Озеро Хэл-Дэли и два топора…

Добрый дух Хэл-Дэги.

Добрый дух Хэл-Дэги.

Озеро с таким названием находится на северо-востоке Охотского района Хабаровского края. Здесь очень близко к нему подходит Магаданская область и республика Саха – Якутия. И суровый климат этих мест собран из этих трёх Окраин. Тот ещё климат…

Озеро называют по разному – Хэл–Дэли, и Хэл–Дэги, даже на разных картах по разному. Название появилось, когда на озере приводнилась Железная Птица – самолёт. Так пояснил мне старый эвен Дмитрий Громов, когда я, совсем зелёный шофёр, с колонной автомобилей Охотского Рыболовпотребсоюза (РПС), добрался по зимнику до Фактории, стоявшей у самого начала реки Иня. Здесь речка Нонна, сливаясь с речкой Хейджаном, и образуют реку Иня. Нонна берёт начало из Хэл–Дэли, а точнее из нескольких озёр, из которых Хэл–Дэли – самое крупное… От Фактории до Хэл–Дэли рукой подать, объясняли Оленные люди. Ну им то без спидометров – всё рядом… А было это в марте 1958 года…

А вот теперь пришла нашему Председателю Алексею Медведеву, мысль побывать на Хэл–Дэли с зимней рыбалкой. Для таких мероприятий в приискоме был свой автомобиль газ-63, а я на нем водителем. Автомобиль снабжал клубы прииска обменным кинофондом, и помогал в отдыхе на природе работникам прииска им. Гастелло.

Дом на колесах.

Дом на колесах.

Он был соответственно оборудован для работы и отдыха… Наш «Дом на колёсиках» уже изрядно потрудился на ниве активного отдыха. Был изучены рыбные и жимолостные угодья на реке Чалбыга, открыты брусничные плантации на ручье Ченер, обследованы охотничьи и рыбные места на реке Хенике… Уже дважды побывали на верховьях Кулу, на самой Реке. Но рассказы о верховьях Кулу и о легендарном озере Хэл-Дэли не давали покоя, мы готовились к Большому Походу.

Это время пришло… Праздничные дни вокруг 7-го ноября, давали нам 4–5 свободных дней на природе. И мы уже были готовы к походу: техника всегда на ходу и вполне надёжна, походные вещи собраны. Для страховки решено взять моего «Козлика», лишним он не будет. «Дом на колёсиках» будет вести Витя Вольф, он уже ходил с нами на верховья Кулу Тогда мы чуть не испекли Андреича – Куценко, как цыплёнка – табака. Андреич увы,  не смог быть сейчас с нами – служба выпала.

Время для Похода самое оптимальное – и достаточно тепло, и река замёрзла для переправы. И лёд достаточно тонкий для подлёдной рыбалки. Планы обсуждались, корректировались, мечты кудрявились, распухали на глазах. При сборах Медведев очень заботился, чтобы мы взяли в лес два топора. Эта забота крепко нас доставала…

В поход с нами шёл и Матросовский председатель рудкома Ю.В. Шамов – я уже возил фильмы и для рудника им. Матросова. Мы вместе осваивали рыбные места на устье Хенике – там было очень давнее жилище матросовцев.

Ехалось легко и приятно, хотя в «Козлике» было тесновато. Первую остановку, по обычаю, сделали у моста на Нерючи. Проверили ледовую переправу – мы были первыми, все рыбные места были наши. У жаркого костра, с ароматным чаем, с вкусными заедками, но без, горячительного. Жару в нас было куда как много.

А мне повезло с фотографией. Я в это время заочно учился на фото-факультете Народного Университета Искусств и, конечно, искал для моих педагогов – что-то интересное – Наше. В этом поиске меня активизировал мой личный педагог Андрей Шеклеин, и я старался, как мог…

И вот «Оно»! Прямо перед нами на другом берегу Нерючи, копается у лунки. Я твёрдо заявил об успехе Похода, безо всяких вариантов. Публика, одобрила, и возражать не стала. С тем и двинули дальше.

…Хениканджа тоже замёрзла, мы ползли по нетронутому снегу, выбирая дорогу буквально на ощупь. Поспешить, и сломать машину было чревато… Неспешно, но вполне успешно мы вышли к Нижней пристани, прямо к реке Кулу. Была ещё и Верхняя Пристань, но там не было переправы и выхода на Хэл–Дэли.

К нашему большому удивлению, у берега, приличных размеров рубленая избушка пускала из трубы султан дыма, зазывая проезжих. Идём в избушку, размяться, познакомиться, обменяться информацией…

В избе хорошо натоплено, древний хозяин – Орлов, встречает доброжелательно, заводит разговор, расспрашивая – кто мы и куда. Тут же попутно рассказывает о себе, весьма своеобразно и очень непонятно – мутно. Да нам то, что… Главное мы знаем, что ехать в сумерках никоим образом нельзя.

Устраиваемся совсем не плохо. В «Козлике» на полу лежит масляный радиатор от Т–100, подключённый к системе охлаждения, потому в салоне комнатная температура, очень комфортная и регулируемая… В избе тоже хватало места, и было достаточно уютно. Ночь прошла на пять с плюсом!

…Утром, во время завтрака, мы снова беседовали с Хозяином избушки, уточняли прежние сведения и пытались добыть новые.

– Непростая это работа – из болота тащить бегемота, заключил Ю.В. Шамов, подводя итоги «саммита»… Кое-что вытянули…

Вариантов переправ через Кулу было несколько. Мы выбрали место чуть выше пристани, в укромном месте. От этого места заснеженная, летняя, колея уходила в нужном направлении. Газ–63 прошёл бродом в пол-колеса, лёгкий «Козлик» осторожно прокрался по льду. Толщину льда предварительно проверили буром, толщина около – 12 сантиметров. Потрескивал для острастки, но держал…

После переправы «Козлик» пошёл впереди, выбирая самый безопасный путь. В случае чего его проще эвакуировать верёвкой за «хвостик». Первая проблема – ручей, текущий в Кулу. Он вытекал из неширокой расщелины, и туда же уходила старая колея, по которой мы шли… Кажется это Некучан.

Сейчас здесь сухо, только метрах в двухстах вверх по течению проглядывалась заснеженная наледь, ещё дальше наледь парила…

Значит и нам, туда дорога. «Козлик» покряхтывает на крупных булыжниках, проползает сотню метров и выбирается на поле наледи. Всё твёрдое, промороженное. Наледь уже наступала трижды, это видно по слоям ледяных наплывов, надо быть настороже… Наледь становится всё шире, заполняет узкую долинку полностью. Далеко впереди наледь дымится – идёт подпитка водой.

Оставляем Газика подождать, и едем на «Козлике» обследовать наледь. Теперь уже лёд под «Козликом» начинает потрескивать, потом дружно трещать. Свежий слой наледи прозрачный, толщина слоя воды – 5-6 сантиметров, но впереди глубина непредсказуемо меняется. Это не есть хорошо, мы благоразумно отступаем. У самого края наледи, возле Газика, видна давняя колея, ведущая в верховья ручья. Рисковать нам не надо, пытаемся уйти к спасительному берегу…

Коварная наледь.

Как бы не так – Газ–63 проваливает край льда и пытается выйти на берег. Ему это не удаётся. Скользкие кругляши, покрытые слоем льда, не дают машине двинуться с места. Краешек льда, примёрзший к берегу, отталкивает колёса обратно в наледь. Достаём пешню, буксирный трос, и скоро «Большой Газон» – 4ВД вытащен маленьким «Козликом» на твёрдую, надёжную почву. Теперь машины, покряхтывая, ковыляют по булыжной тропе вверх по неизвестному ручью, вдали виднеется громадное дерево и ровная сухая площадка…

Добрались до места.

Добрались до места.

Осматриваем новое для нас окружение… Мы поднялись прилично вверх по ручью, теперь он резко, под прямым углом уходит влево и вверх, к своим неизвестным нам истокам. Русло совершенно сухое, даже безо льда, значит задолго до холодов вода отсюда уходит. Видны следы колеи – сюда, какие-то «рысаки» прокладывали путь к верховьям реки Иня. Здесь до неё не очень далеко… Прямо по нашей долинке, небольшое замёрзшее озерко в глубокой чаше. Слева крутая гора, лесистая и неприступная, справа – обрывистый край холмов вдоль озерка. По этому обрыву проложена дорога, очень давней постройки. Местами она уже полностью разрушена временем. Место продувное, край холмов вместе с дорогой совершенно чисты от снега, а на озерке – крепкий снежный наст, толщиной в 10–12 см.. А уже под ним рыхлый сыпучий снег… Наша дорога лежит через озерко.

Козлик смело входит в снежную целину, спокойно и уверенно режет уплотнённый ветром снег, который постепенно становится всё глубже. Впереди уже виден выход на берег и просека, ведущая вдаль, когда «Козлик» упёрся бампером и решёткой радиатора в плотный, неодолимый снег. Ходим вокруг него, не проваливая снежный наст. Решено пустить вперёд «Старшего Брата». Но большой газ тоже не смог пройти эту преграду, бампер упирается в наст, мосты буксуют. Пришлось ломать слой надутого снега, помогая машинам… Снег ломали лопатой, вскрывая рыхлый слой.

А ведь прорвались...

А ведь прорвались…

За озерком, извилистая просека с летней дорогой. Стройными рядами стоят сухостойные лиственницы, одна к одной – деловая древесина. Пришла пора заготовки дров. «Дружбой» валим подходящую лесину, разделываем на чурки нужного размера и закидываем в кузов Газика. Загружаем от души – до самого тента.

Осипович взял топор, почему-то один – заказывал два, и пошёл искать подходящий шест для установки сети подо льдом.

После праведных трудов, полдник на свежем воздухе…

После праведных трудов, полдник на свежем воздухе…

…И снова вперёд! Хэл–Дэли где-то совсем близко. Выходим из своей долинки на оперативный простор. Озера ещё не видно из-за леса, но понятно, что находимся в его бассейне. Перед нами десятки следов от прежних времён. Куда двинуться, не разобрать. Начинаем поиск с изучения территории, находим следы, уходящие в нужном направлении, но в двух вариантах. Выбираем тот, что позаметнее, и «Козлик» идёт осторожно «принюхиваясь» к следам. След приводит к одному озерку, потом к другому, третьему – мы идём по некрутому склону. Затем по старому следу, по косогору уходим поперёк маршрута влево. Через несколько минут перед нами разворачивается величественная панорама легендарного Озера. Вот она – наша давняя мечта.

Начинаем располагаться на ночлег… Быстренько определяем толщину льда – 40 см., для безопасной стоянки более чем достаточно. «Козлик» может ехать в любом направлении – безопасно, но это только после проверки… Разгружаем дрова, готовим ночлег в «Большом Доме» – устанавливаем печку, затягиваем брезентовое одеяло от крыши до пола, благоустраиваем вход в дом портьерами и лесенкой. Затапливаем печь, нет – сначала Шок – И – Трепет по поводу пропажи единственного топора. Каково в лесу без топора?

Чаепитие на берегу озера.

Чаепитие на берегу озера.

Скандал, конечно, был вселенский… Обошлось без физических травм, вскоре стало и новым анекдотом. Общее решение было единогласным – в лес без Двух Топоров – никогда! Потом наперегонки, кололи щелястые сухостойные чурки простым ломиком, приговаривая – вот топор, так топор! На ужин я приготовил тушёную картошку по оригинальному рецепту. Приняли её на Ура! И я был прощён Председателем – условно… За ужином строили планы на 7-е ноября и на остальной Поход.

Утром понежились, затопив печку, не вылезая из оленьего спальника, и без дебатов кому идти первому к печке… Лёгкий завтрак и вместо военного парада отправились на рекогносцировку.

Снегу на льду было немного, по щиколотку в нашем углу Озера. Ближе к центру снега было чуть-чуть и местами совершено голый голубовато-прозрачный лёд в трещинах… Трещины появлялись прямо на наших глазах.

…Вдруг был слышен продолжительный треск ломающегося льда, постепенно удаляющийся и замирающий. Прямо перед нами трескался полуметровой толщины лёд, вода смачивала новую «рану», и она тут же заживлялась морозными ручками. Первый такой треск навёл нам мурашки на спине и слабость в коленках, но мы быстро привыкли и перестали его замечать. Зато на чистом льду очень хорошо определялась его толщина.

Озеро имеет оригинальную форму. Наша стоянка находилась в восточном заливе. Почти напротив нас, на небольшом удалении, расположен узкий и низкий островок с остатком дерева. В этом месте снег сдут, лёд абсолютно прозрачен, глубина метр – полтора.

Мужички ложатся на лёд, стараются увидеть озёрных обитателей. Мы затаили дыхание, когда из тени к нам выплыла полуметровая рыбина, нам незнакомая… Прогонистая, салатного цвета по бокам, гораздо темнее по спинке, с красными крапинками по телу, и красной опушкой плавников.

Видимо, это был один из видов северного гольца, которых здесь водилось во множестве. Но мы их увидели, ох как не скоро… Рыбка плыла не обращая на нас никакого внимания, ну лежат чурбаки на льду, ну застят свет… Стоило только шевельнуть варежкой, как рыбка вроде подобралась, приготовилась к старту. От её ленивой прогулки не осталось и следа. Ещё одно движение варежки, и голец как снаряд пролетает под нами, но строго по своему маршруту. Мы ему не помеха…

Несколько секунд рыбаки – охотники ошалело молчат, потом в один голос выдают на долгом выдохе : «да-а-а…». И долго молчат…

Потом начинаются сумбурные обсуждения… Припоминаются отрывочные сведения разных «сказочников», якобы бывавших в этих местах. Строятся планы на сегодня и завтра, и на дальнюю перспективу. Не придумав ничего лучше, дошли до северного края Озера, полюбовались на ручей, впадающий в наше Озеро из озера Хадды, и принялись готовить рыбалку. Вернее, Вольф и Профсоюз взялись за установку сетки, а я не в силах смотреть на эти муки, продолжил осматривать Озеро и его окрестности.

Сети ставили с азартом, но без толку. Пробовали ускорить процесс, пропиливая майну «Дружбой», но вымочились и обледенели – пришлось сушиться и долго пить чай. Потом без всяких «наворотов», спокойно продолбили лунки и установили сети. Две сетки. Одну поставил Профсоюз, другую поставил я. Не корысти ради, мы разошлись в вопросе технологии…

…Переполненные впечатлениями, трудами на свежем воздухе, мы плотно пообедали и упали в послеобеденный сон. После обеда стали готовиться к отъезду: вот утречком вынем рыбку из пруда, упакуем её и полетим домой…

Надо было всё приготовить, собрать и сделать последний штрих в картине маслом. Я предложил, немного сумасшедшую идею – проехать по периметру Озера, уж больно оно большое и красивое. Да и конкретные цифры при «Скасках» всегда нужны… Одного меня, конечно, не пустили, ехать захотели все – натуральные дети: и я хочу. Поехали!

Маленький «Козлик» на берегу Большого озера.

Маленький «Козлик» на берегу Большого озера.

Впечатление НЕЗАБЫВАЕМОЕ…!!! Ехали не торопясь, каждый смотрел в четыре глаза. Выходили, разглядывали местность, впитывали информацию… По периметру Озеро – ровно 22 км.

… « А на утро она улыбалась»- и смех и грех… Первой снимали мою сеть – пришла сеть с морскою травою.

Сеть «Профсоюзная» вообще не желала вылезать из лунки. Мучили её долго и вынули по частям, оставив всю верхнюю подбору вмёрзшей в лёд. Наш спор по поводу постановки сети был решён, оставалось закрепить опыт новыми тренировками в следующий приезд. И решено было приезд не откладывать.

… А дальше всё просто. Дорога протоптана, сухая – кати да кати.

На обратном пути остановились у места заготовки дров. Топор, Медведев пожелал искать лично, (ещё бы сам ведь терял). Вскоре, потрясая топором как индейским томагавком, гордо уселся на командирское место в «Козлике»…

Заехали к Орлову. Он картинно нам посочувствовал, сожалел, что его не взяли – были бы с рыбой. Могли бы и рыбу Топь добыть – если бы постарались. И ещё много чего интересного услышали от «Бывалого» человека. Так и вернулись мы из Первого Похода на Хэл–Дэги с богатым опытом и желанием этот опыт пополнить…

Наши желания сбылись… И рыбу Топь я держал в руках и не одну, и даже коптил её в домашней коптилке в посёлке им. Гастелло, на улице Новой. Но это как говорится, совсем другая история.

…Продолжение следует…

Автор: Вячеслав Гусаров.