Морской ленд-лиз. Транспортная эпопея

Все большие и малые порты западного побережья США и Канады и многие порты восточного побережья Америки через Панамский канал отправляли грузы ленд-лиза в советские дальневосточные порты. Главным из них был Владивосток, где начиналась Дальневосточная железнодорожная магистраль. Суда шли вдоль побережья Северной Америки, у острова Уналашка выходили в Берингово море. Небольшая их часть в период летней навигации направлялась к бухте Провидения, где собирались караваны для ледовой проводки по Севморпути. Через Берингов пролив, Северным Ледовитым океаном, с перевалкой в устьях больших сибирских рек на речные суда и баржи поступали в основном грузы для АЛСИБа.

Все большие и малые порты западного побережья США и Канады и многие порты восточного побережья Америки через Панамский канал отправляли грузы ленд-лиза в советские дальневосточные порты. Главным из них был Владивосток, где начиналась Дальневосточная железнодорожная магистраль. Суда шли вдоль побережья Северной Америки, у острова Уналашка выходили в Берингово море. Небольшая их часть в период летней навигации направлялась к бухте Провидения, где собирались караваны для ледовой проводки по Севморпути. Через Берингов пролив, Северным Ледовитым океаном, с перевалкой в устьях больших сибирских рек на речные суда и баржи поступали в основном грузы для АЛСИБа.

Тихоокеанские коммуникации, по которым шло около половины грузов, предназначенных для СССР, проходили от портов западного побережья США до Владивостока. Переход судов занимал  в среднем 18 – 20 суток.  К этому  следует добавить  время, требовавшееся для перевозки грузов по железной дороге на американской и советской территориях. Не смотря на строгое соблюдение СССР  нейтралитета, японцы всячески  препятствовали судоходству на Тихом океане, а порой даже топили наши суда.

Сухогруз Двина в порту Сан-Франциско (США). Бывший испанский сухогруз Cabo Quilates перешедший в собственность СССР в 1938-ом году.

Сухогруз «Двина» в порту Сан-Франциско (США). Бывший испанский сухогруз «Cabo Quilates» перешедший в собственность СССР в 1938-ом году.

8 декабря 1941 г. японское правительство вопреки международному праву объявило проливы Лаперуза, Сангарский и Корейский своими «морскими оборонительными зонами», поставив, таким образом, Японское море и все выходы из него под контроль своих вооруженных сил.

Однако, напомним, что еще  в 1855 г., воспользовавшись трудностями  царской России в Крымской войне, Япония при поддержке Англии и Франции отторгла у России малую Курильскую гряду, а  в 1875 году – и  большую Курильскую гряду.

25.04.(7.05.)1875 года в Санкт – Петербурге был заключен трактат между Россией и Японией, подписанный князем Гочаковым и японским вице–адмиралом Эномоттто  Таксаки. 1-я статья этого трактата  гласила, что «отныне остров Сахалин (Карафуто) весь вполне будет принадлежать  Российской империи и пограничная черта между империями Российской и Японской проходит в этих водах  через Лаперузов пролив, а 2-й статьей Россия  взамен этого уступала Японии группу островов Курильских, «так что пограничная черта между империями Российской и Японской в этих водах  будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткой полуострова  Камчатки и островом Шумшу».

Восточная линия КВЖД. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) (до 1917 года — Маньчжурская дорога, с августа 1945 года — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога) — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога построена в 1897—1903 гг., как южная ветка Транссибирской магистрали (de facto). Принадлежала России и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря.

Восточная линия КВЖД. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) (до 1917 года — Маньчжурская дорога, с августа 1945 года — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога) — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога построена в 1897—1903 гг., как южная ветка Транссибирской магистрали (de facto). Принадлежала России и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря.

Япония в конце ХIХ века проводила политику экономической экспансии на Дальнем Востоке, затрагивая стратегические интересы Российской империи, особенно со времени строительства Китайско–Восточной железной дороги (КВЖД). Тогда в 1896 году был заключен антияпонский договор России с Китаем, но в 1903 году Японией был выдвинут ультиматум о признании ее исключительного права на Корею и Маньчжурию.

Портсмутский мирный договор - договор между Российской империей и Японией, завершивший русско-японскую войну 1904-1905 годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года в городе Портсмут, США. С российской стороны договор подписали С. Ю. Витте и Р. Р. Розен, с японской стороны — Комура Дзютаро и Такахира Когоро.

Портсмутский мирный договор – договор между Российской империей и Японией, завершивший русско-японскую войну 1904-1905 годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 года в городе Портсмут, США. С российской стороны договор подписали С. Ю. Витте и Р. Р. Розен, с японской стороны – Комура Дзютаро и Такахира Когоро.

Слабость Российской империи в начале ХХ века выразилась в поражении в русско-японской войне 1904 – 1905 годов, в результате чего 23 августа 1905 года был заключен Портсмутский мирный договор, по которому Россия признавала Корею сферой японских интересов; и Россия, и Япония выводили войска из Маньчжурии; Россия уступала Японии южную часть Сахалина и отдавала в аренду Порт–Артур. Таким образом, Япония самостоятельно нарушила мирный договор задолго до активных военных действий между Россией и Японией на Тихом океане, и эту агрессивную внешнюю политику она продолжала и в середине ХХ века.

Пароход «Перекоп» (первое название Dampen). Построен в 1922 году в Англии, на верфи Forth SB. В СССР с 1935 года, с сентября 1936-го — в ДВМП. 18 декабря 1941 года был потоплен японскими бомбардировщиками.

Пароход «Перекоп» (первое название Dampen). Построен в 1922 году в Англии, на верфи Forth SB. В СССР с 1935 года, с сентября 1936-го — в ДВМП. 18 декабря 1941 года был потоплен японскими бомбардировщиками.

В 1941 года японский флот потопил советские торговые суда: «Кречет», «Свирьстрой», «Перекоп», «Майкоп», захватил суда: «Симферополь», «С. Лазо».

В течение лета и осени 1941 года отношения между США и Японией продолжали обостряться. Переговоры продолжались в течение 7 месяцев.

Атака Пёрл-Харбора («Жемчужной гавани») или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.

Атака Пёрл-Харбора («Жемчужной гавани») или, по японским источникам, Гавайская операция — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.

Размещение японских войск во французском Индокитае, а затем 07. 12. 1941 году внезапное вероломное нападение японских морских и авиационных сил на тихоокеанские владения и базы США и Великобритании без всякого объявления войны, торпедирование американских пароходов в открытом море между Сан–Франциско и Гонолулу, дали право президенту Рузвельту отдать приказ о мобилизации всех вооруженных сил США, а Конгрессу  принять решение об официальном объявлении войны Японии.

США взяли на себя главное военное руководство войны на Тихом океане. После того, как японское продвижение было задержано в 1942 году на подступах к Австралии, США перешли  в 1943 году  в наступление и добились в течение 1943 – 1944 гг. значительных успехов: освобождение занятых было японцами  части Алеутских островов, успешное наступление в Новой Гвинее, очищение от японцев острова Гуам, наступление  на японские мандатные острова (Маршальские, Каролинские, Марианские…), на Филиппинах и т.д.

Колонны малых десантных кораблей LCI с военнослужащими на борту следуют за большим десантным кораблем на пути к мысу Sansapor в Новой Гвинее, 1944 год.

Колонны малых десантных кораблей LCI с военнослужащими на борту следуют за большим десантным кораблем на пути к мысу Sansapor в Новой Гвинее, 1944 год.

В ноябре 1993 года в Анкоридже (штат Аляска) состоялась международная конференция  историков по проблеме: «Аляска в годы второй мировой войны». Там  я познакомился  с мистером Ричардом А. Расселом из морского исторического Центра (США), который передал мне текст своего доклада на конференции по теме: «Сверхсекретная советско–американская операция ленд–лиза на Аляске в 1945 году». Он существенно дополнял наши сведения  по указанной теме. В частности, интересными оказались материалы Бейкера Берда, кадета 2 класса Академии ВВС США, изучающего историю авиационного ленд–лиза. Этой же теме посвящалось выступление доктора Даниэля Холмана из штата Алабама, выясняющего истоки Северо – Западного маршрута и роли 11-й армии США в операциях ленд–лиза. Он представитель Исторического исследовательского агентства ВВС США, автор труда «Военно-воздушные силы  на Азиатско–Тихоокеанском театре военных действий во время 11-й мировой войны». К сожалению, это исследование почти неизвестно российским историкам.

Ричард А. Рассел пишет, что в 30-х годах желание Вашингтона и Москвы объединится для «обуздания» Токио был затронуто еще в 1933 году, когда США признало СССР  при  условии, что Советский Союз  закупит у США линкоры и разместит их на Дальнем Востоке. Но этого не произошло. Через четыре года американская эскадра посетила Владивосток, и вновь Сталин не реализовал свое обещание. Американский историк делает вывод, что нападение японцев на Перл–Харбор в декабре 1941 года, поражающий успех наступления немцев на Советский Союз и молчаливое согласие японцев на перевоз товаров по американскому ленд–лизу на советский Дальний Восток  через север Тихого океана, оставило Сталина с малыми средствами и маленьким желанием открыть войну на два фронта, как надеялся Ф. Рузвельт.

Эта ситуация господствовала до 1944 года с регулярными приливами и отливами  надежд, с крушением планов США на Тихом океане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *