Долина реки Правая Хета. На переднем плане — остатки от здания Хетинской ДЭС. Июль 2016 года.
Если говорить о становлении и развитии энергетического комплекса Хетинской долины, то начать стоит с самой первой передвижной электростанции, которую выделило руководство ЮГПУ новому прииску «Хета» весной 1940 года. Электростанция работала на жидком топливе.
Электростанция обогатительной фабрики № 13 и рудника «Хета»
Но мощности первой электростанции для работы развивающегося прииска было недостаточно и руководство ЮГПУ встало перед выбором — либо строить мощную стационарную электростанцию, либо завозить на прииск насосы с двигателями.
После раздумий к концу лета 1940 года было принято решение о строительстве электростанции, запуск в эксплуатацию которой был запланирован на 26 ноября 1940 года. Новая электростанция должна в первую очередь снабжать электроэнергией опытную обогатительную фабрику (позднее — фабрика № 13).
Когда именно новая электростанция дала ток сказать сложно, но в декабре 1940 года в Хетинской долине снабжали предприятия электроэнергией уже две электростанции. Обе электростанции работали на жидком топливе.
В начале 1941 года обогатительная фабрика № 13 вошла в состав рудника «Хета» и электростанция в долине реки Эташ стала электростанцией рудника.
К осени 1941 года энергопотребление рудника увеличивалось, мощности электростанции стало не хватать. Решено было строить более мощную электростанцию, строительные работы начались в октябре-ноябре 1941 года.
В четвёртом квартале 1942 года из-за нестабильной работы Хетинской электростанции, которая приводила к простоям рудника, руководством ЮГПУ было принято решение о расширении электростанции рудника, куда были переданы дизель-генераторы с золотодобывающих предприятий.
Перевод рудника на местную энергию позволил руднику значительно увеличить добычу руды. И если за девять месяцев 1942 года рудник «Хета» выдал на гора только 28 000 тысяч тонн руды, то в четвёртом квартале 1942 года было добыто 16 000 тонн руды.
В 1943 году было принято решение о выводе из эксплуатации электростанции в долине ручья Эташ. Руководство посчитало, что Хетинская электростанция сможет справиться энергоснабжением Хетинской долины самостоятельно. Результаты этого решения проявились к ноябрю 1943 года, когда Хетинская ДЭС, оставшись без резерва, начала систематическое отключение предприятий.
Хетинская электростанция
1940
Проектирование и строительство электростанции
Для обеспечения электроэнергией новой строящейся обогатительной фабрики было решено построить ещё одну, более мощную электростанцию, рядом с будущей фабрикой. Строительные работы были начаты зимой 1940–1941 годов.
Месторасположение Хетинской дизельной электростанции.
Строительство новой электростанции было сопряжено с большим количеством проблем во всех областях.
Февраль
На февраль 1941 года темпы строительства электростанции были крайне низкими. Велось производство земляных работ. Из-за отсутствия освещения работы производились только в одну смену.
Большие претензии выдвигались в сторону к снабжению — Колымснаб отгружал материалы и оборудование на базсклады управления вместо того, чтобы отправлять их непосредственно на стройку. Тем временем на стройке не хватало самого необходимого — ломов, кувалд, кайл и другого инструмента, не говоря уже об стройматериалах.
Неприятный сюрприз преподнёс строителям и Отдел главного механика Дальстроя (главный механик Ершов). Выбор дизелей был произведён без учёта реальных возможностей. По плану была предусмотрена установка дизелей по 300 л.с., а утверждены дизели по 140 л.с.
Март
Из-за этого проект Хетинской электростанции менялся два раза, а во второй половине марта 1940 года проект перерабатывался в третий раз.
Были претензии и проектировщикам Колымпроекта. Проектные работы, проводимые бригадой Колымпроекта, затягивались, сметы составлялись небрежно.
В марте 1940 года строители были готовы форсировать проведение работ, но в связи с задержкой электротехнической части проекта были связаны по рукам и ногам.
Колымпроект, чтобы не задерживать строителей, прислал эскиз земляных работ под электростанцию. Одновременно велось проектирование электротехнической части станции, составлен график выдачи проектных материалов.
Апрель
В апреле 1940 года на строительстве электростанции были закончены работы по возведению фундамента под один дизель и начата бетонировка под другой. Все механизмы были перебраны, прочищены и готовы к установке. Закончены работы по установке генератора на бетонный фундамент.
Но, несмотря на все усилия, строительство электростанции сильно отставало от графика.
Май
В мае 1940 года взаимоотношения строителей с проектировщиками не улучшились. Проектный материал от Колымпроекта был далёк от совершенства. По вине Отдела главного механика Дальстроя проект электростанции переделывался 3 раза и был прислан строителям с огромным опозданием. Так, план земляных работ и рабочие чертежи фундаментов под дизели были получены 22 апреля, когда не только фундамент был построен, но и полностью смонтирован дизель. Корректировки чертежей в соответствии с оборудованием, завезённым на Колыму, Колымпроектом не производились, в результате строителям пришлось делать чертежи уже в процессе работы.
Несмотря на все трудности, строительство электростанции приближалось к завершению. Земляные, плотничные работы велись одновременно с сантехническими, электротехническими, механическими и другими. Ежедневно по окончании рабочего дня проверялось выполнение работ по всем специальностям, подводился итог на день.
1941
Июль
Хетинский горнорудный комбинат
В июле 1941 года был образован Хетинский горнорудный комбинат, куда вошли рудники «Хета», «Днепровский», обогатительная фабрика № 5 ЮГПУ и Хетинская электростанция.
При вводе в эксплуатацию Хетинская электростанция состояла из двух двигателей мощностью по 140 лошадиных сил каждый, работавших на жидком топливе.
Развалины электростанции. Хета. Июль 2016 года.
На введённую в эксплуатацию Хетинскую ДЭС руководство ЮГПУ возлагало большие надежды, планировалось, что она будет снабжать электроэнергией ряд приисков, для чего строились ЛЭП. Так, к электростанции были подключены прииски «Хета», «Экспедиционный» и другие.
Но работа Хетинской ДЭС не оправдала радужные планы руководства. Летом 1941 года потери рабочего времени из-за неудовлетворительной работы Хетинской электростанции на приисках исчислялись сотнями часов.
6 июля 1941 года произошла авария с дизелями № 1 и № 2, на ликвидацию было затрачено 36 часов. Вину за аварию и простой электростанции возложили на начальника станции Ермакова, главного механика Вербицкого и дизелистов Гергеля и Попова.
Август
В августе 1941 года работа электростанции всё также не отличалась стабильностью — электричество потребителям подавалось рывками, с большими перебоями. Из рассказа начальника смены Луговского: «Электростанция часто наш участок выключает, приборы останавливаются, забойщики перебрасываются на второстепенные работы. Мы пытались выяснить причины, но на станции обычно отвечают:
— Это временное явление, энергия скоро будет.
Положение несколько улучшилось после того, когда об этом было сообщено в Главное управление Дальстроя».
Октябрь
К концу сентября 1941 года положение дел на электростанции к лучшему не изменилось. При выборе фабрики для переработки руды с рудника «Днепровский» на это было обращено внимание и из-за проблем, в первую очередь, на Хетинской электростанции, переработку передали на фабрике № 4 («Кинжал»), несмотря на значительное расстояние до неё (по сравнению с Хетинской).
Обогатительная фабрика № 5 на 5 октября 1941 года выполнила годовой план лишь на 9%, в основном это было связано с нехваткой электроэнергии и с перебоями в её подаче.
Электростанция систематически работала на пределе, без проведения профилактического ремонта. В работе находился только один дизель, хотя для нормальной работы фабрики требовалось как минимум три.
В октябре 1941 года ХЭС наботала на нефти, в планах было перевести дизеля на использования в качествет оплива газолина.
1942
Январь
В январе 1942 года было принято решение о дальнейшем расширении Хетинской электростанции, что по замыслу должно было привести к увеличению вырабатываемых мощностей и обеспечению стабильной работы ДЭС (Распоряжение ГУСДС от 12 января 1942 г. № 8 «О расширении Хетинской электростанции»).
Приказом № 46 по ГУСДС от 23 января 1942 года коллективу Магаданской электростанции было поручено произвести демонтаж дизеля «Окико» с генератором на Магаданской электростанции (МЭС), произвести необходимый ремонт, отправить и установить его на Хетинской электростанции к 25 февраля 1942 года.
Февраль
В феврале группа электриков МЭС под руководстом сменного механика Ласко выехала на ХЭС для получения дизеля «Окико» с генератором, его монтажа и запуска в эксплуатацию.
Однако монтаж дизеля задерживался по вине начальника ХЭС Белобрагина, не обеспечившего в срок, согласно плана, готовности фундамента для «Окико».
В феврале 1942 года очередное ЧП на Хетинской электростанции. Во время ночного дежурства уснул сменный механик Кириковский, по милости которого чуть было, не произошла авария дизеля.
Май
Уцелевшая стена от здания, где располагался водозабор для нужд Хетинской электростанции и обогатительной фабрики № 5. 2016 год.
В мае 1942 года Хетинской электростанцией руководит Кириллин.
Очередное крупное ЧП на Хетинской электростанции произошло в начале мая, когда в результате аварии были остановлены дизеля № 3 и № 4.
После замены масла в дизеле № 4, и его запуска была обнаружена вода в поддоне, в результате новое масло было испорчено. Дизель простоял несколько часов до устранения всех дефектов маслопроводной системы. Простой дизеля № 4 вызвал остановку обогатительной фабрики № 5 на несколько часов.
Через несколько дней машинист дизеля № 4 обнаружил чрезмерный нагрев подшипников и остановил машину. При проверке системы маслопроводов была обнаружена серьёзная неисправность.
Дизель № 3 был остановлен дежурным машинистом из-за перебоев в работе. Выяснилось, что топливный насос был неправильно отрегулирован. Также был нарушен режим охлаждения дизеля.
Аварии на ХЭС, в частности, были вызваны тем, что сменные механики Вождаев и Косяковский, а также главный механик станции Казанцев ослабили надзор над агрегатами, всё передоверив машинистам, среди которых было мало опытных специалистов.
Для выявления причин аварии на Хетинской электростанции, согласно распоряжению № 176 по ГУСДС от 5 мая 1942 года, начальнику Энергоотдела Усюкину и главному механику МЭС Фролову предписывалось выехать 6 мая на ХЭС для выявления причин аварии.
Август
Летом 1942 года ситуация на Хетинской электростанции (начальник электростанции Кириллин, главный механик Казанцев) особых изменений не претерпела.
В начале августа несколько дней Хетинский комбинат не выполнял государственного плана добычи касситерита в связи с тем, что один за другим выходили из строя дизели электростанции. Аварии и простои на электростанции становились системой.
График ремонта агрегатов не соблюдался, за проведение ремонта, по сути, никто не отвечал, актов о сдаче в эксплуатацию агрегатов не составлялось.
Над электростанцией постоянно висело густое чёрное облако дыма — топливные системы дизелей отрегулированы не были.
Высказывались нарекания и в сторону главного механика комбината Жарова и главного электрика Силецкого, не обеспечивших проведения ремонта ЛЭП между Хетинской электростанцией и рудником «Хета», что также приводило к простоям в работе последнего.
Октябрь
Ликвидация комбината
С 1 октября Хетинская электростанция становится самостоятельным хозрасчётным предприятием после ликвидации Хетинского горнорудного комбината. Из приказа № 513 по ГУСДС НКВД СССР от 14 сентября 1942 года говорилось:
«В связи с ликвидацией ряда приисков в Южном Промышленном Управлении в целях дальнейшего сокращения административно-управленческих расходов приказываю:
- С 1-го сентября с. г. ликвидировать Хетинский Горнорудный комбинат.
2. Рудник «Хета», обогатительную фабрику № 5, рудник «Днепровский» и Хетинскую электростанцию с 1-го октября считать самостоятельными хозрасчётными предприятиями с непосредственным подчинением каждого из этих предприятий Южному Горно-Промышленному Управлению.
<…>
7. План по олову 1942 года в полном объёме Хетинского комбината возложить на ЮГПУ».
3 октября 1942 года был остановлен на ремонт один из дизелей ХЭС — «4-БК-38». Заказ на необходимые для ремонта запчасти был выдан ЦРММ ЮГПУ, руководители которого клятвенно заверяли, что все детали будут изготовлены через 10 дней. По результату — часть запчастей была изготовлена только в декабре месяце, кулачки коромысел для дизеля были изготовлены только в феврале 1943 года, а клапана только в апреле 1943 года. По факту дизель «4-БК-38» был остановлен практически на полгода по вине мастерских ЮГПУ.
В октябре 1942 года, согласно приказа № 564 по ГУСДС от 6 октября 1942 года, в целях обеспечения электроэнергией рудника «Хета» и обогатительной фабрики № 5 на Магаданской (МЭС) был демонтирован и снова смонтирован на Хетинской (ХЭС) электростанции дизель «Окико» № 2.
Директор МЭС Певзнер должен был демонтировать на МЭС, произвести капитальный ремонт, упаковать, погрузить и отправить на Хетинскую электростанцию дизель «Окико» с генератором к 20 октября 1942 года.
Также директору МЭС вменялось произвести монтаж, пуск дизеля и генератора на ХЭС к 10 ноября 1942 года, для чего организовать и отправить на ХЭС бригаду монтажников, а также откомандировать эксплуатационную бригаду, закреплённую на МЭС за указанным дизелем.
Начальнику ЮГПУ Сенатову было приказано к 20 октября 1942 года полностью закончить здание для установки дизеля.
Ноябрь
Ноябрь 1942 года для электростанции ознаменовался чередой серьёзных варий, приводивших к уменьшению вырабатываемой электроэнергии, а то и к полному отключению потребителей.
Очередная крупная авария на ХЭС произошла в начале ноября 1942 года — был остановлен дизель-генератор «Окико» из-за поломки вала.
Для расследования причин аварии распоряжением № 543 по ГУСДС от 15 ноября 1942 года была создана комиссия в составе начальника энергоотдела ГУСДС Певзнера Я.Д. (председатель), старшего инженера энергоотдела ГУСДС Миронова С.М. и старшего механика МЮС Степанова А.С.
Комиссии предписывалось немедленно выехать на место аварии и закончить работу к 20 ноября 1942 года.
Во второй половине ноября выходит из строя дизель «Хитачи» по причине поломки вала. Распоряжением № 558 по ГУСДС от 28 ноября директору АРЗ Голикову было приказано немедленно приступить к изготовлению нового вала генератора по образцу, доставленному на завод.
Директору завода № 2 предписывалось изготовить по чертежам АРЗ поковку соединительного фланца в 2-х дневный срок с момента получения чертежей.
Срок окончания изготовления вала с ремонтом и монтажём ротора был установлен на 15 декабря 1942 года.
Декабрь
К декабрю 1942 года Хетинская электростанция обслуживала только фабрику № 5 и лишь излишнюю энергию отдавала руднику «Хета».
1943
Март
По итогам 1 квратала 1943 года
Первый квартал 1943 года Хетинская электростанция план по выработке электроэнергии выполнила на 104.6% и по заготовке и вывозке дров 102,6%.
По себестоимости электроэнергии допущен перерасход в 1,5 на 1 киловатт/час по топливу, на общую сумму 55 тысяч рублей. Перерасход по топливу вызван в основном длительным периодом ввода в эксплуатацию дизеля № 5 с периодическими остановками и холостой работой во время испытаний, по вине Магаданской электростанции, монтировавшей этот дизель.
Кроме того, несвоевременный ввод в эксплуатацию этого дизеля привёл к срыву плановой остановки на капитальный ремонт дизелей № 3 и № 4. Этим обстоятельством электростанция была поставлена в чрезвычайно тяжёлое положение, так как машины работали на износ, что потребовало увеличенных затрат по текущим ремонтам, перерасходу горючего и смазочным материалам, а также создало затоваривание по запасным частям, завезённым для капитального ремонта дизелей.
Хорошая постановка работы по заготовке и доставке дров в первом квартале 1943 года привела к экономии в сумме 7,6 тысяч рублей.
Апрель
В апреле 1943 года Хетинской электростанцией руководит Жаров.
В апреле — последнем месяце предмайского соревнования — комсомольско-молодежная смена Хафизова намеревалась отметить майский праздник новыми производственными победами.
В составе смены работали сменный механик Хафизов, дизелисты Закиров, Холодов, дежурный по щиту Шилов, дизелисты Тянгаев, Фролов, Веретенников, Мантуосв.
В числе пунктов договора на соревнование, бы один, по которому смена механика Хафизова обязалась сама вести профилактический ремонт оборудования. В случае остановки оборудования механики, электрики, дизелисты становились ремонтниками.
Часто смена собиралась на производственные совещания, для решения рабочих вопросов. Во многом бригада выступала инициатором, и ее опыт передавался другим. Так, на профилактический ремонт своими силами стали переходить по ее примеру и другие смены.
По результатам соревнования в апреле 1943 года между коллективами электростанций Дальстроя переходящее Красное знамя было вручено коллективу Хетинской электростанции за выполнение плана на 111,8% при экономии жидкого топлива в 7,6%.
Август
За август показатель выработки энергии Хетинской электростанцией достиг 109,6% при снижении себестоимости кВч на 10% и экономии жидкого горючего на 4,7%.
Сентябрь
К осени 1943 года было завершено расширение Хетинской электростанции и её руководство заявляло о том, что станция способна с излишком обеспечить энергией все предприятия Хетинской долины. Руководством ЮГПУ было принято решение о закрытии электростанции в долине реки Эташ.
После остановки электростанции рудника Хетинская ДЭС была вынуждена работать без резерва, что привело к систематическим отключениям предприятий. Так, фабрика № 5 простояла из-за недодачи электроэнергии в сентябре 90 часов. Рудник «Хета» оказался посажен на голодный энергетический паёк. Чтобы не останавливать горные выработки, рудник вынужден отключать фабрику № 13, простои которой были весьма велики.
В сентябре 1943 года начались работы по подготовке к снабжению энергией рудника «Днепровского». Капитально был отремонтирован один дизель, поставлен на капитальный ремонт другой, ремонт которого электрики обязались окончить раньше срока. Своими силами велись монтажные работы по устройству фидерной шестикиловольтной ячейки и прокладки прокладки кабеля для питания подстанции «Днепровского».
(Точные данные отсутствуют, но можно говорить о том, что снабжение электроэнергией рудника «Днепровский» началось осенью 1943 года — О.В.)
Приказом № 501 по ГУСДС от 11 сентября 1943 года начальнику УКС Ахундову предписывалось к 1 ноября закончить строительство ЛЭП от электростанции «Хета» до Первомайского угольного месторождения. Осенью 1943 года Хетинская электростанция начала электроснабжение Первомайского угольного района.
Ноябрь
В ноябре 1943 года ЛЭП между Хетинской электростанции и рудником Хета была переведена с 35 кВ на 6 кВ. Начальнику ЮГПУ Нагорнову, согласно распоряжению № 659 по ГУСДС от 6 ноября 1943 года, было приказано установленные на руднике «Хета» трансформаторы 35/0,4 кВ комплектно с коммутационной аппаратурой демонтировать и передать на Аткинскую снаббазу. Демонтировать с прииска «Утиный» неиспользуемые трансформаторы 6,3/0,4 кВ и комплектно с коммутационной аппаратурой передать руднику «Хета». Работы должны были быть выполнены к 1 декабря 1943 года.
В ноябре 1943 года на предприятиях Хетинского куста все чащё стали возникать вопросы к Хетинской электростанции из-за недостатка электроэнергии. Срывал плановое задание и рудник «Хета», не получая нужное количество электроэнергии. Сменные журналы обогатительной фабрики № 5 пестрели записями о простоях по вине электростанции.
Основной причиной, по которой Хетинская электростанция не могла удовлетворить запросы потребителей — это череда аварий.
Так, за последние полтора месяца только на дизеле № 4 их было 6 случаев. На станции это объясняли техническим состоянием машины — через определенные промежутки времени плавился один и тот же подшипник. Поршень цилиндра имел отступление от установленных размеров, что, якобы, создавало возможность для перегрева и выплавки подшипников. Пять раз случались остановки по этой причине, и пять раз комиссия, руководимая главным механиком станции, считала это причиной аварий.
26 октября 1943 года подшипник на дизеле № 4 был подплавлен в шестой раз. Непосредственно перед остановкой механики отметили потерю давления в маслопроводе. Давление сумели поднять, но через некоторое время подшипник вышел из строя. При более тщательном расследовании установлено, что в подшипник смазка не поступала, что являлось следствием утечки масла в рамовых подшипниках, получивших при монтаже увеличенные зазоры. Этот недостаток мог быть устранен увеличением давления в маслопроводе, но ведь на станции считали, что аварии происходят из-за неправильных размеров поршня…
Факт оставался фактом — на Хетинской электростанции примирились с авариями, примирились с разгильдяйским отношением к делу. Примеров этому хоть отбавляй.
Дизелист Алябьев во время работы неоднократно уличался в халатном отношении к делу. Несмотря да строгие указания, он держал давление в маслопроводе 1,8 атмосферы вместо 2,0. Руководители станции передали на него материалы в следственное органы, но… продолжали доверять машину. Как ожидаемый результат — Алябьев снова допустил снижение давления в системе, отчего произошла очередная авария.
Дизелист Кадыш оставил в цилиндре машины посторонний предмет, который был обнаружен случайно уже после пуска. Такая небрежность могла привести к полному выходу дизеля из строя. Но на виновника даже не наложили взыскания.
Дизелист Литус и его помощник Озорнин, переставляя клапан всасывания, грубо нарушили правила ремонта.
Главный механик Лазько фактически устранился от руководства. Дизель № 5 работал в аварийном состоянии, необходим был осмотр машины. Гглавный механик, написав распоряжение, не счел нужным даже присутствовать при осмотре машины. В течениие двух часов на станции происходил досмотровый ремонт дизелей. Но, как правило, главный механик появлялся на станции после этого просмотра.
Дизель № 3, пуск которого имеел большое значение для всего Хетинского узла находился в ремонте. Но Лазько не уделял никакого внимания ремонтным работам, не было даже составлено графика ремонта. Под большим нажимом главный механик все же решил собрать ремонтную бригаду, а когда люди собрались, он… удалился домой.
По итогам 1943 года
В 1943 году было произведено расширение Хетинской электростанции. Начато строительство градирни, сдача в эксплуатацию планировалась в 1944 году. Был построен жилой дом на 40 человек для работников ХЭС.
1944
В начале 1944 года прекращает своё сущестование ЮГПУ, согласно приказа № 35 по ГУСДС от 18 января 1944 года. В приказе говорилось следующее: «В соответствии с телеграммой № 3 от 7 января 1944 года Народного коммисара внутренних дел Союза ССР тов. Берия, в связи с малыми объёмами добычи металла Южным Горно-Промышленным Управлением, в целях высвобождения абочей силы из вспомогательных предприятий и направления её на основное производство приказываю:
§1
Южное Горно-Промышленное Управление ликвидировать. Весь инженерно-технический и административно-хозяйственный состав распределить по предприятиям Дальстроя.
§2
Рудник Днепровский с фабрикой № 8 подчинить Хетинскому разведрайону, возложив на него ведение разведки и добычу олова в соответствии с утверждённым планом по руднику и фабрике «Днепровский» на 1944 год.
§4
Фабрику № 5 и рудник «Хета» законсервировать, всех людей, за исключением специалистов-обогатителей передать Тенькинскому горно-промышленному управлению для укомплектования приисков. Фабрику № 13 оставить в распоряжении Хетинского разведрайона для переработки штуфного материала.
§5
Дизельную электростанцию Хеты оставить в эсплуатации для обеспечения электроэнергией рудника и фабрики «Днепровский». Все лишние дизеля законсервировать».
Таким образом, Хетинская электростанция продолжила свою работу несмотря на консервацию рудника Хета и обогатительной фабрики № 5. Основными потребителями стали рудник «Днепровский» и обогатительная фабрика № 8. Можно предположить, что обогатительную фабрику № 13 и посёлок Хета также снабжала электроэнергией Хетинская электростанция.
Весной 1944 года началось строительство строительство ЛЭП «Хета — Днепровский», напряжением 35 киловольт. По плану она должна была заменить кабель на 6 кВ между Хетинской ДЭС и подстанцией «Днепровского».
Свалка высоковольтных изоляторов рядом с Хетинской электростанцией. Июль 2016 года.
А уже в марте 1944 года выходит два приказа по Дальстрою, касающихся непосредственно Хетинской ДЭС.
Согласно приказа№ 86 по ГУСДС от 2 марта 1944 года, ввиду нерентабельности эксплуатации Хетинской электростанции, ХЭС решено законсервировать. Основные работы по консервации планировалось закончить к 1 апреля 1944 года. Консервация электростанции проходила под управдением ГУСДС.
Закосервированные Хетинская электростанция. обогатительная фабрика № 8 и рудник Хеты были переданы под охрану ВОХР.
Согласно распоряжения № 150 по ГУСДС от 18 марта 1944 года была принята в эксплуатацию в апреле 1944 года высоковольтная ЛЭП Хета — Днепровский и в связи с консервацией ХЭС также закосервирована.
По этой же причине была закосервировано строительство ЛЭП Ерничный — Первомайский.
1949
В справке Главного Управления Государственного надзора при Совете Министров СССР, составленной летом 1949 года о Хетинской электростанции, в частности, говорилось следующее:
«…В 1943 году разработка россыпей прекратилась. Оборудование рудника, обогатительных фабрик и электростанции с течением времени демонтировано и большинство увезено на другие рудники, а часть оборудования лежит на руднике, жилые и производственные здания полностью не сохранились».
(По поводу демонтажа оборудования Хетинская ДЭС — очень спорный момент, до основания станцию точно не разобрали — О.В.)
Нет никаких сомнений в том, что Хетинская ДЭС до середины 50-х годов снабжала электроэнергией рудник «Днепровский» и Первомайский угольный район, поэтому согласиться с этими строками в отчёте весьма сложно…
Вторая жизнь Хетинской ДЭС
В начале 1949 года организуется прииск «Днепровский» на базе ранее законсервированного рудника «Днепровский». 8 марта 1949 года выходит приказ № 118 по ГУСДС для обеспечения кадрами прииска «Днепровский» Юго-Западного ГПУ, в его распоряжение выделяется 200 заключённых, из других управлений передаётся необходимое оборудование.
В 1950 году возобновляются работы по разведке угольного месторождения «Первомайское».
Начинается добыча касситерита и в Хетинской долине, приказом по ГУДС № 052 от 17 февраля 1950 года «Об открытии прииска «Хета» был образован прииск «Хета».
Необходимо было обеспечить электроэнергией новые прииски и угледобычу. Для этого на приисках Днепровский и Хеты были построены электростанции, но в качестве основного источника питания было решено использовать Хетинскую ДЭС и построенную ЛЭП «Хета – Днепровский».
Развалины ХЭС. 2016 год.
В 1951 году запущено в работу проектное задание Хетинской дизельной электростанции. А летом 1951 года было принято решение об очередном расширении электростанции согласно приказу ГУСДС № 561 от 4 августа 1951 года «О расширении Хетинской дизельной электростанции».
Когда снова была запущена в эксплуатацию Хетинская электростанция установить не удалось, но известно, что в июне 1951 года она снабжала электроэнергией рудник «Днепровский»: «28 июня 1951 года на совещании в управлении руководство прииска выступило с инициативой о передаче части электроэнергии Хетинской электростанции прииску. Инициатива коллектива поддержана не была, несмотря на то, что рядом стоящая электростанция, обеспечивающая энергией рудник «Днепровский», использовалась не на полную мощность».
По газетным заметкам и надписям от безымянных строителей на остатках фундаментов, можно предположить, что очередная реконструкция и расширение электростанции началась зимой 1951-1952 годов и продолжалась в 1953 году.
Дата реконструкции электростанции. Хета. Июль 2016 года.
На 1 января 1953 года на Хетинской ДЭС были установлены и работали:
- 1 дизель-генератор «Купер» (Cooper) мощностью 400 кВт;
- 1 дизель-генератор «Буш-Зульцер» (Busch-Sulzer) мощностью 400 кВт;
- 8 дизель-генераторов «Макларен» (McLaren) мощностью 50 кВт (суммарной мощностью 400 кВт);
- 4 дизель-генератора 13/18 мощностью 50 кВт (суммарной мощностью 200 кВт).
Суммарная мощность Хетинской ДЭС составляла 1450 кВт.
Протяжённость ЛЭП «Хета-Днепровский» от Хетинской ДЭС до подстанции рудника составляла 42,6 километра, напряжение — 35 киловольт.
Когда закончила свою работу Хетинская ДЭС? Можно предположить, что свою работу Хетинская ДЭС закончила в начале 1955 году, после прекращения работ на руднике «Днепровский»: «1 января 1955 года рудник «Днепровский» становится на консервацию согласно приказу ГУСДС № 669 с 25 декабря 1954 года. Работы по консервации рудника были возложены на Западное ГПУ».
Электростанция прииска
Зимой 1950 года, согласно приказу по ГУДС № 052 от 17 февраля 1950 года «Об открытии прииска «Хета», был образован прииск «Хета». Электроэнергией новый прииск должна была снабжать своя электростанция: «…в процессе подготовки к промывочному сезону 1951 года была отремонтирована электростанция прииска».
Была ли это бывшая электростанция рудника «Хета», либо была построена новая электростанция — можно только догадываться. Электростанция прииска работала на жидком топливе.
С уверенностью можно сказать одно, что мощности электростанции прииска катастрофически не хватало прииску «Хета» для проведения работ по добыче касситерита и запуска в эксплуатацию новых приборов.
Электростанция прииска, скорее всего, прекратила свою работу во время ликвидации прииска «Хета» и сворачиванием работа по добыче касситерита в Хетинской долине — в начале 1955 года.
Как говорилось выше, все электростанции Хетинской долины были дизельными. Но помимо дизельных электростанций, рассматривались и другие, альтернативные источники энергии.
Паротурбинная электростанция
Возможное расположение Хетинской паротурбинной электростанции.
Одно из первых упоминаний об Хетинской паротурбинной электростанции встечается в распоряжении № 222 от 4 мая 1943 года, в котором говорилось о проведении изысканий площадки под Хетинскую паротурбинную электростанцию мощностью 3000 кВт.
Как говорилось выше, в это время в Хетинской долине уже работала дизельная Хетинская электростанция. Руководство Дальстроя посчитало, что для обеспечения бесперебойного снабжения проектируемой Днепровской 500 тонной фабрики, рудника «Днепровский» и фабрики № 8, а также Хетинского горно-рудного комбината мощности дизельной электростанции будет недостаточно. В связи с этим началась разработка проекта более мощной паротурбинной электростанции.
В распоряжении начальнику Проектно-Изыскательского отдела Дальстроя Крыжановскому к 1 июня 1943 года предписывалось произвести изыскания площадки под паротурбинную электростанцию мощностью в 3000 кВт, а также изыскание автодороги облегченного типа от основной трассы до угольного месторождения к 15 июня 1943 года.
5 мая 1943 года выходит распоряжение № 228 по ГУСДС об изысканиях воды для Хетинской паротурбинной электростанции. Для получения материалов для составления проектного задания паротурбинной электростанции начальнику Проектно-Изыскательского отдела Дальстроя Крыжановскому приказывалось: «...обеспечить до 15 мая 1943 года проведение изысканий воды по источникам № 2 и № 3 на р. Правая Хета, с производством откачек из существующей верхней водозаборной галереи и фабрики № 5 и из источника № 2».
Осенью 1943 года, по результатам изысканий, было принято решение о строительстве Хетинской паротурбинной электростанции. Об этом говорилось в приказе № 484 по ГУСДС от 6 сентября 1943 года.
Речь шла о строительстве первой очереди Хетинской паротурбинной электростанции для обеспечения электроэнергией Хетинского и Днепровского комбината. Электростанцию предполагалось построить в устье ручья Гипотетический. На электростанции планировалось поставить 3 турбины, каждая по 1000 кВт. Снабжать углём паротурбинную электростанцию должен был Первомайский угольный район.
Согласно приказу, начальнику проектноизыскательского отдела Дальстроя Крыжановскому вменялось закончить разработку технического проекта электростанции первой очереди к 1 октября 1943 года. Выдачу всех рабочих чертежей произвести к 1 ноября 1943 года, план земляных работ предоставить к 1 октября 1943 года.
Строительно-монтажные работы по строительству электростанции были возложены на Управление Капитального строительства (УКС), со сроком окончания и ввода в эксплуатацию первой очереди к 1 июля 1944 года.
Начальнику УКС Ахундову приказывалось для осуществления строительства Хетинской электростанции организовать стройконтору, с местонахождением – Xета, устье ключа Гипотетического, под названием Хетинская Стройконтора.Перебросить с 1 октября 1943 года в Хетинскую Стройконтору УКСаппарат, рабочих, механизмы, оборудование, транспорт и прочее Кулинского строительства.
Этим планам не суждено было сбыться из-за ликвидации Хетинского комбината, консервации рудника «Хета» и фабрики № 5, рудника «Днепровский» и фабрики № 8. После ликвидации ЮГПУ, к этому проекту уже не возвращались.
Были ли начаты строительные работы на устье Гипотетического и если да, на каком этапе прекращены? По моему мнению, работы дальше изысканий так и не продвинулись. При осмотре места предполагаемого строительства Турбинной электростанции следов ведения работ обнаружено не было.
Гидроэлектростанция
В 40-е годы ХХ-го века в Дальстрое были разработаны проекты небольших гидроэлектростанций, для обеспечения электроэнергий приисков и других предприятий. Была такая попытка и в Хетинской долине.
(Есть примеры успешного строительства и эксплуатации таких мини ГЭС на территории Колымы — в частности, на прииске «Мальдяк» — О.В.)
В целях экономии горючего на электростанциях и расширения энергобазы на участке № 3 прииска «Хета» к 1 июня 1942 года была запланирована установка двух небольших гидроэлектростанций, на которых должны были стоять агрегаты с турбиной типа Банки. Агрегат должен был приводиться в движение силой воды, идущей по водозаборной канаве.
(К сожалению, неизвестно, был ли осуществлён монтаж и запуск в работу этих мини-гидроэлектростанций — О.В.)
А уже 6 октября 1942 года вышел приказ начальника Дальстроя «О строительстве гидроэлектростанций в 1943 году», в котором управлению «Колымпроект» было приказано составить проекты для ряда ГЭС, в частности Правохетинской ГЭС мощностью в 100 кВт.
Моя признательность и благодарность «Колымскому хронографу» Александра Глущенко, Сергею Райзману и Евгению Радченко.
В статье использованы материалы заметок газеты «Советская Колыма».