В начальный период Великой Отечественной войны из-за ошибок и просчетов политического и военного руководства СССР понес большие потери в авиации. В это же время многие авиационные заводы были эвакуированы в глубокий тыл. Их перебазирование резко отразилось на количестве и качестве выпускаемых самолетов.
В связи с этим Государственным Комитетом Обороны было принято решение, что наряду с ускоренным пуском авиационных заводов в местах эвакуации, доставлять самолеты своим ходом из США в рамках договора по Ленд-лизу.
Из трех вариантов авиатрассы утвердили маршрут: Аляска – Красноярск через Чукотку, Колыму и Якутию. Длина авиатрассы составила 6 500 километров.
9 октября 1941 г. началось строительство воздушной линии Красноярск – Уэлькаль. На территории Колымы строительные работы по расширению аэродромов в Берелехе, Магадане вело Управление дорожного строительства ГУСДС.
Особенно объемные работы осуществлены при возведении одного из основных аэропортов трассы – Сеймчана, где технический надзор осуществляли представители ГВФ М.В. Самохвалов и инженер Е.А. Макаров. Было вывезено 37 500 кубических метров торфа, после чего строители выполнили еще 44 200 кубических метров земляных работ. В июне 1942 года аэропорт Сеймчан принят в эксплуатацию.
Помимо основных аэродромов построены запасные аэропорты, аэроплощадки и гидроаэродромы в Гижиге, Чайбухе, Кедоне и др.
Одновременно с реконструкцией и строительством аэропортов необходимо было оборудовать их надежными средствами аэронавигации, завести источники питания, подготовить кадры и др. Для решения этих и других задач создается Управление воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль (УВТКУ). А Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУГВФ) создало в Иркутске перевалочную базу, которая обеспечивала доставку на стройки материалов, механизмов, промышленных и продовольственных товаров.
Перегонка самолетов по трассе началась 29 сентября 1942 года специальной дивизией, командиром которой являлся И.П. Мазурук. «Был принят эстафетный метод перегонки, — вспоминал известный полярник И.Д. Папанин, — т. е. каждый из пяти полков работал только на своем участке, изучив его досконально. Самым трудным был участок от Сеймчана до Якутска – 1200 км. Здесь самолеты шли над Черским и Верхоянским хребтами, в районе полюса холода». Всего за годы войны по трассе Красноярск – Уэлькаль перегнали 7928 самолетов.
Помимо этого Особой воздушной трассой пользовались государственные деятели такие, как М.М. Литвинов, В.М. Молотов, А.А. Громыко, А.И. Микоян, вице-президент США Г. Уоллес, генерал Бредли, сенатор Уилки, посол Э. Девис.
Автор статьи: Александр Навасардов.