Железные дороги Магаданской области

Трасса разобранной узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000 (нанесена условно).Трасса разобранной узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:200 000 (нанесена условно).

Если говорить о железных дорогах в Магаданской области – то речь пойдет о узкоколейных.

Прежде всего, следует разобраться, что такое «узкая колея», какие отличия она имеет от «широкой», и почему у нас на Севере не строили нормальных дорог общероссийского типа, а предпочли некий транспортный «эрзац». Вопреки распространенному заблуждению, понятие «широкая» колея в России не имеет определенных стандартов. В различные периоды стандарт довольно сильно менялся. В настоящее время общепринятым можно считать следующую градацию: 1520 миллиметров – колея нормальной ширины, 1435 мм – западная или «стефенсоновская» колея, меньше 1435 мм – узкая колея. Но в историческом смысле узкоколейка, в зависимости от места и времени, могла быть шириной в 600, 380, 891, 750 или 1067 мм.

Узкоколейные железные дороги были дешевле в постройке и эксплуатации чем железные дороги со стандартной шириной колеи. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяли строить более лёгкие мосты – это очень важно на Колыме, где полно всяких ручейков и речушек. Кроме того, на узкоколейках допускались более крутые кривые, чем на обыкновенных железных дорогах, что обусловило их популярность в районах с пересеченной местностью. К таким районам, безусловно, относится и наш мелкосопочник.

Недостатками узкоколейных железных дорог являются: меньший габарит и вес перевозимых грузов, меньшая устойчивость и меньшая максимально допустимая скорость. Однако самым важным недостатком узкоколеек было то, что они, как правило, не образовывали единой сети. Часто такие дороги строились предприятиями для одной определённой цели (например, для перевозки торфа). Естественно, что ни о какой единой сети узкоколеек не могло идти и речи.

Приношу свою благодарность авторам, форумам, сайтам – чьи материалы и фотографии были использованы при создании раздела, посвященного железным дорогам Магаданской области:

Железные дороги Магаданской области: 2 комментария

  1. Узкоколейная железная дорога Беринговский — Нагорный, соединявшая шахту в посёлке Нагорный с морским портом в посёлке Беринговский

  2. Боюсь ошибиться, но предполагаю, что в конце 40-х – начале 50-х планировалась ж/д дорога, связывающая Солнечный Магадан со строящимся БАМом. Для этой цели на ДВ в начале 50-х перегнали полученные по репарации немецкие паромы получившие название “Крильон” и “Анава”, которые должны были на период строительства обеспечить переправку вагонов с грузами для строительства из Владивостока на Магадан. К середине 50-х проект закрыли, “Аниву”, получившую серьезные повреждения при аварии списали, а “Крильон” перестроили в Китае в пассажирское судно.
    Р.S. Был в Нагаево (Магадане, Марчикане) в 1960г. Помню осколки двух взорвавшихся судов “Генерал Ватутин” и … забыл, на сопке над портом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *