Чёрный июль посёлка Темп

Побережье Охотского моря. 1932 год.

Побережье Охотского моря. 1932 год.

Лето… Что раньше означало лето для детей? Желанный вариант — выезд с родителями на материк в отпуск, альтернатива — площадка или смена в пионерском лагере. На Колыме такое положение дел пошло ещё с момента становления Дальстроя.

Пионерские лагеря

Подготовка к летнему отдыху детей в Охотско-Колымском районе началась ещё в конце мая 1936 года. К июлю были оборудованы пионерские лагеря в семи местах: Магаданский — на 200 детей, Ольский — 100 человек, Тауйский — 100, Оротуканский — 50, Ямский — 50, Среднеканский — 60 и Наяханский  — 100 человек.

Отдых детей в пионерском лагере.

Отдых детей в пионерском лагере.

Тауйский пионерский лагерь на реке Яна готовился принять на отдых октябрят и пионеров из всех близлежащих посёлков, одним из таких был колонпосёлок Темп (впоследствии — Новостройка), детворе которого досталось чуть меньше половины всего количества путёвок в пионерлагерь и юные колымчане были в предвкушении хорошего отдыха.

У семи нянек…

Правда, работу по организации пионерского лагеря и доставке детей, образцовой назвать было сложно. Вопросу о том, как будут добираться дети с побережья, в частности, с колонпосёлка Темп ни директор Тауйской школы Щировский, ни начальник пионерлагеря Мартьянова не уделили никакого внимания. Единственное что было сделано — в колонпосёлок Темп были переданы зав. школой Скрябиной три телефонограммы, касающиеся количества предоставленных мест и платы за пребывание детей в лагере. Других указаний дано не было.

Зав. школой колонпосёлка Темп Скрябина вместо личного руководства всей подготовительной работой по отправке детей передоверила её молодому и неопытному педагогу Паршкову, не привлекла к ней ни администрации колонпосёлка, ни родителей. Скрябина не интересовалась, как идёт подготовка и всё ли сделано, чтобы обеспечить своевременную и безопасную отправку детей.

Председатель поселковой комиссии Грачев и комендант посёлка Сальников также пустили это дело на самотёк и не приняли мер, чтобы обеспечить плавсредствами отправку детей. Решение этой проблемы также переложили на плечи учителя Паршкова, послав его самостоятельно договариваться о перевозочных средствах с зав. морбаэой Ярошиком Г. X..

Таким образом, Паршков самостоятельно руководил подготовкой к поездке детей в пионерлагерь, и такой важный вопрос, как выбор плавсредств, решил сам, ни с кем не советуясь, единолично.

Думаю стоит напомнить магаданцам, для которых трасса Магадан-Талон круглый год даёт возможность попасть в любой из посёлков Тайской губы о том, что в 1936 году в летнее время связь между прибрежными посёлками осуществлялась только посредством катеров и других плавсредств — дорог ещё не было…

В результате всей организационной неразберихи и перекладывая полномочий с одних плеч на другие, которые не могли увильнуть от этих почётных обязанностей, о дне отправки детей в Тауйск родители узнали только 5 июля, и то сообщили им об этом их дети.

Отправка детей была запланирована на 6 июля в 3 часа дня, до Тауйского пионерского лагеря детей должна была доставить кавасаки № 3.

***

Кавасаки — небольшое японское плоскодонное промыслово-рыболовецкое судно.

Кавасаки «Тайгонос» в бухте Нагаева. 1932 год.

Кавасаки «Тайгонос» в бухте Нагаева. 1932 год.

Как правило, экипаж кавасаки не превышал 13 человек. Судно располагало одной съёмной мачтой на корме с прямым парусом, который изготавливался из тонкой циновки площадью около 32 м². Полная длина судна составляла около 13 метров, ширина — 3 метра, высота борта — 0,7 метра.

***

Сборы перед выходом в море

Утром 6 июля в посёлке Темп родители собирали детей в поездку, команда кавасаки также готовилась к выходу в море, правда, очень своеобразным способом.

6 июля завбазой Ярошик утром выдал команде спирт, хорошо зная, что на кавасаки поедут дети. Моряки своего шанса не упустили — пьянка началась с утра и продолжилась до выхода в море.

Его преемник Гершевич был на берегу до конца посадки детей, видел, как перевозили в лодке пьяного старшину кавасаки, и всё же допустил отправку перегруженного детьми судна.

В борьбе команды кавасаки с полученным спиртом принял участие и председатель поселковой комиссии Грачев, после чего уже не смог проследить и организовать посадку детей.

Время отбытия детей перенесли с 3 часов на 1 час дня.

Видя состояние команды, пребывающей в алкогольной нирване, ни педагог Паршков, которому поручено было сопровождать детей в Тауйск, ни руководительница школы Скрябина не приняли никаких мер, чтобы не допустить отправку детей на кавасаки с перепившейся командой. 

Несмотря на то, что кавасаки был перегружен детьми, а старшина команды пьян, учитель школы Паршков лично, без зав. школы и зав. поселковой комиссии, дал согласие на отправку 34 детей на корпусе судна и сам руководил их посадкой.

Позднее, в ходе следствия отмечалось, что детей можно было разместить на кунгасе, а кавасаки использовать в качестве буксира. Если бы это было сделано, всё могло пойти совсем по другому сценарию.

Председатель совета содействия школы колонист Захаров, провожая детей на берегу, в том числе и свою дочь, также видел перегрузку кавасаки и слышал просьбы матерей к пьяному старшине не утопить их детей. Однако он не приостановил посадки, не вызвал на берег администрацию посёлка. У него был шанс не допустить трагедии, но Захаров для этого ничего не сделал…

Пылающая кавасаки

В час дня кавасаки с детьми отчалил от посёлка Темп и пошёл вдоль побережья в сторону Тауйска, тем временем пьянка на борту продолжалась, команда уверенно допивала остатки спирта, выписанного щедрым Ярошиком.

Учитель Паршков, находившийся на кавасаки и видевший происходившую пьянку, ограничился тем, что предложил детям не обращать внимания на нецензурную ругань команды.

Во время прохождения судна мимо базы ДРП № 3, в 14 километрах от Темпа и в 4—5 км от берега, мотор, управляемый пьяным мотористом Спиридоновым, заглох.

При очередной попытке его запустить, произошло воспламенение бензина. Одежда на Спиридонове загорелась, и он вынужден был броситься в море.

В то же время его помощник Самусенко безмятежно спал в объятиях Бахуса, и только после того, как Спиридонов взобрался на кавасаки и разбудил его, они вместе стали тушить пожар в машинном отделении.

Пытаясь победить огонь, Самусенко и Спиридонов так и не догадались закрыть кран подачи топлива, в результате чего произошёл взрыв бочки с топливом и огонь вырвался из машинного отделения, распространяясь по всему корпусу судна.

Взрыв, а потом и пожар на корабле, который потушить было невозможно Среди пассажиров началась паника.

Охотское море — температура воды 12–14 градусов, до берега далеко. Такое положение вещей не оставляло ни единого шанса самостоятельно добраться до берега, выбор был небольшим и дети, и взрослые выбрали море, спасаясь от огня.

3 ДРП. Жилой посёлок. 1932 год.

3 ДРП. Жилой посёлок. 1932 год.

Пожар на кавасаки был замечен с берега, и подоспевшим к месту катастрофы катерам «Сивуч» и «Север», а затем и катеру №5, удалось спасти восемь детей, учителя Паршкова и всю команду кавасаки, за исключением старшины Максименко.

В этой трагедии настоящим героем проявила себя 15-летняя пионерка из Тауйской средней школы Катя Семченко — находясь в воде, она подплыла к двум тонущим девочкам и держала их на поверхности, пока рыбаки не подняли их на борт катера.

Так трагически закончилась поездка школьников в Тауйский пионерлагерь, из-за преступной халатности людей, которым были вверены дети.

Из 34 детей, бывших на кавасаки, погибло 26. Не всех погибших детей удалось найти и на похоронах в Темпе часть гробов земле предали пустыми… Большая часть семей в Темпе лишилась ребёнка, но были и такие семьи, где потери были ещё ощутимее. Семья Щукиных, например, в этот страшный день потеряла двух сыновей. Этот день для колонистов посёлка Темп стал воистину чёрным…

Суд

Трагедия не осталась без последствий. Было проведено расследование, по результатам которого состоялся суд в начале октября 1936 года. В течение четырёх дней в Магадане Отделением краевого суда показательным порядком разбиралось дело о виновниках пожара на кавасаки № 3, повлёкшем гибель 26 школьников-пионеров, ехавших 6 июля из колонпосёлка Темп на летние каникулы в Тауйский пионерлагерь.

В течение двух дней судебным разбирательством устанавливалась конкретная виновность в морской катастрофе каждого из 14 людей, сидевших на скамье подсудимых.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено полное отсутствие трудовой дисциплины на водном транспорте — выход плавединиц в море без разрешения на это судового надзора и диспетчеров, пьянку, несоблюдение элементарных правил содержания машинного отделения на кавасаки № 3, принадлежавшем ПУСИПХу, отсутствие на нем достаточных спасательных и противопожарных средств, снабжение мотора судна вместо керосина или лигроина легко воспламеняющимся авиационным бензином, а также полную неразбериху в административных взаимоотношениях между судовым надзором, диспетчерами, командами судов и т.п.

Из допроса обвиняемых, и показаний свидетелей выяснилось, что со стороны отдела народного образования не было проявлено достаточного внимания к вопросам организации пионерлагерей и отправке детей.

Инструктор ОНО Торянник, находившаяся в Тауйской школе во время отправки детей в лагерь, ни организацией лагеря, ни отправкой детей не интересовалась. 

Руководство ПУСИПХа издевательски относилось к снабжению детей, а ОНО не предпринял решительных мер для того, чтобы изжить эти явления.

Поздним вечером 4 октября, заслушав обвинительную речь пом. прокурора т. Емельяновой и речь защиты в лице т. Бажинского, а также выслушав последние слова обвиняемых, из которых лишь один педагог Паршков чистосердечно раскаялся, суд удалился на совещание.

На следующий день при переполненном зале клуба УСВИТЛа председательствующий т. Кузницын огласил приговор суда.

Приговор

Колымармеец Рябов А.И. и Спиридонов И.Т. — с команды кавасаки  № 3 и зав. морбазой посёлка Темп вольнонаёмный Ярошик Г. X. приговорены к высшей мере социальной защиты — расстрелу.

Помощник моториста кавасаки № 3 Самусенко Ф.К. и старшина катера № 5 колымармеец Хомутов М.П. приговорены к 10 годам лишения свободы.

Помощник моториста катера № 5 колымармеец Скрынник М.Г., председатель поселковой комиссии колонпосёлка Темп Грачев А.И. и старший диспетчер колымармеец Кулешов И.С. приговорены к 5 годам лишения свободы.

Зав. школой колонпосёлка Темп Скрябина М. 3. приговорена к 3 годам лишения свободы. Зав. Тауйской школой Щировский В.Н. приговорен к 2 годам условно с годичным испытательным сроком.

Начальник Тауйского пионерлагеря Мартьянова П.А., педагог Паршков К.Н. и председатель совсода колонпосёлка Темп Захаров Л.А. в уголовном порядке оправданы, но суд определил привлечь их к ответственности по административной линии.

Диспетчер Ефимов из колонпосёлка Темп судом оправдан.

Также суд вынес определение о производстве дополнительного расследования по делу гибели 26 детей и привлечении к уголовной ответственности по признакам I ч. 59-3 п. «В» ст. УК начальника приписного пункта Мортрана в Балаганном Михайлова В.Ф., берегового боцмана (фамилия не установлена), линейного механика Шведова (или лица, его заменявшего) и зав. плавсредствами Попова, а начальника ПУСИПа Юдина по признакам 111 или 109 ст. УК.

Помимо этого, суд в своем определении постановил привлечь к уголовной ответственности лиц, нарушивших революционную законность в колонпосёлке Темп и в других посёлках, оперативника Колнобродского, который присутствовал на берегу в момент отправки детей из колонпосёлка Темп на кавасаки и, видя пьяного старшину кавасаки, не принял мер к его снятию с кавасаки.

Кроме того, суд определил поставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении в административном порядке зав. ОНО Лаврентьеву и инструктора ОНО Торянник.

В виду выявленных нарушений морских правил плавания со стороны ПУСИПХа, суд постановил просить судовой надзор порта Нагаево произвести проверку лиц, плавающих на судах ПУСИПХа, их соответствие своему назначению, проверить обеспеченность судов соответственным спасательными, противопожарными мероприятиями инструкциями и принятие соответствующих мер о недопущении в дальнейшем нарушений морских правил плавания.

Отмечая исключительное мужество, проявленное во время катастрофы 6 июля 15-летней пионеркой Катей Семченко, которая в момент аварии кавасаки не растерялась и, прыгнув в воду, спасла двух пионерок, суд постановил довести об этом факте мужества до сведения правительства с ходатайством о её награждении.

По материалам газеты «Советская Колыма» от 1936 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *