Ватерлоо на Июньском

Выходы коренных пород на ручье Июньском. 2020 год.

Никто из нас не любит проигрывать, а уж тем более рассказывать всем о своих поражениях — слишком много в этом от поклонников Мазоха. И тем не менее рассказать об этом стоит, чтобы не повторять своих же ошибок и не дать совершить их другим.

Предисловие

На ручье Июньском, что является притоком Сеймкана, есть заброшенный посёлок и горные разработки. К своему сожалению, попытки найти какую-либо информацию по этим местам успехом не увенчались. Выход был один — прогуляться до объектов исследования и на месте пытаться определить года жизни посёлка, род деятельности, количество жителей, количество рудников и так далее…

В июле 2020 года наша небольшая экспедиция пробилась в верховья Сеймкана, для Саныча и Лены это была уже третья попытка, а для меня — вторая.

Основной целью поездки был сплав по Сеймкану, запасной вариант — посещение ручья Июньский. Со сплавом не задалось сразу — воды для водомёта было катастрофически мало, а подъехать до мест, где было поглубже, мы не смогли.

Ручей Июньский. 2020 год.

Обсудив все варианты, приняли решение — пора посетить Июньский. В первом приближении предстояла технически несложная прогулка километров на 7-8, от места нашей стоянки до самого посёлка и плюс 4 километра от посёлка до разработок.

Прогулка на Июньский

Первое наше упущение было во времени выхода. Предыдущие сутки для команды были не самыми лёгкими — очень длинные по времени и насыщенные событиями. Ночёвка на Детрине слегка отличалась по уровню комфорта, к которому привыкли ребята, а на следующий день — дорога до Сеймкана. Утром потребовалось немало времени, чтобы ребята пришли в себя и на лицах появился интерес к жизни.

С базового лагеря вышли к обеду, погода была солнечная, температура держалась ближе к 30 градусам.

Вторым ошибкой было не брать с собой навигатор — понадеявшись на память и на то, что мимо маршрута промахнуться очень тяжело, но мы доказали, что и это возможно!

Вдоль этой сопки идёт дорога и несет свои воды ручей Сеймкан.

Первую часть пути от базового лагеря проделали, придерживаясь дороги, по которой прибыли на Сеймкан. Выйдя в долину, где сходятся ручьи Том, Сеймкан и Июньский, Командор решил взять роль Сусанина в свои руки.

Изучив свой навигатор с картами генштаба, он простёр длань в сторону распадка, указывая верное направление, куда, по его мнению, вела старая дорога до Июньского…

Маршрут, который я прокладывал несколько месяцев назад хорошо сидел в памяти и он удивительным образом расходился в выборе направления с навигатором Саныча. Но доказать ошибку Командору было невозможно, ибо мой навигатор остался в лагере — прогулка намечалась простая!

В завязавшемся споре стороны пришли к консенсусу — решили подняться на склон сопки и там уже принимать решение.

Так и поступили — вышли до точки, откуда более или менее можно было рассмотреть распадок, куда так стремился Саныч — теперь было видно, что распадок постепенно сужается, поднимаясь к вершинам горного хребта, а по склонам сопок и самому распадку растут лиственницы и кустарники. Никаких следов дороги или комфортного прохода до нашей цели не было видно и в помине.

Поляны ягеля на склонах сопки. 2020 год.

Подъём на склон сопки в жаркую и безветренную погоду дался нелегко, подниматься по зарослям кустарника, проваливаясь по щиколотку в ягель — не самое приятное занятие.

В результате были потеряны силы и время… Из приобретений можно записать в плюс пару очаровательных панорам долины, зажатой между сопками.

Долина, где проложили свои русла ручьи Сеймкан и Июньский. 2020 год.

Чтобы как-то исправить ситуацию, решили сократить путь и пройти по склону сопки, спустившись к ручью Июньский в удобном месте  и продолжить путешествие по его руслу.

Вскоре вышли к Июньскому, но продолжали двигаться по склону, не спеша спускаться на сам ручей. Склон становился всё круче, и мы решили идти вниз, дабы не искушать судьбу позже не прыгать по осыпающимся камням, как горные бараны.

Склоны сопки у ручья Июньский. 2020 год.

Вышли на сам ручей — наш дальнейший маршрут теперь пролегал по его долине, уводя в верховья. Какое-то время пытались найти старую дорогу, что примерно полвека назад вела к посёлку.

Вскоре бросили это бесполезное занятие — от дороги за прошедшие годы практически ничего не осталось — одни фрагменты.

Ручей Июньский. 2020 год.

Как показал выход, самый оптимальный маршрут — идти по самому ручью, местами сокращая путь по сухим участкам леса. Проложить себе всю дорогу по сухому — вполне решаемая задача, но расстояние значительное увеличится, да и сил придётся вложить немало. Дополнять прогулку променадом вверх-вниз по склонам сопок — удел сильных, я же предпочитаю иногда поработать и головой.

N4A4320

По таким местам идти одно удовольствие. Ручей Июньский. 2020 год.

Об обуви… Если решитесь на это путешествие в кроссовках или кедах — будьте сразу морально готовы к мокрой и хлюпающей обуви, придётся очень часто идти через болотистую местность и переходить сам ручей — ноги замочите всё равно. Идти всю дорогу в сапогах в жару, тоже не самое благодарное занятие — посбиваете и «сжарите» ноги. Так что из двух зол выбирайте сами, какое вам больше по душе.

Саныч и Лена дорогу одолевали в сапогах, я шёл в ботинках. Мои сапоги лежали в рюкзаке и когда было необходимо переходить ручей, я на правую ногу надевал сапог и переправлялся, опираясь на дружеское плечо Командора — картина была ещё та… Одеть, а потом снять второй сапог на забинтованную ногу было ещё той экзекуцией, правда, пришлось вынести и это при переправе через Сеймкан.

На распутье. Снова переправа и поиск прохода. Ручей Июньский. 2020 год.

О скорости… Наша средняя скорость из-за блужданий в поисках старой дороги и преодоления препятствий была низкой до безобразия…

Моя скорость была на грани фола — сутки назад заштопанная нога не позволяла ни быстро идти, ни прыгать по камням — чувствовал себя инвалидом… Как правило, скорость конвоя определяется скоростью самого тихоходного судна… Хуже всего приходилось Лене, скорость мужской части экспедиции была выше. Поневоле нам с Санычем приходилось подстраиваться в её темп, а порой останавливаться и дожидаться нашу добрую девочку — всё-таки не в парке гуляли… Каждый второй походник вам скажет, что смена своего темпа на более низкий приводит к дополнительному расходу сил и потери времени… Тем не менее Лена достойно держалась практически до самого конца, преодолевая усталость и жару…

Останцы на склоне сопки. Ручей Июньский. 2020 год.

Следов деятельности человека при путешествии по ручью Июньскому мы практически не встречали, только пару раз на полках по правой стороне ручья натыкались на пни старых вырубок — деревья рубили для дороги или использовали при строительстве посёлка.

Для полного счастья навигатор Саныча в узком ущелье потерял часть спутников, необходимых для ориентирования и стал нам выдавать чудеса — с удивлением узнали, что уже прошли несколько десятков километров при скорости в 68 км/час. Навигатор отказывался показывать наше местоположение и расстояние до цели, теперь нам предстояло идти не только выбирая маршрут, но и вглядываться в заросли лиственницы в поисках развалин посёлка.

Ситуацию усугублял тот факт, что теперь мы фактически не знали, сколько нам предстояло пройти. Так как путешествие проходило в извилистом распадке — то и визуально не было видно месторасположение нашей цели, что вносило смятение в наши души — а правильно ли мы вообще идём, тот ли это распадок и сколько ещё осталось?

Останцы на вершине сопки. Ручей Июньский. 2020 год.

Если отвлечься от грустных дум и осмотреться по сторонам, то можно было оценить красоту этих мест. Склоны сопок радовали своей окраской, величественные останцы на вершинах и склонах притягивали взор и я в который раз пожалел о почившим в бозе телеобъективе.

Пейзажи ручья Июньский. 2020 год.

Солнце уже миновало зенит, а наш путь в неизвестные дали всё продолжался. Силы наши таяли, остановок на отдых становилось всё больше и они были всё продолжительнее. Мой внутренний голос начал предупреждать о том, что к нашему будущему триумфу начал приближаться большой белый пушистый зверёк.

Точка возврата

Место последнего привала. Ручей Июньский. 2020 год.

В 5 часов вечера по просьбе доброй девочки, был устроен привал. Командор, который как и я, успел уже произвести все нехитрые арифметические действия с километражем, временем и скоростью, честно предложил мне прогуляться самому к посёлку, до которого оставался примерно с километра — оставлять Лену одну он не хотел.

Наступил момент истины… За потраченное время мы смогли пройти примерно 8-9 километров (учитывая наши метания и зигзаги), с самой низкой для моего понимания скоростью. Часа через 4 должны были вступить в свои права сумерки, а возвращаться по темноте — такого желания не было ни у кого из нас.

В том случае, если бы я принял предложение Саныча, мне предстояло пройти от места нашего отдыха до посёлка и обратно, потеряв при этом минимум часа два. В этом случае в обратный путь наша команда вышла бы часов в семь и гарантировано обрела неприятности на свои души. Опять же, это только до посёлка — о горном участке уже и речи не шло, а осмотр посёлка без него полноценным было бы назвать никак нельзя…

Ещё одним немаловажным фактором в принятии решения было состояние ноги, она начала отчаянно напоминать о себе — разболелось место пореза, швы тянули кожу.

Обдумав создавшееся положение, я наступил на горло своей мечте — предложил Санычу запустить коптер, осмотреть и отснять окрестности, передохнуть и… двинуться обратно.

Была ли у меня возможность сделать другой выбор? Сейчас, после анализа ситуации — могу сказать честно, что была, при определённых условиях.

На берегах ручья Июньский. 2020 год.

Как правило, при выходе на любой маршрут — в рюкзаке находится место для чая, заварки, сахара, соли — всё это бережно упаковывается в небольшой армейский котелок и при мне в любой ситуации. Также найдется место для куска полиэтилена (чтобы можно было укрыться или использовать в качестве защиты от дождя или утренней росы), банка тушёнки, несколько пакетов с быстрой лапшой, кашей или супом. С таким нехитрым скарбом можно спокойно провести в дороге несколько суток.

Этому правилу я практически не изменяю… Но не в этот раз. Из-за травмированной ноги хотелось максимум уменьшить нагрузку и из рюкзака было изъято всё лишнее, в том числе и неприкосновенный запас.

При наличии НЗ, можно было ребят отправить обратно в лагерь, а самому дойти до посёлка, там переночевать и уже утром осмотреть горный участок и вернуться в лагерь уже на следующий день. Опустошив рюкзак — я сам лишил себя такой возможности…

Пора в обратный путь... Ручей Июньский. 2020 год.

Пора в обратный путь… Ручей Июньский. 2020 год.

После короткого отдыха, быстрого перекуса бутербродами и выполнения коптером своей миссии мы двинулись в обратный путь. Солнце уже начало скрываться за горным хребтом и надо было спешить. Теперь сильно мудрить не стали и старались держаться берегов ручья, не делая лишних манёвров. До базового лагеря мы добрались уже в сумерках. Путь в обратную сторону занял около 3 часов — приближение к благам цивилизации всем придало сил.

Горный хребет в свете заката. Ручей Июньский. 2020 год.

Ну а теперь конспект на память для себя и совет для тех, кто захочет пройти тем же путём.

Маршрут

Самое оптимальное — рассчитывать маршрут на два дня с одной ночёвкой. В путь лучше выходить часов в 10 утра, дабы роса уже упала и вам не пришлось путешествовать промокшим до нитки.

Ночевать лучше всего будет в районе горного участка — как в крайней точке маршрута, тем более, поднявшись к хребту, можно лишиться назойливого общества комариного царства, обитающего у ручья. Единственное — минимальный запас воды с собой лучше иметь.

В зависимости от времени, потраченного на маршрут — можно добраться до горного участка, осмотреть его, разбить лагерь и переночевать. Утром также часов в 10 — спуститься с хребта до малого посёлка, произвести его осмотр, дойти до большого посёлка (расстояние между ними около 1,5 км). После осмотра большого посёлка, спуститься по ручью до базового лагеря.

Средства связи и коммуникации.

Наличие раций с собой — обязательно, желательно с радиусом действия не менее 10 км по прямой, работать предстоит в горах, а там к рациям более жёсткие требования.

Обязательно с собой иметь навигатор с хорошей чувствительностью и поддержкой разных систем навигации с отмеченными точками целей и проложенным маршрутом. В качестве карты использовать самые свежие спутниковые снимки, использование схематических карт и карт генштаба может привести к тому, что вместо поводыря в ваших руках окажется Сусанин в электронной

Что брать с собой?

Не стоит забывать, что вы в медвежьем краю и шанс столкнуться с топтыгиным очень велик — разумно взять с собой любые средства, позволяющие избежать близкой встречи.

Для ночёвки — палатка, спальник. Запас еды на двое суток.

Всё остальное подбираем индивидуально — у каждого свои потребности и требуемый уровень комфорта

Экстремальный вариант

Если вы уверены в своих силах и выносливости — этот маршрут можно пройти за один день с облегчённым рюкзаком за плечами. Основное — это скорость, не менее 2-3 километров в час по сильнопересечённой местности, болотине и камням. Выход в маршрут — 7-8 утра, часов за 8-9 вы должны управиться. Главное — чтобы скорость и темп группы совпадал. А сухпай и котелок с собой лучше взять, в дороге может случиться всё…

Вместо заключения

Загадки матушки природы. Ручей Июньский. 2020 год.

Никто из нас не любит проигрывать, а уж тем более рассказывать всем о своих поражениях… пускай этот оглушительный для меня провал будет просто разведкой боем. А раз так — я всё равно вернусь сюда, чтобы дойти до цели и попытаться разгадать загадку, которая не даёт мне покоя несколько лет. И если задуманное получиться — то страницы сайта пополнятся новыми статьями по истории Колымы и Дальстроя.