Алсиб «Аляска-Сибирь» – Ушедшие в вечность

ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА 1-й КРАСНОЗНАМЁННОЙ ПЕРЕГОНОЧНОЙ АВИАДИВИЗИИ ГВФ ЗА 1942 – 1945 гг.

14 октября 1942 г. — катастрофа самолёта А-20 № 13094 при заходе на посадку на аэродром Маркове. Похоронены в пос. Марково, Чукотка:

1. Лейтенант НОВГОРОДСКИЙ Александр Дмитриевич — командир звена 1-го ПАП.
2. Капитан ШВЕДОВ Никифор Анисимович — штурман звена 1-го ПАП.

18 октября 1942 г. – пропал без вести на самолёте Р-40 на участке перелёта Уэлькаль — Сеймчан:

3. Младший лейтенант ФЕДОРЕНКО Алексей Ефимович — командир звена 2-го ПАП.

АКТ.

Настоящий акт составлен на авиабазе Перевальной Чукотской авиагруппы УПА ГУСМП при СНК СССР 23 июня 1943 года, нами нижеподписавшимися: начальником р/метеостанции Новородским И.М., инструктором райкома ВКП(б) п. Лаврентия Кондратьевым В.И. и переводчиком Высоцким П. в том, что нами 20 июня с.г. было осмотрено место аварии самолёта Красноярской воздушной трассы, указанное местным населением. Место аварии находится от а/б Перевальной в юго-восточном направлении на расстоянии примерно 80 — 85 км, в верховье притока реки М. Комогин, в 10 км от истоков этого притока.

При осмотре места аварии обнаружено:

1. Остатки самолёта разбросаны на площади длиной 300 метров и шириной 50 метров.
2. В южной части площадки имеется след (борозда) длиной в 15 метров, в направлении с юга на север, сделанный корпусом самолёта при посадке.
3. Части самолёта разбросаны в следующем порядке: в начале площадки части плоскостей и корпуса, и в конце площадки — части мотора, электрорадиооборудования, вооружения, хвостовая часть самолёта и колёса. Труп пилота не обнаружен. Имеются только остатки форменной одежды, частично обгоревшие, и несколько изгрызенных костей.
4. В основном все части самолёта мелко разбиты. Наиболее сохранились: а) пять штук крупнокалиберных пулемётов, у которых только смяты или обломаны стволы, патронные ящики к ним (не полные) в количестве пяти штук; б) разбитый на отдельные блоки мотор, отдельные детали которого хорошо сохранились (клапаны, пружины клапанов, поршни с коленчатым валом и ряд других мелких деталей; в) электромашины разных размеров.
5. В районе аварии было найдено несколько описаний (на английском языке) отдельных частей самолёта с фотографиями. Все описания были сожжены на месте.
6. Личное оружие пилота не найдено. Найдена лишь пистолетная обойма № ПО 1352 и в ней четыре патрона.
7. Из личных вещей пилота были найдены: три фотографии, обложка удостоверения личности, две частично обгоревшие записные книжки, инструкция Красноярской трассы.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Находки, указанные в пунктах акта № 7 и 8, прилагаются к акту.
2. До нашего прихода на место аварии, мимо него прошло много стойбищ чукчей, переходивших на летние пастбища скота. По разбросанным по дороге к месту аварии разным деталям видно, что местное население осматривало это место и частично растаскивало разные мелкие детали и патроны к пулемётам.

АКТ подписали НОВОРОДСКИЙ, КОНДРАТЬЕВ, ВЫСОЦКИЙ.

Верно: Начальник штаба Чукотской авиагруппы п/п (Баранов?)

Наиболее вероятно, что в акте идёт речь о месте катастрофы младшего лейтенанта А.Е. Федоренко, так как в этом районе на момент составления акта других лётных происшествий с перегоняемыми самолётами не было.

29 октября 1942 г. – из-за плохого крепления нижнего люка выпал из самолёта А-20 при перелёте на участке Сеймчан — Якутск, похоронен в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):

4. Старший сержант ШАПОВАЛОВ Григорий Александрович — авиамеханик Управления трассы.

17 ноября 1942 г. — катастрофа самолёта Ли-2 на аэродроме Красноярск. Похоронены в Красноярске:

5. Капитан БАРКОВ Дмитрий Александрович — командир корабля.
6. ЕСИН Пётр Петрович — второй пилот.
7. Младший воентехник ДУБОВИЦКИЙ Николай Александрович — бортовой авиатехник.
8. ПРОХВАТИНОВ Георгий Петрович — воздушный стрелок-радист.
9. Капитан АГАПОВ Пётр Ерофеевич — командир авиаэскадрильи 5-го ПАП.
10. Капитан БОБРИКОВ Иван Васильевич — командир звена 5-го ПАП.
11. Старший сержант СОКОЛЕНКО Виктор Андреевич — лётчик 5-го ПАП.
12. Младший лейтенант ЛЮШНЯК Феодосии Никитович — лётчик 5-го ПАП.
13. Младший лейтенант БОРИСОВ Михаил Васильевич — лётчик 5-го ПАП.
14. Майор ИВАНОВ Александр Петрович — командир авиаэскадрильи 5-го ПАП.
15. Майор МАРТЫНОВ Алексей Арсентьевич — заместитель командира авиаэскадрильи 5-го ПАП.
16. Лейтенант АСТАХОВ Никита Васильевич – лётчик 5-го ПАП.
17. Старший техник-лейтенант КОНСТАНТИНОВ Михаил Петрович — техник звена 5-го ПАП.
18. Старший техник-лейтенант КРИНИЦКИЙ Михаил Михайлович — старший техник звена 5-го ПАП.
19. Военный инженер 3-го ранга СИБЕКИН Иосиф Никифорович — старший инженер 5-го ПАП
20. Воентехник 1-го ранга КУЧЕЙКО Виктор Борисович старший авиатехник 5-го ПАП.
21. Старший техник-лейтенант ИВАКИН Ермолай Фёдорович — старший авиатехник 5-го ПАП.
22. Старший техник-лейтенант ТУВАЕВ Анатолий Дмитриевич — бортовой авиатехник 5-го ПАП.
23. Старший сержант КРИЧЕВСКИЙ Яков Миронович —авиамоторист 5-го ПАП.
24. Старшина АЛЕКСЕЕВ Василий Карпович — авиамоторист 5-го ПАП.

20 ноября 1942 г. — при перелёте из Сеймчана в Якутск катастрофа самолёта А-20 в районе Сусумана. Похоронены в пос. Кадыкчан Магаданской области:

25. Капитан КОВЫЛИН Иван Алексеевич – заместитель командира авиаэскадрильи 3-го ПАП.
26. Сержант БОРИСКИН Николай Дмитриевич – воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.
27. Капитан МИХАСЕВ Дмитрий Васильевич – штурман 3-го ПАП (выпрыгнул с парашютом из самолета А-20 при попадании в сложные метеоусловия. Останки обнаружены геологоразведочной экспедицией в районе Оймякона).

20 ноября 1942 г. к моменту вылета из Сеймчана звена самолётов (один Б-25 и два А-20 В) метеостанция давала высоту облачности по маршруту 1500 — 2000 м, местами снегопад с ухудшением видимости до 2 – 4 км. Возможность обледенения при пробивании облачности в метеобюллетене не указывалась.

Расследованием установлено, что фактическая погода по маршруту была хуже указанной в метеобюллетене: в облаках было значительное обледенение.

Лидер – старший лейтенант Соловьёв, получив указание командира 3-го ПАП о пробивании облаков в районе аэродрома Сеймчан, где облачность была наиболее тонкой, эту команду не выполнил, а стал пробивать вверх мощный слой облаков на маршруте в районе Берелёха. Не выдерживая на наборе высоты в облаках прямолинейного направления, Соловьёв потерял контакт с группой.

В облаках началось значительное обледенение. Потеряв связь с ведомыми, Соловьёв произвёл посадку в Оймяконе. Майор Тихомиров самостоятельно дошёл до Якутска, где благополучно приземлился. Самолёт капитана Ковылина был обнаружен сгоревшим в районе Аркагала. Капитан Ковылин и бортрадист Борискин сгорели. Штурман капитан Михасёв на месте катастрофы не найден, видимо, покинул самолёт с парашютом.

Истинную причину катастрофы установить не удалось. Очевидно, что катастрофа произошла при попытке Ковылина произвести вынужденную посадку в условиях плохой видимости при снегопаде в высокогорном районе. По показаниям очевидцев, самолёт не падал, а снижался, но моторы работали с перебоями.

(По сведениям из приказа по Красноярской воздушной трассе ВВС от 23 января 1943 г. «О катастрофе самолёта А-20В, пилотируемого заместителем командира авиаэскадрильи 3-го ПАП капитаном Ковылиным»)

23 ноября 1942 г. — при взлете на аэродроме Марково самолет А-20В, набрав высоту 5-6 метров, вследствие отхода сектора газа, потерял скорость, резко развернулся влево и упал в лес. В катастрофе погиб и похоронен в пос. Марково, Чукотский национальный округ:

28. Старший лейтенант КОМАРОВ Андрей Иванович – штурман авиаэскадрильи 3-го ПАП.

6 декабря 1942 г. — катастрофа самолёта Б-25 в Фэрбенксе во время контрольного облёта перед отправкой самолёта в Советский Союз. Погиб вместе с американским экипажем и похоронен на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

29. Майор КИСЕЛЬНИКОВ Борис Васильевич – инженер.

7 декабря 1942 г. — катастрофа самолёта А-20. Похоронены в дер. Марково Усть-Кутского района Иркутской области:

30. Капитан ДУДИН Александр Иванович — лётчик-лидер 5-го ПАП.
31. Капитан ГУТАФЕЛЬ Николай Иванович — штурман-лидер 5-го ПАП.
32. Старший сержант ИСМАГИЛОВ Тулеин Исмагилович — воздушный стрелок-радист 5-го ПАП.

На маршруте Киренск – Красноярск, из-за недостаточного опыта технического состава в подготовке самолёта к полётам в условиях больших морозов, через образовавшуюся трещину в дюритовом соединении маслосистемы через 40 минут полёта появилась течь масла, которая не была своевременно замечена лётчиком. Течь привела к масляному голоданию и, как следствие, заклиниванию правого мотора. При заходе на вынужденную посадку на реку Лена лётчик не рассчитал и решил пойти на второй круг, но при этом не справился с техникой пилотирования на одном моторе, свалился на правое крыло и столкнулся с землёй.

27 декабря 1942 г. — катастрофа самолёта Р-5 на участке Берелёх — Сеймчан. Похоронены на месте происшествия:

33. Старший лейтенант БОРИСОВ Николай Михайлович — лётчик 2-го ПАП.
34. БАТУРИН Иван Фёдорович — воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.

10 января 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 в районе Якутского аэродрома. Похоронен в г. Якутске:

35. Старший сержант ЛОКТИОНОВ Василий Яковлевич — лётчик 4-го ПАП.

«Получив задание на тренировочный полёт по кругу, Локтионов на Р-39 произвёл нормальный взлет. При подходе ко второму развороту были слышны резкие перебои мотора. При подходе к третьему развороту показалось пламя с левой стороны мотора, быстро охватившее весь самолёт. Сбросив аварийно дверку кабины, Локтионов попытался выброситься на парашюте, но застрял, зацепившись ногами за педаль и ручку управления. Самолёт, перейдя в беспорядочное падение, ударился о землю и сгорел вместе с лётчиком…

На сгоревшем моторе найден оборванный шатун шестого цилиндра и следы ударов о части мотора остатками шатуна у кривошипной головки. Кроме того, показанием очевидцев установлено, что после первого разворота на высоте 150 м от самолёта отделялись какие-то детали. Мотор работал на необычайно больших оборотах («сильно ревел»).

Причиной катастрофы явилась раскрутка воздушного винта из-за отказа автомата, вследствие чего произошёл обрыв шатуна, повлекший за собой разрушение картера, что вызвало пожар».

(Из приказа по Красноярской воздушной трассе от 25 января 1943 г.)

22 февраля 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 при посадке на аэродром в Киренске. Похоронен в Киренске:

36. Лейтенант ИВАНОВ Александр Михайлович — лётчик 5-го ПАП.

Группа в составе семи самолётов Р-39 собралась над аэродромом Киренск и легла курсом на Красноярск. Через пять минут лётчик Иванов вышел из строя и пошёл на аэродром вылета. Подойдя к аэродрому, он выпустил шасси и стал заходить на посадку. При этом ему не удалось зайти на укатанную полосу. Он дал газ и пошёл на второй круг. Мотор работал без перебоев, но машина продолжала идти со снижением. Лётчик убрал шасси, но и после этого набора высоты не происходило. Самолёт шёл по прямой на высоте 80 — 90 футов с явно малой скоростью. На левом развороте, вследствие потери скорости, самолёт перевернулся через левое крыло на спину, опустил нос и врезался в землю.

Причиной катастрофы явился отказ автомата воздушного винта. Это подтверждается и свидетельством очевидцев с земли: мотор работал нормально, а тяга была недостаточной. Кроме того, при осмотре разрушившегося самолёта обнаружено, что винт находится на большом шаге.

(Составлено по тексту приказа по Красноярской воздушной трассе ВВС от 5 марта 1943 г. «О катастрофе самолёта Р-39 № 24758»)

26 февраля 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 на аэродроме Уэлькаль. Похоронен в пос. Уэлькаль, Чукотка:

37. Лейтенант ПУРИМ Илья Андреевич — лётчик 1-го ПАП.

При заходе на посадку в снегопаде, из-за плохой видимости, лётчик не справился с техникой пилотирования, потерял пространственное положение, свалился в штопор и разбился.

Катастрофа произошла не только из-за слабой подготовки лётчика к «слепому» полёту, но и по причине плохого наблюдения и изучения погоды во время подготовки к вылету и в процессе перелёта со стороны командования полка и метеослужбы.

5 марта 1943 г. — катастрофа из-за отказа двух двигателей самолёта Ли-2 в районе пос. Бердигестях Республики Саха (Якутия). Похоронены в г. Якутске:

38. Лейтенант ЧЕРВЯКОВ Николай Павлович — командир корабля 6-й транспортной авиаэскадрильи.
39. Лейтенант ПИВОВАРОВ Борис Николаевич — старший лётчик 3-го ПАП.
40. Младший воентехник КОЛОМЫТКИН Михаил Фёдорович — авиатехник 6-й транспортной авиаэскадрильи.

14 марта 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 при взлёте в Номе из-за отказа двигателей. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

41. Старший лейтенант САВИНКИН Александр Иванович — командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.
42. Капитан НУРЕЕВ Муберст Нуреевич — штурман авиаэскадрильи 1-го ПАП.
43. Старший лейтенант МУРАВЬЁВ Михаил Кириллович — воздушный стрелок-радист 1-го ПАП.

24 марта 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 в районе пос. Аллах-Юнь Республики Саха (Якутия). Похоронен на месте происшествия:

44. Капитан КОВАЛЁВ Василий Иванович — заместитель командира авиаэскадрильи 7-го ПАП.

Во время перелета по маршруту Сеймчан – Якутск группы самолетов, пилотируемых летчиками 7-го ПАП, при усложненных метеоусловиях полета, отстал от группы и без вести пропал на самолете Р-39 № 24962 капитан Ковалев.

Обстоятельства происшествия. Лидер группы командир эскадрильи старший лейтенант Лоскутов получил разрешение на вылет 24 марта. Прогноз погоды указывал, что полет придётся длительное время совершать на высоте около 20 тысяч футов. Перед вылетом лидер не потребовал от летчиков доклада о наличии запаса кислорода на самолетах и не занялся расчетом потребного количества кислорода, ограничившись общими указаниями о предстоящем полёте на большой высоте. Вследствие такой бесконтрольной и плохой организации предполётной подготовки часть экипажей, в том числе и капитан Ковалёв, вылетела с недопустимо малым запасом кислорода.

В пути группа летела в течение 2 – 2,5 часов на высоте 19 – 23 тысяч футов. Часть лётного состава ощущала кислородное голодание, вследствие чего было плохое самочувствие. Предположительно, капитан Ковалёв из-за кислородного голодания потерял сознание, и неуправляемый самолет разбился.

(Составлено по приказу начальника Красноярской воздушной трассы ВВС от 19 апреля 1943 г.)

24 марта 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 в 18 км от аэропорта Киренск. Похоронены в г. Киренске Иркутской области:

45. Капитан ЛОБАРЕВ Дмитрий Михайлович — заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.
46. Капитан ЕРШОВ Михаил Константинович — штурман звена 4-го ПАП.
47. НЕЧЕПУРЕНКО Василий Николаевич — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

25 марта 1943 г. — катастрофа самолёта А-20. Похоронены в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):

48. Капитан САЛОВ Фёдор Павлович — командир авиаэскадрильи 3-го ПАП.
49. Старший лейтенант РАДЬ Иван Фёдорович — штурман-лидер 3-го ПАП.
50. Старший сержант СУХЛЕЦОВ Михаил Дмитриевич — воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

25 марта звено самолётов А-20 под командованием капитана Салова взлетело с аэродрома Сеймчан для перелёта в Якутск. В районе Берелёха звено встретило полную просвечивающуюся облачность, при которой земля просматривалась, но горизонтальная видимость была ограничена. Отсюда из-за плохого самочувствия один из ведомых самолётов вернулся обратно, остальные продолжали полёт с набором высоты до 17 тысяч футов. На этой высоте горизонтальной видимости тоже не было, и капитану Салову пришлось вести самолёт по приборам. По докладу ведомого лётчика Гродзенского, в районе Верхоянского хребта при скорости 200 миль/час самолёт Салова стал покачиваться, перешёл в пикирование с углом примерно 60° и врезался в землю. Самолёт сгорел, экипаж погиб.

Предположительная причина происшествия: Салов на высоте 17 тысяч футов потерял сознание, и самолёт перешёл в неуправляемое падение.
(Составлено по приказу начальника КВТ ВВС от 13 мая 1943 г.)

18 апреля 1943 г. – катастрофа самолёта А-20 № 13622 в Момском улусе Республики Саха (Якутия). Похоронены в 30 км от села Сасыр Момского улуса Республики Саха (Якутия):

51. Старший лейтенант ЧЕРЕДНИЧЕНКО Яков Яковлевич – лётчик 3-го ПАП.
52. Красноармеец ЖИТИН Иван Яковлевич – воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

7 мая 1943 г. — катастрофа из-за отказа двигателей самолёта Б-25 № 232519 при взлёте в аэропорту Якутск. Похоронены в г. Якутске:

53. Майор БОРОНЕНКО Александр Маркович — командир авиаэскадрильи 4-го ПАП.
54. Капитан ШЕВЕЛЁВ Василий Андреевич — штурман авиаэскадрильи 4-го ПАП.
55. Инженер-капитан КУДЕЛИН Пётр Васильевич — старший инженер 4-го ПАП.
56. Младший лейтенант ШАБАНОВ Алексей Васильевич — флагманский воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.
57. Сержант НАУМОВ Григорий Тихонович — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.
58. Старший техник-лейтенант ФЕРЕНС Всеволод Алексеевич — бортовой авиатехник 4-го ПАП.

«Падение самолёта при катастрофе произошло на р. Лене в районе гидроаэропорта Жатай. Определение точного местонахождения самолёта и его состояния в мае было невозможно вследствие наличия вокруг предполагаемого места падения ледохода… из-за чего никаких работ по розыскам самолёта и его подъёма не проводилось.

С 16 мая проводились неоднократные поиски самолёта на катере, но они не увенчались успехом. 5 июня, вследствие незначительного падения уровня воды, были обнаружены на поверхности отдельные детали самолёта, однако сильное течение воды и её большой уровень не позволили приступить к работам по извлечению.

С 15 июня, ввиду дальнейшего падения уровня воды, приступили к подъёму трёхтонными талями, но из-за вязкости грунта и большого течения, а так же увеличения снова уровня воды положительных результатов не достигли. 16 и 17 июня на месте катастрофы работал семитонный плавучий кран, который пытался поднять самолёт. Извлечены: мотор, амортстойка основного шасси с колесом, башня стрелка-радиста и мелкие куски планера.

Из башни было извлечено тело младшего лейтенанта Шабанова. Он был похоронен 18 июня со всеми воинскими почестями в 300-х метрах от берега.

Извлечение самого планера не представилось возможным из-за наполнения его большим количеством ила и песка, а также полной деформации фюзеляжа. Детали, за которые укреплялся трос, отрывались отдельными кусками. С 18 июня, из-за повышения уровня воды и отсутствия второго крана, работы по подъёму были прекращены, но велось наблюдение за поведением самолёта и уровнем воды.

16 июля возобновили работы со вторым краном с привлечением двух водолазов. Они нашли вблизи падения самолёта второй мотор, который был поднят. Попытки водолазов вести раскопки ила и песка положительного результата не дали…

Выводы:
1. В связи с полным разрушением на отдельные части самолёта во время его падения, а так же совпадением времени катастрофы с ледоходом, что усугубило его разрушение и разбрасывание отдельных деталей, быстрым течением, большим заносом внутрь частей самолёта ила и песка, невозможностью извлечения трупов… считать нецелесообразным и невозможным производить дальнейшие работы по извлечению трупов и отдельных деталей самолёта.
2. Для увековечения памяти погибших комиссия считает необходимым поставить памятник всему экипажу на месте захоронения младшего лейтенанта Шабанова.

Акт подписали: майор Медведкин, инженер-майор Сафрончик, инженер-майор Александров, капитан Ваганов и техник-лейтенант Яковлев».

(Из акта комиссии, составленного 21 августа 1943 г.).

21 мая 1943 г. — катастрофа самолёта А-20G в районе Верхоянского хребта. Похоронены в мае 1983 г. в селе Тополиное Томпонского улуса Республика Саха (Якутия):

59. Старший лейтенант ЛЕСНЫХ Владимир Григорьевич – летчик 7-го ПАП.
60. Лейтенант СИВЕЛЬГИН Сергей Акимович – штурман 7-го ПАП.
61. ВЕДМИЦКИЙ Георгий Георгиевич – старший техник авиаэскадрильи 7-го ПАП.

22 мая 1943 г. — при вынужденной посадке в районе пос. Маган близ Якутска из-за отказа двигателей сгорел самолет А-20G № 253625. 24 мая умерли в больнице и похоронены в Якутске:

62. Старший лейтенант ТИМОШЕНКО Иван Алексеевич — летчик 4-го ПАП.
63. Сержант СМИРНОВ Михаил Васильевич — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

27 мая 1943 г. — катастрофа самолёта А-20В № 13675 из-за отказа одного двигателя во время тренировочного полета в районе пос. Сеймчан. Похоронены в пос. Сеймчан Магаданской области:

64. Майор АРТЮХОВ Михаил Ильич — командир авиаэскадрильи 3-го ПАП.
65. Капитан ФЕДОТОВ Иван Сергеевич — заместитель командира авиаэскадрильи 3-го ПАП.
66. Младший воентехник ТРОШИН Матвей Матвеевич — авиатехник 3-го ПАП.

29 мая 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в районе пос. Уэлькаль (при снижении в плотной облачности врезался в сопку). Похоронены в пос. Уэлькаль, Чукотка:

67. Старший лейтенант СПИРИДОНОВ Евгений Семёнович — командир корабля 8-го транспортного авиаполка (ТАП).
68. КОЖУХОВ Константин Иванович – бортовой авиатехник 8-го ТАП.
69. ПЕХОТА Александр Митрофанович — бортрадист 8-го ТАП.

6 июня 1943 г. — катастрофа самолёта A-20G № 253721 в районе Верхоянского хребта. Похоронены в пос. Зырянка Республика Саха (Якутия):

70. Старший лейтенант ГРОДЗЕНСКИЙ Иуда Леонтьевич — командир звена 3-го ПАП.
71. Лейтенант МИХАЙЛЮК Александр Артемьевич — штурман звена 3-го ПАП.
72. Красноармеец СУРАНОВ Иван Романович — воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

9 июня 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 № 223433 в районе аэродрома Магадан. Похоронены в г. Магадане:

73. СМИРНОВ Василий Петрович — командир корабля 8-го ТАП.
74. ЖУКОВ Александр Васильевич — воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.
75. ЗАЛОГИН Евгений Михайлович — бортрадист 8-го ТАП.

9 июня 1943 г. экипаж – командир капитан В.П. Смирнов, бортмеханик техник-лейтенант Д.И. Уютное и бортрадист Е.М. Залогин, подготовив вышедший из ремонта в Магаданских полевых авиаремонтных мастерских (ПАРМ-1) самолёт, взяли на борт пять пассажиров из числа технической бригады, производившей ремонт, и в 12 часов произвели нормальный взлёт с Магаданского аэродрома (13-й км). Набрав высоту около 300 метров, С-47 стал резко снижаться по прямой в направлении бухты Гертнера. В долине реки Дукча он, коснувшись правой плоскостью берега реки, взмыл метров на 20 и беспорядочно ударился о левый берег. При ударе самолёт полностью разрушился. Командир корабля Смирнов, бортрадист Залогин и четыре пассажира погибли (один из них стрелок-радист 2-го ПАП А.В. Жуков). Бортмеханик Уютное и борттехник 2-го ПАП Ильин получили тяжёлые ранения.

Причина происшествия. При ремонте борттехник Ильин неправильно подсоединил тросы управления триммером руля высоты, а приёмочная комиссия под председательством Смирнова этот дефект не выявила. После взлёта, при наборе высоты, лётчик почувствовал давление на штурвал и пытался уменьшать его триммером. Но так как триммер работал в обратном направлении, то давление на штурвал ещё больше увеличивалось. Самолёт пошёл на снижение. Пробовали приостановить этот процесс взятием штурвала на себя, но не хватило сил двух человек. Положение не удалось исправить до столкновения с землёй.

Виновники происшествия – борттехник Ильин, который, не зная материальной части, допустил при сборке неправильную постановку триммеров руля высоты, а также командир корабля Смирнов и бортмеханик Уютное, которые дважды обязаны были проверить органы управления самолётом: при приёмке из ремонта и перед вылетом.

12 июня 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 в районе аэродрома Ледд-филд (Аляска). Похоронен на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

76. Младший лейтенант БОКАРЕВ Степан Степанович — лётчик 1-го ПАП.

27 июня 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 при столкновении в воздухе с другим А-20 при подлёте к Ному. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

77. Капитан МОИСЕЕВ Иван Николаевич — командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.
78. Лейтенант ЗАРЕМБА Константин Иосифович — штурман корабля 1-го ПАП.

27 июня 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 при столкновении в воздухе с другим А-20 при подлёте к Ному. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

79. Младший лейтенант СКОРЕДНОВ Алексей Дмитриевич — лётчик 1-го ПАП.
80. Старший сержант ЩЕКОЧИХИН Степан Иванович — воздушный стрелок-радист 1-го ПАП.

28 июня 1943 г. — катастрофа самолёта А-20 № 233203: на маршруте Уэлькаль — Сеймчан вошёл в штопор и врезался в землю. Похоронены в пос. Сеймчан Магаданской области:

81. Капитан ОХАПКИН Александр Федотович — заместитель командира авиаэскадрильи 2-го ПАП.
82. Капитан САПРУНЕНКО Борис Захарович — штурман звена 2-го ПАП.
83. Старший сержант СКИРДОНОВ Василий Дмитриевич — воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.

12 июля 1943 г. — самолёт A-20G № 253862 пропал без вести при перелёте на участке Киренск — Красноярск; погибли:

84. Старший лейтенант ЗАЛОМИН Иван Иванович — лётчик 5-го ПАП.
85. Старший лейтенант МАКСИМОВ Иван Архипович — штурман корабля 5-го ПАП.

12 июля 1943 г. — катастрофа самолёта A-20G № 254011 в районе пос. Усть-Кут. Похоронены на месте происшествия:

86. Лейтенант ИВАНОВ Георгий Михайлович — лётчик 5-го ПАП.
87. Сержант ШАБУРОВ Георгий Николаевич — воздушный стрелок-радист 5-го ПАП.

23 июля 1943 г. – катастрофа самолёта Р-39 № 19675 на аэродроме Марково: на посадке потерял скорость и свалился в штопор. Похоронен в пос. Марково, Чукотка:

88. Лейтенант СЕЛЮМИНОВ Ефим Иосифович – лётчик 2-го ПАП.

28 августа 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в 50 км от пос. Эгвекинот (предгорье Золотого хребта): при пробивании облачности на снижении врезались в сопку. Похоронены в пос. Эгвекинот, Чукотка:

89. Старший лейтенант ГЕРАСИМОВ Евгений Фёдорович — командир корабля 8-го ТАП.
90. Младший лейтенант ПЕТУХОВ Николай Фёдорович — второй пилот 8-го ТАП.
91. Младший воентехник КУТИЛИН Никодим Алексеевич — бортмеханик 8-го ТАП.
92. Сержант ОКОНЕЧНИКОВ Пётр Капитонович — бортрадист 8-го ТАП.

28 августа 1943 г. экипаж самолёта С-47 № 25644 имел оперативное задание доставить строителей из Олёкминска в Марково и далее следовать в Уэлькаль. Через полчаса после высадки пассажиров в Марково самолёт в 9 часов 30 минут (мск. вр.) вылетел в Уэлькаль. По маршруту была облачность. Не уточнив своего местонахождения, экипаж, пробивая облачность, стал снижаться и врезался в сопку северной части Ушканьего хребта. Самолёт сгорел. Ввиду непроходимости местности погибший экипаж не удалось вывезти.

Причины происшествия: Самолёт был выпущен в полёт помощником начальника Марковского аэропорта капитаном Мовчан до получения подтверждения из Уэлькаля о разрешении посадки.

В тот день солнце зашло в Уэлькале в 9 часов 35 минут (мск. вр.), а темнота наступила в 11 часов 18 минут. Следовательно, времени оставалось с момента вылета до наступления темноты в Уэлькале 1 час 43 минуты, а для полёта из Марково в Уэлькаль требовалось 1 час 50 минут. Даже при благоприятном полёте посадку пришлось бы производить при полной темноте, а Герасимов к полётам ночью не был допущен.

Зная о том, что пробивать облачность можно только над аэродромом, Герасимов начал это делать по расчёту времени, а не по имеющимся радиоприводным средствам. Расчёт момента на пробивание облачности оказался неверным, в результате чего и произошло столкновение с лежащими на маршруте горами, о которых лётчик заранее знал.

Виновниками происшествия признаны заместитель начальника аэропорта Марково капитан Мовчан и лётчик лейтенант Герасимов.

12 сентября 1943 г. – катастрофа самолёта Р-39 № 220643: свалился в штопор при заходе на посадку в Оймяконе. Похоронен в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):

93. Старший лейтенант БИОХ Франц Игнатьевич — командир звена 3-го ПАП.

24 октября 1943 г. – самолёт Р-39 № 220519 пропал без вести в районе Нижнеилимска при перелёте из Киренска в Красноярск; погиб:

94. Капитан ЧУЙКО Григорий Петрович — заместитель командира авиаэскадрильи 5-го ПАП.

6 ноября 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39 № 220613 (столкновение в воздухе с другим самолётом). Похоронен в г. Олёкминске Республики Саха (Якутия):

95. Майор МОРОЗОВ Павел Фёдорович — заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.

Группа из семи самолётов производила перелёт из Якутска в Киренск. В районе Витима на высоте 3000 футов группа обгоняла, летевший правее и ниже на 150 — 200 метров, пассажирский гидросамолёт «Морской Дуглас», пилотируемый экипажем Б.Н. Агрова. Майор Морозов летел замыкающим в левом пеленге. При пристраивании он на короткое время попал в облачность и, потеряв самолёты из виду, вклинился в строй и столкнулся с самолётом Р-39 лейтенанта Федотова. В момент столкновения самолёт Морозова загорелся и перешёл в беспорядочное падение. Майор Морозов погиб.

Самолёт Федотова перешёл в штопор, и только на высоте 150 — 200 метров лётчик отделился от него, распустил парашют и приземлился, получив при этом ранение.

25 ноября 1943 г. — катастрофа самолёта С-47 в Ушканьих горах. Похоронены в г. Якутске:

96. Майор ПОНОМАРЕНКО Фёдор Лукич — командир авиаэскадрильи 8-го ТАП.
97. Воентехник 2-го ранга ДЕРИБИН Леонид Александрович — бортмеханик 8-го ТАП.
98. Старшина ПОПОВ Иван Васильевич — бортрадист 8-го ТАП.

25 ноября 1943 г. в 23 часа 20 минут московского времени самолёт С-47 № 223986 при благоприятной погоде вылетел из Уэлькаля в Сеймчан, имея на борту груз и одного пассажира (Хавронин М.И.). В 23часа 33 минуты майор Пономаренко сообщил на вышку, что идёт под облаками на высоте 3500 футов, подходит к Ушканьим горам, видимость неограниченная. После этого связь с самолётом прекратилась. Только 29 ноября 1943 г. после тщательных поисков самолёт был обнаружен с воздуха в 50 — 60 км западнее Уэлькаля. Самолёт разбит. Экипаж погиб.

Причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолёта с землёй произошло вследствие затруднённых условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине.

30 ноября 1943 г. — катастрофа самолёта Р-39. Похоронен в г. Олёкминске Республики Саха (Якутия):

99. Старший лейтенант ЕФРЕМОВ Дмитрий Ефремович — лётчик 4-го ПАП.

22 февраля 1944 г. — катастрофа самолёта Б-25. Похоронены в пос. Уэлькаль, Чукотка:

100. Майор ЗОТОВ Пётр Герасимович — заместитель командира 1-го ПАП.
101. Младший лейтенант ЗВОРОНО Константин Константинович — начальник связи 1-го ПАП.
102. Техник-лейтенант ЯШКИН Владимир Харитонович — борттехник 1-го ПАП.

29 марта 1944 г.— катастрофа самолёта Р-39 около деревни Глубокий Ручей Сухобузимского района Красноярского края. Похоронен на месте происшествия:

103. Старший лейтенант САМАРЦЕВ Георгий Иосифович — командир звена 5-го ПАП.

29 марта 1944 г. — катастрофа самолёта Р-39. Обнаружен в 1982 г. в 26 км от дер. Усть-Кан Сухобузимского района Красноярского края. Похоронен 10 сентября 1986 г. на городском кладбище в Красноярске-26:

104. Старший лейтенант МОШКЕЙ Василий Семёнович — лётчик 5-го ПАП.

16 мая 1944 г. — катастрофа самолёта А-20. Самолёт упал в р. Лену на участке Якутск — Киренск, погибли:

105. Лейтенант ГЛУШЦОВ Александр Васильевич — лётчик 4-го ПАП.
106. Старшина ШЕВЧУК Владимир Сергеевич — воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

30 мая 1944 г. — катастрофа самолёта С-47. Самолёт упал в Берингово море (залив Креста), погибли:

107. Младший лейтенант ДАНИЛОВ Пётр Павлович — лётчик 8-го ТАП.
108. Техник-лейтенант ДОБКИН Соломон Маркович — борттехник 8-го ТАП.
109. Старший сержант ГОРДИЕНКО Пётр Филимонович — бортрадист 8-го ТАП.

12 сентября 1944 г. — катастрофа самолёта А-20 на аэродроме Олёкминск (отказ тормозов). Похоронен в г. Якутске:

110. Майор ХУРМАНЕЦ Григорий Григорьевич — заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.

24 декабря 1944 г. — катастрофа самолёта Р-63 на аэродроме Ном. Похоронен в пос. Уэлькаль, Чукотка:

111. Майор СЕНЧЕНКО Николай Маркович — командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.

8 июня 1945 г. — катастрофа самолёта Р-63 № 44103 на аэродроме Сеймчан. Похоронен в пос. Сеймчан Магаданской области:

112. Лейтенант ТЕРЕНТЬЕВ Алексей Николаевич — командир звена 3-го ПАП.

7 июня 1945 г. в 13-00 московского времени лётный состав 3-го ПАП под командованием командира полка подполковника Фролова, вылетел на С-47 из Сеймчана в Уэлькаль с задачей перегонки истребителей Р-63 «Кингкобра» из Уэлькаля в Сеймчан. Перед вылетом лётный состав имел шестичасовый отдых в общежитии.

В 19 часов 20 минут (мск) группа в составе Б-25 (лидер подполковник Фролов) и восьми Р-63 вылетела с Уэлькаля и легла на курс. В левом пеленге третьим от лидера шёл лейтенант Терентьев, четвёртым и замыкающим в этом пеленге был командир эскадрильи капитан Жуков.

Погода по всему маршруту была ясная, группа следовала на высоте 8500 футов. В полёте связь работа хорошо. Лейтенант Терентьев жалоб никаких не предъявлял. Группа подошла к Сеймчану в 23-30 (мск) на высоте 2500 футов на скорости 220 миль/час. Подполковник Фролов объявил о порядке и условиях посадки. С его разрешения и по команде с вышки группа стала расходиться, готовясь к посадке. Первым отвалил влево капитан Жуков, вторым по команде лидера вышел из строя лейтенант Терентьев. Он ввёл самолёт в глубокий крен до 120° и с крутым снижением стал разворачиваться на 180°, т.е. фактически произвёл неполный управляемый переворот. При попытке вывода самолёта из пикирования после переворота, вследствие боязни столкновения с землёй, Терентьев резко потянул ручку на себя. Самолёт начал выходить из создавшегося положения, но, вследствие перетягивания ручки, свалился на правое крыло и врезался в землю в 800 м восточнее аэродрома Сеймчан. Самолёт разбит, лейтенант Терентьев погиб.

(Выписка из приказа по 1-й КПАД, подписанного командиром дивизии Мельниковым и начальником штаба Прянишниковым)

«Лейтенант Терентьев — старый опытный лётчик, на трассе перегнал 320 боевых самолётов без лётных происшествий, имея общий налёт 3100 часов. На трассе летал на Р-40, Р-39 и Р-63».

(Из рапорта командира 1-й эскадрильи капитана Жукова)

23 августа 1945 г. — катастрофа самолета С-47 в 50 км севернее г. Гирин (Маньчжурия, Китай). Погиб, место погребения неизвестно:

113. Старшина ЗУБКО Михаил Андреевич – борттехник 8-го ТАП.

В данном списке потерь приведены Ф.И.О. летно-технического состава 1-й КПАД ГВФ, погибшие или пропавшие без вести при выполнении непосредственных служебных обязанностей.

В список не включены покончившие жизнь самоубийством, умершие по болезни или по другим причинам, не связанными с исполнением служебных обязанностей.

Детальное исследование провел – историк Александр Кот.

Материалы взяты с сайта «Полярная почта» ( http://www.polarpost.ru) . Первоисточник здесь.

Алсиб «Аляска-Сибирь» – Ушедшие в вечность: 2 комментария

  1. А нашего дяди нет в этом списке, хотя он тоже погиб при перегоне “Кобры” под Красноярском 25. 05.1943- Шайхутдинов Гариф Нигматджянович. Обидно, забыли, хотя ученики 19 школы Красноярска исследовали место катастрофы, нашли останки и захоронили. Ни званий, ни наград, ни строки в памятных списках.

  2. Моего деда Коломитченко Василия Ивановича тоже нет в списках, была похоронка, что погиб. Знаем, что перегонял самолеты с Аляски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *