Алсиб («Аляска – Сибирь») — воздушная трасса между Аляской,(США) и СССР, организованная в 1942 году и действующая по 1945 год, по которой перегонялись американские боевые самолёты, поставляемые США в СССР по договору ленд-лиза.
Американская часть трассы начиналась в г. Грейт-Фолсе в штате Монтана, а заканчивалась в Фэрбенксe на Аляске.
Расстояние советской части трассы от города Фэрбенкса на Аляске до Красноярска составляло 6400 километров. А учитывая американский отрезок трассы в 3000 миль (4800 км) над Канадой, плюс еще многие тысячи километров до фронтовых аэродромов, общий путь самолетов составлял порядка 14 тысяч километров.
В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
Тысячи пилотов, штурманов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Маршруты были неимоверно трудными. В случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор или непроходимой тайги уже не могла никакая экспедиция.
Это была дорога жизни, на обочине которой всегда ждала смерть.
За время почти трёхлетней бесперебойной работы советско-американского воздушного моста было доставлено в Красноярск 7926 боевых самолетов.
Мужество и героизм участников тех событий должны занять достойное место, как в истории Великой Отечественной войны, так и в истории Второй мировой войны в целом.
Один из аэродромов находится около п. Пищевой, что около Усть-Таскана.
Перед въездом в поселок Тал-Юрях, что нахолится почти на границе Якутии и Магаданской области, справа от дороги, стоит памятник. Памятник незатейливый, состоящий из винта самолета и невысокой стелы, на одной из граней которой, обращенной к дороге, размещены фотографии молодых летчиков. Их трое, улыбающихся красивых ребят. Все офицеры, погибшие 20 ноября 1942 года при перелете на бомбардировщике из Америки в Якутск. Здесь проходила воздушная трасса, по которой летели самолеты, предоставленные Америкой Советскому Союзу для борьбы с фашистами. Тогда этот факт был строжайшей тайной. Теперь таким ребятам ставят памятники.
Самолет с погибшими летчиками в далеком 1942 г. нашли горняки, осваивающие новое месторождение. Самолет лежал, полузатопленный весенними водами под сопкой, из воды торчал только пропеллер. В суровом климате Колымы летчики вмерзли в лед, который у подножия сопки не таял даже летом, находясь на северной стороне долины.
Горняки перенесли их останки и самолет к трассе, чтобы каждый проезжающий мог отдать почести ребятам. Документы их сохранились хорошо, что позволило воспроизвести их фотографии на памятнике. На табличке была приписка, что один из летчиков, при падении катапультировался, но где он и что с ним стало, неизвестно. Каким-то образом его документы были вместе с документами тех, кто остался в самолете.
Вот имена наших летчиков:
Борискин Николай Дмитриевич, Ковылин Иван Алексеевич, Михасев Дмитрий Васильевич (пропал без вести, выпрыгнув из самолета на маршруте Сеймчан – Якутск).
Господа чиновники с мэрии Магадана! От имени курсантов-выпускников Магаданского ВСТК Подвиг,особенно из числа тех, кто под руководством начальника парашютно-десантной службы Владимира Вениаминовича Жвакина разматывал неизведанный клубок истории славного авиаперегоночного полка Аляска-Сибирь,бывал на местах трагедий,обнаруживал фрагменты деталей разбившихся самолетов и устанавливал имена погибших летчиков…..Вы не имеете права объявлять никаких конкурсов! Были найдены обломки самолетов. Три крыла и части пропеллера в виде мемориала были установлены возле клуба Подвиг еще в 1992 году… Таким образом курсанты ВСТК Подвиг выиграли ваш конкурс еще в прошлом ХХ веке,за 27 лет до того,как вы его объявили Что может быть лучше живой истории.К сожалению из за катастрофического наводнения на берегах Магаданки в 2014 году памятник был утрачен,но тем не менее как минимум два крыла были спасены….Где они? Напомню вам о том,что этот памятник был установлен руками курсантов,и город палец о палец не ударил при этом..Не честнее ли восстановить монумент? Но если на историческую память о той страшной войне у мэрии нет денег,давайте объявим не конкурс,а клич..Так мол и так уважаемые горожане, давайте по велению сердца скинемся и восстановим монумент..Не думаю,что найдутся равнодушные..Таким образом отремонтировали пострадавший Миг-21…Поучаствовали даже ветераны,проживающие в доме инвалидов…
Вышла книга Аэропорт Оймякон, через который проходила воздушная трасса АЛСИБ.
Василий, на эту тему тебе надо к автору из Якурска Ивану Негембля, он разроботал эту тему до косточек Алсиб «Аляска – Сибирь»
http://any-book.ru/book/show/id/2328740