Тасканская узкоколейная железная дорога

Район местонахождения узкоколейной железной дороги на топографической карте масштаба 1:1 000 000 (узкоколейная железная дорога не обозначена).

Можно считать, что рождение Тасканской железной дороги датируется  21 сентября 1936 года, в этот день директором Дальстроя Берзиным был подписан приказ, в котором определялось расположение железнодорожного узла. С этого момента начались изыскания, строительство и ввод в эксплуатацию Тасканской железной дороги.

А. Козлов цитирует приказ директора Дальстроя, изданный 21 сентября 1936 года: «В соответствии с результатом изысканий и на основании личного осмотра приказываю:

  1. Строительство административного центра Колымского района осуществить на острове вблизи устья реки Таскан и на прилегающей к нему части левого берега Колымы. На материковой территории расположить промышленные здания, а на острове остальные сооружения и здания административного центра.
  2. Железнодорожный узел расположить в подходе к административному центру на левом берегу реки Таскан».

Железнодорожники у паровоза. Железная дорога Усть-Таскан - Эльген-Уголь. По турецки сидит машинист паровоза - Макиенко Андрей Митрофанович.Железнодорожники у паровоза. Железная дорога Усть-Таскан – Эльген-Уголь. По турецки сидит машинист паровоза – Макиенко Андрей Митрофанович.

После гибели Э.П. Берзина и его соратников строительство в Усть-Таскане не заглохло. Продолжалось сооружение запланированных объектов: тепловой электростанции, узкоколейной железной дороги, производственных и жилых помещений. Ведь горнопромышленный район, в который входили прииски и рудники Северного, Южного и Юго-Западного управлений, нуждался в электроэнергии, которую должна была вырабатывать Тасканская теплоэлектростанция.

Железнодорожники у паровоза.Железная дорога Усть-Таскан – Эльген-Уголь. Железнодорожники у паровоза.

Уголь сюда планировалось завозить по железной дороге с Эльгенского месторождения, которое было открыто еще в 1932 году геологом Л.А. Снятковым. Вот что пишет Б. Щербинин, действительный член Географического общества России и Украины, работавший в геологических партиях в 30-х годах на территории нынешнего Ягоднинского района, в статье «Первому трудно, но почетно…», опубликованной в «Северной правде» 11 сентября 1992 года: «…Что же касается буро-угольных эльгенских каменных углей, то Леонид Авенирович тщательно обследовал вышедшие на поверхность земли его пласты Они были годны к эксплуатации. Вскоре заработали эксплуатационные шахты по добыче эльгенских каменноугольных месторождений».

Школьная прогулка с преподавателем Хацкевич по узкоколейной дороге.Школьная прогулка с преподавателем Хацкевич по узкоколейной дороге.

Расстояние между посёлками Усть-Таскан и Эльген-Уголь, располагавшимся на северо-восток от Усть-Таскана, по прямой составляло более 50 километров. Между этими посёлками, проходя, большей частью, по долине реки Лыглытах и была проложена по непроходимым болотам менее чем за три года узкоколейная железная дорога. Основной рабочей силой на её строительстве были заключенные.

К началу 1939 году работы по строительству были закончены  и узкоколейная железная дорога Усть-Таскан — Эльген-Уголь начала свою работу.

На работах по обслуживанию железной дороги, погрузкой и разгрузкой вагонов также были задействованы заключенные. В самом Усть-Таскане лагеря для заключенных не было, он находился недалеко, на Сударе. Начальником лагеря был старший лейтенант Чириков.

Паровоз на железнодорожном мосту.

Железная дорога Усть-Таскан – Эльген-Уголь. Паровоз на одном из мостов узкоколейки.

В 1947 году протяженность Тасканской железной дороги, составляла более 70 километров. Она имела пять разъездов: Заозерная, Известковый, Подгорная, Лосиная и 62-й километр. Между первым и вторым разъездами находилась станция Зеленый Мыс. На всем протяжении дороги были построены и эксплуатировались семь железнодорожных мостов, каждый из которых охранялся.

Железная дорога Усть-Таскан - Эльген.Узкоколейная железная дорога Усть-Таскан – Эльген-Уголь.

В связи с вводом строй новых мощностей Усть-Тасканской ТЭС, увеличением потребности в вырабатываемой электроэнергии, ростом самого посёлка Усть-Таскан, возрастала и потребность поставках угля. Так, потребность в топливе на 1948 год по сравнению с предыдущим (1947 годом) возросла на 35 тысяч тонн. Если в 1945 году железная дорога перевозила угля 103 тысячи тонн, в 1946 — 105, в 1947 — 108 тысяч тонн, то в плане на 1948 год для ТЭС требовалось 150 тысяч тонн топлива. Из этого количества  – семь тысяч тонн планировалось завезти автотранспортом с Зырянки.

Узкоколейка Таскан-Эльген-Уголь. Из архива П. Ю. Жданова.Узкоколейка Таскан – Эльген-Уголь. Из архива П.Ю. Жданова.

Железнодорожный парк Тасканского энергокомбината состоял из четырех паровозов — два серии «157» и два серии «К». Один из паровозов серии «К» выпуска 1898 года перекрыл все сроки эксплуатации и требовал капитального ремонта.

26 февраля 1948 года начальник энергокомбината Н.Я. Солтовец сообщал в СГПУ телефонограммой: «…Этот парк паровозов, учитывая ожидаемое улучшение в его работе, в 1948 году может перевезти угля максимум 115 тысяч тонн. 28 тысяч тонн должны быть доставлены дополнительными паровозами. Для этого нужен еще один паровоз, плюс замена старого новым…».

Также железная дорога испытывала недостаток и в железнодорожных вагонах. Для перевозки 143 тысяч тонн топлива требовалось 110 вагонов, в наличии же было всего 67.

Заправился чурками..Узкоколейная железная дорога Усть-Таскан – Эльген. На станции.

Неважно обстояли дела и с рабочими кадрами. В другой телефонограмме, адресованной начальнику СГПУ подполковнику А.Д. Туманову, говорится: «…Просим вашего распоряжения о переброске на ТЖД квалифицированного паровозного машиниста з/к Гаврилова Петра Григорьевича, ст. 135, срок три года, работающего на участке № 1 прииска «Спокойный» слесарем. ТЖД в настоящее время ощущает крайний недостаток паровозных мастеров…».

Увеличивался и подвижной состав железной дороги. По состоянию на 1952 год, по архивным данным, парк локомотивов состоял из восемнадцати паровозов серий: 157, 159, ГР-4 и ВП.

Но в первой половине пятидесятых годов из-за большой зольности эльгенского угля его завоз на ТЭС начал сокращаться.

Усть-Тасканская ТЭС, 60-е годы.Усть-Тасканская ТЭС, 60-е годы.

К этому времени уже было открыто Аркагалинское месторождение каменного угля, откуда и увеличился его завоз на электростанцию.

Не смотря на отдаленность нового месторождения и большими затратами на доставку топлива, изношенность механизмов и оборудования и высокую себестоимость вырабатываемой электроэнергии Усть-Тасканская ТЭС продолжала вырабатывать и отдавать в систему до 9 МВт электроэнергии и была закрыта (по словам старожилов) в конце 70-х годов ХХ века.

Последнее найденное упоминание о работе Усть-Тасканской ТЭС встречается в газете «Магаданская правда» от 8 января 1976 года: «Бригада под руководством В.Ф. Чуприна закончила сооружение ЛЭП мощностью 35 кВт Усть-Таскан – Эльген. Установлено свыше 70 опор и натянуто около 40 км проводов. Линия проложена от Усть-Тасканской электростанции к фермам и теплицам совхоза «Эльген»».   

Вот что рассказывает Анна Павловна Григорьева, прибывшая на Колыму полвека назад, прожившая в Усть-Таскане 42 года, а ныне живущая в селе Эльген: «…После освобождения из лагеря в 1952 году я устроилась на железную дорогу. Работала на станции Зеленый Мыс, это в 22 километрах от Усть-Таскана. Паровозы водой заправляла, пути обходила, в общем, за порядком следила.

Железнодорожники с детьми у состава.Узкоколейная железная дорога Усть-Таскан – Эльген-Уголь. Железнодорожники с детьми на фоне состава.

Тогда строго было, свои обязанности выполняли все. Станция Зеленый Мыс и разъезды всегда в порядке были, убранные. Строения хоть и маленькие, но аккуратные, любо посмотреть было. Тогда ведь к паровозам и пассажирский вагон прицепляли. Люди в Эльген-Уголь ездили, в Сеймчан в аэропорт… В 1956 году железную дорогу закрыли: уголь плохой пошел. У меня даже сохранился расчетный лист, — Анна Павловна показала мне его. Действительно, сокращена в связи с ликвидацией железнодорожного депо. — Потом в Усть-Таскан переселилась. Электростанция еще работала. Уголь на нее с Аркагалы возили… Картошку и капусту люди сажали здесь. Урожаи хорошие собирали до самого закрытия поселка. А в пятидесятых здесь овес и горох выращивали…».

Вместе с Усть-Тасканской железной дорогой в 1956 году был закрыты и ликвидированы станция и посёлок Эльген-Уголь. Также были закрыты шахты, в которых добывали бурый уголь Усть-Тасканской ТЭС.

Паровоз на железнодорожном мосту.

Узкоколейная железная дорога Усть-Таскан – Эльген. Паровоз на одном из мостов.

Усть-Тасканская электростанция вырабатывала электроэнергию до конца 70-х годов, отдавая в систему 9 МВт электроэнергии. После ликвидации энергокомбината здание бывшей электростанции переоборудовали под поселковую котельную.

По словам старожилов, саму железную дорогу разобрали после 1966 года, сегодня кое-где еще остались признаки ее существования.

На протяжении 17 лет по Усть-Тасканской железной дороге в Усть-Таскан перевозили бурый уголь, дрова, лес  и пассажиров.

В статье были использованы материалы Ивана Паникарова.

Один комментарий к “Тасканская узкоколейная железная дорога”

  1. “Железнодорожный парк Тасканского энергокомбината состоял из четырех паровозов — два серии «157» и два серии «К»”
    – По состоянию на 1952 год, по архивным данным, парк локомотивов состоял из восемнадцати паровозов серий: 157, 159, ГР-4 и ВП.

    И ещё: для лучшей наглядности, желательно выбрать такой фрагмент карты, чтобы он включал целиком места, где шла дорога, а то у вас отсутствует северо-восточная оконечность дороги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *