Начало работы
Аркагалинская районная электростанция (Аркагалинская РЭС) дала свой первый ток по высоковольтной линии на прииски Чай-Урьинской долины 27 сентября 1940 года. В этот день началась сдача локомобильной электростанции (АРЭС-1) строителями эксплуатационникам. При испытании действующих агрегатов электростанция и линии высоковольтной передачи никаких недостатков обнаружено не было. Утечку тока на одной из фаз устраняли на ходу.
Мощность первой очереди локомобильной АРЭС-1 составляла 2100 л.с. Построенная электростанция в сентябре 1941 года входила в состав Западного горнопромышленного управления (ЗГПУ).
Первый блин
29 сентября 1940 года прииск «Большевик» Западного управления принял первый ток с Аркагалинской электростанции. До этого на «Большевике» силами электриков прииска были построены понижающие подстанции: одна — для производства, другая — для посёлка. Электроэнергия Аркагалы давала возможность сократить на электростанциях прииска число работающих машин с 13 до 4. Предполагалось сэкономить много угля, освободить часть транспорта, занятого на подвозке топлива, и перевести освободившиеся локомобили электростанции на парооттайку песков для зимней промывки.
Однако первые дни работы Аркагалинской электростанции не оправдали надежды прииска.
Работа АРЭС-1 оказалась очень неустойчива: порой по полдня и даже по суткам она не подавала электроэнергию, что приводило к простоям промприборов прииска и вынуждала электриков «Большевика» держать в горячем резерве местную локомобильную электростанцию. Так, например несколько дней Аркагала не подавала электроэнергию из-за отсутствия угля и смазочных материалов.
Кроме того, из-за других различных неполадок Аркагалинская электростанция не могла взять на себя нагрузку всего «Большевика» и обеспечивала прииск при его настоящей установленной мощности (меньшей, чем при летней промывке) только на 50%. Временная подстанция на прииске «Комсомолец» не могла обеспечить энергией в летний промывочный сезон даже один прииск.
Согласно приказу по ГУСДС № 1029 от ноября 1940 года Аркагалинская локомобильная электростанция (АРЭС‑1) вошла в состав Чай-Урьинского горнопромышленного управления (ЧГПУ).
Плачевные итоги работы первых кварталов 1941 года
На 1941 год Аркагалинская районная электростанция была укомплектована новым качественным оборудованием и представляла собой энергетический центр приисков Чай-Урьинской долины. Электростанция была расположена вблизи своей топливной базы — угольных шахт, обеспечена водой, кадрами рабочих, техников, инженеров. Словом, были созданы все необходимые условия для её нормальной работы.
Начальником Аркагалинской районной электростанции был назначен Шамберидзе.
Однако с момента пуска Аркагалинская электростанция не удовлетворяла нужд приисков. Электроэнергия шла на прииски то с повышенным напряжением, либо с большим его падением, что губительно отражалось на работе электрооборудования.
За январь 1941 года электростанция выработала только 54% необходимого количества электроэнергии. Простои локомобилей составили 36% к общему за месяц количеству календарных часов. Невыполнение плана произошло из-за простоя четырёх локомобилей в течение 1076 часов. Только в первой пятидневке февраля эти простои достигли 181 часа. Основная причина — аварийное состояние механизмов. Последнее подтверждается и актом, составленным 3 февраля вновь назначенным главным механиком Деминым и бывшим механиком Бережным.
(Удивительное дело — в одной и той же заметке, подписанной П. Кочиным, утверждается, что в 15 октября 1940 года на станции установлено новое оборудование, а уже к 3 февраля 1941 года состояние оборудования уже аварийное. Либо эксплуатационникам удалось за 5 месяцев привести в негодность большую часть механизмов, либо автор статьи где-то лукавил — О.В.)
Ошибки проектирования
При начале эксплуатации электростанции выяснилось, что при сооружении электростанции строителями был допущен ряд ошибок.
Котельное и машинное отделения находились в одном помещении: угольная пыль, грязь — всюду. Всё это садилось на ходовые части, ускоряло их износ и приводило к бесчисленному количеству серьёзных аварий. Из-за этого генератор простоял за первые две недели февраля 1941 года 180 часов, а 14-го числа три раза сгорала обмотка генератора № 4.
Тяга в дымоходах была недостаточна, дутье в топки локомобилей неправильно. Пламя из топок выбрасывалось наружу в сторону фронтальной их части. В результате у всех локомобилей фронтальная часть топок и топочные дверки прогорели. Повороты дымоходов были сделаны под прямыми углами.
Особую озабоченность вызывало отсутствие на электростанции запасных деталей к локомобилям, о приобретении которых на станции особо никто и не задумывался.
В апреле 1941 года положение дела на локомобильной АРЭС-1 мало изменилось к лучшему. Особые нарекания потребителей (горняков) вызывало большое количество аварий на Аркагалинской станции. Можно буквально пересчитать те редкие дни, когда работали все агрегаты электростанции.
При попадании в «святую святых» станции — машинный зал, создавалось ощущение, что вы попали в парную плохо оборудованной бани. Сплошное облако пара, стены почернели от копоти, кругом непролазная грязь. Решение проблемы — организация вентиляции. На АРЭС-1 пытались её смонтировать, истратили 104 листа дефицитного железа, но она оказалась непригодной. Разрешение этой «проблемы» оказалось не по плечу руководителям станции.
Аварии и человеческий фактор
Аварии локомобилей — основные причины невыполнения производственного плана стали явлением повседневным. Характерно, что расследование причин аварий практически не производилось, конкретные виновники не выявлялись.
Теперь об авариях поподробнее. Ещё раз надо напомнить, что станция была укомплектована новыми машинами, которые в умелых руках долгие годы способны давать ток без единой аварии.
При пуске после профилактического ремонта с локомобилем № 1 произошла серьёзная авария. Выдавило кромку золотника высокого давления. Кромка попала в цилиндр высокого давления и разбила поршень. Одновременно с золотника низкого давления разорвало на 6 частей бугель на эксцентрике. Машина была выведена из строя на 16 дней. Кто виноват в этой авария? Профилактический ремонт машины проводили старший механик Железняков и бывший главный механик Бережной. Они небрежно провели ремонт.
Была авария и с локомобилем № 2. Во время работы машины разорвало трубу мокровоздушного насоса. Исправление можно было произвести на ходу, не останавливая машины. Требовалось лишь вовремя перекрыть кран конденсационной воды, открыть клапан вакуума и перекрыть паровое лудло. Но необходимых мер принято не было и машина вышла из строя на 2 суток. Через некоторое время авария повторилась. Зажали пальцы шатунных крейцкопфных подшипников, в результате сработались шпонки на пальцах и выработался эллипс крейцкопфа. Машина снова была выведена из строя. Причина этой аварии — неправильное крепление.
Наконец, локомобиль № 4. Машина после сдачи в эксплуатацию работала чётко, свободно несла предельную нагрузку, но за короткое время разбили и её.
Последняя авария показала исключительное техническое невежество руководящего персонала станции. После очередной профилактики локомобиль № 4 едва тянул нагрузку в 20—30% своей мощности. В поисках причин этого неожиданного явления механик Железняков и главный механик Демидов в течение 5 суток копались в машине.
Дважды до основания разбирался локомобиль. В результате «анализа» машина стала давать… 4—5% своей мощности. Так и не удалось установить причину внезапной «болезни» машины и устранить её.
Наконец, начальник станции догадался вызвать бригаду монтажников, которая в несколько часов отрегулировала машину. Оказывается, произошёл обрыв шарикоподшипниковой шайбы и ослаб осевой регулятор. Дважды разбирая локомобиль, Железняков и Демидов этого не заметили.
Начальник станции Шаламберидзе и его помощник Устюгов не скупились на выговоры, но подлинные виновники аварий ни разу не были наказаны. Мало уделялось внимания подготовке и обучения кадров.
Положение дел в августе 1941 года
Из газетной заметки: «Прямой линией вытянулись локомобили, наполняя своды зала ровным напряжённым гулом. В дневной смене на вахте — машинисты-стахановцы. Вот наблюдает за работой машины Тибабишев — один из лучших машинистов. Также уверенно работают его товарищи — Загородний, Наумов, Муравский. Сдав смену, они и подходят к доске показателей. Тут ежедневные сведения о выработке электроэнергии. Тибабишев месячный план заканчивает досрочно. Справляются с планом и другие машинисты-стахановцы».
Но общее положение дела на локомобильной станции было далеко от идиллии. Последние дни июля для АРЭС-1 ознаменовались частыми отключениями приисков — на несколько дней из строя вышел локомобиль.
Практически было остановлено строительство второй очереди локомобильной АРЭС-1, ввод которой в эксплуатацию мог обеспечить бесперебойную работу электростанции. Вина в этом лежало на самом управлении. После ввода в строй первой очереди ЧГПУ все строительные работы на второй очереди были переданы самой станции. После чего управление последовательным снятием бригад оголило стройку, и в результате строительство второй очереди остановилось.
Проблема с кадрами всё так же имела место быть. Так, работающий на станции главный механик был уже четвёртым по счёту. Не был укомплектован штат дежурных инженеров.
Во многом играло роль отсутствие на электростанции механического цеха. Когда на станции потребовалось отремонтировать локомобиль, то с этим делом провозились пять дней вместо положенных трёх: не было квалифицированных рабочих.
Если быть точнее — в начале эксплуатации АРЭС-1 такой цех существовал, до начала промывочного сезона. Не будет секретом тот факт, что с началом сезона у приисков остро вставал вопрос нехватки рабочих рук. Для его решения на прииски перебрасывали рабочих с многих предприятий. Не стала исключением и АРЭС-1 — коллектив ремонтного цеха, около десятка человек, оказались в забоях, хотя вряд ли они бы смогли там сделать погоду. А вот механический цех приказал долго жить.
Не всё хорошо обстояло на станции и с электрохозяйством, которым руководил секретарь комсомольской организации Кучинский. Кстати, именно Кучинский, руководя монтажом подстанции на прииске «Большевик», не смог обеспечить её своевременный ввод в эксплуатацию.
За время работы электростанции выявились и другие проблемы. С 1940 года все прииски Чай-Урьинской долины питались от одной линии. В 1941 году, в связи с подключением новых потребителей и возросшими нагрузками, наличие одной ЛЭП и одной подстанции стало особо ощущаться потребителями — увеличение нагрузки одним из приисков приводило к отключению всех агрегатов сети.
На заседании партийной комиссия при политотделе Запада, обсуждавшем работу Аркагалинской электростанции, руководители станции — начальник Шаламберидзе и секретарь парторганизации Баколин давали немало клятвенных заверений. Общий смысл их сводился к одному — в августе электростанция полностью удовлетворит потребности приисков и из-за недостатка электроэнергии и простоев не будет.
А по факту в первой же декаде августа прииски Чай-Урьинской долины были вынуждены из-за недостатка электроэнергии отключать важнейшие агрегаты.
Из сменного журнала Чай-Урьинской подстанции, расположенной на прииске «Большевик», за 5 августа: «11 ч. 35 мин.—12 ч. 35 мин, — стояла одна машина, напряжение пониженное; 14 ч. 15 мин.—16 ч. 30 мин. — ремонт машины № 5; 21 час—24 часа — напряжение пониженное».
Аналогичная картина наблюдалась к 6 августа: «2 часа—5 час. — напряжение пониженное; 8 ч. 05 мин.—8 ч. 45 мин. — остановка первой машины; 10 ч. 10 мин.—10 ч. 50 мин. — остановка первой машины; 11 ч. 30 мин.—12 ч. 30 мил. — остановка пятой машины и т. д».
В последующие дни — 7, 8, 9 и 10 августа отмечены 12 случаев выхода электростанции из графика подачи электроэнергии.
Изменение схемы водоснабжения
Аркагалинская электростанция строилась в расчёте на снабжение водой летом из маленькой речки Мяунджи, а зимой из озера Кедрового. Однако вода из озера, содержащая торфяные осадки, загрязняла котлы локомобилей, быстро понижая их паропроизводительность. Кроме того, её было мало.
Достройка и расширение электростанции ставили под вопрос эксплуатации её в зимний период. Тогда в коллективе работников станции возникло предложение построить капотажную галерею под руслом Мяунджи для получения зимой подрусловых вод. Руководство Чай-Урьинского управления одобрило это смелое предложение, и проект был осуществлён.
Опыт использования подрусловых вод оказался удачным — электростанция отработала на них всю зиму 1941—1942 года. Уровень воды в заборном зумпфе насосной падал в период морозов только на 10—20 сантиметров. Сброс конденсата выведен выше галереи, это создало незамерзающее зеркало воды в реке.
Подготовка к сезону 1942 года
Неудовлетворительная работа Аркагалинской РЭС привела к тому, что Шамберидзе был снят со своей должности, новым начальником электростанции назначен П. Евдокимов.
К началу промывочного сезона (май 1942 года) ремонт машин на станции был ещё не закончен. Ряд машин, несмотря на неоднократный и продолжительный ремонт, находилось в неудовлетворительном техническом состоянии.
Основными задачами перед началом промывочного сезона для электростанции было устранение недочётов, допущенных во время ремонта, организация масляного хозяйства, которое находилось в запущенном состоянии, наведение порядка и чистоты у агрегатов и так далее.
Передовики АРЭС
К осени 1942 года одним из передовых машинистов локомобильной Аркагалинской электростанции стал Болдин. Ещё будучи бригадиром на ремонте, он по-хозяйски подготовил машину для напряжённой работы в промывочном сезоне.
С первых же дней июня Болдин и его товарищи — помощник машиниста Целищев и кочегар Шалыгин начали перевыполнять плановые задания. Надёжность в работе характеризовало состояние обслуживаемого ими агрегата. Они ежемесячно перевыполняли план на 10—16 проц. За весь промывочный сезон не было ни одной аварийной остановки. Три месяца красная звезда украшала обслуживаемый ими локомобиль № 6.
Изменение кадрового состава
В ноябре произошло значимое событие в жизни Аркагалинской электростанции. Приказом по ГУСДС от 15 октября 1942 № 067 она была переведена на вольнонаёмный состав, а также доукомплектована с заменой всех заключённых за счёт вольнонаёмных, работающих на других приисках и предприятиях внутри управлений ЧУГПУ.
Первый квартал 1943 года
Подготовка электростанции к промывочному сезону началась ещё в ноябре 1942 года, однако ремонт проходил с отставанием от графика на целый месяц. Из 7 агрегатов на начало февраля 1943 года было отремонтировано только три. Ремонт четвёртого агрегата начался 13 февраля. Стоит отметить, что руководители электростанции не сумели обеспечить хорошую организацию ремонтных работ.
Задерживал доставку ряда материалов и отдел снабжения Чай-Урьинского управления. Кроме того, авторемонтный завод (Магадан) не изготовил ряда деталей для ремонта локомобилей, хотя заказ на них был сдан около года тому назад.
Руководство под суд…
К марту 1943 года Аркагалинская электростанция не могла в полной мере не обеспечивать электроэнергией прииски Чай-Урьинской долины, так 27 февраля из-за отсутствия топлива прекратилась подача энергии.
Начальник станции Евдокимов вместо принятия необходимых мер для обеспечения бесперебойной работы окружил себя группой жуликов и проходимцев, с которыми вместе пьянствовал и прикрывал их преступные дела. Отмечены неоднократные случаи, когда Евдокимов не только появлялся на работе в нетрезвом виде, но и вообще не приходил на производство.
Следуя примеру Евдокимова, нарушали трудовую дисциплину и другие работники станции. Например, 6 декабря 1942 года по указанию Евдокимова руководящим работникам станция был выдан спирт. На следующий день по этой причине на работу не вышли на работу 5 человек.
Приказ начальника Дальстроя Никишова № 638 о создании рабочим нормальных бытовых условий на электростанции не выполнялся. Для рабочих шахты АРЭС не создано соответствующих жилищно-бытовых условий. В общежитиях тесно и грязно, баня не была своевременно достроена, в результате чего рабочие в течение двух месяцев не ходили в баню и не меняли бельё.
В результате такого положения дел приказом по Главному управлению Дальстроя начальник Аркагалинской электростанции Евдокимов за преступную деятельность с работы был снят с должности и предан суду Военного трибунала.
В марте 1943 года вместо Евдокимова на должность начальника Аркагалинской районной электростанции был назначен Камкин.
Перерасход топлива
Большое значение Аркагалинской электростанции имел вопрос о расходе угля. За 1942 год перерасход достиг 3400 тонн угля, а это примерно двухмесячная потребность станции при полной нагрузке. Главная причина перерасхода — неудачная конструкция выносных топок у локомобилей.
Весной 1943 года началась разработка более экономичной конструкции топок локомобилей. Путём экспериментов были достигнуты значительные результаты.
От аркагалинского угля электростанция полностью отказалась и использовала уголь только из собственной шахты, имеющего вполне удовлетворительное качество.
На площадке станции был накоплен запас угля, достигающий 200 тонн, в перспективе ставилась задача увеличить этот запас до 1.000 тонн.
Отрицательно влиял на работу электростанции низкий коэффициент мощности, равный 0,65—0,68. Это было вызнано неудовлетворительным подбором моторов на приисках и недостаточным использованием их мощности. Очень неравномерно потреблял электроэнергию прииск «Комсомолец», дающий на станцию большие толчки, которые нарушали её нормальную работу.
Весной 1943 года прииски Чай-Урьинской долины часто грешили перерасходом электроэнергии. Необходимо было привести в соответствие фактический расход энергии с установленными приискам лимитами. Отрицательно сказывалась на работе электростанции и задержка с получением плана отпуска электроэнергии. Например, лимит по приискам на март Аркагалинская РЭС получила только 11-го марта.
Результаты работы АРЭС за промывочный сезон 1943 года
Можно сказать, что за период промывочного сезона к августу 1943 года работа Аркагалинской РЭС у потребителей стала более стабильной и перестала вызывать у потребителей столько нареканий.
В соревновании электриков Колымы коллектив Аркагалинской станции добился выполнения выработки энергии на 107,4%, при экономии 30—40% смазочных материалов. Первенство завоевала смена дежурного инженера Промезова и лучшего сменного механика Муравского.
Отличных результатов добились машинист Воротилин и кочегар Прохватило, выполнявшие план выработки энергии на 126%, заслуженно занявших первое место. За двоих работал машинист Зароднев, управляя двумя локомобилями. Высокие показатели были и у кочегара Михайлова. Обеспечили хорошую работу смен слесарь Бекнев, проводивший ремонт и наладку машин, и моторист Баснин.
Вместе с этой сменой в ряду знатных людей станции стояли стахановец промсезона 1942 года машинист Юдин, награждённый правительством. Он и в этом году вместе своим бывшим кочегаром, а теперь помощником машиниста отличником Шалыгиным, являются рекордсменами по выработке энергии, их результат — 127% плана.
На доске Почёта станции — имя кочегара Кивязова. Хорошо изучив своё дело, он забрасывал топливо ровным, тонким слоем, стараясь получить наиболее полное его сгорание. Этим он облегчал себе чистку топки, которую и проводил, избегая снижения давления пара в котле. Опыт Кивязова служил примером для многих кочегаров станции, которые ещё не добились одновременной производительной и экономичной работы.
Итоги работы за 1943 год
Коллектив Аркагалинской районной электростанции в соревновании с Берелехской добился в 1943 году значительных успехов. Годовой план выработки электроэнергии был выполнен досрочно ещё 1 декабря при высоком коэффициенте использования мощности станции и солидной экономии смазочных материалов. Это позволило снизить себестоимость киловатт-часа электроэнергии на 3%.
Отсутствие резерва мощности требовало от коллектива большого напряжения в работе. Малейшая недисциплинированность потребителей, перебор ими лимита электроэнергии, отсутствие нормальной профилактики резко сказывались на работе станции. Особенно это ощущалось в августе и сентябре, когда станция в течение двух месяцев не имела возможности остановить котлы для промывки. И всё же станция из месяца в месяц систематически выполняла план.
Сознательное отношение обслуживающего персонала, особенно помощников машинистов, и введение эмульсионной смазки цилиндров дало возможность сэкономить большое количество дефицитного смазочного материала.
Одним из элементов, позволившим улучшить работу станции, явилась рационализация. Так, замена балочных колосников на плиточные и установление двухстороннего дутья в выносных топках позволили сберечь сотни тонн угля, ранее проваливавшегося и смешивавшегося с золой под колосниками. Постройка бункера и прокладка от него рельсов для транспортировки угля к топкам избавила котельное помещение от сквозняков, которые мешали нормальной работе котлов. Это же способствовало введению учёта угля. Установление автоматического клапана, предложенного Кибаловым для питания инжекционного колодца, облегчило труд кочегаров. В 1943 году электромонтёры Никитин и Стумбин сделали оплёточный станок, оборудовали сушильный шкаф в электроцехе для сушки моторов и освоили перемотку моторов на месте.
В борьбе за переходящее красное знамя «Лучшей электростанции Дальстроя» и переходящую красную призовую звезду электростанции выявились лучшие бригады и люди. Машинист Болдин выдвинут сейчас в сменные механики, помощник машиниста Шалыгин, ныне машинист локомобиля № 6. Машинист Карпов, помощник механика Смирнов, кочегары Туковский и Михайлов в течение всего сезона держали на локомобиле № 6 красную призовую звезду. Они добились большой выработки электроэнергии и в отдельные месяцы доводили коэффициент использования своего агрегата почти до единицы.
Впервые в 1943 году было введено обслуживание одним машинистом двух локомобилей. Инициатором многоагрегатного обслуживания явился машинист член месткома Загородний. Он весь промывочный сезон работал на двух машинах один.
Хорошие результаты у машинистов Терехова, Вязинкина, Дерендяева, помощника машиниста Скачкова, кочегаров Степанова и Павлова, ремонтных слесарей Бекнева, Захарченко и других.
Неплохо работали на своём участке дежурные распредустройства Петров, Валеев и дежурный понижающей подстанции Шувалов.
Взлёты и падения 1944 года
В начале 1944 года по ряду причин работа Аркагалинской электростанции вновь стала вызывать нарекания потребителей. Перерывы в подаче электроэнергии на прииски Чай-Урьинской долины издёргали и бурщиков, и инженеров.
В начале января по вине обслуживающего персонала из строя вышла машина № 6. Правда, эта машина должна была останавливаться на профилактику, но ремонт следовало закончить к 24 января, а ещё 9 февраля машина не работала: не была готова вышедшая из строя деталь.
При проверке положения дела на электростанции начальником Энергоотдела Главного Управления Дальстроя Певзнером выяснилось, что Чай-Урьинское управление не в полной мере помогает электростанции. Ряд материалов (например, баббит) предназначенный станции по адресу не попадает, станция не получила нужного ей листового железа и т.п.
Топливный голод
На станции бывали дни, когда топки оставались без угля из-за скверной работы автотранспортников, которыми руководил Чекмарев. Напомним, что расстояние от электростанции до шахты составляло всего пять километров… Исключительно плохо была организована погрузка машин углем, которая занимала до трёх с половиной часов.
Переданные из состава Аркагалинской электростанции в Аркагалинский угольный район шахты (четвёртый участок) не обеспечивали бесперебойное снабжение углем станции в нужном объёме. Начальник четвёртого участка Однопозов не справлялся с поставленными задачами, а начальник Аркагалинского угольного района Голубев и главный инженер Краснопольский мало уделяли внимания на положение дел на четвёртом участке и не удосуживались навести там порядок.
Бесперебойность снабжения электроэнергией предприятий Чай-Урьинской долины зависило также от качества работы четвёртого участка Аркагалинского угольного района, где постановка дела была исключительно безобразной: оборудование шахты пришло в упадок, вагонетки разбиты, лебёдка работала кое-как и так далее.
Наращивание мощности
Можно сказать, что апрель 1944 года стал переломным для нормальной работы Аркагалинской РЭС. Введение в эксплуатацию двух блоков паротурбинной АРЭС-1 позволило не только поднять мощность вырабатываемой электроэнергией, но и создать горячий резерв для ремонта и обслуживания агрегатов станции. И в скором времени это дало о себе знать.
Майские победы 1944 года
Так, уже в майском соревновании среди электростанций коллектив Аркагалинской электростанции занял первое место, выполнив план выработки электроэнергии на 118%. Экономия горючего составила 26,5% проц.
Коллективу Аркагалинской электростанции (начальник Камкин, секретарь парторганизации Терехов, председатель месткома Никерин) было присуждено переходящее красное знамя Главного и Политического управлений и Окружкома профсоюза, а также денежная премия 3.000 рублей.
«Подарки» угольщиков
К сентябрю 1944 года электростанция оказалась поставлена в чрезвычайно затруднительное положение из-за нехватки топлива. Дело дошло до того, что был сожжён даже 10-дневный аварийный запас угля.
Причина заключалась снова в плохой работе четвёртого участка Аркагалинского угольного района, где выдача угля на-гора упала так резко, что начальник электростанции Камкин был вынужден запросить помощи в ЧГПУ. С 11 по 20 августа 1944 года для нужд электростанции автобаза Чай-Урьи вывезла до 400 тонн угля. Но и это не спасало положения, расходуя в сутки 100—118 тонн, станция быстро оказалась на «голодном пайке», накануне остановки.
Катастрофическое положение заставило руководителей электростанции пойти на риск. Решали испробовать в топках локомобилей уголь из отвала добычи четырёхлетней давности на Кадыкчанских разработках. Попытка привела к остановке одного котла — требовалась чистка топки.
Дело доходило до курьёзов. Заместитель начальника электростанции по хозяйственной части Курбатов, а нередко и сам Камкин были вынуждены «дежурить» у шахт четвёртого участка в ожидании минут, когда горняки, выдадут на-гора долгожданную вагонетку угля, торопить погрузку его в автомашины и нервничать от предчувствия, что вот-вот с электростанции сообщат: «Топки погашены…».
Итоги на сентябрь 1944 года
К сентябрю 1944 года Аркагалинская РЭС снабжала электроэнергией крупнейшие прииски — «Большевик», «Комсомолец», «25 лет Октября» и другие.
В мае 1944 года Аркагалинский энергокомбинат, в составе локомобильной АРЭС-1 и паротурбинной АРЭС-1, получил от Главного Политического Управления Дальстроя и Окружкома союза переходящее красное знамя и высокую оценку работы со стороны ВЦСПС и Наркомата Внутренних дел СССР за высокие технические и хозяйственные показатели работы, за высокий коэффициент использования мощности машин, за экономию топлива.
За работу в июле Аркагалинскому энергокомбинату вторично присуждено переходящее красное знамя Главного и Политического управлений Дальстроя и Окружкома союза. Использование мощности за июль по турбинам достигло 109,5%, а по отдельным локомобилям — 122—140% при экономии 18% топлива против нормы.
Секретарь парторганизации Терехов, председатель месткома Никерин, начальник станции Камкин, главный инженер Мельников.
(Стоит сделать отступление. В периодической печати за 1944 года Аркагалинская электростанция уже обозначается как Аркагалинский энергокомбинат, а не как Аркагалинская РЭС. Но стоит отметить, что согласно документам ГАМО преобразование электростанции в Аркагалинский энергокомбинат Дальстроя произошло в апреле 1945 года. Вот такая вот несостыковка. При получении других документов эта неточность будет исправлена — О.В.)
Перевыполнение плана, возрастание производства электроэнергии, экономия топлива, снижение себестоимости киловатт-часа в июле на 5% и в августе — на 16%, один миллион рублей прибыли с начала года по сентябрь — таковы итоги трудового пути коллектива. В общей сложности с марта по август рабочие АРЭС получили более 100 тыс. руб. премиальных выплат.
Итога августа — самого напряжённого месяца промывочного сезона — говорят о большой подготовке и напряжённой работе. Увеличенный план выработки электроэнергии был выполнен на 109% при экономии топлива на 7,6% снижении и снижении себестоимости киловатт-часа на 25%.
Широко развёрнутое социалистическое соревнование между сменами и бригадами неизменно приводило коллектив к победе в единоборстве с Тасканским энергокомбинатом.
Наилучшие результаты работы имели работники турбинной электростанции, с самого начала обогнавшие плановые показатели. Здесь на первое место вышла смена старшего машиниста турбин Попова, получившего за отличную работу премию. За хорошую работу занесены на Доску почёта машинисты турбин Лобанов и другие, кочегары Шалыгин и другие.
Не хотели сдавать своих позиций работники локомобильной станции Волгин и Кивязов, выполнившие в августе 120% плана и сэкономившие 12% топлива.
Высокопроизводительный труд стахановцев позволил коллективу выделить к началу осени 1944 года часть работников электростанции для монтажа третьего блока. Использовав опыт строительства первых блоков, строители и монтажники полностью собрали котёл и турбогенератор. Была достигнута значительная экономия рабочей силы по сравнению с монтажными работами первых блоков.
Из газетной заметки от 29 сентября 1944 года: «При рассмотрении итогов Всесоюзного соревнования коммунальных электростанций в августе ВЦСПС и Наркомат Электростанций СССР решением от 11 сентября присудили Аркагалинской ГЭС Дальстроя второе место с выдачей денежной премии в размере 20 тысяч рублей.
НКВД СССР поздравляет работников Аркагалинской ГЭС с достигнутыми успехами и выражает уверенность, что и другие электростанции Дальстроя добьются передовых показателей в своей работе.
Зам. Наркома внутренних дел СССР А. ЗАВЕНЯГИН».
(В газетной заметке вкралась неточность, речь идёт не о Аркагалинской ГЭС, а скорее о Аркагалинской РЭС. Газетная ошибка — О.В.)
Итоги 1944 года
В конце 1944 года на электростанции совершилось ещё одно знаменательное событие — был сдан в эксплуатацию третий блок турбинной АРЭС-1.
Осенью отделом капитального строительства управления было развернуто строительство высоковольтной электролинии Нексикан — прииск им. Фрунзе — «Челбанья». Были построены и приняты в эксплуатацию 4 понизительные подстанции, одновременно с монтажом подстанций производился ремонт электрооборудования для них.
В последнем квартале 1944 года получили энергию Нексикан, центральные ремонтно-механические мастерские, прииски «Незаметный», «Октябрьский» и шахта «Кадыкчана». 31 декабря 1944 года дан ток приискам Западного управления — им. Фрунзе и «Челбанье».
В результате на прииске им. Фрунзе были остановлены 11 маломощных агрегатов, работающих на всех видах топлива. В связи с подключением «Челбаньи» к Аркагалинской станции была остановлена и демонтирована Челбаньинская районная электростанция, потреблявшая в сутки 35—40 тони привозного аркагалинского угля.
В 1944 году Аркагалинская районная электростанция (АРЭС) выполнила план по выработке электроэнергии на 108%, а по товарной продукции — на 116%. На 20% была снижена себестоимость киловатт-часа. Годовая экономия составила более 2 миллионов рублей.
В течение года коллектив АРЭС дважды завоевал второе место во Всесоюзном соревновании.
Узкоколейка
Долгое время у АРЭС возникали большие затруднения в доставке топлива из Аркагалинского угольного района на электростанцию. К апрелю 1945 года этот вопрос снят с повестки дня — была запущена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога от шахты до станции.
Своими силами коллектив электростанции изготовили два мотовоза, оборудованных моторами «ЗИС-5» и 8 вагонов типа «Вестерн», также пришлось достраивать и 300 метров железнодорожного полотна.
Сдача дороги в эксплуатацию значительно улучшила снабжение электростанции топливом, в начале апреля на угольном складе электростанции лежало 750 тонн угля.