«На строительстве узкоколейной магистрали Хатыннах – совхоз «Мылга», – сообщала газета «Советская Колыма» от 22 августа 1939 года, – закончены изыскательские работы. Партия специалистов отдела капитального строительства СГПУ производит сейчас обработку материалов, собранных при изысканиях. По проекту узкоколейная ветка протяженностью 27 км, пройдет в 2,5 м над землей, что совершенно исключает возможность снежных заносов, которые так часты в Хатыннахской долине».
Существовавшая гужевая дорога на Мылгу проходила по болотистым местам. Летом здесь могли пройти только вьючные лошади, а зимой – трактора, и то при двойной тяге. Из-за отсутствия дорог совхоз «Мылга» с трудом реализовал свою продукцию. «Между тем прииска Севера могли бы получить от него продукты тысячами тонн. Это делает строительство дороги на Мылгу первоочередной задачей». Кроме этого, «здесь можно будет перевезти до тысячи кубических метров лесоматериалов. Лесные массивы будут также использованы для снабжения дровами как самого центра Севера – Хатыннах, так и ближайших приисков».
В январе 1940 года Отделу капитального строительства СГПУ было поручено проведение предварительных рекогносцировочных изысканий уже для подвесной монорельсовой железной дороги Хатыннах – совхоз «Мылга».
«2-ой строительный участок как самостоятельное предприятие выделен из СГПУ с 01. 01. 1940 года, – читаем в «Объяснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету 2-го строительного участка СГПУ за 1940 год», – для строительства однорельсовой подвесной железной дороги направлением Мылга – Хатыннах. Строительство производилось в период зимнего сезона 1940 года. В летнее время производились подготовительные работы. В 1-м квартале 2-й строительный участок имел свое лагерное подразделение. С 1-го апреля лагерное подразделение было расформировано и рабсила до конца года предоставлялась лагерными подразделениями совхоза «Мылга», за исключением вольнонаемного состава. Вольнонаемный состав направлялся ОКСом СГПУ». В конце 1940 года в связи с прокладкой автозимника Таскан – прииск «Нижний Ат-Урях» 2-ой строительный участок ОКСа СГПУ был ликвидирован.
Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук