Строительство углевозной узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь в 1936-1940 годах

В середине 30-х годов ХХ в. для разработки Эльгенского месторождения бурых углей, расположенного в Среднеканском районе, трест «Дальстрой» поручил УДС провести подготовительные работы для строительства узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь протяженностью 80 км. В связи с этим 13 ноября 1936 года организована «Контора железнодорожных изысканий, проектирования и строительства» (Желдорстрой) для прокладки узкоколейной дороги Таскан-Эльген Уголь. В «Положении об Желдорстрое», читаем: «4. Контора осуществляет сооружение дороги при посредстве прорабских пунктов, организуемых по мере развития работ». Тогда же развернуто строительство временных зданий, устройство утепленных палаток для размещения заключенных, осуществлена заготовка строительных материалов. На 1 января 1937 года было построено: 770 м³ временных зданий, установлено 2114 м³ палаток. Общая сумма затрат составила 9796 тыс. руб.

Однако в связи с сокращением лимитов капиталовложений на строительство в 1937 г. дирекция Дальстроя отменила все работы, связанные  с прокладкой железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь. 15 января ликвидированы прорабства, 20 – «Контора железнодорожных изысканий, проектирования и строительства» (Желдорстрой). В это время в Желдорстрое работало 77 заключенных рабочих, 12 ИТР, служащих, МОП.

В 1938 г. строительные работы на трассе узкоколейной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь возобновлены. Тасканский дорожно-строительный участок УДС осуществлял прокладку автодороги вдоль будущей трассы узкоколейки протяженностью 124,5 км. 1 июня 1938 года стройка законсервирована, а автодорога передана во временную эксплуатацию. Техническая готовность дороги на 1 января 1939 года составляла 72,8% от проектных объемов.

В «Материалах по развитию железнодорожной сети на Северо-Востоке в III-ей пятилетке (1938-1942)» отмечалось: «проектируемая узкоколейная железная дорога Усть-Такскан – Нижний Сеймчан будет иметь местное значение, по бесперебойному снабжению углем района Таскана. По размерам намеченной добычи и распределения, необходимо обеспечить рельсовую доставку угля уже в 1941 году» В связи с этим строительство железной дороги намечалось разделить на две очереди:

первая очередь – сооружение западного углевозного участка Усть-Таскан – Эльген-Уголь протяженностью 65 км с вводом в эксплуатацию в конце 1940 году;

вторая очередь – прокладка восточного лесовозного участка Эльген-Уголь -Нижний Сеймчан протяжением 33 км.

«Для того чтобы обеспечить своевременное начало и окончание строительства дороги необходимо уже в 1939 году произвести изыскание и в 1940 году полностью развернуть строительство на западном участке (Усть-Таскан – Эльген-Уголь). Для освоения намеченных перевозок грузов и пассажиров потребуется доставить на линию: паровозов №157 – 8 шт.; вагонов товарных грузоподъемностью 16,5 т – 140 шт.; вагонов грузоподъемностью 10 т – 60 шт.; вагонов пассажирских – 3 шт.» .

Летом 1939 года объем капиталовложений в развитие железнодорожной сети на Северо-Востоке СССР в III-ей пятилетке (1938-1942 годах) был сокращен на 9,3 млн. руб. В связи с этим строительство узкоколейной ветки на участке Эльген-Уголь – Нижний Сеймчан «перенесено с III-го на IV-ое пятилетие».

«На конец 1940 года по дорожному строительству, – читаем в «Контрольных цифрах ГУСДС на 1940 г.», – намечено довести протяженность действующих автопроездов до 2000 км. Для этого: закончить автопроезд Усть-Таскан – Эльген-Уголь, протяженностью 65 км. В 1941 г. в этом направлении намечена постройка узкоколейной железной дороги для обеспечения углем электростанции в 24000 кВт.».

Исходя из установленных руководством ГУСДС сроков строительства узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь «Колымтранспроект» сформировал партию для рекогносцировочных изысканий и составления технического проекта «по этому маршруту».

30 мая 1940 года партия «прибыла к месту работ». «В период работы партии остро ощущался недостаток в транспорте. Все передвижения и переноску лагеря приходилось производить на людях, ввиду отсутствия лошадей. Отсутствие бурового оборудования и инженера геолога  при предварительных изысканиях» данного маршрута не позволили «произвести геологическое обследование трассы в полном объеме».

Предварительные изыскания закончились 10 августа. «Пройдено 73,8 км, в том числе основного хода 66 км. 13 августа 1940 г. изыскатели вернулись с поля и приступили к проектированию». Проектное задание завершено в начале ноября «в значительно большем объеме, чем это предусмотрено общим положением. В месте с проектным заданием» на утверждение в НТС ГУСДС был представлен технический проект земельного полотна, а также проект малых искусственных сооружений и смета на работы первой очереди.

Однако полевой материал, доставленный партией, не обеспечивал в рамках технического проекта, решение вопросов водоснабжения станционных площадок, оптимальной конструкции глубоких выемок и высоких насыпей, нужной глубины опор средних мостов. Для проведения указанных выше работ скомплектована комплексная гидрогеологическая партия в составе 3-х отрядов. 12 ноября 1940 г. в Магадане состоялось заседание Научно-технического совета ГУСДС, на котором рассмотрен технический проект узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь. На основании представленного доклада, а также с учетом экспертизы и мнения участников заседания было решено, что проект строительства первой очереди железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь «утвердить со следующим изменениям»:

  1. «удешевить стоимость дороги за счет исключения излишних затрат (озеленение, благоустройство и т. п.)»;
  2.  расчетные цифры грузооборота принятые в проектном задании «скорректировать с учетом исключения лесоперевозок, принятых в завышенном объеме. Средний грузооборот принять равный 150 000 т в год с максимальным развитием до 400 000 т»;
  3. «строительство тупиковой ветки в район прииска «Партизан» – исключить»;
  4. «окончательный выбор руководящего уклона для технического проекта установить на основании проверочных технико-экономических расчетов»;
  5. «проработать возможность перенесения станционного узла непосредственно на площадку электростанции, с учетом упрощения условий разгрузки и подачи угля электростанции», а также устройства водоснабжения;
  6. «в проекте и в смете не предусматривать постройку школ, больниц и т. п. зданий, имеющихся в близко расположенных к дороге поселках (Эльген, Таскан)»;
  7. «для открытия временной эксплуатации по перевозке в 1941 г. 100 – 150 тыс. т угля, предложить «Колыматранспроекту» – дать строительству облегченный продольный профиль с допущением уклонов до 20% с расчетом последующей досыпки до полной проектной отметки»;
  8. «для обслуживания и нормальной эксплуатации дороги, на всей протяженности запроектировано 3 станции: Таскан, Лыглыхтах и Эльген Уголь, намечено 4 разъезда: Заозерный, Предгорный и Лосиный. На первый год эксплуатации откроем только два разъезда. Протяженность дороги составит 60 961 м».

На участке узкоколейной железной дороги Нижний Сеймчан – Эльген-Уголь рекогносцировочные изыскания производила партия инженера железнодорожника Мостового. 8 августа 1940 года партия развернула полевые работы. «Начальник партии Мостовой, при производстве работ принял грузовое направление от Эльген-Уголь, тогда как техническим заданием направление основного грузооборота обусловлено от Нижнего Сеймчана. В связи с этим начальник партии привлекается к судебной ответственности». Изыскательская партия закончила работы 28 октября 1940 года, освоив 71,2 км, в том числе основного хода 61,1 км.

При утверждении проектного задания узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь «выяснилось, что нет необходимости продолжать изыскания и проектирование железной дороги Эльген-Уголь -Нижний Сеймчан, так как на ближайшие годы грузооборот в этом направлении будет весьма ограничен и с задачей перевозок может справиться, строящаяся почти параллельно автодорога Эльген-Уголь -Юрты». Рекогносцировочными изысканиями участка узкоколейной железной дороги Лыглытах – Известь общим протяжением 15 км занималась  партия Федоренко. Полевые работы длились с 15 сентября по 20 сентября 1940 года. «Минуя проектное задание в декабре месяце, приступили к составлению технического проекта железной дороги».

В августе 1940 г. из Амбарчика по р. Колыма в район Таскана судами КРУДС были завезены паровозы. «Для доставки на Тасканскую электростанцию угля с Эльгена. – сообщала газета «Советская Колыма» от 4 сентября 1940 г., – строиться узкоколейная железная дорога. Дорога должна пересечь тайгу на протяжении 60 км. На строительстве идут земляные работы. Для новой дороги прибыли паровозы. Они доставлены на баржах в Таскан. От берега Колымы до Тасканской электростанции паровозы прошли своим ходом по автомобильному шоссе. По обочине дороги укладывались рельсы».

Строительство узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Лыглыхтах – Эльген-Уголь началось в сентябре 1940 г. с организации в составе УДС Тасканского железнодорожно-строительного участка с центром в пос. Лыглыхтах. «Необеспеченность необходимым стройматериалом, рабочим инструментом и оборудованием явилось узким местом производства. Так, по Тасканской узкоколейной железной дороги из-за несвоевременного поступления требуемого количества основных строительных  материалов (рельсы, болты и т. п.) работы по устройству пути были начаты лишь в конце года и план по укладки пути не выполнен. План по строительным работам Тасканского железнодорожно-строительного участка выполнен на 77%». Другой причиной невыполнения плана строительных работ Тасканским железнодорожно-строительным участком, по мнению руководства УДС Севера, явилась «неполноценность рабочей силы (слабосильные, ЛФТ, больные), которая составила до 25% по отношению к общему  наличию заключенных» в лагере.

В 1940 г. протяженность узкоколейных железных дорог на Колыме составила 25 км. Подвижной состав насчитывал: 4 – паровоза, 1 – мотовоз, 63 – платформы и 2 цистерны. Общая грузоподъемность всех вагонов составляла 695 т. На 1 января 1941 года железнодорожным транспортом ГУСДС было перевезено 91671 т различных грузов.

Таким образом, в 1936-1940 годах для разработки Эльгенского месторождения бурых углей, расположенного в Среднеканском районе, Дальстрой ведет активные рекогносцировочные инструментальные изыскания, а также подготовительные и строительные работы по прокладке углевозной узкоколейной железной дороги Таскан-Эльген Угольный протяженностью 65 км. Однако реализация этого строительства стоило жизни многим заключенным Севвослага.

По материалам Навасардова Александра Сергеевича, научного сотрудника, кандидата исторических наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *