Я был в основном на территории Аляски и редко сопровождал самолеты. Первый вылет – в октябре 1942 года и потом до аэродрома Чкаловское (Подмосковье) – новый вариант Б-25 с “артиллерией” для моряков – стрельба по кораблям и Р-63 (3 шт.) новая модификация – июль 1944 года. Все остальное время с августа 1942 года по май 1945 был на Аляске.
Прошли годы – жизнь, много забыто имен. Вот те, кого я помню :
- Герой Советского Союза полковник (в последствии генерал) Мазурук Илья Павлович, известный полярный летчик, начальник трассы, командир 1-й перегоночной дивизии
- Полковник Васин (все звания тех лет), командир 1-го перегоночного пола.
- Полковник Мачин – начальник русской миссии в Фербенксе, руководитель приемки.
- Полковник Киселев – главный инженер приемки.
- Подполковник Калинников – заместитель главного инженера приемки.
- Майор Березка – старший инженер по эксплуатации и выпуску, приемке истребителей.
Хочу рассказать о первой перегонке первой партии истребителей в октябре 1942 г. в очень сложных метеоусловиях. Возглавлял группу Мазурук на самолете Б-25. Первая посадка – на аэродроме Ном произошел успешно, вторая – на аэродроме Уэлькаль тоже успешно, но на второй день не могли вылететь, был сильный ветер, метель, снегопад, морозно.
Вылетели через 3 дня с посадкой на аэродроме Сеймчан. При подлете к аэропорту его закрыли сильные туманы и группа пошла на аэродром (запасной) Зырянка, посадка на берегу реки. Температура 45-50°С, на истребителях, не смотря на разжижение масла, рвались дюраты маслянные, тормозные шланги вырывались из заделки. Население Зырянки очень помогало, ставили палатки на самолеты и печи топили дровами, так подогревали, всех трудностей не описать.
Через несколько дней 6 самолетов из 10 вылетели в Якутск. Дальше уже перегоняли местные летчики,а наши вернулись в Фербенкс. Мазурук хотел одной группой перегнать до Красноярска. Посадка в Якутске происходила почти в тумане из-за холода. Были установлены костры и они показывали ограничение аэродрома. Это было начало освоения Северной Трассы.
Мазурук оставил меня в Якутске для проведения занятий и после Нового года я вернулся в Фербенкс. Я был техническим сопровождающим истребителей, летел на самолете Б-25, который вел Мазурук.
При перегоне не обходилось без происшествий и катастроф.
Майор Жевлаков, в первом вылете на самолете Р-40 (их было пригнано около 2-х десятков, прототип Харрикейна), произвел посадку на территории Аляски вне аэродрома в труднейших условиях, сошел дюрит с трубы водосистемы, в кабине туман водяной пар, двигатели в последствии заклинило. Было предположение, что кто-то ослабил крепящие хомуты.
Лейтенант Гамов – перегонщик Б-25, посадил самолет с убранной передней стойкой. На борту самолета был американский майор начальник гарнизона аэродрома Галена. Об этом случае много писали американцы. Аэропорт Галена находится между Фербенксом и Номом. Наши дали согласие по пути доставить американского майора. После взлета шасси основные не убрались. При посадке после удара основных – передняя вышла. Это было на аэродроме Фербенкс.