Загадка старого пирса

Полуразрушенный пирс в бухте Нагаева. Июль 2017 года.Полуразрушенный пирс в бухте Нагаева. Июль 2017 года.

Люблю я бухту Нагаева. Первые годы своей несознательной жизни я провел практически на её берегу? в одном из бараков. Когда подрос, частенько любил приходить на старый деревянный пирс, посидеть с удочкой или закидушкой.

Не сказать, что бухта Гертнера мне нравиться меньше, но берега и окрестности бухты Нагаева я исходил практически полностью и все равно, если было свободное время – старался провести время на её берегах…

А уж после того, как меня угораздило погрузиться в историю своей малой родины, то теперь прогулки по берегам бухты для меня обрели ещё одну цель – поиски ушедшей эпохи…

У меня был свободный день между поездками. погода радовала и чтобы не терять времени я отправился в небольшое путешествие от рыбного порта в сторону торгового.

Побродив по рыбному порту Марчекана, подарившему мне в прошлом году пароход «Днепр», отснял запланированные объекты, выполнил поставленные задачи и решил  вернуться домой через Нагаево.

Проходя мимо полуразрушенного нового пирса в Нагаево, обратил внимание на фрагмент металлической конструкции, которая стала видна после разрушения части пирса.

Когда этот пирс был целехонек, могу вас уверить, что формы его были идеальны. Теперь же от былого его величия не осталось и половины. Море и шторма сделали свое дело и практически растащили его по бревнышку и по камешку. Наверно скоро его постигнет участь старого деревянного пирса в Нагаево – кануть в вечность, не оставив ни следа.
Часть судна, замурованного в пирс у самого берега. Июль 2017 год.Часть судна, замурованного в пирс у самого берега. Июль 2017 год.

Принцип, когда в основание будущего пирса или причала укладывают отслужившее свой срок судно, а потом засыпают породой или заливают бетоном, использовался при строительстве пирсов на Охотском море с начала становления Дальстроя до 90-х годов ХХ-го века. Причалы и пирсы выполненные по такой схеме можно найти на Оле, Атаргане, Армани, Марчекане и других местах.

Приближаясь к пирсу, я уже был уверен, что именно это такой случай.

Подойдя ближе к своей находке, я увидел на борту ряды клёпок. С этого момента все начинало становиться интереснее и интереснее.

Долгое время я считал, что суда каботажного флота, катера и буксиры в бухте Нагаева – большой частью все родом со стапелей завода №2 на Марчекане. Достаточно вспомнить такие суда как «Марчекан», «Лиза Чайкина», «Капитан Гастелло» и другие.

Я даже и не задуматься не мог о другом происхождении местных катеров, ну не тащили же их на огромные расстояния на Колыму с материка!

Но все корпуса судов, построенных на Завода №2 были сварные! Завод не использовал клёпки для сборки судов – не было оборудования, инструментов, специалистов, только сварка.
Детали конструкций судна соединялись клепками. Июль 2017 год.Детали конструкций судна соединялись клёпками. Июль 2017 год.

А тут передо мной, в опровержении всех моих убеждений и выводов красуется ряд заклёпок…
Горизонтальное соединение листов борта судна клёпками. Июль 2017 год.Горизонтальное соединение листов борта судна клёпками. Июль 2017 год.

А вот и горизонтальный двухрядный шов обшивки судна с клёпками с полукруглой головкой.
Вертикальное соединение листов борта судна клёпками. Июль 2017 год.Вертикальное соединение листов борта судна клёпками. Июль 2017 год.

Хорошо виден вертикальный многорядный усиленный шов судна с клёпками с полукруглой головкой.

Было уже очевидно, что этот катер не был построен местными корабелами на Заводе №2, а прибыл в бухту Нагаева для работы и такого вот финала с материка, скорее всего на борту одного из сухогрузов.

Ну и можно было определиться с примерным временем постройки этого судна. После Великой Отечественной войны в судостроении клёпка корпусов судов уже практически не применялась, всюду уже была сварка. Следовательно, этот катер был построен в довоенное, максимум – в военное время…
Уцелевшая часть деревянного настила судна. Июль 2017 год.Уцелевшая часть деревянного настила судна. Июль 2017 год.

На удивление уцелела часть деревянного настила судна. Несмотря на морскую воду, воздух и все, что стекает из ручья в бухту, дерево дожило до нашего дня.
Большая часть судна залита бетоном. Июль 2017 год.Большая часть судна залита бетоном.  Июль 2017 год.

Осматривая борт находки, обратил внимание на часть цилиндрического механизма. замурованного в бетон пирса. Сразу захотелось подойти поближе и посмотреть…
Огнетрубный котел паровой машины судна. Июль 2017 год.Огнетрубный котел паровой машины судна. Июль 2017 год.

Осмотрев этот странный, с множеством отверстий, механизм неизвестного назначения, я немного задумался… Где то подобное я уже встречал…

Прошлой зимой, когда я писал о пароходе «Днепр» на Марчекане, то перерыл много литературы, посвященной паровым машинам для кораблей. Встречались там и рисунки паровых котлов разных конструкций и модификаций.

Судовые цилиндрические огнетрубные паровые котлы оборотного типа с гофрированной топкой Санкт-Петербургского металлического завода. Изготовлялись до 1924 года.Судовые цилиндрические огнетрубные паровые котлы оборотного типа с гофрированной топкой Санкт-Петербургского металлического завода. Изготовлялись до 1924 года.

Вот, например, один из них. Размеры и тип, конечно, не соответствуют найденному, но аналогия напрашивается.

И получается, что это судно не только было произведено в довоенное время, но и в качестве двигательной установки на нем стояла паровая машина.

Действительно раритет… Этот небольшой по размерам катер, скорее всего, был доставлен в бухту Нагаева с материка на борту одного из сухогрузов, а не пришёл своим ходом.
Детали механизмов судна. Июль 2017 год.Детали механизмов судна. Июль 2017 год.

Ещё пара снимков деталей и механизмов замурованного судна.
Детали механизмов судна. Июль 2017 год.

Видно, что само судно частично находиться по слоем песка и камней.
Часть судна с другой стороны пирса. Июль 2017 год.Часть судна с другой стороны пирса.  Июль 2017 год.

Обойдя пирс с другой стороны и присмотревшись внимательнее к разрушенной части пирса, я увидел снова свою находку. Получается, что она лежит практически поперёк пирса, у самого  берега (в самой широкой части пирса. Примерная длина уцелевшей части этого катера – порядка 30 метров. Скорее всего, прижизненная длина катера была больше, при замуровывании его в пирс, катер был частично порезан.

Так что получается, что это третье гражданское судно, которое либо служит пирсом, либо является частью пирса:

  • в качестве пирса служит пароход «Днепр» на Марчекане;
  • замурован в бетон и служит пирсом «Восток-7»;
  • замурован в основание пирса неизвестный катер в Нагаево.

Если учитывать и военные суда, то в теле недостроенного мола на ручье Холодном лежит подводная лодка 613-го проекта.

Что это за катер? Может быть это легендарный буксир бухты Нагаева «Тайга» или какой-то другой паровой буксир?

Буксирный пароход «Тайга».Буксирный пароход «Тайга».

К сожалению вот о таких небольших трудягах практически не писали статей, не снимали репортажи, о них не рассказывали в книгах и воспоминаниях моряки. Очень мало информации, и иногда и практически её нет…

Может кто-нибудь знает, что это за судно? В каком году оно было уложено в тело пирса? Может у кого-то есть фотографии или кто-то захочет рассказать об этой находке?

Пишите, я буду признателен за любую помощь.

Один комментарий к “Загадка старого пирса”

  1. Спасибо Вам за этот материал. Сам все детство провёл на этом пирсе. Потом уехал, но так и не узнал его историю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *