Краткая справка по газогенераторной технике

«ГАЗ-14»

В 1935 году трестом «Газогенераторстрой» под руководством инженера А. Введенского была модернизирована одна из ранее разработанных здесь же газогенераторных установок — новая установка получила обозначение В-5. Топливом для неё служили древесные чурки и предназначалась она для установки на грузовые автомобили ГАЗ-АА.

Газогенераторная машина «ГАЗ-14».

Газогенераторная машина «ГАЗ-14».

В том же 1935 году харьковским заводом «Свет шахтера» было выпущено 75 таких установок, часть из которых была отправлена на Горьковский автозавод для организации серийного производства газогенераторных автомобилей.

«Полуторки» с газогенераторными установками В-5 получили индекс «ГАЗ-14». Мощность ГАЗ-14 составляла всего 25 л.с., а грузоподъёмность снизилась до 1 тонны груза.

Всего ГАЗом было построено 45 экземпляров «ГАЗ-14» (25 шт — в 1935 году, 20 шт — в 1936 году). 

«ЗИС-13»

Cоветский серийный газогенераторный автомобиль «ЗИС-13» был спроектирован под руководством инженера А. Скерджиева с использованием генератора конструкции А. Пельтцера.

Газогенераторная машина «ЗИС-13».

Газогенераторная машина «ЗИС-13».

Базировался на шасси «ЗИС-8 (11)», длиннобазной модификации грузовика «ЗИС-5».

Двигатель машины «ЗИС» 48 лс. Двигатель машины имел повышенную (с 4,8 до 7,0) степень сжатия, газосмеситель вместо карбюратора и зажигание от магнето.

Камера сгорания газогенератора изготовлялась из дорогой жаропрочной хромоникелевой стали. Газогенератор расходовал 80-85 кг древесных чурок на 100 км пробега.

«ЗИС-13» отличался 12-вольтовой электропроводкой вместо стандартных 6 В. Повышенное напряжение потребовалось в связи с увеличением мощности стартера из-за большей степени сжатия газового двигателя и наличия мощной воздуходувки.

Запас хода составлял 90 км.

Завод изготовил около 900 грузовиков «ЗИС-13», а в 1939 году заменил эту машину более совершенной моделью «ЗИС-21».

«ЗИС-21»

Серийный газогенераторный автомобиль «ЗИС-21» (1938-1941 г.г.) представлял собой стандартный грузовик «ЗИС-5» с газогенератором типа НАТИ Г-14.

Газогенераторный автомобиль «ЗИС-21».

В отличие от «ЗИС-13» камера сгорания «ЗИС-21» выполнялась из дешёвой малоуглеродистой стали с аллитированием (насыщением поверхностного слоя аллюминием). Газогенераторная установка «ЗИС-21» изготавливалась на московском заводе «Комега». Сама установка была проще и надёжней, чем у «ЗИС-13», а её масса составляла 440 кг. Высота бункера 1360 мм, диаметр – 502 мм. Вес чурок в объеме бункера – 80 кг.

Газогенератор монтировался с правой стороны кабины и крепился к правому лонжерону рамы при помощи двух основных кронштейнов и одного вспомогательного. Ввиду отсутствия достаточного места для размещения газогенератора, пришлось сократить часть кабины со стороны пассажира — правая дверь была наполовину уже стандартной. Тем самым была сохранена длина его бортовой платформы.

Для ускоренного запуска двигателя и для маневрирования в пределах гаража на «ЗИС-21» на моторном щите под капотом устанавливался бензобак ёмкостью 7,5 л. Автомобиль имел радиатор увеличенного объёма типа «ЗИС-6».

ЧТЗ «СГ-60»

Газогенераторный трактор ЧТЗ «СГ-60».

Газогенераторный трактор ЧТЗ «СГ-60».

В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с Я.В. Маминым.

В этом же году бюро внедрило на ЧТЗ в производство тракторов «С-60» с газогенератором конструкции С.И. Декаленкова — Д-8, которые получили наименование ЧТЗ «СГ-60» На опытном заводе предприятия были изготовлены 264 таких трактора.

ЧТЗ «СГ-65»

Газогенераторный трактор ЧТЗ «СГ-65».

Газогенераторный трактор ЧТЗ «СГ-65».

Газогенераторный трактор ЧТЗ «СГ-65» построен на базе дизельного трактора «С-65» и принадлежал к типу мощных гусеничных тракторов. На нём устанавливались газовый двигатель «МГ-17» и газогенераторная установка «Г-25».

Более совершенный генератор НАТИ Г-25 по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлаждённый газ. За счёт повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ Г-25 мог работать на более влажных чурках.

Конструкция газогенератора Г-25 (НАТИ) существенно дорабатывалась челябинскими тракторостроителями. В частности, В.Я. Маминым была разработана новая газификационная камера: вместо литой — штампованная, двухфурменная. В связи со значительными преимуществами ею рекомендовали заменять литые топливники при капитальном ремонте газогенераторных машин.

Газовый двигатель МГ-17 был создан на базе серийного дизеля М-17. При этом диаметр цилиндра увеличили на 10 мм, рабочий объём увеличился до 15,5 л. В головке цилиндров выполнили отверстия для двух свечей на каждый цилиндр, и увеличили диаметр клапанов и каналов к ним. Мощность двигателя МГ-17 составила 60 л.с. при 870 об/мин.

Серийный выпуск газогенераторных ЧТЗ «СГ-65» модели начался в 1938-м и продолжался до начала 1942 года. Всего на ЧТЗ изготовили 7365 единиц ЧТЗ «СГ-65». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.