Реализуя Постановление Совета Министров СССР от 26.05.58 г. № 558-272 по организации прямого воздушного сообщения между городом Магаданом и другими регионами страны, комиссией ГУГВФ был выбран и закреплен актом от 17.06.1958 г. участок площадью 12,2 кв. км (в Арманской долине вблизи рек Уптар и Хасын) для размещения аэропорта, обеспечивающего полеты самолетов типа Ил-18 и Ан-12. 52-м отделением Центрального проектного института МО была разработана проектная документация, а с 1960-го года началось строительство на 56-ом км основной Колымской трассы объекта «И-567» (ИВПП- 2800 м с бетонным покрытием).
В начале 1963-го года руководством ГУ ГВФ было принято решение о перебазировании материальной части и личного состава 185-го ОАО (командир Кучерявый И.В.) из аэропортов «13-ый» и «47-ой км» в аэропорт «Магадан-56 км». Надо сказать, что ни сам аэродром, ни службы нового аэропорта в современном понимании «готовность аэропорта» не были готовы к приему ВС и обслуживанию пассажиров (Можно сказать только то, что практически аэропорт «Магадан-56 км» был полностью закончен с введением нового здания аэровокзала в 1973 году).
Но принятие решения о досрочном перебазировании было обосновано следующими факторами:
- подходы с МК 105/285 на аэродроме «47/3» не обеспечивали безопасность полетов из-за препятствий в схемах захода для нового поколения ВС (Ан-10, Ан-12 и Ил-18);
- ограниченные размеры ГВПП (1500 м на 60м);
- сдана в эксплуатацию ИВПП-1680 м на 56-ом км;
- летный и технический составы к началу 1963-го года были подготовлены (прошли обучение) для технического обслуживания и летной эксплуатации самолетов Ил-18 и Ан-12;
- сезонные проблемы приема и выпуска самолетов Ли-2, Ил-12, Ил-14 в аэропорту «Магадан 13-ый км» и АН-10, Ан-12, Ил-18 – в аэропорту «Магадан 47-ой км, обусловленные ослаблением грунтовых аэродромов в весенне-осенний периоды;
- авария и списание самолета Ан-10 в аэропорту «Магадан 47-ой км»;
- прекращение полетов самолетов Ан-10 по всей стране в связи с их частыми случаями катастроф и аварий;
- производственные службы (СОП, РиС, ЛЭРМ, ГСМ, автобаза, аэродромная служба и ВОХР) требовали постоянного присутствия личного состава в аэропорту «Магадан – 56-ой км»;
- возникшие проблемы бытового характера у личного состава, имеющего семьи и проживающего в г. Магадане, поселках Ола, Дукча, Радист, Снежный.
10-го сентября 1963-го года была сдана в эксплуатацию 1-ая очередь ИВПП длиной 1680 м. Это позволило 185-му ОАО одновременно производить авиаперевозки своим парком ВС из двух аэропортов «Магадан-13» и «Магадан-47/3», а также обслуживать пассажирские и грузовые самолеты (ИЛ-18, АН-8, АН-12) Дальневосточного, Московского и Полярного управлений ГВФ – в аэропорту «Магадан-56». Руководил 185-м ОАО с 24.12.60 г. КУЧЕРЯВЫЙ Иван Ефимович. 11 ноября 1963-го года 185-ый ЛО реорганизован в Магаданский объединенный авиаотряд, в состав которого входили: 185-ый ОАО и аэропорт «Магадан 56-ой км». Иван Ефимович, проработал в этой должности до сентября 1966-го года, оставив о себе добрую память..
МОАО-1 с момента создания (1963 г.) и до его реорганизации (1991 г.) являлся градообразующим предприятием, поэтому все его достижения в производственной и социальной сферах нужно рассматривать как результат деятельности коллектива этого предприятия, его лидеров и команды единомышленников, а также генподрядчика – СУ-4 (созданного в 1958-ом году специально для строительства и развития аэропортового комплекса и социальной сферы на 56-ом км).
Соотнесем основные этапы развития аэропорта «Магадан 56-ой км» к периодам руководства объединенным авиаотрядом всеми бывшими командирами МОАО.
Производственная деятельность МОАО расширялась на базе постоянно вводимых в эксплуатацию объектов, законченных строительством генподрядчиком – СУ-4 треста «Магаданпромстрой».
Авиаторы вспоминают строителей с большим уважением и благодарностью за все построенное для них за 40 лет. Отметим руководителей СУ-4: Карачебанова Г.З., Кашлакова К.В., Мищенко В.В., Охрима Р.А., Райского Э.И., Драненко К., Бескаравайного Г.А., Киселева В.И., Шатило С.А., Маламатиди А.С. и др. руководителей и специалистов, а также большой коллектив механизаторов, бетонщиков, каменщиков, плотников, столяров и маляров-штукатуров, награжденных орденами и медалями СССР за досрочный ввод в эксплуатацию аэродромного комплекса в конце 1980-го года.
Все достижения аэропорта «Магадан 56-ой км», представленные в динамике и хронологии, начиная с шестидесятых годов прошлого столетия в составе 185 ОАО и Магаданского объединенного авиаотряда, отражали роль и значимость авиации в развитии экономики Северо-Востока, народно-хозяйственное значение Магаданской области для страны.
Статус международного аэропорта аэропорт «Магадан -56 км (Сокол)» приобрело 02 июня 1991 года.
В соответствии с приказом Министерства гражданской авиации СССР № 167 от 16.07.1991 года, Магаданский объединенный авиаотряд был реорганизован с образованием отдельных государственных предприятий: ГП «Аэропорт Магадан», ГП «Авиакомпания «Магаданаэрогруз», ГП «Авиакомпания «Северо-Восточные грузовые авиалинии», ГП «Авиакомпания «Полет», ГП «Авиакомпания «Колыма Авиа», ГП «Магаданский центр технического обслуживания «Авиатехника» и «Авиамедицина» – структурная единица Магаданского авиаконцерна.
26 июля 1991 года, Решением № 1963 Магаданского горисполкома зарегистрировано образование государственного предприятия «Аэропорт Магадан». История его развития является яркой историей развития отечественной гражданской авиации.
На примере МОАО-1 и его структурного подразделения – аэропорта Магадан-56 (Сокол), где была сосредоточена большая часть самолетного парка Магаданской области и Чукотки, начиная с 10-го сентября 1963-го, можно проследить подъем развитие отечественной гражданской авиации и использование авиационного транспорта для развития всех отраслей экономик Крайнего Северо-Востока, а так же вывод авиапарка за пределы Магаданской области через различные коммерческие структуры.
ГОДЫ | ||||
1963-1973 | 1973-1983 | 1983-1993 | 1993-2003 | 2003-2009 |
ТИПЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ | ||||
АН-2, ИЛ-12, ЯК-12, ИЛ-14*, АН-8, АН-10, АН-12, ИЛ-18, ЯК-40, а также вертолеты МИ-1, МИ-4 | АН-2, АН-8, АН-12, АН-24, АН-26, АН-32, ТУ-134, ТУ-154,ИЛ-14, ИЛ-18,ИЛ-62,ЯК-40, а также вертолеты МИ-8, МИ-6
| АН-2, АН-8, АН-12, АН-24, АН-26, АН-30, АН-32, АН-72, АН-74, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-18, ИЛ-62, ИЛ-76, ЯК-40, а также вертолеты МИ-8 и МИ-6 | АН-2, АН-8, АН-12, АН-24, АН-26, АН-28, АН-30, АН-32, АН-38, АН-72, АН-74, ТУ-134, ТУ-154, ИЛ-62, ИЛ-76, ЯК-40, а также вертолеты МИ-8 и его модификации | АН-2, АН-12, АН-24, АН-26,АН26-100,АН-28, АН-30, АН-32, АН-38, АН-124-100,АН-140, ТУ-134, ТУ-154, ТУ-204, ТУ-204-100, ТУ-214, ИЛ-62, ИЛ-76, ИЛ-96-300, ЯК-40, А-318, А-319, А-320, Б-727, Б-737, Б-757-200, Б-767-200, -300, Beechcraft Baron 55,-58, Beechcraft King Air 90,-100,-200,- 300,-350, Cessna 208, -441, -510, -525, -550, -560, -650, -750, Challenger 60, -300, -604, -605, -800, -850, Dash 7, -8, Falcon 50, Fokker 70, -100, Gulfstream G150, -G200, Learjet 35, -45, -60 и их модификаций, а также вертолет МИ-8 и его модификации |
* -выделенные жирным курсивом – самолеты постоянно базировавшиеся на аэродроме Магадан-56-ой км и находившиеся в собственности МОАО-1 |
На начало 1991 года на аэродроме Магадан-56 км базировались воздушные суда, находившиеся в собственности МОАО-1: 11 самолетов АН-24, 16 – АН-12, 7 – ИЛ-76, 14 – ТУ-154.
Начиналась же авиационная жизнь на 56 км центральной Колымской автотрассы так, в сентябре 1963 года приступили к эксплуатации аэропорта Сокол, тому предшествовал приказ начальника Главного Управления ГВФ при Совете Министров СССР №318 от 4 мая 1963 г. «Об открытии регулярных полетов самолетов Ан -10, Ан-12 на строящемся аэродроме «Магадан-56». В нем говорилось: « Учитывая крайнюю необходимость Магаданской области и Северо – Восточного совнархоза в перевозке большого количества пассажиров и грузов, а также отсутствие другого вида транспорта и невозможность выполнить объем перевозок поршневой авиацией, на основании акта комиссии технического рейса, выполненного на самолете АН-10 специалистами ГУГВФ, ДВТУ, МОАГ ГВФ, приказываю: 1.Разрешить в весеннее – летний период 1963 года в виде исключения полеты на самолетах АН-10, Ан-12 на подготовленную часть ВПП размером 1630 Х 60 м строящегося аэродрома «Магадан–56» со следующими ограничениями… К полетам на аэродром «Магадан–56» допускать наиболее опытные экипажи, предварительно провезенные на данный аэродром с техническими посадками с обоих направлений…».
Выбрать таких специалистов было из кого. 16 апреля 1963 года за заслуги в развитии Гражданской авиации и успешное освоение авиационной техники награды СССР вручили большой группе магаданских авиаспециалистов: ордена Ленина – авиатехнику И.Д. Картамышеву, летчице, ветерану Великой Отечественной войны М.С.Пашкевич, командиру корабля В.И. Перебаскину; ордена Трудового Красного Знамени – инженеру П.И. Атанову, бортрадисту А.А. Смирягину, командиру авиаэскадрильи Н.В.Теплову; ордена «Знак Почета» – инженеру А.С. Архипову, клепальщику Ф.Р. Буторину, бортрадисту П.Д. Горшунову, авиатехнику А.Т. Родионову, главному инженеру Ш.А. Руппо; медаль «За трудовую доблесть» – радиооператору А.Н. Абайтюлиной, авиатехнику С.Ф. Новокшонову и медалью «За трудовое отличие» – маляра М.Г.Полтавцеву.
Через три года, 15 августа 1966 года 37 авиаработников Магаданской области были удостоены государственных наград: кавалерами высшего в стране ордена Ленина стали: авиатехник М.Ф. Моисеев, командир летного подразделения Н.Ф. Прокопенко. Орденом Трудового Красного Знамени наградили пилотов В.С. Базилевского, Н.В. Горшкова, Н.В. Кирсанова, Н.И. Крылова и орденом «Знак Почета» – В.И. Балабкина, В.А. Бойкова, И.Я. Варламова, А.А. Ефименко, Ю.С. Иванова, С.В. Иващенко, Б.П. Комкова, Ф.П. Никонова, В.А. Никольского, В.И. Хомутова, П.З. Чеботарева. Начальник Магаданского управления гражданской авиации Н.И. Крылов и его заместитель Т.М. Картушинский были удостоены почетного звания «Заслуженный пилот СССР».
Их хорошо знали на Колыме и Чукотке, их уважали и ценили за профессионализм и добросовестное, зачастую и неординарное отношение к порученному делу, поэтому о ветеранах авиации Северо – Востока всегда хранят память.
Вновь авиационная служба в Магадана претерпела организационные изменения. 18 июля 1963 г. организовали Магаданский объединенный авиаотряд, включивший в себя 185-й летный отряд и аэропорт «Магадан-56».
Командиром авиаотряда назначили И.Е. Кучерявого. Иван Ефимович Кучерявый, участник Великой Отечественной войны, в 1944 г. окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, в 1953 году – школы высшей летной подготовки ГВФ. Работу в Дальстрое начал с 1952 года, был командиром 185 –го летного отряда, магаданского объединенного авиаотряда-1. Освоил несколько типов самолетов: Ла-9, АН-2, Ли -2, ИЛ-12, ИЛ-14. Награжден орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу», другими медалями, знаком «Отличник Аэрофлота». Пилот 1-го класса. Общий налет более 12 тысяч часов. Занесен в энциклопедическое издание «ХХ век. Гражданская авиация России в лицах». За пределы Магаданской области выехал в1966 году.
Оценивая труд магаданцев за 30 лет развития воздушного транспорта на Колыме, министр гражданской авиации Логинов сказал: «Начав свою деятельность с эпизодических полетов и располагая на первых порах небольшим по количеству машин и маломощным самолетным парком, воздушный транспорт когда- то далекого и труднодоступного района неузнаваемо изменился в наши дни. Сейчас Магаданская отдельная авиагруппа Гражданской авиации имеет широкую развитую сеть воздушных линий, обладает значительным парком самолетов и вертолетов, в больших размерах осуществляет перевозки пассажиров и народнохозяйственных грузов, вносит свой весомый вклад в хозяйственное и культурное развитие обширного края. помогает в деле освоения и использования его богатейших природных ресурсов. В подразделениях Магаданской отдельной авиагруппы выросли и закалились в борьбе с суровой природой отличные кадры летчиков, инженерно–технических работников. мастеров различных авиационных профессий, чьим самоотверженным трудом обеспечивается выполнение непрерывно растущего объема работы гражданской авиации. Зрелое мастерство этих кадров служит залогом успешного освоения турбовинтовых самолетов, которые появятся в авиагруппе в 1965 году».
185-й летный отряд состоял из двух эскадрилий тяжелых поршневых самолетов и одной эскадрильи легких самолетов из вертолетов (АН-2, МИ-1, МИ-4). В это же время самолеты ЛИ-2 были переданы в Певек в отдельную эскадрилью. В состав Магаданского объединенного авиаотряда в 1963 году вошли аэропорт Магадан 2-го класса и 185-й летный отряд 3-го класса. Однако организационные перемены на этом не остановились. На следующий год в составе Магаданского объединенного авиаотряда организовали 258-й летный отряд, состоящий из двух эскадрилий самолетов и вертолетов с базированием в аэропорту 13 км. Наконец, 9 января 1965 г. на базе 258-го летного отряда и аэропорта «Магадан-13» организовали Второй Магаданский авиаотряд.
Эстафету дальнейшего развития аэропорта «Магадан-56 км» (Сокол) принял В.С. Погорелов. Он много сделал для совершенствования материально–технической базы и социальных объектов аэропортов и поселков Сокол, Малая Чайбуха, Берелех, Синегорье. Погорелов Василий Семенович, окончил Курганскую школу пилотов ГВФ, Всесоюзный заочный юридический институт, Высшее авиационное училище ГА. С 1960 по 1963 г. был начальником аэропорта «Марково», а в 1963 – 1966 гг. – начальником аэропорта «Магадан–56». В 1966 – 1973 гг. возглавлял МОАО -1. Освоил несколько типов воздушных судов: АН-24, АН-26, ИЛ-14, ИЛ-18. Пилот 1-го класса. Награжден орденом Октябрьской Революции, медалями, знаком «Отличник Аэрофлота», занесен в энциклопедическое издание «ХХ век. Гражданская авиация в лицах». За пределы Магаданской области выехал в 1974 г. Ветераны аэропорта «Магадан – 56 км» с большой теплотой вспоминают о В.С. Погорелове, как организаторе проведения досуга молодежи, (спорт, художественная самодеятельность, техническое творчество) и привлечения молодых авиационных специалистов для работы на Севере. В 1965 году планом развития авиации стали предусматривать большие объемы обзорных ледовых разведок для Колымского управления гидрометеослужбы.
Первые полеты на обычном транспортном самолете ИЛ-14 выполняли в Охотском море пилоты Н.Ф. Прокопенко, впоследствии командир авиаподразделения, заслуженный пилот СССР, П.М. Семка, штурман Н.А. Назаров, бортрадист Болдырев… С отличным качеством выполняли полеты экипажи кораблей В.С. Базилевского, Г.В.Щегольского… В январе 1965 г. на аэродроме «Магадан–56» принимали первые лайнеры АН-12. Перелетом руководил И.С.Мазин, выполняли полет летчики В. Ярыгин, Н. Прокопенко, Н. Варламов, штурманы В. Потоцкий, Г. Муратов, бортмеханики В. Байков, В. Чирин, бортрадисты В. Жихарев, Д. Еремин. Магаданская область сразу же оценила перспективные возможности новых авиамашин по доставке грузов и пассажиров, выполнению заказов по применению авиации в народном хозяйстве.
Новые цели были поставлены перед управленцами, так как на базе магаданской отдельной авиагруппы образовали 15 февраля 1966 года Магаданское управление гражданской авиации и Магаданский объединенный авиаотряд. С 1955 по 1968 годы аэродромы Магадана-13 км, 47 км и 56 км вместе с аэродромами районов области позволили увеличить авиаперевозки по налету тонно – километров в 9,2 раза, по отправке пассажиров – в 5,4 раза, почты – в 12,3 раза, грузов – в 31 раз! Санитарная авиация в 1968 году бесплатно выполнила 1419 вызовов, перевезла 6780 больных и медперсонала, и 128 тонн медицинского груза.
Крылов Николай Иванович окончил Балашовскую школу пилотов ГВФ, Высшее авиационное училище ГА. В Гражданской авиации Северо–Востока с 1942 года. С 1960 по 1976 год – начальник Магаданского управления ГА. При нем укреплялась материально–техническая база аэропорта Сокол, подбирались квалифицированные специалисты авиации. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями, знаком «Отличник Аэрофлота». Заслуженный пилот СССР.
В 1968 году Магаданское управление ГА стало эксплуатировать новые самолеты АН-24, 15 февраля организовало первый вылет лайнера АН-12 из аэропорта «Магадан – 56» в райцентр Сеймчан. Большегрузные, объемные самолеты играли все более заметную роль в развитии материально-технической базы предприятий и учреждений Магадана и области.
9 февраля 1973 года командиру корабля АН-12 Анатолию Ефимовичу Турбину присвоили звание Героя Социалистического Труда. Это был единственный летчик в Магаданском управлении ГА, удостоенный столь высокой и почетной награды. Выпускник Краснокутского летного училища ГВФ начал трудовую деятельность пилотом самолета ЛИ-2 в Магаданском летном отряде. Одним из первых в управлении освоил полеты на турбовинтовом самолете АН-12, первым привел эти большегрузные крылатые машины на зимние аэродромы Колымы и Чукотки. Пилот 1-го класса, налет которого в суровых условиях более 18000 тысяч часов. Лично ввел в строй более 15 командиров воздушных судов. Занимал лидирующее положение в соперничестве с другими командирами кораблей АН-12 не только в Магадане, но в целом по Аэрофлоту. Избирался депутатом местных органов власти. Отличник Аэрофлота.
В 1973 году в поселке Сокол состоялось открытие нового здания аэровокзала. Правда, по другим данным это событие состоялось 1 марта 1974 года. Но в любом случае 400 авиапассажиров одновременно могли получить профессиональные и комфортные услуги Аэрофлота. Авиаторы и пассажиры тогда торжественно встретили первый самолет ЯК-40, пилотируемый командиром корабля Г. Просверниным, вторым пилотом Рожковым, штурманом Тихоновым, бортмехаником Козиным. Новое здание аэровокзала функционирует и сегодня, обеспечивая услугами большую часть пассажиров аэропорта Магадана.
С 1974 года Магаданский объединенный авиаотряд возглавил Прокопенко Николай Филиппович, одновременно совмещая при этом должность начальника аэропорта 56 км. В структуру МОАО 1 входили: 185-й и 181-й ЛО, аэропорт «Магадан-56 км», приписные аэропорты «Чайбуха» (бывший Гижига), «Сусуман»(бывший Берелех), и сданный в эксплуатацию в 1976 г. аэропорт «Синегорье». У него достойная биография. Окончил Бугурусланское летное училище ГВФ (1954). Летал на самолетах ПО-2, АН-2, Ли -2, Ил-14, Ан-10, Ан-12, Ил-18. Общий налет -13280 часов. Пилот 1-го класса. Заслуженный пилот СССР, отличник Аэрофлота, Почетный гражданин Магадана. Награжден орденами Ленина, Дружбы народов, медалями СССР. При нем Указом Президиума Верховного Совета СССР Магаданский объединенный авиаотряд УГА за большие успехи, достигнутые в выполнении планов по перевозке пассажиров и грузов, применение авиации в народном хозяйстве и освоении новой авиационной техники был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Сын Александр продолжил дело отца, летал на ИЛ-76, трудится в СВМТУ.
Из книги «Воздушные ворота Колымы» Д.И. Райзман