Берелёхская электростанция

Район деятельности ЗГПУ. Фрагмент карты Дальстроя из фондов МОКМ.

Район деятельности ЗГПУ. Фрагмент карты Дальстроя из фондов МОКМ.

Для обеспечения электроэнергией будущей Берелёхской обогатительной фабрики и близлежащих приисков «Ударник», «Стахановец» и «Линковый» в 1938 году было запланировано строительство Берелёхской  локомобильной электростанции. Местом возведения будущей электростанции было выбрано в районе устья реки Табоги.

1939 год

Строительство Берелёхской электростанции

Для строительства Берелехской локомобильной станции 15 декабря 1938 года была организована Берелёхская строительная контора управления капитального строительства.

Весной 1939 года было принято решение о переносе места строительства будущей электростанции на площадку, где шло возведение обогатительной фабрики (в 4 километрах от запланированного места). В связи с переносом места строительства 5 марта 1939 года сооружение электростанции и Берелёхской обогатительной фабрики было объединено. Начальником строительства Берелёхской обогатительной фабрики и электростанции назначили И.К. Белова, все рабочие и инженеры стройконторы перешли в его подчинение.

Строилась Берелёхская электростанция с многочисленными нарушениями, о чём неоднократно говорили специалисты, и что впоследствии дало о себе знать.

Строительство было станции начато без проекта, смет и генерального плана, со скудными геологическими, топогеодезическими и в особенности гидрологическими изысканиями. 

Технический проект станции был не доработан, отсутствовали проектные документы по кольцеванию локомобилей, электромонтажным работам, промышленной вентиляции, канализации и т.д.

Устанавливаемые на электростанции локомобили были все различных марок и порой не в самом лучшем техническом состоянии, что впоследствии прибавило хлопот эксплуатационникам.

Но самой большой проблемой для Берелёхской электростанции на весь срок её работы и существования стало опрометчивое решение вопроса о снабжении электростанции водой.

Ещё летом 1939 году специалистами Промбанка было обращено внимание Западного управления и Отдела капитального строительства Дальстроя на то, что вариант водоснабжения из реки Берелёх ни в коей мере не обеспечит зимой электростанцию.

Для решения этого вопроса комиссией под предводительством начальника Отдела капитального строительства Герасимова без предварительных подробных изысканий и проверки запасов воды было вынесено решение осуществлять постоянный водозабор из ближайших двух озёр.

Проектом предусматривалось для зимнего времени циркуляционное водоснабжение с использованием двух озёр в качестве прудов-охладителей. При их ёмкости в 30 000 кубометров нормальная работа станции была бы обеспечена с января по май, то есть на период замерзания реки Берелёх.

Но, судя по всему, из-за желания снизить себестоимость и ускорить строительство, вместо принятого проектом циркуляционного водоснабжения была сделана прямоточная система к одному из озёр. Что, в свою очередь, в первую же зиму привело к «водяному» кризису.

Запуск в эксплуатацию

Электростанция была сдана в эксплуатацию в сентябре 1939 года со значительными недоделками и дефектами, мешающими нормальной эксплуатации и способствующими преждевременному износу оборудования.

Отсутствовали градирни, дымосос, водяной экономайзер, вентиляция, промышленная канализация.

Первые итоги

За четыре месяца работы эксплуатация незаконченного объекта привела к ряду аварий и к разрушению сооружения. За это время вышел из строя генератор, произошло 5 аварий локомобилей. Один локомобиль был сдан в эксплуатацию в неисправном состоянии, его так и не смогли ввести в работу до конца 1939 года. 

Не всё было хорошо и с самим зданием электростанции. Недосмотр эксплуатационников, повлёкший деформацию трёх стропильных ферм стен и разрушение железной кровли, отсутствие отопления и вентиляции привело к обрушению штукатурки и плесневению стен (не менее 41% поверхности).

А без воды…

Река Берелех промёрзла до дна в начале зимы 1939–1940 года. «Озёрный» вариант должен был по плану обеспечить электростанцию водой на 4–6 месяцев. Но в отступлении от проекта была сделана не циркулярная, а прямоточная система и вода из озера забиралсь без возврата горячей воды со станции, что и привело к истощению водоёма в течение 13 дней эксплуатации.

Выкачанное озеро было решено соединить с другим, значительно большим, к которому, в свою очередь, предполагалось провести от станции трубопровод для отвода горячей воды. Осуществлением этого проекта проблема водоснабжения была бы решена, но руководители Западного управления приостановили работы по проводке трубопровода.

Было принято решение «механизировать» подачу воды к локомобилям путём получения воды из топлёного льда и подвозки автомашинами из двух озёр. Это повысило стоимость киловатт-часа до 4 рублей. Таким образом, не одна сотня тысяч рублей оказалась выброшенной на ветер.

1940 год

К апрелю 1940 года Берелёхская электростанция снабжала электроэнергией два крупных прииска Западного управления — «Стахановец» и «Ударник», работа этого предприятия на три четверти решала успех промывочного сезона приисков. 

Между тем электростанция зиму 1939–1940 годов проработала с большими перебоями, а за первые два месяца 1940 года дала 365 000 рублей убытку. В феврале 1940 года стоимость киловатт-часа энергии составила 4, 50 рубля, в марте — ещё больше. 

Ни дров, ни воды…

Помимо «водяного» кризиса, о чём говорилось ранее, и который так и не был решён, на электростанции назревал и «топливный» кризис…

За зиму 1939–1940 годов Берёлехская электростанция полностью выработала выделенный ей лесной массив, находившийся в 30 километрах от неё.

 На станцию дрова доставлялись автопарком электростанции по зимнику, а летом — сплавом по реке.

Небольшой автопарк электростанции зимой едва справлялся с перевозкой топлива. Были дни, когда станция имела запас дров лишь на несколько часов работы. Весной 1940 года положение с топливом не улучшилось и запас дров на станции были минимальный, которого не хватило бы даже на время весенней распутицы. 

Стоит сказать, что электростанции для работы требовалось в день не менее 200 кубометров дров.

Но близлежащих лесных массивов Берёлехской электростанции могло хватить только на год-два работы и требовалось искать новые источники топлива. Одним из проектов в качестве топлива рассматривался торф, залежи которого находились недалеко от станции. 

Берелёх и Магадан

Особого внимания руководства Западного управления заслуживали факты нездорового отношения к нуждам электростанции со стороны некоторых организаций. Так, Магаданский авторемонтный завод в течение семи месяцев не выполнил заказ электростанции на изготовление крышек и поршневых колец цилиндра низкого давления к локомобилю «СК-4», вследствие чего одна из машин не работала более полугода. 

Прииски и электростанция

Думаю, стоит также поговорить о взаимоотношениях приисков и Берелёхской электростанции осенью 1940 года.

На совещании партийно-хозяйственного архива Западного управления 28 августа 1940 года начальник Берелёхской районной электростанции Рыбчинский заявил следующее: «Электроэнергией снабдить прииски «Ударник» и «Стахановец» я могу с избытком! Пусть только они сами этого захотят. Они сами у меня не берут энергию!». Насколько заявление Рыбчинского соответствовало истине можно понять, если обратиться к состоянию дел на приисках, которые снабжала электроэнергией БРЭС.

Прииск «Стахановец»

Начиная с 30 августа прииск «Стахановец» систематически не получал необходимых объёмов электроэнергии от станции. Так, в течение всей ночной смены 31 августа промприборы — «американки» № 3 и № 1 останавливались десятки раз.

На приборах № 5 и № 2 не успевали загрузить приборы песками, как сразу же понижалось напряжение. Начальники приборов настолько привыкли к «баловству» районной электростанции, что даже не реагировали на это.

Прииск «Ударник»

Ко 2 сентября для ряда забоев этого прииска «Ударник» срочно потребовались трапы, которые собирались изготовить на местной пилораме. Утром, когда приступили к распиловке древесины, прекратилось поступление электроэнергии. Подачу напряжения восстановили через 8 часов, в результате была сорвана работа промывочных приборов.

Вообще 2 сентября для прииска «Ударник» было днём испытаний. В течение часа из-за отсутствия энергии простоял на втором участке прибор № 9. С большими перебоями, начиная с 12 часов дня и до 8 вечера, работали приборы № 14 и № 13 на пятом участке. 

Коллектив шестого участка с огромным нетерпением ожидал выход из ремонта 3 бойлеров и 10 вагонеток. Электросварщики прииска, учитывая важность своевременного ремонта этого оборудования, прилагали все силы, чтобы скорее сдать заказ. Но из-за недостачи энергии и электросварщики простояли 8 часов.

Работники БРЭС, главный механик Маталин и главный электрик Карцев, часто «радовали» прииски «Стахановец» и «Ударник» сообщениями такого рода: «Ваш прииск ограничивается с 11 часов утра до 4 часов дня потреблением электричества до 30 киловатт». А бывало и так, что электростанция не удосуживалась заранее предупредить прииски об ограничениях в подаче напряжения и тогда работа приборов и механизмов замирала. 

Летом 1940 года партийная комиссия Западного управления предупредила руководителей электростанции, что если они не улучшат работу и по их вине прииски не будут выполнять план, то их привлекут к строжайшей партийной ответственности. Руководители станции из этого предупреждения никакого урока для себя не извлекли. Как итог — 4 сентября приказом по Западному управлению Рыбчинскому был объявлен выговор за безобразную работу по снабжению приисков электроэнергией. 

Сентябрьский паводок 1940 года

В результате паводка в сентябре 1940 года были разрушены дороги, по которым осуществлялась подвозка дров к Берелёхской электростанции. После того, как в топках котлов сгорели последние запасы топлива, станция была остановлена. Без электроэнергии были прекращены работы на приисках «Стахановец» и «Ударник». Только через несколько дней удалось решить проблему с доставкой топлива на станцию, и она начала выдавать электроэнергию приискам.

По итогам 1940 года Берелёхская районная электростанция выполнила план по производству энергии всего лишь на 59%, что негативно отразилось на ходе выполнения плана приисками «Стахановец» и «Ударник».

1941 год

На 1 января 1941 года на БРЭС было установлено пять локомобилей, суммарная мощность электростанции составляла 900 кВт. На должности начальника Берелёхской районной электростанции работал В. Киселев.

Предмайские обязательства

Весной 1941 года предмайское социалистическое соревнование охватило все предприятия Запада. Вслед за горняками начали соревноваться и работники крупнейшей на западе Берелёхской районной электростанции.

27 марта 1941 года, по завершению ремонтных работ, были запущены в работу локомобили «СК-4» и «СК-6». После этого для ремонта, были остановлены два других локомобиля «ЛМ-8». Рабочие, приступив к ремонтным работам, обязались закончить их через неделю.

К концу марта был готов к запуску в эксплуатацию и локомобиль «ЛМ-5», он уже был отремонтирован и опробован. Энергетики взяли на себя обязательство — к 5 апреля отремонтировать и полностью подготовить все агрегаты станции.

Не менее важное обязательство взял на себя коллектив БРЭС по обеспечению топливом станции на всё время весенней распутицы. Они решили создать к 1 мая запас дров на складе, рядом со станцией, в несколько тысяч кубометров. Треть заготовленных дров подвезли к автодороге, часть остальных была вывезена на берег реки, их планировалось доставить на станцию сплавом.

К апрелю 1941 года Берелёхская районная электростанция снабжала электроэнергией два ведущих прииска Запада — «Ударник» и «Стахановец». Коэффициент использования электростанции в январе — феврале 1941 года составлял 0,47. Несмотря на полную исправность всех машин, станция работала не на полную мощность. Так, по фидеру «Ударник — Стахановец» коэффициент мощности равнялся 0,67, что говорило о плохом использовании электроэнергии потребителями.

Деньги и косинус фи

Весной 1941 года прииски оплачивали только активную мощность, реактивная же мощность потребителями не учитывалась и не оплачивалась. При низком коэффициенте использования потребителем электроэнергии на электростанции ухудшались экономические показатели — перерасходовалось топливо, смазка, увеличивался обслуживающий персонал, и электростанция не могла работать в полную мощность.

К началу мая руководством Берелёхской электростанции было решено ввести дифференцированную оплату за потребляемую электроэнергию. Нормальным считался косинус фи в пределах 0,80. Потребитель, имеющий косинус фи ниже 0,80, должен был выплачивать штраф, а выше 0,80 — при расчётах получал скидку. Такая система оплаты должна заставить потребителей вести борьбу за улучшение коэффициента мощности, особенно в промывочный сезон, когда каждый киловатт энергии был на счету.

Для повышения коэффициента мощности на электростанции был включён генератор с синхронным компенсатором, что дало косинус фи  на станции в пределах 0,95—0,97. Вместо четырёх локомобилей, необходимых для обеспечения потребной мощности приисков при косинусе фи в 0,67, работали три локомобиля, а два находились в холодном резерве.

Текущие вопросы

И если состояние механизмов и агрегатов электростанции и руководства БРЭС сомнений не вызывали, то снабжение топливом электростанции во время весенней распутицы оставался открытым.

Количества автомашин, которые доставляли дрова на станцию, едва хватало, чтобы обеспечить топливом БРЭС только для текущей потребности. Для нормальной работы станции в период весенней распутицы требовалось создать месячный запас дров, который при такой работе транспорта создать было нереальной задачей.

Также для бесперебойной работы станции летом требовалось произвести гидроизоляцию борова и установить дымосос. Отдел капитального строительства запада должен был заниматься этими вопросами ещё летом 1940 года, но и весной 1941 года ничего не было сделано.

Ударники БРЭС и успехи

Страницы газет сохранили имена тех, кто ударно трудился в те года на Берелёхской электростанции.

Среди них старший инженер-электрик Карцев, хорошо организовавший работу электрической части станции. Он оборудовал электролабораторию и обеспечил точность показаний контрольных измерительных приборов. 

Дежурные инженеры-электрики Левант и Ермилов успешно боролись за нормальный режим в работе станции, за экономию топлива.

Отмечался за добросовестный труд и главный механик Моталин, который обеспечивал нормальную работу локомобилей и всей станции. 

Ударная работа коллектива Берелёхской районной электростанции принесла свои плоды — станция перевыполнила план по производству электроэнергии за июль 1941 года.

Также работники БРЭС обязались до конца промывочного сезона выполнить по основной продукции удвоенный план и полностью обеспечить в августе потребность приисков в электроэнергии.

Торф вместо дров

В 1941 году в связи с катастрофической нехваткой топлива для Берелёхской электростанции было принято решение замене древесины на торф в качестве топлива.

Для этого летом 1941 года силами Местпрома ЗГПУ была начата добыча торфа на участке «Бургали», расположенного вблизи Берелёхской районной электростанции. По плану на участке планировалось добыть заготовить 4 000 тонн торфа. Всего же за сезон 1940 года было заготовлено 2172,30 тонны или 54,3% от плана.

Если судить по немногочисленным заметкам в периодической печати тех лет, то сами энергетики предпочли бы переход с древесины на аркагалинский уголь и не горели особым желанием осваивать торф в качестве топлива.

1942 год

Передача оборудования

Из распоряжения № 42 по ГУСДС от 31 января 1942 года: «Для выполнения плана ЧУГПУ в 1942 году требуется увеличение мощности АРЭС на один локомобиль. Укомплектации АРЭС и БЭС локомобилями одной марки…»

Согласно распоряжению, начальнику ЗГПУ Нагорнову предписывалось демонтировать на Берелёхской электростанции локомобиль «ЛК-4» комплектно с генератором и передать Аркагалинской электростанции (АРЭС) не позднее 15 марта 1942 года.

Локомобиль ЛМ-8. Фото из свободных источников.

Локомобиль «ЛМ-8». Фото из свободных источников.

Взамен переданного БРЭС должна была получить от Колымснаба локомобиль «ЛМ-8» комплектно с генератором не позднее 15 февраля 1942 года. Полученный локомобиль предписывалось ввести в эксплуатацию не позднее 15 апреля 1942 года.

Положение дел на начало промывочного сезона

 Одним из основных условий успешной работы электростанции в летнем промывочном сезоне была своевременная подготовка и качественный ремонт агрегатов. Локомобили электростанции, работавшие зиму с частыми перебоями из-за отсутствия воды в реке, к промывочному сезону подготовить не успели. Кроме того, требовалось смонтировать и в первые же весенние дни запустить в эксплуатацию новый локомобиль.

Но коллектив электростанции справился с поставленными задачами и к началу промывочного сезона ремонт всего оборудования станции был закончен. Из репортажа газете «Советская Колыма» старшего механика БРЭС Власова: «Ремонтные работы, протекали в сжатые сроки. При этом значительную часть рабочих пришлось использовать на заготовке льда для питания котлов, чтобы не остановить станцию. Коллектив ремонтников решил тогда работать безостановочно, в две смены. На каждый день каждой бригаде были разработаны наряды-задания, устанавливающие конкретные сроки и объёмы. В результате ремонт первой машины был проведён за 7–8 суток. Столько же потребовалось на ремонт второй и затем третьей.

Объём ремонта намного превзошёл намеченный. Приходилось использовать все резервы, чтобы не просрочить окончание работ. Большую инициативу проявил коллектив механиков.

Надо отметить большую помощь в ремонте локомобилей машиниста Баранова, кочегаров Кайгородова и Мезенцева.

Сейчас коллектив готовится к пуску станции на полную мощность».

Фото из газеты «Советская Колыма» от 9 июня 1942 года.

Фото из газеты «Советская Колыма» от 9 июня 1942 года.

Приказ о начале соревнования энергетиков Колымы встречен на Берелёхской электростанции с энтузиазмом. Состоялось собрание руководящего состава, затем прошли собрания по сменам, были приняты следующие обязательства:

  • держать нормальное напряжение и частоту при коэффициенте мощности у потребителей не ниже 0,8;
  • строго придерживаться норм расхода топлива и смазочного; снизить себестоимость киловатт-часа на 3 процента; организовать сдачу отработанного масла в количестве 50 процентов от потребляемого;
  • организовать семинары для повышения технического уровня обслуживающего персонала.

Переход на вольнонаёмный состав

Осенью 1942 года, согласно приказу № 067 по ГУСДС от 15 октября 1942 года, Берелёхская электростанция ЗГПУ была переведена на вольнонаёмный состав, с заменой всех заключённых. Это привело, в свою очередь, к нехватке жилищного фонда электростанции и к необходимости жилищного строительства.

1943 год

Дело — дрова

В феврале 1943 года прииски «Стахановец» и «Ударник», получающие электроэнергию от БРЭС, оказались на голодном энергетическом пайке, что сильно сказалось на добыче песков. Только за пять дней февраля прииски недополучили энергии 23 517 киловатт-часов. 

Такая ситуация возникла в первую очередь из-за отсутствия топлива на станции. Стоит сказать, что к этому времени лесные массивы вблизи станции приказали долго жить, попытка перевести БРЭС на торф также успехом не увенчалась (в связи с ликвидацией торфодобычи на Колыме) и сбылась мечта энергетиков — электростанцию перевели на аркагалинский уголь.

Автобаза ЗГПУ (начальник Кондратьев), которая должна была доставлять уголь с Аркагалы на электростанцию в необходимом объёме, не справлялась с перевозками. За 8 дней она должна была доставить 160 тонн угля, а привезла всего 65. Из-за недостатка топлива в январе локомобили БРЭС простояли 888 машино-часов. 

Понадеявшись на привозной уголь, руководители электростанции (начальник Киселёв) сняли с себя всякую заботу о заготовке дров. Если в январе 1942 года коллектив станции заготовил хозяйственным способом 3 052 кубометра дров, то в январе 1943 года было завезено лишь 163 кубометра.

Надежда на уголь изрядно подвела энергетиков, на топливном складе отсутствовали какие-либо запасы топлива. В результате к февралю 1943 года в топках электростанции уже сгорело 6 жилых и служебных построек.

Подготовка к промывочному сезону

В марте 1943 года положение дел на станции всё так же оставляло желать лучшего. За пять дней марта Берелёхская электростанция недодала только одному участку «Задернованный» 6 207 киловатт электроэнергии — 60% потребности участка.

Дежурные у щитов электростанции дезорганизовывали горняков участка, отдавая на день дюжину распоряжений: то срочно отключайтесь, то немедленно принимайте нагрузку. Как правило, со станции сообщали горнякам завышенное против фактического напряжения в сети и когда в шахтах включали механизмы, электроэнергии не хватало. 

Подготовка к промывочному сезону на станции 1943 года шла медленными темпами. Так, к концу апреля на БРЭС (старший механик Власов), ремонтные работы были выполнены только наполовину. 

Результаты июля

Надо сказать, что летом 1943 года БРЭС так и не удалось преодолеть свои насущные проблемы и выйти в передовики. По итогам работы за июль Берелёхской электростанцей план по выработке электроэнергии выполнен не был, при этом был допущен перерасход топлива и смазочного масла.

Осенние итоги

К осени 1943 года на электростанции разворачивалось предоктябрьское соревнование между машинными бригадами, сменами, цехами.

Коллектив Берелёхской электростанции стремился в соревновании с Аркагалинской и Сеймчанской электростанциями одержать победу и завоевать переходящее Красное знамя Дальстроя.

По итогам работы в августе, впервые за время существования электростанции, был выполнен план выработки электроэнергии. Расход топлива снижен на 3,4%, сэкономлено 18,9% машинного масла.

Прииски Западного управления в полной мере были обеспечены электроэнергией.

В борьбе за выполнение взятых обязательств лучших результатов добилась смена механика Лобанцева, которая выполнила план по выработке электроэнергии на 102,8%, сэкономила топливо и 50 килограммов машинного масла.

Среди машинных бригад первое место в соревновании завоевала бригада Куликова (в составе бригады — кочегар Решкин и помощник машиниста Стародубцев)

Кочегар Шереметьев, окончивший стахановскую школу под руководством помощника машиниста Сафронского, заслуженно считался лучшим на электростанции

По инициативе партийно-комсомольской группы был радиофицирован посёлок. Силами коллектива станции было заготовлено 200 столбов для радиолинии, и трудящиеся электростанции получили возможность слушать в общежитиях и столовой.

В октябре продолжалась подготовка электростанции к зиме, заканчивались работы по утеплению производственных и жилых помещений.

1944 год

Расширение электростанции

В течение 1943 года количество потребителей Берелёхской электростанции существенно увеличилось, на промывочный сезон 1944 года ожидалось дальнейшее увеличение нагрузки. В связи с этим руководством ГУСДС было принято решение о расширении Берелёхской электростанции для увеличения её мощности.

8 января 1944 года был выпущен приказ № 13 по ГУСДС, в котором говорилось следующее: «

§1.

Директору Ремонтного завода горно-обогатительного оборудования тов. Каралифтёрову закончить демонтаж и кап. ремонт локомобиля «ЛМ-8» комплектно с генератором, и его электроаппаратурой, находящихся на Запятинской электростанции, упаковать и вывезти своим транспортом на площадку Ремонтного завода к 20 января 1944 года.

§2.

Начальнику Проектно-Изыскательского отдела Дальстроя тов. Крыжановскому выслать проектировщиков на Берелёхскую электростанцию, для составления проекта расширения Берелёхской электростанции, обеспечив выдачу необходимой технической документации для начала производства строительных работ к 24 января 1944 года.

 Срок окончания проекта расширения Берелёхской электростанции 5 февраля 1944 года.

§3.

Начальнику Управления автотранспорта, подполковнику административной службы тов. Маркову обеспечить перевозку локомобиля «ЛМ-8» и генератора от Ремонтного завода горно-обогатительного оборудования до Берелёхской Районной электростанции по требованию Западного горнопромышленного управления. 

§4.

Начальнику Западного горнопромышленного управления подполковнику тов. Сенатову выслать своего представителя для приёмки локомобиля «ЛМ-8» комплектно с генератором от Ремонтного завода горно-обогатительного оборудования в пос. Оротукан.

Выполнение строительно-монтажных работ по расширению Берелёхской Районной электростанции возложить на Западное горнопромышленное управление, со сроком ввода локомобиля в эксплуатацию к промсезону».

В преддверии промывочного сезона

В 1944 года коллектив Берелёхской районной электростанции, включившись во Всесоюзное соревнование электростанций, взял на себя серьёзные обязательства.

После длительного простоя был запущен в эксплуатацию дополнительный агрегат № 2. Ремонтная бригада, возглавляемая механиком тов. Колесниковым, обеспечивала ремонт локомобилей в строго установленный срок. Лучших производственных показателей добились машинные бригады комсомольца Кельдишева, Фадеева и Девяткова.

План выработки электроэнергии в феврале БРЭС выполнила на 3 дня раньше срока.

Большую помощь в работе станции оказывала общественность. Недостаток воды на станции требовал заготовку и растопку льда, ежедневно после работы электрики выходили на заготовку льда.

(Судя по всему, в зиму 1943–1944 вопрос с водоснабжением на электростанции так и оставался открытым — О.В.)

В марте 1944 года работы по расширению станции продолжались , был закончен котлован под фундамент, изготавливалась опалубка под бетон. Работы тормозила задержка в подготовке оборудования. По приказу Главного управления ещё в январе должен был демонтирован и отправлен в капитальный ремонт на Оротуканский завод локомобиль Запятинской электростанции. Но демонтаж локомобиля был начат только в марте. 

Тем не менее, строительные и монтажные работы по установке нового локомобиля планировалось закончить к 1 мая. 

Энергетики Берелёхской РЭС во Всесоюзном соревновании намеревались добиться получения Переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны и первого места в соревновании с Аркагалинской в Омсукчанской электростанциями.

Что же из этих намерений получилось в результате на самом деле, выяснилось буквально через три месяца, очень скоро…

В Багдаде всё спокойно…

Из заметки в газете Советская Колыма от 25 июня 1944 года: «В кабинет начальника Берелёхской электростанции, запыхавшись, вбегает машинист локомобиля Москаленко.

— Тов. Гладышев, говорит он с гневом в голосе,— я принял сейчас смену и обнаружил дефекты в работе золотника. Прошу сменного механика Туманевича записать эти дефекты в журнал, а тот отказывается и велит приступать к работе без всяких записей. В кабинет вызывается сменный механик. Выясняется, что золотник действительно не в порядке.

— Но ведь я и так знаю, что его ремонтировать надо, — оправдывается механик Туманевич — Зачем же ещё записывать? Да и на чём писать? У нас уже давно нет дефектного журнала, а записи мы изредка делаем на клочках бумаги. Этот эпизод, как нельзя лучше характеризует положение дел на Берелёхской электростанции. Безответственность, несоблюдение элементарных правил эксплуатации локомобилей — вот стиль работы руководителей станции».

На протяжении мая и июня 1944 года Берелёхская электростанция держала прииски «Ударник» и «Стахановец» на голодном энергетическом пайке. В мае план выработки электроэнергии был выполнен на 93%, при этом угля перерасход угля был на 11% выше нормы, а убытки достигли 25 000 рублей. За первую декаду июня работа станции ещё более ухудшилась. План выработки электроэнергии составил всего 84%, а пережог угля достиг 60% сверх нормы.

В чём же дело? Почему Берелёхская электростанция, которая успешно выполняла план первого квартала, стала лимитировать работу горняков Запада? Основными причинами происходящего были плохое качество аркагалинского угля и низкое качество ремонта механизмов и агрегатов станции.

Нам возят уголь из второй штольни,  уголь очень мелкий, попадается много породы. — Так в один голос заявляли руководители станции.

Действительно, качество поставляемого угля оставляло желать лучшего, что, несомненно, приводило к понижению мощности локомобилей и пережогу угля. Но были и другие причины.

Из введенного в эксплуатацию после промывочного ремонта локомобиля № 4 уже на следующий день пар свистел из разных мест машины. Во время ремонта на локомобиле № 4 в результате неправильной сборки мокровоздушного насоса сломались тарелка и решётка. Как выяснилось, механик Колесников передоверил ремонт слесарям, а сам не проверил качество сборки важного агрегата. 

Машина № 3 до ремонта давала до 160 киловатт, а после ремонта её мощность упала до 120 киловатт.

Но все эти факты мало тревожили главного механика Стаханского, который ни ремонтом, ни правильной эксплуатацией машин не руководил, превратившись в простого наблюдателя. 

Много вопросов возникало к наличию и качеству запасных частей локомобилей. Механический цех не успевал изготовлять запасные части, так как всё время был занят на аварийных работах. Хромало и качество изготовляемых запасных частей. Поршневые кольца отливали в центральных ремонтных мастерских Запада из низкокачественного крупнозернистого чугуна, что приводило к значительному сокращению срока их службы.

Не велось на электростанции и борьбы с нарушителями дисциплины и аварийщиками. На локомобиле № 1 по вине машиниста Кельдишева произошёл обрыв трубы маслопровода. В результате безответственной работы машиниста золотник, работающий без доступа масла, настолько раскалился, что пришлось остановить локомобиль и менять золотниковые кольца. Но начальник электростанции Гладышев не счёл нужным отметить этот возмутительный случай в приказе по электростанции и виновник остался безнаказанным.

На низком уровне среди машинистов и кочегаров находилась и дисциплина. В течение одного дня сменные механики Туманевич и Нешин и машинист Чижов совершили прогул, на что сквозь пальцы смотрели руководители станции и партийная организация.

После статьи в газете

После опубликования заметки о плохом качестве ремонта локомобилей на Берелёхской электростанции в газете «Советская Колыма», в конце июня 1944 года на БРЭС состоялось обсуждение статьи на открытом собрании партийно-комсомольской группы. Критика недостатков работы энергетиков была признана правильной и своевременной. Коллектив станции приступил устранению дефектов, имевшихся после ремонта локомобилей.

В июле 1944 года на Берелёхской электростанции в полном объёме был закончен монтаж и ремонт машин, станция имела все возможности для обеспечения приисков электроэнергией.

Даёшь угля!

Очередным препятствием для выполнения плана стали угольщики Аркагалы, отгружавшие на станцию недоброкачественный уголь.

Так, за последние 15 дней июля было получено 130 тонн угля с большой примесью земли, камней в золы. Четвёртого июля водитель Байдуков на автомашине № 12-15 по закладной № 13278 доставил три тонны угольной пыли, в которой не было обнаружено ни одного куска угля. Доставка каждой тонны угля на станцию обходилась в 224 рубля.

Топки Берелёхской электростанции не были приспособлены для сжигания мелкого угля, в результате станции приходилось работать на пяти локомобилях, тогда как при хорошем угле хватало и четырёх. Кроме этого, сжигание мелкого топлива приводила к большому пережогу угля. Частая чистка топок также мешала нормальной работе станции.

1945 год

Дамба на озёрах

Зимой 1944–1945 годов была предпринята очередная попытка преодолеть острый недостаток в воде зимой, существовавший с момента запуска Берелёхской электростанции.

В январе 1945 годы были закончены работы по постройке гидротехнического сооружения, которое должно было позволить сохранить уровень воды в озёрах зимой.

Необходимо было найти места утечки воды из озера на площади в 10 000 квадратных метров. По наблюдениям, из озера ежедневно уходило до 500—600 кубометров воды.

Строительство проходило в тяжёлых условиях. Несмотря на трудности, бригада строителей Бердичевского смогла обнаружить место утечки. Здесь построили шестиметровый шпунт, забив его на полутораметровую глубину, и соорудили дамбу.

Мероприятие дало желанные результаты, уровень воды в озёрах в январе поднялся на 19 сантиметров.

Весна 1945 года

Первый квартал 1945 года был БРЭС был отмечен новыми успехами. Люди отдавали все силы, чтобы бесперебойно снабжать прииски электроэнергией, одновременно проводился капитальный ремонт локомобилей. Несмотря на напряжённую обстановку, план первого квартала перевыполнен.

Фото из газеты «Советская Колыма» от 5 августа 1945 года.

Фото из газеты «Советская Колыма» от 5 августа 1945 года.

Проверка выполнения социалистических договоров выявила передовых людей на электростанции. Среди них Христалев — машинист-двухсотник. Его бригада давала лучшие показатели по выработке энергии и по экономному расходованию угля. Не отставала и бригада двухсотника Бочковского. Кочегар этой бригады, Оловянишников за свою работу получил звание лучшего кочегара электростанции.

Дружно работали в смене механика Резванцева, которая была передовой на Берелёхской электростанции. В этой бригаде люди первыми включились в предмайское соревнование, по ним равнялись и другие смены.

Осень 1945 года

В ноябре 1945 года Берелёхская электростанция полностью удовлетворяла нужды приисков Западного управления — «Стахановец» и «Ударник»

Агрегаты станции работали безаварийно, ремонт локомобилей и генераторных установок производился своевременно.

Но если с выполнением плана по выработке электроэнергии вопросов не возникало, то с экономией топлива было всё не так хорошо. За 20 дней ноября смена дежурного инженера Степанова выполнила план выработки электроэнергии на 75% процентов, при расходе угля в 132% нормы. Не лучше обстояли дела и в смене дежурного инженера Матюка, где при выполнении плана на 75%, при расходе угля в 126%. 

1946 год

Весной 1946 года Берелёхская районная электростанция снабжала электроэнергией три прииска Западного управления 一«Стахановец», «Ударник» и «Скрытый». От бесперебойной работы электростанции зависела борьба горняков за досрочное выполнение плана добычи подземных песков к предстоящему промывочному сезону.

План выработки электроэнергии за февраль был выполнен на 109%. Смена инженера Матвеева своё месячное задание реализовала на 110%, лучшая машинная бригада комсомольца Кельдишева имела 144% месячного задания.

Отличник-дальстроевец Христанев на обслуживании двух локомобилей добился среднемесячной выработки на 115%. Кочегары Турукало, Ражкин, Мезенцев, Золотухин повседневно боролись за сокращение расхода топлива. Машинист Рыбальченко за хорошую работу был выдвинут на должность сменного механика, в его смене было меньше всего простоев.

Но говоря о передовиках электростанции, стоит упомянуть и тех, по чьей вине прииски недополучили сотни киловатт-часов. Так, машинист локомобиля № 5 Саросеков допустил выплавку мотылевого подшипника. Кочегары Высоцкий и Тюрин допустили течь дымогарных труб. 

К марту 1946 года на Берелёхской электростанции был закончен капитальный ремонт своего паросилового и энергетического хозяйства.

Вода, кирпич, масло и уголь…

Несмотря на все предпринятые меры, водоснабжение электростанции в зимнее время давало повод для тревоги и беспокойства. Для сохранения воды в озёрах на текущие ремонты дамбы затрачивалось много времени и средств, но эффект был далёк от желаемого — вода всё также уходила из озёр в значительных объёмах. Вопрос о зимнем водоснабжении электростанции требовал кардинальных решений. 

Смазочные масла на БРЭС нередко поступали без документов и характеристик, и энергетикам приходилось с ними работать практически вслепую, что, в свою очередь, приводило к преждевременному износу поршневых колец и цилиндров.

Электростанция систематически продолжала пережигать уголь сверх нормы, что приводило к вопросам о правильности эксплуатации паровых котлов. Но разрешение этих вопросов для станционного персонала являлось непосильной задачей, из-за отсутствия каких бы то ни было элементарных лабораторных приборов. Вследствие этого тонны угля уходили в небо.

Возникали вопросы у энергетиков и угольщикам Аркагалы, откуда на станцию отгружали уголь не соответствующий кондиции, в результате за февраль на станции скопилось около 30 тонн породы. Часты были и случаи недогруза машин.

Также были претензии от энергетиков к качеству огнеупорного кирпича производства Аркагалинского кирпичного завода, из которого были сложены выносные топки локомобилей. Срок службы топок, в особенности сводов, зависел от качества кирпича и величины швов. Клиновой кирпич, потребный для кладки сводов, завод не производил. Клинообразная форма кирпичу придавалась на месте, что нарушало его структуру и увеличивало толщину шва. Это приводило к быстрому выходу сводов из строя из-за их оплавки, выгорания огнеупорной глины. Энергетики отмечали также, что качество огнеупорного кирпича Аркагалинского завода, которое ранее было очень высоким, ухудшилось.

Вместо эпилога

К сожалению, на данный момент не удалось проследить, когда прекратила свою работу Берелёхская районная локомобильная электростанция.

Можно только предположить, что это случилось к концу 40-х годов, когда была проложена высоковольтная линия от Аркагалинского энергокомбината и необходимость в БРЭС отпала. Скорее всего, её постигла судьба Челбаньинской и других небольших электростанций ЗГПУ, которые были закрыты к этому времени.

Локомобили Берелёхской электростанции

По имеющимся данным можно сделать приблизительные выводы, какие локомобили и в каких годах эксплуатировались на БРЭС.

Людиновский локомобилестроительный завод. На этом заводе было собрана львиная часть локомбилей, работавших в СССР. Фото из свободных источников.

Людиновский локомобилестроительный завод. На этом заводе было собрана львиная часть локомбилей, работавших в СССР. Фото из свободных источников.

Судя по всему, на момент возведения Берелёхской локомобильной электростанции, она комплектовалась локомобилями по принципу «с бора по сосенке», которые собирали для БРЭС по всей территории Колымы и порой не в лучшем техническом состоянии. В дальнейшем, во время работы БРЭС, руководство Дальстроя начало перевод электростанции на локомобили одной марки «ЛМ-8», которые в 1944 году составляли подавляющее большинство локомобилей на БРЭС.

Известно, что в 1940 году один из локомобилей был «СК-4».

В 1941 году на электростанции работало 5 локомобилей 一 «СК-4», «СК-6», «ЛМ-5» и два локомобиля «ЛМ-8».

В 1942 году на станции работали три локомобиля «ЛМ-8», точное количество и марки остальных локомобилей неизвестны.

В 1944 году на БРЭС работало четыре локомобиля «ЛМ-8», всего на станции было установлено пять локомобилей.

В нескольких приказах по Дальстрою, которые касались Берелёхской электростанции, упоминаются локомобили «ЛК-4», которых в приведённом списке отсутствуют. Скорее всего, речь шла именно о локомобиле «СК-4» (производства Людиновского завода) который с лёгкой руки работников Дальстроя переименовали в «ЛК-4».

Месторасположение электростанции

К сожалению, и на этот вопрос однозначного ответа получить не удалось, можно только предлагать по обрывочным данным о том, где находилась электростанция.

Примерное месторасположение Берелёхской локомобильной районной электростанции.

Примерное месторасположение Берелёхской локомобильной районной электростанции.

Известно, что Берелёхская районная электростанция, Берелёхская обогатительная фабрика и посёлок, где проживали вольные работники этих предприятий, располагались близко друг к другу и в 3–4 километрах от устья реки Табоги на берегу реки Берелёх.

Больше всего под описание подходит то место, где впоследствии возник посёлок Широкий, либо рядом с ним.

Впрочем, точку в этом рассказе пока ставить рано и всё ещё впереди.

В статье использованы материалы из газеты «Советская Колыма», архивов МОКМ и ГАМО.

Моя признательность и благодарность коллективу архива Магаданской области за помощь в работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *