12-18 метров, наступали наледи. Дорожникам нужно было пробиться до земляного полотна, навести мосты, отремонтировать дорогу, очистить ее ото льда и снега, ибо без этого артерия автотранспорта безжизненна.

Строители начали строить зимой мост через реку Алек, доставляя деловой лес за 50 километров колоннами тракторов и автомашин, прилагая огромные усилия, без которых невозможно было открыть путь. После долгих трудов 15 июня проезд был открыт.

Началось ожидание пароходов, баржей с Охотского моря, которые должны были доставить тысячи тонн грузов для жизни и деятельности предприятий Омсукчана.

Автотранспортники, соревнуясь с дорожниками, не теряя ни одного дня, готовились встретить поток грузов. 30 автомашин вступили в строй, остальные из-за отсутствия резины и недостачи запасных частей пустить в ход не удалось. Недостаток водительского состава был разрешён проведением двухмесячного курса шофёров, по окончании которых 22 человека получили права шофёров.

Первые баржи коллектив автодорожников Омсукчана встретил буквально штурмовой работой. За 2-3 дня грузы были доставлены в Омсукчан. Автотранспорт пополнился 28 новыми машинами, которые прибыли с Авторемонтного завода, правда, с некоторыми дефектами, особенно электрооборудования.

Пароходы были досрочно разгружены. И вот – победа! Все тысячи тонн грузов до последнего грамма были вывезены с берега бухты Пёстрая Дресва, где уже вступила в свои права штормовая зима.

Теперь трудовой коллектив комбината обеспечен всем необходимым для плодотворной работы».

Не отставали от водителей и дорожников работники авторемонтных мастерских. Порой при отсутствии необходимого инструмента и запасных частей на складах Омсукчанской автобазы, местные умельцы находили выход из положения и продолжали ремонт автотранспорта. В авторемонтных мастерских пользовались почётом и уважением рационализаторы слесарь-инструментальщик Бородулин, мастер Артемьев, слесарь Якушев. 

1947

Во второй половине  40-х годов в Меренге работала  агробаза Омсукчанской строительно-эксплуатационной конторы (СЭК), где на открытых и закрытых грунтах выращивали овощи.

Недалеко от посёлка  располагался участок сенозаготовки СЭК, который полностью обеспечивал скот Омсукчанского района на зиму. Хозяйством также были налажены ловля рыбы, птицеводство и свиноводство.

Из книги Багирова Эйюба «Горькие дни на Колыме»: «…База “Меренга” расположилась на том месте, где река “Меренга” впадает в Вилигу, а последнее берет начало в районе перевала “Танго” и, проходя более 50 километров, огибает район базы сенокоса, впадает в Гижигинскую губу Охотского моря. Места здесь особой красоты, широкая долина начинается с перевала “Прощай Молодость” и переходит в лесистую тайгу. Болотистая низменность радиусом более 100 км является по существу нашим сеноугодьем. Конечно, на материке не стали бы заниматься таким сенокосением, ибо средний урожай травы с гектара здесь составлял не более 150 кг. А столько затрат оправдывала рабсила дешевая, в основном зековская.

…Участок возглавлял один из бывших зеков, казак по происхождению с Северного Кавказа Малаканов Федор. Он вел это хозяйство очень хорошо, знал тайгу, обладал талантом хозяйственника. 

У него всегда можно было приобрести грибы маринованные и сушенные, всевозможные ягоды, кетовую икру, кур и много другого съестного, чего днем с огнем не сыщешь в других местах Колымы. Рядом с хозяйством Феди Малаканова была агробаза “Меренга” с открытыми и закрытыми грунтами. Возглавлял его Терещенко Василий Иванович, также бывший зек.

…В прошлом агроном, он творил чудеса на своем небольшом хозяйстве. Ведь в те времена для удобрения овощей кроме навоза ничего не применяли. Терещенко умудрялся составлять рецепты удобрений из химикатов и их неведомым путем добывал и использовал. Выращивал огурцы и помидоры, даже разводил цветы в теплицах. Он все свои невзгоды сглаживал трудом на любимом земельном участке. Разумеется, продукцией агро-участка, в первую очередь пользовались большие и средние начальники, служители охраны»

1952

В 1952 году в Меренге был построен и сдан в эксплуатацию стадион.

1956

В 1949 году было начато автодороги Герба 一 Омсукчан протяжённостью около 250 км. Дорога сдана в эксплуатацию на всём протяжении в 1956 году. С этого времени автодорога Омсукчан 一 Пёстрая Дресва потеряла своё значение 一 основной транспортной магистрали для Омсукчанского района. Большая часть грузов теперь шла из Магадана через Гербу в Омсукчан, и это не могло не сказаться на транспортных посёлках трассы Омсукчан 一 Пёстрая Дресва, в число который входила и Меренга. 

С этого времени сельское хозяйство начинает играть ведущую роль в жизни Меренги.

1957

В 1957 году центральная база совхоза (сельскохозяйственной артели) «Новый путь» из Таватума возвращается в Меренгу.

Десятки лет жители этого красивого, большого села занимались оленеводством, рыбалкой, выращивали голубых песцов, кроликов, держали свиноферму. Огороды давали обильные урожаи картофеля, капусты, турнепса, зелени. Меренга снабжала едва ли не весь Омсукчанский район молоком, творогом, сметаной, олениной.

Из статьи Тамары Володиной: «Меренга всегда появлялась как-то неожиданно. За подъемом открывалась широкая долина самой красивой и многоводной реки района — Вилиги, а затем небольшое, из двух улиц, село. Прямо за селом — тополиная роща, а за ней — вековой лиственничный лес. Летом в реке полно рыбы, в лесу — голубики, жимолости, брусники, грибов. Со всех сторон долины возвышаются горные хребты. В ночи цепочкой сияли электрические огни. Светились окна в клубе, в библиотеке, школе-интернате, в больнице, в домах

Такой была Меренга — село, бывшее центральной усадьбой колхоза «Новый суть», который образовался в 1957 году. Он, в свое время, занимал значительное место в экономике района и был основным поставщиком говядины, свинины, оленины, рыбы и рыбных деликатесов. В начале семидесятых колхоз приобрел сейнер, катер, оборудование для зверофермы…

А главное, в селе было привольно жить эвенам, однажды выбравшим это место для своих домов. Рядом река, богатая рыбой, и какой — горбушей, кетой… А земля какая щедрая: травы на иных лугах поймы Вилиги по пояс. У сельчан — грядки с капустой, картофелем, а уж об огородной зелени и говорить не приходится — всякая росла. И для оленеводства — исконного занятие эвенов — пастбища есть, и климат по колымским меркам лучше не пожелаешь».

Указ президента РФ о реорганизации госсобственности круто изменил судьбу национальных сел. В Меренге сельхозпредприятие раздробили на два десятка «национальных фермерских хозяйств». Материальная база бывшего совхоза была, по сути, разграблена. Мелкие хозяйства едва себя кормили, и Меренгу почти официально начали называть «селом-самоедом».

В последние годы на скудные средства районного бюджета стало крайне трудно содержать инфраструктуру Меренги с ее дизельэлектростанцией, котельной, жилым фондом.

Администрация Омсукчанского района стала переселять жителей в райцентр. К 2000 году из 421 местного представителя коренных народов, основную массу из которых составляют эвены, 385 переселили в Омсукчан.

Тем не менее, часть жителей отказалась покидать Мерингу и осталась жить в своём посёлке. Но умирающее село продолжало пустеть — по переписи 2010 года официально в нём проживало уже 14 человек, а в 2023 году 一 1 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *