ГУСДС – Главное управление строительства Дальнего Севера.
ГАЗГЕН – газогенераторный автомобиль, двигатель внутреннего сгорания которого получает в качестве топливной смеси газ, вырабатываемый газогенератором. В качестве топлива могут использоваться дрова, угольные брикеты, торф и т. п.
ОЛП – отдельный лагерный пункт.
УСВИТЛ – Управление Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей.
Паровозы серии ВП-1 и ВП-2 – выпускались Воткинским заводом, серия ВП-2 производилась с 1948 по 1951 год. Разработка и проектирование паровозов серии ВП-1 производилась на базе серии Пт-4. По сравнению с Пт-4 изменена форма и расположение песочницы, которая отнесена ближе к будке машиниста и закрыта отдельным кожухом. Песок подается под колеса только третьей колесной парой с обеих сторон.
Серия ВП-2 отличалась от серии ВП-1 топкой парового котла, на серии ВП-2 был применён для огневой коробки волнистый потолок, изготовленный штамповкой из листа толщиной 20 мм, без анкерных болтов. В остальном паровоз серии ВП-2 аналогичен по конструкции паровозу серии ВП-1 и ПТ-4.
Тип паровоза ВП-2 существовал только в литературе и в котловых журналах паровозов. На всех паровозах ВП-2 на будке машиниста и тендере была написана серия ВП-1, так как котёл ВП-2 отличался от ВП-1 только волнистым потолком топки.
Всего Воткинским заводом было выпущено 620 паровозов серии ВП-1, 400-500 паровозов серии ВП-2 и 1200-1300 паровозов серии ВП-4 (всего – 2356 паровозов).
Паровозы серии Гр – производились в Германии в 1947-1956 годах для Советского Союза в целях выполнения условий по репарациям.
В качестве завода-изготовителя было выбрано предприятие «Оренштейн и Коппель» в Бабельсберге, которое 15 июля 1948 года стало называться локомотивостроительным заводом имени Карла Маркса (LKM). Проектирование паровоза велось в сжатые сроки, также возникло много трудностей в связи с утратой документации в последние дни войны и нехваткой грамотного инженерно-технического персонала.
Первый паровоз Гр-001 был построен и испытан в 1947 году на на линии Хайнсберг-Кипсдорф (Hainsberg-Kipsdorf) в Саксонии, к ЮЗ от Дрездена. В результате испытаний был обнаружен ряд конструктивных недостатков. Однако массовое производство паровозов началось до окончания испытаний, поэтому недостатки так и не были устранены.
Гр-001 остался в Германии под номером 99.1401, работал на линии Глевен-Хавельберг, а 30 января 1968 года был списан и сдан в утиль.
Серийный выпуск паровозов серии Гр был начат в 1947 году, однако с 1951 по 1953 года производство данных локомотивов было приостановлено из-за нехватки стального листа и комплектующих. Вторая партия была изготовлена в 1953–1954 годах. Вторая партия была изготовлена в 1953–1954 годах. В ней были локомотивы для колеи как 750 мм, так и 914 мм. В 1956 году была выпущена последняя, третья партия.
Всего же с 1947 по 1956 год завод в Бабельсберге построил для советских узкоколеек 349 локомотивов серии Гр, кроме того в 1949 году 4 паровоза было выпущено для УЖД ГДР.
Также данные локомотивы выпускались на заводе «Лова» в 1953–1956 годах. Всего данный завод построил 43 паровоза Гр для СССР на колею 914 мм для Кыштым-Карабашской УЖД, ещё 2 паровоза изготовили для ГДР.