Триста лет в обед

Посёлок Ола. Административный центр Ольского района.

Сколько лет поселку Ола? Мнение магаданского историка Александра Навасардова.

Как мы помним, в сентябре прошлого года область отпраздновала 300-летие поселка Ола. Датой основания нынешнего районного центра, закрепленной постановлением главы администрации Ольского округа г. Магадана №1 от 19.07.2000, считается 1716 год.

10 сентября 2016 года в поселке Ола прошли торжественные мероприятия по случаю 300-летия поселка и 90-летия Ольского района.

10 сентября 2016 года в поселке Ола прошли торжественные мероприятия по случаю 300-летия поселка и 90-летия Ольского района.

Этим годом датировано упоминание в отчете экспедиции морехода Никифора Трески на судне «Восток» о небольшом рыбацком поселении на левом берегу реки Ола, где проживали оседлые тунгусы (эвены) (сайт Магаданской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, 01.01.2016).

В официальной информации регионального министерства культуры подчеркивается, что на территории Магаданской области есть только четыре поселения, основанных до XX века, и Ола – второе по старшинству и наиболее крупное из них (24.05.2016).

Меж тем, главный научный сотрудник Магаданского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук Александр Навасардов ставит под сомнение выбранную точку отсчета летоисчисления, бесспорно, славной и многогранной истории населенного пункта Ола. Доводы ученого предлагаются в настоящем материале.

– Круглые даты, юбилеи – вещь хорошая, но только если они не противоречат исторической правде, – считает Александр Сергеевич. – Чтобы не грешить против истины и не вводить в заблуждение современников и потомков, к определению возраста того или иного населенного пункта следует подходить взвешенно, с научной точки зрения.

Российский историк Я.Е. Водарский в монографии «Исследования по истории русского города. Факты, обобщения, аспекты» (М.: Институт российской истории, 2006) выявил ряд критериев, позволяющих сформулировать основные принципы определения времени и места основания городов и вообще населенных пунктов.

Давайте подойдем к вопросу на основе этих критериев и попытаемся «сертифицировать» исторические документы и факты, относящиеся к определению времени и места основания поселка Ола.

– Давайте. С чего начнем?

– С самого начала. Огромные пространства тундры и лесной зоны Охотского побережья были заселены еще в глубокой древности. В пяти километрах восточнее поселка Атарган (мыс Атарган находится в 12-ти километрах от поселка Ола) сохранились остатки жилищ полуземляночного типа в виде неглубоких западин, поросших травой.

Они сгруппированы в основании песчано-галечной прибойно-намывной косы, высота которой 3-4 м, ширина 350 м. Исходя из глубины залегания культурного слоя и анализа археологических находок, можно констатировать, что поселение Атарган относится к средневековью (X-XIII века). Места были богаты рыбой, а лежбища – морскими ластоногими. Охотники на морского зверя на байдарах осваивали этот край.

Древне-корякское поселение Атарган было объектом исследований таких ученых, как В.А. Цареградский, И.Л. Симоненко, А.П. Окладников, Р.С. Васильевский, А.А. Орехов и др.

– Разве эти места населяли не эвены?

– Изначально – именно коряки. К середине XVII века коряки заселяли приустьевые районы рек Ола, Армань и др. Река Яна в описываемый период являлась некой пограничной линией, разделяющей районы расселения эвенов и коряков. Между этими народами в те времена регулярно вспыхивали кровавые войны.

Первыми европейцами, которые посетили эти места в середине ХVII века, были русские первопроходцы-казаки. Весной 1651 года казак Михаил Стадухин в устье Пенжина построил два коча, на которых отправился на юг вдоль северного побережья Охотского моря с целью объясачить местных жителей.

В первый год плавания он смог дойти только до устья реки Гижиги. После зимовки Стадухин продолжил свое плаванье на юг. В начале сентября 1652 года он был в районе устья реки Ола и современной бухты Нагаева.

Мы не знаем, высаживался ли его отряд в этих местах на берег, но после обоснования на реке Тауй казаки не раз совершали походы «с реки на реку» в Тауйской губе. Михаил Стадухин прожил в Тауйском остроге до 1656 года.

В отписке якутскому воеводе от 1 марта 1658 года он сообщал, что им отправлены «книги и чертеж земли и рекам». Речь идет о многих землях и реках того района. Таким образом, наиболее ранние сообщения европейцев о народностях, проживавших в приустьевом районе Олы, относятся к весне 1658 года.

Попытки проникнуть в места расселения коряков делались и со стороны Охотска. В 1669 году из Охотска был послан на Тауй и Олу отряд Константина Дмитриева для «приведыванья» коряков. Но поход окончился неудачно.

Устье реки Олы (вид на юго-восток), 30-е годы.

Устье реки Олы (вид на юго-восток), 30-е годы ХХ века.

Не лишены интереса сообщения казаков о вооруженных коряках: «За Тауем – де рекою есть река Ола и по этой реке живут многие роды неясачных иноземцев коряки». В 1676 году охотские служивые люди писали, что по рекам Оле и Яме живет много пеших коряков.

В 1685-м охотские служивые люди вместе с тунгусами по просьбе последних ходили в поход на этих коряков, согнавших в 1684 году с рек Армани и Олы ясачных тунгусов и многих из них перебивших. В описываемый период времени эвены, опираясь на военную помощь казаков, упорно продвигались на побережье к устьям рек и в примыкавшие к ним районы, занимаемые ранее коряками.

– Из приведенной вами информации можно сделать вывод, что сведения о расселении коряков и эвенов в устьевой части реки Ола были хорошо известны русским служивым.

– И не только им. Каждый поход, совершенный из Охотска или Анадыря на северное побережье Охотского моря, не оставался бесследным – отписки, чертежи с зафиксированными географическими названиями вместе с описанием береговой линии северного побережья Охотского моря своевременно приходили к воеводам, а они в свою очередь направляли их в Сибирский приказ в Москву.

Данная информация об Охотско-Камчатского крае на рубеже двух столетий нашла свое отражение на «Чертеже вновь Камчадальские земли» («Чертеж Камчатки С.У. Ремезова», около 1700 года). Кстати, на этой карте была впервые обозначена река Ола.

После знаменитого путешествия казака Владимира Атласова (1697-1699 гг.) походы русских людей из Якутска на Камчатку стали обычным делом, но все они были сухопутными. От Якутска до Анадырского острога шли полгода.

Такие путешествия были очень трудными как для путешественников, так и для местных жителей, которым приходилось обеспечивать проезжающих всем необходимым. С 1703 по 1716 гг. по дороге из Анадырска на Камчатку погибло около двухсот человек. Поэтому возник вопрос об изыскании морского пути на Камчатку.

Первые попытки были сделаны в начале XVIII века. В это время Охотск рос как порт, укреплялось его положение и влияние во всем бассейне Охотского моря. Однако только в 1713 году Петр I подписал указ об отыскании морского пути на Камчатку.

23 мая 1714 года экспедиция прибыла в Охотск. В ее состав вошли Кузьма Соколов, Никифор Моисеевич Треска и др. Для плавания по Охотскому морю необходимо было построить судно. Строил его плотник Кирилл Плоских.

В мае 1716-го судно было спущено на воду и получило название «Восток». Эта ладья – первая, построенная в Охотске, да и вообще на всем Охотском море русскими специалистами-кораблестроителями. В июне того же года экспедиция отправилась в неизведанный путь. Мореплаватели благополучно прошли в Ольский залив (бухта Гертнера). Выйдя оттуда, ладья вскоре оказалась в районе устья реки Тигиль на Камчатке. Из материалов экспедиции нельзя сделать вывод, что мореплаватели видели какое-либо поселение в устье реки Олы.

Заходили в Ольский залив на пути из Охотска на Камчатку в 1720 году Иван Евреинов и Федор Лужин. Посещали эти места и другие мореплаватели.

Впервые на географических картах населенный пункт в устье реки Олы появляется на примитивном чертеже начала 40-х гг. XVIII века. Несмотря на свою примитивность, этот географический чертеж, по мнению историка Б.П. Полевого, является любопытным историческим памятником.
Эта рукописная карта, пожалуй, самый ранний географический чертеж долины реки Олы, дошедший до нас. Большой знаток документов Второй Камчатской экспедиции А.И. Андреев утверждал, что этот чертеж был сделан неким Андреем Пежемским.

– Александр Сергеевич, а когда эти огромные территории обрели российскую государственность?

– Признаки государственности – важный критерий в определении оседлых поселений, выведенный Водарским. Говорить об оседлом населенном пункте можно в том случае, когда в нем на постоянной основе присутствует представитель власти – казенный человек, приказчик, полицейский чин, а кроме того, есть церковь, школа, торговые заведения.

Включение северо-востока Азии в состав России повлекло за собой распространение на этой территории государственного правопорядка, прежде всего, в области административного управления.

Как известно, до 1708 года Россия подразделялась на уезды. Поэтому по мере распространения русской власти уезды образовывались на территории Сибири. Население, которое проживало на этой территории, с учетом удобства сбора ясака, было приписано к соответствующим укрепленным пунктам – ясачным зимовьям и острогам, куда посылались казаки во главе с приказными.

Территория северного побережья Охотского моря во второй половине XVII века входила в состав Якутского уезда. Охотский острог – будущие ворота России в Тихий океан – был основан казаками в устье реки Охоты в 1647 году. В августе 1648-го казаки этого острога заложили Мотыклейское зимовье.

Осенью 1652-го Стадухин основал Ямское зимовье, а позднее – уже упомянутый острог на реке Тауй. Тауйский острог как пункт сбора ясака просуществовал до 1667 года. В 1669-1670-х гг. в этих местах свирепствовала оспа, поселения обезлюдели.

В 1731 году из состава Якутского уезда выделяется так называемое Охотское правление с подчинением ему всего Камчатского полуострова. Также в его ведомство входила территория северного побережья Охотского моря. Административным центром являлся Охотский острог.

Руководство из него осуществлялось через систему крепостей и острогов, куда посылались приказчики. Из-за малой населенности края крепости и остроги стояли друг от друга на огромном расстоянии.

В это же время Тауйский острог снова стал функционировать как пункт сбора ясака. В 1739 году в устье реки Ямы был восстановлен Ямский острог. В 1751-м в ходе усмирения возмутившихся коряков была основана на реке Туман Туманская крепость, а в 1752-м – Вилигинская (река Вилига) и Таватумская (река Таватум) крепости.

В том же году была основана Гижигинская крепость, призванная обезопасить сухопутное сообщение между Охотском и Камчаткой от частых нападений немирных коряков и сбора ясака с них.

Обратите внимание: в описываемый период времени в устье реки Ола не было ни ясачного зимовья, ни острога, ни тем паче крепости, куда посылались казаки во главе с приказными – те самые казенные люди.

– То есть, говорить о населенном пункте как опоре государственной власти в этом случае мы не можем.

– Верно. Дальнейшее существование населенного пункта в устье реки Ола было тесно связано с Охотско-Камчатским трактом. По распоряжению Охотского правления здесь поместили дорожную станцию, а на местных жителей возложили не только транспортную повинность, но и обязанности по снабжению проезжающих провиантом, предоставлению ночлега. Перевозки осуществлялись на оленях, собаках, лошадях. Такие путешествия были очень трудным как для путешественников, так и для местных жителей.

Охотско-Камчатским трактом пользовались государственные чиновники, служивые люди, путешественники. Так, в апреле 1788 года через Олу проехал курьер кругосветной французской экспедиции Лаперуза Бартоломей Лессепс. Впоследствии он написал «Путешествие по Камчатке и по южной стороне Сибири», в котором содержится первое описание населенного пункта в устье реки Ола. Вот оно:

«На другой день около трех часов прежде полудня остановился я в Оле, в остроге тунгузском, который от Сиглана находится в ста сорока верстах. Он стоит на гладком песчаном берегу, при устье реки Олы, которая, расширяясь в сем месте, представляет небольшую гавань, к которой тунгусы уходят во время больших морозов. Они оттуда вышли за несколько дней сим, и перешли в десять юрт, которые составляют деревню Олу, и в которых они живут в теплое время».

– Десять летних юрт…

– Формирование оседлого населения в устье Олы относится к концу XVIII – началу XIX вв. Здесь селились казаки, вышедшие в отставку, ссыльные якуты, высланные по приговорам на поселение, промышленники, церковнослужители, купцы, крестьяне-переселенцы.

Крестьян перевозили с некоторым количеством скота, закупленного за счет казны в центральных якутских улусах. Скот этот доставляли в конечные пункты с большими трудностями. Так, в 1826 году население Олы владело пятью лошадьми и двадцатью коровами.

Государство снабжало переселенцев семенами ржи, пшеницы, ячменя, овса. Однако в Охотском крае некоторые успехи имело лишь огородничество. В отчете по управлению Охотским округом за 1844 год писалось: «Огородные овощи разводятся с недавнего времени довольно успешно. Картофель и некоторые виды овощей выращивали не только в крестьянских селениях, но и в других селениях: в Тауйском, Арманском, Ольском, Ямском, Тахтоямском и в Гижигинске».

Огородничество в Охотском крае было второстепенным делом. Основными занятиями мещан, крестьян, казаков являлись рыболовство и охота.

Снабжение огромного края различными товарами зимой осуществлялось по Охотско-Петропавловскому почтовому тракту. Перевозку грузов производили во вьюках гужевым транспортом. В летнее время товары в Охотск и Петропавловск доставлялись морем. Грузы были как казенными, так и купеческими. Объемы и сроки доставки зависели от случая. Континентальные районы Колымского края снабжались из Якутска по 2315-верстовому вьючному тракту. Поэтому из года в год транспортные расходы росли, а цена товаров была в два-три раза выше, чем в Якутске.

Доставляемые купцами грузы реализовывались как в розничной торговле через лавки, так и на ярмарках. Здесь можно было купить или выменивать порох, свинец, чай, сахар, муку, соль и другие товары.

Кроме торговых операций на ярмарках осуществлялся сбор ясака с местного аборигенного населения. В середине XIX века ближайшие от Олы ярмарки находились в Охотске, Сиглане, Улье. Эти ярмарки открывались летом.

– А в Оле ярмарка была?

– Да, но дату ее организации установить не удалось. Известно, что она открывалась в январе. Сюда приезжало уездное начальство из Охотска, наезжали купцы Волков и Бушуевы, приходили тунгусы.

Общий вид селения Ола, 1932 год.

Общий вид селения Ола, 30-е годы ХХ века.

Поселение Ола для последних было тем местом, где они платили ясак, отправляли церковные требы, покупали необходимые товары. Именно на этой ярмарке чиновники и коммерсанты узнали от тунгусов, что направление Ола – Сеймчан было кратчайшим выходом с Охотского моря к сплавному пункту на реке Колыме.

Инициатива в практическом использовании направления Ола – Сеймчан принадлежала доверенному фирмы «Приамурского товарищества» В.И. Фефелову. Для предварительного исследования пути в 1892 году Фефеловым из Якутска в Олу был послан отставной пятидесятник казак П.Н. Калинкин с артелью якутов. Предварительное исследование пути было выполнено Калинкиным с 28 февраля по 21 марта 1893 года.

В навигацию 1893 года на зафрахтованном пароходе Приамурское товарищество совершило из Владивостока два рейса в порты Охотского побережья. Вторым рейсом были доставлены в село Ола товары как для местной торговли, так и для отправки по Ольско-Колымскому тракту.

С большим трудом на 140 нартах груз в 1500 пудов был переброшен в зиму 1893-1894 гг. до устья реки Маут (приток Буюнды) в местность «Старая церковь». Опыт сплава по реке Буюнде в 1894 году оказался неудачным, и груз только в зиму 1894-1895 гг. был доставлен на оленях до реки Колымы в устье Буюнды, откуда и сплавлен по Колыме в 1895-м.

С 1897 года по ольскому пути после специальных выездов и обследований началась перевозка на реку Колыму и казенных грузов. Работы по благоустройству тракта были начаты в 1894 году, когда в Оле в двух километрах от села были построены два зимовья – склады для выгрузки груза. В 1895 году был построен склад и зимовье на реке Колыме. Всего к 1898 году на ольском тракте было построено одиннадцать зимовий.

Важно: с открытием движения по Ольско-Колымскому тракту, прежде всего, казенных грузов в селе Ола на постоянной основе появляется первый полицейский чин – зауряд-хорунжий Иннокентий Тюшев.

Другим знаковым событием в истории селения Ола явилось сооружение Богоявленской церкви. До этого в селе стояла часовня, воздвигнутая в 1852 году. Богослужение в ней проводили от случая к случаю священники из Тауйска или Ямска.

Селение Ола, Охотский округ. 139 жителей.

Селение Ола, Охотский округ. 139 жителей.

Возведение церкви началось в 1889 году. Первым ее настоятелем стал священник В.В. Михальчук, направленный от тауйского священника Николая Черныха в мае 1895-го. В ведение В.В. Михальчука, кроме того, была передана ольская сельская школа. Вновь выстроенный храм был освещен малым освящением 8 сентября 1896 года.

Таким образом, только к концу XIX века населенный пункт Ола приобрел черты русского оседлого поселения, в котором находился полицейский чин, стоял православный храм, был свой священник, работала сельская школа, проходила ярмарка, размещались казенные и коммерческие заведения.

– Какие выводы можно из всего этого сделать?

– Смотря какую из двух концептуальных установок мы выберем. Первая: если рассматривать селение Ола как древне-корякское поселение, где в давние времена проживали охотники на морского зверя и на байдарах осваивали побережье. В этом случае возраст населенного пункта намного больше, чем 300 лет. Он уходит в глубину веков.

Вторая установка: если рассматривать населенный пункт в устье реки Олы как русскоязычное оседлое поселение, где проживали казаки, мещане, купцы, а также обрусевшие потомки эвенов и коряков. В этом случае возраст села (поселка) Ола – около 150 лет.

 -Получается, если взять за основу вторую концепцию, 300-летие поселка Ола только предстоит отпраздновать нашим далеким потомкам?

– Предлагаю не торопиться с выводами, чтобы опять же не погрешить против истины. Для конкретизации даты основания населенного пункта в устье реки Ола необходимы дальнейшие исторические исследования, чем мы, собственно, сейчас и занимаемся.

Автор статьи: Евгения Александрова.