Рождение авиации Дальстроя

Пароход «Уэлен»

Пароход «Уэлен» в бухте Нагаева.

Под новый год, 29 декабря 1934 года пароход «Уэлен» доставил в бухту Нагаева 4 отечественных самолета типа П-5, У-2 (СП-1), летный состав и технический персонал, которые  начали свою работу в качестве самостоятельного авиаотряда Дальстроя. Кроме вольнонаемных сотрудников,  1 февраля 1935 года самолеты обслуживали 19 заключенных.

Грузопассажирский П-5 (Р-5)

Грузопассажирский П-5 (Р-5).

П-5 это упрощенная гражданская модификация с открытыми кабинами Р-5 (советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году). От боевого вари­анта отличалась отсутствием вооружения и установкой в задней кабине одного или двух пассажирских кресел. Легкие транспортно-пассажирские самолеты П-5 в начале 1930-х годов открыли регулярное воздушное сообщение в небе СССР. Надо отметить, что большая часть авиапочты на линиях гражданского воздушного флота в стране в период 1932–1938 годов перевозилась именно на П-5.  П-5 – один из первых советских крупносерийных гражданских самолетов. За 6 лет, начиная с 1931 года, наша промышленность выпустила более 1000 этих транспортных машин в разных модификациях.

У-2 (СП-1)

У-2 (СП-1) — трёхместный (2 пассажира) самолёт специального применения.

С началом серийной постройки для У-2 практически сразу обозначились другие области применения, далекие от процесса первоначального обучения. У-2 (СП-1) — трёхместный (2 пассажира) самолёт специального применения. Самолеты с успехом использовались в так называемой исполкомовской авиации для перевозки представителей власти и ОГПУ. Начиная с 1934 г. завод выпускал У-2 (СП-1) стремя открытыми кабинами, в которых пилот и пассажиры, прикрытые стандартными ветровыми козырьками, сидели друг за другом. До 1940 года в Ленинграде выпустили более 830 У-2 (СП-1), с успехом используемых в народном хозяйстве. Самолет также использовался как пассажирский на местных линиях. В условиях небольшого объема пассажирских перевозок, относительной дешевизны конструкции и эксплуатации, использование СП в ГВФ было выгодным и экономически оправданным.

Ангары аэродрома в бухте Нагаева.

Ангары аэродрома в бухте Нагаева.

Авиаотряд был занят на перевозке почты и пассажиров, ледовой разведке, проводке кораблей и вывозу добытого золота с приисков Колымы.

Летчики совершали полеты вдоль Охотского побережья, к Балаганному, а так же в Среднекан, Усть–Утиная, Зырянка. 22  марта 1935 годы пилот Д.Н.Тарасов  проложил воздушную трассу до Хабаровска. Одновременно пилоты Дальстроя вели аэрофотосъемку по рекам Лаглыхтах, Ат–Уряху, Хатыннах, Мылга, Дебин, Оротукан, Сугой, Балыгычан, бухта Наяхан, создавая гипсометрическую  аэровизуальную карту масштаба 1:500000 км. В первый год своей деятельности авиация Дальстроя перевезла 129 пассажиров, летчики налетали 462 часа. Грузоперевозки составили 15080 тонно-километров. В 1935 году на берегу бухты Нагаева построили первый ангар для аэропланов. В тот год в составе авиаотряда было 56 человек, включая 20 летно – подъемного персонала и 11 человек обслуги.В 1936 году диапазон действия авиации Дальстроя расширился, были освоены новые воздушные  маршруты: Нагаево–Наяхан-Гижига-Анадырь и Омолон–Кедон.

Во  многом выполнение заданий и народно–хозяйственных планов зависело от пилотов, которыми были первые русские летчики.

М. Сергеев (слева) и бортмеханик В. Бордовский

М. Сергеев (слева) и бортмеханик В. Бордовский.

Михаил Сергеевич Сергеев, бывший питерский рабочий. С началом Первой мировой войны Сергеев был призван на военную службу в 184-й пехотный полк, затем обучался в Московской авиашколе.  Вернулся накануне революции. После её свершения М.С. Сергеев стал одним из немногих лётчиков 1-го социалистического авиаотряда Красной гвардии, сражался с белофиннами, белогвардейцами, белополяками, участвовал в боевых операциях против Махно. Расстался с лётным делом в 1933 году. Затем работал в одном из московских институтов, где проводил испытания авиационной техники. Михаил Сергеевич Сергеев прибыл в Магадан 29 декабря 1934 года на пароходе «Уэлен». В марте 1935 года был назначен командиром Нагаево–Магаданского авиаотряда. В сентябре 1937 года уволился и  выехал на «материк».

Летчик Дмитрий Николаевич Тарасов

Летчик Дмитрий Николаевич Тарасов.

Дмитрий Николаевич Тарасов, начал свой трудовой путь в авиации с 1916 года, окончив в Петербурге курсы авиамотористов, Московскую школу летчиков. Воевал в первую мировую войну в качестве летчика на Северо–Западном фронте.  В 1926 году командирован в гражданскую авиацию, работал пилотом в Восточно–Сибирском управлении ГВФ, обслуживая гидроавиалинию Иркутск–Якутск.    Ко времени работы на Колыме (1934) имел 18-летний стаж. Ему было поручено заниматься воздушно–авиавизуальной съемкой, составлять первые полетные карты Колымы. Добровольно ушел в действующую Красную Армию в годы Великой Отечественной войны, был командиром тяжелого бомбардировщика ТБ-3, налетал более 1000 часов. До 1968 года работал заместителем начальника управления полярной авиации. Георгиевский кавалер, награжден орденами СССР: Ленина, Отечественной войны 2-ой степени, тремя орденами Красной Звезды, многим медалями СССР, значком «Отличник Аэрофлота».

Николай Сергеевич Снежков

Николай Сергеевич Снежков.

Николай Сергеевич Снежков, еще до октября 1917 года служил в чине штабс – капитана в 12-ом истребительном авиаотряде. Участник гражданской войны. До 1928 года работал на команднолетных должностях в различных подразделениях. В 1928-1929 годах находился в Кабуле, работая  летчиком у Афганского правительства. В 1929 году осужден  коллегией ОГПУ «за военные преступления» на пять лет. В 1930-1932 годах пилот и начальник воздушной линии НКВД на Урале. С января 1933 по 1935 годы летал на воздушной линии  Хабаровск–Сахалин. После этого стал договорником Дальстроя, где до 1937 года трудился пилотом и командиром авиаотряда. 17 ноября 1937 года осужден отделением Дальневосточного крайсуда по Севвостлагу «за нарушение правил полетов и неоднократные аварии» на срок 10 лет. Заключение отбывал при лагпункте Колымской опытной станции (Усть – Таскан). В январе 1938 года вновь арестован и тройкой УНКВД по Дальстрою  приговорен к расстрелу. Расстрелян 5.03.1938 г., реабилитирован 5.03.1956 г..

Меньшиков Михаил Дмитриевич

Флаг-штурман авиаотряда треста «Дальстрой» Михаил Дмитриевич Меньшиков.

Меньшиков Михаил Дмитриевич, выпускник первой в России офицерской школы морской авиации. Участник первой мировой войны в составе авиаподразделения Российской армии. Штурмовал Зимний. В советском Воздушном Флоте с мая 1919 года. В декабре 1934 года в составе первой группы авиаторов Дальстроя. Через пять лет представлен к ордену Ленина за осуществление ряда спецзаданий и открытия воздушных линий на Колыме. Участвовал в перегоне самолетов по легендарной трассе Алсиб, штурман 3–4-го ПАП. Капитан Меньшиков М.Д.  с февраля месяца по октябрь 1943 г.  работал в воинской части 18291 в должности штурмана части. За это время в качестве штурмана отлидировал 52 группы, в общей сложности 365 самолетов, за что был награжден орденом Красная Звезда.

Именно эти специалисты заложили основу магаданской авиации, традиции профессионального обеспечивания  организации и осуществления всех видов воздушной связи, обслуживания научно–исследовательских разведывательных экспедиций и производства воздушных съемок, выполнение специальных заданий (медицинской помощи, культобслуживание и пр.). С 1935 года стал флаг-штурманом авиаотряда.

В 1936 году летчики Дальстроя налетали 1311 часов против 463 в 1935 г.,  перевезли 174  пассажира и 35,5 тонны грузов.

Инструктор парашютного спорта Колымского райсовета ОСОВИАХИМа (массовой добровольной общественной организации Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству, действовавшей в СССР с 1927 по 1947 год), Ирина Бородулина  впервые 23 февраля 1938 года совершила парашютный прыжок с высоты 900 метров. Ее поступок  в то время можно отнести к подвигу, ибо весьма серьезно знатоки утверждали, что  в небе Колымы…недостаточно кислорода, поэтому парашютист  может погибнуть.

Но отважная спортсменка И.М. Бородулина, не взирая на слухи, своим поведением агитировала молодежь Нагаева и Магадана, заниматься авиационным спортом. Кстати, показала пример курсантам Анадырского аэроклуба, совершивших первые прыжки с парашютом в январе 1939 года. Среди них были первые пять летчиков – чукчей.

Летчики Чукотки. Слева направо Верещагин, Елков, Шитиков, Кеутувги, Тымнетагин, 1940 год.

Летчики Чукотки. Слева направо Верещагин, Елков, Шитиков, Кеутувги, Тымнетагин, 1940 год.

Возможно,  это послужило основанием построить в будущем городе парашютную вышку в районе современного Магаданского телецентра, которая функционировала и в 50-х годах. Но уж точно первые летчики повлияли на формирование нескольких групп планеристов на берегу бухты Нагаева.  Еще в 1935 году  они  организовали школу пилотов, в которой стала заниматься молодежь ряда организаций Дальстроя: Г. Романов — моторист подразделения авиаотряда, Н. Гутник — помощник начальника автосборочного цеха авторемонтного завода, А. Ищенко — демобилизованный краснофлотец, Н. Леонидов и В. Бабиков – землеустроители, К. Корнилов – автомеханик…Был среди них эвен Харитон Данилов. В течение двух лет они изучали планер, винтомоторную группу, аэронавигацию, аэродинамику, метеорологию, совершали полеты на планере… Обучал всех летному искусству командир оборонного агитационно-учебного звена Всеколымского Совета  ОСОВИАХИМа А.И. Макаров. Среди первого выпуска трех групп планеристов 24 апреля 1938 года были студенты Охотско–Колымского техникума и старшеклассники средней школы № 1 Нагаева – Магадана. Многие из них впоследствии были направлены на продолжение учебы в Хабаровскую школу пилотов – инструкторов при Совете ОСОВИАХИМа.

Выпускник магаданской средней школы № 1  Герасимов, бывший курсант школы пилотов Магадана,  стал активным участником Великой Отечественной войны, летчиком – истребителем.  Письмо Гвардии лейтенанта Георгия Герасимова с  фронта было опубликовано в  газете «Советская Колыма» как обращение к молодежи приобретать военные знания и быть готовым к обороне Родины.

Схема маршрутов авиаотряда на 1941 год

Схема маршрутов авиаотряда на 1941 год.

Авиация Дальстроя к 1938 году имела 13 самолетов различных типов, на Колыме было создано 4 аэродрома и 25 посадочных площадок. Общая протяженность  авиалиний достигала 6383 км. Полностью освоены воздушные линии Магадан–Зырянка, Магадан–Берелех, Магадан–Наяхан. Это позволило через год наделить авиаотряд правами  самостоятельной  хозрасчетной организации с производством  капитальных ремонтов самолетов и моторов, строительством производственных объектов и жилых зданий.

 Из книги «Воздушные ворота Колымы» Д.И. Райзман.

Один комментарий к “Рождение авиации Дальстроя”

  1. Я дочь Виктора Бордовского, бортмеханика. Увидела у Вас фотографию отца, сердце рвануло радостью. Они с мамой приплыли в Магадан в 1934 году на том же пароходе, кторый привез первое авиаоборудование. Поселились в бухте Нагаева вместе с другими летчиками. Они были первыми, кто там летал, и достойны нашей памяти. Там же потом родилась и я. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *