Накануне войны против империалистической Японии

2 июля 1941 года генеральный штаб и военное министерство Японии разработали комплекс широких мероприятий, направленных на подготовку наступательных операций против СССР на Дальнем Востоке и в Сибири. Этот план получил название «Кантогун токубэцу энсю» («Особые маневры Квантунской армии») – сокращенно «Кантокуэн».

План нападения на СССР «Кантокуэн». «Барбаросса» по-японски.

План нападения на СССР «Кантокуэн». «Барбаросса» по-японски.

Цели вновь повторялись и несколько уточнялись: обеспечить десанты на Камчатке и северном Сахалине, уничтожить советские военные корабли на Дальнем Востоке, советскую авиацию на уссурийском направлении, захватить Владивосток, сформировать 5-й флот  для войны с СССР. Директива японского морского генштаба №209 от 25.03.1943 г. указывала: «

  1. Объявить флоту в самом начале войны силами авиации и флота, используя  часть самолетов наземного базирования, подавить  вражескую авиацию в районе Камчатки и южной части Сихотэ-Алиня…
  2. Силы флота, основу которых составляет 5-й флот, должны во взаимодействии с армией внезапно захватить в самом начале войны порты Оха и Петропавловск».

Таковы были неоднократно корректированные военные планы нападения на СССР, но в каждом случае они согласовывались с планами гитлеровской Германии, и как только обстановка на Западном фронте менялась в пользу  Советского Союза, воинствующие политики и армейско-флотские чины Японии делали определенные выводы, сдерживая свои амбиционные замыслы.

Военно – морской атташе СССР в Японии А. Родионов в своих мемуарах «Токио. Август – сентябрь 45-го…» пишет: «К августу 1945 г. американо–английские сухопутные и морские силы вышли на ближние подступы  к границам империи. Японцы продолжало удерживать многие острова южных морей и значительные районы  Азиатского контингента. Фронт обороны их на Тихом океане проходил  по линии, включавшей Курильские острова, острова  Бонин, Волкано, Рюкю, Тайвань и далее к юго-восточным районам Китая. Япония продолжала  сохранять превосходство над противником  в сухопутных силах, но уступала ему в авиации и кораблях. Все это говорило о том,  что  англо–американцы неспособны  были в короткие сроки сломить  сопротивление японских милитаристов… Война грозила затянуться  по крайней мере еще на два года и повлекла бы миллионные человеческие жертвы. Лишь вступление в войну  СССР положило конец существования второго очага милитаризма». Это обстоятельство, кстати, забывают  современные интерпретаторы  войны на Тихом океане в ХХ веке.

Высадка американских войск на Окинаве.

Высадка американских войск на Окинаве.

К 1945 году  ценой огромных потерь американские войска создали плацдарм для вторжения на Японские острова, особенно это проявилось при штурме укреплений на острове Окинава в феврале – марте 1945 года.

Накануне завершающих сражений  с Японией наши  союзники – США и Великобритания  планировали разделить тяжесть военных действий с Советским Союзом, предлагая возвратить  России Южный Сахалин, передать Курильский архипелаг и предоставить  СССР выход к южным морям (аренду Порт–Артура, Дальнего и ведущего к ним железной дороги).

На таких  условиях  Советский Союз согласился вступить в войну, спустя два – три  месяца после капитуляции Германии. Таким образом, территориальный передел мира в Азиатско–Тихоокеанском регионе продолжался в середине ХХ века. Подготовка советских  войск на Дальнем Востоке  к войне с Японией началась после Крымской конференции, на которой 11 февраля 1945 года в Ялте было подписано соглашение, предусматривающее вступление СССР  в войну на Дальнем Востоке С этого времени шла усиленная боевая учеба, разрабатывались оперативно – стратегические планы, накапливались материальные средства.

Крымская конференция. Черчилль, Рузвельт, Сталин в Ялте. Февраль 1945 года.

Крымская конференция. Черчилль, Рузвельт, Сталин в Ялте. Февраль 1945 года.

Но задолго до этого, начиная с 1941 года, дальневосточный фронт решал задачи: сделать Дальний Восток неприступной крепостью, дать отпор военным провокациям, и, не ослабляя обороны, оказывать всестороннюю помощь войскам Красной армии, ведущим активные боевые действия на советско– германском  фронте.

5 апреля 1945 года Советское правительство, выполняя союзнические обязательства, денонсировало пакт о нейтралитете с Японией, подписанный 13 апреля 1941 года. Причин для этого было вполне достаточно.

Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогала ей в войне против нашей страны. Япония воевала с США и Англией, которые являлись союзниками СССР.  Кроме того, сосредоточение крупных сил у дальневосточных границ, прямые действия  против советских судов и передача секретных сведений врагу, подготовка  к использованию бактериологического  оружия против Советского Союза свидетельствовали о продолжающейся агрессивности  внешней политики  милитаристского Японского правительства.

Халхин-Гол. Танкисты перед атакой. Инструктаж японских танкистов у танка «Йи-Го» (Тип 89) во время наступления в монгольской степи. На заднем плане виден танк «Чи-Ха» (Тип 97).

Халхин-Гол. Танкисты перед атакой. Инструктаж японских танкистов у танка «Йи-Го» (Тип 89) во время наступления в монгольской степи. На заднем плане виден танк «Чи-Ха» (Тип 97).

Наша страна не забыла о событиях в районе озера Хасан (1938), реки Халкин–Гол (1939), многочисленных пограничных инцидентах с территории оккупированной Маньчжурии…

Вопреки Портсмутскому договору 1905 года японское правительство запретило советским кораблям пользоваться Сангарским проливом, через который проходил самый короткий и удобный путь в Тихий океан. Вместо этого им было предложено следовать через пролив Лаперуза или через южные проливы Японии, что удлиняло морской путь.

Грузопассажирский пароход «Сергей Лазо» (первое название South Afrika). Построен в 1909 году в Англии, на верфи Clyde SB. В СССР и ДВМП — с 1929 года.

Грузопассажирский пароход «Сергей Лазо». 23 декабря 19141 года после нескольких прямых попаданий от японской осадной артиллерии пароход «Сергей Лазо» затонул на рейде Гонконга. К этому времени по требованиям японской стороны экипажи советских судов оставили пароходы и съехали на берег.

Японское командование злоупотребляло правом воюющей стороны и производило осмотр советских судов с нарушением норм международного права. С лета 1941 до конца 1944 годов японские вооруженные силы задержали 178 советских торговых кораблей, потопили 10 транспортов, 3 корабля были потоплены неопознанными подводными лодками. Убыток советскому судоходству  с июня 1941 по 1945 годы составил сумму в 637 миллионов рублей.

Магадан. Морской торговый порт в бухте Нагаева. 50-е годы.

Магадан. Морской торговый порт в бухте Нагаева. 50-е годы.

Грузы шли на Камчатку, Охотское побережье, Чукотку, Приморье из США, Канады и были существенной помощью нашей стране, дальневосточникам в частности, порт Нагаево  являлся одним из стратегических портов Охотского побережья, через него шли грузы для всей Колымы, в том числе и Якутии. По данным государственного архива Магаданской области,  если в 1941 году его причальные линии составляли 270,5 метра, то к 1944 году они увеличилась до 400 метров. (С 1943 года порт стал перевалочной базой для заграничных грузов, особенно,  после того как с масштабом перевозок не справлялись во Владивостоке). Кстати, не только Нагаевский порт складировал у себя ленд-лизовские грузы, но с 1945 года  этим занимался и только что построенный порт Ванино.

Порт Ванино. Морской вокзал. 1945 год.

Порт Ванино. Морской вокзал. 1945 год.

Там было  создано Управление перевалбазы Дальстроя, где формировались грузы для Колымы и Чукотки и  концентрировались массы заключенных – рабочая сила Дальстроя, для последующего этапирования в районы Крайнего Севера. Масштабы деятельности порта постоянно увеличивались. Уже после войны, только за навигацию 1949 года портовики Ванино обработали 62  океанских судна и отгрузили  на Северо – Восток 274029 тонн различных грузов. Ванинский историк Н. Улаев сообщает, что с 1947 по 1952 годы северные морские рейсы доставили к местам заключения и ссылки 500 тысяч заключенных. На наш взгляд,  количество доставленной подневольной рабочей силы в указанное время значительно  преувеличено.

«Феликс Дзержинский». Флагман флота Дальстроя НКВД.

«Феликс Дзержинский». Флагман флота Дальстроя НКВД.

В. Жвакин из известного многим магаданцам  военно–спортивного клуба «Подвиг» обнаружил в государственном архиве Магаданской области документы, свидетельствующие о роли транспортного флота Дальстроя в годы войны. Начальник управления Нагаевского торгового порта В.Дикой в своем приказе отмечал: «Пароход «Ф. Дзержинский», оценка работы экипажа которого нашла свое отражение в специальном указании заместителя председателя Совнаркома СССР А. Микояна, и приказа № 514 по Главку,  по состоянию на 5 октября 1942 г. выполнил свой годовой  план грузоперевозок в тоннаже  на 111, 8 % (план – 44 тысячи тонн, выполнение 49206 тонн), а по выпуску тонно–мильной продукции  на 120,5% (план – 120844 тыс. тонно–пассажиро-миль, выполнение -155199 тыс. тонно-пассажиро–миль). За 8 месяцев навигации текущего года  пароход «Ф. Дзержинский» съэкономил горючего 254 тонны – 3, 23 процента, и смазочных – 1887 кг – 12,5 проц.».

Оценил работу моряков Дальстроя и начальник Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР (Дальстроя) комиссар госбезопасности 3-го ранга И. Ф.Никишов, указавший: «Пароходы Дальстроя «Дзержинский» и  «Джурма» хорошо работают по перевозке импортных грузов» и приказавший выделить по 50 тысяч рублей в распоряжение капитанов  пароходов Караянова и Невского для премирования отличившихся работников. В списках награжденных только по экипажу парохода «Ф. Дзержинский» – 53 человека.

Флот Дальстроя. Пароход «Джурма».

Флот Дальстроя. Пароход «Джурма».

Среди особо ценных грузов, перевозимых из районов Колымы, естественно, было золото. Исследователь В.Г. Зеляк сообщает, что золото Дальстроя, по данным ГАМО (Государственного архива Магаданской области) 1938 года, перевозилось морским путем по маршруту Нагаево – Владивосток через Татарский пролив, как подводными, так и надводными кораблями.  Размер партий должен был составлять от 3 до 5 тонн. Во Владивостоке приказывалось не допускать накопления металла и отправлять в Москву с первым уходящим курьерским поездом в отдельном вагоне.

В декабре 1998 года в газете «Советская Россия» появилась статья проф.  А.  Портнова  «Поражение золотого дьявола», в которой  утверждалось, что «каждый месяц в Магадан стала приходить американская подводная лодка за русским золотом,  к нам  потянулись  транспорты с американской техникой и свиной тушенкой, и к 1949 году в форте Нокс, государственном хранилище США,  скопилось величайшее количество золота – 21800 тонн!». Это утверждение повторилось и в другой публикации А. Портнова – 6.07. 2000 года в газете «Труд».

Американское продовольствие, направлявшееся в Россию по ленд-лизу.

Американское продовольствие, направлявшееся в Россию по ленд-лизу.

Но был и другой маршрут – воздушный, из бухты Нагаево через Охотск, Николаевск – на – Амуре в Хабаровск.

У берегов Южного Сахалина, Курильских островов, вдоль Охотского побережья и Камчатского полуострова японцы сосредоточили армаду крупных военных кораблей. На островах Парамушир и Шумшу, южной части Сахалина с осени 1939 года они перебрасывали военные грузы, строили  мощные укрепрайоны, концентрировали сухопутные войска. Японские рыболовные суда под прикрытием военных кораблей истребляли морские богатства в советских территориальных водах, вели разведку северо–восточного побережья России. Среди рабочих концессионных предприятий японская администрация распространяла слухи о неизбежности нападения Японии на СССР.

Слухи подтверждались проведением ряда конкретных мероприятий. Японская рыбопромысловая фирма Ничиро на морских концессионных участках вдоль Камчатского – Охотского побережья и в Приморье увеличила свою зону действия с 257 участков в 1927 году до 389 – в 1937, численность контингента японских рабочих на этих концессиях в 1940 году выросла до 16861 человека. Ранее в 1923 году по данным Дальрыбохоты на рыбалках  в пределах Камчатской губернии было 22477 японцев.

Участки им были предоставлены на условиях арендных договорных соглашений, но, как правило, добыча рыбы и ловля крабов сопровождались массовыми нарушениями: хищничество проходило на незарендованных участках Охотского моря и побережья, без оформления соответствующих документов, зачастую японские рыбаки применяли запрещенные способы лова, пренебрегая интересами местного коренного населения Севера.

Японские рыбаки.1900 год.

Японские рыбаки. 1900 год.

Тому способствовала  подписанная после русской – японской войны в 1907 году на 12 лет рыболовная конвенция, согласно которой японские рыбопромышленники имели право наравне с русскими участвовать в торгах на рыболовные морские участки. Именно тогда японским рыболовным судам было разрешено свободно курсировать между Японией и рыбалками на морском побережье Охотского, Гижигинского и Петропавловского уездов Камчатской области.

Нередки были случаи, когда японские военные корабли в охотских водах предпринимали провокационные действия по отношению к органам советской власти, когда пользуясь слабостью организации  пограничной службы на Охотском побережье, японские миноносцы  занимались контрабандной поставкой спирта по всему Чукотско – Анадырскому краю. Естественно, спирт поставляли  и для жителей Охотского побережья и национальных районов Колымы, где алкоголь охотно и бесконтрольно обменивали на пушнину и золото у охотников и старателей.

Японцы занимались сбором шпионских сведений, проводили промеры бухт, топографические  съемки местностей. В донесении зауряд-хорунжего  Тюшева с Охотского побережья в июле 1909 года говорится о том, что японцы на побережье бухты Сиглан интересовались «глубиной снегов, способами  зимнего сообщения, на сколько верст от берега замерзала бухта, толщиной льда, делали в бухте промеры».

В сентябре 1924 года в связи с активизацией действий японских военных кораблей в водах Камчатки посол СССР в Пекине передал японскому послу ноту протеста, в которой напоминал о неоднократном нарушении Японией законов СССР и международного права. С  помощью рыбаков концессий японские разведорганы собирали информацию  об экономическом, политическом, военном состоянии дальневосточной территории, в том числе Колымы. Японские военные корабли с разведывательными целями появлялись у морского побережья Чукотки –  в районе острова Врангеля, мыса Сердце – Камень. От Охотска до Гижиги насчитывалось несколько десятков японских рыболовных концессий, в которых проживало временами несколько сот человек.

13 апреля 1941 года Япония подписала с СССР договор о нейтралитете.

13 апреля 1941 года Япония подписала с СССР договор о нейтралитете.

Несмотря на пакт о нейтралитете Японии и СССР, подписанный в апреле 1941 года, японский генеральный штаб запланировал точную дату нападения на Советский Дальний Восток — 29 августа 1941 года. В трудах советских ученых тема «Военная политика Японии в отношении Советского Союза в 1931 – 1945 гг.»  как предмет специального исследования до 1989 года не поднималась, лишь только А.А.Кошкин  впервые ввел в научный оборот  в советской исторической литературе японские документальные материалы, свидетельствующие об агрессивных планах Японии против Советского Союза на Тихом океане и детально проанализировать план «Кантокуэн».

Писатель И.Ф. Стаднюк в документальном романе–эпопеи «Война» публикует выписку из сообщения Харбинской  резидентуры НКВД СССР о позиции  Японии в отношении Советского Союза в 1941году, в которой, в частности, утверждалось: «…Согласно последним высказываниям Фурусава и Осава Япония до весны 1942 года наступательных действий против СССР не предпримет. К весне немцы будут иметь решающий успех, и тогда японцы начнут военные действия, чтобы установить «новый порядок» по всей Сибири… От имени Осава поручено составить схему государственного устройства Сибири…».

Важно помнить, что спустя два дня после вероломного нападения Германии на СССР в Токио была принята «Программа национальной политики империи в соответствии с изменениями обстановки». В ней предусматривалось, что Япония скрытно завершит военные подготовку против СССР» и, прибегнув к вооруженной силе, решит Северную проблему, – правда, лишь при условии, «если германо–советская война будет развиваться в направлении, благоприятном для империи».

Перл-Харбор. 7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.

Перл-Харбор. 7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.

Досточно цинично была определена внешнеполитическая доктрина Японии на Дальнем Востоке. Реализуя ее, 26 ноября 1941 года из гавани Хитокапу на курильском острове Итуруп вышло авиасоединение, с палубы которых  11 дней спустя японские самолеты  совершили налет и разгромили военно-морскую базу США в гавайской гавани Перл–Харбор.

Только на Южном Сахалине и Курильских островах были сосредоточены три пехотные дивизии, пехотная бригада и части усиления. Авиация в этом районе насчитывала 150 самолетов. Войска, расположенные на Курилах и южном Сахалине,  входили в состав 5-го японского фронта, который был подчинен непосредственно императорской ставке.

В  связи с угрозой вторжения японских войск с моря совершенствовалась советская оборона приморских районов и военно-морских баз. Тихоокеанский флот в первые дни войны поставил минные заграждения на подходах к своим базам. Войска Дальневосточного фронта и местное население также приняли меры оборонительного характера. Создали специальные штабы из ответственных работников партийного, советского аппаратов и военных органов.

Батарея №960. Орудие морской артиллерии на мысе Островной в бухте Нагаева.

Батарея №960. Орудие морской артиллерии на мысе Островной в бухте Нагаева.

Оборона городов возлагалась на подразделения всеобуча, местные истребительные батальоны и полевые войска; к этой работе подключались и пограничники. Все трудящиеся дальневосточники от 16 до 50 лет, способные носить оружие, прошли в годы войны военное обучение без отрыва от производства и учебы.

Бойцы истребительного батальона народного ополчения в Магадане. Впереди - сотрудники газеты «Советская Колыма».

Бойцы истребительного батальона народного ополчения в Магадане. Впереди – сотрудники газеты «Советская Колыма».

Создание новых и совершенствование существующих оборонительных  рубежей, строительство дорог на всем Дальнем Востоке продолжалось в 1942  – 1945 годах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *