День настоящего рыбака. Часть вторая, морская.

260188

Ишбердин Ильдар, привыкших повелевать оркестром, удочкой и фотоаппаратом.

Как я рассказывал, по мальме отловились замечательно! Разговора нет, можно было поймать гораздо больше, уперевшись в первую же удачную приманку или выбрав те блёсны, на которые к нашему приезду уже таскали. Можно было приехать в три, а не в полшестого. Но мы ведь собирались не за рыбой, а на рыбалку!

К тому же с реки мы практически прямиком отправились на море в надежде добыть грозу Охотского моря – Дальневосточную зубатку. Вот она, на заглавном фото, извивается крепких руках.

Рыба эта сколь опасная и страшная на вид, столь прекрасная на вкус! Вы не представляете, какой изумительный из неё получается шашлык!

Но главное сегодня не гастрономия. Нас привлекает сам способ рыбалки.

Такая рыбалка возможна максимум раз в месяц. Когда благодаря силе притяжения Луны вода в море уходит от берега как можно дальше. Во время большого отлива уровень воды в бухте падает на 4-5 метров. В некоторых местах вода уходит на километр, а то и больше от берега. Но нас влекут места, где глубина у берега большая, и отлив отходит метров на 50-60… Обязательное условие для рыбалки – каменистое дно с крупными валунами. Под этими валунами в норах и трещинах и живет зубатка. Воды в отлив здесь остается от метра до 50 см…

260505

Будьте осторожны. Места опасные. Очень просто поскользнуться на водорослях или шатающихся камнях.

Рыбалка по сути проста. Стоя на камне, мы опускаем приманку в место, где под камнем предположительно может сидеть зубатка. Подергиваем, постукиваем по дну и ждём. Покажется ли из под камня хищная пасть. То есть мы видим момент поклёвки, а иногда рыбу видно заранее. Главное не спугнуть, и не промазать… подсечь вовремя и не дать выплюнуть приманку.

Пока я тут рассуждал, мы вернулись в город. Отогнали мою «колымагу» к дому. За нами приехал мой хороший знакомый Андрей. И дальше мы отправились на его машине. До бухты Веселая. Там у ручья встретились с Ильдаром (дирижер) и его напарником. Я показал направление и мы поехали дальше. В угол бухты, до которого можно доехать по берегу. Андрей взял семилетнего сына… Так что лучше подъехать поближе. А то ведь прыгать по камням чтыре километра не всякому взрослому легко.

Хотя, помню, нам первоклаcсникам это было в радость. Хорошо, что родители не знали. По сторонам открываются замечательные виды. С одной стороны сопки, скалы, ручьи с шумом разрезающие наледи, покрывающиеся зеленью лиственницы, нависающие над осыпями берёзы. А с другой – спокойные воды бухт Весёлая и Гертнера. Красотища! Жалко я не фотограф…. (Надеюсь, Ильдар нащелкал фотографий и я обязательно выложу ссылочку).

Идти приходится по шатким некрупным камням. Но по пути отлив становится всё больше, обнажая более крупные валуны прыгать по которым удобнее и быстрее. Можно развить приличную крейсерскую скорость, но во взрослом возрасте понимаешь что это опасно. Пугает падение и переломы. Длительное лечение и боль.

А в детстве неслись так, что ветер свистел в ушах. И да, переломы немного пугали, ведь придётся недели две сидеть дома.

260757

Мыс Восточный.

Короче говоря, мы, не торопясь, за час добрались до мыса Восточный. Когда-то отлогий пятак берега был сплошь заросшим лиственницей и ольхой. В глубине леска сочился родничок. Росла жимолость и княженика.

Теперь вид печальный: сараи, вагончики, зимняя и летняя техника. Сети, краболовки, моторные лодки. Рыбацкий стан, не самого опрятного вида и запаха. Вероятно какая-то артель? Заготавливают рыбу и краба.

Минуем этот островок неприглядности и выходим к маяку. Вернее, к тому, что мы называем маяком… Насколько я понимаю это сооружение называется «створный знак». Проходим за него и достигаем заветных мест. Не торопясь располагаемся, налаживаем снасти. Впервые попавшие сюда гости любуются видами.

261972

Три брата.

Места красивые! Буквально перед глазами одна из природных достопримечательностей Магадана – кекуры Три брата. Летают утки и чайки. Проносятся над самой водой, вытянув длинные шеи, бакланы. В легкой дымке видна бухта Батарейная. Сюда можно было прийти не ради рыбалки, а просто полюбоваться природой. Но наши цели конкретные – зубатка!

Снасть простая. К леске привязываем карабинчик и цепляем на него джигголовку среднего размера. Надеваем на неё твистер и вперёд! Можно как наживку использовать мясо, рыбу, или ракушки облепившие камни. Но как правило результат с хорошим силиконом лучше. Правда, надо угадать правильный цвет, форму и размер (но если интересно заходите, я вам покажу).

261976

Кидаю приманку в одну из щелей между камнями и!!! Резкий удар и на леске бьется ёрш. Ершище!

– Нет! Не зубатка! Ёрш! – отвечаю на не только немой вопрос компаньонов.

Но ёрш хороший! Как лапоть 48 размера. Толстый, упитанный.

261132

Собственно и не ёрш он. Это у нас так его называют. На самом деле это «Окунь широколобый» или «Голубой окунь». Сложно сказать точнее. Единственное что точно – он вкусный, жирный. И в это воскресенье у нас на столе будет окунь горячего копчения, приготовленный на грушевой или вишнёвой щепе.

Пока все восхищаются окунем, Антон достает первую зубатку. Не крупная, но и не маленькая килограмма на два.

261974

Основной корм Дальневосточной зубатки мидии, которыми усеяны валуны. Также она с удовольствием поедает все остальные ракушки, морских ежей, зазевавшуюся рыбу и крабов.

Да, да… ест всё. Не обращайте внимания на клыки, они по большей части для того, чтобы захватывать и отдирать от камней мидии. Страшнее клыков зубы похожие на человеческие коренные, что расположены в три ряда на нёбе и языке. Ими зубатка дробит ракушки, а они, я вам скажу, достаточно крепкие. Но у нее и челюстные мышцы с мои кулаки размером.

261975

Так что палец зубатке в рот не клади! Да что там палец, ногу в болотном сапоге не подсовывай – кости может покрошить! Когда кидаешь её на берег она извивается, кидается из стороны в сторону, страшно клацает зубами, хватает всё вокруг. Даже камни, от которых отлетают крошки! Опасная! Но тем приятнее её ловить!

261970

И дело пошло! Зубатки клевали одна за другой. Не без срывов, конечно. Часто зубатка по сути висит, зажав приманку в своих мощных челюстях. Разжала челюсти и в воду. В таких случаях, почти всегда на помощь приходил я. Аккуратно хватал не успевшую скрыться зубатку и выволакивал на берег. Тут главное схватить ее за шею, не подставив руку под клацающую пасть. Одной из зубаток это едва не удалось, но мне повезло.

Я, как и полагается экскурсоводу, поймал свою зубатку одним из последних. Зато одного за другим таскал лапти окуней. Они всегда в это время остаются в лужах, море их тут как бы забывает, уходя в отлив. В детстве мы могли ловить их только на подсечку. Ну не берут они на мясо, блёсны и прочее… я думал, они утомленные нерестом, накормленные по ходу отлива, в принципе не клюют. Но нет, нашлась-таки приманочка – хитрый силикон одной из американских фирм.

Мой напарник Василий тоже поймал свою, пусть и небольшую зубатку. Некрупная, но зубами клацает как настоящая. И упустить жалко, и снять с крючка самому не очень удобно, но тут всегда на помощь придёт другой рыбак. В этот раз им оказался я как наиболее опытный. Для остальных это первая рыбалка такого рода.

Кроме зубатки и ершей нам попадался окунь – один из видов не крупного терпуга и керчаки, которых мы называем «бычками». Здесь раньше часто (чаще всех остальных рыб) попадалась бельдюга. Но последние несколько лет её практически нет. И мидии на камнях практически не стало. Даже не знаю с чем это связано. Может кто из ихтиологов подскажет?

А между тем прошло больше часа и начался прилив. Ловить еще можно, вода поднимается медленно. Но часть компании уже ждёт. Да и задача выполнена – каждый участник похода поймал хотя бы по одной зубатке. А некоторые и по две! Можно идти домой.

261971

Дорога кажется тяжелее и дольше. Все расслабленны, нет того подстёгивающего азарта, что вел на рыбалку. Да и килограмм восемь рыбы дают дополнительную нагрузку на ноги.
Спать сегодня все участники похода будут великолепно! Правда завтра все почувствуют, что на ногах, оказывается, достаточно много мышц.

По пути домой даже велись рассуждения о том, что завтра олив еще достаточно большой, чтобы сходить снова.

Но я уже тогда догадывался, что завтра никто за зубаткой не пойдет. Ноги скажут: сходим на следующем большом отливе – через месяц! Ноги умеют уговаривать.

Но, через месяц – обязательно! А пока опять за прилавок в магазин «Настоящий рыбак» – в лавку мужских игрушек, забавных историй и разведенных в стороны рук: «Вооооот тааакой глаз!».