Магадан

Золотая лихорадка Клондайка вызвала интерес русского правительства к Чукотке и Охотскому побережью. На окраи­ну России снаряжалось несколько экспедиций, но промыш­ленного золота обнаружено не было. В 1915 году в бассейне Среднекана старатель-одиночка Шафигулин по прозвищу Бориска нашел первое на Колыме золото. В 1926 году экспе­диция С. В. Обручева установила благоприятные геологиче­ские условия для залегания этого металла. А через два года Первая Колымская экспедиция Ю. А. Билибина положила начало детальному изучению Колымы. Достоверные сведения об экономике края были получены гидрографической экспе­дицией И. Ф. Молодых, который рекомендовал бухту Нагаева как удобную для сооружения порта и исходную точку строи­тельства дороги. И если уже мы представили эту книгу в ка­честве путеводителя, то давайте для начала пройдем по страницам истории этого города.

Одноэтажное бревенчатое, впоследствии оштукатуренное здание дожило до наших дней – дом 5 по улице Приморской. Потом в нем был склад. Долгое время стоял пустой, с зако­лоченными окнами. Вокруг него поднялись современные зда­ния. На одном из них мемориальная доска сообщает, что отсюда пошла первая улица Магадана – Октябрьская. А вот о школе забыли. Краеведы давно предлагали сохранить пер­вый дом Магадана, устроив в нем, например, литературный музей. 13 октября 1928 года Ольский райисполком принял реше­ние о постройке Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, а 22 июня 1929 года на берег бухты вышли первые строите­ли, приступив к сборке трех жилых домов, школы, ветери­нарного пункта, больницы и здания интерната. Первой была выстроена школа. Осенью в ней целый месяц жили геологи вместе с Ю. А. Билибиным, возвращавшиеся на материк. Школа в том году приняла первых учеников. С 1933 года в ней учился Сергей Наровчатов. От школы вверх на сопку по­шла первая улица Октябрьская.

В 1930 г. от моря прорубили просеку к Магаданке, где появились строения культбазы, фактории, базы «Союззолото». Поселок Нагаево становится центром вновь образованно­го Охотско-Эвенского национального округа. Когда в ноябре 1931 г. на пароходе «Сясьстрой» прибыли демобилизованные воины Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, на­селение увеличилось сразу с 500 до 2000 человек. Запестрел палаточный – «ситцевый» городок, а палаточная улица была названа именем командующего Дальневосточной армии В.К. Блюхера (ныне улица Нагаевская, и не стоит ли вернуть ей первое название?)

Горняки и геологи нуждались в продовольствии, оборудо­вании, а грузы шли бесконечно долго по вьючной Ольской тропе и сплавом по Малтану и Бахапче. В ноябре 1931 г. был создан “Государственный трест по промышленному и дорож­ному строительству в районе Верхней Колымы «Дальстрой». 4 февраля не приспособленный для плавания во льдах паро­ход «Сахалин» подошел к воротам бухты Нагаева. Дальше его не пустил лед. На «Сахалине» прибыла группа руководи­телей треста во главе с первым директором «Дальстроя» Эду­ардом Петровичем Берзиным. Пароход доставил и первую группу заключенных.

Приказ № 1 был о строительстве дороги. В декабре 1931 г. состоялась неудачная попытка пробиться к Элекчану через снега и таежные дебри на четырех полуторках. Лишь на пя­тый раз героические усилия увенчались успехом, и трактор­ная колонна дошла до Элекчана – начала сплава.

Через два года Колымская трасса была проложена до 35 км, а проезд был открыт до 150 км. В кротчайшие сроки строились бараки, механические мастерские, причальные со­оружения. В 1932 г. С.В. Обручев писал: «В долине речки Магадан на просторной и свободной площадке построен… го­родок Магадан – современная столица побережья». В 1932 г. на пароходе «Шатурстрой» завезли 20 сборно-щитовых до­мов, установив их по улицам Советской и Коммуны. В сле­дующем году такие же дома пришли с Сахалина.

На берегу Магаданки, в районе 31-го квартала, вырос кирпичный завод, работавший на местных суглинках. Кир­пича не хватало, и в качестве утеплителя на стройке исполь­зовался прессованный мох. На 4-м км возник глинобитный городок. Первые кирпичные здания – два трехэтажных жи­лых дома – стали возводить в 1933 г. Первыми общественны­ми зданиями были электростанция и телеграф. Последнее сохранилось и по сей день (находится против автовокзала). Рядом с ним – второй корпус политехникума, бывшее здание погранотряда. В 1933 г. построен лесопильный завод с первой узкоколейной железной дорогой в 13 км, проложенной в до­лине Магаданки.

Летом следующего года сдан в эксплуатацию 50-метровый причал, а 29 декабря 1934 г. магаданцы принимали па­роход «Уэлен». С его палубы опустили четыре отечественных самолета. На них летчики Д.Н. Тарасов, М.С. Сергеев, Н.С. Снежков совершали поистине героические вылеты – от ле­довых разведок до длительных тысячекилометровых полетов без карт.

В том же году открылся техникум для подготовки горно­промышленных, сельскохозяйственных и педагогических кадров. Появились стоя постоянная газета «Советская Колы­ма», издательство, музей. В мае 1935 г. началось строительст­во четырехэтажной школы №1 по проекту, присланному Н.К. Крупской на просьбу Берзина.

В декабре 1935 г. введены в эксплуатацию судокотельный, механический и кузнечный цехи Марчёканского заво­да,. где начали выпускать стальные катера, сухогрузные и нефтеналивные баржи. Через два года самостоятельным предприятием стал авторемонтный завод.

В 1936 г. была установлена радиосвязь с материком. Ма­гаданцы услышали голос московского диктора. «На шестой год работы, – писал Э.П. Берзин в журнале «Колыма», — «Дальстрой» снова удваивает добычу и по своему удельному весу займет место, равное нескольким крупным трестам золотопромышленности Союза».

Вначале город рос как база для снабжения колымских приисков, куда и велась трасса, отправлялись основные си­лы геологов, горняков, строителей. Учитывая отдаленность от месторождений, плохой климат побережья, Берзин планиро­вал не развивать Магадан, а выстроить главный город золотодобывающего края на Колыме, в устье реки Таскан. Были предложены и другие варианты – в устье Оротукана, в райо­не нынешних поселков Стекольный и Уптар. Этим планам не суждено было сбыться.

С 1937 г. начался черный период в жизни края. Были ре­прессированы по сфабрикованным обвинениям прекраснее люди, отдавшие все силы освоению Севера. Расстрелян Э.П. Берзин, арестованы Роберт Апин, политработник, инициатор всех издательских начинаний в Магадане, журналист Алек­сей Костерин, писатель Исаак Гехтман, руководители заво­дов, управлений. Только в 1938-39 годах Магадан принял десятки тысяч осужденных, так называемых «врагов народа». Среди них были генерал А.В. Горбатов, конструктор С.П. Королев, профессор А.К. Болдырев, агроном К.Г. Гутыдзе, киноартист Г.С. Жженов… Их каторжным трудом строился город.

14 июля 1939 г. рабочий поселок преобразован в город. Эту дату принято считать годом рождения Магадана, хотя он был заложен десятью годами раньше. В апреле 1941 г. введе­но в эксплуатацию здание главного управления «Дальстроя» (позже здесь размещается «Северовостокзолото»). Оно выделялось масштабом среди других зданий. Авторы проекта ар­хитектор Н.Н. Юргенсон, конструктор В.Г. Дроздов. В октябре этого года закончилось строительство Дома культуры (с 1946 г. – театр им. А. М. Горького), которое велось архи­текторами Е.В. Сомовым и И.В. Поляковым, конструктором В.Г. Дроздовым. Город обрел свой деловой и общественный центр.

В Великую Отечественную он жил единым стремлением со страной: сделать все для победы над врагом. В эти тяже­лые годы вступил в строй стекольный завод на базе местного вулканического пепла. Промкомбинат изготавливал рабочую одежду и обувь, штамповал пуговицы, ложки, ветошь шла на производство ваты. Кожевенный завод давал клей, мыло, щетки. Начала выпуск кондитерских изделий макаронная фабрика. Автомобили были переведены на газогенераторное топливо.

Напряженным трудом магаданцы помогали фронту. В 1942 г. в действующую армию фронтовикам отправили це­лый эшелон с подарками. А всего на Колыме было собрано на оборонные мероприятия около полумиллиарда рублей. Звено бомбардировщиков «Комсомол Колымы», авиаэскад­рилья «Советский полярник», самолеты «Дальстроевец», «Ко­лымский колхозник», «Общественница «Дальстроя», танковая колонна «Пионер Колымы» – вот далеко не полный перечень боевой техники, построенной на средства колымчан. На соб­ственные деньги купили танки и отправились на них воевать муж и жена И.Ф. и А.Л. Бойко, работники авторемонтного завода А.М. Ефанов, И.Е. Конюхов, А.П. Тимченко, М.К. Щеглов, В.Я. Яковлев, сотрудники Колымапроекта А.П. Ходоско и Н.Г. Цыбин.

С оружием в руках воевали многие магаданцы. Комсомо­лец Иван Скуридин погиб в боях за освобождение Ленингра­да, повторив подвиг Матросова. В числе Героев также наш земляк С.И. Шершавин. Честно сражались и многие бывшие заключенные.

После войны через Магадан пошли новые этапы с зэка­ми, большей частью советские военнопленные, освобожден­ные из гитлеровских лагерей. Они строили дороги, новые прииски на Колыме, Индигирке. Их труд широко использо­вался при возведении зданий в Магадане. И не все сумели выжить в жестоких условиях Севера и каторжных работ – многие реабилитированы посмертно.

В августе 1945 г. прибыл «Феликс Дзержинский» с двумя тысячами девушек на борту, приехавших на Колыму по ком­сомольским путевкам. Многие из них на десятилетия соеди­нили свою жизнь с суровым краем. К ним принадлежала и заслуженная учительница школы РСФСР, директор гумани­тарного лицея В.Е. Гоголева.

В послевоенные годы активизировалось строительство. Именно тогда оформился центр города с красивыми здания­ми по улицам Ленина, Портовой, Горького, Пушкина, отра­зившими влияние ленинградской школы. На строительстве этих зданий работали и японские военнопленные.

В декабре 1953 г. на территории «Дальстроя» была образо­вана Магаданская область, город стал ее административным, экономическим, научным и культурным центром. Быстро ме­нялся внешний вид города-лагеря. Транзитные городки не вмещали возвращавшихся на материк тысяч реабилитирован­ных, поселенцев, досрочно освобожденных. Ликвидировались лагерные пункты, сносились бараки. В 1953 г. принял учащихся в красивом здании горно-геологический техникум (ар­хитектор Н.Н. Андрикамис, конструктор В.А. Илларионов). Прекрасным подарком для жителей города стал Дворец спорта (авторы проекта А.В. Машинский, С.М. Курдубов, Г.П. Малечкин) – уникальное сооружение, гармонично вписав­шееся в ансамбль парка. Открытие его состоялось 15 июля 1954 г. Через три года в городе засветились экраны телевизо­ров, принявшие сигналы любительской студии телевидения.

В 1963 г. был принят новый генеральный план города, в котором предусматривалось увеличение территории застрой­ки в пять раз. В канун 25-летия города его население соста­вило более 70 тысяч человек. В 24 школах обучалось И тысяч учащихся.

Что представлял из себя Магадан в 1990 году? Это был город горняков, металлистов, ры­баков, портовиков, геологов, строителей, автотранспортников, тружеников сельского хозяйства. Пройдемся же по нему.

В городе находятся объединения «Северовостокзолото», «Севвостгеология», «Северовостокуголь», «Магаданрыбпром», предприятия машиностроительной, металлообрабатывающей, пищевой и легкой промышленности. Магаданский механиче­ский завод выпускает горное оборудование, производит ре­монт автомобилей, тяжелой горной техники. Пользуется большим спросом у населения области продукция швейной фабрики, кожевенно-обувного и деревообрабатывающего ком­бинатов. Магаданская фабрика народно-художественных промыслов выпускает изделия для украшения интерьеров по­мещений, бытового характера. Широко применяется моржо­вый клык, китовая кость, мех ларки и крылатки, натураль­ная кожа. В пределах городской территории расположен сов­хоз «Пригородный» – крупное молочно-овощеводческое хозяйство.

Созданный в 1948 г. научно-исследовательский институт золота и редких металлов ведет научные исследования в об­ласти геологии, горного дела и обогащения руд в условиях вечной мерзлоты. Северо-Восточный комплексный научно-исследователький институт с 1960 г. осуществляет исследова­ния по геолого-геофизическим, историческим, этнографи­ческим, социально-экономическим направлениям. Институт биологических проблем Севера, основанный в 1972 г., зани­мается изучением особенностей жизнедеятельности и адапта­ции растений, животных и человека к условиям Субарктики, разрабатывает основы рационального использования и охра­ны биологических ресурсов. Магаданский зональный научно- исследователький институт сельского хозяйства с 1969 г. разрабатывает технологию ведения северного оленеводства, молочного скотоводства, картофелеводства и овощеводства, кормопроизводства. Магаданское отделение Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, созданное в 1959 г., занимается изучением би­ологии Охотского, Берингова и Чукотского морей с целью развития эффективного промысла, рационального использо­вания и воспроизводства биоресурсов.

В городе шесть высших и средних учебных заведений, в том числе Магаданский международный педагогический университет, тридцать общеобразовательных школ, пять про­фессионально-технических училищ. С 30-х годов работает музыкально-драматический театр, открыты филармония и те­атр кукол. Областной краеведческий музей с 1934 г. воссоз­дает историю края. Постоянные экспозиции рассказывают о беспримерном мужестве пионеров освоения края, бесчело­вечности колымских лагерей. Геолого-минералогический му­зей при СВКНИИ знакомит с минеральными богатствами края.

Магаданское книжное издательство открыло широкому читателю замечательных прозаиков и поэтов Б. Некрасова, Г. Остапенко, Ю. Рытхэу, В. Португалова, П. Нефедова, О. Гус- саковскую, О. Куваева, А. Кымытваль, Ю. Васильева, А. Мифтахутдинова, А. Пчелкина, А. Бирюкова и многих дру­гих. Они донесли до нас великую романтику и бесконечную боль колымчан. Наконец, из книг В. Шаламова, Е. Гинзбург, Ю. Домбровского, 3. Лихачевой мы узнали истинное лицо колымской трагедии.

Магаданцы гордятся своим музыкально-драматическим театром. Сегодняшним зрителям хорошо знакомы имена веду­щих артистов А. Девятериковой, Е. Мельниковой, О. Седлецкой, Н. Тирской, В. Барляева, В. Бурцева и других. Выступал здесь и выдающийся эстрадный певец Вадим Ко­зин. Опальный Орфей связал свою жизнь с нашим городом.

Славу Магадану и области завоевали наши спортсмены – призер Олимпийских игр, четырехкратный чемпион Европы по боксу Виктор Рыбаков, победитель международных турни­ров Игорь Высоцкий, бронзовый призер чемпионата Европы Александр Яковлев, серебряный призер чемпионата мире Александр Лебзяк, чемпион России, участник Олимпий- скийх игр в Барселоне Олег Николаев, чемпионы СССР и призеры международных соревнований конькобежки Марина Кольцова и Людмила Филимонова, гимнастка Наталья Тере­щенко, пловцы Юрий Ковалев и Евгений Котряга. Но больше всего прославились лыжники. Первую тропу в националь­ную сборную проложили Елена Климова и Андрей Павлюк, чемпионами мира разных лет были Сергей Кичкин, Алек­сандр Карчевский, Андрей Варварин, Григорий Гутников. Гордостью Магадана является двукратная олимпийская чем­пионка, девятикратная чемпионка мира, четырехкратная об­ладательница Кубка Мира Елена Вяльбе (Трубицына). Выдающихся спортсменов подготовили заслуженные тренеры России Б. Гитман, Г. Рыжиков, Е. Жильцов, Ю. Татаринов, И. Денисенко, В. Ткаченко, Н. Буслаев, Г. Попков, А. Иса­ев, В. Бисарнов, М. Барсукова, А. Мухин.

В последние годы выросли новые жилые кварталы в пой­ме Магаданки. Население Магадана по состоянию на 1 янва­ря 1995 г. составило 128 тыс. человек.

В названиях магаданских улиц увековечены имена тех, кто оставил заметный след в истории города и области: пер­вого директора «Дальстроя» Э.П. Берзина, положившего на­чало развитию горнорудной промышленности области Ю. А. Билибина, крупного ученого-кристаллографа профессора А.К. Болдырева, ковалера четырех орденов Красного Знамени С.С. Вострецова, дважды Героя Советского Союза В.А. Зай­цева, председателя Комитета содействия народностям север­ных окраин К.Я. Лукса, поэта-фронтовика С.С. Наровчатова, погибшего при защите острова Даманский по­граничника В.В. Потапова, повторившего подвиг Матросова Героя Советского Союза И.К. Скуридина, погибшего при спасении школьников военнослужащего В.И. Солдатенко, освободителя Охотского побережья Г.И. Чубарова, командира авиаотряда «Дальстроя» в 1939-42 г.г. Ш.И. Шимича, дирек­тора совхоза «Дукча» В.А. Шмелева.

Почетными гражданами города Магадана являются: уча­стник установления советской власти на Северо-Востоке А.А. Кочеров, геолог В.А. Цареградский, капитан А.Н. Шев­ченко, архитектор И.И. Лукин, швея А. С. Козлова, космо­навты Б.В. Волынов и Г.С. Титов, командир эскадрильи «Комсомолец Дальстроя» В.И. Попков, герои-танкисты А.М. Ефанов, А.Л. Бойко и И.Ф. Бойко, член-корреспондент Рос­сийской Академии Наук Н.А. Шило, олимпийская чемпион­ка Е.В. Вяльбе, ветеран Магаданского механического завола с полувековым стажем П.С. Горшенин, талантливый органи­затор культуры И.Б. Дементьева, ветеран войны и труда А.И. Жарких, водитель М.Р. Котельников, строитель Г.И. Максименко, учитель У.Д. Ронис, губернатор штата Аляска Стив Купер, спортсмен-инвалид Ю.В. Шаповалов.

Автор: Рудольф Седов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *