Дуглас для губернатора

Douglas DC-3.Douglas DC-3.

После неожиданной для всех находки ЛаГГ-3 в озере Майорыч, экспедиция «РГО Экспо» на этом не остановилась и сделала ещё одно сенсационное открытие — а именно находку ленд-лизовского Douglas DC-3, обломки которого лежат в районе посёлка Тахтоямск.

Впрочем, чтобы не быть голословным, процитирую статью « Сергей Носов поддержал идею РГО оставить найденный самолёт на Колыме» в «Магаданмедиа»:

«DC-3 нужно однозначно поднимать и забирать в музей. Это музейный экспонат. По подъему два варианта: либо разбирать, либо приподнимать его, делать под ним раму со стропильной системой и спокойно вывозить, — сказал Богдан Булычев.

Напомним, ранее во время экспедиции был обнаружен фрагмент крыла воздушного судна в озере Майорыч Ягоднинского района, а также подтвердилось местоположение воздушного судна Дуглас DC-3 программы ЛендЛиз — оно полностью сохранилось и находится на побережье Охотского моря».

Правда, после триумфальной находки якобы ЛаГГ-3, особой веры у меня, в отличии от губернатора Магаданской области, уже не было и я решил посвятить пару часов для того, чтобы понять, что же там за зверь такой лежит на побережье.

Место крушения этого самолёта известно давно, в интернете можно встретить как видео с этого места, так и приличные фотографии обломков самолёта.

Не буду вдаваться в подробности — перечислим только основные внешние различия Douglas DC-3 от ПС-84 и Ли-2. Обратимся к статье о Ли-2 на Википедии. Тем, для кого Википедия не аксиома, рекомендую могут полистать справочники, чертежи и сравнить ТТХ. Так что говорит Свободная энциклопедия? Основные внешние отличия ПС-84 от DC-3 — уменьшенный размах крыла, боковая дверь по правому борту. От себя могу добавить, что различие было и в остеклении кабин самолётов.

Теперь перейдём к фотографиям самолёта, которые могут помочь в опознании самолёта.

Самолёт потерпевший крушение в районе Тахтоямска.Самолёт потерпевший крушение в районе Тахтоямска.

По самому фюзеляжу можно сказать — что это родственник семейства Douglas DC-3, Douglas C-47 Skytrain, ПС-48 или Ли-2.

На фото хорошо видна дверь по левому борту и дополнительное окно у кабины пилотов над дверью в носовой части самолёта.

Самолёт потерпевший крушение в районе Тахтоямска.Самолёт потерпевший крушение в районе Тахтоямска.

Кабина сбоку крупным планом — здесь представляет интерес дополнительное окно у кабины пилотов.

Самолёт потерпевший крушение в районе Тахтоямска.

Самолёт потерпевший крушение в районе Тахтоямска.

Кабина (вид спереди), с дополнительным окном кабины пилотов. Также видна дверь по правому борту самолёта.

Первым кандидатом на опознание будет Douglas DC-3, так как именно этот самолёт был опознан экспедицией «РГО Экспо».

Douglas_DC-3.Douglas DC-3.

Кабина крупным планом — в сравнении с нашим самолётом отсутствует дополнительное окно кабины пилотов.

Douglas_DC-3.Douglas_DC-3.

Вид на кабину с другого борта. Отсутствует дополнительное окно над дверью.

Douglas_DC-3.Douglas DC-3.

Вид по левому борту самолёта. Отсутствует дополнительное окно у кабины пилотов. Расположение двери идентично нашему самолёту.

Douglas_DC-3.Douglas DC-3.

Вид по правому борту самолёта. Отсутствует дверь и дополнительное окно у кабины пилотов.

В принципе на этом можно ставить точку и говорить о том, что самолёта Douglas DC-3, поставленного по программе ленд-лиза в СССР во время войны, здесь никогда и не было.

Также отпадает и другой заморский ленд-лизовский гость Douglas C-47 Skytrain — различное остекление кабины и совершенно другая форма и размеры грузовой двери по левому борту.

Таким образом, заявление про ленд-лизовское происхождение Douglas DC-3 или Douglas C-47 Skytrain лишено каких-либо доказательств и не может восприниматься всерьёз.

Ну вроде с ленд-лизом разобрались, но все-таки что это за самолёт? Остаются два кандидата:

  • ПС-84 пассажирский самолет  с 14-28 сидячими местами, выпускался с 1939 по 1942 год.
  • Ли-2 (Т либо П). С 1946 года началось производство унифицированных вариантов самолёта — это пассажирский Ли-2П  и транспортный Ли-2Т. Их производство велось на Ташкентском авиазаводе и на авиационном заводе № 126 в Комсомольске-на-Амуре (с 1947 по 1950 год на этом заводе было выпущено 355 самолётов Ли-2).

Схематическое сравнение Ли-2 и ПС-84.Схематическое сравнение Ли-2 и ПС-84.

На схеме видно, что у самолёта ПС-84 двери на левом борту не было, в отличие от остатков самолёта у Тахтоямска, значит, это тоже не он.

А вот Ли-2П или Ли-2Т очень даже подходят. Можно также предположить, что это воздушное судно было построено в послевоенные годы, и родом из Комсомольска на Амуре.

Трудяга Ли-2 и его пассажиры.Трудяга Ли-2 и его пассажиры.

К сожалению по снимкам, которые были в моём распоряжении, невозможно определить пассажирский или транспортный Ли-2 лежит на побережье Охотского моря. Чтобы поставить точку в этом вопросе, нужны хорошие сними внутри фюзеляжа самолёта. Но то, что это именно Ли-2 — в этом сомнений у меня не возникает.

Определить номер борта, год и причины катастрофы самолёта также пока не представляется возможным.

На сайте «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России» удалось найти сведения только об одной авикатастрофе в этом районе. Авария Ли-2 Магаданской ОАГ ГВФ 4 февраля 1959 года  близ а/п Северо-Эвенск  (30 км западнее Северо-Эвенска). Из отчёта: «Продолжая дальнейшее снижение в облаках, он ударился правым мотором о гребень сопки, после чего, пролетев ещё 800 м, приземлился на склоне сопки на высоте 760 м над уровнем моря, продвинувшись вверх по склону на 20-30 м. В результате столкновения самолёт и двигатели значительно повреждены, экипаж и пассажир получили легкие ранения и ушибы, груз уцелел».

Но в данном случае говориться о авиакатастрофе рядом с Северо-Эвенском, а не Тахтоямском.

На одном из форумов мне встретился комментарий участника обсуждения: «Этот самолёт, совершил аварийную посадку (без жертв), севернее села Тахтоямск, между речками Угулан и Булун, по сегодняшний день, находится на том же месте».

Другой информацией я не располагаю, так что точку ставить рано…

А поводу ценности этого самолёта, а также вопросов его вывоза и восстановления — это уже к людям заинтересованным.

Так откуда же взялся Douglas DC-3? По моему предположению, дурную шутку с членами экспедиции сыграла заметка в интернете (и не одна) о крушении Douglas DC-3 рядом с Тахтоямском. Приняв сообщения за чистую монету, решили выдать желаемое за действительное.

Хочу добавить пару слов для губернатора Магаданской области. Сергей Константинович, не будет у нас в Сеймчане самолётов-памятников ЛаГГ-3 и Douglas DC-3, ввели в заблуждение вас члены экспедиции «РГО Экспо» во главе с Богданом Булычёвым.

А по поводу дальнейшего сотрудничества с этой бригадой — я бы вас предостерёг от поспешных шагов и порекомендовал обратиться к квалифицированным специалистам для такого серьёзного дела, как подъём и реставрация самолёта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *