Туман спускается в долину ручья Эдванс. 2018 год.
Чем ближе мы поднимались к вершине перевала, тем всё сильнее сгущался туман. Когда УАЗ выбрался на более или менее ровную дорогу, туман превратился в белое беспросветное молоко, видимость в котором не превышала и пары метров. У очередной развилки дороги Капитан притормозил.
— А теперь нам куда Сусанин?
Тут уже началась моя работа, выбирать по навигатору нужный нам путь и озвучивать его водителю. А развилка та была интересная. Одно из направлений уводило в сторону с перевала к устью ручья Канительный, где тоже судя по карте, велись разработки. Второе направление вело нас по хребту перевала к спуску в сторону Старой Яны.
На доли секунды я застыл в позиции буриданова осла — всё такое вкусное… Но надо было выбирать — умом понимал, что везде побывать не успеем — учитывая отпущенное мне строгим Капитаном времени на исследование перевала, лимит бензина и отвратительную видимость… Если верить навигатору — на одной чаше весов лежала пара точек, вызывающих интерес, на другой — с десяток, как минимум. Выбор был очевиден: «Юра, двигай прямо!»
— А в сторону что?
— Уже ничего, едем прямо! И не сыпь мне соль на сахар!
И под бравое завывание импортной аудиотехники, сдобренное какофонией, издаваемой движущимся по тракторной колее нашим УАЗом, мы продолжили наш путь…
Периодически по пути попадались по дороге следы жизнедеятельности человека, а скорее всего, артели. Это были брошенные усы, подножка от КАМАЗа и многое-многое другое…
Бочка от скруббер-бутары на Урчанском перевале. 2018 год.
Вот рядом с дорогой проявилось тёмное пятно, при приближении оказавшееся частично порезанной бочкой от скруббер-бутары, тонко намекавшая на то, что прибор, который мы встретили на ручье Эдванс, был в этих местах не единственным.
Настроение моё падало в прямой пропорциональности с видимостью, ну как же так? Проехать столько вёрст по местам, где Макар телят не гонял и по таким дорогам, что и пешком то идти не захочешь. Прибыть на место и не иметь возможности осмотреться по сторонам даже? Ориентироваться только на домашние заготовки? Да так, как не раз показала практика, всё самое интересное пройдёт мимо тебя стороною… Видимо, весь мой вид показывал внутреннее состояние и переживания. Капитан изредка кидал на меня сочувствующие взгляды… А душа моя негодовала от таких фортелей судьбы…
Вскоре сквозь туман стали видны очертания строения, отмеченного на маршрутной карте, сердце ёкнуло в предвкушении очерёдных находок.
Строение на Урчанском перевале. 2018 год.
Наш экипаж покинул машину и отправился навстречу находке. Но узрев в ней какое-то временное строение, сколоченное из досок и обшитое рубероидом на скорую руку — в душе я разродился цветастой цитатой, вслух которую в приличном обществе и не произнесёшь… Что это строение дело рук старателей, сомнений не оставалось, но мы сюда приехали в поисках рудника «Урчан»!
Чтобы хоть как-то компенсировать вынужденную остановку решили осмотреть этот сарай не только снаружи, но и заглянуть вовнутрь.
Переделанное под склад и мастерскую старателями здание на вершине Урчанского перевала.
А тут нас уже ожидал приятный сюрприз. Основой для этого временного строения старателям послужил добротный сруб, оставшийся им в подарок от горняков Урчана. Артельщики только расширили это строение раза в два и сколотили стеллажи и столы под свои нужды.
Трубка высокого давления. 2018 год.
Скорее всего, старателями в этом строении был организован склад и мастерская. Судя по обилию запчастей и различных деталей, относившихся к 70-80-х годам ХХ-го века.
Мы уже заканчивали осмотр своей находки, когда погода сжалилась над нами и улыбнулась. Основная часть тумана перевалила через хребет и ушла в сторону ручья Эдванс, а на перевале арьергард тумана начал терзать и трепать ветер, вырывая из серого покрывала куски, через которые можно было оглядеться на местности.
Вид на распадок ручья Бедный с Урчанского перевала. 2018 год.
Когда в серо-белесой пелене тумана появился обширный просвет, то открылся изумительный по красоте вид на окрестности у подножия Урчанского перевала и на долину ручья Бедный. На полпути от места, где мы находились, к ручью Бедный виднелось рукотворное сооружение, к которому сразу появилось желание прогуляться.
По правую руку, на хребте, в просвете виднелось несколько строений — значит, не зря приехали, есть на что посмотреть…
Но капризная погода снова совершила по отношению к нам и нашим чаяньям поворот на 180 градусов и очередной фронт тумана накрыл окрестности, снизив видимость до нескольких метров. Но главное было уже сделано — диспозиция на местности была проведена и оставалось только дойти до наших находок. Благо путеводный клубочек эры высоких технологий мог довести до них, не уповая на милости природы…
Стан старательской артели на Урчанском перевале. 2018 год.
Через несколько сотен метров навигатор вывел нас прямо на несколько сооружений, явно относящихся к артельской эпохе.
Это был стан старательской артели, добывшей касситерит в этих местах. Состоял он из пары балков, одного железного сарая, пары разрушенных небольших сооружений и чудом уцелевшим места для удобств…
Внутри старательского балка. 2018 год.
Неказистое и скромное помещение самого большого балка. Два дверных проёма, одно окно, уцелела печка-буржуйка. Посуда, тазики, хозяйственные мелочи и так далее…
Склад старателей на Урчанском перевале. 2018 год.
Вот такой вот суровый металлический балок, в прошлой жизни был складским помещением. Явно не жилое.
Пока сильно удивляло одно — не видно ни нар, ни кроватей — старатели здесь не спали? Нет намёка и на баню и другие какие-то достижения цивилизации…
Балок старателей на Урчанском перевале. 2018 год.
Оставался ещё один балок размером поменьше, обойти его вниманием мы не смогли. Очень похоже на место для отдыха — несколько нар, столик. Рассыпанные и разбросанные продукты, вещи и так далее…
Всё очень и очень, мягко говоря, скромно. Могу понять, если такие удобства для тех, кто пришёл в эти места переночевать на сутки или двое. Но жить в таких условиях и работать — ну очень похоже на каторгу…
Внутри старательского балка. 2018 год.
Забегая вперёд, скажу о том, что побывав в ОЛП «Урчанский» у меня невольно закралась предательская мысль, что артельщики жили и работали на Урчанском первале в 90-х года ХХ-го века куда в более худших условиях, нежели заключённые в начале 50-х годов на руднике «Урчан».
И от правды далеко я не ушёл. Вот что рассказал о быте старателей Николай Сухарев: «Мне приходилось неоднократно бывать на Урчане по работе в 80-е годы ХХ-го века. Я приезжал на Урчан наездами с проверкой состояния безопасности при ведении горных и взрывных работ, за 15 лет побывал четыре или пять раз.
В последний раз пришлось побывать там в январе 1989 года с проверкой состояния хранения и использования взрывчатых материалов в старательской артели, работающей там от Омсукчанкого ГОКа. Мороз был за 40 градусов. Добирались к ним на вершину от лагеря пешком, дорога была задута снегом.
Жили старатели на перевале. В то время у них стояло там 3 передвижных вагончика, а из них — два жилых. Народу зимой было совсем мало.
С продуктами была такая напряжёнка, что даже чай попить не пришлось, а ведь гостеприимством старатели всегда славились.
Электроэнергии на перевале в домах не было, освещение в вагончике было от бульдозера.
Условия работы и жизни у них там были ужасные. Я бывал во многих артелях в разные годы, но с такими условиями столкнулся только второй раз. В этой поездке я был с работником Усть-Омчугской милиции. Было выявлено много нарушений в хранении и использовании взрывчатых материалов, на Урчане практически нелегально велись взрывные работы.
Но видя в каких условиях они там живут и трудятся — когда бульдозер выцарапывая руду из траншеи и на ходу разваливается, а ремонтировать приходиться на улице, когда мороз за -40 градусов и ветер продувает до костей, то ограничились профилактической беседой».
Штанга из колёсной пары. Урчанский перевал. 2018 год.
На территории стана уцелело много вещей из жизни и быта старателей, как например, вот эта штанга, изготовленная из колёсной пары вагонетки времён Дальстроя. Несмотря на тяжкий труд и экстремальные условия жизни, народ всё же находил время на физкультуру.
И смотря на эту колёсную пару, закрадывалась мысль о том, что этот осколок дальстроевского прошлого не здесь ли нёс трудовую вахту? Надо быть повнимательнее…
А эта тормозная колодка вызвала у меня больший интерес. Мои шапочные знания о горном деле подсказывали, что колодка принадлежала не вотчине автомобилистов, а была родом из хозяйства горняков.
Гильза от воздушного компрессора.
Ещё один кусок металлолома — покалеченная гильза… Да непросто гильза, а от агрегата с воздушным охлаждением… Я ведь буквально сегодня видел её сестёр на ручье Эдванс… Вариантов не так уж и много — либо её сюда занесло старательским эхом, либо здесь ещё один трудяга компрессор делился с горняками сжатым воздухом…
По пути в сторону от артельского стана к промприбору по склону хребта были и другие находки, которые косвенно говорили о том, что велись здесь горные работы и, скорее всего, во время жизни рудника «Урчан».
Вспомним книгу Инны Грибановой: «В 1952 году рудник перешёл в подчинение ТГПУ, а на других участках месторождения продолжалась разведка Детринским разведрайоном ВКрайГРУ».
Может здесь поработала геологоразведка? Разведочных траншей хватает, не увидел разведочных шурфов и штолен — так ещё и не вечер…
С этими мыслями я продолжил путь вдоль склона, осматривая окрестности в поиске следов Дальстроя, удаляясь от нашего УАЗ и Капитана, который отпустил меня в одиночное плавание, решив, что он уже набегался за этот день… Что заставило меня остановиться и обернуться, не знаю… Скорее всего, спасибо госпоже интуиции — но в склоне, по которому я только что спустился, виднелся вход в штольню…
Штольня рудника у истоков ручья Бедный. Видна труба подачи воздуха .
Так, что мы имеем? Разведочная штольня? Вот только труба, уходящая в глубины рукотворной выемки, сильно портила это предположение.
А ещё наличие разбросанных деталей от воздушного компрессора, трубы с отстойниками, развалины строения, труба, по которой подавали в штольню сжатый воздух для производства работ и вентиляции — всё это позволило предположить, что это полноценная штольня рудника. Для полноты картины не хватало рельсов для выкатки вагонеток, но они в большом количестве были раскиданы по всему склону перевала вдоль ручья Бедный.
На склоне Урчанского перевала. 2018 год.
— А с этого места поподробнее — сказало моё второе Я… Теперь я, как хорошая охотничья собака в поисках дичи, начал внимательно осматривая метр за метром. И поиски мои были вознаграждены, недалеко от первого шурфа нашёлся ещё один еле заметный со стороны скромник…Штольня шахты у истоков ручья Бедный. По стене шахтной крепи шла электропроводка.
Добротный шурф, с крепью из лиственницы. По стене шурфа прибиты изоляторы, по которым уходит проводка в штольню. К великому сожалению, через пару метров — основательный завал, дальше при всём желании — никак…
Линия электропередач от подстанции походила к этому месту и уходила дальше по склону.
В результате поисков имеем пару штолен и явно не разведочного типа, а штольни рудника. Тогда сразу возникает вопрос — это ещё один урчанский рудник или это штольни того же самого рудника участка Эдванс, пробитый в толще сопки на пару километров?
Как и на горном участке Эдванс у штолен я не заметил самого интересного, следов деятельности рудника — полное отсутствие отвалов…
Ковш скрепера гребковый. 2018 год.
В своих поисках вскоре был вознаграждён ещё одной находкой — на глаза попался ковш от скрепера.
Недалеко от него ещё один — правда, другой конструкции. Лежат они недалёко от штолен и следов того, что их применяли для работы на поверхности — не видно… Возникает ощущение, что их вытащили из штольни, хотели вывезти, но здесь и бросили.
Шахтная скреперная лебёдка типа 2С.
И тут в кустах нашёлся рояль, точнее, шахтная скреперная лебёдка типа 2С. По рассказам горняков, такие лебёдки применялись как в рудниках и шахтах, так и на поверхности. Но следов её применения вне штольни не видно… А по характеру расположения лебёдки возникает мысль, что её просто здесь бросили горемычную…
Кстати о лебедке. На одном из фото выше — была тормозная колодка. Точно такие же стоят на этой лебёдке.
Свалка металлолома на Урчанском перевале. 2018 год.
Тут же рядом свалка металлолома различных эпох… Поражает, правда, обилие узкоколейных рельсов, их здесь много.
Рукотворные сани. Урчанский перевал. 2018 год.
Дело рук старателей или голь на выдумки хитра… Ещё одна находка — самодельные сани. На перевале были находки подобно плана ещё интереснее.
Прогулявшись по склону, я в полной мере набил оскомину своему любопытству, теперь пришёл черёд полюбоваться промприбором старателей, который также остался на своём посту, как и его коллега на ручье Эдванс.
Старательский промприбор у устья ручья Бедный. 2018 год.
Промприбор стоит на склоне сопки, практически у истока ручья Бедный. Учитывая сколько нужно воды для его работы, невольно возник и вопрос — где же её тут брали старатели? В истоках ручья её не так уж и много, в бочках, что ли, подвозили для промывки породы?
Бункер промприбора. 2018 год.
Бункер промприбора — смонтирован на месте, основательно и с душой, с применением всего, что осталось от рудника «Урчан». Решётка бункера сделана из узкоколейных рельсов.
Скруббер-бутара. 2018 год.
Ниже бункера — скруббер-бутара, правда без бочки. Сама бочка лежит на вершине перевела, это её мы первой встретили в путешествии сквозь туман.Табличка на корпусе электромотора. Дата изготовления — 1986 год.
Рядом валяется корпус от электромотора. Сейчас больше всего интересует табличка на нём, можно определить дату выпуска этого агрегата и когда здесь примерно велись работы. Год изготовления — 1986. Значит во второй половине 80-х годов старатели здесь добывали касситерит…
Промприбор старателей у истоков ручья Бедный.
Спустившись ниже по склону, запечатлел прибор целиком. По своей конструкции он мало чем принципиально отличается от своего собрата на ручье Эдванс.
Точно такая же отсадочная машина, даже в более лучшей сохранности.
Вибрационные столы.
А в этом разваленном строении стояли два вибрационных стола, где и проходил конечную обработку и собирался для отправки концентрат касситерита.
К этому времени ветер рассеял остатки тумана и можно было насладиться красотой этих мест.
От промприбора вид на долину ручья Бедный куда интереснее. Посередине долины виден уцелевший дом, скорее всего, времён существования рудника…
У подножия перевала, у выхода из долины ручья Бедный — видны следы разработок. А там, если судить по картам, был ещё один посёлок. В книге «Тенька – виток спирали» Инна Грибановой он озвучен как посёлок геологов Детринского разведкомбината ВКрайГРУ.
По склону сопки до этого места проходила линия электропередачи, часть столбов и по сей день уцелело в вертикальном положении.
Тут же невольно моё подсознание взяло курс на такие интересные для меня места и глаза уже намечали маршрут спуска. Но, обернувшись и посмотрев на УАЗ, стоявший на перевале, я вспомнил о том, что времени в обрез и предстоит неблизкий путь в обратную сторону… Вздохнул и пошёл к машине, слово надо держать… Так был близок локоток, а вот недостать…
Знать бы что нас ждало впереди… Стуча зубами у костра на острове я невольно вспоминал о том, что мог провести время нашей робинзонады в прогулках и продолжении изучения этих мест… Правда, что обо мне в то время думал Капитан — я даже предполагать не берусь…
Лучше гор могут быть только горы… 2018 год.
Закончив осмотр промприбора я начал подъем по тракторной колее к хребту перевала. Обернувшись, полюбовался неземной красотой черно-красной сопки, вершину которой венчала шапка из низких облаков… Пока любовался ярко-красными распадками горы, подсознание уже начало просчитывать точки подхода, как и где лучше взойти по склону… Но, горько вздохнув, поспешил наверх, где меня ждал УАЗ цвета марино…
— Ну, что? нагулялся?
Поинтересовался напарник, когда я занял своё место согласно штатному расписанию…
— Нет, конечно… Тут несколько суток надо, а лучше трое или четверо…
— Не борзей, мы с тобой договаривались. что после обеда возвращаемся? Давай судьбу не испытывать — Капитан был суров и неумолим…
— Давай проедем по хребту до спуска, хоть осмотримся, да я отснимусь немного?
— Да не вопрос, там и привал устроим перед возвращением.
И наш УАЗ переваливаясь с бока на бок, продолжил свой путь по хребту.
Дорога по Урчанскому хребту. 2018 год.
Вскоре достигли поворота, где дорога начала уходить вниз по склону, по направлению к Старой Яне.
По хребту сопки правда ещё шёл одиночный след трактора, и я тут же озвучил свои думы напарнику.
— Давай ещё метров 500 по следам пройдем до склона, хоть посмотрим сверху на всё это великолепие.
Юра улыбнулся, но направил машину по следам бульдозера.
Дорога по склону Урчанского хребта. 2018 год.
Увидев точку, откуда практически полностью просматривался спуск до долины, остановил машину и вышел сделать пару кадров… А вдруг повезёт и ещё пригодиться для ориентирования на местности?
Перед вами спуск с Урчанского перевала в долину, которая так и осталась для нас терра — инкогнито…
Вид на долину и горы с Урчанского хребта. 2018 год.
Вскоре закончились и тракторные следы, дальше пути для машины не было — одни камни… Мы практически добрались до начала склона и с этого места открывался неповторимый вид на долину и горные хребты, который вряд ли кого-то мог оставить равнодушным. Это впечатление не портила даже плохая освещённость и низкая облачность. Могу только представить, как здесь красиво в хороший солнечный день.
Как тут не вспомнить Высоцкого: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершины ещё впереди…»
На нашей малой родине своя — суровая и неповторимая красота, какую мало где встретишь… Восторженная увиденным душа звала дальше, но пришлось наступить на горло своей мечте… Грустно было осознавать, что это финальная точка нашего путешествия и впереди — нелёгкая дорога домой.
Боевой конь цепляет багажником небо… 2018 год.
Здесь мы и устроили прощальный пикник на скорую руку. Мой друг пытался утешить меня в свойственной ему манере:
— Мы и с тобой прошли дальше, чем планировали. Ты и так не надеялся здесь даже побывать, а сейчас задумчиво и печально осматриваешь местность… Сюда надо собирать экспедицию и ехать минимум на несколько дней. На сегодня — все что мы могли, мы сделали…Находка старательской эпохи. 2018 год.
Время было глубоко после обеда и мы двинулись в обратный путь. На обратном пути было ещё немало находок разных эпох. Как, например, эта конструкция непонятного назначения…
Разведочные траншеи на склоне сопки. 2018 год.
А разведка здесь во времена Дальстроя шла основательная. Практически все близлежащие сопки изрезаны проходческими траншеями. Касситерит искали всему горному массиву, но успех пришёл только двух местах…
Дом в распадке у горных разработок. 2018 год.
Этот домик в глубине распадка по дороге на горный участок «Эдванс» укрылся от нашего взгляда. Обнаружили мы его на обратном пути, когда уже миновали истоки ручья Эдванс и двигались по направлению к ОЛП «Урчанский». Это ещё раз утвердило меня в выводах, что мы сумели увидеть здесь только малую часть…
И я очень надеюсь на то, что это было не последнее путешествие в этот безлюдный и очаровательный край… Пока могу только мечтать, что снова смогу побродить по этим горам и распадкам, по объектам рудника «Урчан», по следам геологов, искавших в этих местах столь необходимый стране касситерит. Я очень надеюсь снова прикоснуться к живой истории своей малой родины… Удастся мне это или нет — покажет время, а пока мы возвращались к ОЛП «Урчанский».
Моя признательность и благодарность моему другу, Юрию Филипповскому, за возможность побывать в этих местах.
Февраль 2019 года.
Спасибо за публикацию. Удачи в дальнейшем исследовании, хорошей погоды для сьемок.