В июле 1942 года немцы разгромили печально известный беззащитный караван союзников “PQ-17”, из 35 судов, шедших в составе каравана, были потоплены 23, вместе с ними ушли на морское дно 216 самолетов, 430 танков, 3350 автомашин и 100 тыс. тонн различных военных грузов, погибло 153 человека. В Лондоне решили впредь не посылать караваны.
Рузвельт не допускал возможности прекращения поставок по Ленд-лизу Советскому Союзу, письмом от 17.05.42 года Рузвельт предложил Сталину силами американских летчиков самолеты через Аляску-Сибирь доставлять до озера Байкал. В ответном послании от 02.07.42 года Сталин сообщил Рузвельту: “Советское правительство дало необходимые указания об окончании в кратчайший срок проводящихся в Сибири,работ по подготовке к приему самолетов…”
Первое решение об организации доставки американских самолетов по воздуху ГКО принял в октябре 1941 года.
Из Москвы в Красноярск, Якутск, Магадан были переданы шифрограммы парторганам о привлечении еще не мобилизованных граждан на строительство и реконструкцию аэродромов, запасных ВВП. Получили соответствующие команды и органы НКВД.
Начальнику “Аэрофлота” полярный летчику, Герой Советского Союза В.С.Малакову для изыскательских работ по трассе выделили группу авиаспециалистов во главе с Д.Чусовым. ГКО утвердил вариант трассы Аляска-Красноярск длиной почти 6500 км.
В базовых аэропортах и ряде аэродромов были организованы стройучастки, личный состав которых в большинстве состоял из военнослужащих, военнопленных и заключенных. Работу по строительству авиатрассы велись в интенсивном темпе. Оснащенность механизмами и автотранспортом была весьма низкая.
Покрытие ИВПП первой очереди аэродрома в Марково размером 40х1300 м из перфорированных стальных плит (40 тыс. плит общим весом 1200 т) было выполнено за 37 часов-неприрывной работы с привлечением эксплуатационного состава аэропорта и местного населения.
Кроме аэродромов строились служебно-технические объекты и жилье. Отдельные стройучастки имели и свою специфику условий строительства – климатические, материально-техническое снабжение, местные средства транспорта, местные стройматериалы.
Во всесоюзном соцсоревновании стройучасток Марково за период строительства 21 раз завоевывал переходящее Красное знамя с соответствующим материальным поощрением.
За короткий срок была создана воздушная трасса протяженностью 4770 км. Достроены аэропорта: Уэлькаль, Марково, Сеймчан, Якутск, Киренск, а также ряд промежуточных и запасных аэродромов: Чаплино, Анадырь, Магадан,Берелех, Зырянка, Витим, Олёкминск, Н-Илимск и др.
На аэродромах имели место новые покрытия: из деревянных досок на ребро с промежутками, заполнеными гравием и песком (Уэлькаль); из оптимальной гравийной смеси, обработанной битумом (Якутск,Сеймчан). В аэропортах Якутск, Сеймчан и Киренск построены здания аэровокзалов с вышками КДП и деревянные ангары пролетом 34 м. Всего на трассе было построено и оборудовано 26 аэродромов.
Многие из них в послевоенные годы стали основой для развития воздушного транспорта в районах Якутии, Колымы, Чукотки и сейчас служат в количестве аэродромов гражданской авиации.
29 сентября 1942 года 1-я перегоночная авиадивизия Восточно-Сибирского военного округа начала регулярную перегонку боевых самолетов фронтам ВОВ. Всего перегнано 8143 самолета.