Вячеслав Чемалин. Моя Колыма

Путь на Колыму.

Жизнь сложилась так,что я со своей женой Раей и дочуркой Надей вынужден был задуматься о своем жилье. Получить квартиру в городе Челябинске было не реально для меня, а для вступления в «Жилищностроительный кооператив» нужны были большие деньги. А  денег я, автомобилист по профессии, столько заработать не мог.

Помыкавшись в поисках жилья, принял решение ехать на Севера для заработка средств на кооператив. Но ведь и добираться тоже проблема -деньги, дорога, проживание по началу на новом месте. Но в ту пору была возможность заключить договор на работу там в Челябинске.

Были такие пункты и их называли «вербовочными». а тех. кто заключал в них договора –  «вербованными». Вот и я стал одним из таких вербованных. Но меня это не смущало,а деньги на билеты и проезд и даже аванс – вдохновляли на поездку. Север меня совершенно не пугал, но представление о нем не было никакого.

Нет, конечно,представления были,но они строились на песне «Я помню тот Ванинский порт», на повестях и рассказах Дж. Лондона, на мнении, что там одни ЗЭКи и ни женщин, ни детей там и быть не может. Продал фотик ФЭД, собрался и в путь. Как в песне «Нас ждал впереди Магадан – столица Колымского края!». Поехал, а вернее полетел я один. Это было условием номер один в договоре и обещание предоставить жилье в течение года.

Но добраться в 1968 году, весной, в мае месяце оказалось не так уж и трудно. Первый и последний раз я летел авиарейсом Челябинск-Иркутск-Чита-Хабаровск. Из Хабаровска уже на Магадан.

Надо рассказать, что ехал я автомехаником гаража на рудник им. Матросова.

И, немного забежав в перёд, пояснить необходимость в кадрах в те годы на Северах. Лагеря и «зоны» ликвидировались и прииски и другие предприятия Колымы нуждались в рабочей силе. Конечно часть «бывших ЗК» оставались жить после освобождения в тех местах, но их не хватало. Нужны были специалисты механики,инженеры и много других. Гаражами заведовали «бывшие ЗК»из водителей и такие же механики.

Вот и была задача – поставить на должности специалистов с образованием, комсомольцев и членов партии. Мне в те годы пришлось работать с  такими.

Куплен билет на автобус и мой путь лежит в поселок Усть-Омчуг – райцентр Тенькинского района Магаданской обл. Весна чувствуется и здесь, хотя вдоль дороги местами встречается снег. Меня удивили стоящие вдоль дороги деревья. Темные стволики без хвои создавали вид горелого леса. Едем и едем, а картина горелого леса вдоль дороги не меняется. Спрашиваю у соседа: «Что так здорово горело, что лес не может оправиться?». Он посмотрел на меня удивленно и пояснил, что деревья эти лиственницы и они хвою сбрасывают на зиму. Так я впервые увидел лиственницу – основное дерево Колымской тайги.

В райцентр приехали ещё в разгар рабочего дня и я отправился в управление для представления и получения дальнейших инструкций.В те времена управление официально называлось так: «ТЕНЬКИНСКОЕ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОСВЗ» (Объединение СевероВосток золото). В его подчинении были все золотодобывающие предприятия района и рудник имени А. Матросова в том числе.

Вот не знаю почему, но все мои дела решались быстро и без проволочек. Направили меня к заму по хозяйству – транспорт его прерогатива. Познакомились и он мне сразу предложение: «молодой человек,ну зачем вам ехать на рудник? Там и с квартирами туго и человека туда уже подыскали.Давайте мы вас направим в посёлок Ветреный прииска 40 лет Октября?». А что я знал в структурах этих предприятий? Да ничего. Да и разницы я не видел ни какой – и там и там нужны механики. Я согласился и в этот же день ехал приисковым автобусом в посёлок Ветреный на прииск.

Дорога не близкая шла вдоль правого берега реки Детрин по широкой долине, проложенной этой рекой. И спешил этот Детрин на встречу с Колымой, и нес свои воды то ударяясь в прижим с силой и, отскакивая от скал, успокаивался среди ровных и низких берегов.

Растояние в сто восемь километров от Усть-Омчуга до поселка Ветреный груженый автобус с остановками преодолел почти за четыре часа.

И я ещё не знал, что эти дороги и места будут мне близкими почти на тридцать лет моей жизни. А ведь планы были – проработать три договорных  года, собрать необходимую сумму на кооператив и всё – прощай Колыма! Но жизнь распорядилась по другому. На Ветреном у нас в семье родились четыре дочери, и когда в 1994 году отправлял семью на «материк» младшей Саше было девять лет. А я прожил в этих местах тридцать лет. Приехал молодым двадцатипятилетним мужчиной, а уехал пенсионером почти пятидесяти пяти лет.

Вот здесь и разбивается миф о больших деньгах Колымских,которые «лопатами гребут». Это всё байки, которые поддерживаются самими Колымчанами – северянами, которые гуляют длинные отпуска и имеют деньги, которых не видели рабочие ЦРС (центральных районов страны).

Дорога на Ветреный.

До посёлка Ветреный ещё надо было добраться, а это как-никак дорога с грунтовым покрытием, множеством мостиков и водопропускных труб. Но кроме маленьких мостов и мостиков были два больших, капитальных мостовых сооружений.

Ну, а поскольку поездка в поселок Ветреный начинается от Усть-Омчугского автовокзала, то реку Детрин водителю приходится пересекать трижды. Хотя дорога идет по правому берегу Детрина мосты стоят и выполняют свою роль, так как река петляет.

На протяжении Ветренской трассы находились две дорожные дистанции, метеослужба на «полусотом». На девятнадцатом км. от Усть-Омчуга был районный пионерский лагерь «Таёжный».

Ветренский золотоносный район стал осваиваться и разрабатываться позднее всех остальных на Теньке. Всё зависело от дорог, которых до конца сороковых годов прошлого столетия просто не было. Да и посёлок Ветреный с его месторождением находился совсем в другом месте. Этак километров двадцать за сопками возле небольшой речки Обо.

Но сейчас продолжим рассказ  о дороге, которую прокладывали с трудом, и без которой  не мог появиться прииск имени 40 лет Октября.

Все силы по строительству дорог были направлены на Омчакскую долину и там находились большинство приисков и рудник им. А. Матросова. Дорога была важна ещё и потому, что она срезала и укорачивала «Колымскую трассу» и выходила к мосту через реку Колыма и к посёлку Ягодное.

Практически на середине Тенькинской автотрассы был отворот в право на
печально известный Бутугычаг. Название этого места в народе трактовалось по разному, поэтому нет необходимости отстаивать это название и по другому. Главное – мы понимаем о чем идет речь.

Но вернемся к нашим дорогам в сторону поселка Ветреный. Поселок Ветреный был далеким и недоступным  тупиком. И попасть тогда геологам можно было только, преодолевая водный путь по реке Колыма от «Дусканьи» или  «Агробазы».

Было и ещё два пути – через Бодринский пролаз (дорогой его назвать было нельзя) и потом, через вновь проложенный, Бутугычакский перевал. Но опять – таки эти дороги упирались в устье реки Детрин и от туда только по воде реки Колыма километров восемнадцать.

Вот такие два названия, не очень доступных и привлекательных мест, породили шутливую поговорку: «Не такой уж я Бодрый,чтобы ехать на Ветреный. И не такой уж я Ветреный, чтобы ехать на Бодрый!»

Всё-таки основной дорогой в сторону Ветреного стала дорога через Бутугычагский перевал и далее к устью реки Детрин. Вот из всего перечисленного и станет понятным что прииски, стоящие на реке Колыма имели достаточной большой состав плавсредств.

Строительство больших мостов, главным из которых был Детринский мост почти в устье Детрина, при впадении в реку Колыма открыли  большие возможности для работ прииска 40 лет Октября. Дорога стала круглогодичной, а ранее движение возможно было только зимой по зимнику.

Да и дорога через Бутугычаг была длиннее и опаснее. Узкий и крутой перевал, конечно доставлял много неудобств и трудностей. Ну представьте, что пассажирам автобусов приходились идти пешком километра полтора в особо опасных местах.

Ну вот мы и приближаемся к нужному мне Ветреному и знаем, что это тупик. Даже отдаленный поселок прииска «Сибик-Тыэллах» географически относился к Ягоднинскому району, а административно к Тенькинскому.

Ни как не могу оторваться от темы дороги. Ни как не могу добраться до поселка Ветреный, о котором меня просили вспомнить и поделиться. Об этом станет понятно после дальнейшего чтения моих воспоминаний.

Первая моя поездка из Усть-Омчуга в посёлок Ветреный весной 1968 года как раз была по новой дороге вдоль р.Детрин и через новый мост через реку у впадения в р.Колыма. И вот ведь случай – весной этого года, в ледоход на реке Детрин, повредило опору моста на 38 километре Ветренской трассы. И всё лето сообщение с Усть-Омчугом проходило через Бутугычагский перевал.Но эта дорога была только летом,так как узкий и опасный перевал не возможно было использовать в зимних условиях. Таким образом мои повествования основаны на фактах моей жизни.

И в те времена широко не извещали о вредной зоне в Бутугычагской долине и я там застал и остатки поселка, и остатки «Урановой фабрики». Через перевал дорога спускалась в долину ручья Вакханка и далее выходила на 50 (полусотый) километр Ветренской трассы. Там на этом перекрестке стояли два дома «Метеостанции». Дома были большие бараки-один из них жилой. А через несколько километров стояла дорожная дистанция. В моё время эти постройки были ликвидированы и разрушены. Почти девятнадцать лет я ездил по Ветренской трассе и последний раз был на Бутугычагском перевале в 74-75 году.

Конечно Бутугычагский перевал официально был закрыт для проезда, но порой эти запреты нарушались. Ведь в поселок Нелькоба этот путь был ближе, а в Нелькобе была база снабжения ОСВЗ.

И поясню картину нынешнего состояния в этих местах, о которой я знаю от очевидцев, туристов и фотографий. Группа туристов на велосипедах перебрались через Бутугычагский перевал и добрались до старой Ветренской трассы, но там уперлись в воды реки Детрин и не могли проехать в сторону Усть-Омчуга, так как мост на 38 километре разрушили до основания.

В 1988 году Ветренскую трассу закрыли окнчательно, в связи с подъёмом воды в Колымском водохранилище.Я наблюдал этот быстрый подъём воды и видел, как разрушались дамбы у мостов и  маленькие мосты. Дорогу от Ветреного до Усть-Омчуга официально никто не закрывал и утром я ещё проехал через мост Детринский на 19 километре у прижима «три орла», а вернуться уже было не возможно.Прибывшей водой размыло земляную дамбу моста. И не привычно было видеть настил моста на опорах посреди водной глади.

Ветреный ещё жил остатками домов и присутствием работников старательской артели «Вымпел». Тогда «Вымпельцы» по договору занимались Ветренской паромной переправой и доставляли машины от Ветреного по реке Колыма до посёлка Мой-Уруста.

Вот подошли к тому, что в 1988 году на Ветреный можно было попасть через поселок Обо. Новую дорогу для снабжения прииска 40 лет Октября проложили до поселка Обо и потом через перевал в поселок Ветреный. Но и это было временный период, потому что большая вода Колымского моря не дошла до поселка Обо. По этой причине невозможно было проложить дорогу до причала плавсредств.

История Ветреного.

Забегая вперёд скажу, что посёлок Ветреный начал существование здесь на месте нынешнего Обо, и пережил своего младшего брата еще на 15 лет. Обо (бывший «старый Ветреный) тоже прекратил своё существование.

Увязать названия посёлок  Ветреный (правый берег Колымы) и посёлок Обо (левый берег р. Обо) можно только дорогами, соединяющими эти поселки.

Прежде, чем начать рассказ о поселке Ветреный, надо окунуться в историю освоения Тенькинского района в те далекие годы. Об этом хорошо рассказано в книге Инны Гибановой «Тенька. Виток спирали». В отличие от автора я достаточно долго жил в этих местах и немного полнее могу рассказать про эти места.

Ветренское месторождение было открыто геологами в 1937 году в русле ручья «Ветреный», что впадал в речку Обо. Для наглядности покажу схему расположения поселков в тех местах.

Карта-схема поселков Санга-Талонского сельсовета

Карта-схема поселков Санга-Талонского сельсовета.

В правой стороне точкой обозначен поселок Обо, а в скобочках – Старый Ветреный. Вот в том самом месте на ручье Ветреный и был построен поселок Ветреный. Поселок был самым отдаленным и дороги туда не было вовсе.

Добирались туда геологи по р.Колыма до устья реки Обо и далее в верх по долине реки Обо до посёлка Ветреный. Это и задерживало разработку этих  золотоносных месторождений.

Все силы были брошены на строительство автодороги по Омчакской долине,где уже во всю давали золото на приисках. Вот перед Вами карта с указанием поселков и приисков с одноименными названиями. Очень много приисков и участков носили фамилии героев Гражданской войны и Великой Отечественной.

Карта Тенькинского района.

Карта Тенькинского района.

Ветренское месторождение стали активно разрабатывать уже в сороковых годах, когда наладили временный проезд до реки Колыма и далее по воде до реки Обо.

С открытием проезда через Будугучагский перевал довели дорогу до впадения реки Детрин в Колыму. И опять уперлись в водную преграду. Но дорога всё ближе подходила к местам разработки месторождений и уже было необходимо место под строительство базы для дальнейшего освоения долины реки Колыма. Место было выбрано на пологом правом берегу неподалеку от устья реки Обо. Место было выбрано так, что с устройством «пролаза» через перевал можно было попасть на ручей Ветреный и одноименный поселок.

Поселок построенный на берегу реки Колыма стали называть «Ветреный» по названию месторождения, а тот, что был на ручье Ветреный остался под названием «Старый Ветреный».

Вскоре был построен новый поселок на месте впадения в реку Обо ручьев Ветреный и Журавлиный и он получил название «Обо» по названию основной реки Обо.

Позже с расширением работ на ручье Ветреный были и ещё поселочки в несколько домов с названиями «верхний Ветреный, нижний Ветреный», но эти названия надолго не сохранились и со временем забылись.

Ветреный на берегу реки Колыма укрепился в своем названии, а поселок Обо постепенно стер из памяти «Старый Ветреный» и всё на многие года утвердилось и стало привычным на долго.

А как же появилась дорога на участок Обо? Дело в том, что для разработки месторождения уже на «Обо» необходима электроэнергия и с Ветреного стали прокладывать ЛЭП на Обо. Таким образом появился первый пролаз,а в последствии стали строить дорогу через перевал и назвали перевал «Ветренским».

Через перевал можно было быстро добраться до поселка Обо – расстояние было примерно 18 км. Дорога была узкая и крутая. Для того, чтобы разъехаться встречному транспорту делались расширенные площадки-карманы. А крутизна не позволяла подниматься машинам с прицепом или большегрузам. Еще препятствие – зимой перевал закрывали и дорога на Обо была по «зимнику». По льду реки Колыма, до устья реки Обо и там далее по льду речки Обо до поселка Обо.

На схеме выше можно представить эту зимнюю дорогу. Помните теорему Пифагора,что гипотенуза всегда короче суммы двух катетов? Вот дорога через перевал на Обо и есть та гипотенуза.

Прошу понять меня, что эти описания не могут равняться с библиографией краеведов.Просто это размышления очевидца, прожившего в этом поселке двадцать лет.

Вот мои годы жизни на Колыме :

  • Прибыл в мае 1968 года.
  • Ветреный скрылся под водой Колымского водохранилища летом 1988 года.
  • Перебрался в поселок Обо – октябрь 1987 года.
  • Уехал на «материк» – ноябрь 1997 года.
  • Приезжал на сезон в артель «Вымпел»в 1999 году и проработал полгода на участке в поселке Мой-Уруста.

Постараюсь понять роль посёлка Ветреный на всей территории Санга-Талонского сельского Совета.

На территории поселка велась золотодобыча только на ручье Кварцевый и видимо объемы были не очень большими, чтобы открывать участок. В основном обходились силами старателей, которые работали там вплоть до затопления.

Но в этом поселке находилось управление прииска 40 лет Октября и центральный технический склад. Там же находились склады торгового отделения 40 лет Октября. И надо добавить больницу на несколько коек и аптеку. Всё это, видимо, было связано именно с дорогой, соединяющей Усть-Омчуг с этим поселком.

За двадцать лет жизни на Ветреном (на Ветреном – так говорил народ) я объездил все места, где работали работники прииска. И нигде я не встречал явных следов лагерной зоны, хотя лагерные пункты были. В районе поселка Стрелка (у Ветреного) были захоронения, но они были со звездочками.

Именно там, на Стрелке, находились стрелки ВОХРа. От этих стрелков и появилось название поселочка – Стрелка. Не надо путать его с посёлком Стрелка в Хасынском районе по Колымской трассе. Там действительно был указатель – стрелка.

Вот перечень лагпунктов, где присутствуют и наши поселки. Я выделил те
места, где проходила дорога в посёлок Ветреный.

Не могу утверждать какой именно Ветреный подразумевается в том Списке – Старый Ветреный или Новый Ветреный.

Лагеря закрылись в 1959 году,а я приехал в 1968 году, но и по прошествии почти десятилетия, мне приходилось работать и встречаться и с бывшими ЗК и бывшими бойцами ВОХРа.

Название лагеря Варианты названия или название в разное время
1 Бохапча Разведрайон
 2 Усть-Омчуг  
 3 Хилгыча  Хилыча
 4 Бутыгычаг  
 5 Горняк Центральный
 6 Кармен Сокол
 7 Фабрика им. Чапаева Вакханка
 8 Дотрик  
9 Эрика  
10 Таганка  
 11 Клин Пионер
 12 Ветреный  
 13 Агробаза Колымский
 14  Дусканья  
 15  Бургалы  
 16  Санга-Талон  Сакга-Талон
17  Игуменовский  Рудник имени Белова
 18  Мохоплит  Автобаза, Мохопан, Транспортный
19 Прииск им. Будённого  
20 Прииск им. Гастелло Тенькинский разведрайон
21 Прииск им. Тимошенко  
22 Прииск им. Ворошилова  
23 Нагорный  
24 Рудник им. Матросова Фабрика им. Матросова, Фабрика им. Берии
25 Кулу Кулинская
26 Правый Тыэллах  
27 Хатыннах  
28 Грвардеец  
29 Дегдекан Дегдекам

Самый пик расцвета Колымы пришелся на семидесятые годы прошлого столетия. Строилось и раньше, но темпы были не большие. А в семидесятые началось бурное строительство и мне казалось – вот оно начало активной разработки ископаемых холодной Колымы.

С начала 1971 года и по 1975 год в поселке Ветреный были построены банно-прачечный комбинат, продовольственный магазин, три дома четырехквартирных для геологов «Капразведки», новый большой гараж в АТЦ прииска.

Одновременно ведутся строительные работы (и большие) в других поселках прииска. Строительство велось силами прииска 40 лет Октября и был создан отдел «Капстроительства». К этому всему подталкивало строительство Колымской ГЭС и внедрение в работу тяжелой землеройной техники.

Причем здесь ФИАТы и КАТАРы? Да потому что, по условиям контракта для них нужна была современная и теплая рембаза.

Вот не могу понять, когда произошла ошибка при проектировании переноса поселков зоны затопления на территорию левого берега в поселок МойУруста.

Приехали работники «Лендорпроекта» и начали работы по изысканию условий строительства дороги и строительства ЛЭП на новые места работы. Итог проведенных работ был не утешительный – в результате затопления ни одного поселка не осталось. Дорога и ЛЭП служат для работы рудника «Ветренский». Затраты огромные.

После наполнения Колымского водохранилища (или как его ещё называют – Колымского моря), память о посёлке осталась жить в названии рудника «Ветренский», да в памятном камне, стоящем на одном из берегов залива ручья Кварцевый.

Памятный камень с крестом находится на «Стрелке» бывшего поселка Ветреный. Фото от И. Заспа.

Памятный камень с крестом находится на «Стрелке» бывшего поселка Ветреный. Фото И. Заспа.

Для полного и правильного представления об этом памятном камне могу рассказать его предисторию. В заливе ручья Кварцевый погиб (утонул) брат звеньевого артели, которая там ещё завершала работы. И брат установил этот камень с крестом, как памятник в месте гибели родного человека.

Здесь был поселок Ветреный.

Здесь был поселок Ветреный.

Берега затоплены, а памятник стоит! Памятник и нашим поселкам, скрытых под водами Колымского моря.

Продолжение следует…