Дороги в небо Колымы

Боинг авиакомпании Якутия совершает посадку в аэропорту Сокол

Самолет на Севере больше, чем самолет. Это не просто крылатая машина, железная птица, а легенда в фольклоре аборигенов Севера, которые мечтали парить в небе в качестве «воздушных каюров». В условиях ограниченных средств передвижения, когда груз и пассажиров можно доставить в отдаленные районы только вьючным транспортом — на лошадях, оленях и собаках; где нет необходимых водных артерий, по которым можно сплавляться, самолет или позже вертолет — единственный вид транспорта, позволяющий оперативно и на большие расстояния прибыть в назначенный пункт.

В 1934 году правительство выделило Дальстрою 4 самолета. 29 декабря 1934 года у причала морского порта Нагаево ошвартовался пароход «Уэлен». На его палубе, укрытые брезентом, стояли четыре отечественных самолета П-5 и У-2 (СП-1). Этим же пароходом прибыл и основной летный и технический состав. Так началась история магаданской авиации, внесшей неоценимый вклад в развитие производительных сил Северо-Востока нашей страны.

Уже 5 января 1935 года летчик Д.Н. Тарасов и штурман М.Д. Меньшиков опробовали один из самолетов в воздухе, произвели первую ледовую разведку. Авиаторы сделали прогноз, что без ледокола пароход «Уэлен» не сможет выйти из бухты Нагаева. В середине февраля летчик М. С. Сергеев обнаружил в 10 милях от острова Завьялова ледокол «Красин», которому сбросил вымпел с кроками состояния льдов, затем авиаторы помогли «Красину» вывести «Уэлен» из ледового плена.

С той поры 5 января 1935 года считают днем рождения авиации Колымы и Чукотки.

С 27 февраля летчики уже начали первые эпизодические перевозки пассажиров, почты и грузов из Магадана в Балаганное, где находились совхозы и рыбные промыслы. 25 марта летчик П.С. Карп совершил первый перелет через Яблоновый хребет и совершил посадку на реке Колыме в районе Среднекана. 28 марта летчик Д.Н. Тарасов на самолете П-5 вылетел на выполнение ответственного задания: связаться с «материком» по маршруту Магадан-Хабаровск. Через 13 дней, 9 апреля 1935 г., летчик благополучно вернулся в Магадан. Путь от Хабаровска до Магадана занял у него 14 летных часов.

Летчики Дальстроя выполняли самые ответственные задания по доставке остро необходимых производственных грузов в глубинные пункты Колымы, проведению аэрофотосъемки. В первый год своей деятельности они перевезли 129 пассажиров, налетали 462 часа. Грузоперевозки составили 15 080 тонно-километров. С каждым годом воздушный транспорт приобретал на Северо-Востоке страны все большее значение для удовлетворения нужд народного хозяйства.

Так начиналась летопись авиации Колымы с того памятного 1935 года…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *