Хроника УАЗа цвета «марино». 2017 год. День пятый

Здание Усть-Тасканской ТЭС. Июль 2017 года.

Здание Усть-Тасканской ТЭС. Июль 2017 года.

Об Усть-Тасканском мосту замолвите слово…

Усть-Тасканский мост. Июль 2017 года.

Усть-Тасканский мост. Июль 2017 года.

 Этого отрывка в первоначальном варианте статьи не было и я и подумать не мог, что это придется делать. Но многое может измениться за два месяца… В начале сентября 2017 году мой друг и соратник, Павел Мамренко сообщил мне, что 4 сентября мост через реку Таскан был сожжен питекантропами… В свете последних событий  решил посвятить пару строк мосту-ветерану.

Горит Усть-Тасканский мост. 4 сентября 2017 года. Автор фото Андрей Франчковский.

Горит Усть-Тасканский мост. 4 сентября 2017 года. Автор фото Андрей Франчковский.

С момента основания посёлка (40-е годы) Усть-Таскан и до начала 60-х годов ХХ века моста, соединяющего оба берега реки Таскан не было. В течении двух десятилетий сообщение с посёлками Ягодниского района была сильно осложнена этим фактором. Если зимой снабжение осуществлялось по ледяной переправе, то летом через реку грузы можно было перевезти только на пароме, что создавало определенные неудобства и ограничивало количество доставляемых грузов.

Пока существовала узкоколейная железная дорога Усть-Таскан – Эльген-Уголь, по ней доставлялся бурый уголь для работы ТЭС и другие грузы. В 1956 году угольные шахты на Эльген-Уголь были законсервированы и узкоколейка закрыта, уголь на ТЭЦ начали доставлять с Аркагалы. 

Учитывая объемы угля, необходимые для работы ТЭС, паромная переправа через Таскан уже не могла обеспечить необходимый грузопоток и мост был необходим.

Строительство Усть-Тасканский моста. Начало 60-х годов ХХ века.

Строительство Усть-Тасканский моста. Начало 60-х годов ХХ века.

Строительство моста началось в начале 60-х годов. Возводимый мост был комбинированным: быки были железобетонные, а сами пролеты были деревянными, из местной лиственницы. Для усиления конструкций были применены стяжки и другие элементы из стали.

 

Торжественное открытие моста через реку Таскан. 1963 год.

Торжественное открытие моста через реку Таскан. 1963 год.

И уже в 1963 году жители посёлка праздновали торжественное открытие Усть-Тасканского моста. С этого момента транспортное сообщение Усть-Таскана стало круглогодичным и бесперебойным.

Татра везет уголь на Усть-Тасканскую ТЭС. Усть-Тасканский мост.

Татра везет уголь на Усть-Тасканскую ТЭС. Усть-Тасканский мост.

Для посёлка Усть-Тасканский мост стал не только надежной переправой через реку, но и местной достопримечательностью. В домашних архивах многих усть-тасканцев сохранились фото с мостом или на мосту…

Усть-Тасканский мост.

Усть-Тасканский мост.

Усть-Тасканский мост пережил и закрытие Усть-Тасканской ТЭС и развал и закрытие самого посёлка. Уже после того, как жители покинули посёлок, мост продолжал служить людям – энергетикам, работникам артели, которая обосновалась в Усть-Таскане, туристам, рыбакам и всем желающим. Пускай порядком обветшавший, но он всегда служил надежной переправой через реку Таскан.

Это был один из немногих уцелевших деревянных мостов той эпохи на 2017 год. Подобные мосты когда-то были и через реку Армань, Олу и в других местах, но в живых остался только он. 

Остатки Усть-Тасканского моста после пожара. 4 сентября 2017 года. Автор фото Андрей Франчковский.

Остатки Усть-Тасканского моста после пожара. 4 сентября 2017 года. Автор фото Андрей Франчковский.

4 сентября 2017 года шакальем был уничтожен мост-ветеран, честно прослуживший людям 54 года. Перед вами фото Усть-Тасканского моста и то, что от него осталось.

Усть-Таскан

По мосту, через реку, в Усть-Таскан. 2017 год.

По мосту, через реку, в Усть-Таскан. 2017 год.

Ранним утром я перешел по знаменитому Тасканскому мосту, направляясь к зданию Усть-Тасканской ТЭС, историческому памятнику эпохи времен Дальстроя, и одному из немногих зданий, доживших до 2017 года в посёлке Усть-Таскан.

Полуразрушенное здание бывшего водозабора. 2017 год.

Полуразрушенное здание бывшего водозабора. 2017 год.

В конце моста, по левую руку, в низине, расположено здание водозабора. Когда-то водозабор обеспечивал водой железную дорогу, ТЭС и посёлок. Здание построено из кирпича и если судить по материалу строительства и внешнему виду – как бы не было построено ещё во времена Дальстроя.

Здание Усть-Тасканской ТЭС. Июль 2017 года.

Здание Усть-Тасканской ТЭС. Июль 2017 года.

А вот и само здание станции. ТЭС была построена в начале 40-х годов ХХ века из кирпича, который производили здесь же, на Усть-Таскане. Это здание эксплуатировалось до 1992 года, вплоть до закрытия самого посёлка – сперва в качестве ТЭС, а позже в качестве местной котельной.

Уцелевшая визитная карточка Усть-Тасканской ТЭС. 2017 год.

Уцелевшая визитная карточка ВЭС. 2017 год.

Покореженная, но пока ещё уцелевшая визитная карточка ВЭС (Восточные Электрические Сети). Усть-Тасканская ТЭС и рядом стоящая подстанция (а в общем-то и весь поселок) были третьим районом Восточных Электрических Сетей. 

N4A8980

Рядом со зданием ТЭС уцелело кирпичное техническое здание. По моему первому предположению – бывшая подстанция. Но история у этого здания оказалась куда интереснее.

 Во времена существования железной дороги Усть-Таскан – Эльген-Уголь в этом здании размещалось паровозное депо, правда здание выглядело немного иначе, позже оно было достроено.

После закрытия железной дороги это здание было передано МРО (монтажно-ремонтной организации). Здесь ремонтировали трансформаторы, проводили регенерацию масла.

Здание кстати, используется и по сей день энергетиками и персоналом подстанции.

N4A8959

Двухэтажное здание напротив ТЭС. Усть-Таскан. 2017 год.

Напротив здания станции стоит вот такой дом. В свое время в этом здании располагалось управление ТЭС. Рядом с управлением стоит полуразрушенный гараж ТЭС.

Панорама Усть-Таскана.

Панорама Усть-Таскана.

Когда-то приличный по размерам поселок практически полностью уже исчез с лица земли. То, что не доломали люди, то за них доделывает природа, старательно стирая следы пребывания человека…

Развалины строения. Усть-Таскан. 2017 год.

Развалины строения. Усть-Таскан. 2017 год.

На месте бывших домов растет высокая трава, кустарники, молодые деревья, через несколько десятилетий, наверное, тут уже будет первозданная природа…

Усть-Таскан. Детский сад. 2017 год.

Усть-Таскан. Детский сад. 2017 год.

Несколько уцелевших зданий так хорошо замаскировались за зеленью, что их тяжело разглядеть в этом молодом лесу. Развалины бывшего детского сада надежно подросшие березки и лиственницы.

Бывшая детская площадка. Усть-Таскан. 2017 год.

Бывшая детская площадка. Усть-Таскан. 2017 год.

Углубляясь все дальше в чащу, набрёл на детскую спортивную площадку. Давно уже здесь не звучали звонкие голоса и детский смех, и не зазвучат уже никогда.

Усть-Таскан. Здание бывшей школы. 2017 год.

Усть-Таскан. Здание бывшей школы. 2017 год.

За детской площадкой стоит полуразрушенное здание Усть-Тасканской школы. Сделал несколько снимков, подумал о вечном и пошёл выбираться из этого леса…

Старожилы рассказывали, что раньше деревья и кустарники на местах, где жили люди, так стремительно не росли… Может сама мать-природа хочет поскорее спрятать наши следы и деяния наши? Ушли люди, прошло несколько десятилетий – и снова первозданная природа. Уйдет поколение тех, кто здесь жил и родился, стлеют фотографии в домашних альбомах и никто и не вспомнит, что был такой посёлок – Усть-Таскан…

Афиша - все. что уцелело от клуба. Усть-Таскан. 2017 год.

Уцелевшая афиша. Усть-Таскан. 2017 год.

От культурной жизни в бывшем посёлке осталась только афиша, поставленная основательно и на века. Поселковый клуб погиб в огне пожара, на его месте теперь молодой подлесок.

С погодой в этот раз мне снова повезло и пришлось изучать посёлок, пробираясь по мокрой траве, так что время экскурсии по Усть-Таскану я сократил до минимума.

Брошенный двухэтажный жилой дом. Усть-Таскан. 2017 год.

Брошенный двухэтажный жилой дом. Усть-Таскан. 2017 год.

Из живых в посёлке я насчитал три-четыре дома, правда стучаться в двери и просить уделить мне время для общения я не стал, время было часов 8 утра, и кто-то мог еще досматривать последние сны. 

В этой прилично сохранившейся двухэтажке осталась жилой одна квартира.

Я старался тихо и незаметно просто пройтись по улицам Усть-Таскана и запечатлеть то, что осталось от посёлка и посмотреть окрестности.

Жилой дом. Усть-Таскан. 2017 год.

Жилой дом. Усть-Таскан. 2017 год.

В этом доме расположились артельщики. На такие мысли наводило присутствие возле дома тяжелой техники и машин, разбросанных запчастей, бочек и других атрибутов техники и ремонта. Весной здесь готовятся к сезону, зимой живет несколько человек с артели.

N4A9011

Жилой дом. Усть-Таскан. 2017 год.

А в этом доме живет смотритель подстанции. Здесь, в Усть-Таскане, это наверное единственный человек, у которого и официальная работа и жилье в посёлке.

Жилой дом. Усть-Таскан. 2017 год.

Жилой дом. Усть-Таскан. 2017 год.

Другой дом, рядом с подстанцией, тоже претендовал на наличие жизни. Как мне пояснили позже, в этом доме останавливаются энергетики, когда приезжают для проведения работ на подстанции.

Решил пройти рядом, не подходя близко, ибо издалека увидел стаю лохматых будильников. Но моим пожеланиям не суждено было сбыться, спустя несколько минут стая из шести – семи поджарых от вольного выпаса лаек, окружила меня и залилась лаем, привлекая ко мне внимание… Вот так я оказался в роли добычи, которую поставили охотничьи собаки. Пока я стоял на месте, собаки просто голосили на меня, но стоило сделать шаг, начинали приближаться, показывая свои клыки, с намерением позавтракать пришлым гостем…

В принципе вопрос был легко решаем – воспользоваться орудием пролетариата или присмотреть себе палку для обороны от лохматого супостата было не сложно. Но возникал другой вопрос – мало кто из собачников любит, когда в его собаку начинают метать булыжники…

Пришлось искать соломоново решение. Когда лайки приближались уже на небезопасное для моей одежды расстояние, приходилось нагибаться и делать вид, что хороший камень попал в мои руки. Собаки, показывая признаки хорошего опыта и мышления, тут же отступали на несколько шагов, продолжая голосить, как на базаре.

Вот так, шаг за шагом, расстояние между запретным домом и мной увеличивалось, и собаки уже атаковали с меньшим усердием. Когда стая решила, что я удалился на безопасное для них и их района охраны расстояние, лайки наконец-то потеряли ко мне интерес.

В здании Усть-Тасканской ТЭС.

В здании Усть-Тасканской ТЭС.

На обратном пути я решил заглянуть в само здание Усть-Тасканской ТЭС, и осмотреть станцию не только снаружи, но и внутри. Совершив короткую экскурсию по полуразрушенному зданию и сделав репортаж, с чувством выполненного долга я покинул бывшую станцию.

Наш лагерь на косе у моста. Усть-таскан. 2017 год.

Наш лагерь на косе у моста. Усть-Таскан. 2017 год.

Пока я осматривал здание ТЭС, пошёл дождь,  и я был вынужден ретироваться обратно на песчаный пляж на другой стороне Таскана, где горел костер, зазывая своим теплом…

Я очень надеюсь, что у меня дойдут руки написать историю и Усть-Тасканской ТЭС, да и самого поселка. Есть и материалы и воспоминания старожилов – как обычно, не хватает только времени.

Мы и лохматая таможня

Неравная битва на берегу Таскана. 2017 год.

Неравная битва на берегу Таскана. 2017 год.

Вернувшись в лагерь, я стал зрителем неравной борьбы между моим другом Филипповским и водными обитателями реки Таскан. Дядя Юра всерьез был озабочен вопросом приготовления ухи для нашей экспедиции и раз за разом забрасывал свои снасти, стараясь перехитрить рыбу. Однако или рыбы здесь не было, либо снасти не те, либо большая вода в реке, или все вместе взятое – но хариус упорно не желал быть пойманным. Забегая вперед, сообщу, что вместо рыбного дня, нам пришлось снова довольствоваться тушенкой… 

Костер у Усть-Таскана. 2017 год.

Костер у Усть-Таскана. 2017 год.

К костру я вернулся, в прочем это начало становиться традицией, мокрый по уши. Устроив промокшую обувь у костра, наш экипаж решил немного подкрепиться. Обсуждая мой выход на Усть-Таскан и предательски-ехидное поведение рыбы в реке Таскан (за время моего отсутствия, рыба знакомиться ближе с дядей Юрой не захотела), мы пили чай, заедая карамельками. Тут наше внимание привлекла лайка, переходящая мост, и держащая курс на наш лагерь.

– К нам гости, таможня пожаловала… Придется делиться – Юра, как обычно был очень добр…

– Дырку ей от бублика, а не еду! Я эту суку хорошо запомнил, Юра они меня чуть не съели!

Пока мы с товарищем препирались, обсуждая мировые проблемы зла и добра, лохматый разбойник, кругами, подбирался все ближе и ближе. Честная собачья морда, несчастные глаза, с мировой скорбью во взгляде, и  опущенный хвост – весь внешний вид этой хитрюги вызывал сочувствие и желание поделиться, чем можно.

Так оно и получилось… Сперва таможне достался кусок хлеба, который был молниеносно закопан под ближайшим кустом… Очередной кусок хлеба лайка уже съела… Также благосклонно был воспринят и кусок колбасы.

По мере получения подношений менялось и поведение таможни, теперь лайка уже подходила к нам все ближе и ближе, а печаль в собачьих глазах сменилась наглостью гопника из подворотни. Изменение поведения лохматого разбойника не осталось незамеченным.

– Хватит наглеть, надо и совесть знать – такую правовую оценку дал Юра такому поведению и тут же вынес приговор: – Все, хватит! Иди отсюда!

Лайка, осознав, что день доброго самаритянина закончился, сперва отсела подальше от нашего костра, в надежде на очередную манну небесную. А когда убедилась, что здесь больше ловить нечего, бодро потрусила через мост обратно в Усть-Таскан.

Проводив таможню, мы закончили трапезу и решили, что нам пора дальше.

Предательский песок

Свернув лагерь и упаковав снаряжение, наш экипаж был готов продолжить свое путешествие. Наш УАЗ, лихо развернувшись, взял курс на выход с пляжа, придерживаясь своей колеи. Оставалось проскочить песчаный пятачок, который ночью мы преодолели без всяких проблем.

Но отпускать нас так быстро Усть-Таскан не планировал…

Одно неверное движение, и УАЗ соскочил в колею, оставленную каким-то грузовиком, шливанув на одном месте всеми своими колесами, намертво зарылся в песок и уселся на мосты. Такой мирный на вид песочный островок оказался на самом деле хорошим зыбуном.

Выйдя из машины, оставалось только оценить качество посадки машины в грязь и думать, что делать дальше. Наш Боливар гордо сидел по самые двери в грязи, уютно усевшись мостами на это песчаное ложе. Вырытые колесами ямы быстро заполнялись водой и грязью, а выхлопная труба, оказавшаяся под водой, устроила небольшое локальное джакузи, сердито выговаривая – быр, быр, быр.

Перебрав все варианты вызволения машины из этого песчаного болота, помня о том, что лебедка делает то, что хочет, а не то, что нужно, я пошел в сторону нашего бывшего лагеря в поисках  производных от дерева для поднятия техники из болота и выстилания гати.

Филипповский остался возле машины, оценивая ситуация и попыхивая «Беломором». После моей очередной ходки с найденной на пляже доской, мой напарник окликнул меня и предложил: «Может все-таки, попробуем лебедкой? Домкратить мне совсем не охота по уши в грязи…».

– Куда будем цепляться?

– Давай к ближайшей лиственнице.

– Она под углом и стоит на песке, не выйдет.

– Давай все-таки попробуем.

После короткого совещания я с крюком в руках, начал разматывать трос, дабы зацепиться за несчастную лиственницу. Мои прогнозы оказались верны, в результате мы смогли завалить лиственницу практически себе на капот, от боковой нагрузки покинула свое место одна из роликовых направляющих лебедки.

Лиственницу пришлось спилить под корень, прости уж нас грешных, мать-природа… Осмотрев направляющую и возвращая её на место, шплинтуя её, чем бог послал, Юра вслух общался сам с собой: «Надо выточить направляющие и не под шплинты, а под гайки, чтобы уж никуда не делась…». Во истину, век живи – век учись… 

Следующая попытка была более удачной. Несколько лиственниц, росших рядом, мы обвязали канатом и, связав канат с тросом лебедки, начали спасательную операцию. Лебедкой пришлось управлять при помощи силового кабеля, подсоединяя его, когда надо было оживить её, к клемме аккумулятора. Минут через пять наша машина покинула гостеприимную песчано-грязевую ванну и выбралась на сухое место.

Посёлок Пищевой

Впереди лежала пустынная лесная дорога. Наш УАЗ бодро шел в сторону Пищевого, старательно объезжая ямы и канавы – рельеф заброшенной дороги.

Сперва из-за поворота начал нарастать шум дизеля и лязганье траков, и через пару минут мы увидели отвал бульдозера, медленно, но уверенно идущий практически посередине дороги.

Напарник сбросил газ и притормозил. На бульдозере нас тоже заметили и отменили лобовую атаку, прижимаясь к своей обочине. Железное чудище, в кабине которого сидело трое чумазых артельщиков, сбросило газ и остановилось. 

Встреча на пустынной лесной дороге двух самоходных повозок в этом районе страны, как правило, приводит только к одному (ну или с разными вариациями) исходу. Юра затормозил у бульдозера и остановился, мы вышли из кабины и направились к экипажу бульдозера поздороваться, обменятся свежими новостями и выполнить ритуал, более известного в Северной Америке, как раскурить трубку мира.

Мы рассказали аборигенам о себе, своих планах и целях. Артельщики оживились и начали давать нам дельные советы. 

Один из них рассказал дяде Юре, где можно все-таки поймать рыбы и детально начал описывать это место, дабы мы его не проскочили: «Хариус ловится на  Красном ручье, прямо с моста, правда маленький, но по три рубля, а большого по пять нетути… Ручей мимо не проедешь – там перила у моста покрашены красным, его издалека видно…».

Сами артельщики перегоняли это грохочущее чудовище с одного участка на другой и были рады остановиться, передохнуть, размять ноги и пообщаться с новыми людьми.

После небольшого брифинга мы раскланялись, довольные друг другом, и, пожелав друг другу удачи, разъехались в разные стороны.

От поворота с трассы до уцелевших строений посёлка Пищевой расстояние примерно с километр, не самой лучшей (видали дорогу и в худшем состоянии) дороги. 

На въезде в посёлок Пищевой. 2017 год.

На въезде в посёлок Пищевой. 2017 год.

На въезде в посёлок Пищевой, у самой дороги, стоит вот такой колоритный домик времен Дальстроя. Смотря на него, понимаешь в каких условиях жили колымчане. Дом деревянный, крыша покрыта щепой. 

Несколько уцелевших домов на въезде в посёлок Пищевой. 2017 год.

Несколько уцелевших домов на въезде в посёлок Пищевой. 2017 год.

На другой стороне дороги стоят несколько уцелевших домов посёлка Пищевой. Рядом с ними нашел вечную стоянку автобус ЛАЗ.

У дороги на пищекомбинат валяется крышка от котла. Посёлок Пищевой. 2017 год.

У дороги на пищекомбинат валяется крышка от котла. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Буквально в нескольких метрах за поселком начинают встречаться детали механизмов с пищекомбината – видать не смогли вывезти и бросили здесь.

Метров через сто по проселочной дороге навстречу нам попался джип, родом из страны восходящего солнца. Наш Боливар прижался к обочине, уступая дорогу, но джип поравнялся с нами и остановился. Экипажи машин покинули своих железный коней и посыпались обычные вопросы: «Кто? Куда? Зачем? ».

Вид у наших визави был немного уставшим… Сложив все имеющиеся у меня факты, сделал вывод, что именно следы этой машины мы видели при подъезде к лодочной станции. И видимо, экипаж этой машины принимал участие в ночной посиделках на берегу Колымы.

Юра представился сам, рассказал и про меня, как о покинувшем родину колымчанине, которого тоска по родным местам снова и снова возвращает в тихую обитель. Поведал также и о целях наших поездок, по пути представив меня историком и блогером в одном флаконе… Так что мой друг выступил в качестве хорошего рекламного агента..

Представился нам и экипаж джипа. За рулем этого агрегата был Семёныч, матёрый колымчанин – охотник и рыбак… Пассажиром джипа был Виталий, бывший житель Оротукана, а теперь Приморья, который также приехал проведать родные и любимые им места.

Если в начале нашего разговора Семёныч держался настороженно и выглядел не очень дружелюбно, то в процессе беседы оттаял душой и был сама любезность.

Рассказали мы нашим новым знакомым и о первой ночной поездке через Дебинские прижимы… Семеныч, выслушав наш рассказ, улыбнулся и ответил: «Ну, в первый раз всегда жутковато, а мы там зимой ездим на охоту. Приходиться пробиваться через снежные заносы и откапывать дорогу через сошедшие со склонов сопок лавины. Вот и подумайте, как оно… Мы уже привыкли…».

Когда ребята узнали, что это мы ночью наследили возле шлагбаума и уехали, то даже обиделись: «И какого вы не зашли? Посидели бы с нами, переночевали!».

Пришлось сослаться на скромность и нежелание стеснять людей…

Узнав о нашем желании посетить Таскан и Эльген, Семёныч решил помочь путешественникам: «На Таскане живет мой друг, фермер. Первый дом возле дороги. Будете там – зайдите обязательно и скажите, что от меня и передавайте привет, вас и напоят и накормят…». 

Вот такая ты – Колыма… Полчаса знаешь человека, а тебе уже протекцию и помощь готовы предоставить…

На этом мы попрощались и разъехались. Наши знакомые взяли курс на прижимы, а нас ждал пищекомбинат.

Провожая взглядом машину наших знакомых, я подумал о Виталии. Подумать только, за 2500 километров от своего дома я встретил в забытым богом местах человека, который приехал сюда по тем же причинам… Что же нас тянет то так на Колыму? 

Колымская тоска…

Что такое Колыма? Для меня Колыма – это магнит, который сложно описать какими-либо физическими или иными процессами… Я не один раз встречал на просторах нашей области тех, кто, уехав отсюда по разным причинам в более благополучные места для жизни, все равно возвращается на свою малую родину…

И пускай каждый из них объясняет это своими причинами – охотой, рыбалкой, каких нет больше нигде… Посетить могилы родных и близких, побывать в местах, где жил… Но чем больше говоришь с людьми, тем сильнее все их доводы и причины сливаются в одну – в тоску по Колыме…

Тоскуют колымчане по суровой красоте северной природе, по неповторимой чистоте наших рек, по рыбалке, с которой мало что может сравниться… Тоскуют по своим поселкам, где прошла их молодость и жизнь… Тоскуют по той атмосфере и взаимоотношениям, какие были возможны только на Колыме… Сколько уехавших на материк, возвращалось обратно, бросая все на материке или распродавая по дешевке? Возвращались в такие родные для души и сердца места, и Колыма снова принимала своих детей, окружая их заботой и лаской… 

Сюда многие приезжали – ранее по чужой воле, позже – за романтикой или длинным рублем… Не всех принимал этот суровый край – временщики и те, кто не смог понять этот край и его людей, уезжали на материк, кляня потерянное время и потраченные силы…

Другие вербовались и приезжали сюда с мыслью отработать несколько лет, накопить денег и вернуться на материк. Но оставались здесь на всю свою жизнь, пускай и постоянно успокаивая себя: «Вот еще немного заработаю и уеду…». Но рождались и росли дети, появлялись друзья, тебя принимали в это колымское сообщество  и ты становился не гостем, ты становился колымчанином. Колыма прорастала сквозь тебя и ты уже не мог представить себе – как можно жить без этого сурового края и людей, что с тобой рядом, понимая, что отсюда можно только уехать – вырвав и оставив здесь кусок своего сердца и души…

Но и тогда Колыма отпускала своих детей, мирясь с их выбором и люди уезжали – покупали жилье, работали, растили детей и тосковали по своей Колыме, уезжая в отпуск не на жаркие моря и заморские страны, а возвращаясь к себе домой… Сколько из них я встречал за время своих путешествий…

Когда кто-то из собеседников, живущих на материке говорит мне о том, что он абсолютно не жалеет о своём выборе, или о том, что не рад отъезду с Колымы и его не тянет обратно, я обычно улыбаюсь…

Ведь Колыма – это не богом забытая точка на карте… Колыма – это не религия золотого тельца и не колючки лагерей. Колыма – это состояние души, зов сердца и любовь на всю жизнь… Если ты смог понять и полюбить этот суровый край, то он всегда будет с тобой…

Из истории Тасканского пищекомбината

Чем же так интересен Тасканский пищекомбинат?

Он был построен и вступил в строй в 1943 году. 9 мая 1944 года приказом по ГУСДС № 222 витаминная фабрика переведена из пос. Ягодный на Таскан, где она вошла в состав Тасканского пищекомбината.

Интересна и судьба директора пищекомбината. Нина Дмитриевна Каменнова на Колыму она приехала осенью 1940 года, когда ей было 37 лет.

Назначенная первоначально инспектором общей части геолого-разведочного сектора Северного горнопромышленного управления Дальстроя (СГПУ ДС), Н.Д. Каменнова затем руководила Ягоднинской витаминной фабрикой (1942 – 1943 гг.), была начальником строительства и первым начальником Тасканского пищекомбината (1943 -1950 гг.). После этого ее перевели в Магадан. В 1945 году директор комбината Н.Д. Каменова была награждена орденом «Знак Почёта».

В составе Тасканского пищекомбината посёлка Пищевой были пивобезалкогольный и мясо-молочный комбинаты.

На этом комбинате производилось практически все, что можно было произвести из местного сырья.  

В ассортимент входила молочная продукция – простокваша, снежок, ряженка и так далее. Здесь же изготавливали напитки, квасы, варенье, джемы… Выпускалась и алкогольная продукция – жители центральной Колымы знали тасканские вина и пиво. Обрабатывались и дикоросы – комбинат выпускал различные маринованные грибы и соленья, даже масло из орехов стланика пытались делать.

В начале 60-х годов ХХ века Тасканский пищекомбинат был переведен из посёлка Пищевой в Ягодное. Примечательно, что после перевода в посёлок Ягодное комбинат сохранил своё название – Тасканский ПБК.

После перевода этого посёлкообразующего предприятия, постепенно зачах и сам посёлок Пищевой.

Тасканский пищекомбинат

От самого поселка до территории Тасканского пищекомбината, по прямой, где-то метров 800-900.

Дорога выводит на самый берег реки Колымы и поворачивает на лодочную станцию, идет вдоль берега.

Вид на Колыму от пищекомбината. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Вид на Колыму от пищекомбината. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Сам пищекомбинат был расположен на берегу реки Колыма. С этого места можно оценить величие Колымы, насладиться пейзажами сопок или просто попытаться порыбачить.

Пищекомбинат. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Пищекомбинат. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Вот на этом повороте и стоит символ Тасканского пищекомбината – полуразрушенная кирпичная печь, которая часто встречаться на фотографиях практически у всех, кто был здесь или путешествовал по этим местам.  

N4A9513

Когда-то здесь было здание. Тасканский пищекомбинат. 2017 год.

Сам пищекомбинат по своим размерам, вызывает к себе уважение – не менее останков десяти зданий я смог насчитать в этих зарослях. Часть полуразрушенных зданий пока уцелело, о местоположении других можно судить по заросшим полянам геометрически правильной формы.

Погода меня порадовала туманом с мелкой моросью. Наученный горьким опытом я поменял трекинговые кроссовки на болотные сапоги, которые мне от души одолжил Юра, и тем самым сохранил ноги сухими. 

Юра остался пытать счастья в поисках рыбы в Колыме, а я пошел на осмотр пищекомбината.

Развалины кирпичного здания. Пищекомбинат. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Развалины кирпичного здания. Пищекомбинат. Посёлок Пищевой. 2017 год.

При строительстве пищекомбината в ход шли все материалы. Часть зданий построена из красного кирпича, как например, эта печь.

Развалины здания. Пищекомбинат. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Развалины здания. Пищекомбинат. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Большая часть зданий была построена из дерева. Постройки внутри обшивались дранкой и штукатурились. На снимке выше – уцелевшая часть такого здания.

Развалины здания. Пищекомбинат. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Развалины здания. Пищекомбинат. Посёлок Пищевой. 2017 год.

Несколько зданий были построены из шлакоблоков, которые производились на заводе в Усть-Таскане. Интересный вопрос – как они доставлялись до места строительства через таскан – по зимнику или на пароме?

Сам пищекомбинат работал в 70-х годах прошлого века. К сожалению практически никакой информации по истории этого предприятия у меня нет, так что, только одни догадки.N4A9370

Тасканский пищекомбинат. 2017 год.

На всей территории валяется множество агрегатов и частей механизма из железа, как их только не сдали на металлолом в лихие годы… На территории бывшего комбината повстречал, наверное, штук 8-10 вот таких крышек от котлов.

N4A9378

 Тасканский пищекомбинат. 2017 год.

Тут же на территории комбината вот такая находка – половина железного плавсредства, видимо изготовлено было здесь же.

N4A9380

Тасканский пищекомбинат. 2017 год.

На первый взгляд – электрическая печь, стоит рядом с развалинами пищекомбината.

N4A9389

Тасканский пищекомбинат. 2017 год.

Развалины ещё одного строения на пищекомбинате. Взгляд привлекла своеобразная стена с большим количеством окон.

N4A9427

Тасканский пищекомбинат. 2017 год.

На каждом шагу можно наткнуться на остатки технологического оборудования и механизмов.

N4A9474

Тасканский пищекомбинат. 2017 год.

Сохранилось вот такое сооружение. такое ощущение, что сварщик этой конструкции в свое время был близко знаком с колымскими лагерями. Помимо сварки, место каждого соединения обмотано проволокой, совсем как на решетках лагерных бараков времен Дальстроя.

N4A9481

 Тасканский пищекомбинат. Посёлок Пищевой.  2017 год.

Остатки одного из производственных корпусов Тасканского пищекомбината.

N4A9529

Тасканский пищекомбинат. 2017 год.

Такое ощущение, что в этом месте был причал или какое-то техническое сооружение, например – водозабор, отвод сточных вод.

О истории Тасканского пищекомбината буду писать отдельно, вне рамок этого рассказа. Так что, если кто-то может поделиться воспоминаниями, информацией или добрым советом, буду признателен за помощь.

Заброшенными дорогами по Магаданской области. 2017 год.

Заброшенными дорогами по Магаданской области. 2017 год.

Закончив свои поиски я вернулся к машине. Здесь мы решили больше не задерживаться, быстро собрались и двинулись в обратный путь.

Фатальная точка бифуркации и три богатыря

Выбравшись на трассу Дебин – Таскан, взяли курс  на Эльген, очередную цель нашего путешествия. Через пару километров в нашем УАЗе что-то начало подозрительно брякать и Юра остановив машину, отправился на поиски полтергейста. 

Через несколько минут я услышал от своего обычно спокойного и не очень многословного товарища очень длинный, цветастый и изобилующий техническими (и не только) терминами монолог. Сколько же нового я смог узнать за несколько минут об отечественном автопроме, об изобретателях и инженерах ульяновского автозавода. В монологе встречались аналоги знаменитой фразы: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!», правда, с многочисленными вставками из разговорной речи.

Внимательно выслушав своего напарника, я понял, что мы приехали… Совсем… И, соответственно, Эльген и Таскан для меня остаются в будущем… А в этом году из разряда мест, помеченных для посещения, переходят в разряд – хочу туда! Полученные машиной повреждения указывали нам только один курс – Домой!

Смирившись с ситуацией, спросил напарника, помня о нежелании возвращаться через прижимы: «Как пойдем? Обратно у нас с тобой два пути. Первый вариант – возвращаемся через Ягодное, маршрут более спокойный, но длинный километров на двести… Второй – возвращаемся через Дебинские прижимы, на Дебин. Дорогу ты знаешь…».

Юра подумав, сказал: «Смотри дорогу через Ягодное, через прижимы идти желания нет…».

Напарник пошел смотреть, что ещё можно придумать, чтобы неисправность не стала фатальной для нас, а я углубился в разработку нового маршрута. Маршрут кстати нарисовался очень интересный – посещение Туманного, Пролетарского, посёлка имени Горького, Верхнего Ат-Уряха, Востока и Сенокосного могли бы смягчить боль утраты Таскана и Эльгена, и я воспрял духом.

Через несколько минут дядя Юра позвал: «Василь, дуй сюда с техникой! Забирайся на крышу!».

Я забрался на крышу Боливара и занял стойку с телевиком в руках. Поводив из стороны в сторону объективом, я ничего подозрительного на дороге и окрестностях не заметил…

-Ии?

-Ну, вон там, на дороге, метрах в двухстах примерно?

-Да нет там ничего!

-Ну, вот опоздал!! Быстрее нужно было! Там мишки по дороге шли, видимо в кусты свернули.

Ранее Филипповский не был замечен в такого типа розыгрышах, и я с горечью понял, что просто опоздал на очередной праздник жизни.

Только я собрался спускаться с крыши, как услышал голос напарника: «Смотри, смотри!».

Обернувшись, я увидел, как на дорогу вышел топтыгин и остановился, присматриваясь и принюхиваясь… Минут через пять, убедившись, что с разведчиком ничего не случилось, из кустов подтянулась ещё пара хозяев леса, и на дороге произошло явление трех богатырей.

N4A9594

Три богатыря…

Бурая троица постояла на месте несколько минут, подарив время для фотосъемки, а потом, медленно, но уверенно двинулась в нашу сторону.

С одной стороны очень хотелось, чтобы медведи подошли поближе, и можно было бы хорошо отснять… С другой стороны крыша УАЗа не самое лучшее место для того, чтобы выяснять мотивы и желания топтыгинов.

Глаза ещё высматривали цель в видоискателе, палец ещё жал на кнопку спуска затвора, а в голове уже мелькала мысль, из-за чего медведи решили наградить своим вниманием. Вариантов было несколько… Либо уже идут за фотографиями, и оставить свои автографы, либо искали нас по жалобе огорчённого медведя из Пищевого, либо просто любопытство… А может наряд таможни из тайги (ребята, дайте пожрать!)? 

Тем временем медведи спокойно и ничего не опасаясь, приближались к машине, совершенно не опасаясь человека и железного коня, во истину, медвежий край и лохматые инспектора!

Мой напарник, на всякий случай, забрался в кабину и дал мне возможность снимать в свое удовольствие.

Не дойдя до нас метров семьдесят и решив не накалять обстановку, медведи синхронно свернули с дороги, и ушли в заросли и пропали бесследно… Снова над таежной дорогой наступила тишина и спокойствие… 

Пока я развлекался с медведями, мой напарник не терял времени даром и изучал предстоящий маршрут и возможные варианты на нашем планшете. И когда я вернулся в кабину, Юра сказал: «Через Ягодное не пойдем, далеко, боюсь, УАЗ рассыплется по дороге. Все-таки пойдем через прижимы… ».

Тут все внутри меня взвыло в протесте, я лишался, таким образом, всего вкусного! Но вариант исследовать все намеченные точки маршрута пешком, меня привлекал ещё меньше.

– Через прижимы, так через прижимы… – проявил я полную покорность судьбе и обстоятельствам…

Наш УАЗ развернулся и угрожающе поскрипывая, взял курс на Дебин…

Дебинские прижимы

 

Дебинские прижимы. При хорошем освещении видно далеко... 2017 год.

Дебинские прижимы. При хорошем освещении видно далеко… 2017 год.

Обратный путь через Дебинские прижимы был куда легче, интересней и увлекательней. Одно дело глубокой ночью, под свет фар, двигаться по незнакомой дороге, прижимаясь к пропасти и постоянно всматриваться в ночь, чтобы вовремя увидеть свет фар встречного транспорта.

Совершенно другая ситуация, когда ты идешь днем, прижимаясь к скалам, подальше от опасного обрыва. Местами дорога просматривалась далеко вперед, мы ехали совершенно спокойно, не опасаясь встречных… 

Колыма у Дебинских прижимов. 2017 год.

Колыма у Дебинских прижимов. 2017 год.

Солнце светило, над нами окрашивая скалы и склоны в яркие цвета, внизу несла свои воды Колыма, подсвеченная солнцем.

Дебинские прижимы. Внизу обрывистого склона величаво несет свои воды Колыма. 2017 год.

Дебинские прижимы. Внизу обрывистого склона величаво несет свои воды Колыма. 2017 год.

Видимость была замечательной – вдали был виден, как на ладони, посёлок Дебин и долина реки Колымы, её притоки и бесконечные острова… Мы останавливались на разъездах, фотографировали эту немыслимую красоту скал, реки и леса… Зрелище воистину было впечатляюще и завораживающее…

Дебинские прижимы. Остановились на пятачке для раъезда. 2017 год.

Дебинские прижимы. Остановились на пятачке для разъезда. 2017 год.

Общее мнение от повторного прохождения Дебинских прижимов – не так страшен черт, как его малюют. По крайней мере, летом, днем и в хорошую погоду…

Обратная дорога пронеслась куда быстрее, чем в наш ночной заезд, и вскоре наша машина уже бодро катила по Колымской трассе, по направлению к Левому Берегу (Дебину). Остановились на прежнем месте, у памятника мостостроителям. Пофотографировали, отдохнули и двинулись в путь…

Следующая плановая остановка была намечена у поселка, градообразующее предприятие которого было одним из промышленных китов в свое время Дальстроя, а потом и Магаданской области.

Великая тройка Магаданской области

Думаю, стоит немного отклониться от повествования и сказать пару слов о Великой тройке Магаданской области, тем более она уже в прошлом… Это заводы – МРМЗ (Магадан), ОЗГО (Оротукан) и САЗ (Спорное). 

ОЗГО (Оротуканский завод горного оборудования) – специализировался на изготовлении и ремонте горной и добывающей техники;

САРЗ (Спорнинский авторемонтный завод) – специализировался на изготовлении и ремонте автомобильной техники и прицепов, думаю, многие колымские водители не один раз разными словами вспоминали знаменитые спорнинские прицепы и бочки;

МРМЗ (Магаданский ремонтно-механический завод) был в свое время прародителем и ОЗГО и САРЗа. Судя по истории завода, он изготавливал все, что было необходимо начиная от гребных винтов (в свое время на этом заводе был изготовлен гребной винт для «Феликса Дзержинского») и ремонтом топливной аппаратуры и заканчивая пельменницами… На 2017 год только этот завод уцелел из вышеперечисленных, правда и он понёс катастрофические потери и в производстве и в численности работников.. В лучшие годы список работников всех подразделений завода составлял несколько десятков тысяч человек, в 2017 году список работников состоит из пары сотен фамилий. Более точные данные и цифры смогу привести уже, когда коснусь истории МРМЗ.

Спорное

Наш путь лежал в бывший посёлок Спорное и САРЗ. До поселка добрались без приключений, я собрал свою технику и отбыл на пару часов побродить по останкам завода и посёлка, собирая материал для своего проекта – «Колыма, которую мы потеряли». 

Мой друг не стал терять времени и решил немного подремать, пока я ношусь по руинам посёлка.

Посёлок Спорное. 2017 год.

Посёлок Спорное. 2017 год.

Гораздо проще, когда ты идешь по останкам посёлка или других объектов, где ты до этого ни разу не был… Но мне приходилось бывать в этом посёлке, когда здесь жили и работали люди. Тогда шла работа в цехах САРЗа, дети учились в школе, вечером в клубе можно было сходить в кино или заглянуть в спортзал завода…

Школа. Посёлок Спорное. 2017 год.

Школа. Посёлок Спорное. 2017 год.

А теперь это мертвый посёлок. Вот, например, бывшая спорнинская школа, которая не один десяток своих учеников проводила во взрослую жизнь.

В школьном классе. Посёлок Спорное. 2017 год.

В школьном классе. Посёлок Спорное. 2017 год.

В этих классах раньше дети учились, кто как мог, получали свои оценки… Теперь по классах гуляет ветер, валяются разбросанные учебники, разбитые парты… 

Клуб. Посёлок Спорное. 2017 год.

Клуб. Посёлок Спорное. 2017 год.

А это то, что осталось от поселкового клуба. Раньше здесь проходили праздники, крутили кино, устраивали вечер и концерты. Осталось только полуразобранное и полуразрушенное здание этого очага культурной жизни.

Спортзал завода. Посёлок Спорное. 2017 год.

Спортзал завода. Посёлок Спорное. 2017 год.

На улицах посёлка мертвая тишина, которую тревожат только крики птиц… Они облюбовали брошенные дома и строения и стали единственными жителями покинутого людьми посёлка.

Посёлок Спорное. 2017 год.

Посёлок Спорное. 2017 год.

Это дом из частного сектора. Время его постройки выдает деревянная черепица-щепа, покрытая позже рубероидом. Пример старой колымской архитектуры, эпохи Дальстроя.  

Посёлок Спорное. 2017 год.

Окраина посёлка Спорное. 2017 год.

В самом конце поселка, у реки Оротукан, слышен рев тяжелой техники. По руслу реки и её окрестностям артельщики моют золото, постепенно перемывая окраины посёлка.

Посёлок Спорное. 2017 год.

Посёлок Спорное. 2017 год.

Я шел по мертвым улицам… Рассказать вам кратко о своих впечатлениях? Это жуткое ощущение кладбища, пребывание на месте катастрофы или войны…

Завод САЗ. Посёлок Спорное. 2017 год.

Завод САЗ. Посёлок Спорное. 2017 год.

Осмотрев сам посёлок, я двинулся в сторону полуразрушенных цехов САРЗа, тут я провел немало времени, фотографируя и пытаясь отыскать здания и строения, времен основания завода.

Завод САЗ. Посёлок Спорное. 2017 год.

Завод САЗ. Посёлок Спорное. 2017 год.

Утолив в полной мере свою жажду познаний и отсняв все что нужно. я вернулся к машине. Мой друг и напарник тихо кемарил в УАЗе. расположившись на заднем сидении. Я присел на найденный пустой ящик из под молока и отдохнул, вслушиваясь в шорох листвы деревьев, песни ветра, крики птиц и греясь под лучами нашего колымского солнышка… Через полчаса, примерно, Юра проснулся и мы отправились в дальнейший путь.

Дорога домой

Дальнейший наш вояж проходил практически без остановок. Я прикинув расстояния, попытался у своего напарника, где мы будем ночевать сегодня, получил не очень вразумительный ответ. В голову закрадывалась мысль, что дядя Юра решил встретить следующий рассвет в своей постели и решил рвать домой до победного.

Тем временем погода испытывала мое терпение – небо разъяснилось, выглянуло солнышко и с ехидной ухмылкой светило нам в спину: «Хотели погоду? Вот вам погода! Сами уезжаете!».

По целеустремленному виду напарнику и негасимому огню в его глазах я понял серьезность его намерений попасть домой сегодня и мысленно попрощался с возможностью посещения по хорошей погоде Кинжала, Днепровского и другими съёмками. 

Мы по пути ещё сделали пару остановок у водопада на Каскадном и на ручье Обрывистом, чтобы запечатлеть этим места при хорошем освещении.

Солнце уже клонилось к закату и вскоре наступили сумерки. Понимая. что работа фотографа и поисковика закончена, я честно расслабился и задремал на сиденье. День был нелёгким и насыщенным  и мы вымотались мы с напарником до предела.

Уже на подъезде к Карамкену в какой-то момент я открыл глаза от ощущения полета. Наш Боливар резко затормозил и я чуть не совершил свободный полет через лобовое стекло, по крайней мере попытку…

– Юра, ты чего?

– Веришь, нет, только что сохатый дорогу перебежал. Чтобы не одеть его на бампер, пришлось тормозить, извини уж…

Чертыхнувшись, я снова устроился поудобнее и задремал…

Подкрепиться мы остановились на Карамкене, успев за час до закрытия кафе. В наличии оказалось уже не так много блюд, как в меню, мы не стали сильно изображать из себя снобов и взяли то, что ещё было… Ну и конечно по стаканчику кофе… Перекусив, попив бодрящего напитка, размяв ноги и передохнув, загрузились в УАЗ и снова рванули в темноту, рассекая ее светом фар.

В два-три часа ночи наш Боливар уже подъезжал к памятной стеле на 6-м километре, откуда открывался вид на ночной Магадан, озаренный огнями фонарей и светящимися окнами домов. Мы вернулись домой.

Подведение итогов

Итак, за время нашего пятидневного путешествия мы проехали по Хасынскому, Среднеканскому и Ягоднинскому районам.

Посетили объекты Дальстроя:

  • рудник Кинжал,
  • рудник имени Лазо,
  • поселок имени Лазо,
  • поселок имени Чапаева,
  • 2-я фабрика рудника имени Лазо,
  • Тасканский пищекомбинат,
  • Усть-Тасканскую ТЭС,
  • Сеймчанский аэропорт.

Побывали, осмотрели и отсняли:

  • посёлок Горный,
  • посёлок Ларюковая,
  • поселок Усть-Среднекан,
  • Усть-Среднеканскую ГЭС,
  • село Колымское,
  • посёлок Сеймчан,
  • посёлок Оротукан,
  • посёлок Разведчик,
  • посёлок Спорное,
  • посёлок Пятилетка,
  • посёлок Дебин,
  • посёлок Бюченнах,
  • посёлок Пищевой,
  • посёлок Усть-Таскан.

По причине погоды, уровня вод и технических неисправностей побывать не удалось:

  • 3-я  (Чапаевская) фабрика рудника имени Лазо,
  • лагерь в распадке имени Чапаева,
  • 15-я фабрика рудника имени Лазо,
  • Новый Каньон,
  • Старый Каньон,
  • станция, посёлок и шахты Эльген-Уголь,
  • посёлок Таскан,
  • посёлок Мылга,
  • посёлок Известковый,
  • посёлок Эльген,
  • рудник Днепровский.

Так что задел на будущее есть…

Среди непредвиденных потерь:

  • помпа, радиатор, вентилятор УАЗа,
  • объектив Canon 24-70.

Провизия, масла, тосол, бензин, финансы – учитывались по графе текущие расходы.

Не могу не назвать тех, кто мне помогал в планировании, разработке и обеспечении этого путешествия:

  • Евгений Радченко,
  • Андрей Паршаков,
  • Антон Афанасьев,
  • Игорь Дадашев,
  • Павел Мамренко,
  • Виктор Садилов,
  • Виталий Сорокин,
  • Вячеслав Пожарский,
  • население посёлка Сеймчан и сотрудники отделения полиции Сеймчана,
  • и многие, многие другие….

Моя благодарность и признательность моей семье за понимание и поддержку в моих увлечениях и за то, что отпустили меня в этот вояж.

Мой низкий поклон и благодарность моему другу Юрию Филипповскому, с которым мы вместе и прошли все километры этого путешествия на его боевом УАЗе. Без моего напарника у меня бы просто вряд ли что получилось. Спасибо тебе, дядя Юра!

Конец, это только начало…

Итак, закончилось путешествие лета 2017-го года. Много написано, собрано материала на год вперед. Но это только начало!

Впереди зима и планирование новых маршрутов, очень хочется доделать не выполненное в этом году и попутешествовать по Тенькинской трассе. Значит, есть время готовить карты, отбирать объекты для посещения, читать историю области, общаться со старожилами. слушать советы бывалых, писать статьи для сайта и готовить материально-техническую базу для нового путешествия. 

До новых встреч Колыма!!!

Моя искренняя благодарность Любови Мерзликиной (Плаксиной) и Андрею Франчковскому за пояснения и уточнения по посёлку Усть-Таскан, Ивану Паникарову за информацию по Тасканскому пищекомбинату и посёлку Пищевой.

Один комментарий к “Хроника УАЗа цвета «марино». 2017 год. День пятый”

  1. Жил в Магадане до 79 года, до 76 в поселке Ола. Школьные годы.
    До сих пор снятся камни на Нюкле: в отлив вода спадала и под камнями можно было руками ловить налимов и окуней. Про креветок в отливных лужах на песке вспоминаю, ловить их было геморройно, было достаточно знать, что они есть.

    Еще помню настроение у взрослой части населения: зарабатывать и уезжать на материк. “вербовали” на заработки – был такой термин. В поселке Ола еще в стабильные годы часто встречались заброшенные бараки. В Магадане самый неустроенный район был Марчекан. Сейчас, рассказывают, и на Оле и в городе все изменилось к лучшему, хлам снесли, построили новые домики. По канадской технологии; каркас и сайдинг, который ветрами за пару лет ушатывает. Прямо как в Америке: стоит дом, ветер задувает в щели, пластмассовая облицовка под ударами вспухает и встает на место с хлопаньем.

    Спасибо за фотки и репортаж. Никогда не выезжал за пределы Пенжинской губы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *