Первомайский угольный район

Расположение Первомайского угольного района.

Расположение Первомайского угольного района.

Первомайский угольный район располагался на водоразделе трёх ключей: Обрывистый, Лесистый и Гипотетический.

С основной трассой угольный район был связан автомобильной грунтовой дорогой. Расстояние от района до 239 километра основной трассы составляло 18 километров.

С ноября по апрель район часто был отрезан от основных баз снабжения ввиду сильных ветров и больших снежных заносов.

Лесных массивов в районе практически не было. В зимнее время в районе источников воды не было. В качестве питьевой и технической воды использовался снег.

Уголь пласта Первомайского имел способность к самовозгоранию, на поверхности быстро разрушался от выветривания.

1939 год

О том, что в верховьях ручья Обрывистого (приток Гипотетического) есть уголь, стало известно в 1939 году, когда в этих местах геологом ЮГПУ В.А. Лаломовым были обнаружены пропластки угля.

1940 год

После закрытия разведки угля на ручье Черноозёрском в августе-октябре 1940 года, Черноозёрская поисковая партия проводила работы по поиску угля в притрассовой полосе от посёлка Чёрное Озеро до посёлка Мякит. Партией было подтверждено присутствие угля в истоках ручья Обрывистого. 

В связи с отъездом И.И. Шкреда на «материк», полевые материалы партии обработали геологи К.И. Ней и В.Г. Алексеев в камеральный период 1941—1942 годов, будучи уже в Хасыне.

1942 год

В 1942 году геологом Филимоновым с Гипотетического был привезён кусок угля. Необходимо было проследить выход угольного пласта на поверхность, дать точные данные по залеганию. К решению этой задачи осенью 1942 года приступил оловорудный «Хетинский разведрайон» ЮГПУ, начавший проводить поисково-разведочные работы на уголь у истоков ручья Обрывистого.

1943 год

Извилистый путь геологоразведки

Приказом № 72 по ГУСДС от 22 февраля 1943 года в целях скорейшего выяснения промышленной ценности месторождения бурого угля на ключе Гипотетическом, учитывая особую важность задачи по обеспечению топливом Хетинского района, начальнику геологоразведочного Отдела Южного горнопромышленного Управления (ЮГПУ) Алискерову предписывалось всемерно форсировать разведочные работы на уголь в районе.

Этим же приказом было предписано одновременно с канавными работами начать подготовительные работы для бурения скважин колонкового бурения, для чего не позднее 1 марта 1943 года забросить на ключ Гипотетический 1 буровой станок КА-300, вместе с буровой бригадой.

К 1 маю 1943 года начальник геологоразведочного отдела ЮГПУ Алискеров и главный геолог Дальстроя Карпов должны были представить заключение о предварительной промышленной оценки месторождения и свои соображения о дальнейшей разведке его.

30 апреля 1943 года угольная разведка (начальник Кучеров) подсекла новый пласт по другому склону сопки со стороны ключа Лесистого. Разведчики начали бить новые шурфы.

Вход в одну из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Вход в одну из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

1 мая 1943 года был вскрыт пласт угля более чем метровой мощности, получивший название в честь праздника — «Первомайский». Это же название получило и месторождение. Хотя в течение нескольких лет в периодических изданиях можно было встретить и другое название — «Гипотетический» (по имени ручья).

Район залегания угля был чрезвычайно благоприятен — недалеко от центральной трассы, в центре Хетинского горнопромышленного комбината. Разведчиками было заложено сразу две штольни.

Так оценивал ход проведения разведки и её перспективы в июне 1943 года старший геолог разведрайона Шевкаленко: «Новые данные об угольных пластах, полученные разведчиками, позволяют делать положительные заключения. Уголь прослежен по обоим склонам сопки. Кроме того, выявлены высыпки угля и на других участках, тянущихся от сопки Угольной на север. Дано задание провести топографическую съёмку всего района.

Сопка расположена недалеко от центральной трассы. Однако разработка месторождения будет связана с известными трудностями из-за отсутствия вблизи лесных массивов.

Сейчас в район направлено необходимое оборудование для производства глубокого бурения».

С точки зрения геологоразведки и журналистов дела на Гипотетическом обстояли превосходно, по крайней мере, именно такие выводы можно было сделать из заметок в «Советской Колыме»: «Было развёрнуто интенсивное исследование с использованием колонкового бурения. К месту работ было доставлено необходимое оборудование. Скважина была заложена на расстояния 450 метров от выхода пласта поверхность. Уголь был обнаружен на глубине 70—80 метров. После проведения экспертизы добытого угля с найденным на поверхности был сделан вывод об их однородности. Пользуясь данными бурения, геологи произвели подсчёт запасов. Уже первые данные оказались внушительными — угля хватало не только для полного удовлетворения нужд близлежащих предприятий автотранспорта и Хетинского узла, но и создавалась база для строительства крупной электростанции.

Внимание геологов привлекли и прилегающие районы. Удалось установить, что угленосная продуктивная толща продолжается на север.

За ударный труд по разведке месторождения руководством были отмечены начальник участка Кучеров, мастер Денисов, буровые мастера Сердюк, Киселёв и Логинов».

Склоны горы Угольной. Первомайский угольный район. 2020 год.

Склоны горы Угольной. Первомайский угольный район. 2020 год.

Однако, по мнению руководства Дальстроя, настоящее положение дел на Гипотетическом не совпадало с победными реляциями в газете. 

В приказе № 364 по ГУСДС от 3 июня 1943 года говорилось о необходимости форсировать разведку угольного месторождения на ключе Гипотетический. Однако разведка угольного месторождения так и не смогла получить должного внимания со стороны руководства ЮГПУ. Геологоразведочный отдел ЮГПУ был больше озабочен поисками и разведкой месторождений золота и олова, разведка угля оставалась в роли падчерицы.

В своём интервью в конце августа 1943 года газете «Советская Колыма» от 25 августа 1943 года заместитель начальника Геологоразведочного управления Дальстроя А. Каминский говорил: «Разведка месторождения угля на ключе Гипотетическом, имеющем весьма важное значение для разрешения топливной проблемы Хетинского узла, тоже ведётся весьма медленно. План разведочных работ по поверхностным выработкам и бурению скважин систематически не выполняется.

Объясняется это тем, что начальник геологоразведочного отдела Южного управления Алискеров и главный геолог Скорняков не уделяют должного внимания разведкам на уголь и стройматериалы. Рабочими разведка не доукомплектована. Вместо необходимых 60 человек заняты З5–40. Бурение скважин проводится одним станком, а второй бездействует из-за необеспеченности его запасными частями и инструментом.

Между тем геологи и разведчики Юга имеют все возможности усилить темпы работ на Днепровском и Гипотетическом». 

Окрестности у горы Угольная. Первомайский угольный район. 2020 год.

Окрестности у горы Угольная. Первомайский угольный район. 2020 год.

В начале августа 1943 года требования приказа № 364 от 3 июня 1943 года выполнены не были. Необходимые для получения промышленных запасов буровые работы и проходка поверхностных выработок резко отставали от плана и тем более от оперативного задания приказа № 364.

В результате такого отставания разведки на середину августа 1943 года не было ясного представления ни о количестве пластов угля на месторождении, ни об их распространении под базальтами, не были составлены нормальные и геологические разрезы по отдельным разведочным линиям. Разведка на соответствующие полезные ископаемые литогели и аргиллиты не велась совершенно, руководитель геологоразведочного отдела ЮГПУ Алискеров и главный геолог Скорняков самоустранились от разведочных работ на уголь в районе ручья Гипотетической и никакой помощи разведочному участку не оказывали.

Как закономерный результат 11 августа 1943 года был подписан приказ № 434 по ГУСДС, где говорилось о передаче угольной разведки месторождения на ручье Гипотетическом из ведения ЮГПУ под управление Дальстройугля. Тем же приказом разведке передавался трактор с запчастями, 5 лошадей и 30 рабочих из УАТ.

(Можно сказать, что передача углеразведки в ведение профильное предприятие сыграло положительную роль — О.В.)

Разведка в августе 1943 года велась в основном на пластах «Штольневый» и «Первомайский».

В августе 1943 года был образован эксплуатационный угольный участок УАТ, который занимался добычей угля для нужд посёлка Атка. 

Одна из штолен Первомайского угольного района. 2020 год.

Одна из штолен Первомайского угольного района. 2020 год.

К началу сентября 1943 года силами разведочно-эксплуатационного участка под руководством Грязнова были заготовлены первые 200 тонн угля, предназначенного для отправки в Магадан. Добыча угля производилась под руководством геологов Родионова и Семейкина, за досрочное выполнение плана были отмечены забойщики-стахановцы Бекмухаметов, Жигулин, Иващенко, Кашаев и другие.

Хетинская паротурбинная

Почему под таким пристальным вниманием руководства Дальстроя оказалась разведка Первомайского? Одним из факторов стало решение о проектировании и строительстве Хетинской паротурбинной электростанции. Об этом говорилось в приказе № 484 по ГУСДС от 6 сентября 1943 года. 

В приказе шла речь о строительстве первой очереди Хетинской паротурбинной электростанции для обеспечения электроэнергией Хетинского и Днепровского комбината. Электростанцию планировалось построить в устье ручья Гипотетический. На электростанции планировалось поставить 3 турбины, каждая по 1 000 кВт. Как раз её, согласно плану, и должен был снабжать углём Первомайский угольный район. Планам этим было не суждено сбыться из-за ликвидации Хетинского комбината, консервации рудника «Хета» и фабрики № 5, рудника «Днепровский» и фабрики № 8. После ликвидации ЮГПУ, к этому проекту уже не возвращались.

Судьбоносный сентябрь

В сентябре 1943 года, согласно приказу № 483 по ГУСДС от 6 сентября 1943 года, в Первомайском угольном районе организуется лагерное подразделение в составе лагерей ЮГПУ. Основной рабочей силой Первомайского угольного района были заключённые.

По результатам проведённой разведки приказом № 501 по ГУСДС от 11 сентября 1943 года на базе Первомайского разведрайона Дальстройугля и эксплуатационного угольного участка УАТ был организован Первомайский угольный район. Начальником Первомайского угольного района был назначен Барянцев В.И.

Начальнику УАТ Маркову предписывалось передать управлению Дальстройугля Первомайский угольный участок со всей рабочей силой, оборудованием и материалами по состоянию на 10 сентября 1943 года. Также дополнительно было приказано передать в угольный район к 15 сентября дополнительно ещё 50 заключённых.

Директору Оротуканского завода Каралефтерову было приказано к 15 сентября передать в Первомайский угольный район 100 заключённых с Запятой.

План добычи товарного угля на сентябрь 1943 года был установлен в 400 тонн, октябрь 1 500 тонн, ноябрь — 2 000 тонн и декабрь 2 000 тонн.

Начальнику Управления связи Прутковскому было дано поручение в срок до 1 ноября 1943 года построить и сдать в эксплуатацию телефонную линию с угольным районом.

В сентябре ожидалось прибытие в Первомайский угольный район последней на 1943 год партии людей и грузов. Угольщики должны были получить всё необходимое для успешного проведения работ в зимний период и выполнения плана.

Дорога к Первомайскому угольному району.

Дорога к Первомайскому угольному району.

Эх, дороги…

Строительство дороги от трассы к месторождению летом 1943 года велось силами УАТа необходимо было обеспечить вывоз добытого угля с угольного участка УАТ в посёлок Атка. 

На месте вьючной тропы,  где ещё недавно преодолевая многочисленные броды, проходили тракторы, укладывалось полотно дороги, которое, изогнувшись серпантином, вырывалось на вершину сопок. 

Согласно приказу № 501 по ГУСДС от 11 сентября 1943 года, строительство дороги до угольного месторождения было передано из УАТ в Управления шоссейных дорог (УШОСДОР). Начальнику УШОСДОРа Лазареву было поручено дать проезд от трассы к месторождению к 1 октября 1943 года, а улучшенную дорогу закончить к 1 ноября 1943 года.

В результате к октябрю 1943 года дорога от центральной трассы до шахт Первомайского угольного района была достроена, но и к середине октября 1943 года вопрос о вывозке первомайского угля потребителям решён не был. Управление шоссейных дорог не спешило выполнять вторую часть приказа, о сдаче улучшенной дороги к 1 ноября 1943 года.

Разрушенный мост по дороге на Первомайский угольный район. 2020 год

Разрушенный мост по дороге на Первомайский угольный район. 2020 год.

Ситуация с дорогой только усугублялась — в результате безнадзорности начала приходить в негодность и та часть трассы, которую строило Управление автотранспорта. Во время паводков были разрушены два моста, которые восстановлены не были, в результате чего вывоз угля был затруднён.

Снова о разведке

Между тем работа геологоразведки Дальстройугля в Первомайском угольном районе высокими темпами не отличалась. Для перевода запасов угля в более высокую категорию необходимо было пройти по пласту Первомайскому около полутора десятка метров, чтобы проверить возможность залегания нового пласта. Сделано этого не было, несмотря на то, что у геологов было в наличии необходимое для этого оборудование. Не получили должного развития и эксплуатационные работы по добыче угля.

Очередное переподчинение

Посчитав, что угольщики не в состоянии довести углеразведку месторождения до логического завершения, организовать добычу угля и выполнение плана, руководство Дальстроя в декабре 1943 года передаёт Первомайский угольный район из Дальстройугля в ведение УАТ. Логически трудно объяснимое решение, но в Дальстрое и не такое случалось.

1944 год

Зима и дорожники. Неравная схватка

Зима 1943-44 годов стала настоящим испытанием для дорожников, обслуживавших дорогу до Колымской трассы. Те, кому хоть раз довелось проехать по ней, могут легко представить, что может здесь натворить один хороший снегопад или метель, учитывая особенности рельефа местности.

В принципе именно так и произошло: каждый снежный «каприз» колымской зимы приводил к полной остановке движения по дороге на неопределённое время. Стоило дорожникам расчистить дорогу и дать проезд машинам, как всё повторялось вновь.

Дорога на Первомайский угольный район проходит по берегам ручья Гипотетический. 2020 год.

Дорога на Первомайский угольный район проходит по берегам ручья Гипотетический. 2020 год.

Здраво оценив ситуацию, руководство Дальстроя в феврале 1944 года приказало прекратить вывоз угля с Первомайского месторождения и эксплуатацию автопроезда временно приостановить. Рабочая сила УШОСДОРа была переброшена на строительство других автозимников.

Впоследствии, особенности вывоза угля в зимний период с Первомайского месторождения были учтены в планах работы угольного района.

Передача в Дальстройуголь

К марту 1944 года стало ясно, что руководство УАТ с задачей развития добычи угля в Первомайском районе не справилось. В целях быстрейшего развития работ по добыче угля было принято решение передать угольный район из подчинения УАТ в ведение Дальстройугля с 10 марта 1944 года, о чём было сказано в приказе № 98 по ГУСДС от 7 марта 1944 года.

Начальнику УАТ Маркову предписывалось передать Дальстройуглю всё оборудование, как полученное во время приёмки района от Дальстройугля в декабре 1943 года, так и полученное для Угольного района с декабря 1943 года по день передачи. Речь, в частности, касалась двух тракторов импортного производства, двух тракторов СТЗ-НАТИ и двух автомашин ЗИС-5 в рабочем состоянии. Начальнику УАТ было дано указание довести к моменту передачи списочный состав Первомайского угольного района до 175 человек, укомплектовав физически здоровой, годной для подземных работ, рабочей силой.

Начальнику Дальстройугля Пшеничникову вменялось принять необходимые меры к форсированию горных и разведочных работ по Первомайскому угольному району, с целью обеспечения в ближайшее время ежесуточной добычи 100 тонн угля.

Начальнику Управления шоссейных дорог Лазареву было приказано с 15 марта 1944 года открыть автопроезд на Первомайский угольный район и содержать его в проезжем состоянии для нормального вывоза угля из района.

Топливный кризис на Атке

В зиму 1943-44 годов посёлок Атка и автобаза № 2 испытывали большое напряжение с топливом. Несмотря на то, что в течение зимы УШОСДОР несколько раз открывал дорогу в Первомайский угольный район для вывоза угля, уголь вывезен 2-й автобазой не был, исключительно благодаря беспечности руководителей автобазы № 2 и отсутствия контроля со стороны начальника УАТ за выполнением этого мероприятия.

В результате на Атке в топках сжигали древесину, предназначенную для чурки, создавая тем самым угрозу оставления автобазы в период распутицы без топлива для газгенов. 

В создавшейся ситуации руководством Дальстроя было подписано распоряжение № 183 от 29 марта 1944 года, в котором были перечислены необходимые меры и сроки их выполнения для преодоления топливного кризиса.

Начальнику УШОСДОРа Лазареву было приказано дать проезд на шахту «Первомайская», обеспечивающий бесперебойную работу машин к 5 апреля 1944 года.

Начальнику автобазы № 2 с 5 по 15 апреля, в течение 10-ти дней вывезти с шахты «Первомайская» до основной трассы не менее 1 000 тонн угля, для чего выделить специальную колонну машин, обеспечить достаточным количеством грузчиков разгрузку угля у основной трассы и выделить руководителя колонны, способного обеспечить выполнение указанного задания в срок.

Начальнику Черноозёрского ДЭУ Ионову лично сдать, а начальнику автобазы № 2 Малинину лично принять 4 апреля качество проезда на шахту «Первомайская» с тем, чтобы не было никаких ссылок на плохое качество подъездов к углю и всей дороги в целом.

Начальнику УАТ Маркову лично проследить затем, чтобы с 5 апреля началась вывозка угля — не менее 100 тонн в сутки. Начиная с 5 апреля ежедневно, в суточном рапорте работы УАТа указывать количество угля, вывезенного с шахты «Первомайская» на основную трассу.

Начиная с 6 апреля, под личную ответственность начальника автобазы № 2 Малинина, категорически было запрещено расходовать древесину для отопления котельных и промышленных печей на автобазе. 

Итоги года

При подведении итогов работы Дальстройуглём за 1944 год было объявлено, что Первомайский угольный район впервые с момента образования выполнил план на 130%. В общей сложности на Первомайском в 1944 году было добыто около 12 300 тонн угля.

1945 год

В Докладе (объяснительной записке) к бухгалтерскому отчёту по основной деятельности управления Дальстройуголь за 1944 год по состоянию на 1 января 1945 года говорится о том, что Первомайский (ЮГПУ) входит самостоятельным угольным районом в состав управления Дальстройуголь и имеет собственный ОЛП.

Разведка

Одновременно с добычей в Первомайском угольном районе продолжались работы по разведке месторождения. В 1945 году в районе Первомайского месторождения работала одноимённая ГРП с целью создания геологической основы масштаба 1:25000.

Репер на склоне горы Угольная. Первомайский угольный район. 2020 год.

Репер на склоне горы Угольная. Первомайский угольный район. 2020 год.

В состав партии входили: начальник партии А.И. Семейкин, прораб-геолог Н.А. Евик, завхоз А.К. Пересторонин, младший коллектор (из рабочих) И.С. Полбин. В результате проведённых работ была полностью оконтурена продуктивная угленосная толща месторождения.

Основные потребители

Согласно приказу руководства Дальстроя в 1945 году Первомайский угольный район должен был обеспечить углём все предприятия УАТ (Управления автотранспорта), включая Палатку и автобазу № 6. Для этого планировалось форсировать подготовительные работы на действующих шахтах и ускорить разведку северного крыла месторождения.

Угольная перевалбаза

Летом 1945 года в посёлке Атка была построена новая паротурбинная электростанция, которую углём должен был снабжать Первомайский угольный район.

Учитывая тот фактор, что проезд Первомайск — основная трасса был недоступен для большегрузных автомобилей из-за особенностей рельефа и климатических условий, силами автобазы № 2 (Атка) была построена перевалочная угольная база на 239-м километре центральной трассы.

Перевозка угля с Первомайского на перевалбазу осуществлялась на «Студебекерах» автобазы № 2 (Атка) круглосуточно. Расстояние от Первомайского до центральной трассы составляло 18 км.

Тяжелый тягач Diamond T980 на колымском тракте, 1946 годТяжёлый тягач Diamond T980 на Колымском тракте, 1946 год.

На перевалбазе специальными подъёмниками уголь подавался в огромные завалочные люки, из которых загружались идущие на Атку порожние «Даймонды». 

Топливный кризис в Магадане

С самого начала года из-за недопоставок угольными районами в городе складывалась критическая ситуация с топливом. Из-за неудовлетворительной работы угольщиков Хасына городской коммунальный отдел (горкоммунотдел) был вынужден вместо угля сжечь весь запас дров. Предотвратив размораживание городской отопительной системы и обеспечив служебные и жилые помещения полностью теплом, горкоммунотдел оказался в чрезвычайно тяжёлом положении.

При выполнении к 20 августа годового плана по вывозке дров на 90% фактически у котельных и на складе имелось мизерное количество топлива, которое нельзя даже назвать запасом, ибо его количество было равно месячной потребности только пищевых предприятий и индивидуального сектора. 

В июле из Аркагалинского угольного района в Магадан было завезено всего 150 тонн угля. В августе подвоз угля не улучшился, и создавшееся положение внушало серьёзную тревогу за подготовку к отопительному сезону.

Согласно приказу по Дальстрою № 404 в августе Магадан должен получить 4 500 тонн аркагалинского и 2 700 тонн хасынского угля. Несмотря на все усилия, ход завоза угля как с Хасына, так и с Аркагалы в конце августа всё так же внушал тревогу. 

Один из углеспусков от штольни до погрузочного бункера. Первомайский угольный район. 2020 год.

Один из углеспусков от штольни до погрузочного бункера. Первомайский угольный район. 2020 год.

Для выправления ситуации с топливом было принято решение о поставках угля в Магадан с Первомайского угольного района.

Руководители автобазы № 2 получили задание отправить с 20 сентября по 1 октября 1 000 тонн угля для предприятий Магадана, но к концу поставленного срока отравили только 500 тонн.

Видимо, по поводу поставок угля в Магадан из Первомайского района у начальника УАТ Маркова было своё мнение. Несмотря на неоднократные указания со стороны Главного управления, разнарядка на завоз в 1945 году угля в Магадан не выполнялась.

На перевалбазе 239 километра были запасы первомайского угля, но отгружать его в Магадан не спешили, так как на это не было распоряжения руководства УАТ.

Вывоз угля

К осени 1945 года положение дел оставалось очень напряжённым. Усугублял происходящее и тот факт, что добытый уголь можно было вывезти с Первомайского потребителям только до конца октября, когда дорога Первомайск — Колымская трасса полностью скрывалась под снегом.

Для перевозки угля из Первомайского района до перевалочной базы автобаза № 2 (Атка) выделила 12 машин, из которых работали на перевозке угля только семь.

Шоферам было категорически запрещено приезжать в Атку в течение суток. Это время они должны отдыхать в кабинах, питаться чем попало, для них не было создано никаких условий. Палатка, поставленная на перевалочной базе для грузчиков и водителей, развалилась ещё осенью, новое помещение было грязное и неуютное. Трактор электростанции, установленный для подъёма скипа на механической разгрузке, замёрз, как только наступили первые холода.

220 тонн угля по плану должны были каждые сутки перевозить машины на перевалбазу, перевозили же не более 70—80 тонн. И лишь в «рекордные» дни (14 сентября) перевозка достигла 135 тонн. На погрузке и разгрузке угля машины не задерживались, но дорогу в 18 километров проходили за 7—8 часов. Шофер Чеверьча 18 сентября погрузил машину в 9 часов 50 минут, а на разгрузку приехал в 16 часов, водитель Ребец проделал рейс за 7 с лишним часов. Никакого контроля за движением автомашин на этом участке не осуществлялось.

Первый звоночек о необходимости форсировать добычу и вывоз угля прозвенел в конце сентября 1945 года, когда дорога Первомайский — Колымская трасса была переметена снежными заносами, и в течение четырёх суток по дороге не могла пройти ни одна машина.

По дороге на Первомайский угольный район. 2020 год.

По дороге на Первомайский угольный район. 2020 год.

Второй дорожно-эксплуатационный участок (начальник Шмарголин) получил задание подготовить дорогу к зимней эксплуатации. Но к выполнению этого задания дорожники приступили лишь в двадцатых числах сентября. Рабочие выкопали ямки для кольев снегозащиты на протяжении одного километра, но снег, не спрашивая разрешения у дорожников, засыпал их. Колья для снегозащиты заготовлены были в самом незначительном количестве.

Заморозки и приближающиеся холода также вносили коррективы в количество доступного для перевозки угля. Небольшой запас угля (2 900 тонн), имевшийся в отвалах района, содержал в своём составе вязкий, глинистый литогель, который связал уголь в плотную массу, покрытую твёрдой коркой льда. Стоило ударить морозам и этот уголь пришлось бы брать только с помощью взрывчатки.

Добыча угля

Руководители угольного района так были уверены в том, что автотранспорт не увеличит темпов отгрузки и не торопились с добычей угля. 24 сентября горняки выдали на-гора 60 тонн угля вместо 138 тонн по плану. Начальник шахты Нестеренко накануне не подготовил вторую южную лаву, а третью лаву, где по его плану должны были работать забойщики, подвалило на расстоянии 10 метров, других подготовленных забоев не было. Всё это привело к снижению добычи угля. 

Останки мастерской у одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Останки мастерской у одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Полное пренебрежение горно-подготовительными работами ежедневно уменьшало фронт работы. Создавалась угроза, что через месяц-два работа в части лав может совсем прекратиться. Очистные выработки закреплены не были, что могло привести к обвалу.

Неладно было и с трудовой дисциплиной у угольщиков. Ежедневные прогулы десятками человек становились нормой. Прогульщики целый день стояли в очереди у кабинета начальника района, выпрашивая у него записку в столовую.

Начальник района Тугаев иногда часами убеждал прогульщиков приступить к работе. Эти беседы заканчивались тем, что начальник района выписывал питание, а прогульщик писал обязательство, что он в ближайшее время «перестроится» и приступит к работе.

Вот одно из обязательств прогульщиков: «Я, прогульщик Оленин, обязуюсь работать без прогулов. Два прогула, что я сделал, я отработаю. В дальнейшем не сделаю ни одного прогула. В чём даю расписку». На следующий день Оленин на работу не вышел, но зато у начальника района осталось лишнее письменное заверение.

Способствовал ослаблению трудовой дисциплины и фельдшер Сенцов, покрывая симулянтов и прогульщиков.

Аврал

25 и 26 сентября вторая автобаза выделила большое количество машин для перевозки угля из Первомайского района на перевалочную базу 239-го километра. К этому угольщики не были готовы, и машины подолгу простаивали под погрузкой.

Одно из мест добычи угля в Первомайском угольном районе. 2020 год.

Одно из мест добычи угля в Первомайском угольном районе. 2020 год.

Вместо того чтобы увеличить количество людей на погрузке, в ночь на 26 сентября на этой работе в районе был занят всего лишь один человек. С 8 часов утра выделили ещё одного. А с 6 до 8 часов утра вообще никакой погрузки не производилось, так как в это время электростанция останавливалась для осмотра, на который в сутки затрачивалось 4 часа. Во время такого осмотра в районе скопливалось до 10 автомобилей.

В результате каждая машина 26 сентября простояла в ожидании погрузки в общей сложности 4 часа.

Двухсотники

Несмотря на неутешительное положение дел с добычей угля, в коллективе угольщиков были свои стахановцы и двухсотники.

Так бурщики Первомайского угольного района Туев и Тарасов, работая электросвёрлами «ДС-2», выбуривали 180—200 погонных метров за смену. Включившись в предоктябрьское социалистическое соревнование, они стали двухсотниками.

Не отставали и забойщики шахты № 4 Прокопенко, Кубрак и Рубцов. Ежемесячно их показатели превышали 200%. Каждый двухсотник зарабатывал от 80 до 100 рублей за смену.

Итоги года

В 1945 году в Первомайском угольном районе было добыто 21 000 тонн угля.

1946 год

В 1946 году начальником Первомайского угольного района был Шилов, председатель шахткома — Маевский.

Уголь для Атки

Необходимость в первомайском угле для посёлка Атка и автобазы № 2 была очевидна, так как рядом не было лесных массивов, да и сжигание угля обходилось в несколько раз дешевле, чем использование дров.

Одна из штолен Первомайского угольного района. 2020 год.

Одна из штолен Первомайского угольного района. 2020 год.

Как показала практика, первомайский уголь по качеству вполне обеспечивает топливные установки автобазы, в том числе паротурбинную электростанцию, которая работает исключительно на этом угле.

Но Первомайский угольный район каждый год подводил автотранспортников, не выполняя установленных ему плановых заданий. Особенно угрожающее положение с добычей угля сложилось в 1946 году, когда угольщики обеспечивали не больше половины плановой потребности автобазы № 2. Это не могло не вызывать тревогу у автотранспортников, ибо только на одну паротурбинную электростанцию зимой требовалось не менее 10 000 тонн угля.

На справедливые претензии автотранспортников на проходившей в июне 1946 года четвёртой партийной конференции автотранспорта начальник района Шилов заверил, что район будет в числе передовых предприятий Колымы.

Угольщики заверяли о скором увеличении добычи угля, но практических мер к усилению добычных работ не предпринимали, прикрываясь всевозможными объективными причинами.

Помощь автобазы № 2

Автотранспортники по мере сил, чем могли, помогали угольщикам. В 1946 году силами автобазы № 2 было установлено полтора километра столбов для высоковольтной линии, автобаза дала для неё изоляторы и трансформатор. 

Уцелевшие столбы ЛЭП от электростанции до штолен. Первомайский угольный район.

Остатки ЛЭП от электростанции до штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Автотранспортники постоянно помогали угольщикам в срочном выполнении заказов, электротехнические мастерские производили ремонт генераторов.

На Первомайский силами автобазы также было перевезено здание конторы.

Инспекция управления автотранспорта

Осенью 1946 года в Первомайском угольном районе дважды побывали руководители УАТ, чтобы ознакомиться с положением дел в Первомайском, сделав при этом неутешительные выводы.

В своей работе угольщики сталкивались с большими трудностями — не хватало рабочей силы, уровень механизации был низким, жилищно-бытовые условия рабочих оставляли желать лучшего.

Всё это усугубляло расхлябанностью и отсутствием дисциплины в коллективе.

Работа в шахтах происходила в две смены. Дневная смена должна заканчивать работу в четыре часа дня, а люди уже в половине третьего разгуливали по посёлку, и шахты были пусты. По словам самих угольщиков, такое происходило практически ежедневно. С нарушителями дисциплины, пьяницами, дебоширами и хулиганами борьбы практически не велось.

На въезде в промзону Первомайского угольного района. 2020 год.

На въезде в промзону Первомайского угольного района. 2020 год.

Добыча угля производилась из двух шахт — №№ 4 и 7. В шахты проложены узкоколейки, но откатка угля на большой подъём производилась вручную.

Шахты сильно загазовывались, вентиляции не хватало. После взрывов, как правило, много времени затрачивалось на проветривание. Инспекция технического надзора Окружкома профсоюза весной предлагала установить два вентилятора, но и через полгода этого сделано не было.

Работы в шахте производились при свете коптилок. В штольнях отсутствовало крепление.

Добыча угля производилась небрежно, вместо обогащения угля его засоряли пустой породой.

Угольный район не имел своей механической базы — оборудования, станков. За каждым болтом или гайкой, было необходимо ехать за 50 километров на Атку.

Очень серьёзной проблемой было обеспечение местной электростанции и посёлка водой. Маленький ручей зимой вымерзал, и большое количество рабочих было занято оттайке снега.

Снова о дорогах…

Автомашины брали уголь прямо из тачки, да и то лишь тот, который добывался в шахте № 4. Около шахты № 7 лежало несколько сотен тонн угля, но дорога к этой шахте проходила через плывун, а дорожная дистанция, не имея достаточного количества рабочих, затягивало прокладку дороги. По словам десятника-дорожника Подколзина, чтобы обезопасить проезд на этом участке требовалось не менее 150 кубометров камня.По этой дороге автомашины вывозили уголь из бункеров. Первомайский угольный район. 2020 год.

По этой дороге автомашины вывозили уголь из бункеров. Первомайский угольный район. 2020 год.

Кроме того, не был построен погрузочный бункер. Начальник района Шилов говорил: «Пусть дорожники сделают подъезд, а бункер будет». Это заявление также вызывало сомнение, так как в районе практически не было строительных рабочих.

Вызывало опасение у автотранспортников и состояние дороги до трассы зимой. Хотя начальник Черноозёрского дорожно-эксплуатационного участка Воробьёв и заверял, что он будет держать дорогу в исправном состоянии, но это вызывало сомнения. В ноябре 1946 года дорожники так и не приступили к обустройству снегозащиты. На этот участок не выделялось и не предполагалось выделение никаких дорожных механизмов.

Тревожась за поставки угля, автотранспортники обращались и к начальнику Горного отдела Дальстроя Коль, который обещал принять меры, но пока положение не менялось.

Странную позицию занимал и Дальстройуголь. Не раз в угольный район приезжал начальник Дальстройугля Пахомов, но никаких улучшений после этих визитов не последовало. Приезжал и заместитель начальника Дальстройугля Силин, но также безрезультатно.

Итоги года

В 1946 году для Первомайского угольного района план по добыче угля составлял 40 000 тонн. Фактически было добыто всего лишь 18 400 тонн, или 46% от планового задания.

Отвалы пустой породы у штольни. Первомайский угольный район.

Отвалы пустой породы у штольни. Первомайский угольный район.

Себестоимость угля в 1946 году по плану должна была составить 65 рублей 54 копейки, но фактическая себестоимость 1 тонны угля была 105 рублей 09 копеек.

В качестве основных причин срыва плана добычи угля были озвучены следующие:

  1. Неукомплектованность рабочей силой — 60-68% от необходимого.
  2. Текучесть рабочей силы и её пониженная трудоспособность отрицательно сказались на производительности труда.
  3. Недостаток транспортных средств. Причём весь наличный парк автомашин и тракторов, помимо всего, работал неудовлетворительно в связи с отдалённостью. По этой причине был сорван план по заготовке и вывозке крепёжного леса, что, в свою очередь, отрицательно влияло на горнопроходческие работы и увеличение запасов угля.
  4. Перебои со снабжением техническими материалами и оборудованием.
  5. Отгрузка угля потребителям за 1946 год отставала от добычи, и это привело к затовариванию угля. Если на 1 января 1946 года на Первомайском оставалось не вывезено 5 118 тонн угля, то на 1 января 1947 года эта цифра уже составляла 5 915 тонн.

1948 год

В 1948 году Первомайский угольный район передан в подчинение автобазе № 2 (Атка) УАТ. Начальник Первомайского угольного района — Шилов.

Условия жизни

Несмотря на то, что к февралю многие шахтёры Первомайского угольного района работали, перевыполняя плановые задания на 120—125%, особой заботы со стороны руководителей района они чувствовали. Об этом писала в своей заметке от 8 февраля 1948 года газета «Советская Колыма»: «У нас вошла в систему задержка выдачи зарплаты. Январь уже прошёл, а у нас ещё за декабрь прошлого года зарплата не выдана. Мы не раз жаловались в группком Управления автотранспорта, который объединяет наш район, но мер никто не принял.

В общежитиях у нас грязно. Культурного обслуживания нет никакого. У нас нет ни радио, ни кино. Начальник района Шилов и председатель месткома Маевский остаются ко всему этому равнодушными.

В связи с задержкой выдачи зарплаты хлеб в магазине стали отпускать по талонам, которые выдаёт бухгалтерия. Это ли не грубейшее нарушение советских законов»?!

Весенние успехи

Первомайский угольный район длительное время не выполнял план добычи угля. Основными причинами отставания были частые перебои в работе электростанции, недостаток механизмов и рабочих. Но в начале 1948 года руководители Дальстройугля выделили району лебёдки, трос, победит, кабель, электролампы. После пуска в эксплуатацию дизеля электростанция начала работать почти бесперебойно. В район прибыла также большая группа горняков.

Бункер для погрузки угля у одной штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Бункер для погрузки угля у одной штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Когда северяне обратились к трудящимся Дальстроя с призывом досрочно закончить план первого квартала, шахтёры Первомайского угольного района также взяли на себя такое обязательство. Между коллективами шахт, смен, бригад развернулось социалистическое соревнование за перевыполнение норм. Бригады забойщиков боролись за сверхплановый уголь. Каждый день увеличивалось количество набойщиков, бурильщиков и откатчиков, перевыполняющих свои нормы. Так, забойщик Ануфриков, бурильщик Рубцов, откатчики Афанасьев, Бенкоченов и другие систематически выполняли по полторы нормы. Слесари, лебёдчики и электрики улучшили уход за механизмами, повысили качество ремонта. Это резко снизило простои оборудования из-за поломок.

В результате этих мероприятий коллектив медленно, но упорно набирал темпы в труде, и в феврале район покончил с отставанием — месячный план добычи угля был выполнен на 101%. Закрепив достигнутые успехи, в марте горняки добились новой победы: план двух декад выполнен на 128%, при производительности труда 112%.

Включившись в предмайское соревнование, шахтёры старались полностью использовать эти возможности и достойно встретить первомайский праздник. В районе организовывались две скоростные проходческие бригады, которые, форсируя прохождение подготовительных выработок, должны были расширить фронт очистных работ и дать возможность для увеличения добычи угля.

В результате план марта 1948 года был выполнен шахтёрами на 122%.

От слесаря до зам. начальника района по техническому руководству

Свой трудовой путь в Первомайском угольном районе Александр Харитонов начинал дежурным слесарем одной из шахт, за время работы проявил себя дисциплинированным и инициативным производственником. О том, как простой слесарь стал заместителем начальника района по техническому руководству, писала газета «Советская Колыма» в номере от 4 апреля 1948 года: «... На одном из производственных совещаний Александра Харитонова решили выдвинуть старшим механиком района. С первых дней Александр Харитонов энергично взялся за перестройку работы механической службы. Прежде всего он занялся вопросами расстановки рабочей силы, приведением в порядок шахтных агрегатов и механизмов, улучшением работы электростанции.

В этом разрушенном здании располагалась шахтная подстанция. Внутри сохранилась часть электрического оборудования. Первомайский угольный район. 2020 год.

В этом разрушенном здании располагалась шахтная подстанция. Внутри сохранилась часть электрического оборудования. Первомайский угольный район. 2020 год.

Электростанция часто работала с перебоями, что вело к простоям шахт. Харитонов выяснил причины непосильной работы электростанции. Общими усилиями всего коллектива эти причины были устранены.

Были приведены в надлежащий порядок вагонный парк и откаточные пути в шахтах.

От рядового слесаря до заместителя начальника района по техническому руководству — таков путь Александра Харитонова. Выдвинутый на ответственную руководящую работу, он хорошо справляется со своими обязанностями».

Выполнение плана

В апреле 1948 года план добычи угля Первомайским угольным районом был выполнен, но шахтёры допустили отставание по горно-подготовительным работам.

В дальнейшем коллектив шахтёров наращивал темпы добычи угля. Так, шахтёры под руководством горного мастера Григорьева ещё 12 июня рапортовали о выполнении на 100,1% июньского плана добычи угля. Эта победа достигнута благодаря высокой производительности труда коллектива, которая в июне превышала 130%.

Штольня № 8

Управление автотранспорта, снабжающееся углем из этого района, обратилось к коллективу шахтёров с просьбой дать транспортникам 15 тысяч тонн угля сверх плана, чтобы заменить им жидкое топливо.

Угольщики откликнулись на просьбу автотранспортников. Для увеличения добычи угля в июле 1948 года была заложена новая штольня № 8, где вели работы лучшие шахтёры-стахановцы.

Ударники августа

За ударную работу в августе 1948 года руководством района были отмечены стахановские звенья забойщиков. Звено забойщика Трубникова выполняло дневные задания не менее чем на 185%. Лучший бурильщик Первомайского угольного района Иван Тарасов давал ежедневную выработку не ниже 170%.

Осенние вопросы

К ноябрю 1948 года у Первомайского угольного района оставалось много нерешённых вопросов. Необходимо было и дальше наращивать добычу угля для обеспечения автобазы № 2 топливом на зиму.

Но без обеспечения необходимого количества рабочей силы это было нереальной задачей. Начальник Дальстроя издал приказ, согласно которому руководство УАТ должно было выделить в помощь шахтёрам рабочую силу. Начальник Управления автотранспорта, в свою очередь, издал приказ о мобилизации с автохозяйств 50 рабочих. Однако выполнять этот приказ никто не спешил…

Не менее важной задачей была прокладка дороги к новой штольне № 8. Расстояние было небольшое, но сложность заключается в том, что дорогу необходимо было прокладывать по распадкам и крутым холмам. Эта дорога была крайне необходима для транспортировки угля и для подвоза к штольне необходимого оборудования, строительного материала и крепёжного леса. Из-за отсутствия дороги добытый уголь из-за невозможности его транспортировки, складировался возле штольни. Прокладка дороги была поручена УШОСДОРУ, но к ноябрю 1948 года к решению этой задачи управление не приступило.

Бремсберг у штольни № 8. Первомайский угольный район. 2020 год.

Бремсберг у штольни № 8. Первомайский угольный район. 2020 год.

В Дальстройугле разработали вариант постройки небольшого крытого бремсберга с бункером для штольни № 8. Этот вариант в два раза сокращал путь от штольни до начала существующей дороги и кардинально мог решить не терпящий отлагательства вопрос.

Смена руководства

К ноябрю 1948 года Шилов был снят с должности начальника Первомайского угольного района, новым начальником был назначен И. Артёмов.

Смотр организации труда

В ноябре 1948 года коллектив шахтёров угольного района принял участие в смотре организации труда. В Первомайском угольном районе в связи со смотром многие рабочие совместили по две профессии. Профессию лебёдчиков шахтных уклонов оказалось возможным совместить с профессией плитовых, машинистов локомобилей — с профессией дежурных у щита, кочегаров — с зольщиками. Эта смогло высвободить порядка 10 человек.

Итоги года

За 1948 год в Первомайском угольном районе было добыто 2 380 тонн угля.

1949 год

Из паспорта района

Весной в руководство Первомайского угольного района входили:

  1. Начальник района — Артёмов И.В., 
  2. Старший маркшейдер Сударенко К.Х.
  3. Старший геолог Леонов И.Д.

Лучше всего о положении дел в Первомайском угольном районе на весну 1949 года может рассказать паспорт Первомайского угольного района от 10 марта 1949 года.

К весне 1949 года угольный район ежесуточно давал до 100 тонн угля.

В силу неблагоприятных природных условий до 1949 года район получал государственную дотацию и работал с большими убытками.

Сокращение штатов

Сильно был раздут штат. На 48 человек рабочих горняков приходилось 70 человек обслуживающего персонала, надзора и служащих. Только в 1949 году были ликвидированы все ненужные надстройки в управлении, и сокращены штаты до минимума. 

Показатели за 1 квартал

В результате показатели района стали выравниваться и за 1 квартал 1949 года район имел 78 000 рублей прибыли. За 3 месяца и 15 дней апреля был выполнен годовой план, за это время себестоимость тонны угля составила 77 рублей 05 копеек, вместо запланированных 90 рублей.

Производительность поднялась до 2,5 тонн, вместо плановых 1,93 тонны.

Основные штольни добычи

 В основном добыча угля велась в штольнях № 4 и № 8.

Главные подъёмы

Подъём из штольни № 4 производился с глубины 120 метров, тип подъёмной машины УСА-10. В час на поверхность поднималось 7,2 тонны, в сутки — 100 тонн. Использовались вагонетки типа «Анаконда» ёмкостью 0,5 тонны.

Шахтные и типа «Анаканонда» вагонетки возле одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Шахтные и типа «Анаконда» вагонетки возле одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Подъём из штольни № 8 производился с глубины 110 метров, тип подъёмной машины УСА-10. В час на поверхность поднималось 7,2 тонны, в сутки — 100 тонн. Использовались шахтные вагонетки ёмкостью в 1 тонну.

Вентиляция

Весной 1949 года все штольни и проходки проветривались естественным путём. Регулировка воздуха осуществлялась пятью вентиляционными дверями.

Освещение

Освещение в шахте осуществлялось аккумуляторными фонарями и лампами Вольфа. Стационарные точки освещения в шахте на 12 вольт. В распоряжении шахтёров было 60 аккумуляторных и 20 ламп Вольфа.

Электроснабжение

Электроснабжение шахты осуществлялось по ЛЭП 6 кВ от посёлка до шахтной подстанции.

Здесь располагалась подстанция штольни № 8. Первомайский угольный район. 2020 год.

Здесь располагалась подстанция штольни № 8. Первомайский угольный район. 2020 год.

Напряжение питания подземной сети — 380 вольт.

Обогащение угля

Установленный стандарт зольности для угля Первомайского месторождения был установлен 39–43%. В целях снижения зольности до установленного стандарта обогащение угля производилось в бункере и непосредственно в забоях. 

Штольня № 4

Штольня № 4 была введена в эксплуатацию в январе 1944 года. Годовая производительность по плану была установлена 25 000 тонн, фактически добывалось не более 23 819 тонн. Эксплуатировалась на протяжении четырёх лет. Завершение добычи угля планировалось в 1949 году.

Запасы угля на 1 января 1949 года составляли:

  • геологические — 320 000 тонн;
  • промышленные — 172 070 тонн.

Жёлоб для спуска угля и погрузочный бункер. Первомайский угольный район. 2020 год.

Жёлоб для спуска угля и погрузочный бункер. Первомайский угольный район. 2020 год.

Погрузка угля на автомашины из штольни № 4 производилась вручную по желобам. Уголь для погрузки складировался в открытом складе из двух секций, ёмкостью 90 тонн на склоне сопки Южной.

Инспекция Дальстроя и последствия

К осени добыча угля снизилась и для оценки состояние дел в Первомайском угольном районе была направлена комиссия Дальстроя. 

Обследованием угольных шахт Первомайского угольного района УАТа по состоянию на 1-е сентября 1949 года было установлено:

  • план добычи выполнен на 79,5%;
  • горнопроходческие работы 50,4%;
  • нарезные на 49,1%;
  • отгрузке угля потребителям на 79,4%.

Линия забоев состояла только из пяти подготовительных выработок общей длиной 40 метров, десятая южная лава, работавшая в августе, была завалена из-за полного отсутствия крепёжного леса. В районе, по тем же причинам состояние действующих горнопроходческих забоев было крайне неудовлетворительное.

Шахтное поле шахты № 4 оставалось неразведанным, предполагаемые сбросы уточнены не были, очистные забои останавливались, не доходя 3–4 метра до предполагаемого нарушения, и только в августе прошли предполагаемое нарушение, которого в действительности не оказалось.

Механизация процесса угледобычи была не организована, все горные выработки обуривались одним неисправным электросверлом.

Начальник автобазы № 2 Карпов был поставлен в известность о необходимости получения оборудования для Первомайского района, но должных мер для завоза в район не принял.

Район не был подготовлен к работе в зимних условиях: производственные здания и жилой фонд не были отремонтированы из-за отсутствия материалов и транспорта.

Начальник УАТа Марков, зная действительное положение дел, с оказанием району помощи не спешил и не обеспечил район потребным количеством рабочей силы, не завёз необходимого оборудования и материалов и не выделил для этого нужного транспорта.

По результатам работы комиссии был подписан приказ № 694 по ГУСДС от 23 сентября 1949 года «‎О состоянии горных работ Первомайского угольного района УАТа», котором детально были прописаны меры для исправления создавшегося положения и назначены ответственные лица.

Начальнику УАТа полковнику Маркову предписывалось обеспечить угольный район рабочей силой, получить в Колымснабе и доставить необходимое оборудование, рельсы и крепёжный лес. До 1 октября 1949 года обеспечить строящийся угольный бункер строительным лесом и закончить его строительство.Бункер у штольни № 8. Первомайский угольный район. 2020 год.

Бункер у штольни № 8. Первомайский угольный район. 2020 год.

Начальнику Колымснаба полковнику Усиевичу необходимо было отпустить Первомайскому угольному району необходимые материалы и оборудование. 

Начальнику «Углеразведки» старшему технику лейтенанту Попову требовалось организовать нормальное обслуживание Первомайского угольного района геологической службой.

Начальнику Первомайского угольного района Артёмову было приказано следующее:

  1. Обеспечить безусловное выполнение в 4-м квартале годового плана по угледобыче;
  2. Привести в соответствие с требованиями ПТЭ горные выработки и вести эксплуатацию строго по техническому проекту;
  3. Закончить подготовку производственных объектов и жилого фонда для нормальной работы в зимних условиях к 15-му октября 1949 года;
  4. Закончить строительство бункера на штольне № 8 к 1 ноября 1949 года.

1950 год

Где уголь, где литогель?

Несмотря на все указания и приказы руководства Дальстроя, положение дел в Первомайском угольном районе продолжало ухудшаться.

Так, план горно-подготовительных работ за первое полугодие 1950 г. выполнен на 28%, а за второй квартал — всего на 6%.

Предусмотренная промфинпланом угольного района добыча литогеля в 1950 году была пущена на самотёк.

Такая работа Первомайского угольного района создавала угрозу остановки работы автобазы № 2 (Атка) и вследствие отсутствия формовочных земель (литогель) — остановки литейных цехов заводов Дальстроя.

Фактически вся работа Первомайского угольного района в течение первого полугодия 1950 года была дезорганизована. Начальник Управления автотранспорта работами подведомственного ему угольного района не руководил и не контролировал. 

Остатки небольшого бресберга у одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Остатки небольшого бресберга у одной из штолен. Первомайский угольный район. 2020 год.

Необходимые мероприятия по исправлению ситуации были перечислены в приказе № 474 по ГУСДС от 14 июля 1950 года «О работе Первомайского угольного района».

Начальнику УАТа подполковнику Карпову под личную ответственность приказывалось немедленно организовать в Первомайском угольном районе работу по добыче литогеля и угля, а также выполнению плана горно-подготовительных работ. Для выполнения годового плана была установлена месячная добыча литогеля в количестве 100 тонн, начиная с июля.

Также подполковнику Карпову предписывалось проверить работу Первомайского угольного района, укомплектовать его рабочей силой, обеспечить необходимым оборудованием и материалами, для безусловного выполнения плана добычи угля и литогеля.

О принятых мерах было приказано доложить начальнику Дальстроя рапортом к 20 июля 1950 года.

Не обошлось и без «подарков» ответственным лицам…

За бесконтрольность работы подведомственного угольного района начальнику УАТ подполковнику Карпову было поставлено на вид.

За прекращение добычи литогеля в 1950 году, невыполнение плана горно-подготовительных работ и плана угледобычи в первом полугодии 1950 года начальнику Первомайского угольного района Артёмову был объявлен строгий выговор.

Гроза в августе

За прошедшие полтора месяца с момента выхода приказа № 474, существенных улучшений в работе Первомайского района так и не наступило. По результатам очередной проверки состояния работ в районе выходит приказ № 590 по ГУСДС от 31 августа 1950 года «О работе Первомайского угольного района УАТ».

В приказе говорилось о том, что при проверке работ в Первомайском угольном районе УАТ установлены грубые нарушения, допущенные в отработке шахт.

В штольне № 8 единственная северная лава № 3 была не закреплена, что привело к завалке лавы и полному отсутствию в ней очистных линий забоев.

Горно-подготовительные и нарезные работы, в районе не проводились, что создавало бесперспективность в работе и задерживало развитие угледобычи.

Регулярная добыча литогеля, несмотря на наличие подготовленного карьера, в районе так и не была организована.

По мнению руководства Дальстроя, такое положение дел было обусловлено попустительством, халатностью и невыполнением целого ряда специальных указаний и приказов ГУСДС со стороны начальника УАТ, начальника 2-й автобазы Малинина и руководителей района Артёмова и Садовникова. Что и привело к срыву установленного плана угледобычи районом.

У одной из штолен по добыче угля. Первомайский угольный район. 2020 год.

У одной из штолен по добыче угля. Первомайский угольный район. 2020 год.

За 7 месяцев 1950 года план добычи угля был выполнен только на 62,5%, по горно-подготовительным работам на 26% и по нарезным работам на 21%.

Согласно приказу, начальнику Первомайского угольного района Артёмову вменялось:

  • в кратчайший срок привести горные работы в полное соответствие с техпроектом;
  • немедленно приступить к форсированному выполнению горно-подготовительных и нарезных работ и обеспечить к 15 сентября 1950 года разрезку южной лавы № 2 штольни № 8 и к 1 ноября по штольне № 4;
  • организовать своими силами регулярную добычу литогеля в объёме, предусмотренном приказом № 474 от 14 июля 1950 года. 

Начальник 2-й автобазы Малинин должен был обеспечить Первомайский угольный район необходимым количеством крепёжного леса и создать переходящий месячный запас на шахтах.

Начальнику УАТа полковнику Маркову было приказано укомплектовать штат рабочих Первомайского района, доведя до планового количества к 15 сентября 1950 года, обеспечить получение на складах Колымснаба и доставку выделяемого оборудования и материалов.

Также в приказе № 590 была дана оценка старанию всех ответственных за работу Первомайского угольного района лиц.

Начальнику Первомайского угольного района Артёмову и начальнику участка Садовникову за нарушение технического проекта отработки месторождения и бездеятельность, повлёкшую срыв плана угледобычи, были объявлены строгие выговоры. Также, каждый из них получил предупреждение о том, что если в кратчайший срок работа района не будет выправлена, оба они будут привлечены к строгой ответственности.

Начальнику автобазы № 2 Малинину за отсутствие с его стороны контроля и допущение выявленных безобразий, творившихся в Первомайском угольном районе, объявили замечание.

1951 год

Смена руководства и последствия

К маю 1951 года со своей должности был снят Артёмов И.В., новым начальником Первомайского угольного района был назначен Лобачёв Г.И.

В Первомайском угольном районе весной 1951 года работали:

  • главный бухгалтер Исаев;
  • бухгалтер Роханов;
  • начальник участка Керницкий;
  • старший маркшейдер Супертова;
  • начальник планово-экономической части Мокин;
  • горные мастера Корж, Крученко и Мордовцев.

С точки зрения руководства Дальстроя, назначение на должность начальника района Лобачёва Г.И. должно было улучшить положение на отстающем по всем показателям районе. Возможно, где-то такая рокировка и приносила свои плоды, но в нашем случае было всё иначе.

Получив в своё подчинение угольный район, новый начальник вместо того, чтобы активно начать наводить порядок во вверенном ему участке работы, опустил руки и быстро пошёл по наклонной. Ну а Первомайский угольный район продолжил своё пике.

Практически все штольни, где когда-то добывался уголь, в настоящее время завалены. 2020 год.

Практически все штольни, где когда-то добывался уголь, в настоящее время завалены. 2020 год.

Подробности этой истории были изложены на страницах газеты «Советская Колыма» от 25 мая 1951 года: «У начальника Первомайского угольного района Георгия Ивановича Лобачева своеобразное понятие об авторитете руководителя предприятия. Он твёрдо убеждён, что его авторитет подорвали старший маркшейдер Супертова, главный бухгалтер Исаев, бухгалтер Роханов и некоторые другие работники района, которые часто критиковали стиль руководства Лобачева. Собственно говоря, даже нельзя сказать, что у Лобачева имеется какой-то стиль в работе. Постоянная пьянка, аморальные поступки, обман государства — вот далеко не полная характеристика деятельности начальника угольного района.

Будучи не особенно уверенным в своих силах, Лобачев по приходе на предприятие решил обзавестись другом, с которым можно было бы делить все радости и печали жизни.

Такого друга он нашёл в лице горного мастера Коржа, человека, не внушающего никакого доверия. Их сдружило чрезмерное пристрастие к спиртным напиткам.

Перепоручив руководство районом своему другу, Лобачев большую часть времени проводил за выпивкой. О производственных делах он узнавал от Коржа за рюмкой водки и тут же отдавал свои «распоряжения».

Прошло несколько месяцев. С каждым днём предприятие всё меньше выдавало угля. На автобазу № 2, в подчинении которой находится угольный район, стали поступать тревожные сигналы. Трудящиеся жаловались на низкую производительность труда, на грубость Лобачева и Коржа, сообщали факты нарушения советских законов. Казалось бы, к этим сигналам руководители автобазы должны были прислушаться, проверить состояние дел в районе и сделать соответствующие выводы в отношении Лобачева.

Ничего подобного не случилось. Правда, на предприятие срочно выехал заместитель начальника автобазы Медведев. Он отечески пожурил Лобачева и порекомендовал вести себя лучше. На том дело и кончилось.
«Сердечный подход» начальства Лобачев расценил по-своему. Он расширил круг друзей. Теперь наряду с Коржем в пьянках стали принимать участие начальник планово-экономической части Мокин, начальник участка Керницкий и другие ответственные работники.

Руководители предприятия стали показываться в нетрезвом виде даже на производственных совещаниях. Однажды горняки собрались, чтобы обсудить технический проект на 1951 год. На это серьёзное совещание Лобачев со своими друзьями явились пьяными и не могли связать двух слов. Совещание было отложено.

На предприятии расшаталась трудовая и производственная дисциплина. Угольный район оказался во власти организационной неразберихи и расхлябанности. Дело дошло до того, что из 12 сотрудников конторы на работу выходило 3—4 человека, а Лобачев и его друзья вообще не являлись на службу.

Примеру компании Лобачева последовали и некоторые другие командиры производства. Пользуясь бесконтрольностью, они самоустранились от борьбы за выполнение государственного плана. Добыча угля резко сократилась. Организацией труда перестали заниматься. Прогулы приняли массовый характер.

Беспорядки на предприятии вызвали справедливое возмущение трудящихся, горняки требовали создать условия для нормальной работы. И снова Лобачев нашёл выход из затруднительного положения. С его молчаливого согласия начальник планово-экономической части Мокин на скорую руку составил уникальные нормы выработок, по которым каждому рабочему обеспечивался высокий заработок, независимо от его производительности труда. Даже банщик, конюх и другие подсобные рабочие по нормам Монина ежемесячно зарабатывали по нескольку тысяч рублей. Не остался в обиде и домработник Лобачева. Его заботы о благополучии начальника предприятия аккуратно оформлялись нарядами за счёт основного производства.

Хозяйничанье Лобачева и его друзей не замедлило сказаться на производственной деятельности предприятия. План добычи угля в первом квартале был провален, а сверхплановые убытки составили 270 тысяч рублей. На предприятии зачастую проводились работы, которые не вызывались производственной необходимостью, а наоборот, влекли за собой систематическое невыполнение плана. Долгое время здесь применялась подноска угля вручную, в то время, когда имелась возможность механизировать этот участок работы. Позднее начались неоправданные переброски рельсового пути из штрека в штрек. Всё это делалось для повышения заработка горняков. Судьба же государственного плана руководителей не тревожила.

Одна из штолен по добыче угля. Первомайский угольный район. 2020 год.

Одна из штолен по добыче угля. Первомайский угольный район. 2020 год.

Маркшейдер тов. Супертова рассказывает:

— Рельсы у нас перетаскиваются с одной выработки в другую. Например, со штольни «Первый Север» их перебросили в штольню «Уклон». Через некоторое время рельсы снова перенесли в «Первый Север». Сейчас они установлены уже в четвёртой штольне.

Напрасно горные мастера Крученко и Мордовцев доказывали Лобачеву нецелесообразность этих работ.

— Я здесь хозяин. Ваше дело выполнять мои указания, — грубо оборвал их Лобачев.

Начальник предприятия на этом не ограничился. Вскоре Крученко получил административное взыскание, а затем был понижен в должности.

В угольном районе из рук вон плохо используется техника. Несколько месяцев лежит под открытым небом новый дорогостоящий скребковый транспортер. Некоторые его детали разбросаны по территории предприятия. Безответственное отношение к технике привело к серьёзной поломке на электростанции и нанесло предприятию большой ущерб.

Можно привести ещё много примеров, характеризующих состояние предприятия, но в этом нет необходимости. Вину за плохую работу района должны принять на себя руководителя автобазы № 2, а также управления и политотдела автотранспорта, которые совершенно не уделяли внимания предприятию, не интересовались состоянием дел в угольном районе.
Лобачева и его друзей необходимо немедленно привлечь к строжайшей ответственности за развал работы предприятия, за разбазаривание государственных средств».

По итогам года

За 1951 года на Первомайском угольном месторождении было добыто 13 100 тонн угля. Фактическая себестоимость 1 тонны угля составила 201 рубль 88 копеек.

1952 год

Геологоразведка на Первомайском

В начале 1952 году геологоразведочные работы на Первомайском велись силами Днепровского разведрайона Сеймчанского райГРУ.

К этому времени на Первомайском силами геологов был построены рубленый барак на 16 человек и конторка начальника участка, оба помещения были оштукатурены.

На участок завезли буровое оборудование, за исключением труб и штанг. В распоряжении геологов имелся трактор НАТИ, который на 3 февраля 1952 года проходил ремонт в реммастерских посёлка Атка.

Списочный состав участка составлял 11 человек, вместе со старшим бурмастером.

На февраль 1952 года была построена на 40% буровая вышка.

Для осуществления проекта по участку Первомайскому геологи просили дополнительно выделить:

  •  35–40 вольнонаёмных рабочих;
  •  одну автомашину;
  • 3–4 квалифицированных буровых мастеров.

Передача района

К осени 1952 года было понятно, что руководство УАТа было не в состоянии организовать добычу угля на Первомайском месторождении и справиться с поставленными планами. В результате 30 августа 1952 года выходит приказ № 775 по ГУСДС, согласно которому Первомайский угольный район был передан от автобазы № 2 УАТ в управление Дальстройуголь.

По итогам года

Согласно плану, Первомайскому угольному району в 1952 году необходимо было добыть 30 000 тонн угля, фактически добыто было всего лишь 13 200 тонн угля или 43,9% от планового задания.

По плану горнопроходческими работами предстояло пройти 1 600 погонных метров, по факту пройдено 368 погонных метров, или 23% от плана.

Полная себестоимость всей товарной продукции была составить 1 344 тысячи рублей, фактически — 1 927 тысячи рублей, с удорожанием на 6 798 тысячи рублей.

Плановая себестоимость 1 тонны угля составляла 90 рублей за тонну, по факту — 135 рублей 70 копеек.

Остатки нереализованного угля составили 198 тонн, из-за высокой себестоимости и низкого качества угля.

1953 год

О рабочей силе

На начало 1953 года основную рабочую силу Первомайского угольного района составляли заключённые лагеря усиленного режима при угольном районе.

Вид на ОЛП «Первомайский» с сопки Угольной.

Вид на ОЛП «Первомайский» с сопки Угольной.

8 января 1953 года был подписан приказ № 010 по ГУСДС о ликвидации ОЛП на Первомайском и вывозе контингента по другим лагерям. Этим приказом подразумевалась замена рабочей силы с заключённых на вольнонаёмных.

Но уже к февралю 1953 года заместитель начальника Дальстроя, генерал-лейтенант Жуков своим письмом № 14/55 — 7/2340 от 7 февраля 1953 года поставил в известность управление Дальстройуголь и начальника управления автотранспорта Толкачёва о том, что по решению руководства Дальстроя лагерь усиленного режима при Первомайском угольном районе не вывозится, как было предусмотрено приказом начальника Дальстроя № 010 от 8 января 1953 года, а остаётся, и только незначительная часть уголовно-бандитствующего контингента будет переведена в другие лагподразделения.

В своём письме от 17 февраля 1953 года в адрес начальника Дальстроя Митракова  начальник Дальстройугля Кукин указывал ряд причин, по которым решение оставить и расширить лагерь усиленного режима на Первомайском не принесло бы увеличение добычи угля. Приведём некоторые из них.

Уцелевшее проволочное заграждение по периметру ОЛП «Первомайский».

Уцелевшее проволочное заграждение по периметру ОЛП «Первомайский».

Среднегодовой вывод заключённых на работу по плану 1953 года должен составить 82 человека, в том числе в забойную группу — 57 человек, при выполнении технических норм выработки на 107%.

Контингент заключенных в лагере усиленного режима в Первомайском угольном районе, работать отказывался, выполняя технические нормы всего лишь на 30%, не поддавался никакому воздействию со стороны работников режима и ППЧ.

В свете выполнения директивного письма и.о. начальника Дальстроя инженер-полковника Чугуева № 10 от 10.1.1953 года увеличивать состав лагеря усиленного режима в Первомайском угольном районе было бесполезно, из-за невозможности использовать его на работах.

Из текста письма Кукина: «Ввиду острой необходимости получить качественную рабочую силу для Первомайского угольного района прошу дать указание о безусловном выполнении приказа № 010 от 8 января 1953 года в части замены контингента».

Остатки строений на месте бывшего ОЛП «Первомайский».

Остатки строений на месте бывшего ОЛП «Первомайский».

Руководство Дальстроя прислушалась к доводам начальника Дальстройугля, и в июле 1953 года лагерь был вывезен, а взамен завезена вольнонаёмная рабсила из числа освобождающихся из лагеря спецпереселенцев.

По итогам года

О результатах работы Первомайского угольного района за 1953 год можно ознакомиться в годовом отчёте управления Дальстройуголь.

Выполнение плана 1953 года по выпуску товарной и валовой продукции Первомайским районом:

  • валовая по плану — 2 939 тысяч рублей, фактически — 484 тысячи рублей;
  • товарная по плану — 2 834 тысячи рублей, фактически — 466 тысяч рублей.

План по добыче угля на 1953 год составлял 30 000 тонн, в итоге было добыто 5 380 тонн.

План по ГПР составлял 1038 погонных метров, фактически было пройдено только 280 погонных метров.

Себестоимость одной тонны угля по плану составляла 90 рублей, по факту — 431 рубль 22 копейки.

В числе причин, которые привели к срыву плана по всем показателям, были отмечены следующие:

  • район был принят от УАТа в четвёртом квартале 1953 года совершенно неподготовленным к какой-либо добыче угля с полным отсутствием фронта работ;
  • в районе находилась рабочая сила з/к з/к усиленного режима, которая работала крайне неудовлетворительно;
  • только в четвёртом квартале 1953 года была создана возможность подготовки фронта работ, который практически был создан к концу года.
  • необеспеченность района крепёжным лесом, ответственность за доставку которого была возложена на автобазу № 2. В силу этого управлением были приняты меры по завозу креплеса своими автомашинами с лесозаготовок УМСМ. В результате удалось создать запас креплеса, но стоимость его была значительно выше планируемой.

1954 год

Из годового отчёта Дальстройугля

По всей товарной продукции план — 2 555 тысяч рублей, факт — 3 718 тысяч рублей.

План по добыче угля для Первомайского угольного района был установлен в 20 000 тонн, фактически было добыто 18 100 тонн.

Согласно плану по ГПР предстояло пройти 930 погонных метров, фактически было пройдено 664 погонных метра.

Плановая себестоимость 1 тонны угля составляла 127 рублей 50 копеек, по итогу года — 193 рубля 63 копейки.

Невыполнение плана по всем показателям объяснялось неукомплектованностью района рабочей силой (83,5%) и отсутствием потребителей, что было связано с низким качеством угля и его высокой стоимостью.

Здесь складировался добытый уголь возле штольни. Первомайский угольный район. 2020 год.

Здесь складировался добытый уголь возле штольни. Первомайский угольный район. 2020 год.

Из-за не вывозки угля со складов шахт, происходило затоваривание, что приводило к прекращению добычи угля в штольнях — добытый уголь складировать было некуда. Причина была в отсутствии необходимых складских площадей в районе.

1955 год

Из акта передачи

В марте 1955 года предприятия передавались из Дальстройугля в Энергетическое управление Дальстроя. В акте передачи, в частности, шла речь и о Первомайском угольном районе.

На март 1955 года в составе района были следующие производственные объекты:

  • штольня № 1/4 производственной мощностью 20 000 тонн в год, весной 1955 года дорабатывала свои запасы, и к 1 апреля в ней планировалось остановить добычу;
  • штольня № 8 производственной мощностью 20 000 тонн в год, в соответствии с приказом по ГУСДС от 8 марта 1955 года с 1 апреля становилась на консервацию;
  • дизельная электростанция, состоявшая из двух дизелей суммарной мощностью 168 кВт, работал один — 84 кВт.

Кроме этого, в состав угольного района входили следующие подсобно-вспомогательные объекты:

  • мехмастерская;
  • автогараж на две автомашины;
  • штольня по добыче литогеля;
  • скотный двор на 2 лошади и 3 коровы.

Обеспеченность рабочей силой на февраль 1955 года — по плану 102 человека, фактически работало 92 человека. Из них по плану производственный персонал должен был составлять 95 человек, по факту — 82 человека.

Ликвидация Первомайского угольного района

Приказом № 116 по ГУСДС от 8 марта 1955 года из-за сложности добычи, низкого качества и высокой стоимости продукции с 1 апреля Первомайский угольный район был законсервирован. Работы на нём были прекращены, и в том же 1955 году район был ликвидирован.

За время работы угольного района добыча угля велась на единственном рабочем пласту — «Первомайском». Других пластов, пригодных для промышленной добычи угля, геологами найдено не было.

Что осталось за строками приказа

Хотелось бы подробнее остановиться на том, что осталось за краткой формулировкой приказа по консервации угольного района.

К 1955 году хищническая эксплуатация наиболее богатых участков Первомайского пласта с момента начала добычи привела к тому, что количество разведанного угля в горе Угольной, пригодного для промышленной добычи осталось не так уж и много.

Последние штольни № 1/4 и № 8 фактически исчерпали свои запасы и подлежали закрытию. Новых промышленных запасов геологоразведка найти и разведать не смогла. 

В таком случае основной причиной закрытия Первомайского угольного района стало истощение Первомайского угольного месторождения.

Таким образом, Первомайский угольный район, когда-то снабжавший своим углём Атку, Магадан и посёлки Хетинской долины и УАТа прекратил своё существование в 1955 году.

Статистика добычи угля в Первомайском угольном районе

ГодаДобыча угля (тонн)Себестоимость (рубль)
План ФактПланФакт
1944 12 300  
1945 21 000  
194640 00018 40065,54105,09
1947    
1948 2 380  
1949    
1950    
1951 13 100 201,88
195230 00013 20090135,70
195330 0005 38090431,22
195420 00018 100127,5193,63

В статье использованы материалы газет «Советская Колыма» и документы из архивов ГАМО и МОКМ.

Моя признательность за помощь в работе коллективам Государственного архива Магаданской области и Магаданской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина.

На склоне горы Угольной. Добрались до места. Первомайский угольный район. 2020 год.

На склоне горы Угольной. Добрались до места. Первомайский угольный район. 2020 год. Низкий поклон Алексею, за транспорт и душевную компанию.

Один комментарий к “Первомайский угольный район”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *