Усть-Таскан

 Свое название поселок Усть-Таскан получил по левому притоку Колымы, реке Таскан. Располагался он в ее устье.

«…По существующему на картах написанию определить языковую принадлежность этого топонима трудно. Он может быть осмыслен как па якутском, так и на эвенском языках. Возможно, он образован от якутского тааскаан «каменистенькая», где таас — «камень»… Допустимо предположение, что название реки происходит от эвенского таскаан «белая глина»… Второе толкование (от эвенского таскаан) более верное, так как геологами обнаружено небольшое количество «белой глины» (литогели) по берегам реки…

Впервые река в написания «Ташкан» была нанесена на карту И.Д. Черским в 1891 году…» (В.В. Леонтьев, К.А. Новикова. Топонимический словарь Северо-Востока СССР. 1989. С. 355.) Старший научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея А. Козлов в статье «Тасканский вариант», опубликованной в газете «Магаданская правда» 3 Июня 1989 года, приводит выдержки из выступления первого директора Дальстроя Э.П. Берзина на страницах «Тихоокеанской звезды» за 1 января 1936 года: «Вопрос о выборе административного центра решен окончательно — это Тасканский район, в устье реки Таскан…»

Далее А. Козлов цитирует приказ директора Дальстрон, изданный 21 сентября 1936 года: «В соответствии с результатом изысканий и на основании личного осмотра приказываю:

1. Строительство административного центра Колымского района осуществить на острове вблизи устья реки Таскан и на прилегающей к нему части левого берега Колымы.

2. На материковой территории расположить промышленные здания, а на острове остальные сооружения и здания административного центра.

3. Железнодорожный узел расположить в подходе к административному центру на левом берегу реки Таскан».

В этой же статье А. Козлов пишет: «…В 1937 году на острове Таскан начались подготовительные работы: разбивка трех кварталов для застройки планируемого города, строительство небольших общежитий, столовой, магазинов, складов, На левом берегу Колымы также возводились общежитии, мастерские, хозяйственные, складские помещения, строилась электростанция… Незавершенность строительства была связана с гибелью Э.П. Берзина и его соратников».

Однако строительство в Усть-Таскане не заглохло. Продолжалось сооружение запланированных объектов; тепловой электростанции, узкоколейной железной дороги, производственных и жилых помещений. Ведь горнопромышленный район, в который входили прииски и рудники Северного, Южного и Юго-Западного управлений, нуждался в электро-энергии, которую должна была вырабатывать Тасканская теплоэлектростанция.

Уголь сюда планировалось завозить по железной дороге с Эльгенского месторождения, которое было открыто еще в 1932 году геологом Л.А. Снятковым. Вот что пишет В. Щербинин, действительный член Географического общества России и Украины, работавший в геологических партиях в 30-х годах на территории нынешнего Ягоднинского района, в статье «Первому трудно, но почетно…», опубликованной в «Северной правде» 11 сентября 1992 года: «…Что же касается буро-угольных эльгенских каменных углей, то Леонид Авенирович тщательно обследовал вышедшие на поверхность земли его пласты… Они были годны к эксплуатации… Вскоре заработали эксплуатационные шахты по добыче эльгенских каменноугольных месторождений».

Поселок Эльген-Уголь располагался более чем в 60 километрах на северо-восток от Усть-Таскана. Туда и была проложена по непроходимым болотам менее чем за три года узкоколейная железная дорога. На протяжении почти двадцати лет по ней возили на электростанцию уголь. Основной рабочей силой на ее строительстве были заключенные.

И хотя «столица колымского края» здесь не состоялась, в этом уникальном по природным условиям оазисе бурлила жизнь.

Еще в 1936 году в Усть-Таскапе была создана Колымская опытная сельскохозяйственная станция. Ее сотрудники уже через два года на основе опытов составили агропромышленные правила по выращиванию сельхозкультур на Колыме.

Агроправила дали возможность применительно к условиям Севера добиться максимальной урожайности по всем культурам. Они охватывали большой круг вопросов, в том числе по сортам, удобрению, приемам обработки и ухода как за зерновыми, так и за овощными и кормовыми культурами.

В 1939 году в Таскаиской долине, где были расположёны два крупных сельскохозяйственных предприятия: совхоз «Эльгеп» и Колымская опытная станция — успешно развивалось земледелие. Пахотные участки засевали редисом, редькой, морковью, свеклой, столовой брюквой и даже злаковыми культурами. В этом же году в мае станция впервые делает опыты с ранней посадкой яровизированных клубней картофеля, что в последующие годы становится обычным делом.

В 1937 году на опытную станцию привезли несколько ульев пчел! До этого на Колыме никогда не занимались пчеловодством, но сверх всех ожидании, пчелы прижились. Долгая и холодная зима почти не сказывалась на их существовании. Выставляли ульи на пасеку после облета пчел, проходившего в помещении с повышенной температурой и ярким электрическим освещением, в конце мая, когда появлялись первые цветы…

В 1941 году при электростанции было образовано подсобное хозяйство. Вначале оно представляло собой небольшую животноводческую ферму — всего около десятка коров с годовым удоем 800 литров от каждой. Через год было распахано два гектара целины и посажен картофель. Урожай собрали около шести тонн. Осенью хозяйство приобрело несколько телок, бычка и жеребят.

В 1943 году посевная площадь хозяйства увеличилась. Было распахано еще 35 гектаров целины, заложено 20 парников, построено 400 квадратных метров теплиц… В 1954 году в подсобном хозяйстве Тасканской электростанции было посажено картофеля на площади около двух с половиной гектаров, белокочанной капусты—4,7 гектара, разных овощей — один гектар. В этом году картофеля было собрано по 180 центперов с гектара, капусты — по 214 центнеров. В следующем году капусты было собрано 200 тонн. Урожай огурцов составил 1692 килограмма.

В 1954 году поголовье крупного рогатого скота составляло 147, в том числе 69 коров. Свиней в хозяйстве было 47, в том числе шесть свиноматок. От каждой из двенадцати лучших коров дойного стада в год получали по 2800—3500 ки-лограммов молока. А валовый надой составил 148000 кг.

В середине пятидесятых годов подсобное хозяйство заготавливало сена около 650 тонн, однолетних трав — 30 тонн, силоса — 360 тонн, турнепса — около 100 тонн…

Но вернемся к основным объектам строительства. Узкоколейная железная дорога Таскан — Эльген-Уголь к началу 1939 года уже функционировала. Дело стояло за окончанием строительства электростанции, которая первый электрический ток должна была дать на прииски к 1 мая.

Но, увы, спустя почти неделю после намеченного срока к пуску были готовы лишь две машины. 5 мая одна из них была опробована. Окончательный пуск этих машин был отложен из-за отсутствия дымовой трубы, доставка которой задерживалась. Лишь в конце первой декады мая были завезены пять ее звеньев. Два из них находились у станции, а оставшиеся на правом берегу Таскана. Ввиду раннего паводка на машинах и тракторах звенья доставить было невозможно. Попробовали перевезти их па специальных санях, но эта попытка потерпела неудачу — трос лебедки не выдерживал напора воды и рвался. Не удалось форсировать переброску звеньев и паромом ввиду начавшегося ледохода. И все же трубы были доставлены на левый берег с помощью специального приспособления.

Установка дымовой трубы заняла два дня. Высота ее составила 42 м. 13 мая были опробованы обе машины, а еще через два дня первый промышленный ток был дан на прииски…

Котел третьей машины прибыл в день пуска двух первых. На станцию он был доставлен паромом после окончания ледохода на Таскане. Вал четвертой машины «Вольф» находился в пути. Но установка котла этой машины задерживалась из-за отсутствия шамотного кирпича…

Но несмотря на трудности с оборудованием и строительными материалами, электростанция с середины мая начала регулярно давать электричество на прииски и рудники…

Тепловая электростанция, железная дорога, эльгенское угольное месторождение вместе составляли Тасканский энергокомбинат (ТЭК). От его стабильной работы зависела горнодобывающая промышленность центральной Колымы…

20 марта 1947 года распоряжением директора Дальстроя И.Ф. Никишова начальником Тасканского энергокомбината был назначен до этого работавший главным механиком Северного управления Н.Я. Солтовец, а начальником Тасканской железной дороги П.П. Васильев…

31 октября 1947 года начальник Тасканского энергокомбината издает приказ «О подготовке и проведении празднования 30-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».

В правом углу этого документа написано: «Не подлежит оглашению». В нем предписывалось с 20 часов 6 ноября п до 8 часов 10 ноября установить круглосуточное дежурство по ТЭКу, водозабору, топливному цеху, мехцеху, ДТП, стройцеху, подсобному хозяйству. Далее — список ответственных дежурных и указания руководителям вышеупомянутых служб.

Начальнику ТЖД П.П. Васильеву: «…Установить дополнительное дежурство по депо «Эльген», усилить охрану всех железнодорожных мостов, водонапорных зданий и полотна железной дороги с 3.11 сего года.

Начальнику АТП ТЭК Дурманову на дни празднования установить круглосуточное дежурство из наиболее проверенных работников…»

А вот какое указание начальник ТЭКа дал командиру дивизиона ВОХР старшему лейтенанту Бутко: «…Установить круглосуточный пост па водозаборе, усилить охрану электростанции, а также назначить два круглосуточных патруля по производственным объектам и поселку. Назначить круглосуточный пост па Зеленом Мысу для охраны производственных объектов железнодорожной станции. С 3 по 6 ноября провести облаву в поселке и прилежащей местности в целях задержки дезертиров производства, очистки поселка от всех паразитических, сомнительных людей, уголовно-бандитских элементов…»

Вот такая бдительность проявлялась в праздничные дни не только в Усть-Таскане, по и ею всех населенных пунктах СГПУ, да, наверное, и по всей стране.

В 1947 году протяженность Тасканской железной дороги составляла около 70 километров. Она имела пять разъездов— Заозерная, Известковый, Подгорная, Лосиная и 62-й километр. Между первым и вторым разъездами находилась станция Зеленый Мыс. На всем протяжении дороги имелось семь железнодорожных мостов, каждый из которых охранялся…

Потребность в топливе на 1948 год по сравнению с предыдущим возросла на 35 тысяч тонн. Если в 1945 году железная дорога перевозила угля 103 тысячи тонн, в 1946 — 105, в 1947— 108 тысяч тонн, то в плане на 1948 год для ТЭС требовалось 150 тысяч тонн топлива. Из этого количества семь тысяч тонн планировалось завезти автотранспортом с Зырянки…

Железнодорожный парк Тасканского энергокомбината состоял из четырех паровозов — два серии «157» и два серии «К». Один пз паровозов серии «К» выпуска 1898 года перекрыл все сроки эксплуатации и требовал капитального ремонта.

26 февраля 1948 года начальник энергокомбината Н.Я. Солтовец сообщал в СГПУ телефонограммой: «…Этот парк паровозов, учитывая ожидаемое улучшение в его работе, в 1948 году может перевезти угля максимум 115 тысяч тонн. 28 тысяч тони должны быть доставлены дополнительными паровозами. Для этого нужен еще один паровоз, плюс замена старого новым…»

Железная дорога испытывала недостаток и в железнодорожных вагонах. Для перевозки 143 тысяч тонн топлива требовалось 110 вагонов, в наличии же было всего 67.

Неважно обстояли дела и с рабочими кадрами. В другой телефонограмме, адресованной начальнику СГПУ подполковнику А.Д. Туманову, говорится: «…Просим вашего распоряжения о переброске на ТЖД квалифицированного паровозного машиниста з/к Гаврилова Петра Григорьевича, ст. 135, срок три года, работающего на участке № 1 прииска «Спокойный» слесарем… ТЖД в настоящее время ощущает крайний недостаток паровозных мастеров…»

В первой половине пятидесятых годов из-за большой зольности эльгенского угля его завоз на ТЭС начал сокращаться. К этому времени уже было открыто Аркагалинское .месторождение каменного угля, откуда и увеличился его завоз на электростанцию.

Не смотря на отдаленность нового месторождения и большими затратами на доставку топлива, изношенность механизмов и оборудования и высокую себестоимость вырабатываемой электроэнергии Усть-Тасканская ТЭС продолжала вырабатывать и отдавать в систему до 9 МВт электроэнергии и была закрыта (по словам старожилов) в конце 70-х годов ХХ века.

Последнее найденное упоминание о работе Усть-Тасканской ТЭС встречается в газете «Магаданская правда» от 8 января 1976 года: «Бригада под руководством В.Ф. Чуприна закончила сооружение ЛЭП мощностью 35 кВт Усть-Таскан – Эльген. Установлено свыше 70 опор и натянуто около 40 км проводов. Линия проложена от Усть-Тасканской электростанции к фермам и теплицам совхоза «Эльген»». 

Вот что рассказывает Анна Павловна Григорьева, прибывшая на Колыму полвека назад, прожившая в Усть-Тас-кане 42 года, а ныне живущая в селе Эльген: «…После освобождения из лагеря в 1952 году я устроилась па железную дорогу. Работала на станции Зеленый Мыс, это в 22 километрах от Усть-Таскана. Паровозы водой заправляла, пути обходила, в общем, за порядком следила. Тогда строго было, свои обязанности выполняли все. Станция Зеленый Мыс и разъезды всегда в порядке были, убранные. Строения хоть и маленькие, по аккуратные, любо посмотреть было. Тогда ведь к паровозам и пассажирский вагон прицепляли. Люди в Эльген-Уголь ездили, в Сеймчан в аэропорт… В 1956 году железную дорогу закрыли: уголь плохой пошел. У меня даже сохранился расчетный лист, — Анна Павловна показала мне его. Действительно, сокращена в связи с ликвидацией же-лезнодорожного депо. — Потом в Усть-Таскан переселилась. Электростанция еще работала. Уголь на нее с Аркагалы возили… Картошку и капусту люди сажали здесь. Урожаи хорошие собирала до самого закрытия поселка. А в пятидесятых здесь овес и горох выращивали…»

После ликвидации энергокомбината здание бывшей электростанции переоборудовали под поселковую котельную. Железную дорогу разобрали, сегодня кое-где еще остались признаки се существования.

В 1992 году был ликвидирован и сам поселок. Жителей переселили в Ягодное и в село Эльген. Несколько зданий в Усть-Таскане в год его закрытия были кем-то сожжены.

По материалам статьи И.А. Паникарова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *