Илья Мазурук с 1937 года стал национальным героем страны, с тех пор его имя не сходило со страниц советской и мировой печати.
Удивительна его биография. Он родился 20 июля 1906 года в семье русского рабочего, но детство провел в Липецке, где отец работал слесарем. Дом их находился недалеко от аэродрома, но юноша, после окончания 7 классов, начавший свой трудовой путь на местной электростанции, не увлекся авиацией. Его больше привлекла общественная деятельность. Он стал одним из первых липецких комсомольцев, работал секретарем волостного комитета, затем в уездном и губернском комитетах РКСМ. В 1925 году стал членом партии большевиков, после чего Илью Павловича выдвинули на партийную работу, не смотря на его молодость – 19 лет. Такое выдвижение было в традиции тех лет.
Летом 1926 года во время показательных авиаполетов в Орле, ему посчастливилось совершить круг над городом. «Но этот первый, едва ли не самый короткий в моей жизни полет и решил все», – вспоминал И.П. Мазурук.
В день призыва в Красную армию, он настоял в военкомате, чтобы направили в авиацию. Так Мазурук очутился в Ленинградской военно – теоретической школе летчиков, а после ее окончания учился летать в Борисоглебской школе военных летчиков, что позволило получить в 1929 году диплом военного летчика. Но направили его в гражданскую авиацию. И не летчиком, а бортмехаником Ташкентского отряда в Среднюю Азию.
В отряде часто приходилось помогать пограничникам в борьбе с басмачами. Одна из операций завершилась успехом – командира корабля В.Ф. Каминского и бортмеханика И.П. Мазурука наградили именным оружием – маузерами с надписью « За успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ». Если Василий Каминский в 1930 году уже имел два ордена Боевого Красного Знамени, то для Мазурука – это была его первая награда.
Через год организовали дальний перелет в 5 тысяч километров по маршруту:Харьков – Москва – Пенза – Оренбург – Кустанай – Акмолинск – Павлодар – Семипалатинск – Алма–Ата.. Примечательно, что бортмеханик Мазурук обслуживал во время перелета отечественную авиатехнику в течение семи суток, 35 летных часов, и это было серьезным достижением советской авиации. Результаты перелета сказались на судьбе Ильи Павловича. Его зачислили пилотом Алма–Атинского летного отряда. Северный Казахстан был его первой самостоятельной летной работой, его первой практической школой, а Дальний Восток, куда вскоре перевели молодого пилота, стал подлинной академией, по словам И.П. Мазурука.
В Хабаровском аэропорту пришлось летать на гидросамолете, осваивать труднейшую воздушную трассу: Хабаровск – Сахалин, затем были Амур, Охотское побережье, Камчатка. В январе 1933 года его самолет Ю-13 совершил посадку на льду бухты Нагаева, проложив тем самым впервые воздушную трассу: Хабаровск – Николаевск–на-Амуре – Аян – Охотск – Нагаево.
В начале 1937 года его вызвали в Москву по инициативе М.В. Водопьянова, знавшего его по трассам Дальнего Востока, Мазурука рекомендовали включить в состав воздушной экспедиции, к дрейфующей станции в Центральной Арктике. В ходе необычной операции предполагалось высадить на лед в районе Северного полюса группу зимовщиков. Научные исследования специалистов должны были дать долгосрочный метеорологический прогноз и предсказать ледовую обстановку на трассе Северного морского пути. Тренировки летчиков начались в Подмосковье. Сначала на У-2, затем П-5 и только потом на АНТ – 6 конструкции А.Н.Туполева.
Экспедиция во главе с начальником Главсевморпути О.Ю.Шмидтом в составе экипажей 4 – моторных самолетов с пилотами М.В.Водопьяновым, В.С. Молоковым, А.Д.Алексеевым и И.П. Мазуруком взяли старт 22 марта 1937 года. Но только 25 мая самолет М.В.Водопьянова доставил 4-х зимовщиков во главе с И.Д.Папаниным в район Северного полюса и высалил их на дрейфующую льдину. Так началась история знаменитой станции «Северный полюс -1». Но мало кто знает, что в этот день майор Мазурук по нелепой случайности сломает ногу и на Северный полюс он прилетит… с костылем. Но самолет посадил на лед мастерски.
27 июня 1937 года стал Героем Советского Союза и впоследствии на « СП-1» он совершит 254 полета! Это был своеобразный мировой рекорд.
Его опыт полетов в Арктике пригодился в августе того же года, когда были организованы масштабные поиски пропавшего самолета С.А. Леваневского. Но все же практика должна быть увязана с современной теорией и в 1939 году Илья Павлович оканчивает курсы усовершенствования командного состава при Военно – воздушной академии. Это пригодилось в ходе осуществления первого дальнего перелета в 6 тысяч километров по маршруту Москва – Анадырь с грузом и пассажирами, при боевых вылетах в период советско – финляндской войны 1939-40 –х годов, в которых Мазурук принял участие добровольно.
С 1940 года И.П. Мазурук возглавлял полярную авиацию Главсевморпути. «До Мазурука командование полярной авиацией считало, что в Арктике можно летать летом только на гидросамолетах, а зимой только на лыжах, эта странная установка Ильей Павловичем была отвергнута, – вспоминал известный полярный штурман В.И. Аккуратов. Мало того, И.П. Мазурук поддержал инициативу М.Н. Каминского, командира Анадырского авиаподразделения и руководство Чукотского окружкома комсомола по организации в Анадыре аэроклуба, причем в числе первых курсантов в 1938 году стали юноши – чукчи: А. Кеутувги, Т. Елков,С. Шитиков, Д. Тымнетагин, Ф. Верещагин. Летному делу их учил пилот М. Томилин: они изучали самолет У-2, технику пилотирования, первыми из числа коренных жителей Чукотки совершили парашютные прыжки в январе 1939 года. Уже в марте И.П. Мазурук проверил подготовку курсантов Анадырского аэроклуба и направил их для продолжения учебы в Тамбовскую школу ГВФ.
Мазурук разрешил реализовать проект освоения «Полюса недоступности», расположенного в 1,5 тысячах километрах к северо-северо-востоку от острова Врангеля. До 1941 года это было «белое пятно», площадью около трех миллионов квадратных километров, расположенное в центре Арктики, наиболее удаленная от суши и труднодоступная, давно привлекала внимание исследователей, в том числе экипаж летающей лодки СССР – Н- 275 во главе с летчиком И.И. Черевичным.
В апреле 1941 года экипаж воздушных исследователей достиг «Полюса недоступности», совершил посадку на лед, провел впервые там гидрологические исследования, выяснив, что глубины океана здесь в два раза меньше, чем предполагали ученые, уточнили данные о земном магнетизме, что важно знать при работе с типовыми авиакомпасами, собрали ряд других ценнейших данных по гидрохимии, метеорологии, актинометрии, астрономии. Это было крупнейшим географическим открытием века.
В начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года Мазуруку присвоили звание полковника и назначили начальником второй авиагруппы Северного флота. В июле 1942 года ему пришлось спасать груз и пассажиров полярного конвоя. Увидев с борта летающей лодки – гидросамолета «Каталина», выброшенный на каменистую отмель крупный американский транспорт, Мазурук совершил посадку в заливе Литке на Новой Земле. В сопках советские летчики обнаружили целый лагерь команды американского сухогруза, а на борту корабля – в трюмах: паровозы, тяжелые танки, крылья самолетов. Этот корабль из союзного конвоя РQ–17 должен был доставить груз в Архангельск, но капитан, напуганный большими потерями конвоя, рейс прекратил. Мало того потребовал, чтобы ему выслали члена Советского правительства для приема груза и переправы моряков в Штаты.
Каково же было удивление капитана «Уинстон – Сэйлема», когда Мазурук снял с себя комбинезон и куртку, остался в кителе, на котором был значок депутата Верховного Совета СССР! Илья Павлович был для американцев советским сенатором, причем его избирали дважды в 1 и 2 созывы Верховного Совета.. С помощью советского тральщика «Диксон», транспорт сняли с мели и довели до конечного пункта назначения.
В августе 1942 года полковника Мазурука вызвали в Государственный Комитет Обороны, где он получил назначение на должность начальника Красноярской воздушной трассы ВВС Аляска – Сибирь и командиром первой перегоночной авиадивизии. Через месяц боевые самолеты производства США по ленд–kизовскому торговому соглашению между СССР и США, стали поступать на Аляску, а затем советские пилоты их перегоняли через Чукотку, Колыму в Сибирь(Красноярск) и далее на фронт.
Это была весьма существенная помощь союзников, позволившая сформировать 250 авиаполков советских ВВС истребителями, бомбардировщиками, гидросамолетами и транспортными авиамашинами, общей численностью 7308 самолетов.
Командир дивизии, полковник И.П. Мазурук, осуществляя руководство этой операцией, часто бывал в пунктах базирования перегоночных авиаполков по советской части трассы: Уэлькаль – Марково – Сеймчан – Якутск – Красноярск. Вот эту часть Особой воздушной линии летчики называли «линией Мазурука».
Бывал он и в Магадане по вопросам воздушного обеспечения и сотрудничества с Дальстроем, в частности был в группе встречающих на Колыме вице – президента США Г. Уоллеса в июне 1944 года, от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил золотые звезды Героев Социалистического труда начальнику Дальстроя И.Ф. Никишову и главному геологу Дальстроя В.А. Цареградскому.
И.Д. Папанин, контр – адмирал, дважды Герой Советского Союза, начальник Главсевморпути высоко оценивал организаторский талант Ильи Павловича: «В труднодоступных районах вечной мерзлоты, в тундре и горах были созданы аэродромы со всеми необходимыми службами, запасом горючего, смазочных материалов и т.д.» Немалую роль в этом играли уполномоченный ГКО В.С. Молоков и начальник трассы «Аляска – Сибирь» И.П. Мазурук. Вот за это в 1945 году первая перегоночная авиадивизия ГВФ была награждена орденом Боевого Красного Знамени.
После июня 1944 года по просьбе Папанина И.П. Мазурука перевели на другую должность – заместителем начальника Главсевморпути и начальника Полярной авиации.
В 1948 году летчик Мазурук на самолете ПО-2 участвовал вместе с другими экипажами легких самолетов в вывозе пассажиров и членов экипажа потерпевшего авиакатастрофу 4 –х моторного самолета Н-400 летчика М.А. Титлова. Операция спасения людей с дрейфующей льдины в Байдарацкой губе вблизи Амдермы завершилась благополучно. Здесь тоже помог опыт полярного пилота Мазурука.
«Кабинетным руководителем он никогда не был, – вспоминает летчик – испытатель А.А.Лебедев,- все время на северных трассах – от Москвы до Анадыря и до полюса. Думаю, что он знал на Севере каждого летчика – его технику пилотирования, пыт, производственные возможности. Молодым, к числу которых относился и я, всегда имел возможность подсказать. Или показать своим примером, если требовала обстановка».
С 1953 года генерал – майор Мазурук в запасе. Через три года возглавляет летный отряд первой и второй морской экспедиции в Антарктиде, обеспечивая полярную станцию Мирный на самолете ИЛ-12.Его отряд базировался на дизель – электроходе «Ленин», который обследовал берег материка на запад от Мирного до моря Уэдделла.
Творческая, исследовательская, экспериментальная работа всегда привлекала Мазурука. Ряд лет Илья Павлович возглавлял испытательную службу Государственного научно – исследовательского института гражданской авиации, сам лично испытывал новую авиационную технику начала 50-х годов. До 57 лет летал Илья Павлович, в 79 лет он прекрасно водил автомашину, своими руками построил небольшой катер.
Валерий Матвеев, авиатор из Сеймчана, один из организаторов поисковой группы следов деятельности в годы войны перегоночной авиадивизии, много лет переписывался с Мазуруком, пока в 1983 году не встретился с ним в Москве.
Позже он рассказывал о своих личных впечатлениях от общения с легендарным заслуженным полярным летчиком: « Крепкое рукопожатие и он приглашает пройти в свой рабочий кабинет. Осматриваюсь. Это кабинет – музей. У окна стоит рабочий стол. На столе папки с письмами, рукописями. Напротив книжный шкаф. В нем сразу замечаю книги, написанные самим Мазуруком, ими я зачитывался в детстве, и они сыграли немалую роль в выборе моей профессии. Справа стеклянная витрина, В ней мундир генерал – майора авиации, увешанный орденами и медалями. На полках вдоль стен модели самолетов, на которых летал Илья Павлович. Над ними возвышается пингвин. Показалось, что живой, но это, конечно, чучело. Пингвина Илья Павлович привез из Антарктиды. У двери прилажен верстак, тут же столярный инструмент. Хозяин любит в свободное время мастерить. Илья Павлович приглашает сесть. Очень располагающая улыбка, открытое приветливое лицо, дружеское отношение снимают с меня напряжение. И наша беседа льется, льется».
В.А. Матвеев рассказывал о результатах поисковой деятельности своих друзей, о том, что в Сеймчане открыли музей, посвященный истории 1 Краснознаменной перегоночной авиадивизии, экспонаты которого демонстрируют личные вещи, фотографии, находки останков экипажей погибших в авиакатастрофах, детали самолетного оборудования и вооружения, письма ветеранов – перегонщиков: пилотов, радистов, штурманов, механиков, связистов, синоптиков – более 300 адресов! Во время этой встречи И.П. Мазурук подарил музею в Сеймчане свой бюст, исполненный известным скульптором М.Г. Манизером. С тех пор – это реликвия музея.
Генерал Мазурук умер в 1989 году, отмечая заслуги и память полярного летчика – Героя, жители Сеймчана назвали в районном центре вблизи аэропорта улицу его именем. На территории Колымы и Чукотки в разные годы были установлены памятники и обелиски, посвященные летчикам – перегонщикам: в Сусуманском, Среднеканском, Анадырском, Иультинском районах и г. Магадане. Есть памятники экипажам дивизии, погибшим на территории Аляски – в г. Анкоридже. В этом акте гражданского соболезнования выражено уважение и к командиру знаменитой Особой воздушной трассы: Аляска – Сибирь И.П. Мазуруку, которому 20 июля 2006 года исполнятся 100 лет.
Труд и подвиг авиатора был отмечен и государственными наградами: 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, многими медалями, в том числе Золотой медали Героя Советского Союза.
Его имя было широко известно в Советском Союзе, надо надеяться, что забудет его поколение российских граждан в ХХI веке.
Автор статьи: Давид Райзман
Прочитал полностью. Статья интересная и вполне подходящая для юбилея. Однако, для тех, кто интересуется более полной биографией Мазурука, можно добавить и малоизвестные страницы его биографии. Например о том, что он был примерным работником органов ВЧК-КГБ, за что получил награду. Что он разбил не один самолёт, работая на Сахалине, а затем в Полярной авиации. Во время войны все его награды, что были на парадном кителе утонули вместе с летающей лодкой. Потом вручили дубликаты. Был смелым и не боялся принимать не стандартных решений…