В поисках озера Солнечного – истока реки Бахапчи. Часть 2

Долина реки Армань.

Долина реки Армань.

После неудачной попытки добраться до озера Солнечного по долине реки Букэсчэн мы решили попробовать другой путь – по долине реки Армань. Заранее предполагали, что дорога не будет лёгкой и наши ожидания оправдались с лихвой.

Всё та же Тенькинская трасса, но съезжаем уже в районе 82 км перед мостом через реку Армань (12 км за поселком Мадаун). Дорога идёт через автостоянку, на карте она не обозначена, но не заметить ее трудно. Сразу окунаемся в наезженную колею – это старая лесная дорога, построенная в годы активной разработки рудников в Тенькинском районе. Она довольно хорошо сохранилась, хоть и изрядно заросла. Я радостно расслабилась – не придется плутать по непролазным дебрям, дорога нас приведёт прямиком к озеру. Ага, наивная. А между тем 1 км лесной красоты быстро закончился, и мы выехали в долину реки Армань (фото 1). Беглый взгляд на окружающую действительность развеял мои мечтания, так сказать, вернул на землю.

Непокорная река. А казалось бы...

Непокорная река. А казалось бы…

Как и в прошлом путешествии (по долине р. Букэсчэн) увидели колею от каких-то машин и движемся по ней. Колея упирается в речку. Ну, естественно, без водной преграды ни одно путешествие не обходится. Нам не впервой. Однако река показала свой характер: на пятый раз, замочив салон водой мы с трудом выехали на берег. Как потом оказалось, это было первое предупреждение от Армани – не такая я уж покорная речушка!

Едем, как и в первом путешествии, буквально на ощупь. Следы от машин, то есть, то исчезают в галечной косе, то опять появляются. А я с тоской посматриваю на разрушенную старую дорогу на правом берегу реки, которая сейчас идет слева от нас по сопке .

По склонам сопок идет старая заброшенная дорога времён Дальстроя.

По склонам сопок идет старая заброшенная дорога времён Дальстроя.

Надеюсь, что переедем мы пару проток Армани, найдем более-менее сохранившуюся дорогу и преспокойно доберемся до озера. Но путь оказывается настолько тяжел, что порой, кажется, машина – это не только наземный транспорт, но и в исключительных случаях это ещё и водный транспорт.

Река Иганжа. А между деревьями можно разглядеть старую дорогу.

Река Иганжа. А между деревьями можно разглядеть старую дорогу.

Бесчисленное скитание по галечным косам привело нас к реке Игандя (другое название Иганжа) – является притоком реки Армань. Очередная разведка: перешли вброд реку, воды чуть выше колена, но мокрые были по пояс из-за сильного течения. Старая дорога уходит в лес и прячется между деревьями. За прошедшие полста лет сразу заметить её сложно – сильно заросла. К сожалению и по своему прямому назначению уже использовать её нельзя – местами осыпалась, местами размыта… Зато она активно используется хозяином тайги – следы повсюду.

Пейзажи окрестностей реки.

Пейзажи окрестностей реки.

Вокруг какие-то марсианские пейзажи: сопки покрыты скальным грунтом разных цветов и оттенков: от коричневого до бурого. А у их подножья журчит чистейшая с изумрудными переливами вода Иганди. Мы застыли от изумления и восхищения, такую красоту надо не торопясь вплетать в память.

Промерив глубину ниже по течению нашли брод и едем дальше. «Дорога» петляет: то идет вдоль по берегу реки, то сворачивает в лес и упирается в очередную протоку. Взгляд цепляется за особо мелкие места в воде, застревать совсем не хочется.

И вдруг, просто ниоткуда, из-за очередного поворота на высоком берегу выныривает каменный дом – безмолвный свидетель того, что в годы развития Колымы здесь активно кипела жизнь. Люди добывали полезные ископаемые, разрабатывали штольни, строили фабрики и бараки. Но строения были-то в основном деревянные и очень редко каменные. Их остатки видим по всей Колымской трассе. Они не вызывают такие противоречивые чувства, как то, что мы сейчас испытали от увиденного.

Уцелевшая каменная стена здания.

Уцелевшая каменная стена здания.

Остановились, я решила заглянуть в дом. Иду, естественно, со стороны леса, так удобней, и чем ближе подхожу, тем сильнее становится чувство тревоги. Оглядываюсь по сторонам, следов пребывания человека не видно, кругом лес. Подхожу к дому, заглядываю за угол, а это одна лишь стена, то есть это все, что осталось от дома, даже перекрытий не сохранилось. Я дотронулась рукой до стены и закрыла глаза, начала представлять: здесь много лет назад кипела жизнь, происходили какие-то исторические события, протекали человеческие судьбы и люди, создававшие эти объекты, были заключенные.

Когда ты знаешь печальную историю своей малой Родины и соприкасаешься в буквальном смысле с ее наследием, то чувство умиротворения и счастья от этого не испытываешь. Что испытала я в тот момент: страх и ужас, какое-то угнетение души. Волосы встали дыбом, создалось ощущение того, что за тобой пристально наблюдают. Захотелось поскорее уйти, что я и сделала. Много позже, рассказывая своему спутнику пережитые мной ощущения, он мне поведал, что тоже испытывал какое-то нехорошее чувство тревоги, как можно быстрее постарался найти дальнейший путь, и мы уехали от этого места. Стену от барака затем сняли на видео с противоположного берега реки.

В книге И. Грибановой «Тенька. Виток спирали» я прочитала, что в среднем течении ручья Светлого, правого притока р. Армань добывали олово на одноименном руднике «Светлый». Мы же нашли стену от здания на реке Армань. Здесь находился жилой поселок и лагерный пункт, который обслуживал фабрику. Думаю, где-то рядом было и место захоронения заключенных.

От какого здания уцелела эта стена – установить сложно. Можно предположить, что это либо была контора или производственное помещение. 

В 1941-1942 гг. до рудника «Светлый» была построена дорога (ответвление от 82 км Тенькинской трассы) протяженностью 27 км. Её то мы периодически и видели в таком плачевном состоянии.

Заброшенная штольня.

Заброшенная штольня.

Чуть дальше мы наткнулись на заброшенную штольню. Были видны остатки от бараков и заваленный вход в штольню. Природа берет свое – со временем ровняет с землёй все, что создано человеком.

Слияние реки Нил и реки Очисчан.

Слияние реки Нил и реки Очисчан.

Суть да дело, вот мы и добрались до реки с интересным названием Нил. В описаниях реки в документах и картах наблюдаются некоторые разночтения. В одних источниках, в частности в книге И. Грибановой, карте Магаданской области, указывается, что слияние ручьев Ахчан и Очисчан дают начало реки Армань. Но топографическая карта Магаданской области показывает впадение ручья Ачхан в реку Нил. И уже Нил сливаясь с Очисчаном дает начало реки Армань. Во всяком случае, по сведениям топографической карты мы поняли именно таким образом.

Топографическая карта. Река Нил.

Топографическая карта. Река Нил.

Итак, мы едем к леднику, который находится в долине реки Очисчан. Вечереет, и в лучах заката ледник выделяется этакой белой массой среди сочной зелени.

Ледник в солнечных лучах.

Ледник в солнечных лучах.

Вдруг замечаем движущуюся в нашем направлении точку. Точка растёт на глазах. О, да это здоровенная медведица в метрах 200 от ледника. Бредёт, периодически объедает ягоды, да выкапывает корешки и явно нас не видит. Вдруг мое внимание отвлекают ещё два медвежонка, примерно лет трех от роду, они уже поравнялись с нами метрах в 50.

Медвежата.

Медвежата.

Вот тот момент, когда стараешься запечатлеть все детали, все мелкие моменты происходящего в памяти. Я взяла в руки бинокль и с упоением наблюдала за действием торопыг. Поведение точь-в-точь как у детей 2-3 летнего возраста. Два шага медвежата идут спокойно, а десять – семенят. Останавливаются и начинают шалить: один нападает, другой отбивается, кубарем катятся в кусты, играют детишки. Наблюдая эти шалости, я понимала, что сзади идет медведица и думала, в каком же направлении смотрит мой спутник? От остроты ситуации во мне чувства самосохранения и любопытства боролись друг с другом, но оторваться от маленьких увальней не было сил. Через какое-то время спутник скомандовал срочно садиться в машину, так как медведица взяла курс точно в нашем направлении и пока ещё не заметила нас.

Долина реки Очисчан со всех сторон окружена скалистыми сопками, и любой звук многократно отражается от них и вибрирует в воздухе. От резкого появления инородного звука (завели двигатель) медведица резко дала влево прямо в ледник, и тут я увидела, какую огромную скорость за считанные секунды может достигать эта мохнатая гора мышц. Какая мощь заложена природой в этом животном. Медвежата тоже испугались и сиганули через ледник в расщелину, только пятки сверкали.

А мы двинулись дальше плутать по долине реки Очисчан в поисках хоть какого-то намека на дорогу. Несколько раз переехали долину вдоль и поперек, но тщетно, последние следы как заехали под ледник, там и пропали в его недрах. Ладно, едем прямо по реке вверх, это единственное направление, которое было доступно для движения машины. Совсем стемнело, останавливаемся на ночлег. К слову сказать, ночуем мы в машине, тут у нас оборудовано достаточно удобное спальное место.

В поисках объезда.

В поисках объезда.

Утром, часов в восемь подъём. Умываемся, кушаем и вперед покорять дебри. А дебри покоряются с большущим трудом. Чем выше по течению, тем уже и глубже становится Очисчан. По суше ехать сложно, так как берега густо заросли кустарником, по воде едем очень медленно, исследуя каждый метр: надо быть очень внимательными, так как ямы встречаются полутораметровые. Позже поймали себя на мысли, что мы словно в лабиринте ищем один единственный правильный путь.

С этого тупика еле выехали.

С этого тупика еле выехали.

Периодически допускали штурманские ошибки, приходилось разворачиваться или задним ходом ехать 100-200 метров по густым лесным зарослям или по руслу реки. Средняя скорость движения заметно упала, казалось, что черепаха двигается быстрее.

Плато.

Плато.

Каким-то чудом мы выехали на широкое плато, покрытое лишайником. Кругом полно грибов и голубики, просто зеленый рай. Умиротворяющая тишина, изредка нарушаемая шелестом кустарников и пением птиц. В такие моменты понимаешь, насколько красива и нетронута северная природа. Но, вернемся к рассказу, побродив по плато, мы поняли, что дорогу тут искать бессмысленно, ехать по плато ещё можно было. По крайней мере, разведка в бинокль вселяла уверенность на ближайшие 500-700 метров. Был бы в запасе хотя бы один день, мы бы рванули дальше. Оставалось всего примерно 4 км до озера. Ставим точку на навигаторе, собираем грибы для жарки (утешительный приз) и едем в обратный путь. Но еще вернемся…

Подробности путешествия с указанием координат можно увидеть здесь.

Автор: Елена Полищук.