Неудобные вопросы к «‎РГО ЭКСПО»

МП-1 авиаотряда Дальстроя.

МП-1 авиаотряда Дальстроя. Фото  из архива ГАМО.

Очень надеялся на то, что более не придётся возвращаться к истории летающей лодки, лежащей на дне озера Майорыч, и группы «‎РГО ЭКСПО». Но прислали добрые люди материал по планам компании Богдана Булычёва и пришлось возвращаться к пройденному.

После малоубедительной попытки получить финансирование в Магаданской области, «‎РГО ЭКСПО» подала заявку на финансирование в «Фонд президентских грантов» и, судя по странице, считается победителем конкурса с получением гранта в 2,3 миллиона на свою деятельность. С подробностями может ознакомиться каждый, перейдя на страницу проекта. Я же остановлюсь на более интересных деталях.

Скриншот заявки на сайте Фонда президентских грантов.

Скриншот заявки на сайте «‎Фонда президентских грантов». При нажатии на фото произойдёт переход на саму заявку.

Хочу процитировать наиболее интересные утверждения из заявки.

«Проект «Победа ковалась в тылу: историческое наследие Магаданской области» нацелен на увековечивание памяти тружеников тыла Магаданской области, обслуживавших аэродромы Алсиба».

«Для увековечения памяти тружеников тыла будут перемещены в Магадан останки гидросамолета МБР-2, использовавшегося в годы Великой Отечественной войны для обслуживания аэродромов Алсиба».

«Эта уникальная экспедиция будет задокументирована, а материалы впоследствии использованы при изготовлении серии видеороликов, посвященных истории гидросамолета и его роли в обслуживании Алсиба». 

Теперь уйдем из области предположений к фактам.

1. На данное время группой «‎РГО ЭКСПО» не озвучено в той или иной форме широкой общественности документы и свидетельства о том, что на дне озера Майорыч лежит именно МБР-2.

Однако, хватает упоминаний в воспоминаниях, периодической литературе и документах авиаотряда Дальстроя об эксплуатации летающей лодки МП-1. Довольно продолжительное время, начиная с 1939 года, на озере Майорыч располагалась гидробаза, обслуживавшая, в частности, и летающие лодки МП-1.

МП-1 авиаотряда Дальстроя на Индигирке. 1937 год.

МП-1 авиаотряда Дальстроя на Индигирке. 1937 год. Фото из свободных источников.

Под маркировкой МП-1 могли скрываться модификации МП-1, МП-1Т, МП-1бис. Точную модель летающей лодки  возможно  указать только после тщательного исследования самолета, находящегося на дне озера, либо по его заводским номерам.

Летающая лодка МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй).

Летающая лодка МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй). Фото из свободных источников.

Чем отличаются между собой МБР-2 и МП-1?

На фотографиях выше визуально видно, что МБР-2 отличался от своей гражданской модификации МП-1 наличием передней и задней стрелковых установок с пулеметами калибра 7,62 мм. 

МБР-2. Подвеска бомб под центроплан.

МБР-2. Подвеска бомб под центроплан. Фото из свободных источников.

Также у МБР-2 присутствует системы подвеса и сброса авиабомб на правой и левой стороне центроплана.

Тому, кто не особо знаком с историей авиации это может быть и одинаковые самолёты, но вот для тех, кто занимается подъёмом и восстановлением самолётов, такие ошибки непростительны. 

Как мне сказал один мой добрый коллега: «Может не стоит так требовательно относиться к людям?» Ответ на это я дал уже давно — что позволено простому человеку, то не позволено профессионалу.

2. На данное время группой «‎РГО ЭКСПО» не озвучено в той или иной форме широкой общественности документы и свидетельства о том, что гидросамолёт, лежащий на дне озера Майорыч, привлекался для обслуживания аэродромов Алсиба.

Также автору статьи не встречалось сведений в опубликованных источниках об обслуживании гидросамолётами авиаотряда Дальстроя аэродромов Алсиба.

Есть ещё один интересный нюанс. На момент написания статьи группой «‎РГО ЭКСПО» широкой общественности не предоставлены документы о дате крушения или списания данного самолёта. Естественно, что может возникнуть вопрос: «А что, если самолёт уже не мог физически подняться в небо позже октября 1942 года? Как он тогда мог принимать участие в обслуживании аэродромов Алсиба»? К сожалению, ни один из представителей региональных СМИ не озвучил этот вопрос на пресс-конференции в Магадане в октябре 2022 года.

В таком случае возникает резонный вопрос — какая цель преследуется в попытках любым способом связать между собой останки летающей лодки, лежащей на дне озера Майорыч, с перегоночной воздушной трассой «Аляска-Сибирь»? Возможные ответы на этот вопрос предоставлю читателю сделать самому.

Но в заявке на грант эти бездоказательные утверждения могут быть неоднозначно расценены как общественностью, так и  и наблюдательным советом «Фонда президентских грантов».

Продолжим обсуждение пресс-конференции группы Булычёва, которая проходила в городе Магадане в октябре 2022 года, по итогам очередного вояжа на озеро Майорыч.

Полную аудиозапись  пресс-конференции в статье публиковать не стал, хостинг имеет свои ограничения. Если возникнут вопросы — запись в наличии есть, для подтверждения слов могу выслать. Если будет необходимо.

Про взаимоотношение Алсиба и МП-1, покоящегося на дне озера Майорыч уже написано выше, даже не буду останавливаться на этом.

К моему великому сожалению, во время пресс-конференции, представители региональных СМИ постеснялись задать гостям неудобные вопросы.

Никого не заинтересовали вопросы о наличии разрешительных документов (белого листа) для проведения организованной поисковой деятельности такого рода, разрешения и согласования с Министерством культуры и туризма Магаданской области. Очевидно, что подобные нюансы не интересуют не только группу «РГО ЭКСПО» и чиновников Министерства культуры и туризма Магаданской области, но и журналистов.

По какой-то причине, также все стесняются задать вопрос об отсутствии в поисковой группе «РГО ЭКСПО» научных сотрудников (историков и краеведов) Магадана, которые обязаны входить в состав группы по принятым правилам. В этом можно легко убедиться, просматривая ролики команды Булычёва, выложенные на YouTube, где присутствуют только участники экспедиции…

3. Где экспонаты?

Единственный щекотливый вопрос из зала прозвучал по поводу поднятых элементов конструкции МП-1.  Что именно было найдено за период поисков на момент пресс-конференции? Цитирую: «Часть элерона, полностью крыло, стыковочный узел, лючок, багор, деревянные элементы».

Ну и сам вопрос: «А вот сейчас, части, которые вы подняли, они где хранятся и как? Там, какие то особые условия?»

Ответ меня, любителя, просто обескуражил: «К сожалению, нет, деревянные и металлические части мы сложили рядом с озером, потому что вывезти физически их просто невозможно. Мы их сложили там, сделали небольшой могильник, до лета они там спокойно доживут».

К сожалению, ни у кого не возникло никаких вопросов по такому ответу. По принятым нормам и постановлениям для такой деятельности фотофиксация и сдача на временное хранение найденных экспонатов — это обязательный этап по окончании поисковой экспедиции. 

Хочу добавить, что за время проведения нескольких экспедиций на временное хранение в Магаданский областной краеведческий музей (директор —  Орехов А.А.) от группы Булычёва экспонатов не поступало, также ничего не знают об этом и в муниципальном бюджетном учреждении культуры города Магадана «Музейный комплекс города Магадана» (руководитель — Смирнова В.И.).

От себя хочу отметить, что самые ценные экспонаты на это время, а именно — заводская бирка, выломанная из части элерона (об этом шла речь в статье года назад, ссылка на неё в конце статьи) и лючок с номером — на ответственное хранение в Магадане сданы не были. Могу предположить, что они благополучно покинули Колыму вместе с экспедицией «РГО ЭКСПО».

Прошу прощения за лирическое отступление. В своём видеоконтенте Богдан Булычёв очень был огорчён моим сравнением экспедиции «РГО ЭКСПО» с чёрными копателями.

Даже если не принимать во внимание всех нюансов до пресс-конференции, то отношение к своим находкам группы «РГО ЭКСПО» очень похоже на действие именно черных копателей, а не серьёзной поисковой экспедиции. Причем этот факт озвучили сами визитёры и говорить о том, что их оболгали или неправильно поняли, будет очень сложно.

Таким образом, на протяжении нескольких лет на территории Магаданской области создан опасный прецедент, когда любой человек или группа блогеров могут, не соблюдая принятых правил и постановлений, осуществлять поисковую деятельность, раскопки, подъём со дна водоёмов любой техники, используя для своих целей любые инструменты и методы работ, ведущих к частичному разрушению техники, имеющей, по словам «РГО ЭКСПО», историческое значение.

При этом эти работы производятся и широко освещаются как в интернет, так и на пресс-конференциях.

Больше всего удивляет тот факт, что Правительство Магаданской области, в лице Министерства культуры и туризма Магаданской области не пытается пресечь подобную деятельность и вместо того, чтобы прекратить эти деяния или заставить выполнять поиски, согласно принятым нормам, оказывает группе Булычёва всяческую поддержку.

Если кому то интересна история «исследований» и «открытий» группы «РГО ЭКСПО» на колымской земле, ниже ссылки на предыдущие статьи об этих деяниях.

Неудобные вопросы к «‎РГО ЭКСПО»: 2 комментария

  1. Всё правильно написано. Я пытался пристыдить Булычёва, что он деньги рубит на этом самолёте, он ответил что за свои расстарался.

  2. Первые поиски были осуществлены всё же на деньги РГО ЭКСПО.
    По этому не вводите читателей в заблуждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *