В память о 171 ОБрПЛ

171 ОБрПЛ, Марчекан. Фото Курганова.

171 ОБрПЛ, Марчекан. Фото Курганова.

В память о 171-й отдельной бригаде подводных лодок (171 ОБрПЛ), которая базировалась на Марчекане в бухте Нагаева.

Ещё живы рассказы о том, как подводные лодки будили жителей домов у берега бухты Нагаева, когда прогревали свои дизеля… Как детвора в последнее воскресение июля, в день Военно-Морского Флота, с восторгом осматривала подводные лодки и с завистью смотрела на матросов… Все помнят колонну моряков 171-й бригады на первомайских праздниках и в День победы…

Многие магаданцы слышали рассказы об утопленных и затонувших подводных лодках 171-й ОБрПЛ. Об уложенных в тело будущего пирса для атомных подводных лодок (АПЛ) отслуживших свой срок «дизелей» 613-го проекта…

Помнят магаданцы и о том, как резали на металлолом у Каменного карьера списанные лодки и корабли расформированной 171-й бригады…

В середине девяностых 171-я ОБрПЛ была расформирована, прекратила свое существование и канула в вечность… Тем не менее на магаданской земле от 171-й бригады остались ещё сооружения, здания, списанные подводные лодки  – вот об этом и хочется поговорить…

Затопленные лодки у недостроенного пирса для АПЛ (отсыпки).

Вид на недостроенный мол подводных лодок (отсыпка)

Вид на недостроенный пирс подводных лодок (отсыпка).

Известно, что при строительстве пирса для атомных подводных лодок (АПЛ), также известного как «отсыпка» или «мол», в его основание был уложен корпус подводной лодки 613-го проекта.

Такой принцип, когда в основание будущего пирса укладывают баржу или другое судно, а потом засыпают породой использовался при строительстве пирсов на Охотском море с начала становления Дальстроя..

При строительстве пирса для АПЛ выяснилось, что возводимое сооружение подвержено размыванию волнами и приливно-отливными течениями. Для защиты пирса от волн были затоплены несколько корпусов подводных лодок (ПЛ) со стороны города.

На основании имеющихся материалов и рассказов очевидцев можно говорить о том, что, по состоянию на 2015 год, в районе недостроенного пирса для АПЛ лежат 5 подводных лодок 171-й ОБрПЛ.

Примерное расположение затопленных подводных лодок 171 ОБрПЛ у недостроенного пирса АПЛ

Примерное расположение затопленных подводных лодок 171 ОБрПЛ у недостроенного пирса АПЛ.

1.  Корпус подводной лодки 613-го проекта С-198 лежит у берега со стороны Каменного венца у берега. Частично осушался при сильных отливах.

Останки ПЛ 613 проекта рядом с недостроенным молом (отсыпкой)

Останки ПЛ 613 проекта рядом с недостроенным пирсом АПЛ.

Осушаемая часть прочного корпуса лодки порезана на металлолом.

2. Л-12 (Б-12, УТС-11) тип «Л» XI серии была уложена в основание строящегося пирса для АПЛ в бухте Нагаева.

Помощник командира «Л-12» старший лейтенант Кучер А.Т., 1 ноября 1940 года. Авачинская бухта, Петропавловск-Камчатский.

Помощник командира «Л-12» старший лейтенант Кучер А.Т., 1 ноября 1940 года. Авачинская бухта, Петропавловск-Камчатский.

Лодка находится на грунте, под углом 45 градусов к отсыпке в 40 метрах от берега. Лежит на глубине 10-14 метров в зависимости от подъема воды. Правые носовые торпедные аппараты находятся под отсыпкой и так же засыпано примерно 3-5 метров от аппаратов. Левые торпедные не засыпаны, торпедные шахты задраены.

УТС на отсыпке. Район ватерлинии.

УТС на отсыпке. Район ватерлинии.

Корпус имеет множественные разрушения внешнего корпуса в районе ватерлинии в следствии коррозии. Рубка деформирована или обрезана верхняя часть. Имеется два других входа, между которыми прорезан внешний корпус и сделаны поручни по периметру прореза.

УТС на отсыпке. Обрез кормы.

УТС на отсыпке. Обрез кормы.

Винто-рулевая у лодки отсутствует, так же как и кормовые минные трубы с частью корпуса, на их место приварены две круглые заглушки. Левая заглушка имеет сквозные отверстия в следствии коррозии.

3.  С-224 проекта 613 была уложена в тело пирса для подводных лодок возле ручья Холодного примерно в 1984 году.

На мостике плс С-224: КМГ ст. л-т Курганов С.П. 1977 год, август . Автор С. Курганов

На мостике плс С-224: КМГ ст. л-т Курганов С.П. 1977 год, август . Автор С. Курганов

В настоящее время практически вся лодка завалена грунтом, под водой видна только часть корпуса ПЛ.

4. С-288 проекта 613 при стоянке  затонула у пирса подводных лодок со стороны рыбного порта из-за водотечности донно-запорной арматуры в 1997 году.

ПЛ С-288 проекта 613 (вторым корпусом) у ПКЗ. Фотография из архива Полухина Е..

ПЛ С-288 проекта 613 (вторым корпусом) у ПКЗ. Фотография из архива Полухина Е..

Лежит на грунте правым боком, носом к берегу, кормой к торговому порту, вдоль отсыпки на глубине 10-14 метров в зависимости от прилива под углом примерно 45 градусов. Рубкой лодка легла на борт пирса, часть рубки присыпана грунтом.

C-288. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Расстояние от отсыпки до кормы не больше 7-10 метров. Фото предоставлено Алексеем Гавриловым.

C-288. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Расстояние от отсыпки до кормы не больше 7-10 метров. Фото предоставлено Алексеем Гавриловым.

Торпедных аппаратов 6 ( 4 носовых и 2 кормовых), все задраены.

С-288. Один из винтов. Видно, что лодка лежит практически на боку.

С-288. Один из винтов. Видно, что лодка лежит практически на боку.

Гребные винты присутствуют.

С-228. Место кормового аварийного телефонного буя. буй отсутствует, виден кабель.

С-228. Место кормового аварийного телефонного буя. Буй отсутствует, кабель остался на своем месте.

С-288. Механизм управления горизонтальными рулями.

С-288. Механизм управления горизонтальными рулями (корма).

С-288.

С-288. Кормовые кнехты.

C-288. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Носовая часть, передние торпедные аппараты. Фото предоставлено Алексеем Гавриловым.

C-288. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Носовая часть, передние торпедные аппараты. Фото предоставлено Алексеем Гавриловым.

Внешний корпус имеет повреждения и разрушен коррозией. Рубка разбита, горловина входа открыта.

C-288. Буй прицеплен к корме лодки цепями. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Фото предоставлено Алексеем Гавриловым.

C-288. Буй прицеплен к корме лодки цепями. ПЛ 613 проекта, затоплена у отсыпки. Фото предоставлено Алексеем Гавриловым.

К корме цепью принайтовлен буй круглой формы.

5. С-221 «Комсомолец Таджикистана» была затоплена у мола в начале августа 1987 года.

С-221 «Комсомолец Таджикистана» у пирса, лето 1981 г., бухта Постовая, п. Заветы Ильича, 90 обпл.

С-221 «Комсомолец Таджикистана» у пирса, лето 1981 г., бухта Постовая, п. Заветы Ильича, 90 обпл.

Лодку положили у мола со стороны города и мористее – для защиты мола от  приливно-отливных течений.

Затопленная лодка у нефтепирса

Осенью 2015 года водолазы Магаданской региональной поисково-спасательной базы проводили обследование дна бухты Нагаева в районе Марчекана. В районе нефтепирса (бывшего пирса 171-й ОБрПЛ) была обнаружена затопленная подводная лодка с пришвартованным к ней торпедоловом.

Затонувшая С-220 с торпедоловом у бывшего пирса бригады.

Затонувшая С-220 с торпедоловом у бывшего пирса бригады.

Возле пирса бригады во время шторма в 1996 году затонула С-220 проекта 613, вместе с пришвартованным к ней катером – торпедоловом (ТЛ). Так они и остались лежать на дне  в рыбном порту недалеко от пирса в  40 метров от берега.

С-220. Советская Гавань. Вышли из дока, переход в Магадан.

С-220. Советская Гавань. Вышли из дока, переход в Магадан.

Из описания дайверов. Лодка лежит на расстоянии 30-40 метров от нефтепирса, на глубине 10-14 метров в зависимости от подъема воды. Носовая часть ПЛ обращена к нефтепирсу, кормой в сторону торгового порта.

Лодка лежит практически на одной оси с линией нефтепирса. ПЛ частично находиться в грунте – от 1,5 до 2 метров, так как остаток пера вертикального руля составляет примерно 2 метра (высота вертикального руля составляет около 3,5 метра).

Внешний корпус имеет незначительные повреждения в следствии коррозии.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Нижняя часть рубки.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Нижняя часть рубки.

Рубка разбита, горловина входа открыта и доступна.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Корма, оторванная часть.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Корма, оторванная часть.

На корме отсутствует часть корпуса (рваный метал) примерно 1,5 метра до основания пера руля. Два кормовых торпедных аппарата закрыты, гребные винты отсутствуют.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Носовая часть.

ПЛ 613 проекта у нефтепирса. Носовая часть.

Верхние носовые торпедные аппараты задраены, нижние носовые торпедные аппараты находятся в грунте.

Торпедолов у нефтепирса.

Торпедолов у нефтепирса.

Также к носу подводной лодки пришвартован торпедолов ТЛ-43 и лежит рядом на расстоянии 8-12 метров от лодки.

Корабли и лодки 171 ОБрПЛ резали в Магадане…

В 90 годах недалеко от торгового порта в бухте Нагаева на металлолом были разделаны часть лодок 613-го проекта и кораблей 171-й бригады.

Военные суда, предположительно 171 ОбрПЛ, осушенные для разделки в районе Каменного карьера. 1986 год. Фото Роланда Дубровского.

Военные суда, предположительно 171 ОбрПЛ, осушенные для разделки в районе Каменного карьера. 1986 год. Фото Роланда Дубровского.

Судя по фотографиям можно говорить о том, что суда и подводные лодки 171-й ОБрПЛ осушались и разделывались на металлолом в районе Каменного карьера, возле пожарной части.

Два корпуса ПЛ 171 ОбрПЛ, которые разделывают на металлолом в районе Бермыса. Одна из ПЛ - С-331.

Два корпуса ПЛ 171 ОбрПЛ, которые разделывают на металлолом в районе Каменного карьера. Одна из ПЛ – С-331.

На втором снимке видны два корпуса лодок 613-го проекта из 171-й бригады. На металлолом их порезали там же.

Какие именно лодки могли быть разделаны на металлолом в бухте Нагаева?

Как известно, часть лодок была уведена на Камчатку и после списания были разделаны там. По словам старожилов Магадана количество подводных лодок, разделанных на металлолом у Каменного карьера колеблется от 3 до 5 единиц. Судя по фотографии точно можно говорить о двух лодках 171-й бригады, разделанных в Магадане; при том,  что одна из разделанных лодок – С-331.

ПЛ С-331 закончила свою службу... Фото 1981 года.

ПЛ С-331 закончила свою службу… Фото 1981 года.

Подводная лодка С-331 проекта 613-го лежала на осушке примерно в 300 метрах от пирса бригады в сторону Каменного венца. Была отбуксирована в район Каменного карьера и разделана  на металл в 1995 году.

Из подводных лодок 171-й  ОБрПЛ  на металлолом в бухте Нагаева могли быть разделаны также следующие лодки – С-140 и С-293 (но и эта гипотеза требует подтверждения). По остальным лодкам бригады есть информация, что они были выведены на Камчатку.

Еще немного о том, что осталось от бригады на 2015 год…

5-этажное здание, в котором располагались экипажи и штаб бригады

5-этажное здание, в котором располагались экипажи и штаб бригады.

В это здание экипажи и штаб 171-й ОБрПЛ переехали с плавбаз «Кулу» и «Север» в конце 1969 года.

Здания 171 бригады «Пентагона» и морского госпиталя (вернее,что от них осталось). Справа остатки теплицы.

Здания 171 бригады «Пентагона» и морского госпиталя (вернее,что от них осталось). Справа остатки теплицы.

Здания 171 бригады, «Пентагона», и морского госпиталя (вернее того, что от них осталось). Справа остатки теплицы. На крыше «Пентагона» хорошо видно помещение поста наблюдения и сигнализации бригады. Эта надстройка была построена на крыше в период с 1971 по 1973 год. Когда в 1969 году экипажи переселялись с плавбаз в «Пентагон», этого помещения ещё не было.

После ухода из Магадана 420 ОДПЛ (171 ОбрПЛ) какое-то время в здании базировался 455 дивизион кораблей охраны водного района. Позже в нем жили пограничники.

После ухода пограничников почти десятилетие здание было заброшено и медленно разрушалось.

Здание «Пентагона» было выкуплено частной фирмой. На 2016 год в здании произведен внешний и внутренний ремонт.

Нефтепирс. В этом месте в свое время швартовались ПЛ , ПБ и другие корабли 171 ОБрПЛ, правда пирс был совсем другой.

Нефтепирс. В этом месте в свое время швартовались ПЛ, ПБ и другие корабли 171 ОБрПЛ, правда пирс был совсем другой.

Бывший пирс 171 ОБрПЛ-й был выкуплен и модернизирован компанией «Тасмар», так он выглядит в настоящее время.

Устья ручья Березового. Подготовленная площадка, назначение неизвестно.

Устье ручья Холодного. На этой площадке стоял катер БО 122-бис проекта, служивший в качестве УТС для отработки  действий по пожарной тревоге экипажами 171-й ОБрПЛ.

На сопке перед ручьём Холодным (если смотреть со стороны «Пентагона»), на которой установлен геодезический знак, сейчас ещё можно найти полусгоревшие остатки основания здания. На этом месте до 1973 года располагался пост наблюдения и сигнализации 171 ОБрПЛ. В 1973 году было закончено возведение надстройки на крыше «Пентагона» и пост переселился в него. Старое здание поста было уничтожено пожаром.

Мыс Островной. Пост наблюдения за входом в бухту Нагаево
Мыс Островной. Пост наблюдения за входом в бухту Нагаева. На фотографии развалины зданий.

Марчеканская баня после ремонта. Здесь мылся личный состав всей 171-я бригады.

Марчеканская баня после ремонта. Здесь мылся личный состав всей 171-й бригады.

Вот и все, что осталось на день сегодняшний из того, что может напомнить о 171-й бригаде подводных лодок. И ещё наверное осталась память – в письмах, фотографиях, воспоминаниях… Память о том, как  в бухту Нагаева заходили подводные лодки, и о матросах на улицах нашего города, которых по официальной версии тех времен в Магадане просто не было..

Моя благодарность за помощь и материалы Алексею Гаврилову, Василию Стряпан, Алексею Малыгину, Эдуарду Смаглову, Сергею Халанскому, Алексею Власенко. Отдельное спасибо Александру Глущенко за его критику, цензуру и помощь.

В память о 171 ОБрПЛ: 2 комментария

  1. Очень волнующая информация. Люди с воображением поймут, о чем это я.. Кладбища подводных кораблей вообще обладают притягивающей силой. Поверженные гиганты.. груды железа. Глубина, дайверы как космонавты в безвоздушном пространстве.. Спасибо той далёкой советской стране за мою счастливую магаданскую юность. А ушедшим поколениям с их героической историей СЛАВА! Будем помнить!

  2. Память об 171 ОБПЛ осталась на всю жизнь. Прошел жизненную закалку на ПБ МК бортовой номер 968, познал мужскую дружбу и верность. “Шаман” ПБ МК с 1973 по 1975 гг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *