Начало дражной добычи в Омчакской долине

Прииск имени Гастелло. Добыча золота дражным способом. 1967 год.

 Прииск имени Гастелло. Добыча золота дражным способом. 1967 год.

1946 год

Драги Омчакской долины. Предыстория

После Великой Отечественной войны было принято решение о ещё одной попытке освоить и внедрить дражный способ добычи золота на территории Дальстроя.

Приказом ГУСДС № 81 в соответствии с Постановлением СНК СССР и приказом наркома внутренних дел от 5 февраля 1946 года о разработке россыпных месторождений в Дальстрое на ближайшие 2–3 года новым способом (драгами и золотомойками) в числе первоочередных объектов для дражной разработки по ТГПУ была намечена долина реки Омчак ниже территории прииска имени Гастелло.

На всех намечаемых объектах предполагалось выделить опытные участки для работ по оттайке вечной мерзлоты с июня 1946 года и выбора наиболее эффективного способа оттайки.

Из статьи В. Тропина, старшего инженера по драгам производственно-технического отдела Дальстроя, в «Советской Колыме» от 14 декабря 1946 года: «Из современных способов разработки россыпных месторождений наиболее эффективным и высоко производительным считается драгирование. Основным признаком, отличающим его от других способов, является сочетание необходимых производственных процессов — добычи песков, транспортирования их к месту промывки, промывки и, наконец, уборки и складирования отходов — в едином комплексе, осуществляемом одним механизмом, называемым драгой.

… Для работы драги необходимы соответствующие условия, например, достаточное количество полезного ископаемого, обеспечивающее работу драги на данном месторождении, без её переноса, в течение не менее 12—15 лет, нужна в достаточном количестве вода для обеспечения плавучести драги и работы её обогатительных устройств. Необходимы энергия, подъездные пути, ремонтные базы и п.р.

Благодаря своей высокой производительности (до 5.000 кубометров в сутки) драга может эффективно работать на убогих по содержанию месторождениях, вплоть до гале-эфельных отвалов, там, где обычно применение других способов добычи, является нерентабельным.

Все условия, необходимые для внедрения дражного способа в Дальстрое имеются. Поэтому уже в конце этой пятилетки на месторождениях Дальстроя должно работать несколько драг».

Подготовка к дражной добыче в Омчакской долине началась в 1946 году. В соответствии с приказом № 590 по ГУСДС от 23 августа 1946 года были созданы эксплуатационные участки по подготовке дражных полигонов в составе прииска имени Гастелло в долине реки Омчак. 

Выбор дражного полигона

К декабрю 1946 года был определён контур будущего первого дражного в Тенькинском горнопромышленном управлении (ТГПУ) полигона, который должен был располагаться по руслу реки Омчак, несколько выше территории прииска имени Будённого.

В конце ноября группа инженеров детально обследовала участок дражного полигона и выбрала опытные площадки, на которых в течение всей зимы будут проводиться специальные наблюдения.

Подготовка полигона

Для подготовки полигона к дражной добыче было необходимо расчистить его от пней и кустарника, провести необходимый комплекс изыскательских и горно-подготовительных работ.

Дражный полигон был разделён на три участка, по которым планировалось пройти буровые скважины и десятиметровые шурфы, для более точного определения грунтов, степени их проморозки, оттайки и так далее.

Оттайку вечной мерзлоты в Омчакской долине планировалось проводить путём затопления водой. Наблюдения на дражном полигоне было поручено вести Гидрометеослужбе Дальстроя с привлечением на местах специалистов-гидрогеологов.

Работа предстояла уникальная, не имеющая аналогов в Советском Союзе. На то время опыта промышленного освоения оттайки вечномёрзлых полигонов в СССР не было, если не считать отдельных опытных оттаек (по способу нагнетательной гидрооттайки).

Забегая вперёд, можно сказать, что проведение таких работ в промышленных масштабах на Колыме и изучение при этом процессов оттаивания в целом имело большое значение для страны.

Пионеры освоения дражной добычи на Теньке

Руководством Дальстроя было принято решение о том, что будущие драги в Омчакской долине после ввода в эксплуатацию должны были войти в состав прииска имени Гастелло. 

Для коллектива прииска имени Гастелло, в свою очередь, это означало, что именно ему придётся стать пионером освоения дражного способа добычи золота на Теньке.

А пока горнякам прииска имени Гастелло была поручена подготовка дражного полигона. Надо сказать, что при этом государственный план по добыче золота у прииска никто не отменял, и дополнительные работы по разработке дражного полигона руководством прииска были приняты без особого энтузиазма.

1948 год

Приказом ГУСДС № 13 от 9 января 1948 года с целью обеспечения своевременного начала монтажа прибывающих в Дальстрой драг и выполнения всех подготовительных работ одну из трёх прибывающих драг планировалось направить в ТГПУ для отработки части Омчакской россыпи между разведочными линиями № 190–217. 

Дражный участок прииска имени Гастелло

Для проведения работ по опытной оттайке грунтов вечной мерзлоты в долине реки Омчак, согласно приказу № 603 по ГУСДС от 8 апреля 1948 года, в составе прииска имени Гастелло был организован дражный участок. Контроль за выполнением приказа был возложен на начальника Тенькинского горнопромышленного управления (ТГПУ) инженер-полковника Волкова.

О подготовительных работах

В навигацию 1948 года в Нагаево прибыла первая из шести, выделенных Дальстрою, электрическая драга американской компании «Yuba Manufacturing Company» («Юба») с черпаками ёмкостью 210 литров.

В связи с этим 26 июня 1948 года был подписан приказ № 080 по ГУСДС «О проведении подготовительных работ по строительству и монтажу прибывающих в Дальстрой драг», в котором перечислялись меры для своевременного и качественного проектирования, строительства и эксплуатации драг в Дальстрое. Часть пунктов приказа касалась напрямую Омчакской долины: « 

§ 3.

Главному геологу ГРУ ДС инженер-майору тов. Ерофееву и главному маркшейдеру Дальстроя инженер-капитану тов. Заперецкому до 1 октября 1948 года обеспечить на всех крупных месторождениях (р. Чай-Урья, М. Ат-Урях, Омчак и др.) разведку и подсчёт запасов всех гале-эфельных и торфяных отвалов.

§ 6.

Начальнику ПИО Дальстроя инженер-капитану тов. Крыжановскому и И.О. Начальника ПТО Дальстроя тов. Васюнину на основе имеющихся материалов по месторождению р. Омчак с 1-го августа 1948 года приступить к разработке полного технического проекта на установку там в 1949 году одной 210 литровой драги. По получению всех необходимых данных, упомянутых в §2 и §3 настоящего приказа приступить к проектированию дражных разработок по остальным месторождениям в соответствии с графиком очерёдности строительства драг».

Из трёх драг, планируемых к вводу в эксплуатацию в 1949 году, две драги были предназначены для СГПУ и одна — ТГПУ.

1949 год

Передача дражного участка в ТГПУ

За прошедшие 10 месяцев с момента подписания приказа № 603 по ГУСДС от 8 апреля 1948 года, несмотря на серьёзность поставленной задачи по подготовке дражных полигонов к эксплуатации, руководством прииска имени Гастелло фактически ничего сделано не было.

Дражный участок организационно оформлен не был, штаты не комплектованы, помещений для жилья и работы отсутствовали, материально-техническими средствами участок обеспечен не был, рабочая сила не выделена, плана работ участок не имел, работники дражного участка использовались не по назначению.

Чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, 8 февраля 1949 года был подписан приказ № 58 «О развёртывании работ дражного участка Тенькинского горнопромышленного управления» по Дальстрою, где говорилось следующее: «

§ 1.

Штатное расписание дражного участка Тенькинского горнопромышленного управления утвердить в количестве 13 человек с фондом месячной зарплаты 18 250 рублей.

§ 2.

Финансирование работ участка производить за счёт средств основной деятельности Тенькинского горнопромышленного управления, выделенные на дражные работы. Из них 200 тысяч рублей разрешить в 1949 г. израсходовать на строительство жилых и производственных помещений. Перечень строительства жилых и производственных зданий утвердить.

§ 4.

Начальнику Тенькинского горно-промышленного правления инженер-полковнику тов. Волкову:

а) выделить дражный участок из состава прииска им. Гастелло, перевести его на самостоятельный баланс с непосредственным подчинением Тенькинскому горнопромышленному управлению,

б) посёлок дражного участка разместить в зоне посёлка Тенькинского разведрайона,

д) обеспечить необходимым оборудованием и материалами согласно техническому проекту и заявок, представляемых участком,

ж) выделить с 1 марта для дражного участка 25 человек рабочих и 5 плотников.

§ 5.

Начальнику дражного участка тов. Распа, совместно с производственно-техническим отделом Тенькинского горно-промышленного управления, разработать к 1 марта 1949 г. детальный технический проект по опытной оттайке мерзлоты, способами: фильтрации и гидропоинтов-Майлса и представить его на утверждение».

Таким образом, в феврале 1949 года дражный участок был выведен из состава прииска имени Гастелло и подчинён напрямую ТГПУ.

Но несмотря на передачу дражного участка в прямое подчинение ТГПУ к октябрю 1949 года горно-подготовительные работы по опытной оттайке полигона, намеченных приказом № 58 по ГУСДС, произведены не были.

Дражная контора ТГПУ

Ещё одна попытка выправить ситуацию с разворачиванием работ по подготовке полигона и монтажу драги была предпринята в октябре 1949 года.

По замыслу начальника Дальстроя дражный участок должен быть реорганизован в дражную контору в составе Тенькинского горнопромышленного управления, во главе которой планировалось поставить имеющих опыт строительства драг №№ 156 и 157 специалистов из Западного горнопромышленного управления.

Всё это нашло отражение в приказе № 293 по ГУСДС «Об организации эксплуатационных и строительных работ по драгам №№ 156, 157, 159» от 10 октября 1949 года: «

9. Для производства горно-подготовительных работ на дражном полигоне Омчакской долины в Тенькинском горнопромышленном управнении создать дражную контору ТГПУ на базе действующего дражного участка. Начальником дражной конторы ТГПУ назначить тов. Шувалова Л.В. освободив его от работы в дражной конторе ЗГПУ. Исполнение обязанности начальника дражной конторы ЗГПУ возложить на главного инженера конторы тов. Недвецкого А.А.

10. Поручить начальнику дражной конторы ТГПУ тов. Шувалову разработать совместно с руководством ТГПУ штатное расписание конторы на 1949 год, представив мне его на утверждение 1 ноября 1949 года.

11. Возложить на дражную контору ТГПУ практическое решение всего комплекса вопросов дражной отработки месторождения и дражного строительства в Омчакской долине. Главному инженеру ТГПУ тов. Дубровскому и начальнику дражной конторы тов. Шувалову составить технический проект горно-подготовительных работ на 1950 год и график строительства, обеспечивающий ввод драги № 159 в действие 15 сентября 1950 года. График представить мне на утверждение 1 ноября 1949 года.

12. И.О. начальника технического отдела Дальстроя тов. Умнову, главному инженеру проекта управления «Дальстройпроект” тов. Головань совместно с руководством ТГПУ к 20 октября 1949 года определить окончательное месторасположение монтажного котлована драги № 159 в Омчакской долине.

13. Начальнику Тенькинского горнопромышленного управления инженер-полковнику тов. Волкову произвести строительство всех вспомогательных сооружений, необходимых для разгрузки и приёмки дражного оборудования к 10 ноября 1949 года.

14. Начальнику г/т «Колымснаб» полковнику тов. Усиевич и начальнику транспортного отдела Дальстроя капитану тов. Ценину приступить к вывозке драги № 159 из Магадана к месту строительства на Омчакской долине с 10 октября 1949 года, с передачей перевозимого оборудования под сохранную расписку дражной конторе ТГПУ. 

15. Директору завода № 2 тов. Милованову закончить изготовление крана ’’Дерик” для монтажа драги к 15 декабря 1949 года и передать его дражной конторе ТГПУ».

Образование дражной конторы в ТГПУ действительно могло ускорить работы по развёртыванию дражного строительства в Омчакской долине, если бы не одно но… 

В титульном списке сверхлимитного капитального строительства Дальстроя на 1950 год средств на монтаж драги № 159 предусмотрено не было и, в таком случае реализация приказа № 293 по ГУСДС от 10 октября 1949 года теряла смысл. 

В результате дражная контора в ТГПУ создана не была, а Шувалов Л.В. продолжил трудиться в дражной конторе ЗГПУ.

По документам дражная контора ТГПУ просуществовала шесть месяцев и была благополучно ликвидирована приказом № 0110 по ГУСДС от 7 апреля 1950 года. В это время в документах Дальстроя и ТГПУ дражный участок гордо именовался дражной конторой.

Декабрь. В Омчакской долине всё спокойно…

В течение нескольких месяцев в ТГПУ к подготовительным работам по строительству драги № 159 так и не приступали.

Вопросами подготовки дражных полигонов к эксплуатации на 1950 год в Омчакской долине, по существу никто не занимался. 

Перевозка частей драги № 159, несмотря на все приказы и распоряжения, на место строительства осуществлена не была. Мало того, часть металла для каркасов и обшивки палубных надстроек драги № 159 в Магадан так и не прибыла.

В итоге сроки выполнения первоочередных работ по дражному строительству, установленные приказами (№№ 557, 601 и 0293) Главного Правления Дальстроя, дражной конторой ТГПУ были сорваны.

По мнению руководства ГУСДС, такое положение дел говорило о том, что руководители ТГПУ дражной конторой не руководили, серьёзного внимания ей не уделяли и по существу, работу конторы пустили на самотёк.

В декабре был подписан приказ № 975 по ГУСДС от 28 декабря 1949 года «‎О мероприятиях по строительству драг и подготовке дражных полигонов в 1950 году», где были изложены мероприятия по выправлению ситуации: «‎

§ 3.

И.О. Начальника Управления «Дальстройпроект» инженер-капитану Лукину:

в) К 15 марта 1950 года составить комплексный технический проект на монтаж драги № 159 и отработку дражного полигона р. Омчак.

§ 4.

Для развёртывания работ по строительству драги № 159 Начальнику Тенькинского горнопромышленного Управления тов. Волкову и Главному инженеру тов Васюнину в осуществление приказа за № 0293:

а) немедленно приступить к постройке на территории дражного полигона жилищно-бытовых и производственных объектов первой необходимости. Подготовить к 1 февраля 1950 года строительную площадку к приёму дражного оборудования, а к 15 января 1950 года представить на утверждение график строительства драги.

б) На основании разработанного Управлением «Дальстройпроект» проектного задания на отработку дражного полигона р. Омчак составить не позднее 1 февраля 1950 года технический проект ГПР на 1950 год, в котором разработать оттайку полигона способами фильтрации и гидропойнтов; к 1 мая 1950 года выполнить весь комплекс ГПР и подготовить оборудование для производства оттайки полигона.

§ 5.

И.О. Начальника Колымснаба тов. Сильченко и И.О. Начальника автодорожного отдела тов. Пивоварову приступить с 1 февраля 1950 года к вывозке драги № 159 к месту строительства.

§ 6.

И.О. Начальника Колымснаба тов. Сильченко добиться через Дальстройснаб в 1-м квартале 1950 года завоза в порт Находка металла для каркасов и обшивки палубных надстроек драг №№ 157 и 159, недопоставленного фирмой.

Выделить Западному и Тенькинскому Управлениям недостающее оборудование для монтажа драги и оттайки согласно заявок горных Управлений, подтверждённых Первым Производственным отделом  Дальстроя.

§ 8.

Предупредить всех упомянутых в приказе руководителей об их персональной ответственности за выполнение работ, связанных со строительством драг, в установленные сроки».

1950 год

Образование прииска «Нижнего»

Очередным этапом в подготовке дражного полигона в Омчакской долине и проведения комплекса работ для строительства драги стало образование прииска «Нижнего» на базе дражного участка ТГПУ. Первым начальником прииска был назначен Заспа П.И. (к этому моменту — начальник дражного участка ТГПУ), главным инженером — Недвецкий А.А, работавший ранее в дражной конторе ЗГПУ.

Из приказа № 0110 по ГУСДС «Об организации в Тенькинском горном управлении прииска «Нижний»» от 7 апреля 1950 года: «

§ 2.

Ввиду отсутствия в титульном списке сверхлимитного капитального строительства на 1950 год монтажа драги № 159, приказ № 0293 от 10 октября 1949 года по Главному управлению, в части организации дражной конторы в Тенькинском горном управлении, отменить.

§ 3.

Вместо прииска «Ороек» организовать прииск «Нижний» в Тенькинском горном управлении на базе действующего дражного участка для отработки дражного полигона в долине реки Омчак.

§ 4.

Возложить на прииск «Нижний» в 1950 году выполнение всего комплекса запланированных объёмов горно-подготовительных работ, вскрыши растительно-илистого покрова на дражном полигоне, опытной оттайки в объёмах утверждённого проекта, подготовительных работ к монтажу драги № 159 и строительства производственных и жилых зданий прииска.

§ 5.

Утвердить прииску «Нижний» прилагаемое к настоящему приказу штатное расписание в размерах до 60% от нормального действующего прииска II категории.

§ 6.

Назначить временно И.О. начальника прииска «Нижний» тов. Заспа с окладом по занимаемой должности.

§ 7.

Назначить главным инженером прииска «Нижний» тов. Недвецкого А.А с окладом по занимаемой должности и оплатой со дня расчёта в дражной конторе Западного горного управления.

§ 8.

Начальнику Тенькинского управления тов. Волкову и главному инженеру управления тов. Васюнину:

а) выделить прииску «Нижний» рабочую силу для выполнения полного объёма работ в соответствии с утверждённым техническим проектом;

б) обеспечить строительство всех вспомогательных сооружений, необходимых для приёма и разгрузки оборудования драги к 1 мая с.г.

§ 10.

Директору завода № 2 тов. Милованову закончить изготовление крана-деррика к 1 июля с .г. и передать его прииску «Нижний»».

Спустя две недели выходит приказ № 034 по ТГПУ «Об организации работ на вновь организованном в Тенькинском горнопромышленном управлении прииске «Нижний»» от 20 апреля 1950 года.

Этим приказом И.О. начальника прииска «Нижний» был назначен Коновалов Е.Ф., главным инженером — Недведцкий А. А., а Заспа П.И. стал начальником участка прииска «Нижний».

И.О. начальника прииска «Нижний» Коновалову было приказано обеспечить строительство всех вспомогательных сооружений, необходимых для приема и разгрузки оборудования драги, к 1 мая 1950 года, а затем принимать прибывающее оборудование под сохранную расписку.

Всё то, что в течение двух лет не смогли «осилить» прииск имени Гастелло и дражный участок ТГПУ, теперь становилось основной задачей прииска «Нижнего».

Вместо «Юба» — ИЗТМ

Первоначально для Дальстроя было закуплено шесть драг «Юба», две из которых планировалось возвести в ЗГПУ, остальные четыре предназначались для монтажа в Омчакской долине. Но по итогу в бухту Нагаево прибыло только пять драг. 

Чтобы построить для ТГПУ, как планировалось ранее, четыре драги, было принято решение заказать недостающую драгу с черпаками 210 литров на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения имени Куйбышева.

Из распоряжения № 581 «О командировании в гор. Иркутск представителя для заключения договора на поставку драги» начальника Дальстроя от 21 ноября 1950 года: «Во исполнение приказа министра внутренних дел СССР от 6 октября 1950 года № 0682 приказываю:

 § 1.

Для разработки условий поставки и заключения договора на поставку драги ёмкостью черпака 210 литров, командировать в гор. Иркутск на завод тяжёлого машиностроения зам. начальника  Технического отдела Дальстроя т. Умнова Г.З. сроком на один месяц.

§2.

Начальнику юридического бюро Дальстроя оформить доверенность т. Умнову от имени Дальстроя.

§ 3.

Установить, что драга, поставляемая Дальстрою Иркутским заводом тяжёлого машиностроения им. Куйбышева, должна быть отгружена в порт Ванино и первоначальным плательщиком будет Управление перевалбазы Ванино, расчётный счёт № 111/008 Ванинского отделения Госбанка.

§ 4.

Главному инженеру Дальстроя т. Груша утвердить техническое задание т. Умнову с указанием принципиальных технических условий поставки драги».

Задача усложняется

Если весной 1950 года выполнить поставленные задачи в срок у прииска Нижнего возможности были, то к осени 1950 года многое изменилось.

Теперь шла речь о подготовке работ к одновременному монтажу драг №№ 158, 159 и 160. Соответственно, необходимо было подготовить вместо одного — три дражных полигона. Значительно увеличились объёмы строительных работ, связанных со строительством посёлка дражников.

Выполнить все эти работы за короткий промежуток времени у коллектива прииска Нижнего шансов практически не было — для осуществления этих задач не было необходимой техники и механизмов, а также и рабочей силы.

В этом случае издание очередного приказа с указаниями и устрожениями мало бы что решило, и руководство Дальстроя это осознавало: меры требовались совсем другие…

Образование «Драгстроймонтажа»

В конце ноября 1950 года руководством Дальстроя было принято решение об организации на базе прииска «Нижний», в составе Тенькинского горного управления, управления по строительству и монтажу драг «Драгстроймонтаж».

Начальником «Драгстроймонтажа» был назначен Шувалов Лев Васильевич.

Шувалов Лев Васильевич, начальник Управления строительства «Драгстроймонтаж». 1951 год. Фото из архивов МОКМ.

Шувалов Лев Васильевич, начальник Управления строительства «Драгстроймонтаж», и Умнов Георгий Захарович, главный инженер управления, на полигоне прииска им. Гастелло ТГПУ. 1951 год. Фото из архивов МОКМ.

Для комплектации «Драгстроймонтажа» квалифицированной рабочей силой, из дражной конторы ЗГПУ на Теньку была откомандирована бригада рабочих и инженерно-технических работников по монтажу драг в количестве 60 человек. Также из ЗГПУ был передан кран Хорни-Швейгер и пять сварочных аппаратов постоянного тока.

В состав «Драгстроймонтаж» вошли:

  • три монтажных участка с задачами монтажа трёх драг;
  • один строительный участок с общестроительными задачами всего комплекса дражных предприятий Омчакской долины;
  • прииск «Нижний», осуществляющий все горно-подготовительные работы в объёме технических проектов для драг №№ 159, 158 и 160. 

На «Драгстроймонтаж» были возложены следующие задачи:

  • выполнение всего комплекса монтажно-строительных и горно-подготовительных работ в объёме технических проектов по драгам №№ 158, 159 и 160;
  • укомплектование строящихся драг всеми необходимыми деталями, металлоконструкциями и оборудованием, путём размещения заказов на заводах, представление специфицированных заявок на материалы, инструменты и приспособления, соответствующим отделам и управлениям Главка, и систематический контроль за их реализацией;
  • ответственность за ввод в действие драг № 159, 158 и 160 в установленные сроки и сдачу их в эксплуатацию в установленном законом порядке.

В число первоочерёдных задач, поставленных перед начальником «Драгстроймонтажа» Шувалова, входило следующее: 

  • заготовка леса в объёме 4 000 кубометров и вывозка 1 000 кубометров к 1 января 1951 года;
  • строительство лагеря на 500 человек и жилого дражного посёлка по техническому проекту монтажа драги № 159 к 1 марта 1951 года;
  • завершение проходки монтажного котлована драги № 159 к 20 ноября 1950 года и проходка двух новых котлованов для драг №№ 158 и 160 с планировкой площадок и устройством стеллажей и копров для приёма оборудования к 15 января 1951 года;
  • монтаж понтона драги № 159 к 15 января 1951 года.

Для заготовки и вывозки к месту строительства лагеря и жилого посёлка делового леса «Драгстроймонтажу» было выделено 150 заключённых из лагеря прииска имени Будённого.

Также «Драгстроймонтажу» для трелёвки, вывозки леса и осуществления завоза стройматериалов было передано 4 трактора С-80 и 6 автомашин ЗИС-150 с прицепами.

Шувалов Лев Васильевич

На отдыхе. Второй слева - директор прииска имени Гастелло Шувалов.На отдыхе. Второй слева — директор прииска имени Гастелло Шувалов.

Шувалов Лев Васильевич родился в 1908 году в городе Москве. В 1931 году он окончил Московский механико-машиностроительный институт. Трудовую деятельность начал прорабом монтажных работ электростанции в городе Новосибирске. В 1941–1945 годах работал главным механиком треста «Забайкалзолото» в Чите. В 1948 году Шувалов Л.В. прибыл в Дальстрой и работал в дражной конторе ЗГПУ. 

Меры для обеспечения строительства драг в Омчакской долине

24 ноября 1950 года был подписан приказ № 0396 по ГУСДС «Об организации строительства драг в Омчакской долине», в котором были перечислены меры для обеспечения строительства драг в Омчакской долине и своевременного ввода их в эксплуатацию: «

§ 1.

Утвердить решение технического совещания Дальстроя от 20 октября с.г. о строительстве в Омчакской долине трёх электрических драг №№ 159, 158 и 160, для отработки дражного полигона реки Омчак.

Монтаж всех трёх драг сосредоточить в одном месте в районе разведочных линий №№ 172-176.

К строительству драг приступить в 1950 году; ввод в эксплуатацию драг установить в следующие сроки:

  • драга № 159 — 1 августа 1951 года,
  • драга № 158 — 1 сентября 1951 года,
  • драга № 160 — 15 сентября 1951 года.

§ 2.

В обеспечение окончания строительства драг в установленные сроки и необходимого разворота работ в 1950–1951 гг. начальнику управления «Дальстройпроект» т. Звонкову и главному инженеру «Дальстройпроекта» т. Лукину закончить разработку проектного задания по двум драгам №№ 158 и 160 к 1 декабря 1950 года и технического проекта по этим же драгам к 16 января 1951 года. Технический проект драги № 159 до его окончания откорректировать с расчётом одновременного строительства трёх драг и представить его на утверждение 5 декабря 1950 года.

§ 15.

И.О. начальника Колымснаба тов. Сильченко и И.О. начальника автодорожного отдела Дальстроя тов. Пивоварову немедленно приступить к вывозке драг №№ 159, 158 и 160 в последовательности, установленной «Драгстроймонтажом», закрепив на этой вывозке 12 специально оборудованных автомашин.

§ 16.

Главному механику Дальстроя тов. Мовшович включить в план декабря месяца 1950 года заводу № 2 изготовление для Управления дражного строительства крана Дерик.

И.О. директора завода № 2 тов. Зинкевич изготовить и отгрузить кран Дерик к 25 декабря 1950 года.

§ 18.

Заместителю начальника Дальстроя  и И.О. Колымснаба тов. Сильченко

а) всё поступившее с отечественных заводов в порт Находка электрооборудование для драг №№ 157, 158, 159, 160 и 161 доставить в порт Нагаево  к концу навигации текущего года;

б) проследить за комплектной отправкой Иркутским машиностроительным заводом имени Куйбышева для Дальстроя одной драги ёмкостью черпака 210 литров до 1 мая 1951 года;

в) проследить и обеспечить получение от Министерства транспортного машиностроения Дальстроя в 1951 году комплектно двух электрических драг ёмкостью черпака 210 литров, предусмотренных Постановлением Совета министров СССР от 22 мая 1948 года № 1723-688;

г) обеспечить получение от Министерства судостроительной промышленности для Дальстроя в сентябре 1951 года одного понтона для укомплектования драги № 161 ёмкостью черпака 210 литров.

§ 19.

Начальнику Магаданской монтажной конторы тов. Пинскому изготовить металлоконструкции палубной надстройки драги № 159 по чертежам Дальстройпроекта к 15 декабря 1950 года и палубных надстроек драг №№ 158 и 160 к 1 февраля 1951 года, по заказу Управления дражного строительства.

И.О. начальника Колымснаба тов. Сильченко выделить для этой цели Магаданской монтажной конторе 375 тонн сортового и листового металла в соответствии со спецификациями Дальстройпроекта».

Судя по масштабам развёртываемых работ и количества задействованных организаций, этот приказ стал первой серьёзной попыткой обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию драг в долине реки Омчак.

Можно сказать, что работа образованного управления «Драгстроймонтаж» началась в декабре 1950 года, когда на прииск «Нижний», прибыли первые 48 человек, которым и была поручена организация нового предприятия.

Этому маленькому коллективу предстояло решить серьёзную задачу: смонтировать и сдать в эксплуатацию три мощных драги.

Управление «Драгстроймонтаж» в самом начале располагало лишь небольшим бараком, переданным ему прииском «Нижний». В бараке днём работала контора управления, отдел кадров, магазин, а к ночи все эти учреждения превращались в общежитие.

1951 год

Январь. Подготовка полигонов

С января 1951 года начались работы по проходке котлованов для драг. Механизмов не было, шурфовка велась вручную, в помощь рабочим нередко выходили инженерно-технические работники. Одновременно стало прибывать дражное оборудование, началась подготовка к монтажу.

Ядром коллектива в эти дни была небольшая группа коммунистов — инженеры Манучарьян и Ефимов, электросварщик Балановский, работник отдела кадров Матвиенко.

Управление «Драгстроймонтаж» возглавлял Л.В. Шувалов, старшим экономистом в те дни работала Н. Фёдорова.

Начало строительства драг

В статье главного инженера Дальстроя М.В. Груша «‎Итоги освоения дражных работ и перспективы их развития» говориться о том, что строительство драг № 3-ДС (158) и № 4-ДС (159) началось в апреле 1951 года, в мае 1951 года был начат монтаж драги № 5-ДС (160).

Июнь. Передача полигонов

Из распоряжения № 130 начальника ТГПУ «‎О порядке приёма выполненных прииском «Нижний» горных работ по подготовке дражных полигонов и расчёта за выполненные работы» от 9 июня 1951 года: «‎

§ 1.

Возложить на начальника и главного инженера прииска имени Будённого т. Алексеева и т. Орловского приёмку горных работ по подготовке дражного полигона прииском «Нижний» Управления «Драгстроймонтаж» — через каждые 15 дней (после 1 и 15 числа) при участии представителя ТГПУ. Оформление принятых работ проводить соответствующим актом.

§ 2.

Прииску имени Будённого принимать к оплате счета согласно акту принятых работ с обязательным акцептом.

§ 3.

Начальнику финансового отдела ТГПУ т. Тихомирову передать нормативы оборотных средств по горным работам прииску имени Будённого, изъяв их у прииска «Нижний»».

Фактически, этим приказом, подготовленные дражные полигоны передавались в ведение прииска имени Будённого. Чем было вызвано такое решение — можно только пока предполагать. Из возможных причин можно назвать следующие.

Первая — драги, после приёмки в эксплуатацию, должны были быть переданы прииску имени Будённого, а не как планировалось ранее — прииску имени Гастелло. В таком случае передача дражных полигонов будённовцам была логична и оправдана.

И вторая — на промсезон 1951 года прииску имени Будённого катастрофически не хватало подготовленных к промывке полигонов, и чтобы дать возможность горнякам выполнить государственный план по золоту, было принято решение передать им дражные полигоны.

Шансов поучаствовать в добыче золота в Омчакской долине в промсезон 1951 года у монтируемых драг не было совсем, окончание строительства было возможно только в 1952 году. За это время прииск Нижний мог снова подготовить новые полигоны для драг.

Какая из этих версий более близка к истине, расскажут документы…

Строительство посёлка

Надо сказать, что помимо подготовки дражных полигонов и монтажа драг, одновременно шло и строительство посёлка дражников, получившего название Драгстроймонтаж, которому впоследствии было суждено стать посёлком имени Гастелло.

Под именем Драгстроймонтаж посёлок фигурирует в распоряжении начальника ТГПУ Н. Васюнина от 25 апреля 1952 года.

Из воспоминаний прораба управления «Драгстроймонтаж» Шерстобитова: «… мне было поручено начать подготовку к постройке поселка будущего дражного прииска имени Гастелло. К тому времени монтаж нескольких драг шёл полным ходом, а рабочие, инженеры и техники жили в палатках. Строительство началось на голом месте с очистки площадок от кочек и пней под жилые и служебные здания.

Не хватало рабочих, инструментов, материалов, но первые строители не отступали перед трудностями. Большую помощь оказали горняки Западного управления — они прислали лесоматериалы, рабочих».

Как строили драги

О том, как происходил монтаж драг рассказывала Н. Фёдорова (секретарь партийной организации прииска им. Гастелло): «… Трудно было в те дни, не хватало рабочих, а многие из тех, кто приходил, — вскоре же уходили. Но более организованные и закалённые не боялись трудностей.

В сплочении коллектива большая заслуга принадлежала тов. Шувалову — человеку незаурядных, организаторских способностей.

Через несколько месяцев было получено несколько бульдозеров, и проходка котлованов пошла быстрей. Как только котлованы были пройдены, вчерашние землекопы стали плотниками — началось сооружение стапелей для монтажа драг.

На сборку драг нужны были мощные подъёмные краны. Их не было. В качестве кранов использовались экскаваторы. Но здесь возникла новая трудность: одновременно монтировались три драги, а экскаваторов было только два.

Монтаж драги. 50-е годы. Фото из фондов МОКМ.

Монтаж драги. 50-е годы. Фото из фондов МОКМ.

Несмотря на все трудности, каждый день работы приносил людям радость и большое удовлетворение. Сварка первого понтона на стапелях. Пуск воды в котлован… Подъём драги на плав… Всё это были большие, радостные события для нашего небольшого коллектива. Одновременно это был серьёзный экзамен.

Помню, сколько хлопот было связано с вопросом о сооружении опорных стен котлована. Дело в том, что для монтажа драги, находящейся в котловане, экскаватор должен был приблизиться вплотную к краю котлована, и грунт мог не выдержать его тяжести. Одну из стен котлована проектировалось укрепить железобетоном, способным выдержать тяжесть экскаватора. На это нужен был цемент, которого не было, и значительные суммы денег. Тогда, вопреки всяким техническим инструкциям, наши механизаторы решили удлинить стрелы экскаваторов и усилить противовесы. Опыт удался.

Был и такой случай — задержался пуск драги № 4. Монтаж её был уже закончен, но вода не наполняла котлован. До ближайшего разреза, откуда можно было подать воду, было метров 700. Решение могло быть одно — провести трубопровод. Срочно была создана бригада монтажников, в помощь им пришли рабочие, снятые с других объектов, инженерно-технические работники конторы. Работали почти без отдыха день и ночь. Здесь же, у костров, на скорую руку «обедали». На другой день вода по трубопроводу уже наполняла котлован».

1952 год

Окончание строительства драг №№ 3-ДС, 4-ДС и 5-ДС

Если верить статье главного инженера Дальстроя М.В. Груша «‎Итоги освоения дражных работ и перспективы их развития», то строительство первых трёх «американок»‎ было завершено в январе 1952 года.

Судя по всему, после завершения работ по строительству драг, управление «Драгстроймонтаж», выполнив поставленную на него задачу, было ликвидировано. Большая часть специалистов и монтажников было передано на строительство драг в СГПУ и ЗГПУ.

В феврале 1952 года была предпринята первая попытка передачи прииска «‎Нижний» (на тот момент уже фактически прииск имени Гастелло, но ещё не принятый в число действующих приисков ТГПУ) в состав Тенькинского горнопромышленного управления.

Стоит добавить, что до 16 августа 1952 года в приказах Дальстроя фигурирует прииск «‎Нижний», а в документах ТГПУ — прииск имени Гастелло. Но речь при этом идёт об одном и том же предприятии, начальником которого был Мамышев К.А..

Шувалова к ответу!

В номере газеты «Советская Колыма» от 11 апреля 1952 года вышла статья А. Полетаева, начальника рудного отделения Тенькинского управления, посвящённая вопросам передачи прииска имени Гастелло в состав ТГПУ, подготовки драг к эксплуатации и личной ответственности за происходящее начальника прииска Шувалова Л.В.: «Для подготовки к началу эксплуатации высокопроизводительных агрегатов на предприятии им. Гастелло остались считаные дни. Однако подготовкой этих агрегатов к эксплуатации по существу никто не занимается. С января этого года идут споры — кому подчинить предприятие до начала его эксплуатации и кто должен заниматься подготовкой к работе мощных агрегатов. По этому вопросу было много издано приказов и распоряжений, переписка составила пухлую папку, но воз и ныне там.

Пользуясь неразберихой, начальники строительных организаций тт. Торопов и Шувалов разбазарили основные средства предприятия, передали в другие организации автотракторный транспорт, допустили работу бульдозеров на износ.

Возглавляемая тов. Шуваловым строительная организация с избытком снабжалась всем необходимым для того, чтобы окончить все работы в 1951 году. Но план строительства был сорван. Никто здесь сказать не может, когда же будут окончены работы. Не закончив работы в осенне-зимний период, здесь решили опробовать агрегаты и поломали механизмы.
Необходимые технические материалы вдруг куда-то исчезли. Предприятие до сих пор не выделено на самостоятельный баланс, а денег расходует очень много без сметы и без плана. Предприятие всё ещё не располагает соответствующими кадрами и техникой.

В феврале этого года Тенькинское управление решило принять в своё подчинение предприятие им. Гастелло, но оказалось, что передаче подлежат всего лишь 30 старых лопат и 10 ломов. Между тем склады строительных организаций завалены оборудованием и материалами.

Больше того, тов. Торопов с согласия тов. Шувалова и работника отдела капитального строительства тов. Розова вывез с предприятия все ходовые автомашины и последний трактор из пяти имевшихся ранее тракторов».

Как правило, после таких обличительных статей главные герои газетных статей как минимум отделывались строгим выговором, а то и вовсе лишались своих постов с передачей материалов дела в судебные органы.

В нашем случае, скорее всего, А. Полетаев «погорячился» с выводами и обвинениями — в июле 1952 года начальником прииска «‎Нижний» был Шувалов, главным инженером — Савицкий.

Первый сезон «американок»

Свой первый промсезон «‎американки» начали в мае 1952 года. 9 мая начала добычу золота драга № 5-ДС, 24 мая — драга № 4-ДС и 27–28 мая драга № 3-ДС. Интересен тот факт, что на тот момент времени официально драги не были приняты во временную эксплуатацию и уж тем более в промышленную. 

Июль. Начало строительства драги ИЗТМ № 6-ДС

В статье главного инженера Дальстроя М.В. Груша «‎Итоги освоения дражных работ и перспективы их развития» говорится о том, что строительство драги № 6-ДС было начато в июле 1952 года.

Шац, председатель приискома (1-й ряд), и монтажники драги № 6 прииска им. Гастелло ТГПУ. 1953 год. Фото из архивов МОКМ.

Шац, председатель приискома (1-й ряд), и монтажники драги № 6-ДС прииска им. Гастелло ТГПУ. 1953 год. Фото из архивов МОКМ.

Монтаж драги № 6-ДС был поручен управлению Монтажных работ субподрядным способом. Для этого управлением «Промжилстрой» были переданы управлению Монтажных работ котельно-сборный и электромонтажный цеха, производившие работы по монтажу драг на прииске «Нижний» со списочным составом рабочих, служащих и ИТР по состоянию на 1 июля 1952 года. Также были переданы три электрокрана, электросварочное и другое оборудование для производства монтажных работ.

Дражный прииск «Нижний»

Все драги американского производства для окончательной наладки технологического процесса и эксплуатации были переданы в состав прииска «Нижний» ТГПУ.

Начальники драг на 14 июля 1952 года: Новиков (№ 5-ДС), Попов и Балановский.

Для создания нормальных условий для дражного прииска «Нижний», быстрейшей наладки технологического процесса драгирования и своевременного окончания строительства комплекса дражного предприятия руководством Дальстроя было принято решение о передаче прииска с 15 июля 1952 года из состава Тенькинской Районной Строительной конторы в состав ТГПУ.

На дражный прииск «Нижний» ТГПУ были возложены следующие задачи:

  • произвести окончательную наладку технологического процесса драгирования драгами №№ 3-ДС, 4-ДС, 5-ДС на полигонах, отведённых для эксплуатации на 1952 год, обязав при этом начальника прииска Шувалова производить отработку этих полигонов в полном соответствии с правилами технической эксплуатации и техническим проектом;
  • разработать и установить оптимальный режим обогащения с целью максимального улавливания металла из россыпи дражного полигона;
  • выполнить горно-подготовительные работы в объёме технического проекта по оттайке вечной мерзлоты, вскрыше торфов, и других работ, обеспечивающих нормальную отработку месторождения в 1953 и последующих годах.

Приказом № 587 по ГУСДС «О мерах по улучшению дражного строительства и вводу во временную эксплуатацию драг №№ 3-ДС, 4-ДС и 5-ДС» от 14 июля 1952 года также были предусмотрены следующие мероприятия: «

§ 4.

Начальнику управления «Промжилстрой» тов. Ахундову форсировать строительство и ввод в эксплуатацию объектов, обеспечивающих бесперебойную работу смонтированных драг в соответствии с приложением № 1 и строительство комплекса, необходимого для сдачи драг 3-ДС, 4-ДС и 5-ДС в промышленную эксплуатацию в 1952 году, для чего разрешить перевыполнение плана строительства текущего года, согласно приложению № 2, одновременно усилив строительно-монтажные работы по драге № 6-ДС обеспечивающие ввод её в эксплуатацию с начала промывочного сезона 195З года.

§ 7.

Заместителю начальника Дальстроя генерал-лейтенанту Жукову укомплектовать драги №№ 3-ДС, 4-ДС и 5-ДС военизированной охраной для охраны и сопровождения металла.

§ 8.

Начальнику прииска «Нижний» тов. Шувалову разработать и представить к 18 июля в 1 производственный отдел Дальстроя перечень потребных для нормальной эксплуатации драг в 1953, 1954 и 1955 годах запасных дражных деталей, запасного оборудования».

Ввод во временную эксплуатацию

Драги №№ 3-ДС, 4-ДС и 5-ДС были введены во временную эксплуатацию спустя почти два месяца с момента начала добычи золота — 20 июля 1952 года — комиссией Главного управления Дальстроя под руководством начальника дражного отделения 1-го производственного отдела Бердюгина.

Сентябрь

Попов Владимир Матвеевич, начальник драги № 6 прииска имени Гастелло. Фото из фондов МОКМ.

Попов Владимир Матвеевич, начальник драги № 6 прииска имени Гастелло. Фото из фондов МОКМ.

В сентябре 1952 года начальниками драг прииска имени Гастелло (включая и строящуюся № 6-ДС) были Попов, Новиков, Мамышев и Балановский.

1953 год

Ввод в строй драги № 6-ДС

В статье главного инженера Дальстроя М.В. Груша «‎Итоги освоения дражных работ и перспективы их развития» говориться о том, что строительство драги № 6-ДС было закончено в июле 1953 года.

Своё первое золото драга № 6-ДС добыла осенью 1953 года, после окончания монтажа и ввода в опытную эксплуатацию.

Драга № 175 прииска имени Гастелло. Фото из свободных источников.

Драга № 175 (6-ДС) прииска имени Гастелло. Фото из свободных источников.

В эксплуатацию драга № 6-ДС была принята в декабре 1953 года и передана в состав прииска имени Гастелло, первым начальником её стал Владимир Попов, техническим руководителем — Эпштейн.

Вместо эпилога

Таким образом, в декабре 1953 года была принята в эксплуатацию последняя из четырёх драг Омчакской долины. Строительство драг прииска имени Гастелло продолжалось в течение 1951–1953 годов.

Каждой из драг № 3-ДС, № 4-ДС, № 5-ДС и № 6-ДС была уготована своя история, своя жизнь, свои победы и катастрофы.

Драга № 172 прииска имени Гастелло.

Драга № 172 (3-ДС) прииска имени Гастелло. Фото с сайта ok.ru.

Они были первыми в ТГПУ и Тенькинском районе во всём. С этого времени на Золотой Теньке новых драг не строилось более 75 лет.

При подготовке статьи были использованы материалы газет «Советская Колыма», «Магаданская правда», «Магаданский комсомолец», «Ленинское знамя», «Горняк Севера», а также документы архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области, Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *