Строительство углевозной узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь в 1936-1940 годах

В середине 30-х годов ХХ в. для разработки Эльгенского месторождения бурых углей, расположенного в Среднеканском районе, трест «Дальстрой» поручил УДС провести подготовительные работы для строительства узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь протяженностью 80 км. В связи с этим 13 ноября 1936 года организована «Контора железнодорожных изысканий, проектирования и строительства» (Желдорстрой) для прокладки узкоколейной дороги Таскан-Эльген Уголь. В «Положении об Желдорстрое», читаем: «4. Контора осуществляет сооружение дороги при посредстве прорабских пунктов, организуемых по мере развития работ». Тогда же развернуто строительство временных зданий, устройство утепленных палаток для размещения заключенных, осуществлена заготовка строительных материалов. На 1 января 1937 года было построено: 770 м³ временных зданий, установлено 2114 м³ палаток. Общая сумма затрат составила 9796 тыс. руб.

Однако в связи с сокращением лимитов капиталовложений на строительство в 1937 г. дирекция Дальстроя отменила все работы, связанные  с прокладкой железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь. 15 января ликвидированы прорабства, 20 – «Контора железнодорожных изысканий, проектирования и строительства» (Желдорстрой). В это время в Желдорстрое работало 77 заключенных рабочих, 12 ИТР, служащих, МОП.

В 1938 г. строительные работы на трассе узкоколейной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь возобновлены. Тасканский дорожно-строительный участок УДС осуществлял прокладку автодороги вдоль будущей трассы узкоколейки протяженностью 124,5 км. 1 июня 1938 года стройка законсервирована, а автодорога передана во временную эксплуатацию. Техническая готовность дороги на 1 января 1939 года составляла 72,8% от проектных объемов.

В «Материалах по развитию железнодорожной сети на Северо-Востоке в III-ей пятилетке (1938-1942)» отмечалось: «проектируемая узкоколейная железная дорога Усть-Такскан – Нижний Сеймчан будет иметь местное значение, по бесперебойному снабжению углем района Таскана. По размерам намеченной добычи и распределения, необходимо обеспечить рельсовую доставку угля уже в 1941 году» В связи с этим строительство железной дороги намечалось разделить на две очереди:

первая очередь – сооружение западного углевозного участка Усть-Таскан – Эльген-Уголь протяженностью 65 км с вводом в эксплуатацию в конце 1940 году;

вторая очередь – прокладка восточного лесовозного участка Эльген-Уголь -Нижний Сеймчан протяжением 33 км.

«Для того чтобы обеспечить своевременное начало и окончание строительства дороги необходимо уже в 1939 году произвести изыскание и в 1940 году полностью развернуть строительство на западном участке (Усть-Таскан – Эльген-Уголь). Для освоения намеченных перевозок грузов и пассажиров потребуется доставить на линию: паровозов №157 – 8 шт.; вагонов товарных грузоподъемностью 16,5 т – 140 шт.; вагонов грузоподъемностью 10 т – 60 шт.; вагонов пассажирских – 3 шт.» .

Летом 1939 года объем капиталовложений в развитие железнодорожной сети на Северо-Востоке СССР в III-ей пятилетке (1938-1942 годах) был сокращен на 9,3 млн. руб. В связи с этим строительство узкоколейной ветки на участке Эльген-Уголь – Нижний Сеймчан «перенесено с III-го на IV-ое пятилетие».

«На конец 1940 года по дорожному строительству, – читаем в «Контрольных цифрах ГУСДС на 1940 г.», – намечено довести протяженность действующих автопроездов до 2000 км. Для этого: закончить автопроезд Усть-Таскан – Эльген-Уголь, протяженностью 65 км. В 1941 г. в этом направлении намечена постройка узкоколейной железной дороги для обеспечения углем электростанции в 24000 кВт.».

Исходя из установленных руководством ГУСДС сроков строительства узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь «Колымтранспроект» сформировал партию для рекогносцировочных изысканий и составления технического проекта «по этому маршруту».

30 мая 1940 года партия «прибыла к месту работ». «В период работы партии остро ощущался недостаток в транспорте. Все передвижения и переноску лагеря приходилось производить на людях, ввиду отсутствия лошадей. Отсутствие бурового оборудования и инженера геолога  при предварительных изысканиях» данного маршрута не позволили «произвести геологическое обследование трассы в полном объеме».

Предварительные изыскания закончились 10 августа. «Пройдено 73,8 км, в том числе основного хода 66 км. 13 августа 1940 г. изыскатели вернулись с поля и приступили к проектированию». Проектное задание завершено в начале ноября «в значительно большем объеме, чем это предусмотрено общим положением. В месте с проектным заданием» на утверждение в НТС ГУСДС был представлен технический проект земельного полотна, а также проект малых искусственных сооружений и смета на работы первой очереди.

Однако полевой материал, доставленный партией, не обеспечивал в рамках технического проекта, решение вопросов водоснабжения станционных площадок, оптимальной конструкции глубоких выемок и высоких насыпей, нужной глубины опор средних мостов. Для проведения указанных выше работ скомплектована комплексная гидрогеологическая партия в составе 3-х отрядов. 12 ноября 1940 г. в Магадане состоялось заседание Научно-технического совета ГУСДС, на котором рассмотрен технический проект узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь. На основании представленного доклада, а также с учетом экспертизы и мнения участников заседания было решено, что проект строительства первой очереди железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь «утвердить со следующим изменениям»:

  1. «удешевить стоимость дороги за счет исключения излишних затрат (озеленение, благоустройство и т. п.)»;
  2.  расчетные цифры грузооборота принятые в проектном задании «скорректировать с учетом исключения лесоперевозок, принятых в завышенном объеме. Средний грузооборот принять равный 150 000 т в год с максимальным развитием до 400 000 т»;
  3. «строительство тупиковой ветки в район прииска «Партизан» – исключить»;
  4. «окончательный выбор руководящего уклона для технического проекта установить на основании проверочных технико-экономических расчетов»;
  5. «проработать возможность перенесения станционного узла непосредственно на площадку электростанции, с учетом упрощения условий разгрузки и подачи угля электростанции», а также устройства водоснабжения;
  6. «в проекте и в смете не предусматривать постройку школ, больниц и т. п. зданий, имеющихся в близко расположенных к дороге поселках (Эльген, Таскан)»;
  7. «для открытия временной эксплуатации по перевозке в 1941 г. 100 – 150 тыс. т угля, предложить «Колыматранспроекту» – дать строительству облегченный продольный профиль с допущением уклонов до 20% с расчетом последующей досыпки до полной проектной отметки»;
  8. «для обслуживания и нормальной эксплуатации дороги, на всей протяженности запроектировано 3 станции: Таскан, Лыглыхтах и Эльген Уголь, намечено 4 разъезда: Заозерный, Предгорный и Лосиный. На первый год эксплуатации откроем только два разъезда. Протяженность дороги составит 60 961 м».

На участке узкоколейной железной дороги Нижний Сеймчан – Эльген-Уголь рекогносцировочные изыскания производила партия инженера железнодорожника Мостового. 8 августа 1940 года партия развернула полевые работы. «Начальник партии Мостовой, при производстве работ принял грузовое направление от Эльген-Уголь, тогда как техническим заданием направление основного грузооборота обусловлено от Нижнего Сеймчана. В связи с этим начальник партии привлекается к судебной ответственности». Изыскательская партия закончила работы 28 октября 1940 года, освоив 71,2 км, в том числе основного хода 61,1 км.

При утверждении проектного задания узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь «выяснилось, что нет необходимости продолжать изыскания и проектирование железной дороги Эльген-Уголь -Нижний Сеймчан, так как на ближайшие годы грузооборот в этом направлении будет весьма ограничен и с задачей перевозок может справиться, строящаяся почти параллельно автодорога Эльген-Уголь -Юрты». Рекогносцировочными изысканиями участка узкоколейной железной дороги Лыглытах – Известь общим протяжением 15 км занималась  партия Федоренко. Полевые работы длились с 15 сентября по 20 сентября 1940 года. «Минуя проектное задание в декабре месяце, приступили к составлению технического проекта железной дороги».

В августе 1940 г. из Амбарчика по р. Колыма в район Таскана судами КРУДС были завезены паровозы. «Для доставки на Тасканскую электростанцию угля с Эльгена. – сообщала газета «Советская Колыма» от 4 сентября 1940 г., – строиться узкоколейная железная дорога. Дорога должна пересечь тайгу на протяжении 60 км. На строительстве идут земляные работы. Для новой дороги прибыли паровозы. Они доставлены на баржах в Таскан. От берега Колымы до Тасканской электростанции паровозы прошли своим ходом по автомобильному шоссе. По обочине дороги укладывались рельсы».

Строительство узкоколейной железной дороги Усть-Таскан – Лыглыхтах – Эльген-Уголь началось в сентябре 1940 г. с организации в составе УДС Тасканского железнодорожно-строительного участка с центром в пос. Лыглыхтах. «Необеспеченность необходимым стройматериалом, рабочим инструментом и оборудованием явилось узким местом производства. Так, по Тасканской узкоколейной железной дороги из-за несвоевременного поступления требуемого количества основных строительных  материалов (рельсы, болты и т. п.) работы по устройству пути были начаты лишь в конце года и план по укладки пути не выполнен. План по строительным работам Тасканского железнодорожно-строительного участка выполнен на 77%». Другой причиной невыполнения плана строительных работ Тасканским железнодорожно-строительным участком, по мнению руководства УДС Севера, явилась «неполноценность рабочей силы (слабосильные, ЛФТ, больные), которая составила до 25% по отношению к общему  наличию заключенных» в лагере.

В 1940 г. протяженность узкоколейных железных дорог на Колыме составила 25 км. Подвижной состав насчитывал: 4 – паровоза, 1 – мотовоз, 63 – платформы и 2 цистерны. Общая грузоподъемность всех вагонов составляла 695 т. На 1 января 1941 года железнодорожным транспортом ГУСДС было перевезено 91671 т различных грузов.

Таким образом, в 1936-1940 годах для разработки Эльгенского месторождения бурых углей, расположенного в Среднеканском районе, Дальстрой ведет активные рекогносцировочные инструментальные изыскания, а также подготовительные и строительные работы по прокладке углевозной узкоколейной железной дороги Таскан-Эльген Угольный протяженностью 65 км. Однако реализация этого строительства стоило жизни многим заключенным Севвослага.

По материалам Навасардова Александра Сергеевича, научного сотрудника, кандидата исторических наук.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *