Газогенераторный автомобиль «ГАЗ-14».
Природа была скуповата, одаривая Колыму лесами. На 1938 год, по мнению специалистов, леса на территории Дальстроя составляли не более 6,2 процента. По прогнозам, запасы леса, при все его возрастающей потребности в древесине могли быть израсходованы за 15–20 лет.
Стоило брать во внимание и тот факт, что половина древесных запасов расположена в труднодоступных местностях, отдалённых от промышленных районов, например: бассейны рек Армани, Олы, Ямы, Буюнды, Каркадона, Ясачной и другие.
Из этого напрашивалось несколько выводов.
Значение лесного хозяйства на территории деятельности Дальстроя в конце 30-х — начале 40-х годов должно было значительно возрасти, ему будет суждено стать будет стать базой топлива для газогенераторных установок.
Необходимо было ускорить работу по изучению лесов Колымы, возможных путей сплава. Пересмотреть существующий порядок лесозаготовок, обеспечить правильную разработку и вывозку леса с максимальным использованием древесины, вплоть до крупного сука.
Наиболее дальновидные уже в те года предлагали вести эксперименты по замене древесины на каменный уголь, торф и мох. То есть на те виды топлива, чего в Дальстрое, было в избытке. Работа же газогенераторной техники на одной древесине могла нанести урон колымским лесам. Опасения скептиков подтвердились — долгое время сопки возле трассы могли красоваться только пеньками, лиственницы растут так долго…
Окрестности Магадана. 1947 год.
Так или иначе, газогенератор, работающий на древесной чурке в условиях безлесного Севера, не решал проблемы замены бензина. Например, газогенератор «ЗИС-21» за один год при работе в одну смену потреблял около 200 кубометров чурки, что при наличии большого парка могло создать «проблему древесины», учитывая, что колымская лиственница пришлась газогенераторным машинам «по вкусу». Из заметки в газете «Советской Колымы» от 23 мая 1938 года: «Тем не менее не может быть никаких сомнений в пригодности колымской лиственницы в качестве топлива для «ЗИС-13». В дальнейшем, очевидно, можно будет заменить чурки каменным углом с Аркагалы и других колымских месторождений».
Газогенераторный автомобиль «ЗИС-21», переоборудованный под полуприцеп. Уптарский участок Дукчанского леспромхоза (47 км Колымской трассы). 1940 год.
По мнению специалистов, использование каменного угля в качестве топлива для газогенераторной техники могло стать лучшим вариантом в условиях Колымы. Но за 1938–1940 года Дальстрою так и не удалось решить задачи его сжигания в газогенераторах, вопрос этот оказался длительным и труднорешаемым.
Торф и мох — весьма распространены в любом районе Колымы. Задача получения его в виде, удобном для сжигания, на первый взгляд, особых трудностей не представляла. Опыт использования торфа в качестве топлива уже был — в центральной части СССР на этом виде топлива работали тракторы типа «СТЗ-3» ( «СХТЗ-НАТИ») в газогенераторном варианте.
Основные события по годам: