Морские порты и якорные стоянки Охотского моря 1939-1940

Коса Двух пилотов

1 января 1939 г. ГУСДС НКВД СССР передаются для производства геологоразведочных работ Чаунский и Чукотский районы Чукотского национального округа. А в августе на базе Чаунского и Чукотского разведрайонов ГУСМП создается Чаун-Чукотское районное геологоразведочное управление Дальстроя.

Принимая во внимания особенности навигационного периода в Чукотском море, «Комиссия НКВД СССР по разработке III-го пятилетнего плана промышленного развития Дальстроя в 1938-1942 гг.» рекомендовала перенести базу снабжения Иультинского разведрайона с Косы Двух Пилотов в залив Креста, а также осуществить строительство портового пункта «на так называемой косе, далеко выдающейся в залив. В данное время никаких портовых устройств в бухте (Оловянной) нет, и выгрузка грузов происходит просто на берег. Перегрузочные работы из-за незначительных глубин у берега производятся на рейде, путем перегрузки в кунгасы, которыми весь поступающий груз доставляется к берегу». Активное строительство морского порта в заливе Креста началось в 1946 г. с организацией Чукотстроя ГУСДС.

Певек

Снабжение ЧЧРайГру Дальстроя осуществлялось через портовый пункт Певек. Чаунская губа представляет собой большой водный бассейн, изобилующий мелями, которые затрудняют подходы судов к её берегам. Исключением является район мыса Певек. Здесь в близи берега расположены два острова Большой и Малый Раутан. Эти острова образуют вместе с берегом пролив, который получил название – пролив Певек. Пролив Певек является прекрасной стоянкой для судов. Здесь в непосредственной близости от берега могут стоять морские суда любой осадки. Пролив удобен и тем, что острова Раутан защищают его от штормов открытого моря. В проливе Певек дважды зимовали морские суда (1931-1932 гг.) Зимовка прошла без особых хлопот. В течение всей зимы совершенно не было подвижек и давления льдов на суда. «Для маломерных судов здесь же, непосредственно у мыса Певек, расположена бухта Певек и лагуна, представляющие собой нечто вроде искусственных гаваней».

В 1939 г. для улучшения снабжения ЧЧРайГру в портовом пункте Певек намечалась «постройка деревянного склада площадью 150 м² стоимостью 80 тыс. руб.», а также проведение работ по благоустройству портовой территории. В 1940 г. продолжено строительство рейдового порта в бухте Певек и якорной стоянки у Косы Двух Пилотов.

Гижига

В 1939 г. планировалось начать строительство морского рейдового порта в Гижиге для вывоза угля из Гижигинского буроугольного месторождения. «Вследствие незначительных глубин у берега, грузовые операции производятся на рейде, куда уголь будет подаваться на 100 т баржах». Предполагалось также возведение 100 м пирса, а также проведение работ по механизации процесса погрузки угля на баржи

Проведение.

Геологические и портоизыскательские работы на побережье бухты Проведения начались в 1934-1935 гг. Тогда были проведены топографическая и геологическая съемка западного берега бухты. В 1936 г. осуществлено роторное бурение района «угольной площадки». Сама бухта промерена галсами, а также положено начало изучению её гидрологического режима. «Арктический порт Проведение (Гавань Эмма), – читаем в «Аналитической записке об итогах работы промышленности и сельского хозяйства Чукотского национального округа за 1940 г.», – имеет исключительно огромное значение в деле развития экономики округа и ГУСМП. Сейчас порт Проведения фактически еще находится в стадии строительства».

Строительство порта в бухте Проведения осуществлялось «Проведенстроем» Управления капитального строительства (УКС) ГУСМП. В 1940 г. сумма капиталовложений составила 3232 тыс. руб. Планировалось восстановление и удлинение временного причала, расширение угольной площадки на 2500 м², возведение склада генеральных грузов объемом 503 м³, а также строительство 2-х этажных жилых домов, детского сада, бани-прачечной, овощехранилища объемом 1320 м³.

«Арктический порт Проведение (гавань Эмма), – читаем в «Аналитической записке об итогах работы промышленности и сельского хозяйства Чукотского национального округа за 1940 г.», – имеет исключительно огромное значение в деле развития экономики округа и ГУСМП. Сейчас порт Проведения фактически еще находится в стадии строительства». Строительство порта в бухте Проведения осуществлялось «Проведенстроем» Управления капитального строительства (УКС) ГУСМП. В 1940 г. сумма капиталовложений составила 3232 тыс. руб. Планировалось восстановление и удлинение временного причала, расширение угольной площадки на 2500 м², возведение склада генеральных грузов объемом 503 м³, а также строительство 2-х этажных жилых домов, детского сада, бани-прачечной, овощехранилища объемом 1320 м³.

Пестрая Дресва

В 1940 г. продолжено строительство портовых пунктов и якорных стоянок на побережье Охотского моря. Так, для снабжения Омсукчанского горного комбината начато строительство рейдового порта в бухте Пестрая Дресва. В секретном приказе №058 от 27 июля 1940 г. начальника ГУСДС И.Ф. Никишова читаем:

«1. Для развития и освоения Омсукчанско-Мэндычанского оловорудных месторождений и Гижигинско-Авековского районов утвердить организованную в ГГРУ ГУСДС Приморскую базу разведок, с место нахождением Управления базы в бухте Пестрая Дресва;

4. Колымснабу выделить в распоряжение Приморской базы емкость для горючего на 550 т;

5. Начальнику Владивостокского отдела ГУСДС т. Лимареву зафрахтовать пароход и отгрузить в бухту Пестрая Дресва грузы разведочной базы;

6. Выделить для Разведочной базы из числа имеющихся во Владивостоке грузов один морской катер, 5 газогенераторных тракторов, 2 – ЧТЗ, 3 газгена ЗИС-21, 50 лошадей, 8 брезентовых бараков 7х21 м;

7. Организовать при Приморской разведочной базе лагерный пункт подчиненный УСВИТЛу, согласно установленного мною списочного состава;

8. т. Вишневецкому дать указание Владивостокскому пересыльному пункту выделить в августе месяце Приморской базе разведок 600 человек з\к с бытовыми статьями по отбору представителя ГГРУ и 100 з\к выделить из числа прибывающих в Магадан этапов;

9. Начальнику Управления порта т. Гарбузову обеспечить переброску 750 т грузов и 150 людей Приморской разведочной базы из Нагаева до бухты Пестрая Дресва на судах местного каботажа;

10. Начальнику рыбного управления т. Островскому обеспечить разгрузку парохода, шхуны и баржи в бухте пестрая Дресва своими катерами и кунгасами».

А в другом архивном документе отмечалось: «начальнику УНТП т. Гарбузову направить срочно прямым рейсом из Нагаево до бухты Пестрая Дресва шхуну с грузом и 60 з\к. В июле и начале августа перебросить дополнительно 150 з\к».

В августе 1940 г. в адрес Владивостокского отделения руководством ГУСДС отправлена спецификация необходимых Омсукчанскому горному комбинату грузов следующего содержания:

«Вручить немедленно.

Начальнику Владивостокского отдела т. Лимареву.

Препровождаю Вам спецификацию на дополнительный завоз грузов в бухту Пестрая Дресва с поставкой парохода под погрузку в августе 1940 г. Необходимо отнестись со всей тщательностью к подборке и отправке всего наличия грузов по настоящей спецификации, учитывая, что никаких других средств связей с Пестрой Дресвой не будет. Предупреждаю Вас о необходимости выполнить заказ на кунгасы, чтобы не задерживать разгрузку пароходов. Часть горючего отправим нефтеналивной баржей. Однако все горючие отправить не успеем. Поэтому договоритесь с ТОФом о получении в сентябре танкера типа «Ненец» для доставки 1200 т горючего в Пеструю Дресву. 234 т автола и смазочных Вам надо будет погрузить в 3-х цистернах. Для этого «Киевом» посылаем 60 цистерн. В связи с особой важностью данного задания и ограниченности сроков его выполнения на Вас персонально возлагается лично повседневное руководство данной операцией. Пароход, который пойдет в этот рейс, должен быть полностью снабжен бункером, так как выгрузка его по условиям погоды в данной местности может затянуться. Зам. начальника ГУСДС Г. А. Корсаков».

О серьезности поставленных задач свидетельствует секретный приказ № 063 от 5 августа 1940 г. по ГУСДС:

«6. Направить из Владивостока в бухту Пестрая Дресва 2000 чел. физически полноценных заключенных, из расчета 1500 чел. для строительства и 500 чел. для эксплуатации;

9. Обеспечить в соответствии с данными спецификации отправку грузов, как из Владивостока, так и из Магадана с расчетом прибытия в бухту Пестрая Дресва в навигацию этого года, с выгрузкой всех генгрузов в сентябре месяце. Лимареву добиться посылки танкера типа «Ненец» с горючим в Пеструю Дресву в сентябре 1940 г.;

10. Начальнику завода №2 т. Чепель до 25 августа изготовить цистерны для горючего: емкость – на 50 т – 6 шт., емкость на 25 т – 12 шт. И одновременно изготовить в полном раскрое 8 шт. бензобаков на 230 т каждый для сварки и установки на месте». Помимо этого «Организовать бригаду и, снабдив ее соответствующим инструментом и материалами, послать в бухту Пестрая Дресва одновременно с отгрузкой заготовленного раскроя под бензобаки для сборки на месте. Первые 3-4 бака с бригадой сварщиков отправить очередным рейсом «Звезды».

Осенью для выполнения рейса в бухту Пестрая Дресва «поставлен» пароход «Дальстрой». «Для обеспечения нормальной работы в заливе Пестрая Дресва, – читаем в распоряжении №122 от 5 сентября 1940 г. по ГУСДС, – а также для своевременной разгрузки парохода «Дальстрой»:

  1. УНТП перевести начальником приписного пункта «Пестрая Дресва» бывшего начальника приписного пункта «Балаганное» т. Киселева, направив его к месту назначения на буксирном пароходе «Маркчекан»;
  2. Установив, что весь приписной флот, направляемый для постоянной и временной работы в заливе Пестрая Дресва, подчиняется и работает под непосредственным руководством и по указаниям начальника приписного пункта, распоряжения коего для капитанов и старшин всех судов являются обязательным;
  3. Для постоянной работы в заливе передать в распоряжение приписного пункта: моторный катер №23, 6 кунгасов и моторный катер, размещенных на борту парохода «Дальстрой»;
  4. Начальнику Наяханского промхоза т. Карлову предоставить в распоряжение приписного пункта Пестрая Дресва следующие плавсредства: моторные катера №1, №7 и №22, кавасаки №8, 5 кунгасов.

Все плавсредства к исходу суток 12. 09. 1940 г. перегнать в Пеструю Дресву».

«Организацию разгрузки парохода «Дальстрой» на рейде, также организацию грузовых работ и руководство по перевозке грузов от борта парохода «Дальстрой» возложить на начальника УНТП т. Гарбузова, – читаем в приказе №827 от 10 сентября 1940 г., – работу по разгрузке парохода «Дальстрой» местного флота организовать бесперебойно, круглосуточно. Начальнику Колымснаба отпустить УНТП: талей трехшкивных 5-6 т – 2 шт., домкратов 6-10 т – 2 шт., стального троса для талей 18 мм – 800 м. УСВИТЛу выделить для разгрузки достаточное количество заключенных на все время разгрузки парохода, разбив их по бригадно по 25 человек, при воспитательном составе и военизированной охране».

Пароход «Дальстрой», направленный в Пеструю Дресву в середине сентября 1940 г., «пробыл там 58 суток» и из-за непогоды не был разгружен. «В силу сложившихся метеорологических условий суда местного флота, направленные с пароходом «Дальстрой», пробыли в Пестрой Дресве до конца октября, и часть судов в этом рейсе погибла».

Таким образом, в описываемый период времени продолжено строительство морских портов в Нагаево, Находке, Владивостоке, Проведения и др. Для освоения новых месторождений полезных ископаемых началось сооружение рейдовых портов в Заливе Пестрая Дресва, Певеке, на Косе Двух Пилотов и др. Однако возведение морских портов, входящих в сферу деятельности ГУСДС, осуществлялось заключенными исправительно-трудовых лагерей при низкой механизации строительных работ.

Транспорт является одним из ключей к хозяйственному освоению и заселению северных районов. Он – важнейшая составная инфраструктуры новой территории, база для развития отраслей специализации. Его пионерная роль характерна для освоения любых новых районов, особенно – для обширных по своим размерам. На Севере, в силу его отдаленности от экономических развитых областей и районов сбыта, а также суровых природных условий, затрудняющих транспортные связи, эта роль транспорта особенно заметна (Агранат, 1970. С. 345-350).

В этой связи, очевидно, что значение морского транспорта при хозяйственном освоении новых районов неизмеримо возрастает. Таким образом, морской транспорт являлся важнейшим средством внешних грузовых связей для Северо-Востока СССР. Основной поток грузов в порт Нагаево, основную базу снабжения Дальстроя, шел через Владивосток и Находку.

Автор статьи: Навасардов Александр Сергеевич
научный сотрудник, кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *