Хроника УАЗа цвета «марино». 2017 год. День второй

Утро на реке Сеймчан

На другом берегу фабрика №3 рудника имени Чапаева. 2017 год.На другом берегу фабрика №3 рудника Чапаева. 2017 год.

Знаете, что больше всего нас поразило утром? Мы остановились на ночлег в том месте, где до нас видимо уже не раз побывали горе-туристы. К таким выводам привели кучи мусора, которые располагались по окраинам поляны, где мы и остановились на ночлег. Неужто так трудно убрать за собой? Или у себя дома вы так же гадите на каждом шагу? В результате часть мусора от питекантропов мы благополучно сожгли, Юра немного поворчал о том, что не всех воспитывали в детстве и каждый из нас занялся своими делами.

Ещё одна простая здравая идея промелькнула в голове, во время небольшого спонтанного субботника. Может стоит администрации Среднеканского района или музею Сеймчана тут поставить бочку под мусор? Все было бы чище и опрятнее…

Юра взялся за приготовление завтрака, а я начал смотреть на возможность переправки на другой берег реки для изучения фабрики, останков посёлка, других зданий и сооружений.

Несмотря на то, что послушав совета своих друзей мы взяли надувную лодку, переправляться на другой берег по мере изучения обстановки, хотелось всё меньше. 

Разлившаяся река Сеймчан.Разлившаяся река Сеймчан.

На нашу беду река Сеймчан, на момент нашего посещения, коренным образом поменяла свой статус. Она стала шире в несколько раз, по сравнению со своим нормальным руслом, и обрела бурное течение и своенравный характер горных рек.

Место, где можно было высадиться на  другом берегу, было одно и шириной примерно метров в 50. Выше этого места были отвалы, к которым пристать было проблематично из-за крутого склона. Сразу за этим местом, ниже по течению, начинались прижимы, к которым пристать было невозможно и в случае неудачи пришлось бы снова возвращаться на этот берег. Чтобы попасть во время переправы на этот небольшой пятачок, пришлось бы подниматься с лодкой примерно на метров 200-300 выше по течению. В случае неудачи, если бы не удалось попасть в вожделенную гавань, пришлось бы возвращаться обратно на берег, с которого начиналась переправа. А это, учитывая бурное течение, метров 100-200 точно… При таком раскладе событий для новой попытки пришлось бы возвращаться с лодкой через лес или вести её обратно вверх по течению на приличное расстояние.

На другом берегу реки Сеймчан - фабрика №3.На другом берегу реки Сеймчан – фабрика №3.

Сильно смущало быстрое течение реки. Искупаться самому, в случае неудачной переправы, было бы не самой большой катастрофой, но для аппаратуры купания в реке могло оказаться последним сольным номером в её карьере.

Закончив реконгсцинировку, я вернулся к нашему лагерю, где уже пыхтел чайник, закипая на костре. Запах ароматного таёжного чая, казалось, распространялся на десятки метров в разные стороны и как магнитом тянул к костру.

Таёжный чай

Закипает наш чайник.Закипает наш чайник.

Это был первый таёжный мой чай в этом году. Вроде чай как чай и везде одинаков. Только не стоит это путать с чаем из пакетиков, приготовленных на скорую руку в квартире, или элитными листовыми чаями, заваренными по своим технологиям в заварниках… Все равно вкус будет совершенно не тот… Чай, заваренный в чайнике на костру, вдалеке от цивилизации, особенно если в него добавить разных полезных травок и листьев, приобретает божественный запах и ни с чем не сравнимый вкус. Он хорошо утоляет жажду в жаркий день и согревает, когда ты оказался под дождем или в ненастье… Заваренный покрепче дает силы и отгоняет сон. С таким чаем  по аромату, вкусу и воздействию не сравниться и кофе. Говорю честно, ибо сам старый наркоман по кофейным зернам. Кстати в этой поездке делали и чай и кофе, кофе проиграл по всем показателям…

Посидели, попили чаю, с чем бог послал, посовещались и обменялись мнениями. Как бы мне не хотелось оказаться на том берегу, я решил не рисковать, о чём рассказал своему напарнику. Юра меня поддержал в моем решении… Так что, желание изучить фабрику и все что находилось на другом берегу, пришлось перенести на неопределенный срок.

У фабрики №3

В этом выходе мой друг оказал мне неоценимую помощь в качестве поисковика. Часть строений и вещей тех времен, нашел и показал мне Юра, с его цепким взглядом.

Фундаменты механизмов.Полуразрушенные бетонные сооружения.

Вот эти полуразрушенные бетонные сооружения (фундаменты под механизмы?), технологические бассейны  располагались прямо напротив фабрики №3. Они надежно были спрятаны молодыми деревьями и кустарником, по крайней мере от меня. Но цепкий глаз моего напарника узрел скрытое и он простер свою длань в  их сторону со словами: «А вот это ты видел? Здесь уже был?».

Уже позже нашел и назначение этих находок. Это были фундаменты под локомобильные электростанции, которые снабжали электричеством посёлок имени Чапаева и фабрику №3.

Здание фабрики №3.Здание фабрики №3.

Так что фабрику и все, что было видно я поснимал через телевик и решил пройтись по нашему берегу ниже и выше по течению, чтобы посмотреть, где располагались строения поселка имени Чапаева. 

Юра взял удочку и пошёл исследовать речку на наличие в них хариуса, и желания рыбы ловиться на верхнюю муху. Так что каждый из нас занялся своим любимым делом.

Рыбак Юрий Филипповский на реке Сеймчан.Рыбак Юрий Филипповский на реке Сеймчан.

Погода здесь нас продолжала испытывать на прочность – низкая облачность, небольшая морось наводили скуку и уныние.

Посёлок имени Чапаева

Я отправился по лесу, ниже по течению от того места, где был разбит наш лагерь. Первой моей интересной находкой стали развалины барака, не доходя до клуба.

Развалины барака. Посёлок имени Чапаева.Развалины барака. Посёлок имени Чапаева.

Сам барак вызвал у меня ряд вопросов. Я считал, что в посёлке имени Чапаева жили вольнонаемные и охрана… Тогда почему на окнах решетки?

Если это барак для заключенных, тогда почему такие большие окна? Сам барак не подходит под типовые бараки Дальстроя по своей конструкции и размеру.

Так что, эта находка вызвала больше вопросов, чем ответов.

Клуб в посёлке имени Чапаева.Клуб в посёлке имени Чапаева.

Пройдя ниже по течению, ориентируясь по навигатору, я смог найти остатки полуразрушенного старого клуба. Клуб от любопытных взглядов очень хорошо заслоняла зелень и найти его без подсказок электроники было бы проблематично.

 Зал в клубе. Посёлок имени Чапаева.Зал в клубе. Посёлок имени Чапаева.

Осмотрел его помещения, внутреннее устройство, что где находилось. Обнаружил кинопроекторную – значит здесь и кино крутили, а не только концерты с танцами были.

Кинопроекторная в клубе. Посёлок имени Чапаева.Кинопроекторная в клубе. Посёлок имени Чапаева.

Следующей интересной находкой были развалины дома, на расстоянии метров 50-70 от клуба, ниже по течению. Чем мне он показался таким интересным?

N4A6044Посёлок имени Чапаева. Разрушенный дом.

Во первых – размеры. Дом был предназначен, максимум, на одну семью. В доме была не буржуйка, а кирпичная печь…

N4A6079Детские санки. Посёлок имени Чапаева.

Рядом нашел детские санки. Может здесь жил кто-то из руководства со своей семьей? Много было и других вещей той эпохи.

Продолжая свои поиски, углубился в лес, уходя от берега реки, и нашел места, где стояли раньше здания и сооружения…

На этом месте было строение. Посёлок имени Чапаева.На этом месте было строение. Посёлок имени Чапаева.

По некоторым признакам можно легко определить, что на это месте было здание или строение. Особенно, если  на этом пятачке растительность сильно отличается от окружающей и место, где она растет, имеет строгую прямоугольную форму.

На этом месте было строение. Посёлок имени Чапаева.Контур бывшего здания ещё просматривается… Посёлок имени Чапаева.

Здесь когда-то тоже было строение или барак. Если хорошо приглядеться, то можно ещё увидеть контур бывшего строения. Забавно, что на месте, где раньше стоял дом, теперь цветут цветы…

Попадались и другие интересные вещи и находки. О некоторых из них, ниже по тексту.

Воздушный фильтр. Посёлок имени Чапаева.. Посёлок имени Чапаева.Воздушный фильтр. Посёлок имени Чапаева.

В зарослях нашелся воздушный фильтр, от какой правда техники я не знаю. Что в нем поразило? То, что изготовлен он был из деревянных пластин. Честно говоря, у меня сложилось мнение, что и изготовили его в Дальстрое, а может и прямо здесь – на Чапаева.

Бочка с маркировкой ГВФ. Посёлок имени Чапаева.Бочка с маркировкой ГВФ. Посёлок имени Чапаева.

А вот случайно нашелся привет от авиаторов жителям посёлка имени Чапаева. Почему от авиаторов? Кстати не авиаторов Дальстроя, а именно гражданской авиации. Больно интересная маркировка на бочке – ГВФ (гражданский воздушный флот). Вот и думаю, каким ветром её сюда занесло, ближайший гражданский аэропорт отсюда далеко…

Опора или каток. Посёлок имени Чапаева.Осевая часть колеса. Посёлок имени Чапаева.

Мой сотоварищ Павел Мамренко помог мне опознать в этой находке осевую часть – основу деревянного колеса от телеги. В воспоминаниях зэка читал, что многие деревянные детали, как правило, изготавливали на месте. Вполне возможно, что изготовлена была здесь же – на Чапаева.

Остатки колеса. Посёлок имени Чапаева.Остатки колеса. Посёлок имени Чапаева.

Ещё одна находка тех времен. Колесо от телеги… Значит были здесь не только машины и трактора, был и гужевой транспорт. Были и кони, была и конюшня… От самого колеса уже мало что осталось, но легко можно понять для чего сей предмет.

Сваренные бочки, набитые кирпичами. Посёлок имени Чапаева.Сваренные бочки, набитые кирпичами. Посёлок имени Чапаева.

Ещё одна загадка. Две 200-литровых бочки, сваренных между собой и набитые кирпичами. Что здесь было – баня, сушилка и для чего и как использовались? Пока без ответов…

И кругом подосиновики...И кругом подосиновики…

Люблю я тихую охоту… Люблю собирать грибы, а они об этом догадываются и прячутся. А тут приехал на охоту за другим и они как на параде и семьями… Красавцы… Знают, что только на жареху можем взять и до дома их не довезти, сгорят. Поэтому стоят, красуюсь красными шляпками и беззвучно хихикают…

Запечатлев все свои находки я решил, что пора продолжать свои изыскания в другом месте.

Памятный крест на берегу реки Сеймчан. На заднем плане фабрика №3 имени Чапаева.Памятный крест на берегу реки Сеймчан. На заднем плане фабрика №3 имени Чапаева.

Теперь мой путь лежал выше по реке (если смотреть от памятного креста).

Смотря на этот живописный пейзаж трудно даже поверить, что этот молодой лесок и высокая трава скрывают от взгляда разрушенные строения и другие свидетельства времени, когда здесь в дальстроевские времена шла добыча олова.

Молодая поросль деревьев хорошо скрывает от взгляда прошлое...Молодая поросль деревьев хорошо скрывает от взгляда прошлое…

Хотя на картах навигатора на этом месте практически ничего не было видно, внутреннее чувство, что здесь что-то есть меня не обмануло.

На этом месте было какое-то строение.На этом месте было какое-то строение.

Сперва попалось несколько мест, где когда-то были строения или дома. такие места сразу бросаются в глаза. Но, кроме кирпичей, и контура здания там практически ничего не было…

Печка рядом с местом, где раньше стоял дом.Печка рядом с местом, где раньше стоял дом.

На глаза попалась печка, возле одного из таких разрушенных домов. За время путешествия уже повстречалось этих буржуек всех видов и модификаций столько, что даже возникла мысль сделать небольшую галерею печек времени Дальстроя.

На месте бывшего склада.На месте бывшего склада.

Вскоре стали попадаться места поинтереснее и содержательнее. Когда-то здесь стоял склад, здесь хранили автомобильные шины. Такое ощущение, что склад спалили вместе с остатками имущества.

Находки на месте хранения автозапчастей.Находки на месте хранения автозапчастей.

На месте отдельно стоящего склада нашлось много запчастей от двигателей и поршневых групп к ним: прокладки всех типов. поршневые кольца и многое другое…

Агрегаты от автомобильной установки газгена.Агрегаты от автомобильной установки газгена.

Из любопытных находок не могу не отметить агрегаты от автомобильной установки газгена. Местные автомобили питались не только бензином, но и дровами. Причем находка вполне хорошем состоянии, по крайней мере внешне. Честно говоря, не смотря на засилие газгенов в 40-50-е годы на Колыме, я практически и не видел своими глазами, как эти установки выглядели. Да и эту находку я смог опознать, когда готовил материал по Колымской трассе и транспорту. Тогда в лесу, для меня это была всего лишь груда металлолома.

Если говорить о теме газогенераторных автомобилей, то была ещё одна находка. По моему личному мнению, кабина от машины, на которой стояла газогенераторная установка.

Кабина автомобиля эпохи Дальстроя.

Кабина автомобиля эпохи Дальстроя.

Вот в этой оригинальной выемке, позади двери, и крепился одни из агрегатов газгена. Было ли это заводское исполнение или переделка на заводе АРЗ – не скажу и спорить не буду..

Кабина автомобиля эпохи Дальстроя.Кабина автомобиля эпохи Дальстроя.

Вот эта же кабина и вид спереди. Задняя часть этой кабины была деревянной, как и двери. Отмечу, что деревянные двери – это скорее всего местная переделка или модернизация, по причине отсутствия новых заводских.

Уже пролистав справочники смог определиться, кто мне попал в объектив. Это кабина от ЗИС-21, именно в исполнении газгеном. Впрочем, про это будет отдельный рассказ.

Часть кабины от ЗИС-21.Часть кабины от ЗИС-21.

Вот ещё одна кабина от автомобиля ЗИС-21, точнее её передняя часть. На этой кабине, в отличие от предыдущей, стоят штатные, железные двери.

Кабина автомобиля.

Кабина автомобиля.

Кроме кабин ЗИС-21 были и другие, одна из них на снимке. Все они были надежно укрыты от взгляда подросшими деревьями и травой…

На месте бывшего гаража. Посёлок имени Чапаева.На месте бывшего гаража. Посёлок имени Чапаева.

Чуть дальше был гараж или ремонтный бокс. Такие выводы можно было сделать по яме для ремонта автомобилей, сохранилась она хорошо.

Стол у мастерских. Посёлок имени Чапаева.Стол у мастерских. Посёлок имени Чапаева.

Следующей находкой стало место, где располагалась мастерская. Назначение строения подсказал уцелевший стол, который валялся рядом.

Верстак у мастерских. Посёлок имени Чапаева.Верстак у мастерских. Посёлок имени Чапаева.

В нескольких метрах стоял уже солидный верстак с полками и ящиками.

Но для меня открытия не закончились и через несколько десятков метров я увидел очередной неплохо сохранившийся барак.

Барак. Посёлок имени Чапаева.Барак. Посёлок имени Чапаева.

Вот такой находки здесь я не ожидал. Для меня уже было понятно, что здесь находились склады и мастерские, а жилые дома и бараки были в другой стороне. И тут посёлок имени Чапаева снова преподнес мне сюрприз.

Сам барак сохранился неплохо, было видно из чего и как он был построен. Конечно, я не отказал себе в любопытстве заглянуть во внутрь этого строения.

Коридор в бараке. Посёлок имени Чапаева.Коридор в бараке. Посёлок имени Чапаева.

Сам барак был деревянный, с засыпными стенами. Коридор шёл через весь барака от входной двери и до другой.  Каждая комната была изолирована от других, в каждой комнате было окно (на окнах решеток не было). Двери комнат открывались в коридор, который шел от входной двери и до другой. Так что бараком его было назвать тяжело, тут уже скорее малосемейка с проходной системой.

Печка в бараке. Посёлок имени Чапаева.Печка в бараке. Посёлок имени Чапаева.

В бараке были кирпичные печки, которые отапливали несколько комнат сразу.

Судя по убранству и планировке, лагерным этот барак никак не назовёшь. Скорее жилье для вольных.

Крыша завалившегося барака.Крыша завалившегося барака.

Ещё через десяток метров встретилась вот такая живописная крыша. Сам барак либо рухнул, либо ему помогли… А крыша вот уцелела. Знаменитые колымские крыши времен Дальстроя, черепицей для которых служила щепа.

Керосиновая лампа эпохи Дальстроя.Керосиновая лампа эпохи Дальстроя.

Находок было много. И мой товарищ времени зря не терял. Когда я вернулся из своей вылазки, Юра продемонстрировал старую керосиновую лампу в качестве находки.

Во время моих исследований то и дело попадались следы пребывания и жизнедеятельности бурых инспекторов. Так что ухо старался держать востро и сильно не расслабляться. С собой были и фальшфейер и петарды, но встреча с Михаилом Потапычем в моих планах стояла на самом последнем месте.

Осмотр посёлка имени Чапаева был закончен и пора было двигаться дальше. К этому времени погода решила проявить свое милосердие, туман рассеялся, облака начали расходиться и солнышко начало радовать нас своим теплом.

Мост времен Дальстроя через реку Дюрясь-Юряге по дороге на посёлок имени Чапаева.Мост времен Дальстроя через реку Дюрясь-Юряге по дороге на посёлок имени Чапаева.

На обратном пути, переезжая через брод реку Дюрясь-Юряге, с удивлением обнаружили рядом старый деревянный мост времен Дальстроя. К фабрике мы ехали поздно ночью и не увидели его. Зато днем он показался во всей красе и заслужил несколько снимков.

Уходим на Лазо

Дорога на рудник имени Лазо.Дорога на рудник имени Лазо.

Осматривать прииск имени III пятилетки не было смысла, по всем полученным данны там ничего интересного не осталось и мы решили ехать дальше по направлению к руднику и посёлку имени Лазо. Правда сперва решили попытаться посетить строения и бараки по ручью Удод (один из вариантов дороги на Каньон) и осмотреть место, где располагалась 15-я фабрика. 

Разлившаяся река Дюрясь-Юряге.Разлившаяся река Дюрясь-Юряге.

Доехали до речки Дюрясь-Юряго и уперлись в разрушенный мост, спустились по объезду до брода и остановились… Как и все речки, эта сильно поднялась и переправляться через нее мы не стали, побоявшись превратиться поменять стихию с земли на воду… Развернулись и поехали к развилке на рудник Лазо.

Разрушенный мост через Дюрясь-Юряге по дороге на фабрику №15.

Разрушенный мост через Дюрясь-Юряге по дороге на фабрику №15.

Начало испытаний

Мы отъехали от реки метров 200, когда  я попросил Юру остановиться, наш УАЗ подъезжал к очередной точке на навигаторе. Отойдя от машины на несколько метров, я услышал за спиной странное шипение. Развернувшись кругом, увидел над капотом нашего уазика столб пара, подойдя со стороны капота, заметил и струйки сбегающего на землю тосола. Юра, еще не выходя из машины, крикнул мне что порвался ремень и поэтому закипели и это не повод для волнений. Смотря на убегающий в землю тосол, я выдвинул предположение о сорванном или порвавшемся патрубке. Однако, через несколько минут выяснилось, что ошибались мы оба – и я и он.

Вентилятор потерял все лопасти.Вентилятор потерял все лопасти.

Как выяснилось через несколько минут, ошибались и я и он. Подняв капот, мы увидели что на нашем вентиляторе радиатора лопасти уменьшились в несколько раз, а точнее были просто срезаны под корень… А причина убегающего тосола нашлась тоже быстро – на радиаторе было повреждено 5 или 6 сот, скорее всего одной из лопастей вентилятора…

Осматривая полученные повреждения в моей голове мелькнула мысль, что наше путешествие пришло к своему непредсказуемому финалу и нам нужно думать уже о том, как добраться до земли обетованной, до Магадана.

Что послужило причиной этого происшествия – попавший под лопасти вентилятора камень или палка, трещина на одной из лопастей вентилятора, сказать уже сложно, мы видели только последствия.

Осмотрев повреждения мы подискутировали, насколько реально восстановить вентилятор из имеющихся под рукой материалов, поняли что это в данных условиях невозможно. Юра предложил пообедать и потом уже заняться ремонтом. Костер на дороге разводить не стали, запалили газовую плитку, вскипятили чайник и устроили шикарный обед. Меню было скромным и суровым – на первое дошираки с тушенкой, дальше по списку шел чай и на сладкое карамельки.

Поврежденный радиатор.

Радиатор после ремонта. Поврежденные соты заглушены.

После обеда я помог снять своему другу поврежденный радиатор с  машины и спросил нужна ли ему ещё моя помощь. На что мой друг сказал спасибо, взял в руки большую отвертку и послал меня лесом, точнее на Лазо. На минуту зависнув над радиатором, начал производить известные только ему манипуляции.

-Ты что хочешь сделать, соты заглушить?

-Именно это, яя!

-А ты хоть раз это делал?

-Как то не приводилось, но видел!

Итак, Юра занялся ремонтом нашего мустанга, а я двинулся по направлению к руднику имени Лазо… Мы с ним договорились, что когда он закончит ремонт, то будет ждать меня на развилке через максимум 2,5 часа.

Друг мой, Юрий Филипповский

Тут наверное пришло время сделать ещё одно лирическое отступление.

Юрий Филипповский.Юрий Филипповский.

Кто такой Юрий Филипповский? Ну что он мой добрый друг и компаньон в этом путешествии, это понятно…

Скажу только, что не одна сотня дизелей от КАМАЗов, МАЗов и УРАЛов прошла через его руки, ибо моторист он от бога. Да и в остальном – отличный слесарь и золотые руки. Вот только к электричеству его подпускать нельзя – если его ток убить не сможет, то он его точно убьет…

А так – очень добрый и отзывчивый человек, настоящий друг,  про него можно сказать – настоящий колымчанин!

Рудник и посёлок имени Лазо

Вот такое сооружение стоит у подхода к распадку.Вот такое сооружение стоит у подхода к распадку.

У подхода к распадку, где раньше находились рудник и посёлок имени Лазо меня встречала как часовой, вот такое сооружение. Возможно это указатель? Надписи если и были, то не уцелели.

Распадок, где находились рудник и посёлок имени Лазо.Распадок, где находились рудник и посёлок имени Лазо.

Пройдя ещё немного, я увидел и сам распадок, где располагались искомые мной объекты.

Сама дорога на рудник от развилки шла по склону сопки, потом пересекала раскладок и выходила на противоположную сопку и шла уже до места, где машины загружали рудой.

Дорога в распадке через мост.Дорога в распадке через мост.

В самом распадке течет ручей и в месте пересечения дороги с ручьем стоит старый мост, с приличным провалом в самом начале. Посмотрев вниз, оценил высоту от моста до ручья в пердела 5-6 метров… Именно об этой ловушке меня предупреждал Андрей Паршаков. Можно здесь было проехать на УАЗике или нет, оставалось только гадать. Но передо мной такой проблемы не стояло и я спокойно обошёл яму и перешел через мост пешком.

После моста дорога уходит на клон сопки и тут есть развилка, от основной дороги уходит еле заметная, основательно заросшая дорога или тропа. Она ведёт к развалинам строений или бараков, располагавшихся на клоне сопки.

На осмотр этих строений я не пошел, я был один и место, которое надо было обследовать, сильно заросло лесом. Мне совсем не хотелось повстречаться в этих кустах с местными обитателями и я пошел дальше по основной дороге на рудник.

Дорога на рудник Лазо.Дорога на рудник Лазо.

Еще с километр дорога была приличной видимо по ней или добирались на машине, либо расчищали. Дальше уже шла молодая поросль и кустарник, которые приходилось преодолевать в стиле обезьяны, стараясь нигде не упасть.

То, что осталось от зданий и строений посёлка.То, что осталось от зданий и строений посёлка.

Где-то посередине дороги внизу я увидел фундаментов зданий и останки стен из красного кирпича. Здесь, видимо, и находился поселок имени Лазо. 

По словам сеймчанцев, здесь несколько лет назад бушевал лесной пожар и очень многое в распадке сгорело. Следы того пожара видны и сегодня.

Знакомое сооружение. Упало в следствии пожара

Знакомое сооружение. Упало в следствии пожара.

Вот такое любопытное сооружение на клоне сопке, его было видно и из посёлка и с рудника… Точно такое встречал и на Днепровском и на Чапаева. Было повреждено пожаром и упало.

Проходческие траншеи по всем склонам сопок, искали жилы стратегического металла.Проходческие траншеи по всем склонам сопок, искали жилы стратегического металла.

Склоны окрестных сопок исчерчены проходческими траншеями. хотя добыча здесь была сосредоточена практически в одном месте, геологи проводили разведку по всем ближайшим сопкам в поисках жил или россыпей касситерита.

Столб с табличной, часть охранного периметра с колючей проволокой.

Столб с табличной, часть охранного периметра с колючей проволокой.

Ниже дороги, у подножия сопки, проходило ограждение из колючей проволоки, обозначающее границу посёлка. Если на табличке и была надпись, то она не уцелела.

Место погрузки руды.Место погрузки руды.

Вот у этого сооружения дорога закончилась. В самом распадке фабрики не было и руду увозили на переработку на фабрики №2, №3, №15. Здесь её загружали на автомобили.

Откатная насыпь из пустой породы.Откатная насыпь из пустой породы.

Рядом ниже по распадку, бежал ручей, а за ним видна была высокая откатная насыпь, по которой вывозили пустую породу из шахты. Посмотрев на неё, а высотой она была метров 50-70, я подумал, что смысла забираться на неё нет, однако через 10-15 минут я уже начал восхождение на эту рукотворного сопку. 

Вершина откатной насыпи.

Вершина откатной насыпи.

Поднявшись на вершину я смог хорошо осмотреть окрестности рудника и месторасположение шахт, проходных канав, разведки, останков зданий, ограждений из колючей проволоки и другие объекты.

Когда-то здесь был мост.Когда-то здесь был мост.

От откатной насыпи к шахте вёл деревянный мост, тут же были проложены трубы подачи воздуха. По этому мосту через ручей вагонетками вывозили пустую породу из шахт. Пожар не пощадил и его, остались трубы на месте бывшего моста.

Вход в шахту и подъездные пути для вагонеток.Вход в шахту и подъездные пути для вагонеток.

Нижняя шахта, из отвалов которой и получилась эта рукотворная гора, была наглухо закупорена ледяной пробкой. Судя по всему шахту либо залили водой при ликвидации, либо постарались подземные воды.  В отчетах встретил интересное название – «мокрая консервация», может это её результат?

Крест возле входа в шахту.Крест возле входа в шахту.

У входа в шахту добрая душа поставила крест в память о тех, кто здесь работал и о тех, кто здесь остался навсегда.

Шахта на руднике имени Лазо.Шахта на руднике имени Лазо.

Другая шахта, которую я увидел, находилась на расстоянии метров 300 в сторону от первой и метрах 80 в высоту.

Рудоспуск из шахты.

Рудоспуск из шахты.

Хорошо был виден полуразрушенный рудоспуск от нее. 

При виде открытой шахты сразу возникло желание посмотреть что там и пройтись, насколько это возможно.  Но здравый смысл взял вверх, ибо идти одному в шахту 40-х годов 20-го века в одиночку было бы слишком большой авантюрой. Тем более, что мой напарник даже не знал точно, где я нахожусь в это время.

Шахта на руднике имени Лазо.Шахта на руднике имени Лазо.

Вернувшись уже домой, при обработке фотографий, с удивлением для себя я нашел ещё одну шахту… А тогда я её и не заметил, больно хорошо скрыта от любопытного взгляда. Будет ещё один повод для того, чтобы вернутся сюда снова.

Солнце уже уходило из распадка, ограничивая время  нормальной съемки. Так что я ограничился фотографированием, засек местоположение шахты и  вернулся на склон, по которому шла дорога. 

Разрушенная подстанция. рудник имени Лазо.Разрушенная подстанция. Рудник имени Лазо.

Здесь я уже нашел развалины подстанции, остатки бывшей сортировочной и место, где грузили руду на машины. 

От тех сооружений, что здесь были, остались едва заметные следы.От тех сооружений, что здесь были, остались едва заметные следы.

Все обследовав, я повернул обратно, понимая, что озвученное время в три часа уже вышло и мой напарник будет волноваться из-за моего отсутствия, и не дай бог, пойдет меня искать. Ещё раз пожалел об отсутствии у нас средств связи, это была моя недоработка…

Обратный путь показался мне куда труднее, чем дорога на Лазо. Взять с собой в выход воды я не догадался, солнце не оставляло меня своим вниманием, и усталость от хорошей пробежки по распадку рудника давала о себе знать. Преодолевая дорогу до машины я, честно говоря, мечтал о кружке хорошего крепкого чая… Вскоре после развилки показалась тёмно-синяя крыша нашего боливара. Мой друг встречал меня с полным чайником моей мечты – крепкого колымского чая! Пока я бродил по руднику, мой добрый гений, Юра, мало того что закончил ремонт машины, но и догадался к моему приходу развести костер и вскипятить чайник, за что я ему был премного благодарен.

О своем посещении рудника и посёлка имени Лазо могу сказать только то, осмотрено  и обследовано было, наверное, третья часть того, что там есть (из-за дефицита времени). Занимаясь обработкой фотографий с Лазо, я заметил с десяток мест, которые я пропустил  или которые лучше осмотреть тщательнее. Уже дома, по фотографиям, я нашел ещё две шахты, на месте я их не заметил – спешка и усталость сыграли свою роль. По хорошему на Лазо надо ехать на несколько суток и желательно при хорошей погоде, чтобы спокойно все осмотреть и пройтись по следам человеческим. Строения, шахты, канавы разведки были расположены в 2-3 распадках на приличном удалении друг от друга. Если учесть то, что местность состоит из сопок, то обследовать надо минимум сопки три – со спусками и подъемами. Могу только надеяться снова вернуться сюда и полностью осмотреть рудник имени Лазо.

После чаепития путешествие продолжилось, уже сторону Сеймчана, по направлению к сгоревшей фабрике №2. 

Грустные раздумья

Отсутствие вентилятора и повреждённый радиатор теперь создавали для нас большую головную боль. Требовалось следить за температурой и быть более внимательными. Чтобы температура поднималась более-менее плавно и не дать машине закипеть, пришлось избавиться и от термостата. И если при езде по прямой температура сильно не поднималась, то когда дорога начинала идти в подъем, температура охлаждающей жидкости начинала подниматься критическим значениям.

Озабоченно посматривая на прибор температуры Юра сказал, что если так дело пойдет, то нужно скорее всего сразу возвращаться. Ибо с такими темпами дорога до Магадана займет времени с неделю… У нас ещё оставалась надежда найти запчасти в Сеймчане или Колымском, это был последний шанс продолжить путешествие.

Фабрика №2

Наш УАЗик на хвостохранидище фабрики №2.Наш УАЗик на хвостохранилище фабрики №2.

Ну вот и развалины сгоревшей фабрики №2. Подъехав на пляж рядом с фабрикой, мы высадились и каждый занялся своим делом.

Рыбак на реке Сеймчан.Рыбак на реке Сеймчан.

Юра продолжил соревнования с хариусом и удачей, в надежде поймать все-таки его на верхнюю муху. Удача слегка улыбнулась ему, один хариус был пойман, но из-за своих размеров был отпущен обратно.

-Детей жалко, пускай растёт – сказал мой друг.

Я же, с фотоаппаратом наперевес, пошел снимать остатки фабрики и ближайшие окрестности возле неё, в надежде найти что-нибудь ещё интересное. И находок было много…

Останки сгоревшей фабрики №2 рудника имени Лазо.Останки сгоревшей фабрики №2 рудника имени Лазо.

Так что здесь мы провели несколько часов, пока успокоилась моя пытливая душа, а мой друг не сделал вывод. что нужной рыбы для него здесь нет. После этого мы рванули прямым ходом в Сеймчан, в надежде найти злополучный вентилятор. Приближался субботний вечер.

Возвращение на Сеймчан

Путь до посёлка прошел при открытых форточках и включенных печках. В машине была настоящая баня… Таким образом мы хоть как то старались сбить температуру, которая неумолимо старалась приблизиться к роковым отметкам.

Добравшись до Сеймчана, нашли местный автомагазин, но по закону Мэрфи, он уже был закрыт и это знание нам мало чем помогло. Попытались опросить местное население и из ответов поняли, что в субботу вечером здесь ловить нечего, а с утра можно попытаться обратиться либо на пристань в селе Колымском, либо в полицию Сеймчана.

Нет, нас не призывали сдаться и явиться с явкой с повинной за нанесение тяжких телесных нашему УАЗу, просто в полиции были его собратья и там был шанс найти искомое. Хотя, положа руку на сердце, полиция, в тот момент, лично для меня, была самым последним местом, куда бы я хотел пойти с поклоном.

Закончив безрезультатные поиски, решили вернуться в село Колымское, там заправиться и думать о том, где остановиться на ночлег.

По пути в село на встречу нам попался УАЗ-фермер, который бодро ехал нам на встречу. Поморгав ему фарами, мы остановились, притормозил и он. Юра вышел из машины и пошёл налаживать диалог с водителем. Я не знаю, как это у него получается, но мой друг умеет и познакомиться и найти общие темы для разговора, ну и узнать что нужно. Этот дар у него есть.

Поговорив с водителем Филипповский обрисовал нашу ситуацию и попросил помощи. Водитель достал телефон и начал обзвон всех своих знакомых, кто бы мог нам помочь.

Закончив звонки, он сказал, что помочь если сможет, то завтра с утра. И есть шанс найти нужное или в Колымском, либо в Сеймчане. И ведь он нам действительно помог. Именно его звонок помог нам открыть двери и найти помощь там, где нам сегодня отказали… Спасибо тебе за помощь Тимур, доброй души человек, за твою сердечность и понимание! Ну а пока мы обменялись телефонами, договорились о встрече и разъехались по своим делам.

Заправившись на Колымском (кстати – бензин здесь дороже, чем на Оротукане), наш УАЗ взял путь в сторону Усть-Среднекана, в поисках места для лагеря и отдыха.

Мост через реку Эльген.Мост через реку Эльген.

Проехав мост через реку Эльген, Юра обратил внимание на привлекательный плес. что находился ниже моста. Сбросили скорость и начали искать съезд, который бы мог вывести на берег речки.

Отдых на реке Эльген

Как оказалось, это был именно тот съезд, что был нам и нужен. Форсировав по пути пару приличных луж мы выехали именно на этот плёс. Широкий каменистый плёс, обилие дров и возможность порыбачить – все было за то, чтобы разбить здесь лагерь и остаться до утра. Я натащил дров, развел костёр. Юра приготовил шикарный ужин, мы поужинали и мой друг пошел пытаться поймать рыбу теперь уже в реке Эльген. Положа руку на сердце, дружить рыба с Филипповским не захотела.

Река Эльген.Река Эльген.

Одинокий хариус плескался, кормясь на закате, вышел несколько раз за мушкой и потом потерял к ней интерес…

Вскоре наш экипаж уже устраивались на ночлег. В эту ночь мы ночевали как короли. После того, как из машины убрали лишнее, Юра разложил сидения и у нас получились вполне комфортабельные кровати. Через некоторое время члены нашей экспедиции забрались в спальники и отдались во власть Морфея…

Один комментарий к “Хроника УАЗа цвета «марино». 2017 год. День второй”

  1. Спасибо огромное за столь подробное описание вашего путешествия. Очень интересно. Я 12 лет отработала на стройке Среднекалымской ГЭС и дальше Сеймчана не была, а вот мой муж в молодые годы работал там в геологоразведке и пролазил все эти маста, а потом и бил канавы. Сейчас ещё работает в Магаданской обл.не может расстаться с Севером. Обязательно покажу ему ваше путешествие. Ещё раз спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *