Познание Хеты. День первый

Развалины электростанции. Хета. Июль 2016 года.

Развалины электростанции. Хета. Июль 2016 года.

Предыстория

Если быть откровенным, то первым кто, открыл для меня Хетинский район добычи олова во времена Дальстроя, был Евгений Радченко, а точнее его репортаж из живого журнала про Хетинскую электростанцию.

Это из его репортажа я узнал, что было раньше на месте развалин, стоящих на берегу реки Хеты, ниже пересечения реки с Колымской трассой. Почерпнув необходимую для себя информацию, я посчитал, что этого для меня этого достаточно и летом 2016 года вместе со своим другом Юрием Филипповским мы обследовали этот район, начиная от развалин электростанции и до середины ущелья (ниже по течению)…

Вернувшись из отпуска, я вышел на Евгения Радченко и рассказал ему о своей поездке. Хотелось поделиться своими находками и впечатлениями со сведущим человеком. И тут меня ожидал дикий конфуз… Женя очень внимательно выслушал мой рассказ, расспросил, где мы были и поставил меня в известность о том, что на самом деле мы увидели максимум десятую часть от того, что там есть…

Развалины обогатительной фабрики №5. Хета. Июль 2016 года.

Развалины обогатительной фабрики №5. Хета. Июль 2016 года.

Как выяснилось, осмотрели мы только останки фабрики, электростанции и на этом все… Женя пояснил мне, что район добычи олова на Хете начинался от ручья Эташ (включая его долину и прилегающие распадки) и заканчивался в районе слияния Правой и Левой Хеты. Получилось так, что мимо нас прошли места разработок олова, лагерь, ещё одна фабрика, кладбище, рудоспуски и многое, многое другое… Так что повод закручиниться от такой досады был у меня очень веский. Единственное, чем я смог удивить своего визави – так это находка развалин нескольких строений неизвестного назначения, которые находились ниже фабрики по течению реки Хеты.

Завязалось длительное общение, во главе которого стояло Хетинское месторождение олова. Шел обмен данными, картами, информацией, мнениями…

В свою очередь Евгений поделился своими мыслями. Он поведал мне о том, что, по его мнению, разработка олова велась  не только открытым способом, но и шахтным. Высказал он свое предположение о том. Где могут находиться шахты – на сопке у ручья Эташ, метров 200 ниже от вершины. Сказал, что хотел бы там все осмотреть, но в одного идти не так интересно и он ищет напарника…

Закончилось наше общение на том, то мы договорились с Евгением вместе осуществить вылазку на Хету – он для расширения своих познаний и проверки своих предположений, я – для того чтобы услышать, увидеть все своими глазами. Когда ещё будет шанс побывать на этом месте вместе с человеком, который знает историю этого месторождения в несколько раз лучше тебя!

В дорогу!

И вот утром хорошего, солнечного дня Женя позвонил и сообщил, что ожидает меня у подъезда. Мне оставалось только загрузить свои вещи и аппаратуру в делику  и мы стартовали в дорогу.

Наше совместное путешествие начиналось интересно и познавательно – километры бетона укладывались под колеса делики. А Евгений рассказывал мне много нового интересного, о тех местах, где мы проезжали. Много нового и познавательного я узнал даже для меня, коренного магаданца, который интересуется историй. Как говориться – век живи, век учись

Первую остановку мы с Женей мы сделали на Снежном, где он мне показал барак, который, по его мнению, был построен по стандартам Дальстроя и в то время. Мы отсняли это чудом сохранившееся здание и поехали дальше.

По дороге я услышал и узнал для себя много нового и о истории Снежной Долины, Уптара и других мест.

Когда речь зашла о будущем ночлеге, Женя поинтересовался, взял ли я с собой спальник. Тут мне пришлось огорчить своего напарника и себя тоже – ибо в том списке предметов, который мне озвучил напарник, спальника не было, и брать его с собой я не стал… Женя ненадолго задумался и вынес свой вердикт – ладно, придумаем что-нибудь…

Погода нам благоволила и без особых приключений мы прошли Уптар, Сокол, покачались на люльках у Стекольного, прошли Хасын, улыбнулись таможне на Палатке и порадовались куску хорошей дороги. Следующей нашей остановкой был Карамкен, точнее не сам посёлок, а придорожное кафе. Получив хорошую дозу вибромассажа и других впечатлений, наши организмы требовали подкрепиться, и мы пошли у них на поводу.

Скажу честно, мне понравилась кафешка на Карамкене. Чистое и уютное помещение, разнообразное меню, нормальное обслуживание и вполне демократические цены. Мы хорошо пообедали, заправились кофе и продолжили свой путь.

Все хорошее рано или поздно заканчивается – это уже притча во языцах… Вот и у нас закончилась хорошая дорога… Случилось это за очередным мостом через речку с символическим название – Донышко, после которого началась наша японская дорога с названием – то яма, то канава… Нам пришлось сбросить свою крейсерскую скорость – делике постоянно приходилось объезжать, ямы, канавы и другие фортификационные сооружения на дороге.

На этом участке дороги мы были очень удивлены дорожной разметкой… Кто мне скажет, какого цвета, как правило, должна быть дорожная разметка? Белая или желтая? Нет ребята, тут вы не угадали… Видимо у наших дорожников белая краска закончилась или испарилась по каким-то причинам, но это не повод не выполнить план работ и не нанести разметку на вверенный участок дороги. Наряды закрывать-то надо… В результате разметка была сделала… Черной краской, и мы проезжали этот участок дороги с широко открытыми от удивления глазами…

И таким образом подпрыгивая и бурно обсуждая дорогу и причуды дорожников мы проскакали мимо бывшего посёлка дорожников Яблонового и вышли к подножию перевала, где заканчивался разбитый асфальт и начиналась грунтовка. Наконец-то – сказал Женя – Теперь можно и ехать…

Наша следующая кратковременная остановка была на заправке посёлка Атка, залив свой бензобак топливом, продолжили свой маршрут.

Планы и дорожники

Вскоре мы уже проезжали Черное озеро и одноименный перевал и остановились, когда дорога пошла на спуск. Первое место, которое нас интересовало, находилась в километрах 15-18 выше по течению реки Левая Хета, на картах в этом месте стояло обозначение – бараки… Со слов моего напарника с перевала Черное Озером можно было увидеть в бинокль сохранившиеся постройки. К месту, которое нас интересовало, вели две дороги, одна из них вела от моста через реку Левая Хета. Внимательно осмотрев местность через бинокль с перевала, ничего путного мы так и не обнаружили и продолжили спуск.

Было принято решение спуститься вниз, и попытаться проехать по старой дороге, которая вела к этим местам.

Когда наша экспедиция спустилась с перевала, мы обнаружили для себя пренеприятный сюрприз… На месте бывшего посёлка Черное озеро, обосновались дорожники, стояли вагончики и ревела техника, для себя я с облегчением отметил, что это место я отснял ещё в прошлом году и успел зафиксировать все, что оставалось здесь от посёлка.

Но это было только полбеды… Самое неприятное заключалось в том, что дорожники не только занимались возведением нового моста через Левую Хету, но и вели отсыпку дороги. В результате их действий от съезда на необходимую нам дорогу не осталось ни следа, все было отсыпано грунтом. Наша делика хоть и являлась машиной повышенной проходимости, но не настолько, чтобы бездумно пытаться форсировать свежеуложенный грунт. Свернув на обочину дороги, мы остановились, решили осмотреться и провести экстренное совещание. Выхода у нас оставалось два – либо идти пешком до нашей цели, либо возвращаться и пытаться пробиться по другой дороге до этого места. Был у нас и третий вариант – можно было оставить эту точку и попытаться сюда попасть уже на обратном пути, именно так мы и поступили.

Следующая остановка была запланирована у слияния Левой и Правой Хеты, откуда и начинался интересующий нас район. Это было одно из мест, где и добывалось так необходимое стране Советов олово. 

Более подробный рассказ о Хетинском горнорудном комбинате и прииске будет чуть позже, не вижу смысла останавливаться на этом сейчас. 

Долина Правой Хеты

От водозабора фабрики №5 уцелела одна стена, сложенная из бута. Июль 2016 года.

От водозабора фабрики №5 уцелела одна стена, сложенная из бута. Июль 2016 года.

Ну, вот и по левой стороне видны развалины Хетинской электростанции и одинокая кирпичная стена (это все что осталось от водокачки), следовательно, мы добрались до своего района поисков.

-Где то здесь располагался посёлок Развилочный, в котором была больница – продолжал информировать меня Евгений.

– А вообще, здесь везде велась разведка и добыча, практически в каждом распадке…

Долина реки Правая Хета. Здесь располагался прииск Хета. Июль 2016 года.

Долина реки Правая Хета. Здесь располагался прииск Хета. Июль 2016 года.

Мимо этой долины за свою жизнь я проезжал не один раз, видел этот лунный пейзаж и отвалы отработанной породы, правда, каюсь, у меня никогда не возникало вопроса – что здесь было и что здесь добывали… Надо было покинуть свою малую родину, чтобы появилось желание лучше узнать историю края, в котором я родился и вырос. Вот такой вот парадокс…

Первый распадок

Мы остановились у первого же распадка, это был распадок ручья Развилочного..

-Подъедем и посмотрим? Может, найдем что-нибудь интересное – предложил Женя.

-Почему бы и нет – ответил я.

Один из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Один из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

В этот распадок вела заброшенная дорога. По дороге мы проехали метров 100-150 и остановились, дорога как таковая – закончилась. Тут уже пришлось покидать транспорт и приступать к исследованиям распадка в более традиционном варианте – на своих двоих. Следы пребывания  и деятельности здесь человека начали попадаться буквально с первых шагов.

Отвал пустой породы в одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Отвал пустой породы в одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Это была насыпь отработанной породы, из которой ещё торчали бревна, в свое время поддерживающие помост и место, где раньше стояла вышка охраны.

Бадья для подъема породы из шурфа или ствола шахты в одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Бадья для подъема породы из шурфа или ствола шахты в одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Наткнулись и на почти полу кубовое ведро, в котором поднимали породу из шурфа. К сожалению, мы не смогли найти в этом месте ни шурфов, ни ствола шахты в этом распадке – хотя скорее всего они здесь были.

Остатки строения в одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Остатки строения в одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Были здесь и строения, по крайне мере наткнулись на останки одного из них, зарастающие травой.

Фартук из металла для трубы буржуйки в одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Фартук из металла для трубы буржуйки в одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

В другом месте нашелся фартук для трубы печки и несколько досок. Так что утверждать, что это были за строения и сколько их было здесь – я не стану, слишком мало находок для этого.

На этом месте, предположительно, стояла караульная вышка. В одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

На этом месте, предположительно, стояла караульная вышка. В одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Нашлись следы и от караульной вышки, какое же лагерное ограждение без нее?

Самодельный небольшой памятник зэка. В одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Самодельный небольшой памятник зэка. В одном из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Недалеко от нашей машины, на поляне, добрые люди (уже в наше время) сделали небольшой памятник зэка – это был круг, обложенный кирпичом, внутри которого, вместо постамента, лежала колючая проволока с периметра…

Один из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Один из распадков в долине Хеты. Июль. 2017 года.

Продолжать свои поиски выше по распадку мы не стали, довольствовались  уже найденным, впереди нас ждали новые места.

Второй распадок

Первые находки нас окрылили, и жажда открытий  заставляла теперь обращать внимание на каждый распадок и каждую сопку. Подъезжая к очередному мосту, мы обратили внимание на перспективную, на наш взгляд, для проведения поисков долину. Переехав через мост, наша экспедиция свернула на дорогу, которая уходила от распадка в сопку. Взобравшись повыше, мы с Женей внимательно изучили распадок через бинокли и телевики на предмет следов деятельности рук человеческих.

Распадок в долине реки Хеты. Июль 2017 года.

Распадок в долине реки Хеты. Июль 2017 года.

На этот раз удача была менее благосклонна к нам и перед нашим взором предстала девственно чистая долина, не обезображенная проходческими канавами и разработками времен Дальстроя. Ну чтобы быть кристально честным, надо добавить – что следы были, но к истории они не имели никакого отношения, не так давно здесь прошли энергетики, возводившие ЛЭП. Выехав с распадка, наша машина попылила дальше по трассе – впереди нас ждали останки лагеря.

Гипотетический

В одном месте, Евгений свернул на обочину и притормозил.

Видишь распадок, из которого выходит ручей? Это Гипотетический. Где-то на в этой стороне была командировка, в которой трудился Шаламов. Они занимались поиском угля, правда, безрезультатно. Шаламов об этом месте и времени пишет как о самом хорошем времени за все свое пребывание в лагерях Колымы. Было бы неплохо попытаться проехать туда, на старых картах в ту сторону идет дорога – начал он свой рассказ.

– Может, попробуем подъехать и посмотреть?

– Давай, конечно, ответил я без сомнения.

Женя был прав. Осмотревшись в бинокль, я увидел старую дорогу, уходящую в распадок. Она то и была обозначена на картах генштаба. Но также я увидел, что часть дороги находиться под водами реки Правая Хета, для преодоления которой нужно искать брод и судя по высоте воды – иметь технику повеселее нашей… Своими мыслями я поделился с напарником. В результате мы поступили также, как с лагерем на Левой Хете, если быть точнее – оставили на потом.

Уже дома, изучая карты и готовясь к новым походам, я обнаружил на ручье Гипотетическом развалины строений (причем не в одном месте) и пожалел, что не стал уговаривать Женю прогуляться туда пешком. Впрочем – всему свое время…

Днепровский и Хета

В чем разница между Днепровским и Хетой? Сразу говорю – речь идет не о местоположении… 

Если на рудник Днепровский можно просто приехать и посмотреть на уцелевшие здания, сортировочные и рудоспуски  и сказать – ух ты!!!

Сортировочная фабрика. Рудник Днепровский. 2016 год.

Сортировочная фабрика. Рудник Днепровский. 2016 год.

Ибо там не надо особо знать историю, этого места. Не надо сидеть и  изучать спутниковые снимки и карты, читать воспоминания заключенных и вольных, знать инструменты той эпохи, чертежи зданий и строений, используемые технологии и материалы. Время и люди сделали подарок нам и часть рудника Днепровский так и стоит в более-менее уцелевшем состоянии и по сей день. Чтобы попасть на Днепровский – надо всего лишь знать место, где надо повернуть с трассы и пару опорных ориентиров – и ты не промахнёшься… Днепровский – это идеальное место для туриста любого ранга и для тех, кто любит говорить – я там был и делать при этом идиотские селфи на фоне решеток и бараков, чтобы было чем похвастать перед подружками и друзьями…

А вот с Хетой все не так просто… Скажу сразу и честно – я очень благодарен Евгению Радченко за его науку и желание поделиться знаниями. Ибо без этого человека – я так и не узнал бы и части Хеты. Чтобы посетить Хету и увидеть то, что там было – вам лучше всего иметь знающего гида, ибо без такого человека вы многое просто не увидите и не поймете…

Хета – это расстояния… Прииск, рудник, электростанция, строения, кладбища – разбросаны на приличных расстояниях друг от друга. На Днепровском большая часть всего уместилась в одном распадке, даже если сильно захочешь – не промахнешься.

На этом месте были лагерные бараки. Хета. Июль 2015 года.

На этом месте были лагерные бараки. Хета. Июль 2015 года.

Хета – это намёки… Здесь не осталось уцелевших строений, практически все разрушено, разобрано, сровнено с землей. Чтобы здесь что-то увидеть, надо постараться. Здесь нельзя спешить, здесь надо уметь увидеть следы рук человеческих по уцелевшим намекам – по цвету почвы, по тому, как расположены заросли травы, по валяющемуся металлолому, по тропинкам и тд и тп…

Развалины бывшей пекарни. Хета. Июль 2017 года.Развалины бывшей пекарни. Хета. Июль 2017 года.

Хета любит умных… Только человек, обладающий аналитическим складом ума, знающий историю этого места, имеющий на вооружении чертежи, рекомендации, приказы и другие материалы Дальстроя сможет, посмотрев на траву, которая выросла по сторонам правильного прямоугольника, на остатки досок, бревен, кирпичей, металлолома – сказать, что на этом месте когда-то был стандартный лагерный барак, который был построен примерно в таком то году… Или что вот здесь была лагерная больница, тут насосная, а здесь – администрация или дом для вольных… Такое дано не каждому…

Копёр шахты, сортировочная фабрика и дома. Рудник Днепровский. 2016 год.

Копёр шахты, сортировочная фабрика и дома. Рудник Днепровский. 2016 год.

Хета – она для тех, кто умеет видеть… На Днепровском – проще, там уцелела значительная часть строений – не надо никакой фантазии, хватит просто окинуть все взглядом… А на Хете надо суметь на месте пустынного распадка увидеть лагерь, фабрику, рудоспуски, шахты… Увидеть в долине Хеты промприборы, отвалы, человеческий муравейник, который здесь был в 40-50-е годы…

Хета – это оселок… Для меня лично Хета – это то место, где можно понять кто ты.

Либо простой турист, который видит и понимает только то, что стоит или лежит на поверхности и особо более не вникает в детали… Для таких важно само посещение какого-то места и документальное свидетельство пребывания там…

Либо ты по велению своей души становишься больше историком, чем туристом, и начинаешь видеть и понимать, как и что тут было… Начинаешь видеть не пустынный желтый ландшафт, а рудник и прииск Хету. Какими она были при жизни…

От себя добавлю, что если ты смог увидеть и понять Хету, то смело можешь отправляться в новые поиски по следам Дальстроя и твои старания будут вознаграждены сторицей.

ОЛП Хета

По дороге к «оловянной» горе. Хета. Июль 2016 года.

По дороге к «оловянной» горе. Хета. Июль 2017 года.

Наша дорога лежала до «оловянной» горы, конечной точки нашего маршрута  (по крайней мере, мы так предполагали). С этого горой мы связывали определённые планы, но об этом чуть позже.

Долина реки Правая Хета. Июль 2016 года.

Долина реки Правая Хета. Июль 2017 года.

Вот здесь и был оловянный прииск Хета. Он начинался от посёлка Развилочный и заканчивался у «оловянной» горы. В 40-е годы ХХ-го века эта долина напоминала человеческий муравейник, по ней стояли промприборы, промывающие долину реки, добыча производилась открытым способом. В 40-е годы, большая часть работ по добыче касситерита производилась при помощи мускульной силы, работали зека из ОЛП Хета. Механизация сюда пришла уже в конце 40-х – начале 50-х годов, а добыча производилась до 1952-53 года.

Отвалы породы и остатки откатной горки. Хета. Июль 2016 года.

Отвалы породы и остатки откатной горки. Хета. Июль 2017 года.

В своей жизни приходилось выезжать в командировки по центральной трассе и не один раз проезжать эти места. Тогда ещё эти рукотворные горки и кучи пустой породы, торчащие бревна и рельсы и металлолом не вызывали у меня никаких эмоций, хватало и других забот по жизни. 

А теперь приехав сюда специально, я по новой открывал себе это место под рассказы своего компаньона Евгения Радченко, низкий поклон тебе Евгений за науку…

Добытый на прииске касситерит обрабатывался на фабрике №5 производительностью 250 тонн руды в сутки, которая стояла на реке Хета.

Мы свернули с трассы за очередным мостом и осторожно поехали по распадку, стараясь держать курс по следу чужого протектора, дабы не поймать артефакт в колеса, метров через 500 мы остановились.

– Вот мы и приехали, на этом месте раньше был лагерь –  сказал Женя.

Остатки бараков ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Остатки строений ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Осмотревшись по сторонам, я не увидел ничего, кроме щепы, бревен, досок и металлолома. По аналогии с путешествием прошлого года, душа туриста требовала зрелищ наподобие рудника Днепровского, а тут… Тут становилось понятно, что придется переквалифицироваться из зеваки в помесь детектива с археологом, дабы хоть что-то понять…

«Оловянная» гора. Хета. Июль 2017 года.

«Оловянная» гора. Хета. Июль 2017 года.

– А это наша оловянная гора, в ней располагалась основное рудное тело касситерита. Высота её 1114 метров от уровня моря – просвещал мой товарищ.

В этом распадке был рудник Хета и обогатительная фабрика № 13 с производительностью 25 тонн руды в сутки. 

Разведанные запасы руды и производительность рудника не удовлетворяли руководство Дальстроя, и геологи пытались найти новые места выхода жил касситерита на поверхность. Это можно понять, просто посмотрев на окрестные сопки, исчерченные линиями. проходческих траншей. Рудник и фабрика были закрыты в 1944-45 годах, значит геологам так и не удалось найти новые залежи.

Если с прииском все более-менее понятно, то с рудником остается ряд вопросов – в частности, где были расположены шахты и сколько было. Видишь отвалы породы, практически у самой вершины сопки? Я думаю, что шахты были именно там, так что есть предложение подняться сегодня на гору и все там осмотреть.

Я посмотрел на часы, и немного подумав, предложил коллеге другой вариант:

– Женя, уже после обеда, если сейчас пойдем на штурм – поднимемся через пару часов… Солнце начнет садиться и не отняться по-хорошему, не побегать… Давай лучше сегодня займемся осмотром лагеря, и если хватит времени, то и прииска. А завтра с утра уйдем в гору. Как тебе такое предложение?

В завязавшейся дискуссии стороны пришли к заключению, что лагерь сегодня, а гора уже завтра…

Тут-то все и началось… Я давно уже не ощущал себя школьником за партой, а тут мне показывали, рассказывали, сыпали цифрами и ссылками на воспоминания зэков и приказы Дальстроя. Гордыня страдала безмерно, хотелось возразить, что и сами с усами, но ум радовался новым знаниям… В сущности, своими рассказами Женя экономил мне годы поисков в интернете, архивах и воспоминаниях. 

Остатки жилых бараков ОЛП Хета. Июль 2016 года.

Остатки жилых бараков ОЛП Хета. Июль 2017 года.

ОЛП Хета располагалась у подножия сопки, поднявшись на её склон можно увидеть общее расположения строений и как располагались  жилые бараки лагерной командировки.

Развалины жилого барака ОЛП Хета. Июль 2017 года

Развалины жилого барака ОЛП Хета. Июль 2017 года.

На примере одного из бараков Женя рассказал мне, что бараки в ОЛП Дальстроя строили, как правило, унифицированными, согласно принятым и подписанным чертежам. Примерные размеры – ширина 6 метров, длина 21 метр. В одном бараке по расчетам должно было проживать 120 человек. Отапливались бараки буржуйками. Вкопанные бочки с тыла барака. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Вкопанные бочки с тыла барака. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Рассказал и о том, что вкопанные деревянные бочки с тыла барака, это нечто иное, как своеобразные туалеты для жителей барака. Об этом упоминается в рассказах бывших заключенных колымских лагерей.

Остатки столба от ворот на въезде в ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Остатки столба от ворот на въезде в ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Уцелела часть от столба ворот с  петлей на въезде в ОЛП Хета. Недалеко от этого места – остатки от караульной вышки.

Проволочное ограждение ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Проволочное ограждение ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Проволочное ограждение жилой зоны ОЛП Хета. Был ещё и внешний периметр ограждения, его следы мы нашли в близлежащих распадках.

Фрагмент окна барака с решеткой на развалинах барака. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Фрагмент окна барака с решеткой на развалинах барака. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

На развалинах бараков можно встретить и уцелевшие фрагменты окон бараков и решетки, которые стояли на них. Надо отметить, что окна и решетки также одного размера – полная унификация…

Остатки строения. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Остатки строения. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

А это строение отличается от жилых бараков ОЛП в первую очередь наличием капитальной печки из красного кирпича (на снимке видны остатки от неё). Скорее всего здесь располагалась администрация лагеря.

Остатки строения. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Остатки строения. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Вот ещё интересные развалины, по размерам – на жилой барак не похоже. Евгений выдвинул предположение, что это здание было БУРом (барак усиленного режима).

Дверь-решетка. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Дверь-решетка. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

В пользу его версии рядом с этими развалинами стоит вот такая дверь-решетка. на территории есть ещё одна такая. кто-то вытащил её поближе к дороге. Может быть и увезти хотели, но бросили, там она и лежит.

Остатки от лагерного прожектора. Хета. Июль 2017 года.

Остатки от лагерного прожектора. Хета. Июль 2017 года.

Вот ещё одна интересная находка – лагерный прожектор.

Следы пайки на корпусе прожектора. Июль 2017 года.

Следы пайки на корпусе прожектора. Июль 2017 года.

Присмотревшись поближе можно увидеть, что корпус прожектора изготовлен здесь же, из консервных банок, применялась и пайка оловом. Благо в этом на оловянном прииске и руднике дефицита не было.

Уцелевший кусок кровли из консервных банок. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Уцелевший кусок кровли из консервных банок. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

По словам Евгения, крыши административных зданий ОЛП покрывались жестью, листы которой изготовлялись также из консервных банок. На Днепровском мне встретились светильники, также изготовленные из консервных банок. В лагерях ничего не пропадало даром, все шло в ход.

Хвосты от обогатительной фабрики №13. Хета. Июль 2017 года.

Хвосты от обогатительной фабрики №13. Хета. Июль 2017 года.

Дальше наш путь лежал выше по течению ручья, по ядовито-желтому песку. Кстати такой цвет не типичен для Колымы и если вы видите такую пустыню, то она, как правило, рукотворная и имеет несколько вариантов происхождения. Один из вариантов – это хвосты от обогатительной фабрики по переработке касситерита (точно такую картину я наблюдал на Днепровском, ниже разрушенной фабрики). 

Так что такая дорожка, не хуже заправского проводника, вела нас к обогатительной фабрике №13 рудника Хета. 

Свалка металлолома от Дальстроя. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Свалка металлолома от Дальстроя. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

По пути к фабрике №13 наткнулись вот на такую кучу металлолома времен Дальстроя. Такое ощущение, что это все валялось вокруг и было собрано в одном месте теми, кто здесь уже бывал. 

Черпак. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Черпак. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Тут были и обручи от бочек, фартуки от печных труб, решетки с окон. Вот ещё один раритет с этого места – самодельный черпак.

Развалины обогатительной фабрики №13. Хета. Июль 2017 года.

Развалины обогатительной фабрики №13. Хета. Июль 2017 года.

А вот и развалины самой фабрики №13 производительностью 25 тонн руды в сутки рудника Хета. За время существования сам рудник постоянно лихорадило, выполнение плана всегда находилось под угрозой. Разведанных залежей касситерита постоянно не хватало, не смотря на старания геологов, и в 1945 году рудник Хета был закрыт. 

По моему предположению, фабрика №13, как самостоятельная единица, прекратила свое существование уже в 1944 году – в приказах Дальстроя и Севвостлага с 1944 года она больше не упоминается. Была ли она объединена с фабрикой №5 прииска Хета, либо была просто закрыта до этого времени, пока установить не удалось.

Демонтаж оборудования с фабрики и её разборка были произведены ещё во времена Дальстроя. Предположительно это произошло в 1945 году, хотя, возможно и ранее.

Из приказа от 7 августа 1945 года:  «Приказом № 419 по ГУСДС на основании телеграфного распоряжения зам. наркома НКВД СССР А. П. Завенягина из-за низкого содержания и извлечения олова, а также небольших балансовых запасов признаны нерентабельными и временно законсервированы рудник «Хета» и фабрика № 5, Арманский горнорудный комбинат и фабрика № 6, рудник «Кинжал» и фабрика №4. Оборудование фабрик, некоторые производственные здания разрешается использовать для строительства золоторудных комбинатов».

Развалины обогатительной фабрики №13. Хета. Июль 2017 года.

Развалины обогатительной фабрики №13. Хета. Июль 2017 года.

Мы поднялись вверх до начала фабрики. Руду для переработки сюда завозили по дороге, ведущей от из долины до бункера. Сама дорога продолжается и дальше, до следующего распадка, где били проходческие траншеи, в поисках новых залежей касситерита.  Хвосты от обогатительной фабрики №13. Июль 2017 года.

Хвосты от обогатительной фабрики №13. Июль 2017 года.

Вот такой вид открывается сверху от фабрики. Думаю, что видно на снимке это только часть от переработанной руды. Хвостов было на самом деле куда больше. Весеннее половодье и дожди за семь десятилетий унесли значительную часть рукотворной пустыни по ручью в реку Правая Хета.

Предположительно - тигель. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Предположительно – тигель. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Рядом с фабрикой располагался цех, где выплавляли готовую продукцию. На такие мысли навел ряд находок у развалин фабрики. Вот, например, тигель.

Формы для выплавки олова. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Формы для выплавки олова. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Там же были найдены формы для отливки олова и ряд других инструментов и приспособлений. Правда от самой печи ничего не уцелело. 

Бой от лабораторной посуды. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Бой от лабораторной посуды. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Там же, осколки от лабораторной посуды и тары для химических реактивов.

Кружка. Обогатительная фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Кружка. Обогатительная фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Рядом с бывшей фабрикой можно найти не только инструменты и то, что относилось к производству, но и бытовые предметы – кружки, тарелки и другие. Качество тогда было на высоте – прошло больше 70 лет, а эмаль на кружке местами как новая.

Подошва от обуви. Обогатительная фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Подошва от обуви. Обогатительная фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Тут же подошва от обуви, формы для выплавки олова, шар от подшипника или дробилки…

Металлолом. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Металлолом. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Снова небольшая куча металлолома от Дальстроя, кто-то заботливо собирал его возле фабрики и сложил здесь.

Сломанная штыковая лопата. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

Сломанная штыковая лопата. Фабрика №13. Хета. Июль 2017 года.

А вот одно из основных средств производства тех времен – штыковая лопата, произведена в СССР. 

На самом деле интересных находок было много, которые помогли лучше понять, как здесь жили люди, как работали. Молчаливые свидетельства той эпохи порой говорят куда честнее и правдивее, чем материалы некоторых апофеозных исследователей эпохи Дальстроя.

Осмотрев окрестности и саму фабрику №13, мы с Евгением разделились и разошлись в одиночные поиски. Видимо мой гуру посчитал, что я морально готов и теоретически подкован для самостоятельной работы. Сейчас уже, разбирая материалы и рассматривая фотографии, могу честно сказать, что он думал обо мне лучше, чем было на самом деле.

Признаюсь честно, я умудрился найти и не понять ценности одной из находок. Если бы я обратил больше внимания, то мог сэкономить нам с Женей время и силы. Так часто бывает в жизни – не хочешь работать головой, работай ногами… или руками…. Впрочем, всему – свое время… 

Остатки строения. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Остатки строения.  ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Вскоре я наткнулся на остатки ещё одного жилого барака, располагавшегося вне периметра ограждения жилой зоны ОЛП Хеты.

Судя по всему, здесь жила либо охрана лагеря, либо вольнонаемные работники. Находки у останков барака говорили в пользу именно этой версии.

Свалка пустых консервных банок. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Свалка пустых консервных банок. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Вот такая живописная свалка из пустых консервных банок у барака.

Брусья. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Брусья.  ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Рядом даже есть спортивные тренажеры – брусья, сваренные из труб.

Развалины туалета. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Развалины туалета. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Ну и стратегический объект, разительно отличающийся от туалетов у бараков з/к. Уцелела только часть от него, но то, что осталось, говорит о том, что он выглядел, как любое место подобного назначения в деревне или селе.Разрушенная пекарня. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Разрушенная пекарня. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Сперва привлекла к себе внимание груда из красного и желтого кирпича, каркас из металлических уголков и прутьев. 

Более внимательный осмотр этого места навел на мысль, что когда-то здесь находилась пекарня, а передо мной – остатки печи, где пекли хлеб. От помещения самой пекарни, в отличии от печи, ничего не уцелело.

Форма для выпечки хлеба. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Форма для выпечки хлеба. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Валяющиеся рядом остатки форм для выпечки хлеба, подтверждали мои выводы.

Барабан промприбора. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Барабан промприбора. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Тут же не в далеке нашелся барабан от промприбора. Как он здесь оказался – сказать сложно.

Об использовании промприборов на прииске Хета нашел только одно сообщение. 

Из распоряжения от 4 августа 1952 года:  «Распоряжением № 670 по ГУСДС для определения возможности и целесообразности внедрения в производство цельнометаллических промприборов образца, изготовленного Оротуканским заводом, намечается провести промышленные испытания промприбора на участке «Хета» прииска «Днепровский» с 5 по 25 августа». 

Трубопровод. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Трубопровод. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Ну вот пришел черёд каяться и посыпать голову пеплом. Сперва мне попались на глаза остатки трубопроводов, ведущих от остатков одного из строений. Один шел в сторону «оловянной горы», а другая ветка уходила в распадок.

N4A2639

Техническое помещение.  ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Вели трубопроводы вот к этому разрушенному строению. На первый взгляд он о мало чем отличалось от других строений, которых было здесь немало, но…

Регулировочные прокладки. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Регулировочные прокладки. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Рядом валялась вот такая живописная куча из регулировочных прокладок…

Фундамент под механизмы. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Фундамент под механизмы. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

А на месте самого строения можно было узнать крепления для механизмов, причем, можно сказать, что их было несколько единиц.

Предположительно - насосная. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Предположительно – насосная. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Рядом располагалось ещё одно здание, которое вызвало мое любопытство.

Железный шкаф. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Железный шкаф.  ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Сперва находкой вот такого интересного железного шкафа. В какой роли уж он здесь служил, сказать сложно – несгораемый шкаф, сейф, или распределительный щит?

Помощь союзников по ленд-лизу. Бочка из под масла, производство США. ОЛП Хета. Июль 2017 года.

Помощь союзников по ленд-лизу. Бочка из под масла, производство США.  ОЛП Хета. Июль 2017 года.

А потом вот находкой бочки… Сперва даже глазам не поверил, но ознакомившись с надписью на торце бочки, понял, что эта бочка родом из США и прибыла на Колыму в поставках по ленд-лизу.

Глупо отрицать, что такой помощи не существовало. Еще более бесполезное занятие – пытаться оценить её значимость и важность для моей Родины. Лично для меня – такая помощь была, имело место и мы за неё рассчитались.

Для Колымы ленд-лиз это самолёты, станки, инструменты, оборудование, машины, горное оборудование, ГСМ, продукты питания и так далее… И это было в истории нашей области.

Уже позже, получил доступ к справочникам и интернету, узнал, что американская фирма OMC и по сей день занимается производством и продажей машинного масла. 

К своему сожалению, на тот момент я ничего не знал об устройстве шахт в 1940-1950 годы в Дальстрое, не имел ни малейшего представления о принудительной вентиляции, электроснабжении шахт и других нюансах. Если бы я это знал, то отнесся к своей находке, куда с большим уважением.

Уже на следующий день я понял, что оказался на месте, где когда-то находилась насосная, а трубопроводы это не что иное, как принудительная вентиляция и вели они к шахтам… 

Были и другие находки, было много фотографий. Время шло, на первый взгляд ОЛП Хета был осмотрен и хотелось ещё что-нибудь нового. Я сказал об этом своему гиду и он улыбнувшись, дал указание сворачиваться.

– Ну раз так тебе хочется, давай побродим по прииску Хета – сказал Евгений, выводя на трассу свой микроавтобус.

Откатная горка. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Откатная горка. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Вот таких откатных горок и подобных сооружений в долине Правой Хеты множество, тут действительно был человеческий муравейник в свое время.

Кованый гвоздь. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Кованый гвоздь. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Привет от Дальстроя! Перед нами гвоздь, простой гвоздь… Только он кованный и изготовленный здесь же, на колымской земле. Если есть сомнение, каких годов постройки перед вами то или иное сооружение – осмотрите, чем скреплены бревна или доски. если крепеж кованый – скорее всего речь идет о времени Дальстроя…

Кованая скоба. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Кованая скоба. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Ещё одно подтверждение моим словам, а точнее – изделие колымских кузнецов. Скорее всего, эта скоба была изготовлена до окончания войны, или впервые послевоенные годы… Тогда очень многое производилось в области – начиная от гвоздей и заканчивая электрическими лампочками, поставки с материка были очень ограниченные и другого выхода, как делать самим, просто не было.

Когда появилась возможность завозить с материка, очень многое перестали производить из-за нерентабельности. 

Рама, буфера и прицепное приспособление от грузовой вагонетки. Хета. Июль 2017 года.

Рама, буфера и прицепное приспособление от грузовой вагонетки. Хета. Июль 2017 года.

Вот на глаза попалась интересная находка.Вот на такой раме по таким рельсам и путешествовали вагонетки по долине. Чем уж приводились в действие эти агрегаты – сказать сложно – может и мускульной силой. может лебедками.

N4A3024

Рельс узкоколейной железной дороги с маркировкой завода-изготовителя «КМЗ им. Сталина» Кузнецкого металлургического завода — первенца сталинской индустриализации, некогда крупнейшего в стране производителя рельсов. Хета. Июль 2017 года.

Вот таких рельсов по долине валяеться не один и не два. 

Разобранная грузовая вагонетка и рельс узкоколейной железной дороги. Хета. Июль 2017 года.

Разобранная грузовая вагонетка и рельс узкоколейной железной дороги.  Хета. Июль 2017 года.

Ещё один ракурс находки. С правой стороны – это не просто груда измятого металла, когда-то это был кузов от грузовой вагонетки. На снимке практически вся грузовая вагонетка с частью подъездных путей, только по запчастям.

Кузов грузовой вагонетки. Хета. Июль 2017 года.

Кузов грузовой вагонетки. Хета. Июль 2017 года.

Чуть позже, в другом месте, нашелся практически целый кузов от грузовой вагонетки. Он очень хорошо замаскировался в овражке так, что его заметить с первого взгляда было сложно. Точно такие же вагонетки я встретил в прошлом году на руднике Днепровский.

Река Правая Хета. Июль 2017 года.

Река Правая Хета. Июль 2017 года.

А вот и сама река – Правая Хета. Долгие годы сперва она приносила в эту долину со всех распадков касситерит. Потом водами этой реки шла промывка породы. Чистая и прозрачная, на дне виден каждый камушек.

Правда. абсолютно мертвая, по крайней мере, в этой долине в ней ничего живого замечено не было…

Пейзажи Хеты. Июль 2017 года.

Пейзажи Хеты. Июль 2017 года.

Все же там красивейшие места, где невозможно оторвать взгляд от творений затейницы-природы… Я нигде не встречал столько красок одновременно и в таких сочетаниях. А ещё есть огромное желание оказаться вон там, на вершине серой сопки, и посмотреть окрестности с её вершины.

Детали от транспортера и каток. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Детали от транспортера и каток. Прииск Хета. Июль 2017 года.

А вот вполне современной луже, рядом с покрышкой обнаружились крепления транспортёра и катки от него. А это уже явно осталось от прииска Хета. Кстати это говорит в пользу механизации работ на прииске (по крайней мере, в периоде конца 40-х годов – начала 50-х годов ХХ-го века).

Башмак от гусеницы трактора. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Башмак от гусеницы трактора. Прииск Хета. Июль 2017 года.

Я не специалист в тракторах и от чего сей башмак сказать не могу. Может он и из эпохи Дальстроя. может кто-то уже в наше время потерял его здесь. Но трактора на прииске Хета работали.

Вот любопытный приказ от 24 января 1952 год: «Приказ ГУСДС № 33 сообщает, что бульдозерист прииска «Хета» Г. М. Аксютин, взяв в 1950 г. на социалистическую сохранность бульдозер № 39357, проработал без капитального ремонта 6589 машино-часов и выдал 105 504 куб. м горной массы. Проводя своевременный профилактический ремонт, Г. М. Аксютин сэкономил около 100 тыс. руб. и выполнил трёхлетний объём работ. За достижение высоких показателей в работе и рациональное использование техники он награждён значком «Отличник социалистического соревнования золотоплатиновой промышленности» и денежной премией в размере месячного оклада. В этом же приказе руководству ЮЗГПУ и производственно-техническому управлению Дальстроя рекомендуется изучить опыт работы Аксютина и распространить на предприятиях»

Тяжелая техника на прииске была и активно участвовала в добыче касситерита, по крайней мере, в период с конца 40-х годов по начало 50-х годов ХХ-го века.

Остатки откатной горки. Хета. Июль 2017 года.

Остатки откатной горки. Хета. Июль 2017 года.

Таких сооружений в долине Правой Хеты много, я досчитал до десятка и сбился со счету. Это тоже молчаливое свидетельство того, что когда-то здесь был прииск, кипела жизнь и добывалось олово, так необходимое для страны Советов.

Остатки откатной горки. Хета. Июль 2017 года.

Остатки откатной горки. Хета. Июль 2017 года.

Сперва мы вместе с Женей осматривали долину, потом он ушел к машине, не желая соревноваться со мной в забегах на короткие дистанции. Я же продолжил свои поиски и фотофиксацию находок. 

Уходим на Талую

День подходил к своему логическому завершению – солнце начало садиться, наступало время сумерек, волчье время или куриной слепоты, не самое лучшее время для фотографии и поисков. Я закончил свой рейд по долине Хеты и вернулся к машине. Евгений уже вскипятил чай и мы спокойно, за кружкой крепкого чая, обсудили наши планы.

Пора было уже разбивать лагерь и готовиться к ночлегу, но мой напарник предложил другой вариант.

– Можно переночевать и в машине, но… Ты давно был на Талой? У меня есть знакомый в санатории, он сможет нас пристроить на ночь в номер по разумной цене, где мы спокойно сможем отдохнуть, зарядить аппаратуру, помыться и поспать по-человечески.

Я так думаю, что в машине мы всегда поспать успеем, а так и Талую сможем посетить и отдохнуть. Как тебе такое предложение? И ещё… Единственное место во всей округе, где есть мобильная связь – это Талая, будет возможность отзвониться родным и близким.

Так как я свой спальник оставил дома, и ночевка без него была не самым лучшим вариантом, предложение компаньона было очень кстати. Учитывая то, что на Талой мне так не довелось побывать ни разу за свою колымскую жизнь, предложение Евгения становилось раза в два интересней. Обдумав и взвесив все за и против, я согласился.

Долина реки Правая Хета. Июль 2016 года.

Долина реки Правая Хета. Июль 2016 года.

Таким образом, наше путешествие на Хету продлилось до посёлка Талая. Наш путь лежал к посёлку Поворотному, по левую руку от нас была долина, по которой несла свои воды река Правая Хета. Эта часть долины, до посёлка Поворотный, разительно отличалась от того участка, где мы уже были. Здесь не было видно следов деятельности человека – разрушенных приборов, отвалов породы, откатных горок…

Мой напарник и гид объяснил мне, что разведка и добыча в долине реки Правая Хета велась от ручья, где стоял лагерь и до слияния рек Правая и Левая Хета. Видимо из распадка ручьем выносило касситерит десятилетиями в долину реки Правая Хета, где он был обнаружен и добывался в 40-е и 50-е годы ХХ-го века. Выше по течению реки по долине и в распадках проводилась только разведка, но результаты были отрицательными и жил для промышленной разработки найдено не было.

Бывший посёлок Поворотный. Июль 2017 года.

Бывший посёлок Поворотный. Июль 2017 года.

Вот так, под подробный рассказ и пояснения моего гида, мы добрались до Поворотного. У моста перед бывшим поселком, трасса разделялась: одна дорога уводила на центральную трассу, другая – на Талую, до которой, судя по дорожному указателю, оставался 31 километр.

Мы свернули направо и продолжили свой путь. Думаю, стоит сказать пару слов и о трассе до Талой, меня она впечатлила своими перевалами, сопками, скалами и ручьями.

По трассе от Поворотного до Талой. Июль 2017 года.

По трассе от Поворотного до Талой. Июль 2017 года.

Пейзажи здесь чередуются от лунно-серых до кроваво-марсианских… В горной части, где проходит часть дороги, растительности практически нет – сопки стоят голые, лишь участками растет кустарник и стланик, и то – невысокие, прямо карликовые…

По трассе от Поворотного до Талой. Июль 2017 года.

По трассе от Поворотного до Талой. Июль 2017 года.

Величественная красота открывается путешественнику, когда машина забирается на перевал – с этого места, особенно в хорошую погоду, открываться обзор на много километров во все стороны, тут начинаешь себя чувствовать на вершине мира… Эта суровая красота завораживает и не позволяет отвести глаз. Правда, все портил промозглый ветер, который не позволил медитировать на такую красоту до бесконечности.По трассе от Поворотного до Талой. Июль 2017 года.

По трассе от Поворотного до Талой. Июль 2017 года.

С перевала  до подножия сопки дорога идет по серпантину, который и летом не дает водителю расслабиться. А уж зимой, особенно после снегопадов, когда участки дороги переметает или на них обрушиваются снежные обвалы, подъем или спуск с перевала превращается в опасное приключение. А так, как это единственная дорога на Талую, зимой здесь на машине можно зависнуть на неопределенное время, пока дорожники не расчистят дорогу и не восстановят проезд.

По трассе от Поворотного до Талой. Июль 2017 года.

По трассе от Поворотного до Талой. Июль 2017 года.

Вскоре мы спустились в долину, здесь дорога шла уже через лес. От своего гида я узнал, что когда-то здесь стоял реликтовый лес из могучих деревьев, но он был практически полностью вырублен. А все, что растет вдоль дороги – это подросшие после тотальных вырубок деревья.

Вот так вот, под  рассказы, шутки и прибаутки мы доехали до моста через реку Талую и въезд в сам посёлок, мы добрались до цели.

Заехали в сам посёлок, порассматривали двери закрытых магазинов, хотелось прикупить продуктов и воды, и поехали в сам курорт.

Что сказать о Талой? Только свое сугубо личное мнение и не более того. Ощущение какой-то безысходности и полусмерти – полужизни…

Раньше столпами и градообразующими предприятиями для Талой были совхоз, зона и курорт. Совхоз не пережил перехода к рыночной экономике, зону закрыли… В живых на 2017 год остался только санаторий-курорт Талая, который обеспечивает большую часть местного населения рабочими местами. Если и курорт уйдет в небытие, то скорее всего Талая пополнит список умерших посёлков Магаданской области… 

В одном из материалов я писал, что когда закрывают в посёлке Дом культуры, это означает то, что посёлок начал умирать, так вот Талая эту поворотную точку уже миновала и смогла зависнуть в этом подвешенном состоянии… Хочется верить в лучшее, что все образуется, но жители постепенно покидают свой посёлок. В 1989 году численность населения составляла почти пять тысяч человек, на 2017 год численность жителей была уже 271 человек… Факты, вещь неумолимая.

Застывшее время санатория

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Подъехав к одному из корпусов курорта, остановились на стоянке. Напарник пошел искать своего знакомого, я же остался у машины. Пока мой друг занимался делами, у меня было время осмотреть внешний вид легендарного курорта. Обойдя корпуса и осмотревшись, пришел к выводу, что сам курорт знавал и куда лучшие времена. Многие корпуса требуют косметического, а где-то и просто хорошего ремонта.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Я не скажу, что санаторий стоит покинутый, заброшенный и никому ненужный. Видел я и бригаду маляров, которая красила фасад одного из корпусов, заметил и перекрытые крыши корпусов металлочерепицей. Но чтобы привести в полный порядок санаторий требуется куда больше и сил и вложений… Очень надеюсь, что руководство области поможет курорту привести себя в человеческий вид или найдутся спонсоры, которые захотят вложить средства в курорт, ибо самой администрации курорта такое вряд ли вытянуть в одиночку.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Прогулявшись по курорту, я вернулся к машине и занялся медитацией в ожидании известий. Наблюдая за совершавшими променады отдыхающими, неожиданно для себя заметил очень знакомую пару. Сперва даже показалось что зрение меня подвело, но чем сильнее я вглядывался, тем больше понимал что меня ждет неожиданная, но очень приятная встреча. Мои очень занятые друзья, которых я не видел целый год и в гости к ним собирался после окончания своих поездок, шли мне навстречу, приближаясь ко мне. Ребята уже практически прошли мимо, когда я их окликнул, Костя с Женей обернулись и за этим последовала немая сцена из Ревизора. Видимо им было ещё сложнее поверить в такую встречу и в таком месте, они прекрасно знали, что на Талую я точно не собирался…

Пока мы обнимались, делились мнениями и общались, вернулся мой друг и компаньон. Евгений сказал, что смог договориться и мы стали обладателями вполне приличного жилья на ночь за вполне умеренные финансы.

Мы собрали вещи закрыли машину и пошли заселять свое временное пристанище. Перед этим я узнал у своих друзей, где они расположились, клятвенно пообещал их навестить через час другой и откланялся – ребята продолжили прогулку, а мы пошли в корпус.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Переступив порог корпуса и пройдя до самого номера, меня весь этот путь не покидало ощущение жуткого дежавю, ощущение, что я вернулся десятилетия на три назад… Это было так явственно, что хотелось себя ущипнуть… Старый добрый советских времен линолеум, такая же краска на стенах… В номере деревянные окна советских времен, мебель советских трассовских гостиниц и пионерских лагерей… Одним словом господа и товарищи, я провалился в прошлое всерьез, но, правда, только на одну ночь… 

Я понимал, что корпус куда мы попали относился к простым и без изысков, поэтому никаких претензий у меня к обстановке не возникло, тем более за такие смешные деньги… Друзья мои обитали в корпусе, где номера повышенной комфортности и было интересно посмотреть и сравнить отличия…

Распаковав вещи, умывшись и перекусив, я решил нанести визит вежливости к Жене с Костей, вышел из своего корпуса и прошелся по улице до места обитания своих друзей, попутно рассматривая окрестности и подкармливая местных летающих вампиров… Ребята меня уже ждали, судя по накрытому столу и закипающему чайнику. Мы чудно провели время, благо было что и обсудить и о чем поговорить – не виделись почти год… Попив чаю, наговорившись вдоволь и насмеявшись, мы распрощались и договорились о новой встрече уже в Магадане. 

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Побывав в корпусе с номерами повышенной комфортности и сравнив обстановку, также сделал свои выводы. Как сказал бы Остап Бендер об этом корпусе: «Это не Рио-де-Жанейро»… На окнах уже стеклопакеты, мебель и ремонт получше, но не более… Может для Колымы это и вершина шика (хотя в этом я сильно сомневаюсь, вспоминания номера гостиниц «Океана» и «Центральной»), то с курортами Китая, Египта и Турции даже и сравнивать не хочется… 

Возвращался обратно я уже по галереям, они соединяют между собой здания санатория и по ним хорошо переходить из корпуса в корпус, особенно в зимние трескучие морозы, не выходя на улицу. Не знаю, может администрация курорта стремится сохранить раритетный вид советского ремонта внутри них, не приводя их в порядок, но чувствуешь себя как в заброшенном бомбоубежище – сыро, вздувшиеся потолки, облезлые стены… Если хотите сохранить раритет – сделайте хотя бы косметику… Или  на самом деле все проще или куда сложнее – дело в отсутствии финансов?

Добравшись до номера, пожелал Евгению спокойной ночи и завалился на боковую… Впереди нас ждал новый день и новые приключения.

Я не злой! Мне за державу обидно…

Отвечаю сразу своим доброжелателям – на Талой меня никто не обидел и хвост солью не посыпал, а почему даю такие оценки, так на это есть своя причина…

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Корпуса курорта-санатория «Талая». Июль 2017 года.

Не так давно администрация Магаданской области во Владивостоке приглашала туристов со всего мира лечиться и отдыхать на курорте Талая, при этом обещая им комфорт, лечение и все удобства. Так вот с точки зрения не самого требовательного туриста, скажу честно – брешут… По поводу лечения – ничего сказать не смогу, по поводу остального – становиться стыдно. Если бы сам не видел состояния посёлка и санатория, то может быть и поверил, а так… Любой здравомыслящий турист, который уже бывал на других курортах и санаториях (особенно за рубежом) после того, как сможет выжить здесь и не сойти с ума от ненавязчивого сервиса и удобств, сберечь челюсть (не вывихнув её от зевания и скуки) и не сохранит в добром здравии свою печень, после посещения Талой раз и навсегда даст зарок не возвращаться обратно, ибо мест где и полечиться и отдохнуть уже хватает…

Чтобы зазывать туристов и желающих полечиться, руководителям области надо бы сперва привести в порядок курорт и обеспечит все условия для проживания и отдыха, а потом уже людей зазывать…

Может, стоит престать тратить деньги на ветер и вкладывать их в непонятные проекты – как замена флага и герба области, установка сомнительных памятников и так далее, и помочь курорту с ремонтом, чтобы вложенные деньги могли принести прибыль санаторию и области и обеспечить новые рабочие места?

Это так добрый совет для тех, кто смог прорваться к кормилу власти, а рачительным хозяином для области так и не стал…

Познание Хеты. День первый: 2 комментария

  1. Браво и Спасибо!За Талую и реценз абсолютно в точку. Были там в 2005 году, все только ветшает. Нет хозяина на Колыме, одни слова. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *