Слово «шофер», в переводе на русский с французского означает «кочегар». Благодаря ему, жидкий бензин везет по необъятным просторам разные грузы. При этом пространство, время и всякие автомобильные механизмы работают магическими агентами. Может возникнуть из ничего в разной, причудливой форме НЕЧТО, чего не было. И остаться в реальности на зло или на радость всем.
Сено на Колыме дороже золота. И это вовсе не из-за того, что там трава хуже растет. Она, бестолковая, не понимает, что на обочинах полей трактор с косилкой тупо не пойдет из-за всяких там коряг и палок, которые не перегнивают на морозах, а торчат в разные стороны во все времена года.
На построенных мелиорацией полях тонут все виды машин после любого дождика. Поэтому сеют по морозцу и убирают, как придется. Сколько убито техники и выкинуто на ветер народных денежек не сможет подсчитать никакой супернавороченный компьютер. Да это никого и не волнует. Мы можем без проблем воевать с врагами без напряга для бюджета Страны, а тут какие-то чахлые травки-кустики.
Основной экономический закон социализма подразумевал собой улучшение благосостояния членов общества. Поэтому не мелочились, чтобы свежее молочко было на столах детских садов и шахтерских столовок.
Каждой буренке нужно на год две тонны сена. Можно меньше, но тогда требуется больше комбикормов и добавок. От этого отдача от коровьего вымени на Колыме была больше, чем в самых успешных колхозах Материка.
Пшеница, рожь и другие злаки в тех местах просто не растут. Горох и вика только на силос ибо не вызревают полностью. Поэтому все, что стадо успешно превращало в молоко и навоз, было привезено кораблями-морковками морем до Торгового порта и уходило к потребителям по Матушке Земле при помощи колес, установленных на автомобилях.
Нет такой отрасли общественного хозяйства, которых не может обмануть транспортник. Дедушка Маркс утверждал, что, независимо от политики, после денег и спичек любая перевозка превращает груз в источник постоянного дохода. Будь это нефть в трубе или навоз на телеге колхозника.
Олигархам хорошо… они миллиардами ворочают и миллионами воруют. Начальникам всевозможным можно, например, намудрить с численностью работников, их зарплатой, объемами работ … Откатами с заказчиков чего-то получить, наконец.
Что же может получить, читай спереть, простой, но оборотистый водитель, который сидит за баранкой своего пятитонного Зила с прицепом или полуприцепом и смотрит через лобовое стекло на родимую Колымскую трассу. Скользкие перевалы, морозы, тесные кабины и капризные механизмы при универсальной резине дают так мало денежков, что и связываться с такой деятельностью себе дороже.
Если улетел с какого-нибудь Гаврюшки вниз метров на двести и жив остался, все затраты до копеечки сдерут ибо ты, бедолага не справился с управлением. И значит: виноват полностью. Со всеми последствиями. Хотя, бывает, что простят и спишут.
Однако, жизнь на месте не стоит. Под всякий замшелый камень вода попадает, а здесь дело живое. Сначала помаленьку: грузчикам бутылку-вторую и лишний десяток мешков в кузове. Кто их на выезде считать будет? Так посмотрят, или нет. Каждый мешок в те времена на синенькую советскую пятерку вытягивал. Клиентура надежная и неболтливая.
Корма тогда официально не продавали нигде. На Чукотке при социализме не было заправок для частников, а все лодки и автомобили без проблем возили владельцев за немалую цену.
Простой народ ехал за длинным рублем на Север. Строили теплицы, свинарники, птичники. Хрюндели в разобранном на части виде на рынках тоже хорошо стоят. Особенно, если у покупателей денежка есть. Запас кормов – это основа стратегической безопасности владельца вонючего сарая.
За рейс зарплата сотня, и три сверху на мешках.
Хватало и начальству на автобазе и гаишникам на дороге. Иногда, в конце месяца на базах получалась пересортица, тогда в дело вступала более солидная часть механизма обогащения…
Молдаванин Витя вечером увидел, как сосед разгружал в свой сарай дефицитную свиную еду из заснеженного полуприцепа. Подошел к водителю.
– Уважаемый, корм продаешь?
– Да, по десятке за мешочек..
– Слушай, а мне можно купить хоть немного?
– Бери остатки…
Расплатился, как договорились. Потом сосед помог перетащить мешки под крышу. За бутылкой доброй бормотухи и тарелкой холодной вареной картошки усталый Витя поинтересовался у соратника по свиному фронту: «Почем взял?»
– Как всегда. По пятерке за мешок…
– А мне этот гад продал в два раза дороже?!!!!
Простой русский скотовладелец в лучшем случае бы хохотнул, как лихо его облапошили… или нашел бы другой способ разобраться… Тем более что и номер машины и Ваньку-шофера знал где найти.
Но это был не тот случай. Наполненный вскипевшей южной кровью, обиженный приобретатель, пришел на автобазу, записался на прием к директору и подал заявление-жалобу, что его нагло обманули… всучили полмашины корма в два раза дороже, чем конкуренту-соседу. Четко указал количество мешков, номер машины и дату, когда это произошло.
В социалистические времена успешно действовал Народный контроль. По звонку директора дозорные приехали к Вите домой. Забрали груз и… отвезли его в коридор центральной надзорной конторы. Были журналисты, были следователи.
Опытный дальнобойщик-водитель Ваня Нагретый получил по документам 12 тонн коровьего комбикорма и через день доставил его в промороженный Эльген, который расположен всего-то в шести сотнях километров от Магадана. Вовремя взял, вовремя разгрузился, накладная подписана и зарегистрирована. На момент проверки делал разбитую заднюю ступицу на ремзаводе в поселке Спорное: где-то на середине кормилицы-трассы.
У соседа в сарае не нашли даже намека на комбикормовую пыль. При вопросах по существу на очных ставках были круглые глаза и заявления о наглой лжи завистливого молдаванина.
Народные контролеры проверили наличие концентратов на базе в Магадане. На шестидесятиградусном морозе пересчитали не одну сотню мешков и реально перебросили много тонн из угла в угол на складе пункта получения. Нигде недостача не обнаружена. Все сошлось и факт воровства в крупном размере не был подтвержден.
Дело закрыли. Шесть тонн подмокшего, загнивающего в тепле, корма лежали и ароматизировали нарядное фойе здания до тех пор пока мелкие мыши и огромные крысы не стали пугать охрану своими наглыми появлениями… В конце концов, остатки отвезли на ближайшую птицефабрику для переработки на витаминную муку.
Незадачливый скотовод Витя делал неоднократные попытки забрать свое имущество, приобретенное на кровные денежки… Даже ночью на тракторе с прицепом приезжал в центр города за огромные, кстати, по тем временам, деньги. Чуть не посадили за нарушение Правил Дорожного Движения.
Однако, мудрая власть отнятое непонятливому страдальцу не отдала: сам в серьезном документе написал, что покупал ворованное.
Жадный – это плохо. Глупый- это тоже плохо. Два этих минуса вопреки математике в плюс никогда не превращаются. В жизни бывает всякое.
Автор: Александр Ломако.