Боков Василий Петрович.
Боков Василий Петрович родился родился 18 марта 1920 года ст. Ситовка Липецкого района Воронежской области.
15 августа 1938 года поступил в Новосибирскую Военную Авиационную школу летчиков, окончил её в 1940 году.
За время своей службы прошел путь от курсанта до зам. командира по летной подготовки и вышел на пенсию в звании подполковника. В Советской армии находился с августа 1938 г. по август 1964 года, то есть 26 календарных лет.
Великую Отечественную войну Василий Петрович встретил на службе в Ростове-на-Дону в 230 БАП на самолетах СБ, в то время ему было 20 лет.
В первом же бою самолет, в экипаже которого был Боков В.П., был сбит и упал за линией фронта. Василий Петрович смог перейти линию фронта и вернуться в свою часть, где и продолжил службу.
Когда были открыты поставки по лендлизу, Боков вместе с другими летчиками была отозван с фронта и участвовал в перегоне самолетов в СССР.
Боков Василий Петрович с сослуживцами.
Перегонять самолёты он начал по Южной трассе (Трансиранской) и участвовал в перегонах по лето 1942 года. За свои заслуги и опыт он был назначен с 28.10.1941 командир звена 26 ЗАП, а с 04.1942 – летчиком-инструктором 11 ЗАП.
С августа месяца 1942 года Василий Пётрович был переведен на Красноярскую воздушную трассу (АЛСИБ). За время службы на Алсибе Боков нес службу в 1, 2 и 3 ПАП:
- в 1 ПАП с 28.08.1942 года летчиком, в звании лейтенанта;
- в 3 ПАП с 9.10.1944 летчиком;
- во 2 ПАП с 10.03.1945 старшим летчиком.
Из наградного листа от 20.06.1944 г.: «С 08.1942 по 20.06.1944 перегнал на участке Фербенкс-Уэлькаль – 41 самолет, Уэлькаль-Сеймчан – 28 самолетов, Марково-Сеймчан – 2, Уэлькаль-Марково – 12, Анадырь-Сеймчан – 2,Сеймчан-Якутск – 32, Якутск-Киренск – 3. Всего произвел 135 самолето-перелетов с налетом 524 часа».
В 1944 году Василий Петрович в ступил в ряды ВКП(б).
В 1-й Краснознаменной авиадивизии ГВФ Боков В.П. прослужил с первых дней ее формирования и до последних дней расформирования дивизии.
Участвовал в войне с Японией с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года. Был награжден в 1947 году медалью «За победу над Японией».
После войны продолжил службу в ВВС. Служил летчик-инструктор, командир отряда, зам. командира АЭ, командир АЭ, зам. командира полка по летной подготовке. Закончил службу и вышел на пенсию в августе 1964 года в звании подполковника.
Во время службы на Алсибе Василий Петрович встретил свою половину – Зинаиду Ивановну.
Зинаида Ивановна после окончания курсов медсестер в Красноярской школе по распределению была направлена на Алсиб в качестве операционной сестры.
Там они и встретились, чтобы больше не расставаться.
Из воспоминаний внучки Елены Боковой (Головиновой): «Любовь у них была… Они должны были полететь на какое-то празднование, но дед взлететь – взлетел вместе со всеми, но на полдороги вернулся, чтоб отметить праздник с бабушкой. За что был посажен на гауптвахту и только вмешательство начальства помогло избежать ему сурового наказания…».
Зинаида и Василий Боковы.
Зинаида и Василий Боковы прожили вместе до золотой свадьбы. Вырастили двух сыновей. Старший сын продолжил военную карьеру и дослужился до звания капитана 1 ранга в ВМФ.
В 1974 году семья Боковых переехала в Киргизию, в город Фрунзе (теперь Бишкек). В Киргизию вместе с ними попали несколько семей с Дальнего Востока. Уже в Киргизии родились их внучки.
К сожалению, Зинаиды и Василия Боковых уже нет с нами. Василий Петрович пережил свою супругу на полтора года.
Василий Петрович за свою жизнь неоднократно представлялся к правительственным наградам:
Награды Бокова Василия Петровича.
- орден Красной Звезды (19.08.1944),
- орден Красной Звезды,
- орден Красной Звезды,
- орден Отечественной войны 2 ст. (11.03.1985),
- юбилейная медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (15.10.1945),
- медаль «За боевые заслуги» (20.06.1947),
- юбилейная медаль «ХХХ лет Советской армии и Флота» (17.07.1948),
- юбилейная медаль «40 лет Вооруженных сил СССР» (20.11.1958),
- медаль «За безупречную службу» 1 степени (17.01.1959),
- юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.11.1965),
- юбилейная медаль «50 лет Вооруженных сил СССР» (4.05.1968),
- юбилейная медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (24.10.1975),
- медаль «Ветеран Вооруженным Сил СССР» (29.04.1977),
- юбилейная медаль «60 лет Вооруженных сил СССР» (4.05.1978),
- юбилейная медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.05.1985),
- юбилейная медаль «70 лет Вооруженных сил СССР» (23.02.1988),
- юбилейная медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (9.05.1995),
- медаль Жукова (19.02.1996).
Из воспоминаний Бокова Василия Петровича
Я, подполковник в отставке, Боков Василий Петрович, действительно принимал активное участие в перегонке боевых самолетов А-20, Б-25, аэрокобры Р-63 и транспортных Си-47 с августа 1942-1945 годы в 1-й Краснознаменной авиадивизии ГВФ под командованием Героя Советского Союза Ильи Павловича Мазурука, в дальнейшем под командованием генерал-майора авиации т. Мельникова с первых дней ее формирования и до последних дней расформирования нашей дивизии.
Находился я в 1-2-3 перегоночных авиаполках.
- 1 АП – штаб Фербенск – маршрут Фербенкс-Галена (промежуточный аэродром) Ном-Уэлькаль (запасные аэродромы Анадырь-ледовый в Межане). Командир АП был полковник Васин.
- 2 АП – штаб Уэлькаль (маршрут Марково – Сеймчан), запасные аэродромы были в городе Магадан – 13 км и 47 км. Командир АП был подполковник Павленков.
- 3 АП – штаб Сеймчан (маршрут Сеймчан – Якутск), запасные аэродромы были Оймякон и Верхоянск, командир АП была подполковник Твердолобов, потом, по моему, п/п Недокевин, точно не помню.
Штаб дивизии находился в Якутске, там же дислоцировался и НАП, маршрут Якутск – Олейминск – Киренск. КрАП – не знаю, БАП — штаб г. Киренск, маршрут Киренск – Красноярск.
По обратному маршруту всех полков экипажи доставлялись транспортными самолетами 6-го полка засекреченными экипажами.
А уже в г. Красноярске укомплектовывало боевые части перегоночными самолетами и улетали на фронт для боевых действий.
На трассе я был летчиком перегоночной авиации, воинское звание – мл. лейтенант авиации, затем лейтенант, мне было всего 21,5 лет. Летал я на самолетах А-20, Б-25 – бомбардировщики, аэрокобра Р-63 – истребитель, Си-47 – транспортный самолет.
Да, действительно, перегоночная трасса от города Фербенкса до Красноярска была очень трудная, как в продолжительности перелета по участкам между полками, так и суровые, даже очень, климатические условия. Правильно выражаясь, мы совершали в этот период времени с 1942 по 1945 годы подвиг, так как практически полетов в таких сложных условиях, прямо сказать, у нас не было.
Моя искренняя благодарность и огромное спасибо за фотографии и рассказ внучке Бокова В.П. – Елене Боковой (Головиновой).
Спасибо Вам.нашла письма своего деда
Спасибо за статью.