Рэк «Выборг» находится в бухте Нагаева, на небольшом удалении от берега и имеет очень трагическую историю гибели.
Однотипный пароход с «Генералом Ватутиным» – «Генерал Панфилов», тип «Liberty».
При взрыве на другом пароходе – «Генерал Ватутин» сдетонировала находящаяся в трюмах взрывчатка. Корпус «Выборга» в основном уцелел. «Генерал Ватутин» же разметало взрывом по морю и окрестным сопкам. На берегу также был сильно разрушен порт и многие городские постройки.
«Kailua» – так выглядел «Выборг» до того, как попасть в 1943 году в СССР.
Погружения на этот рэк для меня начались довольно неожиданно, в самом начале моего знакомства с морскими глубинами. На тот момент я даже не имел особого опыта. Карточкой «Open water» тоже не обзавёлся. Этим обстоятельством сильно изумлялся фотограф Сергей Шанин, когда первый раз попал понырять в Магадан. Но такие уж у нас условия – очень многие вещи приходится постигать самостоятельно, в том числе и погружения под лёд. Не скажу, что первые мои погружения на «Выборг» были удачными, но впечатления остались достаточно хорошие, чтобы захотелось вернуться на это место снова и снова.
Кауцман Руслан.
С этим рэком я познакомился благодаря моему другу, Смаглову Эдуарду и главному энтузиасту этого места, Кауцману Руслану. Именно Руслан открыл его для тех, кто сейчас занимается дайвингом в Магадане, а также приезжающих гостей. Эдуард же увлёк замечательным делом – затащил под воду.
Стоит также отметить удобное расположение этого места – около километра от берега, напротив смотровой площадки. Достаточно близко имеется автомобильный съезд на лёд через береговые торосы, т.к. буквально в 100 – 200 метрах от парохода собираются рыбаки – любители на ловлю корюшки, самой вкусной и ароматной зимней рыбки. Городские власти в общем то совсем не поощряют выезд автомобилей на лёд обоих бухт Магадана, к тому же «Выборг» находится в прямой видимости центра ГИМС и ребята, работающие там изредка пост – фактум ругаются на нас за наши подлёдные экспедиции, но что может остановить людей любящих море?
Толщина льда над пароходом составляет в среднем 1 метр. До ввода в строй очистных сооружений в микрорайоне Нагаево толщина льда была меньше – около 60 сантиметров, но следствием сброса неочищенных сточных вод был мерзкий запах канализации и огромное незамерзающее пятно открытой воды, которое приходилось объезжать по льду достаточно далеко, дабы не пойти на дно вместе с машиной. На данный момент эта проблема городскими властями решена.
Баллер руля, сверху видно бескрайнее ледовое поле.
Обычно первым делает майну на пароходе Кауцман Руслан, как я писал выше – главный энтузиаст этого места. Определить местоположение парохода подо льдом не составляет большого труда – его выдаёт большой торос над валом торчащим из кормовой части, образующийся при больших отливах(приливы – отливы в Магадане очень сильные, перепад вод может достигать почти 5 метров). Остаётся только бурить лунки и «прощупывать» расположение корабля грузом на верёвке.
Пилим майну – первое погружение на «Выборг».
Но собственно говоря о самих погружениях. Первые разы я нырял на «Выборг» зимой 2010 – 2011 года. Моё снаряжение на тот момент оставляло желать лучшего. Триламинатный сухой костюм с поддёвкой из спортивных штанов и шерстяных свитеров всё-таки не самый лучший вариант для воды температурой до минус двух градусов Цельсия. Регуляторами служили старенькие «Cressi», никак не предназначенные для холодной воды, но тем не менее на 15 – 20 минут их хватало. По возможности я старался взять у ребят более проверенные регуляторы. В последнее время я ныряю с новым «APEX-40», но восторга от него не испытываю. При заявленном применении в холодной воде его хватает на 21 – 23 минуты нормальной работы, а дальше приветствуем free flo! А в крайнем погружении под лёд мой «APEX» преподнёс совсем уж большой сюрприз – решил меня задушить, перестав почти совсем подавать мне воздух.
Погружение на «Выборг». Фото Андрея Оборина.
Пароход лежит на илисто – каменистом дне на глубине 17 – 18 метров. От палубы до нижней точки льда около 5 метров. В зимы, когда на льду нет много снега и в солнечный день он достаточно хорошо освещён, и при хорошей видимости можно охватить взглядом почти всю громадину погибшего корабля. Нырять надо по возможности ближе к крайней точке прилива – именно в это время видимость в воде наилучшая. В процессе прилива – отлива видимость портится может упасть до 3 – 4 метров. Но это как говорится как кому повезет, так как приготовления и сборы занимают большую часть времени. В день нырнуть получается только один раз. Время, сил и желания на второй практически ни у кого не хватает.
2009 год. Первое погружение на «Выборг» Магаданского подводного клуба «59-ПАРАЛЛЕЛЬ».
Ещё одна немаловажная деталь: если даже есть готовая майна, её приходится регулярно «освежать», за ночь может намёрзнуть 5 – 10 сантиметров свежего льда. А может плюс и снежком занести если портится погода. Так что бур, лопата, пила и лом лучшие друзья дайвера в Магадане! Может возникнуть резонный вопрос: «А для чего собственно все эти экстремальные упражнения на льду?? Дождитесь какого – никакого северного лета и ныряйте без таких усилий!». Но летом к сожалению условия видимости совершенно портятся, тем более в бухте Нагаева. К тому же вопрос поиска точки погружения и доставки к ней выходит на первый план.
Обломанная кормовая грузовая мачта между 1 и 2 кормовыми трюмами.
Пароход лежит ровно на киле, кормой к ближайшему берегу. Нос направлен в море, в направлении левого края бухты. Левая часть носа разворочена взрывом, который и погубил судно. Трюмы открыты, почти весь груз из них был поднят. Несмотря на то, что с момента трагедии прошло почти 70 лет очень часто пароход преподносит неприятные сюрпризы в виде мазута или масла – его пятна заметны на нижней части льда, они очень неприятно сказываются на состоянии обтюраторов сухих костюмов. Однако никакие трудности не могут остановить дайверов!
Погружение на «Выборг». Фото Андрея Оборина.
За многие годы пароход превратился в огромный искусственный риф, на котором обосновались сотни актиний, бесчисленное количество морских ежей и многие виды рыб. По моим наблюдениям это место также стало своеобразным «роддомом» для крабов. Там встречаются все их виды, обитающие в Охотском море и попадается на глаза огромное количество маленьких крабиков от 1 до 3 сантиметров размером. К тому же корабль имеет великое множество укромных мест, в которых этим морским обитателям можно скрыться и где их не очень просто заметить. Очень эффектно смотрятся крабы, сидящие на бортах судна, особенно экземпляры размером более 40 сантиметров. При визуальном увеличении воды кажется, что перед тобой настоящий гигант!
Крабы. Фото Андрея Оборина.
Интересные эпизоды с колючими крабами произошли в этом году, когда в марте мы ныряли на «Выборг» с фотографом Андреем Обориным. В одно из погружений мы с Андреем исследовали палубу в поисках интересных кадров. Я заметил краба средних размеров, сидящего на искорёженном металле и попытался привлечь внимание фотографа к этой модели, но мои попытки не увенчались успехом. Тогда я аккуратно взял членистоногого и занёс его чуть-чуть спереди Андрея. Ура! Он заметил! Когда мы закончили дайв и вышли из майны он с возмущением спросил: «Ну и где ты бродил? Я такого краба нашёл!». На что я ответил: «А ничего, что я тебе его подложил??». Хорошее настроение после этого было обеспечено! Как потом сказал Андрей: «Любой экспромт требует хорошей подготовки».
Погружение на «Выборг». На фото автор статьи Брижик Максим. Фото Андрея Оборина.
В другой раз мы пошли на корму – Андрей отснимал красиво обросшие винт и перо руля. Я стоял на противоположной стороне и подсвечивал объекты съёмки. Вдруг я увидел, что слева от меня плавно опускается в толще воды краб. Как я не пытался сигнализировать Андрею он к сожалению его не заметил. Хотя конечно такое поведение этим существам не свойственно и скорее всего это наши страховочные верёвки виноваты в том, что «стесали» зверюгу с борта, смотрелось это очень эффектно.
Такому обилию жизни способствует то, что пароход лежит в месте, хорошо «продуваемом» морским течением и приливно – отливными волнами, несущими огоромное количество планктона.
Стая окуней в разломе палубы.
На палубе раздолье для любителей макро съёмки, в дебрях водорослей и металла скрываются тысячи небольших обитателей моря. В силу отсутствия у меня академических знаний не буду даже пытаться точно их обозначить.
Погружение на «Выборг». На фото автор статьи Брижик Максим. Фото Андрея Оборина.
Запомнилось мне и одно погружение апреля 2013 года, также с Андреем Обориным. Майна находилась чуть справа от борта, был солнечный ясный день и во время того, когда мы зашли в воду чёткий световой столб падал из майны на борт корабля, освещая буйно растущие актинии. Повторно поимать такой момент ну никак не получается.
Подводя итог вышеизложенному могу сказать: двух одинаковых погружений на «Выборг» не бывает.
Автор: Максим Брижик.